Организационный план
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11При организационном проектировании деятельности «ХХХ» использовались следующие целевые установки:
Быстрое развертывание операционной деятельности.
Своевременное и качественное обеспечение коммунальными услугами потребителей в рамках взятых на себя договорных обязательств.
Оптимизация административных расходов и обеспечение условий для повышения эффективности операционной деятельности.
Обеспечение эффективного взаимодействия с органами власти Республики и муниципальных образований, возможности по формированию положительного имиджа.
Централизация системы сбыта и системы финансовых потоков, обеспечение возможностей по привлечению и обслуживанию внешнего финансирования.
Исходя из этого, аппарат управления «ХХХ» сформирован по основным направлениям следующим образом:
Дирекция по производству и технической политике – контролирует результаты производственной деятельности, включая качество электро-, тепло и водоснабжение, определяет единую техническую политику коммунального комплекса, заключает договора на подрядные услуги по эксплуатации, обслуживанию и ремонту средств коммунального комплекса, отвечает за энергобезопасность коммунальной системы.
Дирекция по сбыту – осуществляет единую централизованную политику в области закупок и сбыта энергоресурсов, заключает договора на закупку и сбыт энергоресурсов, организует работу с общественностью.
Дирекция по экономике и финансам – осуществляет единую централизованную политику в области финансирования коммунального хозяйства, заключает договора на аренду основных средств коммунального комплекса, организует работу по взаимодействию с ОАО «РКС», контролирует использование инвестиций, представляет интересы общества перед акционерами и инвесторами.
Директор по персоналу – формирует единую кадровую политику, организует кадровый учет общества, формирует единую систему подготовки персонала и корпоративную культуру общества, представляет интересы общества перед трудовым коллективом и надзорными органами.
Бухгалтерия – формирует единую учетную политику в коммунальном хозяйстве, отражает результаты хозяйственной деятельности общества в бухгалтерском учете, отчитывается за результаты общества перед фискальными органами.
Территориальное отделение в г. N – выполняет функции отдельного обособленного подразделения «ХХХ» в N-ском операционном районе.
Организационная структура и штатное расписание «ХХХ» представлены в Приложениях 1 и 2 соответственно.
В целях успешного развертывания операционной деятельности на подготовительном этапе хозяйствования в 3-м квартале 2003 года перед «ХХХ» ставятся следующие задачи:
Зарегистрировать общество. Регистрация общества осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ним регистрация общества осуществляется налоговыми органами в течение 5 дней. Для того, чтобы новое акционерное общество могло вступать в отношения с третьими лицами, ему необходимо оплатить уставный капитал в размере не менее 50%, т.е. внести в оплату акций сумму от 5 млн. рублей. В целях подготовительного этапа предлагается внести уставный капитал в полном размере. При регистрации возникают расходы на уплату государственной пошлины, заверение копий уставов для контролирующих органов (ИМНС, банк, ФКЦБ, другие), почтовая экспресс-доставка уставных документов (например, в РО ФКЦБ России в Приволжском федеральном округе), изготовление атрибутов общества (печати, штампы, бланки, другое), открытие банковского счета, оформление лицензий на ведение основной деятельности.
Заключить договор на ведение реестра с регистратором. В первые два месяца возникают расходы по регистрации выпуска акций, в третий месяц оплачивается абонентское обслуживание).
Оценить фактический состав и состояние передаваемого в «ХХХ» имущества коммунального хозяйства. По сути, необходимо провести технический аудит основных средств, передаваемых от муниципальных коммунальных предприятий в «ХХХ». В рамках технического аудита проводится инвентаризация наличия основных средств, определяется их фактическое техническое состояние и наличие правоустанавливающих документов (свидетельство о государственной регистрации прав) на недвижимое имущество, передаваемое в аренду. У арендодателя (муниципального органа) должны быть оформлены такие документы, чтобы он смог заключить долгосрочные (сроком от 1 года) договора аренды, требующие государственной регистрации. Результаты технического аудита должны дать представление о реальном масштабе ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду в целях обоснованного планирования инвестиций. Предлагается провести технический аудит силами персонала муниципальных предприятий при участии технических специалистов ОАО «Удмуртэнерго».
Провести независимую оценку имущества. Независимая оценка должна определить справедливую рыночную стоимость имущества для последующего определения размера арендной платы. Как правило, полноценная оценка имущества сопровождается техническим аудитом, результаты которого должны дать независимому оценщику полное представление о наличии и состоянии имущества с целью дальнейшего определения справедливой стоимости. Но в рамках технического аудита независимый оценщик не определит реальные масштабы ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду, поэтому предлагается провести оценку имущества документарно на основании актов технического аудита, проведенного при участии специалистов ОАО «Удмуртэнерго». Вне зависимости от порядка проведения оценки оценщик представит стоимость имущества, уже заранее согласованную с заказчиками - представителями администраций Республики и муниципалитетов и представителями ОАО «РКС».
Заключить договора аренды и принять в хозяйственное ведение основные средства коммунального комплекса. По договору аренды собственник (который представлен уполномоченным органом муниципальной или республиканской власти - арендодатель) предает право пользования другому лицу (арендатору). Основные положения, регламентирующие отношения аренды, содержатся в гл.34 ГК РФ. До заключения договора аренды должны быть проведены следующие действия: оплатить не менее 50% уставного капитала общества, определить справедливую стоимость имущества.
Оценить имеющиеся финансовые средства коммунальных предприятий, обязательства перед контрагентами (включая расчеты с персоналом), структуру доходов и расходов. По сути, необходимо провести финансовый аудит муниципальных коммунальных предприятий в целях принятия последующих решений по стоимости эксплуатационных услуг, контролю расходов, моделированию финансово-хозяйственной деятельности и повышению эффективности управления. Для предприятий, прошедших в этом году финансовый аудит тарифов и представивших его результаты в развернутом виде, возможно проведение только инвентаризации денежных средств и договорных обязательств.
Оценить качество управления и кадровый потенциал коммунальных предприятий.
Организовать рабочий офис общества, сформировать штат и обеспечить рабочие места.
Заключить договора на оказание коммунальных услуг обществом, договора с поставщиками на закупку энергоресурсов, договора с подрядчиками на оказание эксплуатационных, сервисных и ремонтных услуг. После того как будет сформирована необходимая материальная база (имущество передано в аренду) для выполнения уставных функций, общество заключает договора на оказание коммунальных услуг с муниципалитетами. Так как собственные ресурсы на начальном этапе будут сильно ограничены, но требуется быстрое развертывание операционной деятельности, работы по коммунальному обслуживанию (эксплуатации коммунальных сетей) передается на субподряд муниципальным коммунальным предприятиям, с которыми заключается договор на абонентское обслуживание. Оплата услуг коммунальных предприятий должна складываться из себестоимости производства услуг, основной статьей которой является оплата труда персонала. Основное требования по этим договорам – это прозрачность и ясность его содержания для «ХХХ». Оплата услуг должна быть фиксированной, как минимум на год, и детализирована по статьям расходов. Должны быть определены показатели качества услуг, их порядок их оценки и штрафные санкции за снижение качества услуг. Это обязательные требования - позволят создать определенную мотивацию у коммунальных предприятий, но не достаточные. Кроме этого, необходимо предусмотреть рычаги управления муниципальными предприятиями на уровне устава коммунальных предприятий, законодательных и подзаконных актов Республики Удмуртия в виду того, что они будут единственными подрядчиками «ХХХ», и появляются монопольные риски. Разработка таких управленческих решений безусловно является предметом для дополнительных консультаций, для чего необходимо предусмотреть в бюджете соответствующие расходы.
Подготовить программу организационных и технических мероприятий по выводу из кризиса коммунального хозяйства и переходу к полноценной операционной деятельности собственными силами.
Обеспечить полную хозяйственную готовность к началу полноценной операционной деятельности.
Обеспечить полную техническую готовность коммунального комплекса к прохождению ОЗП 2003-2004гг. Ключевыми факторами успешной подготовки к ОЗП является ремонтный фонд, способный покрыть расходы по полному объему работ, соответствующих реальному техническому состоянию коммуникаций, и наличие запасов топлива для собственной выработки на котельных г. N. В виду того, что на бюджетный период приходится разгар ремонтной кампании, расходы на ремонт предлагается взять в максимально возможном объеме. Вопрос целесообразности собственной выработки тепла необходимо проработать отдельно с учетом перспектив развития системы централизованного теплоснабжения г. N и подготовить соответствующее ТЭО.
