4. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВНИМАНИЕ
К оглавлению1 2 4 5 8 11 12 13 14 15 1617 19 21 22 25 26 27 28
Можно выделить, по крайней мере, две группы факторов, кото-
рые обеспечивают избирательный характер психических процессов,
определяя как направление, так и объем и устойчивость сознательной
деятельности.
К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру
внешних раздражителей, доходящих до человека (или структуру внеш-
него поля), ко второй – факторы, относящиеся к деятельности самого
субъекта (структура внутреннего поля). Первую группу составляют
факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они оп-
ределяют направление, объем и устойчивость внимания, сближаются с
факторами структуры восприятия.
Первым фактором, входящим в эту группу, является интенсив-
ность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется группа одина-
ковых или разных раздражителей, один из которых выделяется своей
интенсивностью (величиной, окраской и т.п.), внимание субъекта при-
влекается именно этим раздражителем. Естественно, что когда субъект
входит в слабо освещенную комнату, его внимание сразу же привлека-
ется внезапно загоревшейся лампочкой. В тех случаях, когда в воспри-
нимаемом поле выступают два равных по силе раздражителя и когда
отношения между ними настолько уравновешены, что ни один из них
не доминирует, внимание человека приобретает неустойчивый харак-
тер, и возникают колебания внимания, при которых то один, то другой
из них становится доминирующим.
Вторым внешним фактором, определяющим направление внима-
ния, является новизна раздражителя или его отличие от других раз-
дражителей.
Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой,
который резко отличается от остальных или является необычным, но-
вым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание и вызывает спе-
циальный ориентировочный рефлекс.
Все перечисленные факторы, определяющие направление и объ-
ем внимания, относятся к особенностям воздействующих на субъекта
внешних раздражителей, иначе говоря, к структуре поступающей из
внешней среды информации.
Эти факторы необходимо учитывать для того, чтобы научиться
управлять вниманием человека.
Ко второй группе факторов, определяющих направление внима-
ния, относятся те, которые связаны не столько с внешней средой,
сколько с самим субъектом и со структурой его деятельности.
К этой группе факторов относится прежде всего то влияние, ко-
торое оказывают потребности, интересы и «установки» субъекта на его
восприятие и протекание его деятельности.
Легко убедиться в том, что сильный интерес человека, делающий
одни сигналы доминирующими, одновременно тормозит все побочные,
не относящиеся к сфере его интересов сигналы. Хорошо известные
факты, говорящие о том, что ученые, погруженные в решение сложной
задачи, перестают воспринимать все побочные раздражения, отчетливо
указывают на это.
Существенное значение для понимания факторов, направлявших
внимание человека, имеет структурная организация человеческой дея-
тельности.
Внимание определяется психологической структурой деятельно-
сти и существенно зависит от степени его автоматизированности.
Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий зада-
чу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания.
Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные
действия, привлекавшие внимание, становятся автоматическими опера-
циями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, пе-
реставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями.
Можно выделить, по крайней мере, две группы факторов, кото-
рые обеспечивают избирательный характер психических процессов,
определяя как направление, так и объем и устойчивость сознательной
деятельности.
К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру
внешних раздражителей, доходящих до человека (или структуру внеш-
него поля), ко второй – факторы, относящиеся к деятельности самого
субъекта (структура внутреннего поля). Первую группу составляют
факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они оп-
ределяют направление, объем и устойчивость внимания, сближаются с
факторами структуры восприятия.
Первым фактором, входящим в эту группу, является интенсив-
ность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется группа одина-
ковых или разных раздражителей, один из которых выделяется своей
интенсивностью (величиной, окраской и т.п.), внимание субъекта при-
влекается именно этим раздражителем. Естественно, что когда субъект
входит в слабо освещенную комнату, его внимание сразу же привлека-
ется внезапно загоревшейся лампочкой. В тех случаях, когда в воспри-
нимаемом поле выступают два равных по силе раздражителя и когда
отношения между ними настолько уравновешены, что ни один из них
не доминирует, внимание человека приобретает неустойчивый харак-
тер, и возникают колебания внимания, при которых то один, то другой
из них становится доминирующим.
Вторым внешним фактором, определяющим направление внима-
ния, является новизна раздражителя или его отличие от других раз-
дражителей.
Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой,
который резко отличается от остальных или является необычным, но-
вым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание и вызывает спе-
циальный ориентировочный рефлекс.
Все перечисленные факторы, определяющие направление и объ-
ем внимания, относятся к особенностям воздействующих на субъекта
внешних раздражителей, иначе говоря, к структуре поступающей из
внешней среды информации.
Эти факторы необходимо учитывать для того, чтобы научиться
управлять вниманием человека.
Ко второй группе факторов, определяющих направление внима-
ния, относятся те, которые связаны не столько с внешней средой,
сколько с самим субъектом и со структурой его деятельности.
К этой группе факторов относится прежде всего то влияние, ко-
торое оказывают потребности, интересы и «установки» субъекта на его
восприятие и протекание его деятельности.
Легко убедиться в том, что сильный интерес человека, делающий
одни сигналы доминирующими, одновременно тормозит все побочные,
не относящиеся к сфере его интересов сигналы. Хорошо известные
факты, говорящие о том, что ученые, погруженные в решение сложной
задачи, перестают воспринимать все побочные раздражения, отчетливо
указывают на это.
Существенное значение для понимания факторов, направлявших
внимание человека, имеет структурная организация человеческой дея-
тельности.
Внимание определяется психологической структурой деятельно-
сти и существенно зависит от степени его автоматизированности.
Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий зада-
чу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания.
Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные
действия, привлекавшие внимание, становятся автоматическими опера-
циями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, пе-
реставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями.