Адаптация сотрудников —это процесс, во время которого новый сотрудник знакомится с новой работой, ее окружением и коллективом. Различают две формы адаптации:
- профессиональная адаптация,во время которого работник знакомится с выполняемыми функциями, рабочим местом, условиями, инструментами, методами;
- социальная адаптация (или социализация),в ходе которого сотрудник знакомится и адаптируется к новому коллективу и руководителю, понимает и принимает ценности коллектива, нормы поведения и мнения.
Различают три стадии адаптации:
- Этап знакомства. На этом этапе нового работника знакомят с рабочим местом, задачами, порядком получения материалов и необходимого оборудования, правилами оформления техники безопасности, несчастных случаев, заболеваний, контрольно-расчетными формами, возможностями социального обеспечения (перерывы, комнаты отдыха, бесплатное питание и др. ), а также с непосредственным руководителем и сослуживцами, их специализацией, отличительными чертами. Сотрудникам постарше также предоставляется информация о новом сотруднике, его предыдущем месте работы, опыте, ключевых качествах, что им может понадобиться и в чем им может понадобиться помощь. Итог этого этапа определяется следующими показателями: работник «ознакомляется с содержанием и условиями труда», «знает правила, ценности, нормы», «знакомится с коллегами», «знает возможности участия в принятии решения». -изготовление».
- Стадия оценки. На этом этапе сотрудник оценивает опыт, полученный на этапе ознакомления, разделяя его на приемлемый и неприемлемый. Оценка стажа описывается показателями «удовлетворенность/неудовлетворенность работой», «удовлетворенность/неудовлетворенность условиями труда», «удовлетворенность/неудовлетворенность взаимоотношениями с коллегами», «удовлетворенность/неудовлетворенность вознаграждением».
- Стадия совместимости. На этом этапе сотрудник осознает свою принадлежность к коллективу, принимает его ценностные ориентации, нормы поведения и мнения. На этом этапе используются те же показатели, что и на этапе оценки.
В адаптации работника происходят два процесса: социализация и адаптация. Социализация – это усилия организации по адаптации работника к культуре организации (нормам, правилам, ценностям и т. д. ). Индивидуализация – это усилия работника изменить что-то в культуре организации так, чтобы она была максимально приближена к его ценностям, установкам и убеждениям.
Следует отметить, что адаптация работника происходит и в случае внутреннего найма: работник, переведенный в другой отдел или рабочее место, чувствует себя новичком, его также необходимо представить коллективу, ознакомить с новой работой, рабочим местом., условия, инструменты, функции и т. д.