Организационный план

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

При организационном проектировании деятельности «ХХХ» использовались следующие целевые установки:

Быстрое развертывание операционной деятельности.

Своевременное и качественное обеспечение коммунальными услугами потребителей в рамках взятых на себя договорных обязательств.

Оптимизация административных расходов и обеспечение условий для повышения эффективности операционной деятельности.

Обеспечение эффективного взаимодействия с органами власти Республики и муниципальных образований, возможности по формированию положительного имиджа.

Централизация системы сбыта и системы финансовых потоков, обеспечение возможностей по привлечению и обслуживанию внешнего финансирования.

Исходя из этого, аппарат управления «ХХХ» сформирован по основным направлениям следующим образом:

Дирекция по производству и технической политике – контролирует результаты производственной деятельности, включая качество электро-, тепло и водоснабжение, определяет единую техническую политику коммунального комплекса, заключает договора на подрядные услуги по эксплуатации, обслуживанию и ремонту средств коммунального комплекса, отвечает за энергобезопасность коммунальной системы.

Дирекция по сбыту – осуществляет единую централизованную политику в области закупок и сбыта энергоресурсов, заключает договора на закупку и сбыт энергоресурсов, организует работу с общественностью.

Дирекция по экономике и финансам – осуществляет единую централизованную политику в области финансирования коммунального хозяйства, заключает договора на аренду основных средств коммунального комплекса, организует работу по взаимодействию с ОАО «РКС», контролирует использование инвестиций, представляет интересы общества перед акционерами и инвесторами.

Директор по персоналу – формирует единую кадровую политику, организует кадровый учет общества, формирует единую систему подготовки персонала и корпоративную культуру общества, представляет интересы общества перед трудовым коллективом и надзорными органами.

Бухгалтерия – формирует единую учетную политику в коммунальном хозяйстве, отражает результаты хозяйственной деятельности общества в бухгалтерском учете, отчитывается за результаты общества перед фискальными органами.

Территориальное отделение в г. N – выполняет функции отдельного обособленного подразделения «ХХХ» в N-ском операционном районе.

Организационная структура и штатное расписание «ХХХ» представлены в Приложениях 1 и 2 соответственно.

В целях успешного развертывания операционной деятельности на подготовительном этапе хозяйствования в 3-м квартале 2003 года перед «ХХХ» ставятся следующие задачи:

Зарегистрировать общество. Регистрация общества осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ним регистрация общества осуществляется налоговыми органами в течение 5 дней. Для того, чтобы новое акционерное общество могло вступать в отношения с третьими лицами, ему необходимо оплатить уставный капитал в размере не менее 50%, т.е. внести в оплату акций сумму от 5 млн. рублей. В целях подготовительного этапа предлагается внести уставный капитал в полном размере. При регистрации возникают расходы на уплату государственной пошлины, заверение копий уставов для контролирующих органов (ИМНС, банк, ФКЦБ, другие), почтовая экспресс-доставка уставных документов (например, в РО ФКЦБ России в Приволжском федеральном округе), изготовление атрибутов общества (печати, штампы, бланки, другое), открытие банковского счета, оформление лицензий на ведение основной деятельности.

Заключить договор на ведение реестра с регистратором. В первые два месяца возникают расходы по регистрации выпуска акций, в третий месяц оплачивается абонентское обслуживание).

Оценить фактический состав и состояние передаваемого в «ХХХ» имущества коммунального хозяйства. По сути, необходимо провести технический аудит основных средств, передаваемых от муниципальных коммунальных предприятий в «ХХХ». В рамках технического аудита проводится инвентаризация наличия основных средств, определяется их фактическое техническое состояние и наличие правоустанавливающих документов (свидетельство о государственной регистрации прав) на недвижимое имущество, передаваемое в аренду. У арендодателя (муниципального органа) должны быть оформлены такие документы, чтобы он смог заключить долгосрочные (сроком от 1 года) договора аренды, требующие государственной регистрации. Результаты технического аудита должны дать представление о реальном масштабе ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду в целях обоснованного планирования инвестиций. Предлагается провести технический аудит силами персонала муниципальных предприятий при участии технических специалистов ОАО «Удмуртэнерго».

Провести независимую оценку имущества. Независимая оценка должна определить справедливую рыночную стоимость имущества для последующего определения размера арендной платы. Как правило, полноценная оценка имущества сопровождается техническим аудитом, результаты которого должны дать независимому оценщику полное представление о наличии и состоянии имущества с целью дальнейшего определения справедливой стоимости. Но в рамках технического аудита независимый оценщик не определит реальные масштабы ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду, поэтому предлагается провести оценку имущества документарно на основании актов технического аудита, проведенного при участии специалистов ОАО «Удмуртэнерго». Вне зависимости от порядка проведения оценки оценщик представит стоимость имущества, уже заранее согласованную с заказчиками - представителями администраций Республики и муниципалитетов и представителями ОАО «РКС».

Заключить договора аренды и принять в хозяйственное ведение основные средства коммунального комплекса. По договору аренды собственник (который представлен уполномоченным органом муниципальной или республиканской власти - арендодатель) предает право пользования другому лицу (арендатору). Основные положения, регламентирующие отношения аренды, содержатся в гл.34 ГК РФ. До заключения договора аренды должны быть проведены следующие действия: оплатить не менее 50% уставного капитала общества, определить справедливую стоимость имущества.

Оценить имеющиеся финансовые средства коммунальных предприятий, обязательства перед контрагентами (включая расчеты с персоналом), структуру доходов и расходов. По сути, необходимо провести финансовый аудит муниципальных коммунальных предприятий в целях принятия последующих решений по стоимости эксплуатационных услуг, контролю расходов, моделированию финансово-хозяйственной деятельности и повышению эффективности управления. Для предприятий, прошедших в этом году финансовый аудит тарифов и представивших его результаты в развернутом виде, возможно проведение только инвентаризации денежных средств и договорных обязательств.

Оценить качество управления и кадровый потенциал коммунальных предприятий.

Организовать рабочий офис общества, сформировать штат и обеспечить рабочие места.

Заключить договора на оказание коммунальных услуг обществом, договора с поставщиками на закупку энергоресурсов, договора с подрядчиками на оказание эксплуатационных, сервисных и ремонтных услуг. После того как будет сформирована необходимая материальная база (имущество передано в аренду) для выполнения уставных функций, общество заключает договора на оказание коммунальных услуг с муниципалитетами. Так как собственные ресурсы на начальном этапе будут сильно ограничены, но требуется быстрое развертывание операционной деятельности, работы по коммунальному обслуживанию (эксплуатации коммунальных сетей) передается на субподряд муниципальным коммунальным предприятиям, с которыми заключается договор на абонентское обслуживание. Оплата услуг коммунальных предприятий должна складываться из себестоимости производства услуг, основной статьей которой является оплата труда персонала. Основное требования по этим договорам – это прозрачность и ясность его содержания для «ХХХ». Оплата услуг должна быть фиксированной, как минимум на год, и детализирована по статьям расходов. Должны быть определены показатели качества услуг, их порядок их оценки и штрафные санкции за снижение качества услуг. Это обязательные требования - позволят создать определенную мотивацию у коммунальных предприятий, но не достаточные. Кроме этого, необходимо предусмотреть рычаги управления муниципальными предприятиями на уровне устава коммунальных предприятий, законодательных и подзаконных актов Республики Удмуртия в виду того, что они будут единственными подрядчиками «ХХХ», и появляются монопольные риски. Разработка таких управленческих решений безусловно является предметом для дополнительных консультаций, для чего необходимо предусмотреть в бюджете соответствующие расходы.

Подготовить программу организационных и технических мероприятий по выводу из кризиса коммунального хозяйства и переходу к полноценной операционной деятельности собственными силами.

Обеспечить полную хозяйственную готовность к началу полноценной операционной деятельности.

