Маркетинговый план
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11Комплекс маркетинга для проекта в сфере коммунального хозяйства включает следующие факторы:
тарифная политика,
структура и объемы потребления,
объемы государственного (бюджетного) финансирования отрасли,
качество предоставляемых услуг и взаимоотношения с потребителями.
Тарифная политика
Тарифная политика, рекомендованная Региональной энергетической комиссией (далее – РЭК) Удмуртской Республики, предполагает:
Динамика роста тарифов на услуги «ХХХ» не должна иметь опережающие темпы по отношению к общей республиканской динамике.
Для всех потребителей устанавливаются экономически обоснованные тарифы, кроме субсидируемых тарифных групп. Экономически обоснованные тарифы являются достаточными.
Недостаточность тарифов подтверждается результатами независимого аудита и пересматриваются в установленном порядке.
Инвестиционная составляющая включается в тарифы по конкретным инвестиционным проектам, согласованным с Правительством Республики.
Введение моратория на повышение тарифов на коммунальные услуги «ХХХ» целесообразно при условии компенсации неизбежного роста стоимости покупной энергии и топлива за счет внедрения эффективных мероприятий по снижению производственных затрат.
Следует отметить, что рекомендации РЭКа даны для условий затратного образования тарифа, когда обоснованные расходы и норма рентабельности прямо закладываются в тариф. Такой подход не стимулирует к минимизации издержек производства и не соответствует идейному содержанию бизнес-проекта.
Наиболее правильным в нашем случае является «ценовой» подход – когда стоимость услуг в будущих периодах определяется на основе сложившегося уровня тарифов с поправкой на рост инфляции.
При этом требуется оценить достаточность тарифов. Оценка тарифной ситуации в г. Nе:
по электроэнергии тарифы утверждены РЭК 1.02.2003г., являются достаточными, на 2004г. будут пересматриваться в установленном порядке;
по тепловой энергии тарифы утверждены РЭК 25.06.2002г. и введены в действие с 1.07.2003г., являются достаточными, на 2004г. будут пересматриваться в установленном порядке;
по водоснабжению и канализации тарифы утверждены Постановлением главы Администрации 26.07.2002г., в настоящий момент устарели, до 1.09.2003 г. будут внесены в РЭК все необходимые документы для утверждения новых тарифов на 2004 год.
В целях обеспечения социальной значимости проекта уровень коммунальных тарифов должен быть, в первую очередь, приемлем для населения, поэтому принимается на сложившемся уровне 2003 года с возможной корректировкой на уровень годовой инфляции. Далее прогнозируется, что тарифы будут расти только вместе с темпами инфляции. Изменение темпов инфляции принимается в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития и торговли РФ.
Динамика тарифов (без учета НДС) |
||||||||
Наименование продукции /услуг |
Ед. изм. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Электроэнергия |
коп./кВтч |
0,88 |
0,88 |
0,95 |
1,02 |
1,09 |
1,16 |
1,23 |
Теплоэнергия |
Руб./Гкал |
379,67 |
379,67 |
410,04 |
440,79 |
471,65 |
502,31 |
532,44 |
Водоснабжение |
Руб./тонн |
3,74 |
4,11 |
4,44 |
4,78 |
5,11 |
5,44 |
5,77 |
Водоотведение |
Руб./тонн |
3,63 |
3,99 |
4,31 |
4,64 |
4,96 |
5,28 |
5,60 |
Также следует отметить, что в настоящее время уровень роста тарифов на электроэнергию не соответствует уровню роста топливной составляющей в затратах на производство электрической энергии, тем не менее в течение первого (2004) года реализации проекта РКС РАО «ЕЭС» наложила мораторий на повышение тарифов на энергоресурсы. В последующих периодах рост стоимости энергоресурсов необходимо будет компенсировать ростом производственной эффективности, для чего необходимо создать основу – внедрить управленческий стандарт хозяйствования.
Структура и объемы потребления
Структура и объемы потребления электро- и теплоэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению в течение всего прогнозного периода остаются неизменными в виду того, что существуют два фактора, взаимно компенсирующих друг друга:
рост числа новых потребителей в рамках вновь вводимого жилья,
снижение удельного расхода ресурсов.
Хотя тенденция роста объемов потребления – постепенно повышающаяся, для целей прогноза деятельности лучше использовать постоянный уровень потребления.
Бюджетное финансирование отрасли
Финансирование организаций ЖКХ в текущем году производится в соответствии с Законом УР «О Бюджете Удмуртской Республики на 2003 год». Объемы финансирования ЖКХ определяются, исходя из состояния доходной части Бюджета Удмуртской Республики, и по прогнозам должны остаться на прежнем уровне.
В целях минимизации рисков недофинансирования дополнительно будут проводиться мероприятия по повышению ответственности муниципальных бюджетов в части возмещения выпадающих доходов предприятий, в том числе компенсации затрат, не покрываемых платежами населения, а также оплаты коммунальных услуг предприятиями бюджетной сферы.
