6.2. SWOT‑анализ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
Вряд ли можно назвать другой метод анализа состояния организации, который мог бы сравниться со SWOT‑анализом по эффективности и простоте применения. Аббревиатура метода происходит от английских слов: Strengths – Weaknesses – Opportunities – Threats,что в переводе означает: сила – слабости – возможности – угрозы.
Под силойорганизации понимают совокупность умений работников организации, их навыков, опыта, организационных ресурсов, конкурентных возможностей и т. д. Все перечисленное – это активы организации в конкурентной борьбе.
Слабостьпредставляет собой отсутствие чего‑то важного для функционирования организации или нечто, ставящее ее в неблагоприятное условие, – это пассивы.
Одни сильные стороны организации более важны, чем другие. Они могут быть использованы для формирования стратегии. В то же время сильная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон. Главные достоинства организации заключаются в превращении ноу‑хау (умений и опыта во всех сферах деятельности организации) в ее ключевые достоинства; в разработке новой продукции, услуг и нового сервиса; в понимании нужд потребителей и организации эффективной сбытовой системы.
Возможностиорганизации заключаются в предоставляемых внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании сильных сторон организации и укреплении слабых. Возможности, которые организация не может реализовать, есть иллюзии.
Угрозыпроявляются:
• в наличии более дешевых технологий у конкурентов;
• во внедрении конкурентами в производство лучших продуктов и их реализации;
• в угрозах со стороны иностранных организаций;
• в новых правилах, наносящих ущерб данной организации больше, чем другим;
• в повышении процентных ставок;
• в возможном поглощении другой организацией;
• в демографических изменениях;
• в изменении курсов иностранных валют;
• в политических переменах в стране и т. д.
Анализ силы и слабости организации дает возможность установить связь между потенциалом и проблемами организации, с одной стороны, а с другой – установить связи между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет найти варианты успешного существования и определить перспективы развития организации.
Принципиально слабые стороны организации могут корениться в следующем:
• в отсутствии четкого видения перспектив развития и в устаревших методах управления;
• в недостатке умений и таланта у лиц, принимающих решения, и низкой реализуемости принимаемых решений;
• в недостаточной квалификации исполнителей и значительном дефиците бюджета организации;
• в недостаточном имидже организации среди населения, в неудовлетворительной информационной работе.
В процессе проведения анализа эксперты прямо или косвенно (на уровне подсознания) помнят о том, что при рассмотрении параметров внутренней среды не следует забывать о воздействии факторов внешней среды, и наоборот.
Вряд ли можно назвать другой метод анализа состояния организации, который мог бы сравниться со SWOT‑анализом по эффективности и простоте применения. Аббревиатура метода происходит от английских слов: Strengths – Weaknesses – Opportunities – Threats,что в переводе означает: сила – слабости – возможности – угрозы.
Под силойорганизации понимают совокупность умений работников организации, их навыков, опыта, организационных ресурсов, конкурентных возможностей и т. д. Все перечисленное – это активы организации в конкурентной борьбе.
Слабостьпредставляет собой отсутствие чего‑то важного для функционирования организации или нечто, ставящее ее в неблагоприятное условие, – это пассивы.
Одни сильные стороны организации более важны, чем другие. Они могут быть использованы для формирования стратегии. В то же время сильная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон. Главные достоинства организации заключаются в превращении ноу‑хау (умений и опыта во всех сферах деятельности организации) в ее ключевые достоинства; в разработке новой продукции, услуг и нового сервиса; в понимании нужд потребителей и организации эффективной сбытовой системы.
Возможностиорганизации заключаются в предоставляемых внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании сильных сторон организации и укреплении слабых. Возможности, которые организация не может реализовать, есть иллюзии.
Угрозыпроявляются:
• в наличии более дешевых технологий у конкурентов;
• во внедрении конкурентами в производство лучших продуктов и их реализации;
• в угрозах со стороны иностранных организаций;
• в новых правилах, наносящих ущерб данной организации больше, чем другим;
• в повышении процентных ставок;
• в возможном поглощении другой организацией;
• в демографических изменениях;
• в изменении курсов иностранных валют;
• в политических переменах в стране и т. д.
Анализ силы и слабости организации дает возможность установить связь между потенциалом и проблемами организации, с одной стороны, а с другой – установить связи между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет найти варианты успешного существования и определить перспективы развития организации.
Принципиально слабые стороны организации могут корениться в следующем:
• в отсутствии четкого видения перспектив развития и в устаревших методах управления;
• в недостатке умений и таланта у лиц, принимающих решения, и низкой реализуемости принимаемых решений;
• в недостаточной квалификации исполнителей и значительном дефиците бюджета организации;
• в недостаточном имидже организации среди населения, в неудовлетворительной информационной работе.
В процессе проведения анализа эксперты прямо или косвенно (на уровне подсознания) помнят о том, что при рассмотрении параметров внутренней среды не следует забывать о воздействии факторов внешней среды, и наоборот.