"Мы" и "Такие же"
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8В таблице 1 содержится информация о том, какие элементарные группы были объединены в категории. Отметим, что кроме упоминаний фамилий политиков, общественных деятелей из набора исключены и указания на семью (нас интересовали социальные группы). В представленном наборе номинаций обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Сначала о "Мы".
Первое. Как уже было сказано, когда мы год назад просили россиян закончить предложение: "Такие же люди, как я это…", отказов от ответа было меньше, но набор номинаций являлся более скромным. Например, совсем не было упоминаний гражданства и места жительства. Это понятно: в стране и в городе живут люди с разным социальным положением. О носителях отличного от моего статуса можно сказать в определенной ситуации "Мы", но нельзя сказать, что они "такие же". Так, говоря о "Мы",
Таблица 1
Распределение указаний на конструируемый статус (в % от числа опрошенных)
Указания на статус: |
Номинации |
|||
"Мы" (N=887) |
"Они" (N=985) |
|||
Социаль-ный |
Рабочий класс, колхозники, крестьяне ("Рабочие и крестьяне") |
5,9 |
Власть, отдельные представители власти, политики ("Все наше политбюро наверху"; "Все шишки"; "Карпушкин, мэр г. Бийска") |
31,0 |
|
Гражданство ("В нашей стране все наши люди", "Весь российский народ") |
5,3 |
Богатые, "Новые русские", люди, занимающие высокое социальное положение ("Которые на иномарках ездят – новые русские") |
16,8 |
|
Национальность ("Болгары, украинцы, белорусы") |
4,6 |
Преступники (хулиганы, взяточники, бандиты, криминальные группы, мафия, боевики, садисты, насильники) |
6,5 |
|
Возраст ("Люди моего поколения", "Очень старые люди, которые помнят, как было", "Молодежь") |
4,3 |
Олигархи ("Олигархи, захватившие деньги не трудовым путем") |
5,6 |
|
Бедные ("Кто сводит концы с концами") |
3,4 |
Люди другой национальности, национальные меньшинства ("Чеченцы, армяне, грузины", " Латыши, литовцы") |
4,2 |
|
Люди определенной профессии ("Мы – это работники науки") |
2,0 |
Люди определенной профессии, рода занятий ("врачи"; "ИТРовцы") |
3,7 |
|
Средние, средний класс ("Люди среднего класса, среднего уровня интеллекта и материального достатка") |
1,8 |
Граждане других стран ("Американцы, весь образ их жизни, идеология, Запад вообще") |
2,8 |
|
Пенсионеры |
1,2 |
Начальники, руководители предприятий, работодатели ("Администрация нашего предприятия "Бурвода") |
2,5 |
|
Жители нашего города, односельчане |
1,2 |
Люди определенного возраста, поколения ("Теперешняя молодежь, которая нас не понимает") |
1,4 |
|
Учащиеся, студенты ("Мои подруги, с которыми учусь в колледже") |
0,9 |
Силовые структуры: милиция, армия, спецслужбы, налоговая полиция ("менты", ""Менты"- подлее людей просто нет: вымогатели, лжецы и прохиндеи.") |
1,3 |
|
Безработные ("Мы – это народ без работы, с низким уровнем жизни") |
0,3 |
Бедные, люмпены, низший класс, бомжи |
0,5 |
|
Переселенцы, вынужденные мигранты, беженцы ("Изгои – беженцы из Казахстана, чувствуем себя в России чужими, как иностранцы, никому не нужны") |
0,3 |
Территориальная отдаленность ("Которые живут в городах", "Провинция") |
0,2 |
|
Предприниматели |
0,2 |
Место в социальной структуре города (переселенцы) |
0,2 |
|
Интеллигенция, образованные ("Интеллектуальный слой российской интеллигенции") |
0,1 |
|
|
|
Всего в данной категории: |
20,3 |
Всего в данной категории: |
76,7 |
Личност-ный |
Друзья, подруги, знакомые ("Близкие друзья, на которых можно надеяться") |
19,3 |
Нестандартный, неприемлемый образ жизни ("Пьющие, особенно курящие женщины") |
4,1 |
|
Коллеги, трудовой коллектив, одноклассники, сослуживцы ("Бывшие участники войны", "Мой рабочий коллектив") |
9,9 |
Нелюди, плохие люди, человеконенавистники (демагоги, агрессивные, сатанисты) |
3,6 |
|
Обычные, простые, как все ("Обычные люди, кого много") |
6,7 |
Враги, недруги (клише) |