Обеспечить полную техническую готовность коммунального комплекса к прохождению ОЗП 2003-2004гг. Ключевыми факторами успешной подготовки к ОЗП является ремонтный фонд, способный покрыть расходы по полному объему работ, соответствующих реальному техническому состоянию коммуникаций, и наличие запасов топлива для собственной выработки на котельных г. N. В виду того, что на бюджетный период приходится разгар ремонтной кампании, расходы на ремонт предлагается взять в максимально возможном объеме. Вопрос целесообразности собственной выработки тепла необходимо проработать отдельно с учетом перспектив развития системы централизованного теплоснабжения г. N и подготовить соответствующее ТЭО.

Создать первичный положительный образ общества у населения. Для этого предлагается подготовить и реализовать масштабную программу коммуникативных мероприятий с использованием печатных, теле- и радиосредств массовой информации. Программа мероприятий должна базироваться на согласованной коммуникативной стратегии, объединяющей PR- и GR-коммуникации.

Для успешного достижения целей «ХХХ» требуется создать эффективную систему менеджмента, соответствующую корпоративному управленческого стандарту хозяйствования, который устанавливает обязательные требования к системе менеджмента «ХХХ».

Требования к системе менеджмента «ХХХ» представлены в виде комплекса управленческих решений, являющихся обязательными условиями обеспечения эффективности операционной деятельности и инвестиционной привлекательности регионального проекта РКС. Основные требования:

Централизация системы управления – в первую очередь, управления сбытом, закупками, финансовыми потоками.

Выделение не основных видов деятельности и передача их на подряд – в первую очередь, ремонтные и обслуживающие виды деятельности.

Формирование квалифицированного менеджмента на основе эффективного функционирования системы управления персоналом, которая включает оценку и мотивацию персонала, развитие корпоративной культуры и другие мероприятия, направленные на эффективное формирование и использование кадровых ресурсов.

Внедрение системы разделенного управленческого учета затрат на отдельные виды услуг.

Внедрение системы управления инвестиционными проектами, обеспечивающей планирование и реализацию организационных и технических мероприятий в управляемых условиях.

Внедрение системы стратегического планирования, определяющей направления и этапы развития «ХХХ» с учетом целей и задач РКС. Стратегия включает в себя планы развития производственно-технической базы, планы управления капиталом и собственностью, финансово-экономическую стратегию, стратегию управления человеческими ресурсами.

Внедрение системы бизнес-планирования, которая помогает детализировать стратегию развития до уровня подразделений «ХХХ» и осуществлять согласованное управление операционной деятельности.

Внедрение системы бюджетирования (управление расходами по отклонениям). В рамках этой системы выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО) как верхнего уровня – предприятия «ХХХ» энерго-, тепло- и водоснабжения, так и нижнего уровня - подразделения внутри предприятий, которые готовят бюджеты по своей операционной деятельности и согласовывают их с профильными функциональными службами аппарата управления «ХХХ». После утверждения данные бюджеты становятся обязательными к исполнению подразделениями «ХХХ», а сотрудники профильных служб аппарата управления «ХХХ» осуществляют контроль их исполнения и в случае необходимости принимают решения о корректирующих управленческих воздействиях. Одно из преимуществ такого подхода состоит в том, что для его реализации необходимо минимальное количество персонала в аппарате управления «ХХХ», так как разработка операционных бюджетов осуществляется на предприятиях «ХХХ», а административный персонал аппарата управления «ХХХ» оценивает их, согласовывает и осуществляет контроль исполнения.

Внедрение системы казначейского исполнения обязательств, в рамках которой все платежи управляемых компаний осуществляются через Казначейство «ХХХ». То есть, денежные средства физически находятся на счетах предприятий, но распоряжается этими счетами «ХХХ», опираясь на право первой подписи, а возможно, и второй, если функции по ведению бухгалтерского учета предприятий будут централизованы в аппарате управления «ХХХ».

Реализация процедуры конкурсных закупок материально-технических ресурсов и подрядных работ.

Внедрение системы управленческой отчетности, которая является поддерживающим инструментом для менеджеров «ХХХ».

Внедрение механизмов контроля результатов деятельности «ХХХ», которая должна обеспечивать функционирование эффективного контрольно-ревизионного механизма в «ХХХ» и на его предприятиях, что приведет к обеспечению прозрачности проекта. При этом необходимо разработать и утвердить документ, определяющий порядок назначения сотрудников контрольно-ревизионной службы, структуру, состав контрольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам. Основой для контроля со стороны собственников и инвесторов является полноформатная отчетность по результатам хозяйственной деятельности. Для повышения степени контроля со стороны инвесторов и общественности возможно формирование дополнительных надзорных органов.

Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ» включает следующие статьи расходов и соответствующие источники финансирования:

Расходы на содержание аппарата «ХХХ» носят постоянный характер и рассчитаны под проект организационного дизайна «ХХХ».

Аренда офиса рассчитывается исходя из штата 44 чел., 19 кв.м на чел, 700 руб за кв.м/мес.

Зарплата с отчислениями - из штата 44 чел. и средней зарплаты 10 тыс.руб/мес.

Оргтехника и программное обеспечение – 36 тыс.руб/чел ежегодно.

Канцелярские - 500 руб/чел в мес.

Почтовые и услуги связи – 570 руб/чел в мес.

Командировочные - 15000 руб на одну командировку, по 1 командировки на 8 человек (ответственных по направлениям) ежемесячно.

Представительские - 1000 руб/чел в мес.

Мероприятия по повышению эффективности управления включают консультационные услуги по разработке управленческих проектов и сопровождение процессов их реализации согласно утвержденной программы исходя из 100000 руб. ежемесячно.

PR-мероприятия включают работу с печатными, теле- и радиосредствами массовой информации согласно утвержденного PR-плана.

Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ»

Наименование затрат

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

Зарплата административно-управленческого персонала

 5 808

 6 273

 6 743

 7 215

 7 684

 8 145

Единый социальный налог

 2 056

 2 221

 2 387

 2 554

 2 720

 2 883

Затраты на создание «ХХХ»

 3 610

 -

 -

 -

 -

 -

Аренда

 7 022

 7 022

 7 022

 7 022

 7 022

 7 022

Содержание оргтехники и ПО

 1 584

 1 584

 1 584

 1 584

 1 584

 1 584

Канц. Товары

 264

 264

 264

 264

 264

 264

Почтовые услуги и услуги связи

 300

 300

 300

 300

 300

 300

Командировочные

 1 500

 1 500

 1 500

 1 500

 1 500

 1 500

Представительские расходы

 500

 500

 500

 500

 500

 500

PR мероприятия

 500

 500

 500

 500

 500

 500

Мероприятия по повышению эффективности управления

 1 200

 1 200

 1 200

 1 200

 1 200

 1 200

Прочие

 600

 600

 600

 600

 600

 600

ИТОГО обще-административные расходов

 24 944

 21 963

 22 600

 23 239

 23 874

 24 499

 

 

Финансовый план

Основные допущения, принятые при моделировании финансовых результатов деятельности  «ХХХ»:

«ХХХ» создается путем внесения РКС в уставной капитал предприятия 10 млн. руб. наличными денежными средствами.

Период прогнозирования хозяйственной деятельности – 2004 – 2009 г.г.

В рамках прогнозирования денежных потоков «ХХХ» на период с 2004 по 2009 г.г. расчеты проводились по следующим видам коммунальной деятельности в г. N:

Деятельность по теплоснабжению населения и предприятий, включающая в себя производство, закупку, транспортировку/распределение и отпуск тепловой энергии;

Деятельность по электроснабжению населения и предприятий, включающая в себя закупку, транспортировку/распределение и отпуск электрической энергии;

Деятельность по водоснабжению населения и предприятий, включающая в себя подъем, очистку, транспортировку/распределение и отпуск воды;

Деятельность по оказанию услуг водоотведения населению и предприятиям, включающая в себя прием, очитку и отведение стоков.

Для осуществления деятельности «ХХХ» принимает в эксплуатацию на условиях безвозмездной долгосрочной (50 лет) аренды имущественные комплексы МУПов «Горэлектросеть», «N-ский водоканал», «Коммунальные тепловые сети», «Энергоуправление». При этом амортизационные отчисления остаются в распоряжении «ХХХ» для реинвестирования в основные средства с целью улучшения производственно-экономических показателей деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, все улучшения арендованных основных средств зачитываются в погашение долгосрочных обязательств по аренде.

