Ч.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОТРАЖЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

 Сознание современного человека есть результат не только  развития практической и познавательной деятельности поколений людей, но информационных процессов в всемирно историческом развитии  человеческого разума. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию – развитие биологических предпосылок информационного  развития в виде эволюции психики животных. Уже на уровне появления психики у животных организмов мы обнаруживаем свойства информационного отражения, которое присуще всей материи. Информационное отражение есть всеобщее свойство материи , заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к информационному отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи.  Информационное отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойство отражения у живого организма является раздражимость как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции на основе полученной информации.

    Информационное отражение во всем многообразии её форм,  начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем реального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом информационного взаимодействия, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации в общем же случае в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии  и информации. Информационное взаимодействие в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое взаимодействие включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, взаимопричинение в том смысле, что одно оставляет о себе память в другом. Все многообразие объективного мира находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредственном  взаимодействии всего со всем – все несет информацию обо всем. Это еще раз доказывает об универсальном информационном поле мироздания, которое является  формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира. Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

    При этом важно понять, что противоположность сознания и материи только в пределах отношения сознания и материи, а за этими пределами относительна.

     Сущность сознания состоит в том, что оно есть особое свойство мозга – свойство давать идеальное информационное отражение реального объективного мира. Сознание как свойство мозга и сам мозг должны быть различаемы точно так же, как идеальное и материальное.   Не менее важно понять и то, что если в приведенном выше определении сознания как свойственного человеческому мозгу идеального информационного отражения объективной реальности зафиксировано отношение сознания к материи, то необходимо также выделить сознание из всей сферы психического.

    Понятие психики шире, чем понятие сознания. Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая того человека. Основные составляющие человеческой психики: 1) ощущения, восприятия, представления, иногда называемые  внешними чувствами; 2) разум, абстрактное мышление, формами которого являются понятия, суждения, умозаключения; 3) эмоции, иногда называемые “внутренними” чувствами, такие, как горе, радость, тревога, волнение, страх, ярость и т.д. 4) воля и т.д.

     И здесь важно уяснить, что сознание не тождественно психике потому, что психическая жизнь включает в себя и подсознательные (бессознательные, неосознаваемые) “движения души”. К сознательным следует отнести такие психические явления, которые проходят через мышления (разум), идеально информационное отражение реального мира, осознается человеком. При этом важно уяснить, что мышление человека не просто существует рядом с чувствами, эмоциями, волей, но воздействует на них, подчиняя их себе. В целом человеческая деятельность характеризуется решающей ролью сознательных поступков и действий, желаний и замыслов как по отношению к природе, так и во взаимоотношениях между людьми. В этой связи принципиально отличительной чертой человеческой психики является самосознание, осознание своего личного “Я” как противостоящего остальной действительности. Только при наличии самосознания происходит ясное различение реального предмета и представления о нем. Человек способен направить мышление на свой собственный внутренний, субъективный мир, отдавая себе отчет в том, что принадлежит его психике, а что – внешнему миру. Именно поэтому выделить же себя из природы человеку позволяет только понятийное мышление на основе информационного отражения объективного неотделимого от самосознания. Самосознание выступает как необходимая сторона сознания, выражает его сущность как ведущей стороны человеческой психики. И здесь необходимо уяснить, что читая книги, газеты, беседуя с коллегами по работе, глядя на экран телевизора, мы “получаем информацию”. Приняв определение информации как передаваемых и усваиваемых сведений, знаний, приводят к отождествлению информации с отражением. Но информация не есть просто знание, но лишь “передаваемое знание”. Знания в голове не перестает быть знанием (и отражением) и в том случае, если оно никому не передается и тем самым не становится информацией. А “передаваемое знание” обычно закодировано либо самой природой (в сигналах, идущих от органов чувств в мозг, или в словах), либо сознательно людьми, например в буквах любого алфавита, которые символически обозначают звуки. А эти знаки уже не могут (кроме исключений) рассматриваться как отражение реальности.

    Информация в виде групп закодированных в рецепторе сигналов, идущих от органа чувств к головному мозгу, превращается в ощущение. Именно поэтому “Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и обладать ею”.

