"Мы" и "Такие же"

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 

В таблице 1 содержится информация о том, какие элементарные группы были объединены в категории. Отметим, что кроме упоминаний фамилий политиков, общественных деятелей из набора исключены и указания на семью (нас интересовали социальные группы). В представленном наборе номинаций обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Сначала о "Мы".

Первое. Как уже было сказано, когда мы год назад просили россиян закончить предложение: "Такие же люди, как я это…", отказов от ответа было меньше, но набор номинаций являлся более скромным. Например, совсем не было упоминаний гражданства и места жительства. Это понятно: в стране и в городе живут люди с разным социальным положением. О носителях отличного от моего статуса можно сказать в определенной ситуации "Мы", но нельзя сказать, что они "такие же". Так, говоря о "Мы",

Таблица 1

Распределение указаний на конструируемый статус (в % от числа опрошенных)

Указания на статус:

Номинации

"Мы" (N=887)

"Они" (N=985)

Социаль-ный

Рабочий класс, колхозники, крестьяне ("Рабочие и крестьяне")

5,9

Власть, отдельные представители власти, политики ("Все наше политбюро наверху"; "Все шишки"; "Карпушкин, мэр г. Бийска")

31,0

 

Гражданство ("В нашей стране все наши люди", "Весь российский народ")

5,3

Богатые, "Новые русские", люди, занимающие высокое социальное положение ("Которые на иномарках ездят – новые русские")

16,8

 

Национальность ("Болгары, украинцы, белорусы")

4,6

Преступники (хулиганы, взяточники, бандиты, криминальные группы, мафия, боевики, садисты, насильники)

6,5

 

Возраст ("Люди моего поколения", "Очень старые люди, которые помнят, как было", "Молодежь")

4,3

Олигархи ("Олигархи, захватившие деньги не трудовым путем")

5,6

 

Бедные ("Кто сводит концы с концами")

3,4

Люди другой национальности, национальные меньшинства ("Чеченцы, армяне, грузины", " Латыши, литовцы")

4,2

 

Люди определенной профессии ("Мы – это работники науки")

2,0

Люди определенной профессии, рода занятий ("врачи"; "ИТРовцы")

3,7

 

Средние, средний класс ("Люди среднего класса, среднего уровня интеллекта и материального достатка")

1,8

Граждане других стран ("Американцы, весь образ их жизни, идеология, Запад вообще")

2,8

 

Пенсионеры

1,2

Начальники, руководители предприятий, работодатели ("Администрация нашего предприятия "Бурвода")

2,5

 

Жители нашего города, односельчане

1,2

Люди определенного возраста, поколения ("Теперешняя молодежь, которая нас не понимает")

1,4

 

Учащиеся, студенты ("Мои подруги, с которыми учусь в колледже")

0,9

Силовые структуры: милиция, армия, спецслужбы, налоговая полиция ("менты", ""Менты"- подлее людей просто нет: вымогатели, лжецы и прохиндеи.")

1,3

 

Безработные ("Мы – это народ без работы, с низким уровнем жизни")

0,3

Бедные, люмпены, низший класс, бомжи

0,5

 

Переселенцы, вынужденные мигранты, беженцы ("Изгои – беженцы из Казахстана, чувствуем себя в России чужими, как иностранцы, никому не нужны")

0,3

Территориальная отдаленность ("Которые живут в городах", "Провинция")

0,2

 

Предприниматели

0,2

Место в социальной структуре города (переселенцы)

0,2

 

Интеллигенция, образованные ("Интеллектуальный слой российской интеллигенции")

0,1

 

 

 

Всего в данной категории:

20,3

Всего в данной категории:

76,7

 

Личност-ный

 

Друзья, подруги, знакомые ("Близкие друзья, на которых можно надеяться")

 

19,3

 

Нестандартный, неприемлемый образ жизни ("Пьющие, особенно курящие женщины")

4,1

 

Коллеги, трудовой коллектив, одноклассники, сослуживцы ("Бывшие участники войны", "Мой рабочий коллектив")

9,9

Нелюди, плохие люди, человеконенавистники (демагоги, агрессивные, сатанисты)

3,6

 

Обычные, простые, как все ("Обычные люди, кого много")

6,7

Враги, недруги (клише)

1,9

 

Соседи ("Жильцы моего подъезда")

5,5

Разность политических убеждений ("Коммунисты, сталинисты, ампиловцы")

