ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Необходимо осмыслить основные понятия, такие как информация,, взаимодействие, отражение. Что же такое информация? В первом приближении понятие информации охватывает как сведения, которыми располагают люди и обмениваются между собой, так и сведения, не зависящие от них. Важно понять, что информация и информационные процессы возникают лишь на определенной стадии развития форм движения материи. В этой связи необходимо понять и природу информации, ее качества, свойства, которые связаны, прежде всего, с отражением и развитием материальных систем. В этом аспекте информация выступает как отраженное разнообразие окружающей нас действительности. Согласно классической теории отражения, всей природе присуща способность, родственная ощущению, но не тождественная ему. В отличие от идеализма, материализм в полном согласии с естествознанием берет за первичное данное материально, считая вторичным сознание, мышление, ощущение. По замечанию В.И. Ленина "…в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи (органическая материя)". И здесь возникает вопрос, что же лежит в фундаменте материального мира, что является всеобщим его свойством, родственным ощущению, но не тождественным ему? Свойством, которое находится, как и сама материя в постоянном развитии от простого к сложному, от зачаточных форм ко все более организованным и совершенным. Свойством, высшее развитие которого воплощено в ощущения, в мыслительной деятельности человека как представителя самой       высокоорганизованной материи. В этой связи всеобщим свойством материи, сходным с ощущением, но не тождественным ему является отражение.

         С отражением, как свойством всякой материи связано определение информации как такого вида объективного движения, которое осуществляется также во всех материальных образованиях - природе, обществе и в человеческом организме. Это объясняется тем, что процессы отражения и информации объединяют множество общих черт и моментов. Между ними существует единство, поскольку и те и другие - воспроизведение одного объекта в другом. Поэтому необходимо понять, что, когда мы говорим о передаче  информации, то непременно связываем ее с процессом отражения одного материального объекта другим. Но в то же время между отражением и информацией нельзя поставить знака равенства - их связывает диалектическое единство, а не тождество. Информация охватывает не весь процесс отражения, а только определенную сторону его содержания, и при том лишь ту сторону, которая связана с разнообразием, различием отражающих и отражаемых объектов и развитием. Если в содержание отражения входят моменты тождества, единообразия, повторяемости, то информация в значительной степени абстрагируется от них. Тем самым понятие отражения - более широкое,, содержательное, нежели понятие информации. Последнюю можно рассматривать как отраженное разнообразие. В связи с этим информация выступает свойством, стороной отражения, тесно связанной с неоднородностью, разнообразием материального мира. Она содержит в себе отраженное разнообразие. Таким образом, информация предполагает динамику отражения, изменения и передачи. Раз динамика  значит процесс. Раз процесс, связанный с передачей, значит взаимодействие. Раз взаимодействие, связанное именно с передачей информации - значит информационное взаимодействие.

         Гносеологическое значение категории взаимодействие не подлежит сомнению. Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами,- когда мы рассматриваем  движущуюся материю в целом. Взаимодействие является истинной причиной вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия, именно поэтому позади его нечего больше познавать.

         Взаимодействие - это всеобщая форма связи явлений,  процессов объективного мира. необходимо понять, что качество, ценность, полярность - это философские категории, отражающие разные объективно существующие стороны информации. Качество информации - это степень соответствия ее базовому факту. Под ценностью информации понимается такое ее состояние, которое делает возможным использование в качестве метасредства для достижения социально прогрессивных и оправданных логикой развития целей ценность информации - определяется уровнем ее качества. Под полезностью информации понимается такое ее состояние, которое делает возможным использование для достижения любых целей - как социально прогрессивных так и социально регрессивных. Не только при конструктивном движении системы вверх, но и при деструктивном движении системы вниз.

         Качественная сторона информации определяется ее ценностью, которая зависит от цели, поставленной перед собой человеком. Если информация способствует ее достижению, то она с его точки зрения - полезна, и чем лучше она это делает тем выше ее ценностные характеристики. Ценность информации определяется разностью количества информации до и после воспринятого сообщения.