Качество предоставляемых услуг и взаимоотношения с потребителями
В виду того, что любое незначительное повышение коммунального тарифа может вызвать негативное отношение к проекту, необходимо обеспечить реализацию позитивных аспектов деятельности «ХХХ»:
Потребители получат единого поставщика коммунальных услуг, способного обеспечить комплексное обслуживание.
Единый поставщик коммунальных услуг будет нести материальную ответственность и мотивирован на повышение качества услуг (включая надежность снабжения) в рамках обязательств, определенных договором между «ХХХ» и муниципалитетом.
Рост тарифа должен быть адекватен повышению качества услуг, достигнутого за счет модернизации основных фондов коммунального хозяйства
Планируемые механизмы договорных отношений при потреблении коммунальных услуг позволят потребителю влиять на уровень и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, оплачивая только потребленные услуги.
Адекватная работа с «неплательщиками».
Основные особенности адекватной работы РКС с «неплательщиками» - это адресность и гибкость. Это обусловлено комплексным подходом к оказанию коммунальных услуг – электро-, тепло- и водоснабжение в лице одного поставщика, что позволяет видеть полную информацию о потребляемых объемах услуг в комплексе и общую задолженность каждого потребителя, а далее в индивидуальном порядке применять соответствующие меры воздействия.
В качестве мер воздействия на «неплательщиков» предполагается использовать все возможные законные методы. В первую очередь, планируется провести разъяснительную работу с населением и предприятиями-потребителями, далее ужесточить дисциплину оплаты услуг и активизировать меры воздействия на нарушителей платежной дисциплины.
В рамках активизации работы с предприятиями-неплательщиками планируется проводить санацию предприятий и работу по финансовой обеспеченности с бюджетами всех уровней.
Производя 80% от общего объема жилищно-коммунальных услуг в городе N, «ХХХ» не может работать в отрыве от обеспечения социальной защищенности населения, что является, в свою очередь, основной обязанностью органов муниципального самоуправления. Поэтому работа с неплательщиками является совместной задачей муниципалитета и «ХХХ».
Муниципалитет может проводить работу с неплательщиками через свой расчетно-кассовый центр, который, в свою очередь, будет проводить разъяснительную работу с населением, инициировать судебные иски против злостных неплательщиков и т.п. Опыт работы РКЦ показывает их эффективность - у успешно действующих РКЦ уровень собираемости коммунальных платежей с населения достигает 97% -100%.
Жесткие меры по отношению к «неплательщикам» - судебные иски и отключения – это мера воздействия, к которой следует прибегать в последнюю очередь.
Комплекс маркетинга для проекта в сфере коммунального хозяйства включает следующие факторы:
тарифная политика,
структура и объемы потребления,
объемы государственного (бюджетного) финансирования отрасли,
качество предоставляемых услуг и взаимоотношения с потребителями.
Тарифная политика
Тарифная политика, рекомендованная Региональной энергетической комиссией (далее – РЭК) Удмуртской Республики, предполагает:
Динамика роста тарифов на услуги «ХХХ» не должна иметь опережающие темпы по отношению к общей республиканской динамике.
Для всех потребителей устанавливаются экономически обоснованные тарифы, кроме субсидируемых тарифных групп. Экономически обоснованные тарифы являются достаточными.
Недостаточность тарифов подтверждается результатами независимого аудита и пересматриваются в установленном порядке.
Инвестиционная составляющая включается в тарифы по конкретным инвестиционным проектам, согласованным с Правительством Республики.
Введение моратория на повышение тарифов на коммунальные услуги «ХХХ» целесообразно при условии компенсации неизбежного роста стоимости покупной энергии и топлива за счет внедрения эффективных мероприятий по снижению производственных затрат.
Следует отметить, что рекомендации РЭКа даны для условий затратного образования тарифа, когда обоснованные расходы и норма рентабельности прямо закладываются в тариф. Такой подход не стимулирует к минимизации издержек производства и не соответствует идейному содержанию бизнес-проекта.
Наиболее правильным в нашем случае является «ценовой» подход – когда стоимость услуг в будущих периодах определяется на основе сложившегося уровня тарифов с поправкой на рост инфляции.
При этом требуется оценить достаточность тарифов. Оценка тарифной ситуации в г. Nе:
по электроэнергии тарифы утверждены РЭК 1.02.2003г., являются достаточными, на 2004г. будут пересматриваться в установленном порядке;
по тепловой энергии тарифы утверждены РЭК 25.06.2002г. и введены в действие с 1.07.2003г., являются достаточными, на 2004г. будут пересматриваться в установленном порядке;
по водоснабжению и канализации тарифы утверждены Постановлением главы Администрации 26.07.2002г., в настоящий момент устарели, до 1.09.2003 г. будут внесены в РЭК все необходимые документы для утверждения новых тарифов на 2004 год.
В целях обеспечения социальной значимости проекта уровень коммунальных тарифов должен быть, в первую очередь, приемлем для населения, поэтому принимается на сложившемся уровне 2003 года с возможной корректировкой на уровень годовой инфляции. Далее прогнозируется, что тарифы будут расти только вместе с темпами инфляции. Изменение темпов инфляции принимается в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития и торговли РФ.