1,9

 

Порядочные, честные, воспитанные, культурные ("Люди, у которых есть совесть")

4,6

Незнакомые, чужие (клише)

1,8

 

Работяги, трудящиеся, труженики ("Все люди, которые добывают хлеб своими руками")

4,4

Не патриоты ("Те, кому все равно, что происходит в стране")

1,7

 

Хорошие, добрые ("Искренние и бескорыстные люди")

3,3

Соседи ("Соседи, к которым не обратишься за помощью")

1,6

 

Партийная принадлежность ("Настоящие коммунисты")

3,2

Социально пассивные, пессимисты, лентяи, обыватели, тунеядцы ("Пассивные обыватели - ждут, что все им на блюдечке подадут", "Крохоборы, думающие только о собственной утробе")

1,3

 

Общность цели, интересов, ценностей, идеологии ("Социалистически настроенное население", "Все, кто понимает необходимость демократии в России")

2,7

Эгоисты, равнодушные, корыстные, высокомерные ("Люди от которых не может придти помощь")

1,3

 

Те, кто рядом со мной ("Мой круг общения")

1,6

Разность целей, интересов, ценностей ("Которые по-другому мыслят")

1,2

 

Это я сам

1,5

Друзья, знакомые

1,0

 

Кто меня понимает, кто ко мне хорошо относится ("Люди, которые не приносят мне вреда". Кого я понимаю

1,1

Кого не понимаю, кто меня не понимает, с кем не сложились отношения

0,7

 

Религиозная общность ("Православные", "Свидетели Иеговы")

1,0

Религиозная чуждость ("Мусульманский мир")

0,5

 

Земляки

0,9

Коллеги, коллектив, определенная часть коллектива

0,4

 

Общность увлечений – члены общественных организаций, творческих объединений, кружков ("Спортсмены")

0,8

 

 

 

Указания на лично знакомых людей

0,5

 

 

 

Творческие ("Люди, причастные к развитию недорогих технологий")

0,5

 

 

 

Неудачники, пессимисты, бесправные

0,5

 

 

 

Опытные, умные, авторитетные ("Много видели")

0,2

 

 

 

Преуспевающие, активные, оптимисты ("Не унывающие: как бы плохо ни было, надо идти вперед, не опускать руки")

0,2

 

 

 

Хозяйственные, носители житейской мудрости

0,2

 

 

 

Всего в данной категории:

68,6

Всего в данной категории:

23,0

 

респонденты иногда упоминали людей других национальностей (болгары, белорусы, украинцы). В высказываниях о "таких же" национальность (в том числе своя) практически не встречается. Возможно сходное объяснение: в отношении людей других национальностей можно ответить "мы", если "нас" что-то объединяет (например, профессия, место жительства); но сказать, что они "такие же", сложнее: они не такие же по очевидному признаку принадлежности к другому этносу.

Второе. Год назад, когда мы просили респондентов назвать "таких же, как он", больше всего ответов пришлось на две номинации: "бедные"(18% от числа опрошенных) и "простые, нормальные"(16%) [8, с. 15]. В последнем исследовании ответов такого типа существенно меньше. В иерархии эти номинации не занимают первых мест. Причина, по-видимому, в разном психологическом смысле номинаций. Человек, говоря о "таких же", указывает пусть и на похожих на него людей, но все-таки других. А, описывая "мы", - прямо на себя. Поэтому "простые" в первом случае означают личную скромность, нежелание выделяться, а во втором – демонстративную самопрезентацию по типу: "мы люди маленькие", "университетов не кончали". То же с "бедными". Одно дело сказать, что "таких же бедных, как я" много, а другое дело – прямо аттестовать себя бедняком.

Третье. В полученных данных указаний на личностный статус в 3,4 раза больше, чем указаний на социальный статус. А при ответе на вопрос о "таких же людях", личностных характеристик больше в 1,7 раза. Несомненна ориентация на личностные связи. Но стимул "Мы" больше работает на то, чтобы респондент использовал личностные критерии, а стимул "такие же" – больше стимулирует использование статусных признаков.

Обратим внимание на то, чего в этом наборе нет или представлено крайне скудно. Это идентичности среднего уровня, и в частности, то, что называют институтами гражданского общества: досуговые, политические объединения, профсоюзы, церковные приходы и т.д. Встретилось несколько высказываний, которые отражают картину по стране в целом: "Вся наша улица и вся Россия", "Моя семья или моя страна - в зависимости от случая". Означает ли это, что в России нет добровольных ассоциаций граждан (либо их крайне мало), или факт принадлежности к таким ассоциациям по каким-либо причинам отсутствует в самопрезентациях?