1,9 |
|
Соседи ("Жильцы моего подъезда") |
5,5 |
Разность политических убеждений ("Коммунисты, сталинисты, ампиловцы") |
1,9 |
|
Порядочные, честные, воспитанные, культурные ("Люди, у которых есть совесть") |
4,6 |
Незнакомые, чужие (клише) |
1,8 |
|
Работяги, трудящиеся, труженики ("Все люди, которые добывают хлеб своими руками") |
4,4 |
Не патриоты ("Те, кому все равно, что происходит в стране") |
1,7 |
|
Хорошие, добрые ("Искренние и бескорыстные люди") |
3,3 |
Соседи ("Соседи, к которым не обратишься за помощью") |
1,6 |
|
Партийная принадлежность ("Настоящие коммунисты") |
3,2 |
Социально пассивные, пессимисты, лентяи, обыватели, тунеядцы ("Пассивные обыватели - ждут, что все им на блюдечке подадут", "Крохоборы, думающие только о собственной утробе") |
1,3 |
|
Общность цели, интересов, ценностей, идеологии ("Социалистически настроенное население", "Все, кто понимает необходимость демократии в России") |
2,7 |
Эгоисты, равнодушные, корыстные, высокомерные ("Люди от которых не может придти помощь") |
1,3 |
|
Те, кто рядом со мной ("Мой круг общения") |
1,6 |
Разность целей, интересов, ценностей ("Которые по-другому мыслят") |
1,2 |
|
Это я сам |
1,5 |
Друзья, знакомые |
1,0 |
|
Кто меня понимает, кто ко мне хорошо относится ("Люди, которые не приносят мне вреда". Кого я понимаю |
1,1 |
Кого не понимаю, кто меня не понимает, с кем не сложились отношения |
0,7 |
|
Религиозная общность ("Православные", "Свидетели Иеговы") |
1,0 |
Религиозная чуждость ("Мусульманский мир") |
0,5 |
|
Земляки |
0,9 |
Коллеги, коллектив, определенная часть коллектива |
0,4 |
|
Общность увлечений – члены общественных организаций, творческих объединений, кружков ("Спортсмены") |
0,8 |
|
|
|
Указания на лично знакомых людей |
0,5 |
|
|
|
Творческие ("Люди, причастные к развитию недорогих технологий") |
0,5 |
|
|
|
Неудачники, пессимисты, бесправные |
0,5 |
|
|
|
Опытные, умные, авторитетные ("Много видели") |
0,2 |
|
|
|
Преуспевающие, активные, оптимисты ("Не унывающие: как бы плохо ни было, надо идти вперед, не опускать руки") |
0,2 |
|
|
|
Хозяйственные, носители житейской мудрости |
0,2 |
|
|
|
Всего в данной категории: |
68,6 |
Всего в данной категории: |
23,0 |
респонденты иногда упоминали людей других национальностей (болгары, белорусы, украинцы). В высказываниях о "таких же" национальность (в том числе своя) практически не встречается. Возможно сходное объяснение: в отношении людей других национальностей можно ответить "мы", если "нас" что-то объединяет (например, профессия, место жительства); но сказать, что они "такие же", сложнее: они не такие же по очевидному признаку принадлежности к другому этносу.
Второе. Год назад, когда мы просили респондентов назвать "таких же, как он", больше всего ответов пришлось на две номинации: "бедные"(18% от числа опрошенных) и "простые, нормальные"(16%) [8, с. 15]. В последнем исследовании ответов такого типа существенно меньше. В иерархии эти номинации не занимают первых мест. Причина, по-видимому, в разном психологическом смысле номинаций. Человек, говоря о "таких же", указывает пусть и на похожих на него людей, но все-таки других. А, описывая "мы", - прямо на себя. Поэтому "простые" в первом случае означают личную скромность, нежелание выделяться, а во втором – демонстративную самопрезентацию по типу: "мы люди маленькие", "университетов не кончали". То же с "бедными". Одно дело сказать, что "таких же бедных, как я" много, а другое дело – прямо аттестовать себя бедняком.
Третье. В полученных данных указаний на личностный статус в 3,4 раза больше, чем указаний на социальный статус. А при ответе на вопрос о "таких же людях", личностных характеристик больше в 1,7 раза. Несомненна ориентация на личностные связи. Но стимул "Мы" больше работает на то, чтобы респондент использовал личностные критерии, а стимул "такие же" – больше стимулирует использование статусных признаков.
