1. УНИЧТОЖЕНИЕ ЧАСТНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 

 

Вместе со средствами производства и сообщения обществу принадлежит и вся земля, этот основной элемент всякого человеческого труда и основа всего человеческого существования. Общество берет назад на высшей ступени то, чем оно уже владело в первобытные времена. У всех достигших известного культурного уровня народов существовала общинная собственность на землю. Общинная собственность составляла основу каждого примитивного общества, оно невозможно без нее. Только благодаря возникновению и развитию частной собственности и связанных с ней форм господства, общинная собственность была устранена и захвачена отдельными лицами. Это произошло, как мы видели, после тяжелой борьбы. Насильственный захват земли и ее превращение в частную собственность были первой причиной закабаления, прошедшего всевозможные ступени развития, от рабства до «свободного» наемного труда XX столетия, пока порабощенные, после долгого, тысячелетнего развития, не превратят наконец землю опять в общую собственность.

Важное значение земли для человеческого существования было причиною того, что во всей социальной борьбе всех стран мира - в Индии, Китае, Египте, Греции (Клеомен), Риме (Гракхи), в христианское средневековье (религиозные секты, Мюнцер, крестьянские войны), в государствах ацтеков и инков, в социальных движениях нового времени - главным требованием борющихся являлось владение землей. И в наше время в пользу общественной собственности на землю высказываются такие лица, как Адольф Замтер, Адольф Вагнер, доктор Шеффле, Генри Джордж и другие, которые в других областях об общественной собственности и слышать не хотят.

Благосостояние населения зависит прежде всего от обработки и использования земли. Повышение земледельческой культуры на самую высокую ступень развития составляет всеобщий интерес в полном смысле слова. Что такое высокое развитие земледелия в условиях существования частной собственности невозможно, мы уже говорили. Но наилучшее использование земли зависит не только от ее непосредственной обработки; здесь необходимо учитывать также факторы, выполнение которых не по силам ни самому крупному отдельному собственнику, ни самой могущественной ассоциации, факторы, выходящие подчас за рамки государств и подлежащие международному регулированию.

 

 

Вместе со средствами производства и сообщения обществу принадлежит и вся земля, этот основной элемент всякого человеческого труда и основа всего человеческого существования. Общество берет назад на высшей ступени то, чем оно уже владело в первобытные времена. У всех достигших известного культурного уровня народов существовала общинная собственность на землю. Общинная собственность составляла основу каждого примитивного общества, оно невозможно без нее. Только благодаря возникновению и развитию частной собственности и связанных с ней форм господства, общинная собственность была устранена и захвачена отдельными лицами. Это произошло, как мы видели, после тяжелой борьбы. Насильственный захват земли и ее превращение в частную собственность были первой причиной закабаления, прошедшего всевозможные ступени развития, от рабства до «свободного» наемного труда XX столетия, пока порабощенные, после долгого, тысячелетнего развития, не превратят наконец землю опять в общую собственность.

Важное значение земли для человеческого существования было причиною того, что во всей социальной борьбе всех стран мира - в Индии, Китае, Египте, Греции (Клеомен), Риме (Гракхи), в христианское средневековье (религиозные секты, Мюнцер, крестьянские войны), в государствах ацтеков и инков, в социальных движениях нового времени - главным требованием борющихся являлось владение землей. И в наше время в пользу общественной собственности на землю высказываются такие лица, как Адольф Замтер, Адольф Вагнер, доктор Шеффле, Генри Джордж и другие, которые в других областях об общественной собственности и слышать не хотят.

Благосостояние населения зависит прежде всего от обработки и использования земли. Повышение земледельческой культуры на самую высокую ступень развития составляет всеобщий интерес в полном смысле слова. Что такое высокое развитие земледелия в условиях существования частной собственности невозможно, мы уже говорили. Но наилучшее использование земли зависит не только от ее непосредственной обработки; здесь необходимо учитывать также факторы, выполнение которых не по силам ни самому крупному отдельному собственнику, ни самой могущественной ассоциации, факторы, выходящие подчас за рамки государств и подлежащие международному регулированию.