Ч.5 ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОТОКЕ.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

         Важно уяснить, что истина-это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нём и характеризуемая с точки зрения её достоверности. Истина по содержанию выступает как объективный процесс независимо от сознания человека и человечества в целом. Вместе с тем по своей форме информационного отражения объективного мира, истина существует как субъективная, духовная реальность, в её информационном  и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Вместе с тем истина есть свойство знания, определённый уровень качества информации. При этом истина как свойство знания есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа - вплоть до теории как целостной системы. Известно, что образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то следах, несущих информацию. В этой связи истину можно рассматривать как адекватное отражение объекта в информационном процессе познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это информационно-объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теории, учений, и, наконец, всей целостной картины мира  в динамике её развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике её развития, придаёт ей особую ценность, связанную с практическим измерением. Истинное знание, достоверная информация дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.

         Вместе с тем необходимо уяснить, что человечество достигает истины подчас через преодоление крайности и заблуждение. В своё время Д. И. Писарев считал, что для того, чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

         Заблуждение-это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. По сути своей заблуждение – это искажённая информация, которая используется и воспринимается человеком в процессе своей жизнедеятельности. Так, например, в религиозном сознании вымысел принимается за реальность.

         История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают искажённую информацию, односторонне-объективную действительность, имеют реальный источник, земное основание. Человеческий разум, устремлённый к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так, было, например, с геоцентрической теорией Птоломея или с трактовкой Ньютоном пространства и времени. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания искажённой информации в сознании субъекта, познающего объективную реальность. Вместе с тем, заблуждение необходимо отличать от лжи как нравственно психологического феномена. Ложь – это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление.

         Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчётов, суждений, оценок. По мнению Галилея избегнуть ошибок при наблюдении просто невозможно. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Это характерно особенно к естественным наукам. Вместе с тем, гораздо сложнее обстоит дело в социальном познании. Особенно показательна в этом соотношении такая наука, как история, которая в силу недоступности, неповторимости своего предмета-прошлого, зависимости исследователя от доступности источников, их полноты, достоверности и др., а также весьма тесной связи с идеологией и политикой господствующих классов, более всего склонна к искажениям истины, к заблуждениям и ошибкам субъективного плана. На этом основании она не раз подвергалась отнюдь не лестным отзывам, ей даже отказывали в звании науки. Люди нередко молчали об опасной правде и говорили выгодную ложь. Что только ни делали: жгли архивы, убивали свидетелей, подделывали документы и т. д. Поэтому в социальном познании к фактам, к информационным потокам требуется особо тщательный подход, их критический анализ. Именно поэтому при изучении общественных явлений необходимо брать не отдельные факты, а всю их совокупность. Иначе неизбежно возникает подозрение, и вполне законное, в том, что факты выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом преподносится, субъективная сторона заблуждения, искажённая информация. Поэтому анализ фактов необходимо доводить до раскрытия истины и объективных причин, обусловивших то или иное социальное событие. Поэтому заведомо ложные «исследования» должны подвергаться этически ориентированному контролю со стороны общества.

         Важно  осмыслить, что система научных знаний, да и житейский опыт – не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко всё более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Нельзя представлять себе истину в виде мёртвого покоя, в виде простой картины (образа) … без стремления, без движения. Вместе с тем истина не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.

         Истина исторична. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем практики, а также познавательными способностями данного учёного, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определённой степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и достоверности информации о данном объекте познания. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чём-либо. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь максимально сузить сферу влияния относительного в содержании научного знания.

         Абсолютная истина, будучи раз выражена с полной ясностью и достоверностью информации о данном объекте познания, не встречает более доказательных выражений. Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении в смысле завершённости охвата, совпадения и сущности и всех форм её проявления. Вместе с тем абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки,  а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. В этой связи под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущее. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Так, например, каждая последующая научная теория является по сравнению с предшествующей более полным и глубоким знанием. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают под откос истории своих предшественниц, а дополняют, конкретизируют или включают в себя как моменты более общих и глубоких истин. Прежняя теория истолковывается в составе новой как её частный случай (например, классическая механика Ньютона в теории относительности Эйнштейна).

         И здесь важно уяснить , что критерий истины заключается не в мышлении субъекта познания, а в практике, в материальной деятельности человека. Ибо вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. Поскольку только посредством реализации научных идей в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике. В качестве критерия истины практика «работает» не только в своей чувственной «наготе» – как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредованной форме – как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика – это опосредованная практика. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания – содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведённой в логике практических действий и всей системе духовной культуры. Реальный процесс человеческого мышления разворачивается не только в мышлении отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли при информационной достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только её правильности, но и истинности. В этом заключена великая познавательная сила логического мышления. Последним же основанием достоверности нашего знания является возможность на его базе практического созидания. Вместе с тем сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причём на основе развития именно научного познания. Практика многогранна – от эмпирического жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента. Одно дело практика первобытного человека, добывающего огонь трением, другое – средне вековая алхимиков, искавших способ превращения различных металлов в золото.

         Современные физические эксперименты с помощью приборов огромной разрешающей способности, расчёты на ЭВМ – это тоже практика. В процессе развития истинного знания, увеличения его объёма наука и практика всё больше выступают в нераздельном единстве. Данное положение становится закономерностью не только в области естественнонаучного познания, но также и социального, особенно на современном этапе развития общества, когда в общественно-исторической практике людей всё большая доля принадлежит субъективному, человеческому факторам. Развитие социально-исторического процесса, организация общественной практики всё более и более осуществляются на основе научного познания социальных закономерностей.

