5.7.

К оглавлению1 2  4 5   8   11 12 13 14 15 16 
17  19  21 22   25 26 27 28 

 Исследование особенностей переключения внимания

(с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука

и Сысоева)

Источник: Практикум по общей, экспериментальной и приклад-

ной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова,

С.А. Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 137 с.

Цель – изучить переключение внимания с помощью черно-

красных таблиц с буквенными символами.

Стимульный материал: таблицы Э. Шульте в модификации

Марищука и Сысоева (таблицы с изображением 25 черных и 24 крас-

ных чисел). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядко-

вые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное

расстояние. Каждое число имеет свой символ – букву русского алфави-

та, написанную рядом с числом – см. приложение 6.

Ход выполнения работы.

Эксперимент выполняется в 3 этапа.

1-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа черного цве-

та в возрастающей последовательности от 1 до 25 и записать на чистом

листе символы чисел.

2-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа красного

цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и записать символы

каждого числа.

3-й этап. Испытуемый должен одновременно вести счет чисел

(черных и красных), попеременно указывая на чистом листе символы

черного, затем красного цвета. При этом считать попеременно черные

числа в возрастающей последовательности, а красные – в убывающей.

На этом этапе эксперимента используется табл. 2.

Инструкция (1-й этап).

«Найдите в таблице 1 числа черного цвета в возрастающей по-

следовательности от 1 до 25 и запишите на чистый лист их символы».

Инструкция (2-й этап).

«Найдите в таблице 1 числа красного цвета в убывающей после-

довательности от 24 до 1 и также запишите их символы».

Инструкция (3-й этап).

«В таблице 2 двадцать пять черных от 1 до 25 и двадцать четыре

красных числа от 24 до 1. Каждое число имеет свой буквенный символ.

Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попе-

ременно записывая символы сначала черного цвета, затем красного,

затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные

числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные – в

убывающей».

Обработка и анализ результатов.

1. Проверить записи испытуемого на каждом этапе эксперимента,

сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.

2. Занести результаты опыта в таблицу.

Время выбора,

t (сек)

Скорость

выбора чисел

(S)

Условный по-

казатель пере-

Этап ключения (П)

опы-

та

Про-

грамма

(стимул)

Количе-

ство пра-

вильных

выборов

чисел (m)

об-

щее

Чер-

ных

чисел

Крас-

ных

чисел

Чер-

ных

чисел

Крас-

ных

чисел

Чер-

ных

чисел

Крас-

ных

чисел

1 Черные

числа – S1 –

2 Красные

числа – – S2

3

Черные /

красные

числа

S31 S32

Для этого необходимо:

Определить количество правильно найденных чисел (m) на 1, 2,

3-м этапах задания (на третьем этапе отдельно для черных и красных

чисел);

Определить время (t) выполнения процедуры нахождения чер-

ных чисел на 1-м этапе, для этого общее время разделить на количество

найденных чисел (это время выбора);

Определить время выполнения процедуры нахождения красных

чисел на 2-м этапе, для этого общее время разделить на количество

найденных чисел (это время выбора);

Определить время выполнения процедуры нахождения черных

и красных чисел на 3-м этапе задания, для этого общее время, затра-

ченное на весь этап, разделить пополам. Затем один из полученных по-

казателей времени разделить на количество найденных черных чисел,

второй на количество найденных красных чисел на третьем этапе;

Определить скорость выбора на 1-м этапе (S1), на 2-м этапе

(S2), на 3-м этапе раздельно для черных (S31) и красных чисел (S32) по

следующей формуле S=m/t;

Найти условный показатель переключения внимания (П) по

формуле раздельно для черных П1=S31/S1 и красных чисел П2=S32/S2;

3. На основе сравнения времени и скорости выполнения задания

на трех этапах и условных показателей переключения сделать вывод об

особенностях переключения внимания испытуемого.

 Исследование особенностей переключения внимания

(с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука

и Сысоева)

Источник: Практикум по общей, экспериментальной и приклад-

ной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова,

С.А. Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 137 с.

Цель – изучить переключение внимания с помощью черно-

красных таблиц с буквенными символами.

Стимульный материал: таблицы Э. Шульте в модификации

Марищука и Сысоева (таблицы с изображением 25 черных и 24 крас-

ных чисел). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядко-

вые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное

расстояние. Каждое число имеет свой символ – букву русского алфави-

та, написанную рядом с числом – см. приложение 6.

Ход выполнения работы.

Эксперимент выполняется в 3 этапа.

1-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа черного цве-

та в возрастающей последовательности от 1 до 25 и записать на чистом

листе символы чисел.

2-й этап. Испытуемый должен найти в табл. 1 числа красного

цвета в убывающей последовательности от 24 до 1 и записать символы

каждого числа.

3-й этап. Испытуемый должен одновременно вести счет чисел

(черных и красных), попеременно указывая на чистом листе символы

черного, затем красного цвета. При этом считать попеременно черные

числа в возрастающей последовательности, а красные – в убывающей.

На этом этапе эксперимента используется табл. 2.

Инструкция (1-й этап).

«Найдите в таблице 1 числа черного цвета в возрастающей по-

следовательности от 1 до 25 и запишите на чистый лист их символы».

Инструкция (2-й этап).

«Найдите в таблице 1 числа красного цвета в убывающей после-

довательности от 24 до 1 и также запишите их символы».

Инструкция (3-й этап).

«В таблице 2 двадцать пять черных от 1 до 25 и двадцать четыре

красных числа от 24 до 1. Каждое число имеет свой буквенный символ.

Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел, попе-

ременно записывая символы сначала черного цвета, затем красного,

затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные

числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные – в

убывающей».

Обработка и анализ результатов.

1. Проверить запис