Организации начинают все больше внимания уделять поиску и отбору персонала, тщательному отбору сотрудников, оценке их профессиональных и личных качеств.
Поиск персонала— это процесс, в ходе которого находятся потенциальные кандидаты на вакантные рабочие места в организации, из которых выбирается и принимается на работу необходимый работник, квалификация и личностные характеристики которого соответствуют потребностям организации.
Квалификация, необходимая для конкретной работы, определяется в должностных инструкциях, на основании которых требуемая квалификация может быть сопоставлена с существующей квалификацией работника. Возможны три варианта оценки соответствия квалификации работника требованиям рабочего места:
- квалификация работника ниже требуемой для работы;
- квалификация работника выше требуемой для работы;
- квалификация работника соответствует требуемой квалификации.
В первом и втором случае квалификация не соответствует требованиям для работы.
При формулировании требований к личностным характеристикам работника целесообразно разделить их на три группы: конкретные требования, способности и достижения, индивидуальные характеристики. Кроме того, качества соискателя делятся на существенные качества, без которых работник не смог бы грамотно работать, и желательные качества, отличающие очень хорошего работника от хорошего.
Каждая организация хочет, чтобы ее персонал обладал качествами, которые приведут к успеху сотрудников и, в то же время, к успеху организации. При формулировании перечня качеств претендента на работу можно сослаться на «формулу идеального работника»,: 1) заинтересованность в работе; 2) думает о пользе для организации; 3) член команды; 4) этичны и лояльны; 5) серьезный; 6) организованный, упорядоченный; 7) легко общаться; 8) умеренно амбициозный; 9) внимателен к деталям; 10) хорошо знает свою работу.
А. А. Золтнерс, П. Синха и Г. А. Золтнерс (2008) приводят другой список характеристик, связанных с успешными людьми (см. Таблицу 2).
Таблица 2
В различных сферах бизнеса широко распространен глобальный подход к качествам, присущим успешным людям.
Амбициозный Спокойный Уверенный
Мотивировать | Настойчивый | Привлекательный |
Соискатели карьеры | Упертый | Эмпатический |
Инициатива | толстокожий | Чувствительный |
Трудолюбивый | Определенный | Люди, которые любят общаться |
Эго поощряется | Адаптивный | Хорошо выглядит |
Имея цель | Гибкий | дори |
Способен конкурировать | Спонтанный | Надежный |
восторженный | Зная | Хорошие слушатели |
Дисциплинированный | Опытный | Ясно выражать мысли |
Выполнение задачи до конца | Образованный | Проницательный |
Независимый | Способен решать проблемы | Способен убедить |
Посвященный клиентам | Технические | творческий |
организовать | аналитический | Имея интуицию |
прилежный | Дружелюбно | Лидеры |
Следует отметить, что ни один человек не обладает всеми этими характеристиками. Фундаментальный вопрос, который должен возникнуть при просмотре этих списков: какими из этих качеств должен обладать наемный работник, а какие можно развить, обучая уже имеющихся? По мнению А. А. Золтнерса, П. Синха и Г. А. Золтнерса (2008), задача найма состоит в том, чтобы найти лиц с ключевыми характеристиками и ценностями, которые могут привести к операционному успеху, а задача обучения — предоставить этим лицам все возможности. добиться успеха, предоставив им знания и развивая навыки, которые помогут им оправдать ожидания организации.