Структура и объемы потребления электро- и теплоэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению в течение всего прогнозного периода остаются неизменными.

Тарифы устанавливаются (без учета НДС) на уровне 2003 года, в течение прогнозного периода тарифы растут с темпами годовой инфляции. Для прогноза изменения реализации было сделано предположение, что тарифная политика государства в отношении регулирования цен на продукцию/услуги жилищно-коммунальных хозяйств останется без изменения.

Предполагаемые темпы инфляции, использованные при расчете роста затрат, тарифов на тепло- и электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, изменяются в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития и торговли РФ.

Ставки процентов по кредитам коммерческих банков были приняты исходя из текущих показателей с учетом снижения темпов инфляции.

Прогноз макроэкономических показателей

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Темпы инфляции

10%

8%

7,5%

6%

5,5%

5,5%

Ставка рефинансирования ЦБ РФ

16%

15,5%

15%

14,5%

14%

14%

Ставка процентов по долгосрочным кредитам коммерческих банков

17,5%

17%

16,5%

16%

15,5%

15,5%

Ставка процентов по краткосрочным кредитам коммерческих банков

19%

18,5%

18%

17,5%

17%

16,5%

Ставки налогов и сборов при расчете обязательств «ХХХ» перед бюджетом были приняты на следующем уровне:

НДС – 18%

Налога на имущество – 2%

Ставка единого социального налога (ЕСН) составляет 35,4 %

Подоходный налог – 13%

Налог на прибыль – 30%.

Затраты по земельному налогу входят в себестоимость и приняты на уровне 2002 года по МУПам. Льготы и преференций по налогам и сборам при расчете проекта не предусматривались.

Расчет затрат на топливо проводился по удельным показателям. Стоимость 1 тонны условного топлива в 2003 году составил 780 руб. за тонну (без НДС). При расчете цен на топливо в первый год прогнозного периода закладывалась инфляция 16%, в дальнейшем данный показатель уменьшается ежегодно на 0,5%.

Численность персонала, задействованного на объектах «ХХХ» (читай стоимость эксплуатационных услуг на подряде) на начало проекта составляет 1 162 человека с учетом 44 вакансий по аппарату управления «ХХХ». В первый год работы планируется провести оптимизацию численности в связи с закрытием нерентабельных котельных, а также совершенствования системы управления и довести численность до 888 человек, что составляет 24%. Экономия заработной платы составило в реальном выражении около 15%, или 7 млн. руб. в год.

Выручка от реализации продукции/услуг «ХХХ»

Ежегодная величина выручки в ценах 2004 года составляет 390 947 тыс. руб., из которых 124 386 тыс. – от реализации электроэнергии, 128 133 тыс. руб. – от реализации тепловой энергии, 48 722 тыс. руб. – от реализации услуг по водоснабжению и 41 016 тыс. руб. – от реализации услуг по водоотведению.

Ежегодная сумма возмещений убытков от реализации услуг/продукции населению, возникающих как выпадающие доходы при утверждении тарифов для населения, была принята на уровне 2003 года по теплоэнергии – 19 531 тыс. руб., по электроэнергии – 10 674 тыс. руб., по услугам водоснабжения и водоотведения – 18 485 тыс. руб. При прогнозе реализации на 2004 – 2009 г.г. величина возмещений возрастает пропорционально общему индексу инфляции.

Динамика изменения выручки «ХХХ» на прогнозный период приведена ниже:

Прогноз выручки от реализации продукции/услуг «ХХХ» (без НДС) в тыс. руб.

Наименование продукции/услуг

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

Электроэнергия

 124 386

 134 337

144 412

154 521

 64 565

 174 439

Теплоэнергия

 128 133

138 384

148 762

 159 176

 169 522

 179 693

Водоснабжение

 48 722

52 620

 56 566

 60 526

 64 460

 68 327

Водоотведение

 41 016

 44 297

47 620

 50 953

 54 265

 57 521

Возмещение убытков от реализации т/э населению

 19 531

21 484

23 203

 24 943

 26 689

 28 424

Возмещение убытков от реализации э/э населению

10 674

11 741

12 681

 13 632

 14 586

 15 534

Возмещение убытков от реализации услуг по водоснабжению и водоотведению

18 485

20 333

21 960

 23 607

 25 259

 26 901

Итого выручка от реализации

 390 947

423 196

 455 204

 487 357

 519 346

 550 840

В прогнозных расчетах деятельности предприятия на 2004 – 2009 г.г. ежегодная выручка от реализации состоит из выручки от реализации тепловой энергии на 33%, электроэнергии на 32%, услуг по водоснабжению на 12% и водоотведению на 10%. Остальные 13% представляют собой возмещение государственным бюджетом убытков от реализации тепло- и электроэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению.

Структура затрат

Общая величина затрат «ХХХ» в ценах 2004 года составляет 395 158 тыс. руб., из которых 74 % или 293 512 тыс. руб. – производственные затраты, 15% или 57 725 тыс. руб. – общепроизводственные затраты, 6,3% или 24 944 тыс. руб. – обще-административные затраты и 5% или 4 681 тыс. руб. – коммерческие затраты.

Динамика изменения затрат по годам проекта представлена ниже в таблице.

Для целей прогноза инфляционная зиндексация проводилась по затратам на заработную плату, топливо, покупную энергию. Величина прочих затрат была принята на уровне 2004 года с учетом предположения об оптимизации условно-постоянных затрат.

Прогноз затрат «ХХХ» (без НДС) в тыс.руб.

 

Наименование затрат

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

1

Производственные затраты

 

 

 

 

 

 

1.1.

Сырье и материалы

 253 011

259 912

267 152

277 206

283 617

301 636

1.2.

Зарплата основного производственного персонала

29 913

32 306

34 728

37 159

 39 575

 41 949

1.3.

Единый социальный налог

10 589

11 436

 12 294

 13 154

 14 009

 14 850

 

Итого производственные расходы

 293 512

 303 654

 314 175

 327 520

 337 202

 358 435

2.

Общепроизводственные расходы

 

 

 

 

 

 

2.1.

Зарплата вспомогательного производственного персонала

 3 717

 4 015

 4 316

 4 618

 4 918

 5 213

2.2.

Единый социальный налог

 1 316

 1 421

 1 528

 1 635

 1 741

 1 845

2.3.

Материалы на ремонт и эксплуатацию

 40 653

 18 961

 18 961

 18 961

 18 961

 18 961

2.4.

Услуги производственного характера

 11 461

 11 461

 11 461

 11 461

 11 461

 11 461

2.5.

Прочие

 578

 578

 578

 578

 578

 578

 

Итого общепроизводственных расходов

 57 725

 36 436

 36 843

 37 252

 37 659

 38 058

Обще-административные затраты

 24 944

 21 963

 22 600

 23 239

 23 874

 24 499

4

Амортизационные отчисления

 14 296

 15 081

 15 787

 16 492

 17 127

 17 677

 

Производственная себестоимость

 390 478

 377 134

 389 405

 404 503

 415 861

 438 669

5

Коммерческие расходы

 4 681

 4 766

 5 124

 5 485

 5 843

 6 195

 

Полная себестоимость

 395 158

 381 899

 394 529

 409 988

 421 704

 444 864

Структура затрат по видам продукции/услуг «ХХХ»

Для целей анализа структуры себестоимости неделимые затраты были распределены между видами продукции на базе удельного веса

Наиболее весомой (71%) статьей затрат «ХХХ» на электроэнергию являются затраты на покупную электроэнергию. Это делает проект чувствительным к изменению объемов и цен электроэнергии, покупаемой в настоящее время у ОАО «Удмуртэнерго». Для сокращения издержек самым эффективным в отношении электроэнергии будет поиск на оптовом рынке более дешевой электроэнергии.

Наиболее весомой (63%) статей затрат по теплоэнергии является затраты по теплоэнергии покупаемой у ОАО «Удмуртэнерго». Это делает проект чувствительным к изменению объемов и цен на теплоэнергию ОАО «Удмуртэнерго». Тарифы на тепло, отпускаемой «ХХХ», будут расти пропорционально тарифам ОАО «Удмуртэнерго», так как собственное производство очень ограниченное и не рентабельное.