Создать первичный положительный образ общества у населения. Для этого предлагается подготовить и реализовать масштабную программу коммуникативных мероприятий с использованием печатных, теле- и радиосредств массовой информации. Программа мероприятий должна базироваться на согласованной коммуникативной стратегии, объединяющей PR- и GR-коммуникации.
Для успешного достижения целей «ХХХ» требуется создать эффективную систему менеджмента, соответствующую корпоративному управленческого стандарту хозяйствования, который устанавливает обязательные требования к системе менеджмента «ХХХ».
Требования к системе менеджмента «ХХХ» представлены в виде комплекса управленческих решений, являющихся обязательными условиями обеспечения эффективности операционной деятельности и инвестиционной привлекательности регионального проекта РКС. Основные требования:
Централизация системы управления – в первую очередь, управления сбытом, закупками, финансовыми потоками.
Выделение не основных видов деятельности и передача их на подряд – в первую очередь, ремонтные и обслуживающие виды деятельности.
Формирование квалифицированного менеджмента на основе эффективного функционирования системы управления персоналом, которая включает оценку и мотивацию персонала, развитие корпоративной культуры и другие мероприятия, направленные на эффективное формирование и использование кадровых ресурсов.
Внедрение системы разделенного управленческого учета затрат на отдельные виды услуг.
Внедрение системы управления инвестиционными проектами, обеспечивающей планирование и реализацию организационных и технических мероприятий в управляемых условиях.
Внедрение системы стратегического планирования, определяющей направления и этапы развития «ХХХ» с учетом целей и задач РКС. Стратегия включает в себя планы развития производственно-технической базы, планы управления капиталом и собственностью, финансово-экономическую стратегию, стратегию управления человеческими ресурсами.
Внедрение системы бизнес-планирования, которая помогает детализировать стратегию развития до уровня подразделений «ХХХ» и осуществлять согласованное управление операционной деятельности.
Внедрение системы бюджетирования (управление расходами по отклонениям). В рамках этой системы выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО) как верхнего уровня – предприятия «ХХХ» энерго-, тепло- и водоснабжения, так и нижнего уровня - подразделения внутри предприятий, которые готовят бюджеты по своей операционной деятельности и согласовывают их с профильными функциональными службами аппарата управления «ХХХ». После утверждения данные бюджеты становятся обязательными к исполнению подразделениями «ХХХ», а сотрудники профильных служб аппарата управления «ХХХ» осуществляют контроль их исполнения и в случае необходимости принимают решения о корректирующих управленческих воздействиях. Одно из преимуществ такого подхода состоит в том, что для его реализации необходимо минимальное количество персонала в аппарате управления «ХХХ», так как разработка операционных бюджетов осуществляется на предприятиях «ХХХ», а административный персонал аппарата управления «ХХХ» оценивает их, согласовывает и осуществляет контроль исполнения.
Внедрение системы казначейского исполнения обязательств, в рамках которой все платежи управляемых компаний осуществляются через Казначейство «ХХХ». То есть, денежные средства физически находятся на счетах предприятий, но распоряжается этими счетами «ХХХ», опираясь на право первой подписи, а возможно, и второй, если функции по ведению бухгалтерского учета предприятий будут централизованы в аппарате управления «ХХХ».
Реализация процедуры конкурсных закупок материально-технических ресурсов и подрядных работ.
Внедрение системы управленческой отчетности, которая является поддерживающим инструментом для менеджеров «ХХХ».
Внедрение механизмов контроля результатов деятельности «ХХХ», которая должна обеспечивать функционирование эффективного контрольно-ревизионного механизма в «ХХХ» и на его предприятиях, что приведет к обеспечению прозрачности проекта. При этом необходимо разработать и утвердить документ, определяющий порядок назначения сотрудников контрольно-ревизионной службы, структуру, состав контрольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам. Основой для контроля со стороны собственников и инвесторов является полноформатная отчетность по результатам хозяйственной деятельности. Для повышения степени контроля со стороны инвесторов и общественности возможно формирование дополнительных надзорных органов.
Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ» включает следующие статьи расходов и соответствующие источники финансирования:
Расходы на содержание аппарата «ХХХ» носят постоянный характер и рассчитаны под проект организационного дизайна «ХХХ».
Аренда офиса рассчитывается исходя из штата 44 чел., 19 кв.м на чел, 700 руб за кв.м/мес.
Зарплата с отчислениями - из штата 44 чел. и средней зарплаты 10 тыс.руб/мес.
Оргтехника и программное обеспечение – 36 тыс.руб/чел ежегодно.
Канцелярские - 500 руб/чел в мес.
Почтовые и услуги связи – 570 руб/чел в мес.
Командировочные - 15000 руб на одну командировку, по 1 командировки на 8 человек (ответственных по направлениям) ежемесячно.
Представительские - 1000 руб/чел в мес.
Мероприятия по повышению эффективности управления включают консультационные услуги по разработке управленческих проектов и сопровождение процессов их реализации согласно утвержденной программы исходя из 100000 руб. ежемесячно.
PR-мероприятия включают работу с печатными, теле- и радиосредствами массовой информации согласно утвержденного PR-плана.
Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ» |
||||||
Наименование затрат |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
Зарплата административно-управленческого персонала |
5 808 |
6 273 |
6 743 |
7 215 |
7 684 |
8 145 |
Единый социальный налог |
2 056 |
2 221 |
2 387 |
2 554 |
2 720 |
2 883 |
Затраты на создание «ХХХ» |
3 610 |
- |
- |
- |
- |
- |
Аренда |
7 022 |
7 022 |
7 022 |
7 022 |
7 022 |
7 022 |
Содержание оргтехники и ПО |
1 584 |
1 584 |
1 584 |
1 584 |
1 584 |
1 584 |
Канц. Товары |
264 |
264 |
264 |
264 |
264 |
264 |
Почтовые услуги и услуги связи |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Командировочные |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
Представительские расходы |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
PR мероприятия |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Мероприятия по повышению эффективности управления |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
Прочие |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
ИТОГО обще-административные расходов |
24 944 |
21 963 |
22 600 |
23 239 |
23 874 |
24 499 |
Основные допущения, принятые при моделировании финансовых результатов деятельности «ХХХ»:
«ХХХ» создается путем внесения РКС в уставной капитал предприятия 10 млн. руб. наличными денежными средствами.
Период прогнозирования хозяйственной деятельности – 2004 – 2009 г.г.
В рамках прогнозирования денежных потоков «ХХХ» на период с 2004 по 2009 г.г. расчеты проводились по следующим видам коммунальной деятельности в г. N:
Деятельность по теплоснабжению населения и предприятий, включающая в себя производство, закупку, транспортировку/распределение и отпуск тепловой энергии;
Деятельность по электроснабжению населения и предприятий, включающая в себя закупку, транспортировку/распределение и отпуск электрической энергии;
Деятельность по водоснабжению населения и предприятий, включающая в себя подъем, очистку, транспортировку/распределение и отпуск воды;
Деятельность по оказанию услуг водоотведения населению и предприятиям, включающая в себя прием, очитку и отведение стоков.
Для осуществления деятельности «ХХХ» принимает в эксплуатацию на условиях безвозмездной долгосрочной (50 лет) аренды имущественные комплексы МУПов «Горэлектросеть», «N-ский водоканал», «Коммунальные тепловые сети», «Энергоуправление». При этом амортизационные отчисления остаются в распоряжении «ХХХ» для реинвестирования в основные средства с целью улучшения производственно-экономических показателей деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, все улучшения арендованных основных средств зачитываются в погашение долгосрочных обязательств по аренде.
Структура и объемы потребления электро- и теплоэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению в течение всего прогнозного периода остаются неизменными.
Тарифы устанавливаются (без учета НДС) на уровне 2003 года, в течение прогнозного периода тарифы растут с темпами годовой инфляции. Для прогноза изменения реализации было сделано предположение, что тарифная политика государства в отношении регулирования цен на продукцию/услуги жилищно-коммунальных хозяйств останется без изменения.
Предполагаемые темпы инфляции, использованные при расчете роста затрат, тарифов на тепло- и электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, изменяются в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития и торговли РФ.
Ставки процентов по кредитам коммерческих банков были приняты исходя из текущих показателей с учетом снижения темпов инфляции.