Обратим внимание на то, чего в этом наборе нет или представлено крайне скудно. Это идентичности среднего уровня, и в частности, то, что называют институтами гражданского общества: досуговые, политические объединения, профсоюзы, церковные приходы и т.д. Встретилось несколько высказываний, которые отражают картину по стране в целом: "Вся наша улица и вся Россия", "Моя семья или моя страна - в зависимости от случая". Означает ли это, что в России нет добровольных ассоциаций граждан (либо их крайне мало), или факт принадлежности к таким ассоциациям по каким-либо причинам отсутствует в самопрезентациях?
Ситуация выглядит парадоксальной. В стране зарегистрировано огромное количество общественных организаций и политических партий, но их деятельность не видна, в повседневном общении люди крайне редко представляются как члены каких-либо добровольных объединений, даже если и являются таковыми. Описание и объяснение этого парадокса – отдельная тема. Для нас может быть интересным факт, что 63% опрошенных россиян ответили утвердительно на вопрос: "Если бы была общественная организация, защищающая права и отстаивающая интересы таких людей как вы, вы бы согласились или не согласились участвовать в ее работе?"4. Не согласились бы существенно меньше – 26%. Ясно, что от готовности до реального действия – дистанция огромного размера. Но факт готовности говорит о неудовлетворенной потребности в социальном участии. Мы предполагаем, что эта потребность на массовом уровне реализуется в личностном взаимодействии.
Многие эпизодически, а то и регулярно участвуют в тех или иных "общих делах", но при этом не стремятся к созданию каких-либо более или менее стабильных самоуправляемых сообществ: 1) "Я являюсь старшей по дому и слежу за порядком вокруг дома". 2) "Я участвую в обществе защиты бездомных животных. Находим животных (бездомных очень много), отдаем их в хорошие руки. С удовольствием поучаствовал бы в обществе и по защите прав человека, но таких не знаю. О них мало пишут". 3) "Люди меня тимуровцем зовут: то тому, то другому что-нибудь подправишь, починишь". 4) "Я помогал в строительстве церкви". 5) "Когда два года назад привезли зимой солдат в наш город, они замерзали в лесу, я и мои друзья делились с ними, чем могли" 5. Ясно, что человек не числит себя ни в каких структурах, когда пристраивает бездомных животных или чинит соседям забор. Это, в большинстве случаев, – более или менее регулярные солидарные действия, основанные на факте личных связей, стимулированные не потребностью реализовать какие-то инициативные социальные проекты, а ситуативной альтруистической реакцией на проблемную ситуацию.
В таблице 1 содержится информация о том, какие элементарные группы были объединены в категории. Отметим, что кроме упоминаний фамилий политиков, общественных деятелей из набора исключены и указания на семью (нас интересовали социальные группы). В представленном наборе номинаций обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Сначала о "Мы".
Первое. Как уже было сказано, когда мы год назад просили россиян закончить предложение: "Такие же люди, как я это…", отказов от ответа было меньше, но набор номинаций являлся более скромным. Например, совсем не было упоминаний гражданства и места жительства. Это понятно: в стране и в городе живут люди с разным социальным положением. О носителях отличного от моего статуса можно сказать в определенной ситуации "Мы", но нельзя сказать, что они "такие же". Так, говоря о "Мы",
Таблица 1
Распределение указаний на конструируемый статус (в % от числа опрошенных)
Указания на статус: |
Номинации |
|||
"Мы" (N=887) |
"Они" (N=985) |
|||
Социаль-ный |
Рабочий класс, колхозники, крестьяне ("Рабочие и крестьяне") |
5,9 |
Власть, отдельные представители власти, политики ("Все наше политбюро наверху"; "Все шишки"; "Карпушкин, мэр г. Бийска") |
31,0 |
|
Гражданство ("В нашей стране все наши люди", "Весь российский народ") |
5,3 |
Богатые, "Новые русские", люди, занимающие высокое социальное положение ("Которые на иномарках ездят – новые русские") |
16,8 |
|
Национальность ("Болгары, украинцы, белорусы") |
4,6 |
Преступники (хулиганы, взяточники, бандиты, криминальные группы, мафия, боевики, садисты, насильники) |
6,5 |
|
Возраст ("Люди моего поколения", "Очень старые люди, которые помнят, как было", "Молодежь") |
4,3 |
Олигархи ("Олигархи, захватившие деньги не трудовым путем") |
5,6 |
|
Бедные ("Кто сводит концы с концами") |
3,4 |
Люди другой национальности, национальные меньшинства ("Чеченцы, армяне, грузины", " Латыши, литовцы") |
4,2 |
|