Таким образом, под информацией необходимо понимать различные формы сообщений, имеющиеся социальную ценность для человеческой деятельности и практики. Знание информации позволяет преодолеть человеку неопределенность в своей творческой деятельности.  Знание информации в социальном познании снижает неопределенность, превращает хаос в упорядоченную систему. Важно уяснить, что единицей информации выступает бит, под которым необходимо понимать один из ответов “да” или “нет” на тот или иной поставленный вопрос или усвоение той или иной знаковой системы, имеющей ценность для человеческой деятельности. В этой связи информация направлена на снятие неопределенности. Существует закономерная взаимосвязь, чем больше общественная система содержит в себе информации, тем дальше она от хаотического состояния, тем выше её организация, тем в большей степени развиваются все сферы общественной жизни. В этой связи необходимо проводить различие между понятием количественной и качественной определенностью информации. Так, Гегель, говоря о количественной стороне информации, писал, что информация представляет собой количественное  определение, составляющее уже не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие с изменением которого вещь остается тем, чем есть. В отличие от количественной, качественная определенность информации общественного развития определяется экономическими и технологическими показателями, уровнем развития способа производства, политической зрелостью общества, значимостью правовых законов и их результативностью для каждого индивида в отдельности, нравственными, эстетическими и духовными ценностями для каждого человека. Качественная определенность информации определяется целостной системой ценностей, идеалов, критериями и показателями общественного развития.

     Важно уяснить, что информационные процессы в общественном развитии подчиняются законам диалектики количественных изменений в качественные и обратно. Качественный подход к информационным связям позволяет с позиции диалектики объяснить переход техногенной в ноосферную цивилизацию. Так, например, одним из качественных показателей перехода техногенной цивилизации в ноосферную является всесторонний учет ценностей. В этой связи аксиологический подход позволяет рассматривать понятие информации с позиции практической значимости. Ценность и полезность информации – это её качественные характеристики, которые играют неоспоримую роль не только в социальном управлении, но и в становлении ноосферной цивилизации, в формировании ноосферного мировоззрений, в теории познания и т.д. Вместе с тем информация, которая направлена на разрушительные процессы экономического, социального, политического, правового и духовного развития общества порождает волютаризм, безответственность в деятельности людей.

Необходимо осмыслить основные понятия, такие как информация,, взаимодействие, отражение. Что же такое информация? В первом приближении понятие информации охватывает как сведения, которыми располагают люди и обмениваются между собой, так и сведения, не зависящие от них. Важно понять, что информация и информационные процессы возникают лишь на определенной стадии развития форм движения материи. В этой связи необходимо понять и природу информации, ее качества, свойства, которые связаны, прежде всего, с отражением и развитием материальных систем. В этом аспекте информация выступает как отраженное разнообразие окружающей нас действительности. Согласно классической теории отражения, всей природе присуща способность, родственная ощущению, но не тождественная ему. В отличие от идеализма, материализм в полном согласии с естествознанием берет за первичное данное материально, считая вторичным сознание, мышление, ощущение. По замечанию В.И. Ленина "…в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи (органическая материя)". И здесь возникает вопрос, что же лежит в фундаменте материального мира, что является всеобщим его свойством, родственным ощущению, но не тождественным ему? Свойством, которое находится, как и сама материя в постоянном развитии от простого к сложному, от зачаточных форм ко все более организованным и совершенным. Свойством, высшее развитие которого воплощено в ощущения, в мыслительной деятельности человека как представителя самой       высокоорганизованной материи. В этой связи всеобщим свойством материи, сходным с ощущением, но не тождественным ему является отражение.

         С отражением, как свойством всякой материи связано определение информации как такого вида объективного движения, которое осуществляется также во всех материальных образованиях - природе, обществе и в человеческом организме. Это объясняется тем, что процессы отражения и информации объединяют множество общих черт и моментов. Между ними существует единство, поскольку и те и другие - воспроизведение одного объекта в другом. Поэтому необходимо понять, что, когда мы говорим о передаче  информации, то непременно связываем ее с процессом отражения одного материального объекта другим. Но в то же время между отражением и информацией нельзя поставить знака равенства - их связывает диалектическое единство, а не тождество. Информация охватывает не весь процесс отражения, а только определенную сторону его содержания, и при том лишь ту сторону, которая связана с разнообразием, различием отражающих и отражаемых объектов и развитием. Если в содержание отражения входят моменты тождества, единообразия, повторяемости, то информация в значительной степени абстрагируется от них. Тем самым понятие отражения - более широкое,, содержательное, нежели понятие информации. Последнюю можно рассматривать как отраженное разнообразие. В связи с этим информация выступает свойством, стороной отражения, тесно связанной с неоднородностью, разнообразием материального мира. Она содержит в себе отраженное разнообразие. Таким образом, информация предполагает динамику отражения, изменения и передачи. Раз динамика  значит процесс. Раз процесс, связанный с передачей, значит взаимодействие. Раз взаимодействие, связанное именно с передачей информации - значит информационное взаимодействие.

