Ч.6. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОТОКЕ.  

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

         Важно уяснить, что информационная культура в информационном потоке есть снятия неопределённостей между субъектом и объектом познания. Именно устранение, уменьшение любой неопределённости является задачей информации. Снятие неопределённости по сути своей связана с превращением возможности в действительность. Рассмотрение информации, как всего того, что устраняет неопределённость, оптимально работает в различных направлениях современной науки. И здесь важной стороной является формирование информационной культуры у будущих специалистов. Поэтому необходимо уяснить, что вслед за традиционным делением культуры на материальную и духовную, разграничить машинную часть и человеческую, которая имеет дело с обучением, образованием, воспитанием – в целом с той сферой, которую можно рассматривать как информационную культуру. В материальной составляющей информационной культуры можно выявить и количественных, и качественных показателей, характеризующих уровень её развития, а стало быть, и достигнутый интеллектуальный потенциал.

         В качестве показателя развития информационной культуры можно вести речь об увеличении числа компьютеров и других материальных компонентов иносферы в масштабах человечества, сравнивая с тем, что было ранее, прогнозируя рост в ближайший обозримый период и на далёкую перспективу. Если взять нематериальные сферы информационной культуры, то здесь можно столкнуться с множеством различных параметров и граней. Так, например, если следовать за стадиями развития самого человека, то, вероятно, информационную культуру надо было бы рассматривать на различных ступенях самой человеческой жизни. К примеру, взять младенческий возраст и поведение ребёнка в этот период. Педагоги и психологи считают, что самый восприимчивый возраст – от3 до 5 лет. Почему? Какие изменения информационных структур наблюдаются в это время в организме человека? Что позволяет ему легче воспринимать, запечатлевать, запоминать, познавать объективный мир, развивать способности?

         Впечатления детства велики, ведь человек впервые познаёт мир. Всё ему внове. Но каким образом эта память сохраняется и рождает прекрасные картины детского восприятия? Поистине неисповедимы пути человеческой памяти. Выяснить их – значит тоже внести неоценимую лепту в общую картину информационной культуры. Время детства связано с воспитанием и обучением в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе. Здесь информационная культура приобретает новые очертания. На смену детским компьютерным игрушкам приходят настоящие ЭВМ. Встают новые задачи. Предстоит познать технику – какую, на каком уровне исполненную? Ведь школа - это своего рода зеркало самого общества. Если сюда попадает второсортная продукция, страдающая всеми пороками низкой информационной культуры, можно ли от будущих выпускников школы ожидать высоких знаний, умения работать с первоклассными машинами? По мнению ведущих учёных мира в недалёком будущем развитость либо отсталость той или иной страны будет определяться степенью информатизации. Поэтому перестройка всех звеньев, начиная со школы и заканчивая всей системы высшего образования на информационный процесс образования, позволит из пассивного слушателя-студента превратить в активного исследователя, который приобретает возможность получить максимум знаний при минимальных затратах времени. Действительно, одно дело, например, запомнить написанную на доске формулу или выучить закон всемирного тяготения, и совсем другое – познакомиться с миром гравитации при помощи компьютерной мультипликации. Можно построить фрагмент простейшей планетарной системы, создать гравитационное поле, причём учащийся не просто видит картинку на дисплее, а имеет возможность самому создать моделируемый процесс, вмешаться в  него, проверить закон, так сказать, на деле, воочию убедиться в его справедливости, задать вопрос типа: «А что случится, если …». В ходе игры вопросов может появиться много. Что произойдёт, если планеты сблизить между собой? А что, если между ними появится другое тело, скажем, пролетающая по своей орбите комета? И им не счесть числа – подобным вопросам, и все вызывают интерес, и на каждый можно получить ответ тут же, за считанные секунды.

         Вместе с тем необходимо учитывать и негативные стороны информатизации общества. Речь идёт о поведении человека в современном мире «информационного взрыва». Как он себя чувствует в нём? Огромные информационные нагрузки, вечная спешка, боязнь ошибиться, принять неверное решение, от которого может зависеть не только его судьба, но судьба других людей – всё это не может не сказываться на психологическом состоянии, самочувствии, памяти, работе мозга.