Люди определенной профессии ("Мы – это работники науки") |
2,0 |
Люди определенной профессии, рода занятий ("врачи"; "ИТРовцы") |
3,7 |
|
Средние, средний класс ("Люди среднего класса, среднего уровня интеллекта и материального достатка") |
1,8 |
Граждане других стран ("Американцы, весь образ их жизни, идеология, Запад вообще") |
2,8 |
|
Пенсионеры |
1,2 |
Начальники, руководители предприятий, работодатели ("Администрация нашего предприятия "Бурвода") |
2,5 |
|
Жители нашего города, односельчане |
1,2 |
Люди определенного возраста, поколения ("Теперешняя молодежь, которая нас не понимает") |
1,4 |
|
Учащиеся, студенты ("Мои подруги, с которыми учусь в колледже") |
0,9 |
Силовые структуры: милиция, армия, спецслужбы, налоговая полиция ("менты", ""Менты"- подлее людей просто нет: вымогатели, лжецы и прохиндеи.") |
1,3 |
|
Безработные ("Мы – это народ без работы, с низким уровнем жизни") |
0,3 |
Бедные, люмпены, низший класс, бомжи |
0,5 |
|
Переселенцы, вынужденные мигранты, беженцы ("Изгои – беженцы из Казахстана, чувствуем себя в России чужими, как иностранцы, никому не нужны") |
0,3 |
Территориальная отдаленность ("Которые живут в городах", "Провинция") |
0,2 |
|
Предприниматели |
0,2 |
Место в социальной структуре города (переселенцы) |
0,2 |
|
Интеллигенция, образованные ("Интеллектуальный слой российской интеллигенции") |
0,1 |
|
|
|
Всего в данной категории: |
20,3 |
Всего в данной категории: |
76,7 |
Личност-ный |
Друзья, подруги, знакомые ("Близкие друзья, на которых можно надеяться") |
19,3 |
Нестандартный, неприемлемый образ жизни ("Пьющие, особенно курящие женщины") |
4,1 |
|
Коллеги, трудовой коллектив, одноклассники, сослуживцы ("Бывшие участники войны", "Мой рабочий коллектив") |
9,9 |
Нелюди, плохие люди, человеконенавистники (демагоги, агрессивные, сатанисты) |
3,6 |
|
Обычные, простые, как все ("Обычные люди, кого много") |
6,7 |
Враги, недруги (клише) |
1,9 |
|
Соседи ("Жильцы моего подъезда") |
5,5 |
Разность политических убеждений ("Коммунисты, сталинисты, ампиловцы") |
1,9 |
|
Порядочные, честные, воспитанные, культурные ("Люди, у которых есть совесть") |
4,6 |
Незнакомые, чужие (клише) |
1,8 |
|
Работяги, трудящиеся, труженики ("Все люди, которые добывают хлеб своими руками") |
4,4 |
Не патриоты ("Те, кому все равно, что происходит в стране") |
1,7 |
|
Хорошие, добрые ("Искренние и бескорыстные люди") |
3,3 |
Соседи ("Соседи, к которым не обратишься за помощью") |
1,6 |
|
Партийная принадлежность ("Настоящие коммунисты") |
3,2 |
Социально пассивные, пессимисты, лентяи, обыватели, тунеядцы ("Пассивные обыватели - ждут, что все им на блюдечке подадут", "Крохоборы, думающие только о собственной утробе") |
1,3 |
|
Общность цели, интересов, ценностей, идеологии ("Социалистически настроенное население", "Все, кто понимает необходимость демократии в России") |
2,7 |
Эгоисты, равнодушные, корыстные, высокомерные ("Люди от которых не может придти помощь") |
1,3 |
|
Те, кто рядом со мной ("Мой круг общения") |
1,6 |
Разность целей, интересов, ценностей ("Которые по-другому мыслят") |
1,2 |
|
Это я сам |
1,5 |
Друзья, знакомые |
1,0 |
|
Кто меня понимает, кто ко мне хорошо относится ("Люди, которые не приносят мне вреда". Кого я понимаю |
1,1 |
Кого не понимаю, кто меня не понимает, с кем не сложились отношения |
0,7 |
|
Религиозная общность ("Православные", "Свидетели Иеговы") |
1,0 |
Религиозная чуждость ("Мусульманский мир") |
0,5 |
|
Земляки |
0,9 |
Коллеги, коллектив, определенная часть коллектива |
0,4 |
|
Общность увлечений – члены общественных организаций, творческих объединений, кружков ("Спортсмены") |
0,8 |
|
|
|
Указания на лично знакомых людей |
0,5 |
|
|
|
Творческие ("Люди, причастные к развитию недорогих технологий") |
0,5 |
|
|
|
Неудачники, пессимисты, бесправные |
0,5 |
|
|
|
Опытные, умные, авторитетные ("Много видели") |
0,2 |
|
|
|
Преуспевающие, активные, оптимисты ("Не унывающие: как бы плохо ни было, надо идти вперед, не опускать руки") |
0,2 |
|
|
|
Хозяйственные, носители житейской мудрости |
0,2 |
|
|
|
Всего в данной категории: |
68,6 |
Всего в данной категории: |
23,0 |
респонденты иногда упоминали людей других национальностей (болгары, белорусы, украинцы). В высказываниях о "таких же" национальность (в том числе своя) практически не встречается. Возможно сходное объяснение: в отношении людей других национальностей можно ответить "мы", если "нас" что-то объединяет (например, профессия, место жительства); но сказать, что они "такие же", сложнее: они не такие же по очевидному признаку принадлежности к другому этносу.
