5.3.
К оглавлению1 2 4 5 8 11 12 13 14 15 1617 19 21 22 25 26 27 28
Исследование закономерностей распределения внимания
корректурным методом Б. Бурдона
Источник: Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева,
Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 95 с.
Цель – проследить особенности деятельности в ситуации распре-
деления внимания.
Стимульный материал: печатные бланки корректурной пробы;
секундомер; связанный текст – см. приложение 3.
Ход выполнения работы.
Исследование состоит из двух этапов.
На первом этапе, который длится 5 минут, испытуемый, просмат-
ривая каждую строчку корректурной пробы, должен как можно быст-
рее разными способами зачеркивать буквы «К», «О», а букву «Н» об-
водить кружком, например, . Для того чтобы учитывать ди-
намику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по
истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отме-
тить вертикальной чертой на строчке бланка то место, которому соот-
ветствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и
продолжать работу дальше.
На втором этапе, который длится 5 минут, испытуемый наряду с
вычеркиванием букв (например, ) должен, слушая рассказ,
считать имена существительные в нем. Для того чтобы учитывать ди-
намику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по
истечении минуты говорит слово «черта». При этом после слова «чер-
та» испытуемый кроме вертикальной черты записывает рядом число
воспринятых им существительных.
Инструкция к 1-му этапу.
“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной
пробы, вычеркивайте буквы «К» и «О» и обводите букву «Н» следую-
щими способами: . После того как экспериментатор произне-
сет слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продол-
жайте работу”.
Инструкция ко 2-му этапу.
“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной
пробы, вычеркивайте буквы «Е» и «Р» и обводите букву «В» следую-
щими способами: . Одновременно считайте имена существи-
тельные в читаемом экспериментатором тексте. Как только экспери-
ментатор произнесет слово «черта», поставьте вертикальную черту, а
рядом укажите число воспринятых существительных и продолжайте
работу”.
Обработка и анализ результатов.
Показателями распределения внимания являются продуктивность
и точность работы. Продуктивность работы определяется количеством
просмотренных, зачеркнутых букв и количеством ошибок. Точность
работы определяется количеством зачеркнутых букв и количеством
ошибок.
1. По каждому этапу определить продуктивность работы по ми-
нутам и в целом за этап, т.е. подсчитать количество просмотренных
букв S, число зачеркнутых букв Z и количество ошибок R. Ошибкой
считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также
неправильное зачеркивание. Результаты этой обработки занести в таб-
лицу.
Серия 1 мин 2 мин 3 мин 4 мин 5 мин Всего
S1 Z1 R1 S2 Z2 R2 S3 Z3 R3 S4 Z4 R4 S5 Z5 R5 S Z R
1
2
2. На основе полученных количественных данных для каждого
этапа построить 2 графика динамики продуктивности работы по мину-
там (для первого этапа – на оси Х отмечаются минуты, на оси У – пока-
затель Z; для второго этапа – на оси Х – отмечаются минуты, на оси У –
показатель Z и количество воспринятых существительных). График
можно построить по всем показателям (S, Z, R), но в рамках лаборатор-
ной работы графики строятся только по показателю Z. Например:
17
1 этап
0
10
20
30
40
50
1 2 3 4 5мин
показатель Z
2 этап
0
20
40
60
80
1 2 3 4 5 мин
показатель Z,
количество
существительных
показатель Z
количество существительных
3. По суммарным данным каждой серии вычислить: а) показатель
точности работы по формуле: А= Z / (Z+R); показатель продуктивности
работы по формуле M= SA. Представить эти показатели в таблице.
Показатели Серия 1 2
М
А
4. Сравнить индивидуальные значения показателей М, А со сред-
ними показателями по группе. Выявить низкие и высокие показатели.
На основе этих данных оценить продуктивность работы испытуемого в
течение длительного времени.
5. На основе сравнительного анализа количественных данных
двух этапов показать: характер динамики работы испытуемого на каж-
дом этапе; какое влияние на производительность, точность и качество
основной деятельности (вычеркивание букв) оказывает одновременное
выполнение другой деятельности (счет имен существительных); про-
анализировать особенности распределения внимания при выполнении
однородных задач (первый этап) и разнородных задач (второй этап).
Исследование закономерностей распределения внимания
корректурным методом Б. Бурдона
Источник: Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева,
Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 95 с.
Цель – проследить особенности деятельности в ситуации распре-
деления внимания.
Стимульный материал: печатные бланки корректурной пробы;
секундомер; связанный текст – см. приложение 3.
Ход выполнения работы.
Исследование состоит из двух этапов.
На первом этапе, который длится 5 минут, испытуемый, просмат-
ривая каждую строчку корректурной пробы, должен как можно быст-
рее разными способами зачеркивать буквы «К», «О», а букву «Н» об-
водить кружком, например, . Для того чтобы учитывать ди-
намику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по
истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отме-
тить вертикальной чертой на строчке бланка то место, которому соот-
ветствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и
продолжать работу дальше.
На втором этапе, который длится 5 минут, испытуемый наряду с
вычеркиванием букв (например, ) должен, слушая рассказ,
считать имена существительные в нем. Для того чтобы учитывать ди-
намику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по
истечении минуты говорит слово «черта». При этом после слова «чер-
та» испытуемый кроме вертикальной черты записывает рядом число
воспринятых им существительных.
Инструкция к 1-му этапу.
“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной
пробы, вычеркивайте буквы «К» и «О» и обводите букву «Н» следую-
щими способами: . После того как экспериментатор произне-
сет слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продол-
жайте работу”.
Инструкция ко 2-му этапу.
“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной
пробы, вычеркивайте буквы «Е» и «Р» и обводите букву «В» следую-
щими способами: . Одновременно считайте имена существи-
тельные в читаемом экспериментатором тексте. Как только экспери-
ментатор произнесет слово «черта», поставьте вертикальную черту, а