Прогноз макроэкономических показателей |
||||||
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Темпы инфляции |
10% |
8% |
7,5% |
6% |
5,5% |
5,5% |
Ставка рефинансирования ЦБ РФ |
16% |
15,5% |
15% |
14,5% |
14% |
14% |
Ставка процентов по долгосрочным кредитам коммерческих банков |
17,5% |
17% |
16,5% |
16% |
15,5% |
15,5% |
Ставка процентов по краткосрочным кредитам коммерческих банков |
19% |
18,5% |
18% |
17,5% |
17% |
16,5% |
Ставки налогов и сборов при расчете обязательств «ХХХ» перед бюджетом были приняты на следующем уровне:
НДС – 18%
Налога на имущество – 2%
Ставка единого социального налога (ЕСН) составляет 35,4 %
Подоходный налог – 13%
Налог на прибыль – 30%.
Затраты по земельному налогу входят в себестоимость и приняты на уровне 2002 года по МУПам. Льготы и преференций по налогам и сборам при расчете проекта не предусматривались.
Расчет затрат на топливо проводился по удельным показателям. Стоимость 1 тонны условного топлива в 2003 году составил 780 руб. за тонну (без НДС). При расчете цен на топливо в первый год прогнозного периода закладывалась инфляция 16%, в дальнейшем данный показатель уменьшается ежегодно на 0,5%.
Численность персонала, задействованного на объектах «ХХХ» (читай стоимость эксплуатационных услуг на подряде) на начало проекта составляет 1 162 человека с учетом 44 вакансий по аппарату управления «ХХХ». В первый год работы планируется провести оптимизацию численности в связи с закрытием нерентабельных котельных, а также совершенствования системы управления и довести численность до 888 человек, что составляет 24%. Экономия заработной платы составило в реальном выражении около 15%, или 7 млн. руб. в год.
Выручка от реализации продукции/услуг «ХХХ»
Ежегодная величина выручки в ценах 2004 года составляет 390 947 тыс. руб., из которых 124 386 тыс. – от реализации электроэнергии, 128 133 тыс. руб. – от реализации тепловой энергии, 48 722 тыс. руб. – от реализации услуг по водоснабжению и 41 016 тыс. руб. – от реализации услуг по водоотведению.
Ежегодная сумма возмещений убытков от реализации услуг/продукции населению, возникающих как выпадающие доходы при утверждении тарифов для населения, была принята на уровне 2003 года по теплоэнергии – 19 531 тыс. руб., по электроэнергии – 10 674 тыс. руб., по услугам водоснабжения и водоотведения – 18 485 тыс. руб. При прогнозе реализации на 2004 – 2009 г.г. величина возмещений возрастает пропорционально общему индексу инфляции.
Динамика изменения выручки «ХХХ» на прогнозный период приведена ниже:
Прогноз выручки от реализации продукции/услуг «ХХХ» (без НДС) в тыс. руб. |
||||||
Наименование продукции/услуг |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
Электроэнергия |
124 386 |
134 337 |
144 412 |
154 521 |
64 565 |
174 439 |
Теплоэнергия |
128 133 |
138 384 |
148 762 |
159 176 |
169 522 |
179 693 |
Водоснабжение |
48 722 |
52 620 |
56 566 |
60 526 |
64 460 |
68 327 |
Водоотведение |
41 016 |
44 297 |
47 620 |
50 953 |
54 265 |
57 521 |
Возмещение убытков от реализации т/э населению |
19 531 |
21 484 |
23 203 |
24 943 |
26 689 |
28 424 |
Возмещение убытков от реализации э/э населению |
10 674 |
11 741 |
12 681 |
13 632 |
14 586 |
15 534 |
Возмещение убытков от реализации услуг по водоснабжению и водоотведению |
18 485 |
20 333 |
21 960 |
23 607 |
25 259 |
26 901 |
Итого выручка от реализации |
390 947 |
423 196 |
455 204 |
487 357 |
519 346 |
550 840 |
В прогнозных расчетах деятельности предприятия на 2004 – 2009 г.г. ежегодная выручка от реализации состоит из выручки от реализации тепловой энергии на 33%, электроэнергии на 32%, услуг по водоснабжению на 12% и водоотведению на 10%. Остальные 13% представляют собой возмещение государственным бюджетом убытков от реализации тепло- и электроэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению.
Структура затрат
Общая величина затрат «ХХХ» в ценах 2004 года составляет 395 158 тыс. руб., из которых 74 % или 293 512 тыс. руб. – производственные затраты, 15% или 57 725 тыс. руб. – общепроизводственные затраты, 6,3% или 24 944 тыс. руб. – обще-административные затраты и 5% или 4 681 тыс. руб. – коммерческие затраты.
Динамика изменения затрат по годам проекта представлена ниже в таблице.
Для целей прогноза инфляционная зиндексация проводилась по затратам на заработную плату, топливо, покупную энергию. Величина прочих затрат была принята на уровне 2004 года с учетом предположения об оптимизации условно-постоянных затрат.
Прогноз затрат «ХХХ» (без НДС) в тыс.руб. |
|||||||
|
Наименование затрат |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
1 |
Производственные затраты |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Сырье и материалы |
253 011 |
259 912 |
267 152 |
277 206 |
283 617 |
301 636 |
1.2. |
Зарплата основного производственного персонала |
29 913 |
32 306 |
34 728 |
37 159 |
39 575 |
41 949 |
1.3. |
Единый социальный налог |
10 589 |
11 436 |
12 294 |
13 154 |
14 009 |
14 850 |
|
Итого производственные расходы |
293 512 |
303 654 |
314 175 |
327 520 |
337 202 |
358 435 |
2. |
Общепроизводственные расходы |
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Зарплата вспомогательного производственного персонала |
3 717 |
4 015 |
4 316 |
4 618 |
4 918 |
5 213 |
2.2. |
Единый социальный налог |
1 316 |
1 421 |
1 528 |
1 635 |
1 741 |
1 845 |
2.3. |
Материалы на ремонт и эксплуатацию |
40 653 |
18 961 |
18 961 |
18 961 |
18 961 |
18 961 |
2.4. |
Услуги производственного характера |
11 461 |
11 461 |
11 461 |
11 461 |
11 461 |
11 461 |
2.5. |
Прочие |
578 |
578 |
578 |
578 |
578 |
578 |
|
Итого общепроизводственных расходов |
57 725 |
36 436 |
36 843 |
37 252 |
37 659 |
38 058 |
3 |
Обще-административные затраты |
24 944 |
21 963 |
22 600 |
23 239 |
23 874 |
24 499 |
4 |
Амортизационные отчисления |
14 296 |
15 081 |
15 787 |
16 492 |
17 127 |
17 677 |
|
Производственная себестоимость |
390 478 |
377 134 |
389 405 |
404 503 |
415 861 |
438 669 |
5 |
Коммерческие расходы |
4 681 |
4 766 |
5 124 |
5 485 |
5 843 |
6 195 |
|
Полная себестоимость |
395 158 |
381 899 |
394 529 |
409 988 |
421 704 |
444 864 |
Структура затрат по видам продукции/услуг «ХХХ»
Для целей анализа структуры себестоимости неделимые затраты были распределены между видами продукции на базе удельного веса
Наиболее весомой (71%) статьей затрат «ХХХ» на электроэнергию являются затраты на покупную электроэнергию. Это делает проект чувствительным к изменению объемов и цен электроэнергии, покупаемой в настоящее время у ОАО «Удмуртэнерго». Для сокращения издержек самым эффективным в отношении электроэнергии будет поиск на оптовом рынке более дешевой электроэнергии.
Наиболее весомой (63%) статей затрат по теплоэнергии является затраты по теплоэнергии покупаемой у ОАО «Удмуртэнерго». Это делает проект чувствительным к изменению объемов и цен на теплоэнергию ОАО «Удмуртэнерго». Тарифы на тепло, отпускаемой «ХХХ», будут расти пропорционально тарифам ОАО «Удмуртэнерго», так как собственное производство очень ограниченное и не рентабельное.
Наиболее весомой статьей затрат на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению является электроэнергия, также закупаемая в ОАО «Удмуртэнерго». В случае выхода «ХХХ» на оптовый рынок и покупки электроэнергии по более низкой цене, эффект от экономии будет наиболее весомым.