Ситуация выглядит парадоксальной. В стране зарегистрировано огромное количество общественных организаций и политических партий, но их деятельность не видна, в повседневном общении люди крайне редко представляются как члены каких-либо добровольных объединений, даже если и являются таковыми. Описание и объяснение этого парадокса – отдельная тема. Для нас может быть интересным факт, что 63% опрошенных россиян ответили утвердительно на вопрос: "Если бы была общественная организация, защищающая права и отстаивающая интересы таких людей как вы, вы бы согласились или не согласились участвовать в ее работе?"4. Не согласились бы существенно меньше – 26%. Ясно, что от готовности до реального действия – дистанция огромного размера. Но факт готовности говорит о неудовлетворенной потребности в социальном участии. Мы предполагаем, что эта потребность на массовом уровне реализуется в личностном взаимодействии.

Многие эпизодически, а то и регулярно участвуют в тех или иных "общих делах", но при этом не стремятся к созданию каких-либо более или менее стабильных самоуправляемых сообществ: 1) "Я являюсь старшей по дому и слежу за порядком вокруг дома". 2) "Я участвую в обществе защиты бездомных животных. Находим животных (бездомных очень много), отдаем их в хорошие руки. С удовольствием поучаствовал бы в обществе и по защите прав человека, но таких не знаю. О них мало пишут". 3) "Люди меня тимуровцем зовут: то тому, то другому что-нибудь подправишь, починишь". 4) "Я помогал в строительстве церкви". 5) "Когда два года назад привезли зимой солдат в наш город, они замерзали в лесу, я и мои друзья делились с ними, чем могли" 5. Ясно, что человек не числит себя ни в каких структурах, когда пристраивает бездомных животных или чинит соседям забор. Это, в большинстве случаев, – более или менее регулярные солидарные действия, основанные на факте личных связей, стимулированные не потребностью реализовать какие-то инициативные социальные проекты, а ситуативной альтруистической реакцией на проблемную ситуацию.

 

В таблице 1 содержится информация о том, какие элементарные группы были объединены в категории. Отметим, что кроме упоминаний фамилий политиков, общественных деятелей из набора исключены и указания на семью (нас интересовали социальные группы). В представленном наборе номинаций обращают на себя внимание несколько обстоятельств. Сначала о "Мы".

Первое. Как уже было сказано, когда мы год назад просили россиян закончить предложение: "Такие же люди, как я это…", отказов от ответа было меньше, но набор номинаций являлся более скромным. Например, совсем не было упоминаний гражданства и места жительства. Это понятно: в стране и в городе живут люди с разным социальным положением. О носителях отличного от моего статуса можно сказать в определенной ситуации "Мы", но нельзя сказать, что они "такие же". Так, говоря о "Мы",

Таблица 1

Распределение указаний на конструируемый статус (в % от числа опрошенных)

Указания на статус:

Номинации

"Мы" (N=887)

"Они" (N=985)

Социаль-ный

Рабочий класс, колхозники, крестьяне ("Рабочие и крестьяне")

5,9

Власть, отдельные представители власти, политики ("Все наше политбюро наверху"; "Все шишки"; "Карпушкин, мэр г. Бийска")

31,0

 

Гражданство ("В нашей стране все наши люди", "Весь российский народ")

5,3

Богатые, "Новые русские", люди, занимающие высокое социальное положение ("Которые на иномарках ездят – новые русские")

16,8

 

Национальность ("Болгары, украинцы, белорусы")

4,6

Преступники (хулиганы, взяточники, бандиты, криминальные группы, мафия, боевики, садисты, насильники)

6,5

 

Возраст ("Люди моего поколения", "Очень старые люди, которые помнят, как было", "Молодежь")

4,3

Олигархи ("Олигархи, захватившие деньги не трудовым путем")

5,6

 

Бедные ("Кто сводит концы с концами")

3,4

Люди другой национальности, национальные меньшинства ("Чеченцы, армяне, грузины", " Латыши, литовцы")

4,2

 

Люди определенной профессии ("Мы – это работники науки")

2,0

Люди определенной профессии, рода занятий ("врачи"; "ИТРовцы")

3,7

 

