Ч.4 СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ. 

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

При рассмотрении данного вопроса важно понять, что мир существует в различных информационных потоках, которые воспринимает человек как познающий субъект. При этом необходимо уяснить, что понятия «субъект» и «объект» соотносительны. Говоря «субъект», мы задаемся вопросом: субъект – чего познания? Действия? Оценки?. Говоря «объект», мы также спрашиваем себя: объект чего – познания? оценки? действия?

Субъект представляет собой прежде всего деятельность человека, а также общество в целом. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обуславливают их особь высокие познавательные достижения.

Важно уяснить, что подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения , зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий.

Необходимо понять, что субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно – историческом контексте.

Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, то есть осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т. д.

Те или иные формы бытия, оказавшиеся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания.

Объекты познания, попав в поле сознания, становятся в определенном смысле притягательными для субъекта, вступив с ним в субъективно-объективные отношения. В этой связи, объект в его  отношении к субъекту – это уже не просто реальность, а в той или иной мере познания реальность, то есть такая, которая стала фактом сознания – сознания, в своих познавательных устремлений социально – детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума, между которыми возникает информационный поток.

И здесь необходимо уяснить, что с позиции информационных потоков, возникающее между субъектом и объектом познания устанавливаются связи  и отношения. При этом с позиции познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта. Например, ген не только во времена античности, но и для Ламарка и Дарвина, существуя в структуре живого, не был объектом научной мысли. До поры до времени ученые не могли вычленить эту  тончайшую биологическую реальность в качестве объекта своей мысли. Только в 20 веке в результате научных исследований была получена достоверная информация о генетическом коде ДНК, а также произошли изменения в общей научной картине мира. Тем самым объектом исследования стал генетический код, информация которой стала предметом исследования различных направлений наук. В этой связи в современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Например, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику человека, его поведение, медицина – его недуги и способы их лечения и т. д. Тем самым, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, то есть он формируется под углом зрения исследовательской задачи. Необходимо понять, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально – исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность. В силу этого взаимодействия субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества. В социальном познании все вращается в сфере человеческого: объект – сами люди и результаты их деятельности, субъект познания – также люди. Само познание невозможно без информации, документов, опросов, анкет, созданных людьми орудии труда и памятников культуры.

Важно осмыслить, что человек активно воздействует на окружение его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения исторически сложившихся общественных и личных потребностей. Именно в преобразовании мира человек придает определенность своему бытию на основе достоверной информации.

Информационные процессы в определенной мере оказывают влияние на практическую деятельность человека. В свою очередь, практика – это материальная, чувственно  - предметная целенаправленная деятельность людей на основе использования информационных процессов, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Современная практика есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения  людей с природой и друг с другом в процессе  материального и духовного  производства и обмена информационными процессами. Будучи основным способом общественного бытия человека, решающей формой его самоутверждения в мире, практика выступает как сложная целостная система, включающая в себя также моменты, как потребность, цель, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и, наконец, результат деятельности.

По отношению к познанию практика выполняет определяющую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый  информационный материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она – цель познания.

Научные знания имеют практический смысл лишь в том случае, если они материализуются в реальной жизни. Практика – это арена применения силы знания. Конечной целью познания является не знания  сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества на путях гармонизации его отношения с природой. В–третьих практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендовать на объективность, достоверность, истинность. Тем самым практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и определитель связи предмета и тем, что нужно человеку. Человек вначале познаёт мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам подвергается воздействию со стороны внешнего мира. Практика входит в определение предмета в том смысле, что объект с определённой целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменён, либо создан заново.

         Необходимо уяснить, что основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность масс (к ней относится деятельность людей в социальной, политической и духовной сферах общественной жизни).

         Естественнонаучный и социальный эксперименты образуют особый вид научной практики. Научная теория и практика составляют такое единство противоположностей, в котором практике изначально принадлежит решающая роль. Именно практикой детерминированы кардинальные структурные особенности самого процесса информационных протоков и познания как на эмпирическом, так и на логическом его уровнях. Но теория не ограничивает свою роль простым обобщением практики, а творчески перерабатывает эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развития практики. По отношению к ней теория играет программирующую роль. Если практика предшествует теории в генетическом плане, т. е. в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого научного мышления в значительной степени возрастает возможность и необходимость внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношений, не обращаясь непосредственно к практике, что открывает широкий путь выходу теоретического мышления из под власти непосредственного опыта и создаёт возможность «сверхдальнего» предвосхищения практики.

         История научного познания свидетельствует о том, что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории на основе информационных потоков: развитие техники революционизирует науку. Естественные и общественные науки, выходя на арену практического применения, создают тот механизм информационных потоков обратной связи между теорией и практикой, который становится определяющим в выборе многих направлений исследований.

         И здесь важно осознать, что механизм информационных процессов обратной связи позволяет осуществлять такую взаимокорректировку теоретической и практической деятельности, которая и обеспечивает практике её функцию быть критерием истины. Это особенно важно для социального познания и социальной практики. Как известно, идеи превращаются в материальную силу, когда они овладевают массами, отсюда вероятно положение о необходимости действия механизма обратной связи в области социальной деятельности и развития общественных наук на основе информационных связей. Нарушение этого механизма, приводящее к распаду их единства, вызывает в известные исторические периоды застой в экономической, социальной и духовно-нравственной сферах общественной жизни. Тесное взаимоувязывание теории и практики, чёткость действия механизма информационных обратных связей особенно ощутимы на современном этапе развития общества – этапе рыночной экономики, демократизации всех сфер общественной жизни.

