5.3.

К оглавлению1 2  4 5   8   11 12 13 14 15 16 
17  19  21 22   25 26 27 28 

 Исследование закономерностей распределения внимания

корректурным методом Б. Бурдона

Источник: Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева,

Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 95 с.

Цель – проследить особенности деятельности в ситуации распре-

деления внимания.

Стимульный материал: печатные бланки корректурной пробы;

секундомер; связанный текст – см. приложение 3.

Ход выполнения работы.

Исследование состоит из двух этапов.

На первом этапе, который длится 5 минут, испытуемый, просмат-

ривая каждую строчку корректурной пробы, должен как можно быст-

рее разными способами зачеркивать буквы «К», «О», а букву «Н» об-

водить кружком, например, . Для того чтобы учитывать ди-

намику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по

истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отме-

тить вертикальной чертой на строчке бланка то место, которому соот-

ветствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и

продолжать работу дальше.

На втором этапе, который длится 5 минут, испытуемый наряду с

вычеркиванием букв (например, ) должен, слушая рассказ,

считать имена существительные в нем. Для того чтобы учитывать ди-

намику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по

истечении минуты говорит слово «черта». При этом после слова «чер-

та» испытуемый кроме вертикальной черты записывает рядом число

воспринятых им существительных.

Инструкция к 1-му этапу.

“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной

пробы, вычеркивайте буквы «К» и «О» и обводите букву «Н» следую-

щими способами: . После того как экспериментатор произне-

сет слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продол-

жайте работу”.

Инструкция ко 2-му этапу.

“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной

пробы, вычеркивайте буквы «Е» и «Р» и обводите букву «В» следую-

щими способами: . Одновременно считайте имена существи-

тельные в читаемом экспериментатором тексте. Как только экспери-

ментатор произнесет слово «черта», поставьте вертикальную черту, а

рядом укажите число воспринятых существительных и продолжайте

работу”.

Обработка и анализ результатов.

Показателями распределения внимания являются продуктивность

и точность работы. Продуктивность работы определяется количеством

просмотренных, зачеркнутых букв и количеством ошибок. Точность

работы определяется количеством зачеркнутых букв и количеством

ошибок.

1. По каждому этапу определить продуктивность работы по ми-

нутам и в целом за этап, т.е. подсчитать количество просмотренных

букв S, число зачеркнутых букв Z и количество ошибок R. Ошибкой

считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также

неправильное зачеркивание. Результаты этой обработки занести в таб-

лицу.

Серия 1 мин 2 мин 3 мин 4 мин 5 мин Всего

S1 Z1 R1 S2 Z2 R2 S3 Z3 R3 S4 Z4 R4 S5 Z5 R5 S Z R

1

2

2. На основе полученных количественных данных для каждого

этапа построить 2 графика динамики продуктивности работы по мину-

там (для первого этапа – на оси Х отмечаются минуты, на оси У – пока-

затель Z; для второго этапа – на оси Х – отмечаются минуты, на оси У –

показатель Z и количество воспринятых существительных). График

можно построить по всем показателям (S, Z, R), но в рамках лаборатор-

ной работы графики строятся только по показателю Z. Например:

17

1 этап

0

10

20

30

40

50

1 2 3 4 5мин

показатель Z

2 этап

0

20

40

60

80

1 2 3 4 5 мин

показатель Z,

количество

существительных

показатель Z

количество существительных

3. По суммарным данным каждой серии вычислить: а) показатель

точности работы по формуле: А= Z / (Z+R); показатель продуктивности

работы по формуле M= SA. Представить эти показатели в таблице.

Показатели Серия 1 2

М

А

4. Сравнить индивидуальные значения показателей М, А со сред-

ними показателями по группе. Выявить низкие и высокие показатели.

На основе этих данных оценить продуктивность работы испытуемого в

течение длительного времени.

5. На основе сравнительного анализа количественных данных

двух этапов показать: характер динамики работы испытуемого на каж-

дом этапе; какое влияние на производительность, точность и качество

основной деятельности (вычеркивание букв) оказывает одновременное

выполнение другой деятельности (счет имен существительных); про-

анализировать особенности распределения внимания при выполнении

однородных задач (первый этап) и разнородных задач (второй этап).

 Исследование закономерностей распределения внимания

корректурным методом Б. Бурдона

Источник: Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева,

Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 95 с.

Цель – проследить особенности деятельности в ситуации распре-

деления внимания.

Стимульный материал: печатные бланки корректурной пробы;

секундомер; связанный текст – см. приложение 3.

Ход выполнения работы.

Исследование состоит из двух этапов.

На первом этапе, который длится 5 минут, испытуемый, просмат-

ривая каждую строчку корректурной пробы, должен как можно быст-

рее разными способами зачеркивать буквы «К», «О», а букву «Н» об-

водить кружком, например, . Для того чтобы учитывать ди-

намику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по

истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отме-

тить вертикальной чертой на строчке бланка то место, которому соот-

ветствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и

продолжать работу дальше.

На втором этапе, который длится 5 минут, испытуемый наряду с

вычеркиванием букв (например, ) должен, слушая рассказ,

считать имена существительные в нем. Для того чтобы учитывать ди-

намику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по

истечении минуты говорит слово «черта». При этом после слова «чер-

та» испытуемый кроме вертикальной черты записывает рядом число

воспринятых им существительных.

Инструкция к 1-му этапу.

“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной

пробы, вычеркивайте буквы «К» и «О» и обводите букву «Н» следую-

щими способами: . После того как экспериментатор произне-

сет слово «черта», на строчке поставьте вертикальную черту и продол-

жайте работу”.

Инструкция ко 2-му этапу.

“Просматривая слева направо каждую строчку корректурной

пробы, вычеркивайте буквы «Е» и «Р» и обводите букву «В» следую-

щими способами: . Одновременно считайте имена существи-

тельные в читаемом экспериментатором тексте. Как только экспери-

ментатор произнесет слово «черта», поставьте вертикальную черту, а