Прогнозный отчет о прибыли и убытках
В соответствии с представленной ниже таблицей Прогнозный отчет о прибыли и убытках «ХХХ» предприятие является прибыльным со второго года деятельности. Общая тенденция прибыльности (размер чистой прибыли) является постоянно увеличивающейся. За весь прогнозируемый период чистая прибыль по отношению к выручке возросла с -5% до 12%.
Положительные тенденции в увеличении размера чистой прибыли объясняется превышением темпов роста выручки, которая соответствует в среднем общему темпу инфляции, над темпами роста затрат.
Как было изложено выше, причинами сокращения издержек на единицу продукции является снижение потерь ресурсов и соответственно снижение объемов закупки энергии и воды.
Прогнозный отчет о прибыли и убытках «ХХХ» в тыс. руб. |
||||||
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
Выручка от реализации |
390 947 |
423 196 |
455 204 |
487 357 |
519 346 |
550 840 |
- полная себестоимость |
(395 158) |
(381 899) |
(394 529) |
(409 988) |
(421 704) |
(444 864) |
= Прибыль от основной деятельности |
(4 212) |
41 297 |
60 675 |
77 369 |
97 642 |
105 975 |
- налоги, относимые на финансовые результаты |
(13 386) |
(13 465) |
(13 509) |
(13 521) |
(13 503) |
(13 364) |
= Прибыль до налогообложения |
(17 679) |
27 381 |
46 217 |
62 470 |
82 483 |
90 873 |
- налог на прибыль |
- |
(2 910) |
(13 865) |
(18 741) |
(24 745) |
(27 262) |
= Чистая прибыль |
(17 679) |
24 470 |
32 352 |
43 729 |
57 738 |
63 611 |
Чистая прибыль, нарастающим итогом |
(17 679) |
6 791 |
39 143 |
82 872 |
140 610 |
204 221 |
Анализ рентабельности
Показатели рентабельности отражают эффективность функционирования предприятия. Эффективность есть соотношение результатов деятельности предприятия (в основном прибыли) к затратам ресурсов на получение этого результата.
Показателем, характеризующим способность получения операционной прибыли на каждый рубль продаж (выручки), является рентабельность (прибыльность) продаж. Рентабельность продаж увеличивалась с отрицательной величины до 14%.
Возможно, важнейшим показателем для акционера (инвестора) предприятия является показатель рентабельности собственного капитала предприятия. Он отражает чистую прибыль, приходящуюся на собственный капитал предприятия (чистая прибыль/ средний собственный капитал за период). Этот показатель сравнивают обычно со стоимостью капитала или доходностью вложений в другие активы.
В соответствии с расчетом общая тенденция изменения показателя рентабельности собственного капитала имеет тенденцию к уменьшению с 27% до 18%, что объясняется снижением доли заемного капитала и влияния финансового рычага. На конец прогнозного периода показатель рентабельности собственного капитала можно интерпретировать следующим образом: предприятие приносит 18 коп. на каждый вложенный акционерами рубль. Такой уровень рентабельности позволяет сохранить стоимость капитала, так как он выше уровня закладываемой для расчета годовой инфляции и заработать дополнительно 12%.
Показатели рентабельности проекта приведены в таблице ниже:
Анализ рентабельности деятельности «ХХХ» |
||||||
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
Рентабельность активов (в годовом выражении) |
- |
3% |
4% |
6% |
7% |
8% |
Рентабельность собственного капитала (в годовом выражении) |
- |
27% |
21% |
20% |
20% |
18% |
Рентабельность постоянных активов (в годовом выражении) |
- |
4% |
5% |
6% |
8% |
9% |
Себестоимость к выручке от реализации |
101% |
90% |
87% |
84% |
81% |
81% |
Прибыльность продаж |
- |
6% |
7% |
9% |
11% |
12% |
Рентабельность по балансовой прибыли |
-4% |
7% |
12% |
15% |
20% |
20% |
Рентабельность по чистой прибыли |
-4% |
6% |
8% |
11% |
14% |
14% |
Оценка прогнозного баланса (структуры прогнозного баланса)
Структура имущества и источники его финансирования на основе прогнозного баланса «ХХХ» характекризуется следующими показателями:
Прогнозный баланс «ХХХ» на 2004 – 2009 г.г. в тыс. руб. |
||||||
Наименование статей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
1. АКТИВЫ |
|
|
|
|
|
|
Постоянные активы |
|
|
|
|
|
|
- балансовая стоимость |
694 375 |
724 846 |
754 284 |
778 806 |
798 098 |
802 526 |
- начисленный износ |
(14 296) |
(29 540) |
(45 745) |
(62 892) |
(80 847) |
(98 979) |
- остаточная стоимость |
680 079 |
695 306 |
708 539 |
715 914 |
717 251 |
703 547 |
Оборотные активы |
|
|
|
|
|
|
- кредиты покупателям |
16 289 |
17 633 |
18 967 |
20 307 |
21 639 |
22 952 |
- авансы поставщикам |
3 610 |
3 710 |
3 850 |
3 939 |
4 189 |
4 189 |
- НДС уплаченный |
8 879 |
693 |
25 |
16 |
45 |
0 |
- резерв денежных средств |
1 176 |
763 |
766 |
769 |
771 |
774 |
- свободные денежные средства |
(71) |
13 758 |
18 471 |
25 779 |
62 757 |
140 853 |
= Итого об. активов |
29 883 |
36 558 |
42 079 |
50 809 |
89 402 |
168 768 |
= Итого активов |
709 962 |
731 864 |
750 618 |
766 723 |
806 653 |
872 315 |
|
|
|
|
|
|
|
2. ПАССИВЫ |
|
|
|
|
|
|
Источники собственных средств |
|
|
|
|
|
|
- уставный капитал, в том числе |
82 376 |
112 847 |
142 285 |
166 807 |
186 099 |
190 967 |
- - учредительный капитал |
82 376 |
112 847 |
142 285 |
166 807 |
186 099 |
190 967 |
- нераспределенная прибыль (+) / убыток (-) |
(17 679) |
6 791 |
39 143 |
82 872 |
140 610 |
204 221 |
= Итого собственные средства |
64 697 |
119 638 |
181 428 |
249 679 |
326 708 |
395 188 |
Долгосрочные пассивы (кредиты + обязательства по долгосрочной аренде) |
618 983 |
584 706 |
539 193 |
484 730 |
445 900 |
441 032 |
Краткосрочные пассивы |
|
|
|
|
|
|
- счета к оплате |
21 084 |
21 659 |
22 263 |
23 100 |
23 635 |
25 136 |
- расчеты с бюджетом |
2 295 |
2 740 |
4 384 |
5 637 |
6 605 |
7 019 |
- расчеты с персоналом |
1 727 |
1 856 |
1 995 |
2 135 |
2 274 |
2 410 |
- авансы покупателей |
1 176 |
1 264 |
1 354 |
1 443 |
1 530 |
1 530 |
= Итого краткосрочные пассивы |
26 282 |
27 520 |
29 996 |
32 315 |
34 044 |
36 095 |
= Итого пассивы |
709 962 |
731 864 |
750 618 |
766 723 |
806 653 |
872 315 |
Следует отметить, что имущество предприятия, на более чем 90% состоящее из внеоборотных активов, финансируется главным образом за счет заемного капитала, а именно долгосрочных обязательств по аренде.
Поскольку при расчете было сделано предположение, что все улучшения арендованных основных средств на сумму 138 млн. руб. будут зачитываться в счет обязательств по аренде, абсолютная величина и относительная величина долгосрочных обязательств в пассивах предприятия имеет тенденцию к уменьшению (с 87% до 51%).
Кроме того, долгосрочный кредит в размере 69 360 тыс. руб., взятый в целях ликвидации дефицита по инвестиционной деятельности, до конца прогнозируемого периода погашается за счет свободных денежных средств. Соблюдение этого требования формирует успешную кредитную историю «ХХХ» и определяет будущую возможность для повторного привлечения стороннего финансирования.
Уставной капитал также возрастает с 54 млн. руб. на момент начала проекта до 191 тыс. руб. в абсолютном выражении или с 12 до 22% в относительном выражении. Увеличение происходит на сумму улучшения арендованных основных средств.
Доля прибыли в валюте баланса на протяжении прогнозного периода возрастает с -3% до 23%, благодаря чему происходит накопление денежных средств по счету денежные средства.
Других существенных изменений в структуре баланса «ХХХ» на прогнозный период не предусматривается.
