ПРОЦЕНТНЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РИСКИ: ПРОДВИНУТЫЕ ТЕМЫ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 

ПРОЦЕНТНЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РИСКИ КАК ЦЕНОВОЙ РИСК.

Цена [price] - это то, что человек платит за приобретение или использование чего-либо, имеющего ценность. Обладающий ценностью предмет может быть или товаром, или внутренним платежным средством (деньгами), или же иностранной валютой. Относительная цена, которую нужно платить за использование единицы других денег, называется процентной ставкой, а цена, которую платят в своей национальной валюте за единицу другой валюты, носит название обменного курса. [Цена - это согласие о ценности товара между участниками сделки в текущий момент времени, выражающееся в факте совершения сделки, при этом рыночная цена - это цена последней сделки (последняя цена, по которой совершались сделки, так называемая цена закрытия).]

Рыночные равновесные цены и количество продаваемых товаров определяются силами коллективного взаимодействия спроса потребителей и предложения поставщиков. Формы кривых спроса и предложения в первую очередь являются зависимостями цены от количества товара, но не только - на цены воздействуют и изменения себестоимости продукции, и изменения цен других продуктов, и ожидания будущих условий спроса и предложения (рынок живет ожиданиями!), и объемы рынка и т.д. [Попытки контролировать цены непродуманными способами служат помехой нормальным процессам работы рынка и вызывают, как правило, ситуации типа скачка давления в перегретом паровом котле, причем “сброс давления” часто носит почти взрывной характер.] Изменения факторов, воздействующих на спрос и предложение, завершаются приспособлением рынка к новой ситуации посредством изменения цен. Такие изменения сами по себе не являются ни позитивными, ни негативными, так как отклики рынка посредством ценовых изменений являются существенными для процесса рационирования товаров на рынке и их размещения в местах наиболее продуктивного использования. Вместе с тем изменчивые цены подвергают отдельных людей, производящие фирмы и государственные власти значительным рискам. Эти риски в совокупности называются ценовыми рисками. Ценовой риск определяется как вероятность (возможность) отклонения будущей цены от ее ожидаемого значения. Отклонение от ожидаемой цены необязательно должно произойти в худшую сторону. Действительно, если ожидания несмещенные, то выгодные отклонения столь же вероятны, как и невыгодные. Тем не менее мы считаем любое отклонение от ожидаемой величины проявлением ценового риска: если мы хотим ограничить применение нашего определения риска только ситуациями с неблагоприятным исходом, то мы говорим о риске понести убытки; при рассмотрении ситуаций с благоприятными отклонениями будем говорить о риске недополучения прибыли.

Определение ценового риска подсказывает способ его измерения: так как ценовой риск принимает форму отклонения от ожидаемой величины, то чем больше изменчивость цен, тем большему риску подвергается субъект рынка. Изменчивость цен (price volatility) характеризуется тремя показателями: величиной изменения цены, скоростью изменения цены и частотой изменения цены. Эта изменчивость выражается с помощью хорошо известных статистических характеристик - дисперсии и стандартного отклонения, причем стало общепринято отождествлять термины “изменчивость” (volatility) и “стандартное отклонение” (standard deviation).

Почему нельзя спрогнозировать рынок? Корпорации, банки и другие учреждения на повышение изменчивости первоначально отреагировали привлечением большого количества экономистов для прогнозирования цен. Это интенсивное использование профессии экономиста привело ко множеству достижений в теории прогноза и прогнозном моделировании. В течение большей части этого периода для многих активов не существовало хорошо развитых форвардных (фьючерсных) рынков, чтобы можно было делать сравнительные рыночные прогнозы. Однако по мере появления все большего количества срочных рынков начала вырисовываться удручающая (и казавшаяся удивительной) картина: рыночные прогнозы в целом превосходили индивидуальные прогнозы экономистов. Нельзя сказать, что отдельным экономистам никогда не удавалось подойти ближе к правильному прогнозу цен, но они не делали этого столь регулярно, чтобы обеспечить более низкую изменчивость прогноза, чем ее обеспечивал рынок. Сегодня мы располагаем хорошо развитой теорией, объясняющей это явление. Эта теория, названная гипотезой эффективных рынков (efficient market hypothesis), утверждает, что рынок можно рассматривать как большое количество собирателей и распространителей информации. Каждый участник рынка собирает и обрабатывает информацию, однако полной картины нет ни у кого из них. Это значит, что каждый участник владеет только частью всей относящейся к делу информации. Покупая и продавая, отдельные участники рынка регистрируют свои частные прогнозы и передают свою частную информацию рынку в форме рыночной цены. Благодаря этому оказывается, что в рыночной цене отражена вся имеющаяся информация. Поэтому коллективный разум, представленный на рынке, осуществляет прогноз лучше, чем если бы прогноз предоставлял каждый отдельный экономист.

ПРОЦЕНТНЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РИСКИ КАК ЦЕНОВОЙ РИСК.

Цена [price] - это то, что человек платит за приобретение или использование чего-либо, имеющего ценность. Обладающий ценностью предмет может быть или товаром, или внутренним платежным средством (деньгами), или же иностранной валютой. Относительная цена, которую нужно платить за использование единицы других денег, называется процентной ставкой, а цена, которую платят в своей национальной валюте за единицу другой валюты, носит название обменного курса. [Цена - это согласие о ценности товара между участниками сделки в текущий момент времени, выражающееся в факте совершения сделки, при этом рыночная цена - это цена последней сделки (последняя цена, по которой совершались сделки, так называемая цена закрытия).]

Рыночные равновесные цены и количество продаваемых товаров определяются силами коллективного взаимодействия спроса потребителей и предложения поставщиков. Формы кривых спроса и предложения в первую очередь являются зависимостями цены от количества товара, но не только - на цены воздействуют и изменения себестоимости продукции, и изменения цен других продуктов, и ожидания будущих условий спроса и предложения (рынок живет ожиданиями!), и объемы рынка и т.д. [Попытки контролировать цены непродуманными способами служат помехой нормальным процессам работы рынка и вызывают, как правило, ситуации типа скачка давления в перегретом паровом котле, причем “сброс давления” часто носит почти взрывной характер.] Изменения факторов, воздействующих на спрос и предложение, завершаются приспособлением рынка к новой ситуации посредством изменения цен. Такие изменения сами по себе не являются ни позитивными, ни негативными, так как отклики рынка посредством ценовых изменений являются существенными для процесса рационирования товаров на рынке и их размещения в местах наиболее продуктивного использования. Вместе с тем изменчивые цены подвергают отдельных людей, производящие фирмы и государственные власти значительным рискам. Эти риски в совокупности называются ценовыми рисками. Ценовой риск определяется как вероятность (возможность) отклонения будущей цены от ее ожидаемого значения. Отклонение от ожидаемой цены необязательно должно произойти в худшую сторону. Действительно, если ожидания несмещенные, то выгодные отклонения столь же вероятны, как и невыгодные. Тем не менее мы считаем любое отклонение от ожидаемой величины проявлением ценового риска: если мы хотим ограничить применение нашего определения риска только ситуациями с неблагоприятным исходом, то мы говорим о риске понести убытки; при рассмотрении ситуаций с благоприятными отклонениями будем говорить о риске недополучения прибыли.

Определение ценового риска подсказывает способ его измерения: так как ценовой риск принимает форму отклонения от ожидаемой величины, то чем больше изменчивость цен, тем большему риску подвергается субъект рынка. Изменчивость цен (price volatility) характеризуется тремя показателями: величиной изменения цены, скоростью изменения цены и частотой изменения цены. Эта изменчивость выражается с помощью хорошо известных статистических характеристик - дисперсии и стандартного отклонения, причем стало общепринято отождествлять термины “изменчивость” (volatility) и “стандартное отклонение” (standard deviation).

Почему нельзя спрогнозировать рынок? Корпорации, банки и другие учреждения на повышение изменчивости первоначально отреагировали привлечением большого количества экономистов для прогнозирования цен. Это интенсивное использование профессии экономиста привело ко множеству достижений в теории прогноза и прогнозном моделировании. В течение большей части этого периода для многих активов не существовало хорошо развитых форвардных (фьючерсных) рынков, чтобы можно было делать сравнительные рыночные прогнозы. Однако по мере появления все большего количества срочных рынков начала вырисовываться удручающая (и казавшаяся удивительной) картина: рыночные прогнозы в целом превосходили индивидуальные прогнозы экономистов. Нельзя сказать, что отдельным экономистам никогда не удавалось подойти ближе к правильному прогнозу цен, но они не делали этого столь регулярно, чтобы обеспечить более низкую изменчивость прогноза, чем ее обеспечивал рынок. Сегодня мы располагаем хорошо развитой теорией, объясняющей это явление. Эта теория, названная гипотезой эффективных рынков (efficient market hypothesis), утверждает, что рынок можно рассматривать как большое количество собирателей и распространителей информации. Каждый участник рынка собирает и обрабатывает информацию, однако полной картины нет ни у кого из них. Это значит, что каждый участник владеет только частью всей относящейся к делу информации. Покупая и продавая, отдельные участники рынка регистрируют свои частные прогнозы и передают свою частную информацию рынку в форме рыночной цены. Благодаря этому оказывается, что в рыночной цене отражена вся имеющаяся информация. Поэтому коллективный разум, представленный на рынке, осуществляет прогноз лучше, чем если бы прогноз предоставлял каждый отдельный экономист.