Предисловие

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 

Основное назначение предлагаемого учебного пособия – дать изложение основ курса «Теория организации», закладывающего фундамент здания системного управления организациями. Это основа, на которой выстраивается умение оперативного и стратегического управления организационными системами, обеспечивающее не только рост, но и развитие организаций.

Системность управления заключается, с одной стороны, в обладании знаниями основ теории систем и теории организации, с другой – в опыте анализа проблемных ситуаций, возникающих в организационных системах.

Курс построен таким образом, что сначала, в разделе I, рассматривается организация как объект системного управления.

Поскольку теория организации является самостоятельным разделом общей теории систем, она изучает общие свойства организации как единого целого. Вместе с тем в зависимости от языка описания (экономического, юридического, социологического, технического и др.) можно получить разное представление об организации как об объекте управления. Поэтому, в частности, организация остается не до конца понятным объектом, представляющим собой, как говорят специалисты, «черный ящик».

Чтобы преодолеть такую неопределенность, необходимо использовать междисциплинарный подход к рассмотрению вопросов управления организацией, т. е. системный подход.

В учебном пособии рассматривается не только суть системного подхода, но и основы теории систем: модели систем, классификации систем и типы способов управления. Особое внимание уделяется системному анализу и синтетическим методам исследования систем.

Раздел II знакомит с моделью состава систем управления. Здесь даны классификации организационных структур и классификации самих организаций.

Если же в основу классификации положить отношение к собственности, то можно сформировать модель состава системы управления собственностью в масштабах страны, а также построить модели состава систем управления экономикой на уровне страны, региона, муниципального образования и управления организациями всех форм собственности.

Модели структуры системы управления организациями изучаются в разделе III. Определяются процедуры формирования моделей состава проблем и целей организации на разных стадиях ее развития. Показано, что структура системы управления организацией зависит не столько от содержания проблем и целей, сколько от связей внутри их и между собой. Среди проблем в первую очередь заслуживают внимания те из них, которые являются причиной возникновения других более мелких проблем.

Организация, обладая многоцелевой структурой, может быть представлена многоцелевым конфигуратором, демонстрирующим взаимосвязи целей организации.

Цель курса можно будет считать достигнутой, если читатель станет успешнее ориентироваться в проблемах, которые возникают в организациях каждый день и каждый час.

В конце каждой главы даны контрольные вопросы для активного запоминания пройденного материала и рефлексии. Учебное пособие содержит список рекомендуемой литературы и словарь терминов.

Основное назначение предлагаемого учебного пособия – дать изложение основ курса «Теория организации», закладывающего фундамент здания системного управления организациями. Это основа, на которой выстраивается умение оперативного и стратегического управления организационными системами, обеспечивающее не только рост, но и развитие организаций.

Системность управления заключается, с одной стороны, в обладании знаниями основ теории систем и теории организации, с другой – в опыте анализа проблемных ситуаций, возникающих в организационных системах.

Курс построен таким образом, что сначала, в разделе I, рассматривается организация как объект системного управления.

Поскольку теория организации является самостоятельным разделом общей теории систем, она изучает общие свойства организации как единого целого. Вместе с тем в зависимости от языка описания (экономического, юридического, социологического, технического и др.) можно получить разное представление об организации как об объекте управления. Поэтому, в частности, организация остается не до конца понятным объектом, представляющим собой, как говорят специалисты, «черный ящик».

Чтобы преодолеть такую неопределенность, необходимо использовать междисциплинарный подход к рассмотрению вопросов управления организацией, т. е. системный подход.

В учебном пособии рассматривается не только суть системного подхода, но и основы теории систем: модели систем, классификации систем и типы способов управления. Особое внимание уделяется системному анализу и синтетическим методам исследования систем.

Раздел II знакомит с моделью состава систем управления. Здесь даны классификации организационных структур и классификации самих организаций.

Если же в основу классификации положить отношение к собственности, то можно сформировать модель состава системы управления собственностью в масштабах страны, а также построить модели состава систем управления экономикой на уровне страны, региона, муниципального образования и управления организациями всех форм собственности.

Модели структуры системы управления организациями изучаются в разделе III. Определяются процедуры формирования моделей состава проблем и целей организации на разных стадиях ее развития. Показано, что структура системы управления организацией зависит не столько от содержания проблем и целей, сколько от связей внутри их и между собой. Среди проблем в первую очередь заслуживают внимания те из них, которые являются причиной возникновения других более мелких проблем.

Организация, обладая многоцелевой структурой, может быть представлена многоцелевым конфигуратором, демонстрирующим взаимосвязи целей организации.

Цель курса можно будет считать достигнутой, если читатель станет успешнее ориентироваться в проблемах, которые возникают в организациях каждый день и каждый час.

В конце каждой главы даны контрольные вопросы для активного запоминания пройденного материала и рефлексии. Учебное пособие содержит список рекомендуемой литературы и словарь терминов.