При организационном проектировании деятельности «ХХХ» использовались следующие целевые установки:
Быстрое развертывание операционной деятельности.
Своевременное и качественное обеспечение коммунальными услугами потребителей в рамках взятых на себя договорных обязательств.
Оптимизация административных расходов и обеспечение условий для повышения эффективности операционной деятельности.
Обеспечение эффективного взаимодействия с органами власти Республики и муниципальных образований, возможности по формированию положительного имиджа.
Централизация системы сбыта и системы финансовых потоков, обеспечение возможностей по привлечению и обслуживанию внешнего финансирования.
Исходя из этого, аппарат управления «ХХХ» сформирован по основным направлениям следующим образом:
Дирекция по производству и технической политике – контролирует результаты производственной деятельности, включая качество электро-, тепло и водоснабжение, определяет единую техническую политику коммунального комплекса, заключает договора на подрядные услуги по эксплуатации, обслуживанию и ремонту средств коммунального комплекса, отвечает за энергобезопасность коммунальной системы.
Дирекция по сбыту – осуществляет единую централизованную политику в области закупок и сбыта энергоресурсов, заключает договора на закупку и сбыт энергоресурсов, организует работу с общественностью.
Дирекция по экономике и финансам – осуществляет единую централизованную политику в области финансирования коммунального хозяйства, заключает договора на аренду основных средств коммунального комплекса, организует работу по взаимодействию с ОАО «РКС», контролирует использование инвестиций, представляет интересы общества перед акционерами и инвесторами.
Директор по персоналу – формирует единую кадровую политику, организует кадровый учет общества, формирует единую систему подготовки персонала и корпоративную культуру общества, представляет интересы общества перед трудовым коллективом и надзорными органами.
Бухгалтерия – формирует единую учетную политику в коммунальном хозяйстве, отражает результаты хозяйственной деятельности общества в бухгалтерском учете, отчитывается за результаты общества перед фискальными органами.
Территориальное отделение в г. N – выполняет функции отдельного обособленного подразделения «ХХХ» в N-ском операционном районе.
Организационная структура и штатное расписание «ХХХ» представлены в Приложениях 1 и 2 соответственно.
В целях успешного развертывания операционной деятельности на подготовительном этапе хозяйствования в 3-м квартале 2003 года перед «ХХХ» ставятся следующие задачи:
Зарегистрировать общество. Регистрация общества осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ним регистрация общества осуществляется налоговыми органами в течение 5 дней. Для того, чтобы новое акционерное общество могло вступать в отношения с третьими лицами, ему необходимо оплатить уставный капитал в размере не менее 50%, т.е. внести в оплату акций сумму от 5 млн. рублей. В целях подготовительного этапа предлагается внести уставный капитал в полном размере. При регистрации возникают расходы на уплату государственной пошлины, заверение копий уставов для контролирующих органов (ИМНС, банк, ФКЦБ, другие), почтовая экспресс-доставка уставных документов (например, в РО ФКЦБ России в Приволжском федеральном округе), изготовление атрибутов общества (печати, штампы, бланки, другое), открытие банковского счета, оформление лицензий на ведение основной деятельности.
Заключить договор на ведение реестра с регистратором. В первые два месяца возникают расходы по регистрации выпуска акций, в третий месяц оплачивается абонентское обслуживание).
Оценить фактический состав и состояние передаваемого в «ХХХ» имущества коммунального хозяйства. По сути, необходимо провести технический аудит основных средств, передаваемых от муниципальных коммунальных предприятий в «ХХХ». В рамках технического аудита проводится инвентаризация наличия основных средств, определяется их фактическое техническое состояние и наличие правоустанавливающих документов (свидетельство о государственной регистрации прав) на недвижимое имущество, передаваемое в аренду. У арендодателя (муниципального органа) должны быть оформлены такие документы, чтобы он смог заключить долгосрочные (сроком от 1 года) договора аренды, требующие государственной регистрации. Результаты технического аудита должны дать представление о реальном масштабе ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду в целях обоснованного планирования инвестиций. Предлагается провести технический аудит силами персонала муниципальных предприятий при участии технических специалистов ОАО «Удмуртэнерго».
Провести независимую оценку имущества. Независимая оценка должна определить справедливую рыночную стоимость имущества для последующего определения размера арендной платы. Как правило, полноценная оценка имущества сопровождается техническим аудитом, результаты которого должны дать независимому оценщику полное представление о наличии и состоянии имущества с целью дальнейшего определения справедливой стоимости. Но в рамках технического аудита независимый оценщик не определит реальные масштабы ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду, поэтому предлагается провести оценку имущества документарно на основании актов технического аудита, проведенного при участии специалистов ОАО «Удмуртэнерго». Вне зависимости от порядка проведения оценки оценщик представит стоимость имущества, уже заранее согласованную с заказчиками - представителями администраций Республики и муниципалитетов и представителями ОАО «РКС».
Заключить договора аренды и принять в хозяйственное ведение основные средства коммунального комплекса. По договору аренды собственник (который представлен уполномоченным органом муниципальной или республиканской власти - арендодатель) предает право пользования другому лицу (арендатору). Основные положения, регламентирующие отношения аренды, содержатся в гл.34 ГК РФ. До заключения договора аренды должны быть проведены следующие действия: оплатить не менее 50% уставного капитала общества, определить справедливую стоимость имущества.
Оценить имеющиеся финансовые средства коммунальных предприятий, обязательства перед контрагентами (включая расчеты с персоналом), структуру доходов и расходов. По сути, необходимо провести финансовый аудит муниципальных коммунальных предприятий в целях принятия последующих решений по стоимости эксплуатационных услуг, контролю расходов, моделированию финансово-хозяйственной деятельности и повышению эффективности управления. Для предприятий, прошедших в этом году финансовый аудит тарифов и представивших его результаты в развернутом виде, возможно проведение только инвентаризации денежных средств и договорных обязательств.
Оценить качество управления и кадровый потенциал коммунальных предприятий.
Организовать рабочий офис общества, сформировать штат и обеспечить рабочие места.
Заключить договора на оказание коммунальных услуг обществом, договора с поставщиками на закупку энергоресурсов, договора с подрядчиками на оказание эксплуатационных, сервисных и ремонтных услуг. После того как будет сформирована необходимая материальная база (имущество передано в аренду) для выполнения уставных функций, общество заключает договора на оказание коммунальных услуг с муниципалитетами. Так как собственные ресурсы на начальном этапе будут сильно ограничены, но требуется быстрое развертывание операционной деятельности, работы по коммунальному обслуживанию (эксплуатации коммунальных сетей) передается на субподряд муниципальным коммунальным предприятиям, с которыми заключается договор на абонентское обслуживание. Оплата услуг коммунальных предприятий должна складываться из себестоимости производства услуг, основной статьей которой является оплата труда персонала. Основное требования по этим договорам – это прозрачность и ясность его содержания для «ХХХ». Оплата услуг должна быть фиксированной, как минимум на год, и детализирована по статьям расходов. Должны быть определены показатели качества услуг, их порядок их оценки и штрафные санкции за снижение качества услуг. Это обязательные требования - позволят создать определенную мотивацию у коммунальных предприятий, но не достаточные. Кроме этого, необходимо предусмотреть рычаги управления муниципальными предприятиями на уровне устава коммунальных предприятий, законодательных и подзаконных актов Республики Удмуртия в виду того, что они будут единственными подрядчиками «ХХХ», и появляются монопольные риски. Разработка таких управленческих решений безусловно является предметом для дополнительных консультаций, для чего необходимо предусмотреть в бюджете соответствующие расходы.
Подготовить программу организационных и технических мероприятий по выводу из кризиса коммунального хозяйства и переходу к полноценной операционной деятельности собственными силами.
Обеспечить полную хозяйственную готовность к началу полноценной операционной деятельности.
Обеспечить полную техническую готовность коммунального комплекса к прохождению ОЗП 2003-2004гг. Ключевыми факторами успешной подготовки к ОЗП является ремонтный фонд, способный покрыть расходы по полному объему работ, соответствующих реальному техническому состоянию коммуникаций, и наличие запасов топлива для собственной выработки на котельных г. N. В виду того, что на бюджетный период приходится разгар ремонтной кампании, расходы на ремонт предлагается взять в максимально возможном объеме. Вопрос целесообразности собственной выработки тепла необходимо проработать отдельно с учетом перспектив развития системы централизованного теплоснабжения г. N и подготовить соответствующее ТЭО.
Создать первичный положительный образ общества у населения. Для этого предлагается подготовить и реализовать масштабную программу коммуникативных мероприятий с использованием печатных, теле- и радиосредств массовой информации. Программа мероприятий должна базироваться на согласованной коммуникативной стратегии, объединяющей PR- и GR-коммуникации.
Для успешного достижения целей «ХХХ» требуется создать эффективную систему менеджмента, соответствующую корпоративному управленческого стандарту хозяйствования, который устанавливает обязательные требования к системе менеджмента «ХХХ».
Требования к системе менеджмента «ХХХ» представлены в виде комплекса управленческих решений, являющихся обязательными условиями обеспечения эффективности операционной деятельности и инвестиционной привлекательности регионального проекта РКС. Основные требования:
Централизация системы управления – в первую очередь, управления сбытом, закупками, финансовыми потоками.
Выделение не основных видов деятельности и передача их на подряд – в первую очередь, ремонтные и обслуживающие виды деятельности.
Формирование квалифицированного менеджмента на основе эффективного функционирования системы управления персоналом, которая включает оценку и мотивацию персонала, развитие корпоративной культуры и другие мероприятия, направленные на эффективное формирование и использование кадровых ресурсов.
Внедрение системы разделенного управленческого учета затрат на отдельные виды услуг.
Внедрение системы управления инвестиционными проектами, обеспечивающей планирование и реализацию организационных и технических мероприятий в управляемых условиях.
Внедрение системы стратегического планирования, определяющей направления и этапы развития «ХХХ» с учетом целей и задач РКС. Стратегия включает в себя планы развития производственно-технической базы, планы управления капиталом и собственностью, финансово-экономическую стратегию, стратегию управления человеческими ресурсами.
Внедрение системы бизнес-планирования, которая помогает детализировать стратегию развития до уровня подразделений «ХХХ» и осуществлять согласованное управление операционной деятельности.
Внедрение системы бюджетирования (управление расходами по отклонениям). В рамках этой системы выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО) как верхнего уровня – предприятия «ХХХ» энерго-, тепло- и водоснабжения, так и нижнего уровня - подразделения внутри предприятий, которые готовят бюджеты по своей операционной деятельности и согласовывают их с профильными функциональными службами аппарата управления «ХХХ». После утверждения данные бюджеты становятся обязательными к исполнению подразделениями «ХХХ», а сотрудники профильных служб аппарата управления «ХХХ» осуществляют контроль их исполнения и в случае необходимости принимают решения о корректирующих управленческих воздействиях. Одно из преимуществ такого подхода состоит в том, что для его реализации необходимо минимальное количество персонала в аппарате управления «ХХХ», так как разработка операционных бюджетов осуществляется на предприятиях «ХХХ», а административный персонал аппарата управления «ХХХ» оценивает их, согласовывает и осуществляет контроль исполнения.
Внедрение системы казначейского исполнения обязательств, в рамках которой все платежи управляемых компаний осуществляются через Казначейство «ХХХ». То есть, денежные средства физически находятся на счетах предприятий, но распоряжается этими счетами «ХХХ», опираясь на право первой подписи, а возможно, и второй, если функции по ведению бухгалтерского учета предприятий будут централизованы в аппарате управления «ХХХ».
Реализация процедуры конкурсных закупок материально-технических ресурсов и подрядных работ.
Внедрение системы управленческой отчетности, которая является поддерживающим инструментом для менеджеров «ХХХ».
Внедрение механизмов контроля результатов деятельности «ХХХ», которая должна обеспечивать функционирование эффективного контрольно-ревизионного механизма в «ХХХ» и на его предприятиях, что приведет к обеспечению прозрачности проекта. При этом необходимо разработать и утвердить документ, определяющий порядок назначения сотрудников контрольно-ревизионной службы, структуру, состав контрольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам. Основой для контроля со стороны собственников и инвесторов является полноформатная отчетность по результатам хозяйственной деятельности. Для повышения степени контроля со стороны инвесторов и общественности возможно формирование дополнительных надзорных органов.
Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ» включает следующие статьи расходов и соответствующие источники финансирования:
Расходы на содержание аппарата «ХХХ» носят постоянный характер и рассчитаны под проект организационного дизайна «ХХХ».
Аренда офиса рассчитывается исходя из штата 44 чел., 19 кв.м на чел, 700 руб за кв.м/мес.
Зарплата с отчислениями - из штата 44 чел. и средней зарплаты 10 тыс.руб/мес.
Оргтехника и программное обеспечение – 36 тыс.руб/чел ежегодно.
Канцелярские - 500 руб/чел в мес.
Почтовые и услуги связи – 570 руб/чел в мес.
Командировочные - 15000 руб на одну командировку, по 1 командировки на 8 человек (ответственных по направлениям) ежемесячно.
Представительские - 1000 руб/чел в мес.
Мероприятия по повышению эффективности управления включают консультационные услуги по разработке управленческих проектов и сопровождение процессов их реализации согласно утвержденной программы исходя из 100000 руб. ежемесячно.
PR-мероприятия включают работу с печатными, теле- и радиосредствами массовой информации согласно утвержденного PR-плана.
Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ» |
||||||
Наименование затрат |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
Зарплата административно-управленческого персонала |
5 808 |
6 273 |
6 743 |
7 215 |
7 684 |
8 145 |
Единый социальный налог |
2 056 |
2 221 |
2 387 |
2 554 |
2 720 |
2 883 |
Затраты на создание «ХХХ» |
3 610 |
- |
- |
- |
- |
- |
Аренда |
7 022 |
7 022 |
7 022 |
7 022 |
7 022 |
7 022 |
Содержание оргтехники и ПО |
1 584 |
1 584 |
1 584 |
1 584 |
1 584 |
1 584 |
Канц. Товары |
264 |
264 |
264 |
264 |
264 |
264 |
Почтовые услуги и услуги связи |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Командировочные |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
Представительские расходы |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
PR мероприятия |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Мероприятия по повышению эффективности управления |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
1 200 |
Прочие |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
ИТОГО обще-административные расходов |
24 944 |
21 963 |
22 600 |
23 239 |
23 874 |
24 499 |
Основные допущения, принятые при моделировании финансовых результатов деятельности «ХХХ»:
«ХХХ» создается путем внесения РКС в уставной капитал предприятия 10 млн. руб. наличными денежными средствами.
Период прогнозирования хозяйственной деятельности – 2004 – 2009 г.г.
В рамках прогнозирования денежных потоков «ХХХ» на период с 2004 по 2009 г.г. расчеты проводились по следующим видам коммунальной деятельности в г. N:
Деятельность по теплоснабжению населения и предприятий, включающая в себя производство, закупку, транспортировку/распределение и отпуск тепловой энергии;
Деятельность по электроснабжению населения и предприятий, включающая в себя закупку, транспортировку/распределение и отпуск электрической энергии;
Деятельность по водоснабжению населения и предприятий, включающая в себя подъем, очистку, транспортировку/распределение и отпуск воды;
Деятельность по оказанию услуг водоотведения населению и предприятиям, включающая в себя прием, очитку и отведение стоков.
Для осуществления деятельности «ХХХ» принимает в эксплуатацию на условиях безвозмездной долгосрочной (50 лет) аренды имущественные комплексы МУПов «Горэлектросеть», «N-ский водоканал», «Коммунальные тепловые сети», «Энергоуправление». При этом амортизационные отчисления остаются в распоряжении «ХХХ» для реинвестирования в основные средства с целью улучшения производственно-экономических показателей деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, все улучшения арендованных основных средств зачитываются в погашение долгосрочных обязательств по аренде.
Структура и объемы потребления электро- и теплоэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению в течение всего прогнозного периода остаются неизменными.
Тарифы устанавливаются (без учета НДС) на уровне 2003 года, в течение прогнозного периода тарифы растут с темпами годовой инфляции. Для прогноза изменения реализации было сделано предположение, что тарифная политика государства в отношении регулирования цен на продукцию/услуги жилищно-коммунальных хозяйств останется без изменения.
Предполагаемые темпы инфляции, использованные при расчете роста затрат, тарифов на тепло- и электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, изменяются в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития и торговли РФ.
Ставки процентов по кредитам коммерческих банков были приняты исходя из текущих показателей с учетом снижения темпов инфляции.
