5.2.

К оглавлению1 2  4 5   8   11 12 13 14 15 16 
17  19  21 22   25 26 27 28 

 Исследование устойчивости внимания

(методика Рисса)

Источник: Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб.

пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш.

школа, 1980. – 83 с.

Цель – определение степени устойчивости внимания при его со-

средоточении и влияние длительной работы на устойчивость внимания.

Стимульный материал: варианты бланков с перепутанными ли-

ниями, секундомер, ключ для проверки – см. приложение 2.

Ход выполнения работы.

На бланке в прямоугольнике проведено двадцать пять перепутан-

ных линий, которые начинаются с его левой стороны и заканчиваются

у правой. С левой стороны линии пронумерованы от 1 до 25. Испытуе-

мый должен проследить ход каждой линии и поставить с правой сторо-

ны тот же номер, что и у левой.

Экспериментатор фиксирует время начала и завершения исследо-

вания, а также время, за которое испытуемый находит окончания каж-

дых пяти линий по порядку (с первой по пятую, с шестой по десятую

и т. д.).

Инструкция.

«На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой.

Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у правого

конца поставить тот же номер, который стоит на бланке у ее левого

конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейдете ко второй и

т.д. Следить за линиями надо только глазами, помогать пальцами, ка-

рандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количественные показатели (общее время, затра-

ченное испытуемым на нахождение линий; время, затраченное на на-

хождение с 1 по 5 линию, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25).

Построить график. На основе полученных данных необходимо сделать вывод о влиянии утомляемости и/или упражняемости на выполнение

задания испытуемым.

2. Определить количество ошибок. Правильность проверяется

сличением бланка испытуемого с ключом. Ошибки в нумерации линий

и медленное выполнение свидетельствует о низкой способности к ус-

тойчивости внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (или

истощаемости) внимания можно судить по снижению темпа выполне-

ния задания от его начала к концу.

3. При наблюдении за испытуемым следует отметить: преоблада-

ет установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих дейст-

виях, многократно ли себя проверяет; трудно ли сосредоточить внима-

ние на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе ка-

ким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без

труда.

4. При опросе испытуемого необходимо узнать, что в данном за-

дании было трудным для него, отчего он медленно выполнял работу,

боялся ли сделать ошибки или иногда сбивался в прослеживании линий

и вынужден был возвращаться к началу.

 Исследование устойчивости внимания

(методика Рисса)

Источник: Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб.

пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш.

школа, 1980. – 83 с.

Цель – определение степени устойчивости внимания при его со-

средоточении и влияние длительной работы на устойчивость внимания.

Стимульный материал: варианты бланков с перепутанными ли-

ниями, секундомер, ключ для проверки – см. приложение 2.

Ход выполнения работы.

На бланке в прямоугольнике проведено двадцать пять перепутан-

ных линий, которые начинаются с его левой стороны и заканчиваются

у правой. С левой стороны линии пронумерованы от 1 до 25. Испытуе-

мый должен проследить ход каждой линии и поставить с правой сторо-

ны тот же номер, что и у левой.

Экспериментатор фиксирует время начала и завершения исследо-

вания, а также время, за которое испытуемый находит окончания каж-

дых пяти линий по порядку (с первой по пятую, с шестой по десятую

и т. д.).

Инструкция.

«На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой.

Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у правого

конца поставить тот же номер, который стоит на бланке у ее левого

конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейдете ко второй и

т.д. Следить за линиями надо только глазами, помогать пальцами, ка-

рандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количественные показатели (общее время, затра-

ченное испытуемым на нахождение линий; время, затраченное на на-

хождение с 1 по 5 линию, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25).

Построить график. На основе полученных данных необходимо сделать вывод о влиянии утомляемости и/или упражняемости на выполнение

задания испытуемым.

2. Определить количество ошибок. Правильность проверяется

сличением бланка испытуемого с ключом. Ошибки в нумерации линий

и медленное выполнение свидетельствует о низкой способности к ус-

тойчивости внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (или

истощаемости) внимания можно судить по снижению темпа выполне-

ния задания от его начала к концу.

3. При наблюдении за испытуемым следует отметить: преоблада-

ет установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих дейст-

виях, многократно ли себя проверяет; трудно ли сосредоточить внима-

ние на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе ка-

ким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без

труда.

4. При опросе испытуемого необходимо узнать, что в данном за-

дании было трудным для него, отчего он медленно выполнял работу,

боялся ли сделать ошибки или иногда сбивался в прослеживании линий

и вынужден был возвращаться к началу.