Аннотация

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Гуревич П.С.

      ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Введение ......................................... 1

Глава 1. Феномен культуры ........................ 2

Глава 2. Философия и культурология ............... 10

Глава 3. Философия культуры и социология ......... 20

Глава 4. Генезис культуры ........................ 31

Глава 5. Культ и культура ........................ 43

Глава 6. Ценностная природа культуры ............. 55

Глава 7. Святыни разных культур .................. 65

Глава 8. Природа и культура ...................... 80

Глава 9. Идея универсальности культуры ........... 91

Глава 10. Типология культур ...................... 103

Глава 11. Культура и цивилизация ................. 115

Глава 12. Культура и история ..................... 126

Глава 13. Элитарная и демократическая культура ... 138

Глава 14. Распространение и восприятие культуры .. 151

Заключение ....................................... 163

 

В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем, которые в совокупности отражали спектр дисциплины. Что такое культура? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов: почему культура, будучи уникальным и отно­сительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подво­дило к вопросу: как должен вести себя человек перед фактом распыления культур? Должен ли он обрести собственную куль­турную нишу или обязан выйти в беспредельный космос куль­турных миров?

Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами. Неслыханная миграция населения, в результате которой экзотические духовные веяния опоясали земной шар. Грандиоз­ные кросс-культурные контакты. Межнациональные браки. Экуменические волны. Божественное слово, несущееся с экрана. Поиск межрелигиозного вселенского диалога. Может быть, важно противостоять этим тенденциям? Именно так рассуждают фундаменталисты. Не происходит ли порча великих заветов? Не рождается ли бессмысленная мозаика культурных веяний?

Эти вопросы предполагают обсуждение исторических судеб культуры. Сохранится ли множественность культур? Будут ли они восприниматься как равноправные, или останется некая иерархия культурных доминионов? Эти вопросы имеют еще один аспект: должны ли национальные культуры сохранить собственную суверенность, или им предстоит образовать некую общепланетную, универсальную культуру?

Наконец, философия культуры немыслима без критического отношения к метафизике. Она неукоснительно обсуждает вопрос о возможностях философии распознать феномен культуры. Уча­стники монреальского конгресса, в частности, говорили о том, располагает ли философия достаточными ресурсами, чтобы по­нять культуру, или для этого нужны иные формы миропостижения. Названные проблемы обсуждаются на страницах этой книги.

 

Гуревич П.С.

      ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Введение ......................................... 1

Глава 1. Феномен культуры ........................ 2

Глава 2. Философия и культурология ............... 10

Глава 3. Философия культуры и социология ......... 20

Глава 4. Генезис культуры ........................ 31

Глава 5. Культ и культура ........................ 43

Глава 6. Ценностная природа культуры ............. 55

Глава 7. Святыни разных культур .................. 65

Глава 8. Природа и культура ...................... 80

Глава 9. Идея универсальности культуры ........... 91

Глава 10. Типология культур ...................... 103

Глава 11. Культура и цивилизация ................. 115

Глава 12. Культура и история ..................... 126

Глава 13. Элитарная и демократическая культура ... 138

Глава 14. Распространение и восприятие культуры .. 151

Заключение ....................................... 163

 

В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем, которые в совокупности отражали спектр дисциплины. Что такое культура? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов: почему культура, будучи уникальным и отно­сительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подво­дило к вопросу: как должен вести себя человек перед фактом распыления культур? Должен ли он обрести собственную куль­турную нишу или обязан выйти в беспредельный космос куль­турных миров?

Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами. Неслыханная миграция населения, в результате которой экзотические духовные веяния опоясали земной шар. Грандиоз­ные кросс-культурные контакты. Межнациональные браки. Экуменические волны. Божественное слово, несущееся с экрана. Поиск межрелигиозного вселенского диалога. Может быть, важно противостоять этим тенденциям? Именно так рассуждают фундаменталисты. Не происходит ли порча великих заветов? Не рождается ли бессмысленная мозаика культурных веяний?

Эти вопросы предполагают обсуждение исторических судеб культуры. Сохранится ли множественность культур? Будут ли они восприниматься как равноправные, или останется некая иерархия культурных доминионов? Эти вопросы имеют еще один аспект: должны ли национальные культуры сохранить собственную суверенность, или им предстоит образовать некую общепланетную, универсальную культуру?

Наконец, философия культуры немыслима без критического отношения к метафизике. Она неукоснительно обсуждает вопрос о возможностях философии распознать феномен культуры. Уча­стники монреальского конгресса, в частности, говорили о том, располагает ли философия достаточными ресурсами, чтобы по­нять культуру, или для этого нужны иные формы миропостижения. Названные проблемы обсуждаются на страницах этой книги.