Прогноз макроэкономических показателей |
||||||
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Темпы инфляции |
10% |
8% |
7,5% |
6% |
5,5% |
5,5% |
Ставка рефинансирования ЦБ РФ |
16% |
15,5% |
15% |
14,5% |
14% |
14% |
Ставка процентов по долгосрочным кредитам коммерческих банков |
17,5% |
17% |
16,5% |
16% |
15,5% |
15,5% |
Ставка процентов по краткосрочным кредитам коммерческих банков |
19% |
18,5% |
18% |
17,5% |
17% |
16,5% |
Ставки налогов и сборов при расчете обязательств «ХХХ» перед бюджетом были приняты на следующем уровне:
НДС – 18%
Налога на имущество – 2%
Ставка единого социального налога (ЕСН) составляет 35,4 %
Подоходный налог – 13%
Налог на прибыль – 30%.
Затраты по земельному налогу входят в себестоимость и приняты на уровне 2002 года по МУПам. Льготы и преференций по налогам и сборам при расчете проекта не предусматривались.
Расчет затрат на топливо проводился по удельным показателям. Стоимость 1 тонны условного топлива в 2003 году составил 780 руб. за тонну (без НДС). При расчете цен на топливо в первый год прогнозного периода закладывалась инфляция 16%, в дальнейшем данный показатель уменьшается ежегодно на 0,5%.
Численность персонала, задействованного на объектах «ХХХ» (читай стоимость эксплуатационных услуг на подряде) на начало проекта составляет 1 162 человека с учетом 44 вакансий по аппарату управления «ХХХ». В первый год работы планируется провести оптимизацию численности в связи с закрытием нерентабельных котельных, а также совершенствования системы управления и довести численность до 888 человек, что составляет 24%. Экономия заработной платы составило в реальном выражении около 15%, или 7 млн. руб. в год.
Выручка от реализации продукции/услуг «ХХХ»
Ежегодная величина выручки в ценах 2004 года составляет 390 947 тыс. руб., из которых 124 386 тыс. – от реализации электроэнергии, 128 133 тыс. руб. – от реализации тепловой энергии, 48 722 тыс. руб. – от реализации услуг по водоснабжению и 41 016 тыс. руб. – от реализации услуг по водоотведению.
Ежегодная сумма возмещений убытков от реализации услуг/продукции населению, возникающих как выпадающие доходы при утверждении тарифов для населения, была принята на уровне 2003 года по теплоэнергии – 19 531 тыс. руб., по электроэнергии – 10 674 тыс. руб., по услугам водоснабжения и водоотведения – 18 485 тыс. руб. При прогнозе реализации на 2004 – 2009 г.г. величина возмещений возрастает пропорционально общему индексу инфляции.
Динамика изменения выручки «ХХХ» на прогнозный период приведена ниже:
Прогноз выручки от реализации продукции/услуг «ХХХ» (без НДС) в тыс. руб. |
||||||
Наименование продукции/услуг |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
Электроэнергия |
124 386 |
134 337 |
144 412 |
154 521 |
64 565 |
174 439 |
Теплоэнергия |
128 133 |
138 384 |
148 762 |
159 176 |
169 522 |
179 693 |
Водоснабжение |
48 722 |
52 620 |
56 566 |
60 526 |
64 460 |
68 327 |
Водоотведение |
41 016 |
44 297 |
47 620 |
50 953 |
54 265 |
57 521 |
Возмещение убытков от реализации т/э населению |
19 531 |
21 484 |
23 203 |
24 943 |
26 689 |
28 424 |
Возмещение убытков от реализации э/э населению |
10 674 |
11 741 |
12 681 |
13 632 |
14 586 |
15 534 |
Возмещение убытков от реализации услуг по водоснабжению и водоотведению |
18 485 |
20 333 |
21 960 |
23 607 |
25 259 |
26 901 |
Итого выручка от реализации |
390 947 |
423 196 |
455 204 |
487 357 |
519 346 |
550 840 |
В прогнозных расчетах деятельности предприятия на 2004 – 2009 г.г. ежегодная выручка от реализации состоит из выручки от реализации тепловой энергии на 33%, электроэнергии на 32%, услуг по водоснабжению на 12% и водоотведению на 10%. Остальные 13% представляют собой возмещение государственным бюджетом убытков от реализации тепло- и электроэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению.
Структура затрат
Общая величина затрат «ХХХ» в ценах 2004 года составляет 395 158 тыс. руб., из которых 74 % или 293 512 тыс. руб. – производственные затраты, 15% или 57 725 тыс. руб. – общепроизводственные затраты, 6,3% или 24 944 тыс. руб. – обще-административные затраты и 5% или 4 681 тыс. руб. – коммерческие затраты.
Динамика изменения затрат по годам проекта представлена ниже в таблице.
Для целей прогноза инфляционная зиндексация проводилась по затратам на заработную плату, топливо, покупную энергию. Величина прочих затрат была принята на уровне 2004 года с учетом предположения об оптимизации условно-постоянных затрат.
Прогноз затрат «ХХХ» (без НДС) в тыс.руб. |
|||||||
|
Наименование затрат |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
1 |
Производственные затраты |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Сырье и материалы |
253 011 |
259 912 |
267 152 |
277 206 |
283 617 |
301 636 |
1.2. |
Зарплата основного производственного персонала |
29 913 |
32 306 |
34 728 |
37 159 |
39 575 |
41 949 |
1.3. |
Единый социальный налог |
10 589 |
11 436 |
12 294 |
13 154 |
14 009 |
14 850 |
|
Итого производственные расходы |
293 512 |
303 654 |
314 175 |
327 520 |
337 202 |
358 435 |
2. |
Общепроизводственные расходы |
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Зарплата вспомогательного производственного персонала |
3 717 |
4 015 |
4 316 |
4 618 |
4 918 |
5 213 |
2.2. |
Единый социальный налог |
1 316 |
1 421 |
1 528 |
1 635 |
1 741 |
1 845 |
2.3. |
Материалы на ремонт и эксплуатацию |
40 653 |
18 961 |
18 961 |
18 961 |
18 961 |
18 961 |
2.4. |
Услуги производственного характера |
11 461 |
11 461 |
11 461 |
11 461 |
11 461 |
11 461 |
2.5. |
Прочие |
578 |
578 |
578 |
578 |
578 |
578 |
|
Итого общепроизводственных расходов |
57 725 |
36 436 |
36 843 |
37 252 |
37 659 |
38 058 |
3 |
Обще-административные затраты |
24 944 |
21 963 |
22 600 |
23 239 |
23 874 |
24 499 |
4 |
Амортизационные отчисления |
14 296 |
15 081 |
15 787 |
16 492 |
17 127 |
17 677 |
|
Производственная себестоимость |
390 478 |
377 134 |
389 405 |
404 503 |
415 861 |
438 669 |
5 |
Коммерческие расходы |
4 681 |
4 766 |
5 124 |
5 485 |
5 843 |
6 195 |
|
Полная себестоимость |
395 158 |
381 899 |
394 529 |
409 988 |
421 704 |
444 864 |
Структура затрат по видам продукции/услуг «ХХХ»
Для целей анализа структуры себестоимости неделимые затраты были распределены между видами продукции на базе удельного веса
Наиболее весомой (71%) статьей затрат «ХХХ» на электроэнергию являются затраты на покупную электроэнергию. Это делает проект чувствительным к изменению объемов и цен электроэнергии, покупаемой в настоящее время у ОАО «Удмуртэнерго». Для сокращения издержек самым эффективным в отношении электроэнергии будет поиск на оптовом рынке более дешевой электроэнергии.
Наиболее весомой (63%) статей затрат по теплоэнергии является затраты по теплоэнергии покупаемой у ОАО «Удмуртэнерго». Это делает проект чувствительным к изменению объемов и цен на теплоэнергию ОАО «Удмуртэнерго». Тарифы на тепло, отпускаемой «ХХХ», будут расти пропорционально тарифам ОАО «Удмуртэнерго», так как собственное производство очень ограниченное и не рентабельное.
Наиболее весомой статьей затрат на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению является электроэнергия, также закупаемая в ОАО «Удмуртэнерго». В случае выхода «ХХХ» на оптовый рынок и покупки электроэнергии по более низкой цене, эффект от экономии будет наиболее весомым.