Второе. Год назад, когда мы просили респондентов назвать "таких же, как он", больше всего ответов пришлось на две номинации: "бедные"(18% от числа опрошенных) и "простые, нормальные"(16%) [8, с. 15]. В последнем исследовании ответов такого типа существенно меньше. В иерархии эти номинации не занимают первых мест. Причина, по-видимому, в разном психологическом смысле номинаций. Человек, говоря о "таких же", указывает пусть и на похожих на него людей, но все-таки других. А, описывая "мы", - прямо на себя. Поэтому "простые" в первом случае означают личную скромность, нежелание выделяться, а во втором – демонстративную самопрезентацию по типу: "мы люди маленькие", "университетов не кончали". То же с "бедными". Одно дело сказать, что "таких же бедных, как я" много, а другое дело – прямо аттестовать себя бедняком.
Третье. В полученных данных указаний на личностный статус в 3,4 раза больше, чем указаний на социальный статус. А при ответе на вопрос о "таких же людях", личностных характеристик больше в 1,7 раза. Несомненна ориентация на личностные связи. Но стимул "Мы" больше работает на то, чтобы респондент использовал личностные критерии, а стимул "такие же" – больше стимулирует использование статусных признаков.
Обратим внимание на то, чего в этом наборе нет или представлено крайне скудно. Это идентичности среднего уровня, и в частности, то, что называют институтами гражданского общества: досуговые, политические объединения, профсоюзы, церковные приходы и т.д. Встретилось несколько высказываний, которые отражают картину по стране в целом: "Вся наша улица и вся Россия", "Моя семья или моя страна - в зависимости от случая". Означает ли это, что в России нет добровольных ассоциаций граждан (либо их крайне мало), или факт принадлежности к таким ассоциациям по каким-либо причинам отсутствует в самопрезентациях?
Ситуация выглядит парадоксальной. В стране зарегистрировано огромное количество общественных организаций и политических партий, но их деятельность не видна, в повседневном общении люди крайне редко представляются как члены каких-либо добровольных объединений, даже если и являются таковыми. Описание и объяснение этого парадокса – отдельная тема. Для нас может быть интересным факт, что 63% опрошенных россиян ответили утвердительно на вопрос: "Если бы была общественная организация, защищающая права и отстаивающая интересы таких людей как вы, вы бы согласились или не согласились участвовать в ее работе?"4. Не согласились бы существенно меньше – 26%. Ясно, что от готовности до реального действия – дистанция огромного размера. Но факт готовности говорит о неудовлетворенной потребности в социальном участии. Мы предполагаем, что эта потребность на массовом уровне реализуется в личностном взаимодействии.
Многие эпизодически, а то и регулярно участвуют в тех или иных "общих делах", но при этом не стремятся к созданию каких-либо более или менее стабильных самоуправляемых сообществ: 1) "Я являюсь старшей по дому и слежу за порядком вокруг дома". 2) "Я участвую в обществе защиты бездомных животных. Находим животных (бездомных очень много), отдаем их в хорошие руки. С удовольствием поучаствовал бы в обществе и по защите прав человека, но таких не знаю. О них мало пишут". 3) "Люди меня тимуровцем зовут: то тому, то другому что-нибудь подправишь, починишь". 4) "Я помогал в строительстве церкви". 5) "Когда два года назад привезли зимой солдат в наш город, они замерзали в лесу, я и мои друзья делились с ними, чем могли" 5. Ясно, что человек не числит себя ни в каких структурах, когда пристраивает бездомных животных или чинит соседям забор. Это, в большинстве случаев, – более или менее регулярные солидарные действия, основанные на факте личных связей, стимулированные не потребностью реализовать какие-то инициативные социальные проекты, а ситуативной альтруистической реакцией на проблемную ситуацию.