Лидерство для персонала определяется как организация и координация отношений между работниками для достижения поставленной цели. Другими словами, это действия руководителя, направленные на достижение цели с помощью других людей (сотрудников). Действия менеджера находят отражение в основных функциях управления, выделенных А. Файолем: планирование (формулирование целей и подготовка планов деятельности), организация (приобретение необходимых ресурсов и структурирование деятельности), руководство (чтобы деятельность происходила), координация (обеспечение того, чтобы деятельность взаимодействия происходят в организации), контроль (мониторинг контроля за незавершенным производством). Какой менеджер лучше всего выполняет эти функции? По мнению А. Сакала (2003), успешное управление возможно только при наличии авторитета. Полномочия – это набор характеристик лидера, который гарантирует, что сотрудники признают лидера и добровольно выполняют его указания. Есть три возможных источника власти, формирование трех видов авторитета: 1) личного авторитета, повышающего доверие работников к руководителю за счет его личных качеств; 2) предметные (экспертные) полномочия, включающие исключительные знания руководителя по специальности, позволяющие организовать и скоординировать сотрудников для достижения общей цели; 3) авторитет власти/страха, вытекающий из определенных прав, обязанностей и ответственности, предоставленных руководителю, объем которых зависит от уровня занимаемой должности.
По мнению Р. Хеллера (2000), все лидеры должны иметь сильные личности для установления своего влияния и функций, и он выделяет следующие качества, которые необходимы хорошему лидеру: коммуникабельность, уверенность в себе, проницательность, принципиальность, коллегиальность, смелость, внимательность, честолюбие, целеустремленность, воображение.
Следует отметить, что одной из важнейших составляющих функции лидерства является лидерство, поэтому можно сказать, что одной из многих способностей, необходимых менеджеру, является способность руководить. Лидерство отличается от лидерства прежде всего иным способом организации людей: руководитель ставит четкие измеримые цели, а лидер предъявляет высокие требования; лидеру подчиняются, за лидером следуют люди по своей воле; руководитель обеспечивает эффективную работу, делая акцент на контроле, а руководитель опирается на доверие; менеджер осуществляет миссию организации, сосредоточив внимание на основных управленческих функциях, а лидер — путем создания правильной среды, в которой отдельные лица или коллективы проявляют инициативу для реализации миссии организации. Лидеру свойственны вдохновение, страсть, эмоции. Менеджеру свойственны рациональность, формальность и систематичность.