Термин «трансформационное лидерство» был предложен Даунтоном (1973), но как теория лидерства этот стиль начал формироваться в 1978 г. после публикации работы Дж. МакГрегора Бернса «Лидерство». Именно он выделил трансформационный и трансакционный стили лидерства. Транзакционное (интерактивное) лидерство можно найти в большинстве стилей лидерства, которые сосредоточены на обмене между менеджерами (лидерами) и сотрудниками (последователями). Это означает, что транзакционные лидеры, чтобы изменить поведение сотрудников, сначала обращаются к задаче (четко определяют, что должен делать сотрудник, его роли, задачи), а затем сосредотачиваются на взаимодействии — обмене (поощрения или наказания за определенное поведение). Транзакционный лидер работает по принципу: «Если все пойдет так, как мы договаривались, вы будете вознаграждены». Так, этот тип руководителя пытается воздействовать на сотрудников, апеллируя к их личным интересам, удовлетворение которых становится наградой за их работу или послушание. Такой лидер определяет потребности сотрудников и объясняет, как они будут удовлетворены, когда работа будет выполнена. Отношения с сотрудниками для него не важны, он не делает акцент на их личностном развитии.
В отличие от транзакционного лидера назван трансформационный лидер, цель которого не объяснить или показать способы, которыми сотрудники должны достигать цели, а мотивировать их подняться над личными интересами. Трансформационные (стремящиеся к изменениям) лидеры мотивируют сотрудников, побуждая их изменить свое отношение к себе и своей работе. Другими словами, он стремится изменить, т. е. трансформировать ценности и ожидания людей. Согласно MA West (2011), эти лидеры полагаются на свою харизму и способность произвести впечатление вдохновляющим видением будущего. Выделяют два аспекта концепции трансформационного лидерства: во-первых, это лидерство определяется как процесс, меняющий и трансформирующий людей и их ценности; во-вторых, трансформационное лидерство понимается как инициирование, создание и осуществление изменений. Последний аспект этой концепции объясняет трансформационного лидера как человека, который поддерживает атмосферу изменений в организации и пытается создать организационную культуру, благоприятную для изменений. Трансформационное лидерство позволяет добиться того, чтобы сотрудники были полны решимости работать на благо организации, а не только ради своей личной выгоды и выгоды.
Для достижения наивысших результатов трансформационным лидерам следует реализовать так называемый принцип «четырех И»:
- Идеализированное влияние. Трансформационные лидеры действуют таким образом, что становятся образцом для подражания для своих последователей. Последователи идентифицируют себя с такими лидерами и охотно подражают им. Такими лидерами восхищаются, им доверяют и уважают. Среди многих вещей, которые помогают лидеру достичь этого, одна из самых важных — удовлетворять потребности других людей, ограничивая свои собственные.
- Вдохновляющая мотивация. Своим поведением трансформационные лидеры вдохновляют последователей и заставляют их чувствовать, что они делают ценную и значимую работу. Они способны вселить дух коллективизма, энтузиазма и оптимизма в окружающих. Такие лидеры очень четко доносят свое видение до последователей и добиваются их приверженности общим целям.
- Интеллектуальная стимуляция. Последователи постоянно поощряются к инновациям, к переоценке существующих проблем и их решений. Лидер лелеет и поощряет творчество, новые идеи и избегает публичной критики членов команды за допущенные ошибки.
- Персональное внимание. Трансформационные лидеры придают особое значение достижению и развитию потребностей личности, поэтому создают максимально благоприятные условия для их развития. Они действуют как опекуны, тренеры или наставники, признавая и уважая уникальность каждого человека и поощряя двусторонний обмен информацией, а не просто указывая. Для этих лидеров большое значение имеют навыки эффективного слушания.
Трансформационное лидерство можно развить, развивая харизму, то есть способность привлекать внимание, убеждать и очаровывать других. Это означает научиться быть оптимистом и использовать свой энтузиазм, восхищение, удовлетворение и радость, чтобы выражать положительные эмоции, а не отрицательные эмоции, такие как гнев, нервозность, неудовлетворенность и раздражение. Обаяние и способность вдохновлять — вот те элементы, которые отличают харизматичного лидера от других. Теория харизматического лидерства была опубликована RJ House (1976). Именно лидерство оказывает магнетическое воздействие на людей. Они верят в правильность убеждений лидера, принимают и следуют ему безоговорочно. Согласно этой теории, харизматичные лидеры — это личности, которые имеют очень сильную потребность во власти, очень уверены в себе и твердо верят в правильность своих ценностей и идеалов. Видение харизматических лидеров характеризуется экстремизмом: оно сильно отличается от статус-кво и способов его достижения. Для ее достижения харизматические лидеры не только применяют необычные, нетрадиционные, нестандартные стратегии, но и демонстрируют самопожертвование и идут на личный риск. Все это позволяет последователям воспринимать лидера как неординарную и уникальную личность.