         Гносеологическое значение категории взаимодействие не подлежит сомнению. Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами,- когда мы рассматриваем  движущуюся материю в целом. Взаимодействие является истинной причиной вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия, именно поэтому позади его нечего больше познавать.

         Взаимодействие - это всеобщая форма связи явлений,  процессов объективного мира. необходимо понять, что качество, ценность, полярность - это философские категории, отражающие разные объективно существующие стороны информации. Качество информации - это степень соответствия ее базовому факту. Под ценностью информации понимается такое ее состояние, которое делает возможным использование в качестве метасредства для достижения социально прогрессивных и оправданных логикой развития целей ценность информации - определяется уровнем ее качества. Под полезностью информации понимается такое ее состояние, которое делает возможным использование для достижения любых целей - как социально прогрессивных так и социально регрессивных. Не только при конструктивном движении системы вверх, но и при деструктивном движении системы вниз.

         Качественная сторона информации определяется ее ценностью, которая зависит от цели, поставленной перед собой человеком. Если информация способствует ее достижению, то она с его точки зрения - полезна, и чем лучше она это делает тем выше ее ценностные характеристики. Ценность информации определяется разностью количества информации до и после воспринятого сообщения.

Таким образом, под информацией необходимо понимать различные формы сообщений, имеющиеся социальную ценность для человеческой деятельности и практики. Знание информации позволяет преодолеть человеку неопределенность в своей творческой деятельности.  Знание информации в социальном познании снижает неопределенность, превращает хаос в упорядоченную систему. Важно уяснить, что единицей информации выступает бит, под которым необходимо понимать один из ответов “да” или “нет” на тот или иной поставленный вопрос или усвоение той или иной знаковой системы, имеющей ценность для человеческой деятельности. В этой связи информация направлена на снятие неопределенности. Существует закономерная взаимосвязь, чем больше общественная система содержит в себе информации, тем дальше она от хаотического состояния, тем выше её организация, тем в большей степени развиваются все сферы общественной жизни. В этой связи необходимо проводить различие между понятием количественной и качественной определенностью информации. Так, Гегель, говоря о количественной стороне информации, писал, что информация представляет собой количественное  определение, составляющее уже не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие с изменением которого вещь остается тем, чем есть. В отличие от количественной, качественная определенность информации общественного развития определяется экономическими и технологическими показателями, уровнем развития способа производства, политической зрелостью общества, значимостью правовых законов и их результативностью для каждого индивида в отдельности, нравственными, эстетическими и духовными ценностями для каждого человека. Качественная определенность информации определяется целостной системой ценностей, идеалов, критериями и показателями общественного развития.

     Важно уяснить, что информационные процессы в общественном развитии подчиняются законам диалектики количественных изменений в качественные и обратно. Качественный подход к информационным связям позволяет с позиции диалектики объяснить переход техногенной в ноосферную цивилизацию. Так, например, одним из качественных показателей перехода техногенной цивилизации в ноосферную является всесторонний учет ценностей. В этой связи аксиологический подход позволяет рассматривать понятие информации с позиции практической значимости. Ценность и полезность информации – это её качественные характеристики, которые играют неоспоримую роль не только в социальном управлении, но и в становлении ноосферной цивилизации, в формировании ноосферного мировоззрений, в теории познания и т.д. Вместе с тем информация, которая направлена на разрушительные процессы экономического, социального, политического, правового и духовного развития общества порождает волютаризм, безответственность в деятельности людей.