    Важно уяснить, что животное, в отличие от человека, не имея понятийного мышления, не в состоянии отделить себя от отражаемого мира. Именно в этой связи Маркс писал, что “животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания… Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека  от животной жизнедеятельности ”. Те стадии, которые проходила в историческом развитии психическая жизнь человечества (филогенез сознания), до некоторой степени повторяет в своем индивидуальном развитии и отдельный человек (онтогенез сознания).

    У новорожденного еще нет ни какого сознания, все его движения инстинктивны. Возникновение самосознания у ребенка связано со сравнительно длительным периодом рефлекторно – чувствительного  выделения себя из окружающего мира. Одновременно с формированием самосознания развивается способность выделять существенные черты внешнего мира. Тем самым сознание результат её раскодирования в мозгу. Получение ощущения как отражения реальности кроме закодирования и раскодирования предполагает также отбор, хранения и сопоставление информации, т.е. целый ряд иных операций. Уже поэтому отражение оказывается отличным от информации. Отличие в том, что информация есть совокупность сигналов, знаков, в то время как отражение есть объективное значение этих знаков.

     Необходимо понять, что наличие у человека второй сигнальной системы свидетельствует о том, что у него есть абстрактное мышление, мышление с помощью понятий, которые воплощены в словах, несущих определенную информацию. Понятие не существует без слова, мышление в понятиях – без языка. Единство мышления и языка означает не только то, что они отделимы, не существуют друг без друга, но также и то, что не тождественны. Слово есть материальная оболочка понятия, а понятие – идеальное содержание слова и, таким образом, в единстве слова и понятия содержится также различие и противоречие материального и духовного. Поскольку  в действительности мысль облекается в материальную, словесную оболочку не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и в том случае, когда мы думаем, размышляем и т.д. Важно понять, что ”внутренняя речь” всегда опирается на кинестезические раздражения, идущие от органов речи, но эти раздражения могут быть незначительными, скрытыми. При этом языковая оболочка появляется вместе с мыслью, и какие бы мысли не возникали у человека в голове, они не могут возникнуть и существовать без материальной оболочки, без языковой материи.

    Язык может рассматриваться как информационная система знаков, поскольку слова любого языка не похожи на предметы, их свойства и отношения, в этих словах выражаемые, в отличие от идеальных образов, понятий, которые обладают сходством с объектом. В ходе практической, орудийно – трудовой деятельности по мере роста информационных процессов диалектического развития языка и мышления в определенной степени способствовало развитию языка, в свою очередь способствовало прогрессу познания. Сущность языка выявляется в его функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сам процесс информационного взаимообщения, обмена информацией, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями  и пр., который осуществляется с помощью языка, то есть определенной  системы средств общения. Язык – это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

    Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятие, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек делает. Какими бы иными средствами не выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык – универсальное средство среди знаковых систем, используемых человеком информационные процессы социального развития.

     Важно уяснить, что сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Язык участвует в процессе мыслительной деятельности как её чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка.

       Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливо уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи информационным отражением действительности, оно лепит формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия.

Сознание отражает действительность, а язык несет в себе как информационный источник, так и обозначает её и выражает в мысли.

Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и по средствам разнообразнейших событий внешнего мира. Так, например, дым костра сигнализирует о том, что горит костер. Но там же дым приобретает характер условного языка, если люди заранее договорились о том, что он будет означать, например, посадка самолета. Тем самым, Знак – это материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего – то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляется сознание, мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике.

Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в материальной форме действительности. В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьба – словом, вся сфера психики, сознания.

Исходной знаковой системой является обычный, естественный язык. Среди не языковых знаков выделяются знаки – копии (фотографии, отпечатки пальцев и растений и т. п.); знаки – признаки (озноб – симптом болезни, туча – приближение дождя и т. п.); знаки – общения – вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакам искусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбука Морзе, коды, используемые при составлении программ для компьютеров), знаки формул, различные схемы, система сигнализации уличного движения и др. Любой знак функционирует только в соответствующей системе. Наука о строении и функционировании знаковых систем является семиотика.

Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства и общественной практики. Употребление специальной символики, особенно искусственных систем, формул, создает для науки огромные преимущества. Например, употребление знаков, из которых составляются формулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей, осуществлять общение в международном масштабе.