И что весьма опасно -  эти факторы очень часто носят разрушительный характер и приводят к патологии. Так, например, учёные исследовали поведение операторов и обнаружили, что при возрастании информационных нагрузок и постоянном дефиците времени реакция их меняется различным образом. Имеет место три варианта. Одни продолжают в создавшихся условиях решать все предложенные задачи и по мере их усложнения делают всё больше и больше ошибок. Другие реагируют только на часть задач и правильно их решают – остальные как бы «отсеивают» и избавляются таким образом от излишнего эмоционального напряжения. Третьи решают все задачи без ошибок, но впоследствии жалуются на большую усталость и трудную работу. У людей может наступить особая «информационная» болезнь. Начинается она с нарушения памяти, регуляции эмоций. Затем затрагивает сердечно-сосудистую систему, пищеварительную, появляются язвы на коже, подёргивание конечностей, словом, в болезненный процесс широко вовлекается весь организм – отличительная черта этого недуга. В этой связи информационная культура призвана снять негативные процессы в творческой деятельности человека, разрешить противоречие между активностью и предусмотрительностью. Информационная культура призвана решать возникающие проблемы наиболее разумно и оптимально, постоянно добиваться их относительного равновесия, приводить то и другое к необходимому балансу, соответствию, ибо альтернативы здесь нет.

         Необходимо осмыслить, что информационная культура вбирает в себя деятельность, и её результаты разумно осуществлённые во имя достижения великой цели – создания общепланетного человеческого разума, имя которому ноосфера. В процессе обучения человек почувствует себя частицей этого разума, и морально-нравственный аспект освоения им новой техники и технологии чрезвычайно важен. В противном случае мы не добьёмся главного: высокая информационная культура не станет привычкой, внутренним содержанием новой личности, а это может привести к весьма печальным последствиям – биосфера так и не превратится в ноосферу в подлинном смысле этого слова.

         Важно уяснить, что информационная культура в информационном потоке есть снятия неопределённостей между субъектом и объектом познания. Именно устранение, уменьшение любой неопределённости является задачей информации. Снятие неопределённости по сути своей связана с превращением возможности в действительность. Рассмотрение информации, как всего того, что устраняет неопределённость, оптимально работает в различных направлениях современной науки. И здесь важной стороной является формирование информационной культуры у будущих специалистов. Поэтому необходимо уяснить, что вслед за традиционным делением культуры на материальную и духовную, разграничить машинную часть и человеческую, которая имеет дело с обучением, образованием, воспитанием – в целом с той сферой, которую можно рассматривать как информационную культуру. В материальной составляющей информационной культуры можно выявить и количественных, и качественных показателей, характеризующих уровень её развития, а стало быть, и достигнутый интеллектуальный потенциал.

         В качестве показателя развития информационной культуры можно вести речь об увеличении числа компьютеров и других материальных компонентов иносферы в масштабах человечества, сравнивая с тем, что было ранее, прогнозируя рост в ближайший обозримый период и на далёкую перспективу. Если взять нематериальные сферы информационной культуры, то здесь можно столкнуться с множеством различных параметров и граней. Так, например, если следовать за стадиями развития самого человека, то, вероятно, информационную культуру надо было бы рассматривать на различных ступенях самой человеческой жизни. К примеру, взять младенческий возраст и поведение ребёнка в этот период. Педагоги и психологи считают, что самый восприимчивый возраст – от3 до 5 лет. Почему? Какие изменения информационных структур наблюдаются в это время в организме человека? Что позволяет ему легче воспринимать, запечатлевать, запоминать, познавать объективный мир, развивать способности?