Средние, средний класс ("Люди среднего класса, среднего уровня интеллекта и материального достатка")

1,8

Граждане других стран ("Американцы, весь образ их жизни, идеология, Запад вообще")

2,8

 

Пенсионеры

1,2

Начальники, руководители предприятий, работодатели ("Администрация нашего предприятия "Бурвода")

2,5

 

Жители нашего города, односельчане

1,2

Люди определенного возраста, поколения ("Теперешняя молодежь, которая нас не понимает")

1,4

 

Учащиеся, студенты ("Мои подруги, с которыми учусь в колледже")

0,9

Силовые структуры: милиция, армия, спецслужбы, налоговая полиция ("менты", ""Менты"- подлее людей просто нет: вымогатели, лжецы и прохиндеи.")

1,3

 

Безработные ("Мы – это народ без работы, с низким уровнем жизни")

0,3

Бедные, люмпены, низший класс, бомжи

0,5

 

Переселенцы, вынужденные мигранты, беженцы ("Изгои – беженцы из Казахстана, чувствуем себя в России чужими, как иностранцы, никому не нужны")

0,3

Территориальная отдаленность ("Которые живут в городах", "Провинция")

0,2

 

Предприниматели

0,2

Место в социальной структуре города (переселенцы)

0,2

 

Интеллигенция, образованные ("Интеллектуальный слой российской интеллигенции")

0,1

 

 

 

Всего в данной категории:

20,3

Всего в данной категории:

76,7

 

Личност-ный

 

Друзья, подруги, знакомые ("Близкие друзья, на которых можно надеяться")

 

19,3

 

Нестандартный, неприемлемый образ жизни ("Пьющие, особенно курящие женщины")

4,1

 

Коллеги, трудовой коллектив, одноклассники, сослуживцы ("Бывшие участники войны", "Мой рабочий коллектив")

9,9

Нелюди, плохие люди, человеконенавистники (демагоги, агрессивные, сатанисты)

3,6

 

Обычные, простые, как все ("Обычные люди, кого много")

6,7

Враги, недруги (клише)

1,9

 

Соседи ("Жильцы моего подъезда")

5,5

Разность политических убеждений ("Коммунисты, сталинисты, ампиловцы")

1,9

 

Порядочные, честные, воспитанные, культурные ("Люди, у которых есть совесть")

4,6

Незнакомые, чужие (клише)

1,8

 

Работяги, трудящиеся, труженики ("Все люди, которые добывают хлеб своими руками")

4,4

Не патриоты ("Те, кому все равно, что происходит в стране")

1,7

 

Хорошие, добрые ("Искренние и бескорыстные люди")

3,3

Соседи ("Соседи, к которым не обратишься за помощью")

1,6

 

Партийная принадлежность ("Настоящие коммунисты")

3,2

Социально пассивные, пессимисты, лентяи, обыватели, тунеядцы ("Пассивные обыватели - ждут, что все им на блюдечке подадут", "Крохоборы, думающие только о собственной утробе")

1,3

 

Общность цели, интересов, ценностей, идеологии ("Социалистически настроенное население", "Все, кто понимает необходимость демократии в России")

2,7

Эгоисты, равнодушные, корыстные, высокомерные ("Люди от которых не может придти помощь")

1,3

 

Те, кто рядом со мной ("Мой круг общения")

1,6

Разность целей, интересов, ценностей ("Которые по-другому мыслят")

1,2

 

Это я сам

1,5

Друзья, знакомые

1,0

 

Кто меня понимает, кто ко мне хорошо относится ("Люди, которые не приносят мне вреда". Кого я понимаю

1,1

Кого не понимаю, кто меня не понимает, с кем не сложились отношения

0,7

 

Религиозная общность ("Православные", "Свидетели Иеговы")

1,0

Религиозная чуждость ("Мусульманский мир")

0,5

 

Земляки

0,9

Коллеги, коллектив, определенная часть коллектива

0,4

 

Общность увлечений – члены общественных организаций, творческих объединений, кружков ("Спортсмены")

0,8

 

 

 

Указания на лично знакомых людей

0,5

 

 

 

Творческие ("Люди, причастные к развитию недорогих технологий")

0,5

 

 

 

Неудачники, пессимисты, бесправные

0,5

 

 

 

Опытные, умные, авторитетные ("Много видели")

0,2

 

 

 

Преуспевающие, активные, оптимисты ("Не унывающие: как бы плохо ни было, надо идти вперед, не опускать руки")

0,2

 

 

 

Хозяйственные, носители житейской мудрости

0,2

 

 

 

Всего в данной категории:

68,6

Всего в данной категории:

23,0

 

респонденты иногда упоминали людей других национальностей (болгары, белорусы, украинцы). В высказываниях о "таких же" национальность (в том числе своя) практически не встречается. Возможно сходное объяснение: в отношении людей других национальностей можно ответить "мы", если "нас" что-то объединяет (например, профессия, место жительства); но сказать, что они "такие же", сложнее: они не такие же по очевидному признаку принадлежности к другому этносу.