Наиболее весомой статьей затрат на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению является электроэнергия, также закупаемая в ОАО «Удмуртэнерго». В случае выхода «ХХХ» на оптовый рынок и покупки электроэнергии по более низкой цене, эффект от экономии будет наиболее весомым.

Прогнозный отчет о прибыли и убытках

В соответствии с представленной ниже таблицей Прогнозный отчет о прибыли и убытках «ХХХ» предприятие является прибыльным со второго года деятельности. Общая тенденция прибыльности (размер чистой прибыли) является постоянно увеличивающейся. За весь прогнозируемый период чистая прибыль по отношению к выручке возросла с -5% до 12%.

Положительные тенденции в увеличении размера чистой прибыли объясняется превышением темпов роста выручки, которая соответствует в среднем общему темпу инфляции, над темпами роста затрат.

Как было изложено выше, причинами сокращения издержек на единицу продукции является снижение потерь ресурсов и соответственно снижение объемов закупки энергии и воды.

Прогнозный отчет о прибыли и убытках «ХХХ» в тыс. руб.

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

Выручка от реализации

390 947

423 196

455 204

487 357

519 346

550 840

 - полная себестоимость

(395 158)

(381 899)

(394 529)

(409 988)

(421 704)

(444 864)

 = Прибыль от основной деятельности

(4 212)

41 297

60 675

77 369

97 642

105 975

 - налоги, относимые на финансовые результаты

(13 386)

(13 465)

(13 509)

(13 521)

(13 503)

(13 364)

 = Прибыль до налогообложения

(17 679)

27 381

46 217

62 470

82 483

90 873

 - налог на прибыль

-

(2 910)

(13 865)

(18 741)

(24 745)

(27 262)

 = Чистая прибыль

(17 679)

24 470

32 352

43 729

57 738

63 611

Чистая прибыль, нарастающим итогом

(17 679)

6 791

39 143

82 872

140 610

204 221

Анализ рентабельности

Показатели рентабельности отражают эффективность функционирования предприятия. Эффективность есть соотношение результатов деятельности предприятия (в основном прибыли) к затратам ресурсов на получение этого результата.

Показателем, характеризующим способность получения операционной прибыли на каждый рубль продаж (выручки), является рентабельность (прибыльность) продаж. Рентабельность продаж увеличивалась с отрицательной величины до 14%.

Возможно, важнейшим показателем для акционера (инвестора) предприятия является показатель рентабельности собственного капитала предприятия. Он отражает чистую прибыль, приходящуюся на собственный капитал предприятия (чистая прибыль/ средний собственный капитал за период). Этот показатель сравнивают обычно со стоимостью капитала или доходностью вложений в другие активы.

В соответствии с расчетом общая тенденция изменения показателя рентабельности собственного капитала имеет тенденцию к уменьшению с 27% до 18%, что объясняется снижением доли заемного капитала и влияния финансового рычага. На конец прогнозного периода показатель рентабельности собственного капитала можно интерпретировать следующим образом: предприятие приносит 18 коп. на каждый вложенный акционерами рубль. Такой уровень рентабельности позволяет сохранить стоимость капитала, так как он выше уровня закладываемой для расчета годовой инфляции и заработать дополнительно 12%.

Показатели рентабельности проекта приведены в таблице ниже:

Анализ рентабельности деятельности «ХХХ»

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

Рентабельность активов (в годовом выражении)

-

3%

4%

6%

7%

8%

Рентабельность собственного капитала (в годовом выражении)

-

27%

21%

20%

20%

18%

Рентабельность постоянных активов (в годовом выражении)

-

4%

5%

6%

8%

9%

Себестоимость к выручке от реализации

101%

90%

87%

84%

81%

81%

Прибыльность продаж

-

6%

7%

9%

11%

12%

Рентабельность по балансовой прибыли

-4%

7%

12%

15%

20%

20%

Рентабельность по чистой прибыли

-4%

6%

8%

11%

14%

14%

Оценка прогнозного баланса (структуры прогнозного баланса)

Структура имущества и источники его финансирования на основе прогнозного баланса «ХХХ» характекризуется следующими показателями:

Прогнозный баланс «ХХХ» на 2004 – 2009 г.г. в тыс. руб.

Наименование статей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

1. АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

Постоянные активы

 

 

 

 

 

 

 - балансовая стоимость

 694 375

 724 846

 754 284

 778 806

 798 098

 802 526

 - начисленный износ

 (14 296)

 (29 540)

 (45 745)

 (62 892)

 (80 847)

 (98 979)

 - остаточная стоимость

 680 079

 695 306

 708 539

 715 914

 717 251

 703 547

Оборотные активы

 

 

 

 

 

 

 - кредиты покупателям

 16 289

 17 633

 18 967

 20 307

 21 639

 22 952

 - авансы поставщикам

 3 610

 3 710

 3 850

 3 939

 4 189

 4 189

 - НДС уплаченный

 8 879

 693

 25

 16

 45

 0

 - резерв денежных средств

 1 176

 763

 766

 769

 771

 774

 - свободные денежные средства

 (71)

 13 758

 18 471

 25 779

 62 757

 140 853

 = Итого об. активов

 29 883

 36 558

 42 079

 50 809

 89 402

 168 768

 = Итого активов

 709 962

 731 864

 750 618

 766 723

 806 653

 872 315

 

 

 

 

 

 

 

2. ПАССИВЫ

 

 

 

 

 

 

Источники собственных средств

 

 

 

 

 

 

 - уставный капитал, в том числе

 82 376

 112 847

 142 285

 166 807

 186 099

 190 967

 - - учредительный капитал

 82 376

 112 847

 142 285

 166 807

 186 099

 190 967

 - нераспределенная прибыль (+) / убыток (-)

 (17 679)

 6 791

 39 143

 82 872

 140 610

 204 221

 = Итого собственные средства

 64 697

 119 638

 181 428

 249 679

 326 708

 395 188

Долгосрочные пассивы (кредиты + обязательства по долгосрочной аренде)

 618 983

 584 706

 539 193

 484 730

 445 900

 441 032

Краткосрочные пассивы

 

 

 

 

 

 

 - счета к оплате

 21 084

 21 659

 22 263

 23 100

 23 635

 25 136

 - расчеты с бюджетом

 2 295

 2 740

 4 384

 5 637

 6 605

 7 019

 - расчеты с персоналом

 1 727

 1 856

 1 995

 2 135

 2 274

 2 410

 - авансы покупателей

 1 176

 1 264

 1 354

 1 443

 1 530

 1 530

 = Итого краткосрочные пассивы

 26 282

 27 520

 29 996

 32 315

 34 044

 36 095

 = Итого пассивы

 709 962

 731 864

 750 618

 766 723

 806 653

 872 315

Следует отметить, что имущество предприятия, на более чем 90% состоящее из внеоборотных активов, финансируется главным образом за счет заемного капитала, а именно долгосрочных обязательств по аренде.

Поскольку при расчете было сделано предположение, что все улучшения арендованных основных средств на сумму 138 млн. руб. будут зачитываться в счет обязательств по аренде, абсолютная величина и относительная величина долгосрочных обязательств в пассивах предприятия имеет тенденцию к уменьшению (с 87% до 51%).

Кроме того, долгосрочный кредит в размере 69 360 тыс. руб., взятый в целях ликвидации дефицита по инвестиционной деятельности, до конца прогнозируемого периода погашается за счет свободных денежных средств. Соблюдение этого требования формирует успешную кредитную историю «ХХХ» и определяет будущую возможность для повторного привлечения стороннего финансирования.

Уставной капитал также возрастает с 54 млн. руб. на момент начала проекта до 191 тыс. руб. в абсолютном выражении или с 12 до 22% в относительном выражении. Увеличение происходит на сумму улучшения арендованных основных средств.

Доля прибыли в валюте баланса на протяжении прогнозного периода возрастает с -3% до 23%, благодаря чему происходит накопление денежных средств по счету денежные средства.

Других существенных изменений в структуре баланса «ХХХ» на прогнозный период не предусматривается.

При организационном проектировании деятельности «ХХХ» использовались следующие целевые установки:

Быстрое развертывание операционной деятельности.