         Важно уяснить, что истина-это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нём и характеризуемая с точки зрения её достоверности. Истина по содержанию выступает как объективный процесс независимо от сознания человека и человечества в целом. Вместе с тем по своей форме информационного отражения объективного мира, истина существует как субъективная, духовная реальность, в её информационном  и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Вместе с тем истина есть свойство знания, определённый уровень качества информации. При этом истина как свойство знания есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа - вплоть до теории как целостной системы. Известно, что образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то следах, несущих информацию. В этой связи истину можно рассматривать как адекватное отражение объекта в информационном процессе познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это информационно-объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теории, учений, и, наконец, всей целостной картины мира  в динамике её развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике её развития, придаёт ей особую ценность, связанную с практическим измерением. Истинное знание, достоверная информация дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.

         Вместе с тем необходимо уяснить, что человечество достигает истины подчас через преодоление крайности и заблуждение. В своё время Д. И. Писарев считал, что для того, чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

         Заблуждение-это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. По сути своей заблуждение – это искажённая информация, которая используется и воспринимается человеком в процессе своей жизнедеятельности. Так, например, в религиозном сознании вымысел принимается за реальность.

         История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают искажённую информацию, односторонне-объективную действительность, имеют реальный источник, земное основание. Человеческий разум, устремлённый к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так, было, например, с геоцентрической теорией Птоломея или с трактовкой Ньютоном пространства и времени. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания искажённой информации в сознании субъекта, познающего объективную реальность. Вместе с тем, заблуждение необходимо отличать от лжи как нравственно психологического феномена. Ложь – это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление.

         Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчётов, суждений, оценок. По мнению Галилея избегнуть ошибок при наблюдении просто невозможно. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Это характерно особенно к естественным наукам. Вместе с тем, гораздо сложнее обстоит дело в социальном познании. Особенно показательна в этом соотношении такая наука, как история, которая в силу недоступности, неповторимости своего предмета-прошлого, зависимости исследователя от доступности источников, их полноты, достоверности и др., а также весьма тесной связи с идеологией и политикой господствующих классов, более всего склонна к искажениям истины, к заблуждениям и ошибкам субъективного плана. На этом основании она не раз подвергалась отнюдь не лестным отзывам, ей даже отказывали в звании науки. Люди нередко молчали об опасной правде и говорили выгодную ложь. Что только ни делали: жгли архивы, убивали свидетелей, подделывали документы и т. д. Поэтому в социальном познании к фактам, к информационным потокам требуется особо тщательный подход, их критический анализ. Именно поэтому при изучении общественных явлений необходимо брать не отдельные факты, а всю их совокупность. Иначе неизбежно возникает подозрение, и вполне законное, в том, что факты выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом преподносится, субъективная сторона заблуждения, искажённая информация. Поэтому анализ фактов необходимо доводить до раскрытия истины и объективных причин, обусловивших то или иное социальное событие. Поэтому заведомо ложные «исследования» должны подвергаться этически ориентированному контролю со стороны общества.

         Важно  осмыслить, что система научных знаний, да и житейский опыт – не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко всё более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Нельзя представлять себе истину в виде мёртвого покоя, в виде простой картины (образа) … без стремления, без движения. Вместе с тем истина не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.

         Истина исторична. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем практики, а также познавательными способностями данного учёного, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определённой степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и достоверности информации о данном объекте познания. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чём-либо. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь максимально сузить сферу влияния относительного в содержании научного знания.

         Абсолютная истина, будучи раз выражена с полной ясностью и достоверностью информации о данном объекте познания, не встречает более доказательных выражений. Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении в смысле завершённости охвата, совпадения и сущности и всех форм её проявления. Вместе с тем абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки,  а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. В этой связи под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущее. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Так, например, каждая последующая научная теория является по сравнению с предшествующей более полным и глубоким знанием. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают под откос истории своих предшественниц, а дополняют, конкретизируют или включают в себя как моменты более общих и глубоких истин. Прежняя теория истолковывается в составе новой как её частный случай (например, классическая механика Ньютона в теории относительности Эйнштейна).

         И здесь важно уяснить , что критерий истины заключается не в мышлении субъекта познания, а в практике, в материальной деятельности человека. Ибо вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. Поскольку только посредством реализации научных идей в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике. В качестве критерия истины практика «работает» не только в своей чувственной «наготе» – как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредованной форме – как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика – это опосредованная практика. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания – содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведённой в логике практических действий и всей системе духовной культуры. Реальный процесс человеческого мышления разворачивается не только в мышлении отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли при информационной достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только её правильности, но и истинности. В этом заключена великая познавательная сила логического мышления. Последним же основанием достоверности нашего знания является возможность на его базе практического созидания. Вместе с тем сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причём на основе развития именно научного познания. Практика многогранна – от эмпирического жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента. Одно дело практика первобытного человека, добывающего огонь трением, другое – средне вековая алхимиков, искавших способ превращения различных металлов в золото.

         Современные физические эксперименты с помощью приборов огромной разрешающей способности, расчёты на ЭВМ – это тоже практика. В процессе развития истинного знания, увеличения его объёма наука и практика всё больше выступают в нераздельном единстве. Данное положение становится закономерностью не только в области естественнонаучного познания, но также и социального, особенно на современном этапе развития общества, когда в общественно-исторической практике людей всё большая доля принадлежит субъективному, человеческому факторам. Развитие социально-исторического процесса, организация общественной практики всё более и более осуществляются на основе научного познания социальных закономерностей.