Динамика тарифов (без учета НДС) |
||||||||
Наименование продукции /услуг |
Ед. изм. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Электроэнергия |
коп./кВтч |
0,88 |
0,88 |
0,95 |
1,02 |
1,09 |
1,16 |
1,23 |
Теплоэнергия |
Руб./Гкал |
379,67 |
379,67 |
410,04 |
440,79 |
471,65 |
502,31 |
532,44 |
Водоснабжение |
Руб./тонн |
3,74 |
4,11 |
4,44 |
4,78 |
5,11 |
5,44 |
5,77 |
Водоотведение |
Руб./тонн |
3,63 |
3,99 |
4,31 |
4,64 |
4,96 |
5,28 |
5,60 |
Также следует отметить, что в настоящее время уровень роста тарифов на электроэнергию не соответствует уровню роста топливной составляющей в затратах на производство электрической энергии, тем не менее в течение первого (2004) года реализации проекта РКС РАО «ЕЭС» наложила мораторий на повышение тарифов на энергоресурсы. В последующих периодах рост стоимости энергоресурсов необходимо будет компенсировать ростом производственной эффективности, для чего необходимо создать основу – внедрить управленческий стандарт хозяйствования.
Структура и объемы потребления
Структура и объемы потребления электро- и теплоэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению в течение всего прогнозного периода остаются неизменными в виду того, что существуют два фактора, взаимно компенсирующих друг друга:
рост числа новых потребителей в рамках вновь вводимого жилья,
снижение удельного расхода ресурсов.
Хотя тенденция роста объемов потребления – постепенно повышающаяся, для целей прогноза деятельности лучше использовать постоянный уровень потребления.
Бюджетное финансирование отрасли
Финансирование организаций ЖКХ в текущем году производится в соответствии с Законом УР «О Бюджете Удмуртской Республики на 2003 год». Объемы финансирования ЖКХ определяются, исходя из состояния доходной части Бюджета Удмуртской Республики, и по прогнозам должны остаться на прежнем уровне.
В целях минимизации рисков недофинансирования дополнительно будут проводиться мероприятия по повышению ответственности муниципальных бюджетов в части возмещения выпадающих доходов предприятий, в том числе компенсации затрат, не покрываемых платежами населения, а также оплаты коммунальных услуг предприятиями бюджетной сферы.
Качество предоставляемых услуг и взаимоотношения с потребителями
В виду того, что любое незначительное повышение коммунального тарифа может вызвать негативное отношение к проекту, необходимо обеспечить реализацию позитивных аспектов деятельности «ХХХ»:
Потребители получат единого поставщика коммунальных услуг, способного обеспечить комплексное обслуживание.
Единый поставщик коммунальных услуг будет нести материальную ответственность и мотивирован на повышение качества услуг (включая надежность снабжения) в рамках обязательств, определенных договором между «ХХХ» и муниципалитетом.
Рост тарифа должен быть адекватен повышению качества услуг, достигнутого за счет модернизации основных фондов коммунального хозяйства
Планируемые механизмы договорных отношений при потреблении коммунальных услуг позволят потребителю влиять на уровень и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, оплачивая только потребленные услуги.
Адекватная работа с «неплательщиками».
Основные особенности адекватной работы РКС с «неплательщиками» - это адресность и гибкость. Это обусловлено комплексным подходом к оказанию коммунальных услуг – электро-, тепло- и водоснабжение в лице одного поставщика, что позволяет видеть полную информацию о потребляемых объемах услуг в комплексе и общую задолженность каждого потребителя, а далее в индивидуальном порядке применять соответствующие меры воздействия.
В качестве мер воздействия на «неплательщиков» предполагается использовать все возможные законные методы. В первую очередь, планируется провести разъяснительную работу с населением и предприятиями-потребителями, далее ужесточить дисциплину оплаты услуг и активизировать меры воздействия на нарушителей платежной дисциплины.
В рамках активизации работы с предприятиями-неплательщиками планируется проводить санацию предприятий и работу по финансовой обеспеченности с бюджетами всех уровней.
Производя 80% от общего объема жилищно-коммунальных услуг в городе N, «ХХХ» не может работать в отрыве от обеспечения социальной защищенности населения, что является, в свою очередь, основной обязанностью органов муниципального самоуправления. Поэтому работа с неплательщиками является совместной задачей муниципалитета и «ХХХ».
Муниципалитет может проводить работу с неплательщиками через свой расчетно-кассовый центр, который, в свою очередь, будет проводить разъяснительную работу с населением, инициировать судебные иски против злостных неплательщиков и т.п. Опыт работы РКЦ показывает их эффективность - у успешно действующих РКЦ уровень собираемости коммунальных платежей с населения достигает 97% -100%.
Жесткие меры по отношению к «неплательщикам» - судебные иски и отключения – это мера воздействия, к которой следует прибегать в последнюю очередь.