Своевременное и качественное обеспечение коммунальными услугами потребителей в рамках взятых на себя договорных обязательств.

Оптимизация административных расходов и обеспечение условий для повышения эффективности операционной деятельности.

Обеспечение эффективного взаимодействия с органами власти Республики и муниципальных образований, возможности по формированию положительного имиджа.

Централизация системы сбыта и системы финансовых потоков, обеспечение возможностей по привлечению и обслуживанию внешнего финансирования.

Исходя из этого, аппарат управления «ХХХ» сформирован по основным направлениям следующим образом:

Дирекция по производству и технической политике – контролирует результаты производственной деятельности, включая качество электро-, тепло и водоснабжение, определяет единую техническую политику коммунального комплекса, заключает договора на подрядные услуги по эксплуатации, обслуживанию и ремонту средств коммунального комплекса, отвечает за энергобезопасность коммунальной системы.

Дирекция по сбыту – осуществляет единую централизованную политику в области закупок и сбыта энергоресурсов, заключает договора на закупку и сбыт энергоресурсов, организует работу с общественностью.

Дирекция по экономике и финансам – осуществляет единую централизованную политику в области финансирования коммунального хозяйства, заключает договора на аренду основных средств коммунального комплекса, организует работу по взаимодействию с ОАО «РКС», контролирует использование инвестиций, представляет интересы общества перед акционерами и инвесторами.

Директор по персоналу – формирует единую кадровую политику, организует кадровый учет общества, формирует единую систему подготовки персонала и корпоративную культуру общества, представляет интересы общества перед трудовым коллективом и надзорными органами.

Бухгалтерия – формирует единую учетную политику в коммунальном хозяйстве, отражает результаты хозяйственной деятельности общества в бухгалтерском учете, отчитывается за результаты общества перед фискальными органами.

Территориальное отделение в г. N – выполняет функции отдельного обособленного подразделения «ХХХ» в N-ском операционном районе.

Организационная структура и штатное расписание «ХХХ» представлены в Приложениях 1 и 2 соответственно.

В целях успешного развертывания операционной деятельности на подготовительном этапе хозяйствования в 3-м квартале 2003 года перед «ХХХ» ставятся следующие задачи:

Зарегистрировать общество. Регистрация общества осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ним регистрация общества осуществляется налоговыми органами в течение 5 дней. Для того, чтобы новое акционерное общество могло вступать в отношения с третьими лицами, ему необходимо оплатить уставный капитал в размере не менее 50%, т.е. внести в оплату акций сумму от 5 млн. рублей. В целях подготовительного этапа предлагается внести уставный капитал в полном размере. При регистрации возникают расходы на уплату государственной пошлины, заверение копий уставов для контролирующих органов (ИМНС, банк, ФКЦБ, другие), почтовая экспресс-доставка уставных документов (например, в РО ФКЦБ России в Приволжском федеральном округе), изготовление атрибутов общества (печати, штампы, бланки, другое), открытие банковского счета, оформление лицензий на ведение основной деятельности.

Заключить договор на ведение реестра с регистратором. В первые два месяца возникают расходы по регистрации выпуска акций, в третий месяц оплачивается абонентское обслуживание).

Оценить фактический состав и состояние передаваемого в «ХХХ» имущества коммунального хозяйства. По сути, необходимо провести технический аудит основных средств, передаваемых от муниципальных коммунальных предприятий в «ХХХ». В рамках технического аудита проводится инвентаризация наличия основных средств, определяется их фактическое техническое состояние и наличие правоустанавливающих документов (свидетельство о государственной регистрации прав) на недвижимое имущество, передаваемое в аренду. У арендодателя (муниципального органа) должны быть оформлены такие документы, чтобы он смог заключить долгосрочные (сроком от 1 года) договора аренды, требующие государственной регистрации. Результаты технического аудита должны дать представление о реальном масштабе ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду в целях обоснованного планирования инвестиций. Предлагается провести технический аудит силами персонала муниципальных предприятий при участии технических специалистов ОАО «Удмуртэнерго».

Провести независимую оценку имущества. Независимая оценка должна определить справедливую рыночную стоимость имущества для последующего определения размера арендной платы. Как правило, полноценная оценка имущества сопровождается техническим аудитом, результаты которого должны дать независимому оценщику полное представление о наличии и состоянии имущества с целью дальнейшего определения справедливой стоимости. Но в рамках технического аудита независимый оценщик не определит реальные масштабы ремонтных и восстановительных работ по передаваемому имущественному фонду, поэтому предлагается провести оценку имущества документарно на основании актов технического аудита, проведенного при участии специалистов ОАО «Удмуртэнерго». Вне зависимости от порядка проведения оценки оценщик представит стоимость имущества, уже заранее согласованную с заказчиками - представителями администраций Республики и муниципалитетов и представителями ОАО «РКС».

Заключить договора аренды и принять в хозяйственное ведение основные средства коммунального комплекса. По договору аренды собственник (который представлен уполномоченным органом муниципальной или республиканской власти - арендодатель) предает право пользования другому лицу (арендатору). Основные положения, регламентирующие отношения аренды, содержатся в гл.34 ГК РФ. До заключения договора аренды должны быть проведены следующие действия: оплатить не менее 50% уставного капитала общества, определить справедливую стоимость имущества.

Оценить имеющиеся финансовые средства коммунальных предприятий, обязательства перед контрагентами (включая расчеты с персоналом), структуру доходов и расходов. По сути, необходимо провести финансовый аудит муниципальных коммунальных предприятий в целях принятия последующих решений по стоимости эксплуатационных услуг, контролю расходов, моделированию финансово-хозяйственной деятельности и повышению эффективности управления. Для предприятий, прошедших в этом году финансовый аудит тарифов и представивших его результаты в развернутом виде, возможно проведение только инвентаризации денежных средств и договорных обязательств.

Оценить качество управления и кадровый потенциал коммунальных предприятий.

Организовать рабочий офис общества, сформировать штат и обеспечить рабочие места.

Заключить договора на оказание коммунальных услуг обществом, договора с поставщиками на закупку энергоресурсов, договора с подрядчиками на оказание эксплуатационных, сервисных и ремонтных услуг. После того как будет сформирована необходимая материальная база (имущество передано в аренду) для выполнения уставных функций, общество заключает договора на оказание коммунальных услуг с муниципалитетами. Так как собственные ресурсы на начальном этапе будут сильно ограничены, но требуется быстрое развертывание операционной деятельности, работы по коммунальному обслуживанию (эксплуатации коммунальных сетей) передается на субподряд муниципальным коммунальным предприятиям, с которыми заключается договор на абонентское обслуживание. Оплата услуг коммунальных предприятий должна складываться из себестоимости производства услуг, основной статьей которой является оплата труда персонала. Основное требования по этим договорам – это прозрачность и ясность его содержания для «ХХХ». Оплата услуг должна быть фиксированной, как минимум на год, и детализирована по статьям расходов. Должны быть определены показатели качества услуг, их порядок их оценки и штрафные санкции за снижение качества услуг. Это обязательные требования - позволят создать определенную мотивацию у коммунальных предприятий, но не достаточные. Кроме этого, необходимо предусмотреть рычаги управления муниципальными предприятиями на уровне устава коммунальных предприятий, законодательных и подзаконных актов Республики Удмуртия в виду того, что они будут единственными подрядчиками «ХХХ», и появляются монопольные риски. Разработка таких управленческих решений безусловно является предметом для дополнительных консультаций, для чего необходимо предусмотреть в бюджете соответствующие расходы.

Подготовить программу организационных и технических мероприятий по выводу из кризиса коммунального хозяйства и переходу к полноценной операционной деятельности собственными силами.

Обеспечить полную хозяйственную готовность к началу полноценной операционной деятельности.

Обеспечить полную техническую готовность коммунального комплекса к прохождению ОЗП 2003-2004гг. Ключевыми факторами успешной подготовки к ОЗП является ремонтный фонд, способный покрыть расходы по полному объему работ, соответствующих реальному техническому состоянию коммуникаций, и наличие запасов топлива для собственной выработки на котельных г. N. В виду того, что на бюджетный период приходится разгар ремонтной кампании, расходы на ремонт предлагается взять в максимально возможном объеме. Вопрос целесообразности собственной выработки тепла необходимо проработать отдельно с учетом перспектив развития системы централизованного теплоснабжения г. N и подготовить соответствующее ТЭО.