         Впечатления детства велики, ведь человек впервые познаёт мир. Всё ему внове. Но каким образом эта память сохраняется и рождает прекрасные картины детского восприятия? Поистине неисповедимы пути человеческой памяти. Выяснить их – значит тоже внести неоценимую лепту в общую картину информационной культуры. Время детства связано с воспитанием и обучением в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе. Здесь информационная культура приобретает новые очертания. На смену детским компьютерным игрушкам приходят настоящие ЭВМ. Встают новые задачи. Предстоит познать технику – какую, на каком уровне исполненную? Ведь школа - это своего рода зеркало самого общества. Если сюда попадает второсортная продукция, страдающая всеми пороками низкой информационной культуры, можно ли от будущих выпускников школы ожидать высоких знаний, умения работать с первоклассными машинами? По мнению ведущих учёных мира в недалёком будущем развитость либо отсталость той или иной страны будет определяться степенью информатизации. Поэтому перестройка всех звеньев, начиная со школы и заканчивая всей системы высшего образования на информационный процесс образования, позволит из пассивного слушателя-студента превратить в активного исследователя, который приобретает возможность получить максимум знаний при минимальных затратах времени. Действительно, одно дело, например, запомнить написанную на доске формулу или выучить закон всемирного тяготения, и совсем другое – познакомиться с миром гравитации при помощи компьютерной мультипликации. Можно построить фрагмент простейшей планетарной системы, создать гравитационное поле, причём учащийся не просто видит картинку на дисплее, а имеет возможность самому создать моделируемый процесс, вмешаться в  него, проверить закон, так сказать, на деле, воочию убедиться в его справедливости, задать вопрос типа: «А что случится, если …». В ходе игры вопросов может появиться много. Что произойдёт, если планеты сблизить между собой? А что, если между ними появится другое тело, скажем, пролетающая по своей орбите комета? И им не счесть числа – подобным вопросам, и все вызывают интерес, и на каждый можно получить ответ тут же, за считанные секунды.

         Вместе с тем необходимо учитывать и негативные стороны информатизации общества. Речь идёт о поведении человека в современном мире «информационного взрыва». Как он себя чувствует в нём? Огромные информационные нагрузки, вечная спешка, боязнь ошибиться, принять неверное решение, от которого может зависеть не только его судьба, но судьба других людей – всё это не может не сказываться на психологическом состоянии, самочувствии, памяти, работе мозга.

И что весьма опасно -  эти факторы очень часто носят разрушительный характер и приводят к патологии. Так, например, учёные исследовали поведение операторов и обнаружили, что при возрастании информационных нагрузок и постоянном дефиците времени реакция их меняется различным образом. Имеет место три варианта. Одни продолжают в создавшихся условиях решать все предложенные задачи и по мере их усложнения делают всё больше и больше ошибок. Другие реагируют только на часть задач и правильно их решают – остальные как бы «отсеивают» и избавляются таким образом от излишнего эмоционального напряжения. Третьи решают все задачи без ошибок, но впоследствии жалуются на большую усталость и трудную работу. У людей может наступить особая «информационная» болезнь. Начинается она с нарушения памяти, регуляции эмоций. Затем затрагивает сердечно-сосудистую систему, пищеварительную, появляются язвы на коже, подёргивание конечностей, словом, в болезненный процесс широко вовлекается весь организм – отличительная черта этого недуга. В этой связи информационная культура призвана снять негативные процессы в творческой деятельности человека, разрешить противоречие между активностью и предусмотрительностью. Информационная культура призвана решать возникающие проблемы наиболее разумно и оптимально, постоянно добиваться их относительного равновесия, приводить то и другое к необходимому балансу, соответствию, ибо альтернативы здесь нет.

         Необходимо осмыслить, что информационная культура вбирает в себя деятельность, и её результаты разумно осуществлённые во имя достижения великой цели – создания общепланетного человеческого разума, имя которому ноосфера. В процессе обучения человек почувствует себя частицей этого разума, и морально-нравственный аспект освоения им новой техники и технологии чрезвычайно важен. В противном случае мы не добьёмся главного: высокая информационная культура не станет привычкой, внутренним содержанием новой личности, а это может привести к весьма печальным последствиям – биосфера так и не превратится в ноосферу в подлинном смысле этого слова.