4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВНИМАНИЕ

К оглавлению1 2  4 5   8   11 12 13 14 15 16 
17  19  21 22   25 26 27 28 

Можно выделить, по крайней мере, две группы факторов, кото-

рые обеспечивают избирательный характер психических процессов,

определяя как направление, так и объем и устойчивость сознательной

деятельности.

К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру

внешних раздражителей, доходящих до человека (или структуру внеш-

него поля), ко второй – факторы, относящиеся к деятельности самого

субъекта (структура внутреннего поля). Первую группу составляют

факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они оп-

ределяют направление, объем и устойчивость внимания, сближаются с

факторами структуры восприятия.

Первым фактором, входящим в эту группу, является интенсив-

ность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется группа одина-

ковых или разных раздражителей, один из которых выделяется своей

интенсивностью (величиной, окраской и т.п.), внимание субъекта при-

влекается именно этим раздражителем. Естественно, что когда субъект

входит в слабо освещенную комнату, его внимание сразу же привлека-

ется внезапно загоревшейся лампочкой. В тех случаях, когда в воспри-

нимаемом поле выступают два равных по силе раздражителя и когда

отношения между ними настолько уравновешены, что ни один из них

не доминирует, внимание человека приобретает неустойчивый харак-

тер, и возникают колебания внимания, при которых то один, то другой

из них становится доминирующим.

Вторым внешним фактором, определяющим направление внима-

ния, является новизна раздражителя или его отличие от других раз-

дражителей.

Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой,

который резко отличается от остальных или является необычным, но-

вым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание и вызывает спе-

циальный ориентировочный рефлекс.

Все перечисленные факторы, определяющие направление и объ-

ем внимания, относятся к особенностям воздействующих на субъекта

внешних раздражителей, иначе говоря, к структуре поступающей из

внешней среды информации.

Эти факторы необходимо учитывать для того, чтобы научиться

управлять вниманием человека.

Ко второй группе факторов, определяющих направление внима-

ния, относятся те, которые связаны не столько с внешней средой,

сколько с самим субъектом и со структурой его деятельности.

К этой группе факторов относится прежде всего то влияние, ко-

торое оказывают потребности, интересы и «установки» субъекта на его

восприятие и протекание его деятельности.

Легко убедиться в том, что сильный интерес человека, делающий

одни сигналы доминирующими, одновременно тормозит все побочные,

не относящиеся к сфере его интересов сигналы. Хорошо известные

факты, говорящие о том, что ученые, погруженные в решение сложной

задачи, перестают воспринимать все побочные раздражения, отчетливо

указывают на это.

Существенное значение для понимания факторов, направлявших

внимание человека, имеет структурная организация человеческой дея-

тельности.

Внимание определяется психологической структурой деятельно-

сти и существенно зависит от степени его автоматизированности.

Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий зада-

чу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания.

Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные

действия, привлекавшие внимание, становятся автоматическими опера-

циями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, пе-

реставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями.

Можно выделить, по крайней мере, две группы факторов, кото-

рые обеспечивают избирательный характер психических процессов,

определяя как направление, так и объем и устойчивость сознательной

деятельности.

К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру

внешних раздражителей, доходящих до человека (или структуру внеш-

него поля), ко второй – факторы, относящиеся к деятельности самого

субъекта (структура внутреннего поля). Первую группу составляют

факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они оп-

ределяют направление, объем и устойчивость внимания, сближаются с

факторами структуры восприятия.

Первым фактором, входящим в эту группу, является интенсив-

ность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется группа одина-

ковых или разных раздражителей, один из которых выделяется своей

интенсивностью (величиной, окраской и т.п.), внимание субъекта при-

влекается именно этим раздражителем. Естественно, что когда субъект

входит в слабо освещенную комнату, его внимание сразу же привлека-

ется внезапно загоревшейся лампочкой. В тех случаях, когда в воспри-

нимаемом поле выступают два равных по силе раздражителя и когда

отношения между ними настолько уравновешены, что ни один из них

не доминирует, внимание человека приобретает неустойчивый харак-

тер, и возникают колебания внимания, при которых то один, то другой

из них становится доминирующим.

Вторым внешним фактором, определяющим направление внима-

ния, является новизна раздражителя или его отличие от других раз-

дражителей.

Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой,

который резко отличается от остальных или является необычным, но-

вым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание и вызывает спе-

циальный ориентировочный рефлекс.

Все перечисленные факторы, определяющие направление и объ-

ем внимания, относятся к особенностям воздействующих на субъекта

внешних раздражителей, иначе говоря, к структуре поступающей из

внешней среды информации.

Эти факторы необходимо учитывать для того, чтобы научиться

управлять вниманием человека.

Ко второй группе факторов, определяющих направление внима-

ния, относятся те, которые связаны не столько с внешней средой,

сколько с самим субъектом и со структурой его деятельности.

К этой группе факторов относится прежде всего то влияние, ко-

торое оказывают потребности, интересы и «установки» субъекта на его

восприятие и протекание его деятельности.

Легко убедиться в том, что сильный интерес человека, делающий

одни сигналы доминирующими, одновременно тормозит все побочные,

не относящиеся к сфере его интересов сигналы. Хорошо известные

факты, говорящие о том, что ученые, погруженные в решение сложной

задачи, перестают воспринимать все побочные раздражения, отчетливо

указывают на это.

Существенное значение для понимания факторов, направлявших

внимание человека, имеет структурная организация человеческой дея-

тельности.

Внимание определяется психологической структурой деятельно-

сти и существенно зависит от степени его автоматизированности.

Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий зада-

чу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания.

Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные

действия, привлекавшие внимание, становятся автоматическими опера-

циями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, пе-

реставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями.