4.

К оглавлению1 2 3 4 5 6  8 9 10 11 

Распродажа отечественной финансовой системы добавило и к финансовым трансфертам прибыли из страны и к закрытию местных отделений и местных рынков капитала.

Суммирую: цепь перераспределения от производства в финансовый сектор была закрыта звеном продажи последнего и ростом экспорта капитала. Стоит упомянуть, что не только банки, но и большинство ведущих страховых компаний- собственность иностранного капитала. Тот же процесс произошел в Венгрии. Падение прибыльности производства и исчезновение простых резервов уступило место постепенному уменьшению прибыльности финансовых услуг и также финансового сектора. Перераспределение из производства в финансовые услуги и отечественной в иностранную собственность последних завершилось, но механизм накопления капитала не состоялся.

Сейчас описанная посткомунистическая система в Польше, основанная на заимствовании и перераспределении, а не на экономическом накоплении капитала, натолкнулась на многие барьеры. Колонизация общественных фондов, перераспределенных из общественных задач в рыночные средства более невозможна из-за глубокого кризиса обшественных финансов. В августе 2001 г. Министерство финансов страны объявило, что дефицит общественных финансов (и бюджета и коммерциализированных фондов и агентств) достиг уровня 88 млрд. злотых (22 млрд $). Весь объем общественных финансов- около 300 млрд. злотых. Это не только из-за "долговой ловушки" (когда обслуживание внутреннего и внешнего долга поглощает около 26% госбюджета), но также- благодаря взаимным растущим обязательствам друг другу административного и коммерческого секторов самого государства. Первый заимствует у второго, а тот со своей стороны не выполняет обязательных социальных заданий по отношению в местным обществам, вынуждая их брать в долг у коммерческих банков и перекладывая эти долги на государство. За этим следует накопление долга частных фирм, превышающего 27 млрд.$, что может привести, наряду с возможностью девальвации злотого, к множеству банкротств.

Простые резервы коммунистической эры ушли – например, резервы эффективности, коренившиеся в избыточной занятости. Сейчас противоположная ситуация: почти 17% безработных, бедность и падение отечественного потребительского спроса – одна из главных причин ползучего спада. Последние вкупе с крахом общественных финансов (в высокой степени вызванного типом капитализма в общественном секторе), в сочетании с долговой ловушкой и системным отсутствием длительного механизма накопления капитала – основные элементы структурного кризиса пост-коммунистической системы в Польше.

Одно из предложений преодоления кризиса – недавнее заявление министра финансов, объявившего о необходимости консолидировать общественные финансы путем реинтеграции административной и коммерческой ветвей [16]. Такая линия может противоречить интересам и политической элиты, господствовавшей в коммерческих ветвях и самому аппарату министерства, которое до недавнего времени умело скрывать реальные долги бюджета, активно заимствуя у коммерциализированного сегмента общественныых финансов. Если, так, это будет подтверждением моей гипотезы относительной автономизации посткоммунмистической системы, становящейся вне досягаемости политики.

Указанные выше основные черты посткоммунистической системы дополняются тремя видами механизмов.

Распродажа отечественной финансовой системы добавило и к финансовым трансфертам прибыли из страны и к закрытию местных отделений и местных рынков капитала.

Суммирую: цепь перераспределения от производства в финансовый сектор была закрыта звеном продажи последнего и ростом экспорта капитала. Стоит упомянуть, что не только банки, но и большинство ведущих страховых компаний- собственность иностранного капитала. Тот же процесс произошел в Венгрии. Падение прибыльности производства и исчезновение простых резервов уступило место постепенному уменьшению прибыльности финансовых услуг и также финансового сектора. Перераспределение из производства в финансовые услуги и отечественной в иностранную собственность последних завершилось, но механизм накопления капитала не состоялся.

Сейчас описанная посткомунистическая система в Польше, основанная на заимствовании и перераспределении, а не на экономическом накоплении капитала, натолкнулась на многие барьеры. Колонизация общественных фондов, перераспределенных из общественных задач в рыночные средства более невозможна из-за глубокого кризиса обшественных финансов. В августе 2001 г. Министерство финансов страны объявило, что дефицит общественных финансов (и бюджета и коммерциализированных фондов и агентств) достиг уровня 88 млрд. злотых (22 млрд $). Весь объем общественных финансов- около 300 млрд. злотых. Это не только из-за "долговой ловушки" (когда обслуживание внутреннего и внешнего долга поглощает около 26% госбюджета), но также- благодаря взаимным растущим обязательствам друг другу административного и коммерческого секторов самого государства. Первый заимствует у второго, а тот со своей стороны не выполняет обязательных социальных заданий по отношению в местным обществам, вынуждая их брать в долг у коммерческих банков и перекладывая эти долги на государство. За этим следует накопление долга частных фирм, превышающего 27 млрд.$, что может привести, наряду с возможностью девальвации злотого, к множеству банкротств.

Простые резервы коммунистической эры ушли – например, резервы эффективности, коренившиеся в избыточной занятости. Сейчас противоположная ситуация: почти 17% безработных, бедность и падение отечественного потребительского спроса – одна из главных причин ползучего спада. Последние вкупе с крахом общественных финансов (в высокой степени вызванного типом капитализма в общественном секторе), в сочетании с долговой ловушкой и системным отсутствием длительного механизма накопления капитала – основные элементы структурного кризиса пост-коммунистической системы в Польше.

Одно из предложений преодоления кризиса – недавнее заявление министра финансов, объявившего о необходимости консолидировать общественные финансы путем реинтеграции административной и коммерческой ветвей [16]. Такая линия может противоречить интересам и политической элиты, господствовавшей в коммерческих ветвях и самому аппарату министерства, которое до недавнего времени умело скрывать реальные долги бюджета, активно заимствуя у коммерциализированного сегмента общественныых финансов. Если, так, это будет подтверждением моей гипотезы относительной автономизации посткоммунмистической системы, становящейся вне досягаемости политики.

Указанные выше основные черты посткоммунистической системы дополняются тремя видами механизмов.