5.7.
К оглавлению1 2 4 5 8 11 12 13 14 15 1617 19 21 22 25 26 27 28
Исследование особенностей переключения внимания
(с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука
и Сысоева)
Источник: Практикум по общей, экспериментальной и приклад-
ной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова,
С.А. Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 137 с.
Цель – изучить переключение внимания с помощью черно-
красных таблиц с буквенными символами.
Стимульный материал: таблицы Э. Шульте в модификации
Марищука и Сысоева (таблицы с изображением 25 черных и 24 крас-
ных чисел). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядко-
вые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное
расстояние. Каждое число имеет свой символ – букву русского алфави-
та, написанную рядом с числом – см. приложение 6.
Ход выполнения работы.
Эксперимент выполняется в 3 этапа.
1-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа черного цве-
та в возрастающей последовательности от 1 до 25 и записать на чистом
листе символы чисел.
2-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа красного
цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и записать символы
каждого числа.
3-й этап. Испытуемый должен одновременно вести счет чисел
(черных и красных), попеременно указывая на чистом листе символы
черного, затем красного цвета. При этом считать попеременно черные
числа в возрастающей последовательности, а красные – в убывающей.
На этом этапе эксперимента используется табл. 2.
Инструкция (1-й этап).
«Найдите в таблице 1 числа черного цвета в возрастающей по-
следовательности от 1 до 25 и запишите на чистый лист их символы».
Инструкция (2-й этап).
«Найдите в таблице 1 числа красного цвета в убывающей после-
довательности от 24 до 1 и также запишите их символы».
Инструкция (3-й этап).
«В таблице 2 двадцать пять черных от 1 до 25 и двадцать четыре
красных числа от 24 до 1. Каждое число имеет свой буквенный символ.
Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попе-
ременно записывая символы сначала черного цвета, затем красного,
затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные
числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные – в
убывающей».
Обработка и анализ результатов.
1. Проверить записи испытуемого на каждом этапе эксперимента,
сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.
2. Занести результаты опыта в таблицу.
Время выбора,
t (сек)
Скорость
выбора чисел
(S)
Условный по-
казатель пере-
Этап ключения (П)
опы-
та
Про-
грамма
(стимул)
Количе-
ство пра-
вильных
выборов
чисел (m)
об-
щее
Чер-
ных
чисел
Крас-
ных
чисел
Чер-
ных
чисел
Крас-
ных
чисел
Чер-
ных
чисел
Крас-
ных
чисел
1 Черные
числа – S1 –
2 Красные
числа – – S2
3
Черные /
красные
числа
S31 S32
Для этого необходимо:
Определить количество правильно найденных чисел (m) на 1, 2,
3-м этапах задания (на третьем этапе отдельно для черных и красных
чисел);
Определить время (t) выполнения процедуры нахождения чер-
ных чисел на 1-м этапе, для этого общее время разделить на количество
найденных чисел (это время выбора);
Определить время выполнения процедуры нахождения красных
чисел на 2-м этапе, для этого общее время разделить на количество
найденных чисел (это время выбора);
Определить время выполнения процедуры нахождения черных
и красных чисел на 3-м этапе задания, для этого общее время, затра-
ченное на весь этап, разделить пополам. Затем один из полученных по-
казателей времени разделить на количество найденных черных чисел,
второй на количество найденных красных чисел на третьем этапе;
Определить скорость выбора на 1-м этапе (S1), на 2-м этапе
(S2), на 3-м этапе раздельно для черных (S31) и красных чисел (S32) по
следующей формуле S=m/t;
Найти условный показатель переключения внимания (П) по
формуле раздельно для черных П1=S31/S1 и красных чисел П2=S32/S2;
3. На основе сравнения времени и скорости выполнения задания
на трех этапах и условных показателей переключения сделать вывод об
особенностях переключения внимания испытуемого.
Исследование особенностей переключения внимания
(с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука
и Сысоева)
Источник: Практикум по общей, экспериментальной и приклад-
ной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова,
С.А. Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 137 с.
Цель – изучить переключение внимания с помощью черно-
красных таблиц с буквенными символами.
Стимульный материал: таблицы Э. Шульте в модификации
Марищука и Сысоева (таблицы с изображением 25 черных и 24 крас-
ных чисел). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядко-
вые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное
расстояние. Каждое число имеет свой символ – букву русского алфави-
та, написанную рядом с числом – см. приложение 6.
Ход выполнения работы.
Эксперимент выполняется в 3 этапа.
1-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа черного цве-
та в возрастающей последовательности от 1 до 25 и записать на чистом
листе символы чисел.
2-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа красного
цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и записать символы
каждого числа.
3-й этап. Испытуемый должен одновременно вести счет чисел
(черных и красных), попеременно указывая на чистом листе символы
черного, затем красного цвета. При этом считать попеременно черные
числа в возрастающей последовательности, а красные – в убывающей.
На этом этапе эксперимента используется табл. 2.
Инструкция (1-й этап).
«Найдите в таблице 1 числа черного цвета в возрастающей по-
следовательности от 1 до 25 и запишите на чистый лист их символы».
Инструкция (2-й этап).
«Найдите в таблице 1 числа красного цвета в убывающей после-
довательности от 24 до 1 и также запишите их символы».
Инструкция (3-й этап).
«В таблице 2 двадцать пять черных от 1 до 25 и двадцать четыре
красных числа от 24 до 1. Каждое число имеет свой буквенный символ.
Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попе-
ременно записывая символы сначала черного цвета, затем красного,
затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные
числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные – в
убывающей».
Обработка и анализ результатов.
1. Проверить запис