Второе. Год назад, когда мы просили респондентов назвать "таких же, как он", больше всего ответов пришлось на две номинации: "бедные"(18% от числа опрошенных) и "простые, нормальные"(16%) [8, с. 15]. В последнем исследовании ответов такого типа существенно меньше. В иерархии эти номинации не занимают первых мест. Причина, по-видимому, в разном психологическом смысле номинаций. Человек, говоря о "таких же", указывает пусть и на похожих на него людей, но все-таки других. А, описывая "мы", - прямо на себя. Поэтому "простые" в первом случае означают личную скромность, нежелание выделяться, а во втором – демонстративную самопрезентацию по типу: "мы люди маленькие", "университетов не кончали". То же с "бедными". Одно дело сказать, что "таких же бедных, как я" много, а другое дело – прямо аттестовать себя бедняком.

Третье. В полученных данных указаний на личностный статус в 3,4 раза больше, чем указаний на социальный статус. А при ответе на вопрос о "таких же людях", личностных характеристик больше в 1,7 раза. Несомненна ориентация на личностные связи. Но стимул "Мы" больше работает на то, чтобы респондент использовал личностные критерии, а стимул "такие же" – больше стимулирует использование статусных признаков.

Обратим внимание на то, чего в этом наборе нет или представлено крайне скудно. Это идентичности среднего уровня, и в частности, то, что называют институтами гражданского общества: досуговые, политические объединения, профсоюзы, церковные приходы и т.д. Встретилось несколько высказываний, которые отражают картину по стране в целом: "Вся наша улица и вся Россия", "Моя семья или моя страна - в зависимости от случая". Означает ли это, что в России нет добровольных ассоциаций граждан (либо их крайне мало), или факт принадлежности к таким ассоциациям по каким-либо причинам отсутствует в самопрезентациях?

Ситуация выглядит парадоксальной. В стране зарегистрировано огромное количество общественных организаций и политических партий, но их деятельность не видна, в повседневном общении люди крайне редко представляются как члены каких-либо добровольных объединений, даже если и являются таковыми. Описание и объяснение этого парадокса – отдельная тема. Для нас может быть интересным факт, что 63% опрошенных россиян ответили утвердительно на вопрос: "Если бы была общественная организация, защищающая права и отстаивающая интересы таких людей как вы, вы бы согласились или не согласились участвовать в ее работе?"4. Не согласились бы существенно меньше – 26%. Ясно, что от готовности до реального действия – дистанция огромного размера. Но факт готовности говорит о неудовлетворенной потребности в социальном участии. Мы предполагаем, что эта потребность на массовом уровне реализуется в личностном взаимодействии.

Многие эпизодически, а то и регулярно участвуют в тех или иных "общих делах", но при этом не стремятся к созданию каких-либо более или менее стабильных самоуправляемых сообществ: 1) "Я являюсь старшей по дому и слежу за порядком вокруг дома". 2) "Я участвую в обществе защиты бездомных животных. Находим животных (бездомных очень много), отдаем их в хорошие руки. С удовольствием поучаствовал бы в обществе и по защите прав человека, но таких не знаю. О них мало пишут". 3) "Люди меня тимуровцем зовут: то тому, то другому что-нибудь подправишь, починишь". 4) "Я помогал в строительстве церкви". 5) "Когда два года назад привезли зимой солдат в наш город, они замерзали в лесу, я и мои друзья делились с ними, чем могли" 5. Ясно, что человек не числит себя ни в каких структурах, когда пристраивает бездомных животных или чинит соседям забор. Это, в большинстве случаев, – более или менее регулярные солидарные действия, основанные на факте личных связей, стимулированные не потребностью реализовать какие-то инициативные социальные проекты, а ситуативной альтруистической реакцией на проблемную ситуацию.