2.

К оглавлению1 2 3  5 6  8 9 10 11 

Коммерческая логика минимизации трансакционных издержек, принятая агентствами государства после их переориентации на рыночную рациональность, ведет к маргинализации дорогих социальных услуг и к обращению с "общим благом" как с другими рыночными товарами. Кооперация как ценность в себе и для себя (как альтруизм и межпоколенческая солидарность) не совпадает с рациональностью коммерции. Реализация задач государства через рынок не только разгосударствляет (поскольку происходит вне традиционных политических инструментов политики); но и де-социализирует. В то же время, она не повышает сколько-нибудь заметно рациональности рынка. На примере Польши видно, что неспособность выполнить минимум два институциональных условия, которые по логике должны дополнить процесс коммерциализации общественных фондов [5], несет заметно меньше экономических благ, которые должны бы сопутствовать трансформации общественных фондов в еще один источник капитала. Эти условия как минимум - низкий процент банковского кредита (устраняющий соблазн мобилизации политического давления ради преимуществ коммерциализированных фондов как клиентелистского "мягкого финансирования") и сохранение банков в руках национального капитала и государства (превращающего коммерциализированные общественные фонды в ресурс развития). Неисполнение этих условий ведет к отсутствию понимания принципов внутренней рациональности линии на коммерциализацию государства. Фактически, однако, этот социально болезненный процесс становится, вопреки намерениям его творцов, новой формой перераспределения и новой формой клиентелизма. В такой ситуации государство и общество должны платить цену лишь за поверхностную деполитизацию расходования общественных фондов. Вместо рыночной рационализации расходов имеет место иная форма политизации на уровне отдельных политиков или политических партий.

Этот поиск источников капитала в государстве разгосударствляет и десоциализирует систему, и как я показала, лишь по-новому политизирует (вместо деполитизации) расходование общественных фондов.

Более внимательный анализ показал, что то, что в этих условиях именуют "слабым государством", фактически обозначает ситуацию, когда компетенция принятия решений распыляется, инструменты управления сокращаются и, прежде всего, когда сферы, обнаруживающиеся в государстве, действуют в терминах фундаментально иных рациональности и масштабов.

 

Коммерческая логика минимизации трансакционных издержек, принятая агентствами государства после их переориентации на рыночную рациональность, ведет к маргинализации дорогих социальных услуг и к обращению с "общим благом" как с другими рыночными товарами. Кооперация как ценность в себе и для себя (как альтруизм и межпоколенческая солидарность) не совпадает с рациональностью коммерции. Реализация задач государства через рынок не только разгосударствляет (поскольку происходит вне традиционных политических инструментов политики); но и де-социализирует. В то же время, она не повышает сколько-нибудь заметно рациональности рынка. На примере Польши видно, что неспособность выполнить минимум два институциональных условия, которые по логике должны дополнить процесс коммерциализации общественных фондов [5], несет заметно меньше экономических благ, которые должны бы сопутствовать трансформации общественных фондов в еще один источник капитала. Эти условия как минимум - низкий процент банковского кредита (устраняющий соблазн мобилизации политического давления ради преимуществ коммерциализированных фондов как клиентелистского "мягкого финансирования") и сохранение банков в руках национального капитала и государства (превращающего коммерциализированные общественные фонды в ресурс развития). Неисполнение этих условий ведет к отсутствию понимания принципов внутренней рациональности линии на коммерциализацию государства. Фактически, однако, этот социально болезненный процесс становится, вопреки намерениям его творцов, новой формой перераспределения и новой формой клиентелизма. В такой ситуации государство и общество должны платить цену лишь за поверхностную деполитизацию расходования общественных фондов. Вместо рыночной рационализации расходов имеет место иная форма политизации на уровне отдельных политиков или политических партий.

Этот поиск источников капитала в государстве разгосударствляет и десоциализирует систему, и как я показала, лишь по-новому политизирует (вместо деполитизации) расходование общественных фондов.

Более внимательный анализ показал, что то, что в этих условиях именуют "слабым государством", фактически обозначает ситуацию, когда компетенция принятия решений распыляется, инструменты управления сокращаются и, прежде всего, когда сферы, обнаруживающиеся в государстве, действуют в терминах фундаментально иных рациональности и масштабов.