Решение конфликта
Конфликты неизбежны в организационной работе и везде. Конфликт может быть здоровым или нездоровым, но если им плохо управлять, он угнетает сотрудников организации. Нездоровый конфликт, например, недопонимание между отделами производства и продаж, нездоровые отношения между двумя операторами на производстве, которые даже не хотят общаться друг с другом и т. д., блокирует работу организации.
Конфликт можно определить как разногласие между двумя сторонами (людьми, группами, организациями) из-за разного отношения, понимания, имеющихся ресурсов, целей, информации, поведения, действий и т. д. Потенциал конфликта зависит от уровня несовместимости целей, требуемых ресурсов и взаимозависимости действий. Поэтому мало конфликтов между людьми, имеющими собственные ресурсы и выполняющими разные задачи, ориентированными на выполнение совершенно разных целей. Например, физики и продавцы, торгующие косметикой, редко конфликтуют, потому что их сферы деятельности совершенно разные. И наоборот, вероятность конфликта между производителями и торговым персоналом выше.
Опираясь на мнение менеджеров 20 процентов выделяется на разрешение конфликтов. рабочего времени, поэтому умение управлять конфликтами стало особенно актуальным в последние пятнадцать лет.
Возникший конфликт развивается в несколько этапов:
- Напряжение —конфликт относительно спокойный, общение кажется нормальным и повседневным. Требуется больше времени и энергии, чтобы прийти к общему пониманию. Однако обе стороны уверены, что надлежащий разговор может решить любые разногласия.
- Обсуждения —явное раздражение обостряет спор между ними. Климат общения становится холоднее.
- Работы перед словами —то, что говорится, и то, что делается, начинают явно различаться. Конкуренция становится все жестче. Обе конфликтующие стороны пытаются занять доминирующее положение.
- Создание имиджа и коалиций —конфликт обостряется, жертв не боятся; предпринимаются усилия, чтобы привлечь в конфликт больше союзников.
- Укрепление позиций —конфликтующие стороны стараются разоблачить друг друга, чтобы не потерять свои позиции; климат опасен и ядовит.
- Угрозы —переход к этому этапу острый, принижение оппонента переходит в угрозу (угрожающий ультиматум).
- Ограниченный разрушительный удар —конфликтующие стороны концентрируют свои силы, чтобы нанести как можно больший ущерб противнику.
- Разрушение —деструктивный настрой и нападения участились, страны готовы на большие жертвы, единственная цель – выжить.
- Вместе в бездну —шаг назад уже невозможен; стороны дерутся не задумываясь, единственная цель – вместе затащить противника в пропасть.
Межличностный конфликт является наиболее частым явлением в коллективе. Опасность такого конфликта в том, что он часто становится личным и основной вопрос, по поводу которого возник спор, становится неактуальным. Если люди позволяют проблеме стать личной, точнее, межличностной, она расширяется еще больше. Так конфликт превращается в деструктивный, когда участники конфликта в основном используют одну из следующих тактик:
- Агрессия:люди открыто нападают друг на друга.
- Манипуляции:подвергается тайному нападению.
- Капитуляция:одно уступает место другому.
От отношения к конфликту зависит разрешение конфликта, поведение людей и применяемая во время них тактика. Существует три подхода к конфликту:
- традиционное мнение о том, что конфликт — это плохо, и его следует избегать;
- подход к человеческим отношениям, который рассматривает конфликт как естественное явление и требует разрешения;
- интерактивный подход, рассматривающий конфликт как положительное явление, который следует поощрять.
Кроме того, разрешение конфликтов может быть конструктивным (попытка устранить, разрешить конфликт), деструктивным (расширение и обострение конфликта, вовлечение в него все большего числа людей, уход от основного дела, разрушение взаимоотношений) и конформистским (идя на уступки или избегая говорить о неприятных, болезненных или острых вещах).
Каждый из вышеперечисленных типов конфликта приводит к разным последствиям конфликта:
- Я выиграл — ты проиграл.
- Ты выиграл — я проиграл.
- Я проиграл, ты проиграл.
- Мы выиграли вместе.
Деструктивный конфликт вызывает первое и третье последствия, конформистский — второе, а конструктивный конфликт — четвертое. На первые, вторые и особенно на третьи последствия может повлиять ранее упомянутая тактика — агрессия, манипуляция и капитуляция. есть только один способ разрешения конфликтов — сознательно следовать цели, направленной на четвертое следствие, руководствуясь беспристрастностью, а не агрессией, манипулированием и капитуляцией. Беспристрастность означает, что участники конфликта выходят за рамки своей проблемы и анализируют ее без эмоций. Беспристрастность определенно связана с конструктивным разрешением конфликта.
Для конструктивного разрешения конфликта необходимо выполнение как минимум трех условий:
- Взаимоуважение. Если участники уважают других, они будут уважать и себя. Этого достаточно, чтобы избежать агрессии, манипуляций и капитуляции.
- Разница во мнениях. Разногласия следует рассматривать как нормальное и неизбежное явление.
- Психологическое соглашение: обе стороны должны заключить взаимовыгодный контракт при решении проблемы.
Эти условия выполняются в коллективе, поэтому можно сказать, что еще одним признаком коллективизма является то, что возникающие в нем конфликты решаются конструктивно. Кроме того, в коллективе преобладает интерактивный подход к конфликту.