5.4.

К оглавлению1 2  4 5   8   11 12 13 14 15 16 
17  19  21 22   25 26 27 28 

Исследование колебания внимания

Источник: Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб.

пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш.

школа, 1980. – 63 с.

Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии:

Учебно-методическое пособие для студентов-заочников педагогических

институтов / Под ред. В.М. Гамезо. – М.: Просвещение, 1979. – 46 с.

Цель – изучить особенности колебания внимания, а также влия-

ние волевого усилия на его периодичность.

Стимульный материал: рисунок фигуры с обратимой перспек-

тивой, секундомер – см. приложение 4.

Ход выполнения работы.

Исследование состоит из двух этапов.

На первом этапе, который длится 3 минуты, испытуемый смотрит

на изображение и, когда оно меняется, делает знак экспериментатору

(например, ударяет карандашом по столу либо поднимает палец руки,

лежащей на столе). Экспериментатор фиксирует длительность каждой

фазы (например, видение пирамиды – 1-я фаза, видение туннеля – 2-я

фаза; или лица – 1-я фаза, ваза – 2-я фаза).

На втором этапе экспериментатор предлагает испытуемому воле-

вым усилием удерживать на выбор то или иное изображение, если оно

меняется, испытуемый также делает знак экспериментатору. Второй

этап длится 3 минуты. Экспериментатор фиксирует количество фаз и

их длительность.

Инструкция к 1-му этапу.

«Перед Вами рисунок с двойным изображением. Вы будете смот-

реть на него и сообщать мне, когда изображение будет меняться подня-

тием пальца руки (либо стуком карандаша по столу)».

Инструкция ко 2-му этапу.

«Сейчас Вы должны волевым усилием удерживать то или иное

изображение (на Ваш выбор). Если изображение изменится, поднимите

палец руки (или стукните карандашом по столу)».

Обработка и анализ результатов.

1. По каждому этапу подсчитать общее количество 1-й фазы (ви-

дение пирамиды или лиц) и 2-й фазы (видение туннеля или вазы).

2. Определить среднюю длительность 1-й фазы и 2-й фазы на

первом и втором этапе работы. Сравнить полученные результаты.

3. Полученные результаты занести в таблицу.

1-й этап 2-й этап

Фаза

Фаза 1 Фаза 2 Фаза 1 Фаза 2

Количество

Средняя длительность

4. Испытуемому изложить данные самонаблюдения: влияние во-

левого усилия на продолжительность разных фаз, настроение, общее

впечатление, усталость, предпочтительность того или иного изображе-

ния.

5. Проанализировать, что происходит по мере нарастания утом-

ления и какова роль волевого усилия.

6. Сделать выводы о влиянии волевого усилия на периодичность

колебания внимания.

Исследование колебания внимания

Источник: Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб.

пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш.

школа, 1980. – 63 с.

Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии:

Учебно-методическое пособие для студентов-заочников педагогических

институтов / Под ред. В.М. Гамезо. – М.: Просвещение, 1979. – 46 с.

Цель – изучить особенности колебания внимания, а также влия-

ние волевого усилия на его периодичность.

Стимульный материал: рисунок фигуры с обратимой перспек-

тивой, секундомер – см. приложение 4.

Ход выполнения работы.

Исследование состоит из двух этапов.

На первом этапе, который длится 3 минуты, испытуемый смотрит

на изображение и, когда оно меняется, делает знак экспериментатору

(например, ударяет карандашом по столу либо поднимает палец руки,

лежащей на столе). Экспериментатор фиксирует длительность каждой

фазы (например, видение пирамиды – 1-я фаза, видение туннеля – 2-я

фаза; или лица – 1-я фаза, ваза – 2-я фаза).

На втором этапе экспериментатор предлагает испытуемому воле-

вым усилием удерживать на выбор то или иное изображение, если оно

меняется, испытуемый также делает знак экспериментатору. Второй

этап длится 3 минуты. Экспериментатор фиксирует количество фаз и

их длительность.

Инструкция к 1-му этапу.

«Перед Вами рисунок с двойным изображением. Вы будете смот-

реть на него и сообщать мне, когда изображение будет меняться подня-

тием пальца руки (либо стуком карандаша по столу)».

Инструкция ко 2-му этапу.

«Сейчас Вы должны волевым усилием удерживать то или иное

изображение (на Ваш выбор). Если изображение изменится, поднимите

палец руки (или стукните карандашом по столу)».

Обработка и анализ результатов.

1. По каждому этапу подсчитать общее количество 1-й фазы (ви-

дение пирамиды или лиц) и 2-й фазы (видение туннеля или вазы).

2. Определить среднюю длительность 1-й фазы и 2-й фазы на

первом и втором этапе работы. Сравнить полученные результаты.

3. Полученные результаты занести в таблицу.

1-й этап 2-й этап

Фаза

Фаза 1 Фаза 2 Фаза 1 Фаза 2

Количество

Средняя длительность

4. Испытуемому изложить данные самонаблюдения: влияние во-

левого усилия на продолжительность разных фаз, настроение, общее

впечатление, усталость, предпочтительность того или иного изображе-

ния.

5. Проанализировать, что происходит по мере нарастания утом-

ления и какова роль волевого усилия.

6. Сделать выводы о влиянии волевого усилия на периодичность

колебания внимания.