Создать первичный положительный образ общества у населения. Для этого предлагается подготовить и реализовать масштабную программу коммуникативных мероприятий с использованием печатных, теле- и радиосредств массовой информации. Программа мероприятий должна базироваться на согласованной коммуникативной стратегии, объединяющей PR- и GR-коммуникации.

Для успешного достижения целей «ХХХ» требуется создать эффективную систему менеджмента, соответствующую корпоративному управленческого стандарту хозяйствования, который устанавливает обязательные требования к системе менеджмента «ХХХ».

Требования к системе менеджмента «ХХХ» представлены в виде комплекса управленческих решений, являющихся обязательными условиями обеспечения эффективности операционной деятельности и инвестиционной привлекательности регионального проекта РКС. Основные требования:

Централизация системы управления – в первую очередь, управления сбытом, закупками, финансовыми потоками.

Выделение не основных видов деятельности и передача их на подряд – в первую очередь, ремонтные и обслуживающие виды деятельности.

Формирование квалифицированного менеджмента на основе эффективного функционирования системы управления персоналом, которая включает оценку и мотивацию персонала, развитие корпоративной культуры и другие мероприятия, направленные на эффективное формирование и использование кадровых ресурсов.

Внедрение системы разделенного управленческого учета затрат на отдельные виды услуг.

Внедрение системы управления инвестиционными проектами, обеспечивающей планирование и реализацию организационных и технических мероприятий в управляемых условиях.

Внедрение системы стратегического планирования, определяющей направления и этапы развития «ХХХ» с учетом целей и задач РКС. Стратегия включает в себя планы развития производственно-технической базы, планы управления капиталом и собственностью, финансово-экономическую стратегию, стратегию управления человеческими ресурсами.

Внедрение системы бизнес-планирования, которая помогает детализировать стратегию развития до уровня подразделений «ХХХ» и осуществлять согласованное управление операционной деятельности.

Внедрение системы бюджетирования (управление расходами по отклонениям). В рамках этой системы выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО) как верхнего уровня – предприятия «ХХХ» энерго-, тепло- и водоснабжения, так и нижнего уровня - подразделения внутри предприятий, которые готовят бюджеты по своей операционной деятельности и согласовывают их с профильными функциональными службами аппарата управления «ХХХ». После утверждения данные бюджеты становятся обязательными к исполнению подразделениями «ХХХ», а сотрудники профильных служб аппарата управления «ХХХ» осуществляют контроль их исполнения и в случае необходимости принимают решения о корректирующих управленческих воздействиях. Одно из преимуществ такого подхода состоит в том, что для его реализации необходимо минимальное количество персонала в аппарате управления «ХХХ», так как разработка операционных бюджетов осуществляется на предприятиях «ХХХ», а административный персонал аппарата управления «ХХХ» оценивает их, согласовывает и осуществляет контроль исполнения.

Внедрение системы казначейского исполнения обязательств, в рамках которой все платежи управляемых компаний осуществляются через Казначейство «ХХХ». То есть, денежные средства физически находятся на счетах предприятий, но распоряжается этими счетами «ХХХ», опираясь на право первой подписи, а возможно, и второй, если функции по ведению бухгалтерского учета предприятий будут централизованы в аппарате управления «ХХХ».

Реализация процедуры конкурсных закупок материально-технических ресурсов и подрядных работ.

Внедрение системы управленческой отчетности, которая является поддерживающим инструментом для менеджеров «ХХХ».

Внедрение механизмов контроля результатов деятельности «ХХХ», которая должна обеспечивать функционирование эффективного контрольно-ревизионного механизма в «ХХХ» и на его предприятиях, что приведет к обеспечению прозрачности проекта. При этом необходимо разработать и утвердить документ, определяющий порядок назначения сотрудников контрольно-ревизионной службы, структуру, состав контрольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к ее сотрудникам. Основой для контроля со стороны собственников и инвесторов является полноформатная отчетность по результатам хозяйственной деятельности. Для повышения степени контроля со стороны инвесторов и общественности возможно формирование дополнительных надзорных органов.

Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ» включает следующие статьи расходов и соответствующие источники финансирования:

Расходы на содержание аппарата «ХХХ» носят постоянный характер и рассчитаны под проект организационного дизайна «ХХХ».

Аренда офиса рассчитывается исходя из штата 44 чел., 19 кв.м на чел, 700 руб за кв.м/мес.

Зарплата с отчислениями - из штата 44 чел. и средней зарплаты 10 тыс.руб/мес.

Оргтехника и программное обеспечение – 36 тыс.руб/чел ежегодно.

Канцелярские - 500 руб/чел в мес.

Почтовые и услуги связи – 570 руб/чел в мес.

Командировочные - 15000 руб на одну командировку, по 1 командировки на 8 человек (ответственных по направлениям) ежемесячно.

Представительские - 1000 руб/чел в мес.

Мероприятия по повышению эффективности управления включают консультационные услуги по разработке управленческих проектов и сопровождение процессов их реализации согласно утвержденной программы исходя из 100000 руб. ежемесячно.

PR-мероприятия включают работу с печатными, теле- и радиосредствами массовой информации согласно утвержденного PR-плана.

Административно-хозяйственный бюджет «ХХХ»

Наименование затрат

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

Зарплата административно-управленческого персонала

 5 808

 6 273

 6 743

 7 215

 7 684

 8 145

Единый социальный налог

 2 056

 2 221

 2 387

 2 554

 2 720

 2 883

Затраты на создание «ХХХ»

 3 610

 -

 -

 -

 -

 -

Аренда

 7 022

 7 022

 7 022

 7 022

 7 022

 7 022

Содержание оргтехники и ПО

 1 584

 1 584

 1 584

 1 584

 1 584

 1 584

Канц. Товары

 264

 264

 264

 264

 264

 264

Почтовые услуги и услуги связи

 300

 300

 300

 300

 300

 300

Командировочные

 1 500

 1 500

 1 500

 1 500

 1 500

 1 500

Представительские расходы

 500

 500

 500

 500

 500

 500

PR мероприятия

 500

 500

 500

 500

 500

 500

Мероприятия по повышению эффективности управления

 1 200

 1 200

 1 200

 1 200

 1 200

 1 200

Прочие

 600

 600

 600

 600

 600

 600

ИТОГО обще-административные расходов

 24 944

 21 963

 22 600

 23 239

 23 874

 24 499

 

 

Финансовый план

Основные допущения, принятые при моделировании финансовых результатов деятельности  «ХХХ»:

«ХХХ» создается путем внесения РКС в уставной капитал предприятия 10 млн. руб. наличными денежными средствами.

Период прогнозирования хозяйственной деятельности – 2004 – 2009 г.г.

В рамках прогнозирования денежных потоков «ХХХ» на период с 2004 по 2009 г.г. расчеты проводились по следующим видам коммунальной деятельности в г. N:

Деятельность по теплоснабжению населения и предприятий, включающая в себя производство, закупку, транспортировку/распределение и отпуск тепловой энергии;

Деятельность по электроснабжению населения и предприятий, включающая в себя закупку, транспортировку/распределение и отпуск электрической энергии;

Деятельность по водоснабжению населения и предприятий, включающая в себя подъем, очистку, транспортировку/распределение и отпуск воды;

Деятельность по оказанию услуг водоотведения населению и предприятиям, включающая в себя прием, очитку и отведение стоков.

Для осуществления деятельности «ХХХ» принимает в эксплуатацию на условиях безвозмездной долгосрочной (50 лет) аренды имущественные комплексы МУПов «Горэлектросеть», «N-ский водоканал», «Коммунальные тепловые сети», «Энергоуправление». При этом амортизационные отчисления остаются в распоряжении «ХХХ» для реинвестирования в основные средства с целью улучшения производственно-экономических показателей деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, все улучшения арендованных основных средств зачитываются в погашение долгосрочных обязательств по аренде.