Прогнозный отчет о прибыли и убытках
В соответствии с представленной ниже таблицей Прогнозный отчет о прибыли и убытках «ХХХ» предприятие является прибыльным со второго года деятельности. Общая тенденция прибыльности (размер чистой прибыли) является постоянно увеличивающейся. За весь прогнозируемый период чистая прибыль по отношению к выручке возросла с -5% до 12%.
Положительные тенденции в увеличении размера чистой прибыли объясняется превышением темпов роста выручки, которая соответствует в среднем общему темпу инфляции, над темпами роста затрат.
Как было изложено выше, причинами сокращения издержек на единицу продукции является снижение потерь ресурсов и соответственно снижение объемов закупки энергии и воды.
Прогнозный отчет о прибыли и убытках «ХХХ» в тыс. руб. |
||||||
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
Выручка от реализации |
390 947 |
423 196 |
455 204 |
487 357 |
519 346 |
550 840 |
- полная себестоимость |
(395 158) |
(381 899) |
(394 529) |
(409 988) |
(421 704) |
(444 864) |
= Прибыль от основной деятельности |
(4 212) |
41 297 |
60 675 |
77 369 |
97 642 |
105 975 |
- налоги, относимые на финансовые результаты |
(13 386) |
(13 465) |
(13 509) |
(13 521) |
(13 503) |
(13 364) |
= Прибыль до налогообложения |
(17 679) |
27 381 |
46 217 |
62 470 |
82 483 |
90 873 |
- налог на прибыль |
- |
(2 910) |
(13 865) |
(18 741) |
(24 745) |
(27 262) |
= Чистая прибыль |
(17 679) |
24 470 |
32 352 |
43 729 |
57 738 |
63 611 |
Чистая прибыль, нарастающим итогом |
(17 679) |
6 791 |
39 143 |
82 872 |
140 610 |
204 221 |
Анализ рентабельности
Показатели рентабельности отражают эффективность функционирования предприятия. Эффективность есть соотношение результатов деятельности предприятия (в основном прибыли) к затратам ресурсов на получение этого результата.
Показателем, характеризующим способность получения операционной прибыли на каждый рубль продаж (выручки), является рентабельность (прибыльность) продаж. Рентабельность продаж увеличивалась с отрицательной величины до 14%.
Возможно, важнейшим показателем для акционера (инвестора) предприятия является показатель рентабельности собственного капитала предприятия. Он отражает чистую прибыль, приходящуюся на собственный капитал предприятия (чистая прибыль/ средний собственный капитал за период). Этот показатель сравнивают обычно со стоимостью капитала или доходностью вложений в другие активы.
В соответствии с расчетом общая тенденция изменения показателя рентабельности собственного капитала имеет тенденцию к уменьшению с 27% до 18%, что объясняется снижением доли заемного капитала и влияния финансового рычага. На конец прогнозного периода показатель рентабельности собственного капитала можно интерпретировать следующим образом: предприятие приносит 18 коп. на каждый вложенный акционерами рубль. Такой уровень рентабельности позволяет сохранить стоимость капитала, так как он выше уровня закладываемой для расчета годовой инфляции и заработать дополнительно 12%.
Показатели рентабельности проекта приведены в таблице ниже:
Анализ рентабельности деятельности «ХХХ» |
||||||
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
Рентабельность активов (в годовом выражении) |
- |
3% |
4% |
6% |
7% |
8% |
Рентабельность собственного капитала (в годовом выражении) |
- |
27% |
21% |
20% |
20% |
18% |
Рентабельность постоянных активов (в годовом выражении) |
- |
4% |
5% |
6% |
8% |
9% |
Себестоимость к выручке от реализации |
101% |
90% |
87% |
84% |
81% |
81% |
Прибыльность продаж |
- |
6% |
7% |
9% |
11% |
12% |
Рентабельность по балансовой прибыли |
-4% |
7% |
12% |
15% |
20% |
20% |
Рентабельность по чистой прибыли |
-4% |
6% |
8% |
11% |
14% |
14% |
Оценка прогнозного баланса (структуры прогнозного баланса)
Структура имущества и источники его финансирования на основе прогнозного баланса «ХХХ» характекризуется следующими показателями:
Прогнозный баланс «ХХХ» на 2004 – 2009 г.г. в тыс. руб. |
||||||
Наименование статей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 .г |
1. АКТИВЫ |
|
|
|
|
|
|
Постоянные активы |
|
|
|
|
|
|
- балансовая стоимость |
694 375 |
724 846 |
754 284 |
778 806 |
798 098 |
802 526 |
- начисленный износ |
(14 296) |
(29 540) |
(45 745) |
(62 892) |
(80 847) |
(98 979) |
- остаточная стоимость |
680 079 |
695 306 |
708 539 |
715 914 |
717 251 |
703 547 |
Оборотные активы |
|
|
|
|
|
|
- кредиты покупателям |
16 289 |
17 633 |
18 967 |
20 307 |
21 639 |
22 952 |
- авансы поставщикам |
3 610 |
3 710 |
3 850 |
3 939 |
4 189 |
4 189 |
- НДС уплаченный |
8 879 |
693 |
25 |
16 |
45 |
0 |
- резерв денежных средств |
1 176 |
763 |
766 |
769 |
771 |
774 |
- свободные денежные средства |
(71) |
13 758 |
18 471 |
25 779 |
62 757 |
140 853 |
= Итого об. активов |
29 883 |
36 558 |
42 079 |
50 809 |
89 402 |
168 768 |
= Итого активов |
709 962 |
731 864 |
750 618 |
766 723 |
806 653 |
872 315 |
|
|
|
|
|
|
|
2. ПАССИВЫ |
|
|
|
|
|
|
Источники собственных средств |
|
|
|
|
|
|
- уставный капитал, в том числе |
82 376 |
112 847 |
142 285 |
166 807 |
186 099 |
190 967 |
- - учредительный капитал |
82 376 |
112 847 |
142 285 |
166 807 |
186 099 |
190 967 |
- нераспределенная прибыль (+) / убыток (-) |
(17 679) |
6 791 |
39 143 |
82 872 |
140 610 |
204 221 |
= Итого собственные средства |
64 697 |
119 638 |
181 428 |
249 679 |
326 708 |
395 188 |
Долгосрочные пассивы (кредиты + обязательства по долгосрочной аренде) |
618 983 |
584 706 |
539 193 |
484 730 |
445 900 |
441 032 |
Краткосрочные пассивы |
|
|
|
|
|
|
- счета к оплате |
21 084 |
21 659 |
22 263 |
23 100 |
23 635 |
25 136 |
- расчеты с бюджетом |
2 295 |
2 740 |
4 384 |
5 637 |
6 605 |
7 019 |
- расчеты с персоналом |
1 727 |
1 856 |
1 995 |
2 135 |
2 274 |
2 410 |
- авансы покупателей |
1 176 |
1 264 |
1 354 |
1 443 |
1 530 |
1 530 |
= Итого краткосрочные пассивы |
26 282 |
27 520 |
29 996 |
32 315 |
34 044 |
36 095 |
= Итого пассивы |
709 962 |
731 864 |
750 618 |
766 723 |
806 653 |
872 315 |
Следует отметить, что имущество предприятия, на более чем 90% состоящее из внеоборотных активов, финансируется главным образом за счет заемного капитала, а именно долгосрочных обязательств по аренде.
Поскольку при расчете было сделано предположение, что все улучшения арендованных основных средств на сумму 138 млн. руб. будут зачитываться в счет обязательств по аренде, абсолютная величина и относительная величина долгосрочных обязательств в пассивах предприятия имеет тенденцию к уменьшению (с 87% до 51%).
Кроме того, долгосрочный кредит в размере 69 360 тыс. руб., взятый в целях ликвидации дефицита по инвестиционной деятельности, до конца прогнозируемого периода погашается за счет свободных денежных средств. Соблюдение этого требования формирует успешную кредитную историю «ХХХ» и определяет будущую возможность для повторного привлечения стороннего финансирования.
Уставной капитал также возрастает с 54 млн. руб. на момент начала проекта до 191 тыс. руб. в абсолютном выражении или с 12 до 22% в относительном выражении. Увеличение происходит на сумму улучшения арендованных основных средств.
Доля прибыли в валюте баланса на протяжении прогнозного периода возрастает с -3% до 23%, благодаря чему происходит накопление денежных средств по счету денежные средства.
Других существенных изменений в структуре баланса «ХХХ» на прогнозный период не предусматривается.