 Сознание современного человека есть результат не только  развития практической и познавательной деятельности поколений людей, но информационных процессов в всемирно историческом развитии  человеческого разума. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию – развитие биологических предпосылок информационного  развития в виде эволюции психики животных. Уже на уровне появления психики у животных организмов мы обнаруживаем свойства информационного отражения, которое присуще всей материи. Информационное отражение есть всеобщее свойство материи , заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к информационному отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи.  Информационное отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойство отражения у живого организма является раздражимость как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции на основе полученной информации.

    Информационное отражение во всем многообразии её форм,  начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем реального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом информационного взаимодействия, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации в общем же случае в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии  и информации. Информационное взаимодействие в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое взаимодействие включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, взаимопричинение в том смысле, что одно оставляет о себе память в другом. Все многообразие объективного мира находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредственном  взаимодействии всего со всем – все несет информацию обо всем. Это еще раз доказывает об универсальном информационном поле мироздания, которое является  формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира. Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

    При этом важно понять, что противоположность сознания и материи только в пределах отношения сознания и материи, а за этими пределами относительна.

     Сущность сознания состоит в том, что оно есть особое свойство мозга – свойство давать идеальное информационное отражение реального объективного мира. Сознание как свойство мозга и сам мозг должны быть различаемы точно так же, как идеальное и материальное.   Не менее важно понять и то, что если в приведенном выше определении сознания как свойственного человеческому мозгу идеального информационного отражения объективной реальности зафиксировано отношение сознания к материи, то необходимо также выделить сознание из всей сферы психического.

    Понятие психики шире, чем понятие сознания. Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая того человека. Основные составляющие человеческой психики: 1) ощущения, восприятия, представления, иногда называемые  внешними чувствами; 2) разум, абстрактное мышление, формами которого являются понятия, суждения, умозаключения; 3) эмоции, иногда называемые “внутренними” чувствами, такие, как горе, радость, тревога, волнение, страх, ярость и т.д. 4) воля и т.д.

     И здесь важно уяснить, что сознание не тождественно психике потому, что психическая жизнь включает в себя и подсознательные (бессознательные, неосознаваемые) “движения души”. К сознательным следует отнести такие психические явления, которые проходят через мышления (разум), идеально информационное отражение реального мира, осознается человеком. При этом важно уяснить, что мышление человека не просто существует рядом с чувствами, эмоциями, волей, но воздействует на них, подчиняя их себе. В целом человеческая деятельность характеризуется решающей ролью сознательных поступков и действий, желаний и замыслов как по отношению к природе, так и во взаимоотношениях между людьми. В этой связи принципиально отличительной чертой человеческой психики является самосознание, осознание своего личного “Я” как противостоящего остальной действительности. Только при наличии самосознания происходит ясное различение реального предмета и представления о нем. Человек способен направить мышление на свой собственный внутренний, субъективный мир, отдавая себе отчет в том, что принадлежит его психике, а что – внешнему миру. Именно поэтому выделить же себя из природы человеку позволяет только понятийное мышление на основе информационного отражения объективного неотделимого от самосознания. Самосознание выступает как необходимая сторона сознания, выражает его сущность как ведущей стороны человеческой психики. И здесь необходимо уяснить, что читая книги, газеты, беседуя с коллегами по работе, глядя на экран телевизора, мы “получаем информацию”. Приняв определение информации как передаваемых и усваиваемых сведений, знаний, приводят к отождествлению информации с отражением. Но информация не есть просто знание, но лишь “передаваемое знание”. Знания в голове не перестает быть знанием (и отражением) и в том случае, если оно никому не передается и тем самым не становится информацией. А “передаваемое знание” обычно закодировано либо самой природой (в сигналах, идущих от органов чувств в мозг, или в словах), либо сознательно людьми, например в буквах любого алфавита, которые символически обозначают звуки. А эти знаки уже не могут (кроме исключений) рассматриваться как отражение реальности.

    Информация в виде групп закодированных в рецепторе сигналов, идущих от органа чувств к головному мозгу, превращается в ощущение. Именно поэтому “Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и обладать ею”.