Структура и объемы потребления электро- и теплоэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению в течение всего прогнозного периода остаются неизменными.

Тарифы устанавливаются (без учета НДС) на уровне 2003 года, в течение прогнозного периода тарифы растут с темпами годовой инфляции. Для прогноза изменения реализации было сделано предположение, что тарифная политика государства в отношении регулирования цен на продукцию/услуги жилищно-коммунальных хозяйств останется без изменения.

Предполагаемые темпы инфляции, использованные при расчете роста затрат, тарифов на тепло- и электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, изменяются в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития и торговли РФ.

Ставки процентов по кредитам коммерческих банков были приняты исходя из текущих показателей с учетом снижения темпов инфляции.

Прогноз макроэкономических показателей

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Темпы инфляции

10%

8%

7,5%

6%

5,5%

5,5%

Ставка рефинансирования ЦБ РФ

16%

15,5%

15%

14,5%

14%

14%

Ставка процентов по долгосрочным кредитам коммерческих банков

17,5%

17%

16,5%

16%

15,5%

15,5%

Ставка процентов по краткосрочным кредитам коммерческих банков

19%

18,5%

18%

17,5%

17%

16,5%

Ставки налогов и сборов при расчете обязательств «ХХХ» перед бюджетом были приняты на следующем уровне:

НДС – 18%

Налога на имущество – 2%

Ставка единого социального налога (ЕСН) составляет 35,4 %

Подоходный налог – 13%

Налог на прибыль – 30%.

Затраты по земельному налогу входят в себестоимость и приняты на уровне 2002 года по МУПам. Льготы и преференций по налогам и сборам при расчете проекта не предусматривались.

Расчет затрат на топливо проводился по удельным показателям. Стоимость 1 тонны условного топлива в 2003 году составил 780 руб. за тонну (без НДС). При расчете цен на топливо в первый год прогнозного периода закладывалась инфляция 16%, в дальнейшем данный показатель уменьшается ежегодно на 0,5%.

Численность персонала, задействованного на объектах «ХХХ» (читай стоимость эксплуатационных услуг на подряде) на начало проекта составляет 1 162 человека с учетом 44 вакансий по аппарату управления «ХХХ». В первый год работы планируется провести оптимизацию численности в связи с закрытием нерентабельных котельных, а также совершенствования системы управления и довести численность до 888 человек, что составляет 24%. Экономия заработной платы составило в реальном выражении около 15%, или 7 млн. руб. в год.

Выручка от реализации продукции/услуг «ХХХ»

Ежегодная величина выручки в ценах 2004 года составляет 390 947 тыс. руб., из которых 124 386 тыс. – от реализации электроэнергии, 128 133 тыс. руб. – от реализации тепловой энергии, 48 722 тыс. руб. – от реализации услуг по водоснабжению и 41 016 тыс. руб. – от реализации услуг по водоотведению.

Ежегодная сумма возмещений убытков от реализации услуг/продукции населению, возникающих как выпадающие доходы при утверждении тарифов для населения, была принята на уровне 2003 года по теплоэнергии – 19 531 тыс. руб., по электроэнергии – 10 674 тыс. руб., по услугам водоснабжения и водоотведения – 18 485 тыс. руб. При прогнозе реализации на 2004 – 2009 г.г. величина возмещений возрастает пропорционально общему индексу инфляции.

Динамика изменения выручки «ХХХ» на прогнозный период приведена ниже:

Прогноз выручки от реализации продукции/услуг «ХХХ» (без НДС) в тыс. руб.

Наименование продукции/услуг

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

Электроэнергия

 124 386

 134 337

144 412

154 521

 64 565

 174 439

Теплоэнергия

 128 133

138 384

148 762

 159 176

 169 522

 179 693

Водоснабжение

 48 722

52 620

 56 566

 60 526

 64 460

 68 327

Водоотведение

 41 016

 44 297

47 620

 50 953

 54 265

 57 521

Возмещение убытков от реализации т/э населению

 19 531

21 484

23 203

 24 943

 26 689

 28 424

Возмещение убытков от реализации э/э населению

10 674

11 741

12 681

 13 632

 14 586

 15 534

Возмещение убытков от реализации услуг по водоснабжению и водоотведению

18 485

20 333

21 960

 23 607

 25 259

 26 901

Итого выручка от реализации

 390 947

423 196

 455 204

 487 357

 519 346

 550 840

В прогнозных расчетах деятельности предприятия на 2004 – 2009 г.г. ежегодная выручка от реализации состоит из выручки от реализации тепловой энергии на 33%, электроэнергии на 32%, услуг по водоснабжению на 12% и водоотведению на 10%. Остальные 13% представляют собой возмещение государственным бюджетом убытков от реализации тепло- и электроэнергии, услуг по водоснабжению и водоотведению.

Структура затрат

Общая величина затрат «ХХХ» в ценах 2004 года составляет 395 158 тыс. руб., из которых 74 % или 293 512 тыс. руб. – производственные затраты, 15% или 57 725 тыс. руб. – общепроизводственные затраты, 6,3% или 24 944 тыс. руб. – обще-административные затраты и 5% или 4 681 тыс. руб. – коммерческие затраты.

Динамика изменения затрат по годам проекта представлена ниже в таблице.

Для целей прогноза инфляционная зиндексация проводилась по затратам на заработную плату, топливо, покупную энергию. Величина прочих затрат была принята на уровне 2004 года с учетом предположения об оптимизации условно-постоянных затрат.

Прогноз затрат «ХХХ» (без НДС) в тыс.руб.

 

Наименование затрат

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

1

Производственные затраты

 

 

 

 

 

 

1.1.

Сырье и материалы

 253 011

259 912

267 152

277 206

283 617

301 636

1.2.

Зарплата основного производственного персонала

29 913

32 306

34 728

37 159

 39 575

 41 949

1.3.

Единый социальный налог

10 589

11 436

 12 294

 13 154

 14 009

 14 850

 

Итого производственные расходы

 293 512

 303 654

 314 175

 327 520

 337 202

 358 435

2.

Общепроизводственные расходы

 

 

 

 

 

 

2.1.

Зарплата вспомогательного производственного персонала

 3 717

 4 015

 4 316

 4 618

 4 918

 5 213

2.2.

Единый социальный налог

 1 316

 1 421

 1 528

 1 635

 1 741

 1 845

2.3.

Материалы на ремонт и эксплуатацию

 40 653

 18 961

 18 961

 18 961

 18 961

 18 961

2.4.

Услуги производственного характера

 11 461

 11 461

 11 461

 11 461

 11 461

 11 461

2.5.

Прочие

 578

 578

 578

 578

 578

 578

 

Итого общепроизводственных расходов

 57 725

 36 436

 36 843

 37 252

 37 659

 38 058

Обще-административные затраты

 24 944

 21 963

 22 600

 23 239

 23 874

 24 499

4

Амортизационные отчисления

 14 296

 15 081

 15 787

 16 492

 17 127

 17 677

 

Производственная себестоимость

 390 478

 377 134

 389 405

 404 503

 415 861

 438 669

5

Коммерческие расходы

 4 681

 4 766

 5 124

 5 485

 5 843

 6 195

 

Полная себестоимость

 395 158

 381 899

 394 529

 409 988

 421 704

 444 864

Структура затрат по видам продукции/услуг «ХХХ»

Для целей анализа структуры себестоимости неделимые затраты были распределены между видами продукции на базе удельного веса

Наиболее весомой (71%) статьей затрат «ХХХ» на электроэнергию являются затраты на покупную электроэнергию. Это делает проект чувствительным к изменению объемов и цен электроэнергии, покупаемой в настоящее время у ОАО «Удмуртэнерго». Для сокращения издержек самым эффективным в отношении электроэнергии будет поиск на оптовом рынке более дешевой электроэнергии.

Наиболее весомой (63%) статей затрат по теплоэнергии является затраты по теплоэнергии покупаемой у ОАО «Удмуртэнерго». Это делает проект чувствительным к изменению объемов и цен на теплоэнергию ОАО «Удмуртэнерго». Тарифы на тепло, отпускаемой «ХХХ», будут расти пропорционально тарифам ОАО «Удмуртэнерго», так как собственное производство очень ограниченное и не рентабельное.