При рассмотрении данного вопроса важно понять, что мир существует в различных информационных потоках, которые воспринимает человек как познающий субъект. При этом необходимо уяснить, что понятия «субъект» и «объект» соотносительны. Говоря «субъект», мы задаемся вопросом: субъект – чего познания? Действия? Оценки?. Говоря «объект», мы также спрашиваем себя: объект чего – познания? оценки? действия?

Субъект представляет собой прежде всего деятельность человека, а также общество в целом. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обуславливают их особь высокие познавательные достижения.

Важно уяснить, что подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения , зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий.

Необходимо понять, что субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно – историческом контексте.

Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, то есть осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т. д.

Те или иные формы бытия, оказавшиеся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания.

Объекты познания, попав в поле сознания, становятся в определенном смысле притягательными для субъекта, вступив с ним в субъективно-объективные отношения. В этой связи, объект в его  отношении к субъекту – это уже не просто реальность, а в той или иной мере познания реальность, то есть такая, которая стала фактом сознания – сознания, в своих познавательных устремлений социально – детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума, между которыми возникает информационный поток.

И здесь необходимо уяснить, что с позиции информационных потоков, возникающее между субъектом и объектом познания устанавливаются связи  и отношения. При этом с позиции познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта. Например, ген не только во времена античности, но и для Ламарка и Дарвина, существуя в структуре живого, не был объектом научной мысли. До поры до времени ученые не могли вычленить эту  тончайшую биологическую реальность в качестве объекта своей мысли. Только в 20 веке в результате научных исследований была получена достоверная информация о генетическом коде ДНК, а также произошли изменения в общей научной картине мира. Тем самым объектом исследования стал генетический код, информация которой стала предметом исследования различных направлений наук. В этой связи в современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Например, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику человека, его поведение, медицина – его недуги и способы их лечения и т. д. Тем самым, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, то есть он формируется под углом зрения исследовательской задачи. Необходимо понять, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально – исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность. В силу этого взаимодействия субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества. В социальном познании все вращается в сфере человеческого: объект – сами люди и результаты их деятельности, субъект познания – также люди. Само познание невозможно без информации, документов, опросов, анкет, созданных людьми орудии труда и памятников культуры.

Важно осмыслить, что человек активно воздействует на окружение его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения исторически сложившихся общественных и личных потребностей. Именно в преобразовании мира человек придает определенность своему бытию на основе достоверной информации.

Информационные процессы в определенной мере оказывают влияние на практическую деятельность человека. В свою очередь, практика – это материальная, чувственно  - предметная целенаправленная деятельность людей на основе использования информационных процессов, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Современная практика есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения  людей с природой и друг с другом в процессе  материального и духовного  производства и обмена информационными процессами. Будучи основным способом общественного бытия человека, решающей формой его самоутверждения в мире, практика выступает как сложная целостная система, включающая в себя также моменты, как потребность, цель, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и, наконец, результат деятельности.

По отношению к познанию практика выполняет определяющую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый  информационный материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она – цель познания.

Научные знания имеют практический смысл лишь в том случае, если они материализуются в реальной жизни. Практика – это арена применения силы знания. Конечной целью познания является не знания  сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества на путях гармонизации его отношения с природой. В–третьих практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендовать на объективность, достоверность, истинность. Тем самым практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и определитель связи предмета и тем, что нужно человеку. Человек вначале познаёт мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам подвергается воздействию со стороны внешнего мира. Практика входит в определение предмета в том смысле, что объект с определённой целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменён, либо создан заново.

         Необходимо уяснить, что основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность масс (к ней относится деятельность людей в социальной, политической и духовной сферах общественной жизни).

         Естественнонаучный и социальный эксперименты образуют особый вид научной практики. Научная теория и практика составляют такое единство противоположностей, в котором практике изначально принадлежит решающая роль. Именно практикой детерминированы кардинальные структурные особенности самого процесса информационных протоков и познания как на эмпирическом, так и на логическом его уровнях. Но теория не ограничивает свою роль простым обобщением практики, а творчески перерабатывает эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развития практики. По отношению к ней теория играет программирующую роль. Если практика предшествует теории в генетическом плане, т. е. в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого научного мышления в значительной степени возрастает возможность и необходимость внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношений, не обращаясь непосредственно к практике, что открывает широкий путь выходу теоретического мышления из под власти непосредственного опыта и создаёт возможность «сверхдальнего» предвосхищения практики.

         История научного познания свидетельствует о том, что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории на основе информационных потоков: развитие техники революционизирует науку. Естественные и общественные науки, выходя на арену практического применения, создают тот механизм информационных потоков обратной связи между теорией и практикой, который становится определяющим в выборе многих направлений исследований.

         И здесь важно осознать, что механизм информационных процессов обратной связи позволяет осуществлять такую взаимокорректировку теоретической и практической деятельности, которая и обеспечивает практике её функцию быть критерием истины. Это особенно важно для социального познания и социальной практики. Как известно, идеи превращаются в материальную силу, когда они овладевают массами, отсюда вероятно положение о необходимости действия механизма обратной связи в области социальной деятельности и развития общественных наук на основе информационных связей. Нарушение этого механизма, приводящее к распаду их единства, вызывает в известные исторические периоды застой в экономической, социальной и духовно-нравственной сферах общественной жизни. Тесное взаимоувязывание теории и практики, чёткость действия механизма информационных обратных связей особенно ощутимы на современном этапе развития общества – этапе рыночной экономики, демократизации всех сфер общественной жизни.