    Важно уяснить, что животное, в отличие от человека, не имея понятийного мышления, не в состоянии отделить себя от отражаемого мира. Именно в этой связи Маркс писал, что “животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания… Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека  от животной жизнедеятельности ”. Те стадии, которые проходила в историческом развитии психическая жизнь человечества (филогенез сознания), до некоторой степени повторяет в своем индивидуальном развитии и отдельный человек (онтогенез сознания).

    У новорожденного еще нет ни какого сознания, все его движения инстинктивны. Возникновение самосознания у ребенка связано со сравнительно длительным периодом рефлекторно – чувствительного  выделения себя из окружающего мира. Одновременно с формированием самосознания развивается способность выделять существенные черты внешнего мира. Тем самым сознание результат её раскодирования в мозгу. Получение ощущения как отражения реальности кроме закодирования и раскодирования предполагает также отбор, хранения и сопоставление информации, т.е. целый ряд иных операций. Уже поэтому отражение оказывается отличным от информации. Отличие в том, что информация есть совокупность сигналов, знаков, в то время как отражение есть объективное значение этих знаков.

     Необходимо понять, что наличие у человека второй сигнальной системы свидетельствует о том, что у него есть абстрактное мышление, мышление с помощью понятий, которые воплощены в словах, несущих определенную информацию. Понятие не существует без слова, мышление в понятиях – без языка. Единство мышления и языка означает не только то, что они отделимы, не существуют друг без друга, но также и то, что не тождественны. Слово есть материальная оболочка понятия, а понятие – идеальное содержание слова и, таким образом, в единстве слова и понятия содержится также различие и противоречие материального и духовного. Поскольку  в действительности мысль облекается в материальную, словесную оболочку не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и в том случае, когда мы думаем, размышляем и т.д. Важно понять, что ”внутренняя речь” всегда опирается на кинестезические раздражения, идущие от органов речи, но эти раздражения могут быть незначительными, скрытыми. При этом языковая оболочка появляется вместе с мыслью, и какие бы мысли не возникали у человека в голове, они не могут возникнуть и существовать без материальной оболочки, без языковой материи.

    Язык может рассматриваться как информационная система знаков, поскольку слова любого языка не похожи на предметы, их свойства и отношения, в этих словах выражаемые, в отличие от идеальных образов, понятий, которые обладают сходством с объектом. В ходе практической, орудийно – трудовой деятельности по мере роста информационных процессов диалектического развития языка и мышления в определенной степени способствовало развитию языка, в свою очередь способствовало прогрессу познания. Сущность языка выявляется в его функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сам процесс информационного взаимообщения, обмена информацией, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями  и пр., который осуществляется с помощью языка, то есть определенной  системы средств общения. Язык – это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

    Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим и восприятие, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек делает. Какими бы иными средствами не выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык – универсальное средство среди знаковых систем, используемых человеком информационные процессы социального развития.

     Важно уяснить, что сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Язык участвует в процессе мыслительной деятельности как её чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка.

       Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливо уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи информационным отражением действительности, оно лепит формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия.

Сознание отражает действительность, а язык несет в себе как информационный источник, так и обозначает её и выражает в мысли.

Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и по средствам разнообразнейших событий внешнего мира. Так, например, дым костра сигнализирует о том, что горит костер. Но там же дым приобретает характер условного языка, если люди заранее договорились о том, что он будет означать, например, посадка самолета. Тем самым, Знак – это материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего – то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляется сознание, мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике.

Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в материальной форме действительности. В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьба – словом, вся сфера психики, сознания.

Исходной знаковой системой является обычный, естественный язык. Среди не языковых знаков выделяются знаки – копии (фотографии, отпечатки пальцев и растений и т. п.); знаки – признаки (озноб – симптом болезни, туча – приближение дождя и т. п.); знаки – общения – вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакам искусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбука Морзе, коды, используемые при составлении программ для компьютеров), знаки формул, различные схемы, система сигнализации уличного движения и др. Любой знак функционирует только в соответствующей системе. Наука о строении и функционировании знаковых систем является семиотика.

Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства и общественной практики. Употребление специальной символики, особенно искусственных систем, формул, создает для науки огромные преимущества. Например, употребление знаков, из которых составляются формулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей, осуществлять общение в международном масштабе.