Наиболее весомой статьей затрат на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению является электроэнергия, также закупаемая в ОАО «Удмуртэнерго». В случае выхода «ХХХ» на оптовый рынок и покупки электроэнергии по более низкой цене, эффект от экономии будет наиболее весомым.

Прогнозный отчет о прибыли и убытках

В соответствии с представленной ниже таблицей Прогнозный отчет о прибыли и убытках «ХХХ» предприятие является прибыльным со второго года деятельности. Общая тенденция прибыльности (размер чистой прибыли) является постоянно увеличивающейся. За весь прогнозируемый период чистая прибыль по отношению к выручке возросла с -5% до 12%.

Положительные тенденции в увеличении размера чистой прибыли объясняется превышением темпов роста выручки, которая соответствует в среднем общему темпу инфляции, над темпами роста затрат.

Как было изложено выше, причинами сокращения издержек на единицу продукции является снижение потерь ресурсов и соответственно снижение объемов закупки энергии и воды.

Прогнозный отчет о прибыли и убытках «ХХХ» в тыс. руб.

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

Выручка от реализации

390 947

423 196

455 204

487 357

519 346

550 840

 - полная себестоимость

(395 158)

(381 899)

(394 529)

(409 988)

(421 704)

(444 864)

 = Прибыль от основной деятельности

(4 212)

41 297

60 675

77 369

97 642

105 975

 - налоги, относимые на финансовые результаты

(13 386)

(13 465)

(13 509)

(13 521)

(13 503)

(13 364)

 = Прибыль до налогообложения

(17 679)

27 381

46 217

62 470

82 483

90 873

 - налог на прибыль

-

(2 910)

(13 865)

(18 741)

(24 745)

(27 262)

 = Чистая прибыль

(17 679)

24 470

32 352

43 729

57 738

63 611

Чистая прибыль, нарастающим итогом

(17 679)

6 791

39 143

82 872

140 610

204 221

Анализ рентабельности

Показатели рентабельности отражают эффективность функционирования предприятия. Эффективность есть соотношение результатов деятельности предприятия (в основном прибыли) к затратам ресурсов на получение этого результата.

Показателем, характеризующим способность получения операционной прибыли на каждый рубль продаж (выручки), является рентабельность (прибыльность) продаж. Рентабельность продаж увеличивалась с отрицательной величины до 14%.

Возможно, важнейшим показателем для акционера (инвестора) предприятия является показатель рентабельности собственного капитала предприятия. Он отражает чистую прибыль, приходящуюся на собственный капитал предприятия (чистая прибыль/ средний собственный капитал за период). Этот показатель сравнивают обычно со стоимостью капитала или доходностью вложений в другие активы.

В соответствии с расчетом общая тенденция изменения показателя рентабельности собственного капитала имеет тенденцию к уменьшению с 27% до 18%, что объясняется снижением доли заемного капитала и влияния финансового рычага. На конец прогнозного периода показатель рентабельности собственного капитала можно интерпретировать следующим образом: предприятие приносит 18 коп. на каждый вложенный акционерами рубль. Такой уровень рентабельности позволяет сохранить стоимость капитала, так как он выше уровня закладываемой для расчета годовой инфляции и заработать дополнительно 12%.

Показатели рентабельности проекта приведены в таблице ниже:

Анализ рентабельности деятельности «ХХХ»

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

Рентабельность активов (в годовом выражении)

-

3%

4%

6%

7%

8%

Рентабельность собственного капитала (в годовом выражении)

-

27%

21%

20%

20%

18%

Рентабельность постоянных активов (в годовом выражении)

-

4%

5%

6%

8%

9%

Себестоимость к выручке от реализации

101%

90%

87%

84%

81%

81%

Прибыльность продаж

-

6%

7%

9%

11%

12%

Рентабельность по балансовой прибыли

-4%

7%

12%

15%

20%

20%

Рентабельность по чистой прибыли

-4%

6%

8%

11%

14%

14%

Оценка прогнозного баланса (структуры прогнозного баланса)

Структура имущества и источники его финансирования на основе прогнозного баланса «ХХХ» характекризуется следующими показателями:

Прогнозный баланс «ХХХ» на 2004 – 2009 г.г. в тыс. руб.

Наименование статей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 .г

1. АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

Постоянные активы

 

 

 

 

 

 

 - балансовая стоимость

 694 375

 724 846

 754 284

 778 806

 798 098

 802 526

 - начисленный износ

 (14 296)

 (29 540)

 (45 745)

 (62 892)

 (80 847)

 (98 979)

 - остаточная стоимость

 680 079

 695 306

 708 539

 715 914

 717 251

 703 547

Оборотные активы

 

 

 

 

 

 

 - кредиты покупателям

 16 289

 17 633

 18 967

 20 307

 21 639

 22 952

 - авансы поставщикам

 3 610

 3 710

 3 850

 3 939

 4 189

 4 189

 - НДС уплаченный

 8 879

 693

 25

 16

 45

 0

 - резерв денежных средств

 1 176

 763

 766

 769

 771

 774

 - свободные денежные средства

 (71)

 13 758

 18 471

 25 779

 62 757

 140 853

 = Итого об. активов

 29 883

 36 558

 42 079

 50 809

 89 402

 168 768

 = Итого активов

 709 962

 731 864

 750 618

 766 723

 806 653

 872 315

 

 

 

 

 

 

 

2. ПАССИВЫ

 

 

 

 

 

 

Источники собственных средств

 

 

 

 

 

 

 - уставный капитал, в том числе

 82 376

 112 847

 142 285

 166 807

 186 099

 190 967

 - - учредительный капитал

 82 376

 112 847

 142 285

 166 807

 186 099

 190 967

 - нераспределенная прибыль (+) / убыток (-)

 (17 679)

 6 791

 39 143

 82 872

 140 610

 204 221

 = Итого собственные средства

 64 697

 119 638

 181 428

 249 679

 326 708

 395 188

Долгосрочные пассивы (кредиты + обязательства по долгосрочной аренде)

 618 983

 584 706

 539 193

 484 730

 445 900

 441 032

Краткосрочные пассивы

 

 

 

 

 

 

 - счета к оплате

 21 084

 21 659

 22 263

 23 100

 23 635

 25 136

 - расчеты с бюджетом

 2 295

 2 740

 4 384

 5 637

 6 605

 7 019

 - расчеты с персоналом

 1 727

 1 856

 1 995

 2 135

 2 274

 2 410

 - авансы покупателей

 1 176

 1 264

 1 354

 1 443

 1 530

 1 530

 = Итого краткосрочные пассивы

 26 282

 27 520

 29 996

 32 315

 34 044

 36 095

 = Итого пассивы

 709 962

 731 864

 750 618

 766 723

 806 653

 872 315

Следует отметить, что имущество предприятия, на более чем 90% состоящее из внеоборотных активов, финансируется главным образом за счет заемного капитала, а именно долгосрочных обязательств по аренде.

Поскольку при расчете было сделано предположение, что все улучшения арендованных основных средств на сумму 138 млн. руб. будут зачитываться в счет обязательств по аренде, абсолютная величина и относительная величина долгосрочных обязательств в пассивах предприятия имеет тенденцию к уменьшению (с 87% до 51%).

Кроме того, долгосрочный кредит в размере 69 360 тыс. руб., взятый в целях ликвидации дефицита по инвестиционной деятельности, до конца прогнозируемого периода погашается за счет свободных денежных средств. Соблюдение этого требования формирует успешную кредитную историю «ХХХ» и определяет будущую возможность для повторного привлечения стороннего финансирования.

Уставной капитал также возрастает с 54 млн. руб. на момент начала проекта до 191 тыс. руб. в абсолютном выражении или с 12 до 22% в относительном выражении. Увеличение происходит на сумму улучшения арендованных основных средств.

Доля прибыли в валюте баланса на протяжении прогнозного периода возрастает с -3% до 23%, благодаря чему происходит накопление денежных средств по счету денежные средства.

Других существенных изменений в структуре баланса «ХХХ» на прогнозный период не предусматривается.