Ч.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЗНАНИИ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11необходимо понять, что человечество постоянно стремиться к познанию объективного мира, овладение новыми информационными процессами и их использование в своей практической деятельности. И здесь, важно уяснить, что смысл познания выражается в более глубоком освоении информации о постоянно развивающимся объективном мире. При этом процесс овладения тайнами устремлений творческой активности разума. За тысячелетия своего развития, путь познания от примитивного и ограниченного к все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Развивающееся знание на основе информационных процессов шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусства, художественного творчества. На основе информационных процессов наш разум постигает законы мира не только ради любознательности, но и в целях практического преобразования и природы, и человека ради максимально гармонично жизнеустройства человека в мире. Информационное поле, знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, которая передается от поколения к поколению с помощью передачи социальной информации, об человеческой культуры и т. д.
Тем самым познание носит не только социально детерминированный характер, но и информационный процесс. Только через призму овладение общечеловеческой культуры можно получить знание об объективной реальности. Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже накопленное человечеством знание, постоянно соотнося с ним свою познавательную деятельность, - это категорический императив развивающего знания.
Теория познания, или гносеология (от греч gnosis – знание, познание), основывается на информационном поле человеческой культуры.
В месте с тем необходимо уяснить, что теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнениях) к постижению их сущности (Истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, достоверной информации, о ее критериях.
Однако человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибки, и потому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Вместе с тем, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Достоверная информация, знание сущности вещей, реальных процессов объективного мира позволяет человеку использовать их в соответствии со своими потребностями и интересами, переделывать имеющееся и создавать новое. Знать, следовательно, и означает в самом широком смысле владеть достоверной информацией.
В связи с этим необходимо понять, что познание – это процесс избирательно – активного действия, который, с одной стороны, являет собой адекватной ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий (то есть субъективного образа), а с другой – выступает как владение ими и умение действовать на их основе. Само знание обладает различной степенью достоверности информации , отражая диалектику относительной и абсолютной истины. По своему генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искусственные языки.
Важно уяснить, что отношение знания к деятельности (достоверной информации об объектах реальной действительности) носит многоуровневый и сложно опосредствованный характер, развиваясь как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального становления личности. Элементы информации, обусловленные биологическими закономерностями, наличиствуют и животных (особенно высокоразвитых), которым они служат в качестве необходимого фактора реализации их поведенческих актов. Принципиально иной характер носит информация, ее значимость у человека, будучи социальной по своей природе. У человека информация выступает в различных формах знания: до научной, житейской, художественной, научной на разных уровнях освоения действительности – как эмпирический, так и теоретические.
Поступающая повседневная информация или (житейское знание) в качестве основы всех иных форм знания ни в коей мере не может быть преуменьшено по своей значимости. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, оно является важной ориентированной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношения между собой и с природой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания, усвоения и осмысления информационных процессов .
Собственно научные знания характеризуются осмыслением информационных потоков, фактов в системе понятий той или иной науки, включаясь в состав теории, образующей высший уровень научного знания. Являясь обобщением достоверной информации, фактов, человек за случайным находят необходимое и закономерное, за единичным и частным – общее. На их основе осуществляется научное прогнозирование.
Художественное познание, обладая определенной спецификой (наряду с понятиями в нем функционирует и богатая система образов), играет огромную роль в общем процессе познавательной деятельности, ибо, давая целостное отражение мира человека и человека в мире, оно оттачивает способность творческого воображения, фантазии, формируя эстетическую сторону любой человеческой деятельности, в том числе и самого познания. При этом мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, служащему условием преобразующей деятельности человека и человечества.
необходимо понять, что человечество постоянно стремиться к познанию объективного мира, овладение новыми информационными процессами и их использование в своей практической деятельности. И здесь, важно уяснить, что смысл познания выражается в более глубоком освоении информации о постоянно развивающимся объективном мире. При этом процесс овладения тайнами устремлений творческой активности разума. За тысячелетия своего развития, путь познания от примитивного и ограниченного к все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Развивающееся знание на основе информационных процессов шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусства, художественного творчества. На основе информационных процессов наш разум постигает законы мира не только ради любознательности, но и в целях практического преобразования и природы, и человека ради максимально гармонично жизнеустройства человека в мире. Информационное поле, знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, которая передается от поколения к поколению с помощью передачи социальной информации, об человеческой культуры и т. д.
Тем самым познание носит не только социально детерминированный характер, но и информационный процесс. Только через призму овладение общечеловеческой культуры можно получить знание об объективной реальности. Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже накопленное человечеством знание, постоянно соотнося с ним свою познавательную деятельность, - это категорический императив развивающего знания.
Теория познания, или гносеология (от греч gnosis – знание, познание), основывается на информационном поле человеческой культуры.
В месте с тем необходимо уяснить, что теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнениях) к постижению их сущности (Истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, достоверной информации, о ее критериях.
Однако человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибки, и потому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Вместе с тем, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Достоверная информация, знание сущности вещей, реальных процессов объективного мира позволяет человеку использовать их в соответствии со своими потребностями и интересами, переделывать имеющееся и создавать новое. Знать, следовательно, и означает в самом широком смысле владеть достоверной информацией.
В связи с этим необходимо понять, что познание – это процесс избирательно – активного действия, который, с одной стороны, являет собой адекватной ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий (то есть субъективного образа), а с другой – выступает как владение ими и умение действовать на их основе. Само знание обладает различной степенью достоверности информации , отражая диалектику относительной и абсолютной истины. По своему генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искусственные языки.
Важно уяснить, что отношение знания к деятельности (достоверной информации об объектах реальной действительности) носит многоуровневый и сложно опосредствованный характер, развиваясь как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального становления личности. Элементы информации, обусловленные биологическими закономерностями, наличиствуют и животных (особенно высокоразвитых), которым они служат в качестве необходимого фактора реализации их поведенческих актов. Принципиально иной характер носит информация, ее значимость у человека, будучи социальной по своей природе. У человека информация выступает в различных формах знания: до научной, житейской, художественной, научной на разных уровнях освоения действительности – как эмпирический, так и теоретические.
Поступающая повседневная информация или (житейское знание) в качестве основы всех иных форм знания ни в коей мере не может быть преуменьшено по своей значимости. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, оно является важной ориентированной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношения между собой и с природой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания, усвоения и осмысления информационных процессов .
Собственно научные знания характеризуются осмыслением информационных потоков, фактов в системе понятий той или иной науки, включаясь в состав теории, образующей высший уровень научного знания. Являясь обобщением достоверной информации, фактов, человек за случайным находят необходимое и закономерное, за единичным и частным – общее. На их основе осуществляется научное прогнозирование.
Художественное познание, обладая определенной спецификой (наряду с понятиями в нем функционирует и богатая система образов), играет огромную роль в общем процессе познавательной деятельности, ибо, давая целостное отражение мира человека и человека в мире, оно оттачивает способность творческого воображения, фантазии, формируя эстетическую сторону любой человеческой деятельности, в том числе и самого познания. При этом мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, служащему условием преобразующей деятельности человека и человечества.