10.2. Классификация организаций по способу их объединения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
Наряду с такими терминами, как «предприятие», «организация», «учреждение», в кругу специалистов по управлению часто употребляются и такие термины, как «компания», «корпорация», «холдинг», «трест», «концерн», «конгломерат», «консорциум», «синдикат». Необходимо заметить, что термины «компания» и «корпорация» имеют то же содержание, что и предприятие по российскому законодательству.
Однако законодательство не предусматривает некоторых форм объединения юридических лиц с целью совместного осуществления коммерческой деятельности.
Проведем классификацию систем объединения физических и юридических лиц, положив в основу вид деятельности объединения (коммерческий и некоммерческий) и сочетание объединяющихся лиц (физических и юридических). Полученные результаты приведены в табл. 10.2.
Концерн– объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе централизации функций научно‑технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности с целью снижения издержек. Кроме того, в концернах обычно присутствует координационный центр.
Концерн имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно‑технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями.
Концерны могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперативных связях.
Участниками концерна могут быть отдельные предприятия, компании, фирмы, которые объединяют свои усилия для решения каких‑либо общих целей: выравнивание определенных отраслевых сезонных колебаний и рисков, перемещение капитала из менее перспективных отраслей промышленности в более прогрессивные, осуществление капиталовложений при наличии крупных ликвидных средств, создание «экономической империи».
Нередко в промышленных и торговых концернах участвуют банки. Это делается для того, чтобы теснее привязать предприятия к банкам в качестве клиентов.
Партнеры, входящие в концерн, формально сохраняют свою самостоятельность, но при этом подвергаются контролю со стороны возглавляющей концерн финансовой группы.
Концерн образуется вокруг крупной материнской компании или холдинга, контролирующего несколько юридически самостоятельных компаний [48].
Концерн может быть создан в форме вертикальной интеграции, диверсификации или конгломерации – в зависимости от процессов, на основе которых происходит объединение отдельных участников [7].
Крупные мировые концерны, имеющие десятки предприятий, филиалов и представительств в разных странах мира, называются транснациональными корпорациями (ТНК) [4].
Консорциум(лат. consortium– соучастие) – временное объединение (соглашение) между несколькими банками, предприятиями, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или для осуществления наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе международных. Консорциум – одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала.
Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных объединений. Консорциумы создают единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников, бюджетных средств и кредитов банка.
Консорциумы бывают национальными и международными.
Исследовательские консорциумы представляют собой форму сотрудничества промышленных и других организаций, используемую при проведении крупномасштабных НИОКР [2].
Создание консорциума дает следующие преимущества:
• возможность проведения работ, которые нельзя провести самостоятельно;
• распределение расходов и снижение риска;
• объединение с фирмами – участниками дефицитных людских и материальных ресурсов для выполнения исследований;
• повышение технического уровня и конкурентоспособности. Чаще всего консорциумы создаются для разработки месторождений полезных ископаемых, реже – в обрабатывающей промышленности. При этом предприятие может участвовать в конкретном консорциуме частью своих ресурсов, а остальные использовать в других областях бизнеса.
Конгломераткак объединение разнородных предприятий представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных хозяйствующих субъектов, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Другими словами, конгломератная диверсификация предусматривает выход компании в сферы деятельности, прямо не связанные с основной номенклатурой производства.
Важнейшими инструментами конгломератной диверсификации являются слияние и поглощение других компаний. Конгломераты появились в период усиления диверсификации производства в условиях динамических изменений конъюнктуры рынка, спроса и предложения.
В 60–70‑е гг. XX в. в США конгломератные слияния составляли около 70 % всех слияний [2]. Руководство многих фирм преуспело на базе строительства конгломератов. Например, ИТТ из безвестной телефонной компании превратилась в широко дифференцированный конгломерат, в состав которого входят телефонная и космическая связь, потребительские товары, гостиничное дело, прокат автомобилей и страхование. Прибыль на акцию возросла до 15 % годовых.
Конгломератам свойственна децентрализация управления. Однако в настоящее время распространены конгломераты, имеющие единый финансовый контроль со стороны холдинга.
Картель(франц. cartelот carta– бумага, документ) – форма объединения, участники которого заключают соглашение о разделе рынка, предполагающее координацию бизнес‑планов в части планов продаж. Соглашения касаются монополизации и раздела рынка, объемов (квот) производства и реализации продукции, условий сбыта товаров и найма рабочей силы, цен и сроков платежа, рационализации производства и управления, обмена партнерами. В последнее время картельные соглашения предусматривают патентные соглашения, договоры об обмене научно‑технической информацией, ноу‑хау и т. п. Ряд стран использует картель как форму, способную вывести из кризиса какую‑либо отрасль. Различают внутренние, экспортные, импортные и международные картели.
Участники картеля сохраняют производственную и хозяйственную самостоятельность, но нарушение соглашения ведет к штрафам участников.
Картели создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.
Корнер– форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого‑либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.
Синдикат(лат. sindicatus, sindicus– поверенный, представитель) – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть, а также закупки сырья, что в целом ведет к получению монопольно высокой прибыли. Объединившиеся корпорации теряют свою коммерческую самостоятельность, сохраняя самостоятельность юридическую.
Синдикат осуществляет общее планирование в части сбыта и маркетинга. При этом сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган – сбытовую контору, которая принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья по монопольно низким ценам, диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг [41].
Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. Наряду с отдельными предприятиями участниками синдиката могут быть тресты и концерны. Синдикаты вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими аналогичную продукцию. Взаимоотношения внутри синдиката тоже носят конкурентный характер: различные подразделения, входящие в синдикат, борются за заказы и квоты, что нередко ведет к его ослаблению и распаду.
В современных условиях, когда действует система антимонопольных инструментов, синдикат утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам организации [2].
Альянс– аналог синдиката в финансовой (инвестиционной, банковской) области.
В качестве иллюстрации можно привести пример: в 1997 г. главе авиакомпании LuftgansaЮ. Веберу пришла в голову достаточно эксцентричная идея: предложить своим конкурентам организовать в отрасли единый центр планирования и управления – такое своеобразное мировое министерство авиации. По его инициативе возник первый в мире глобальный альянс – Star Alliance– объединивший сети маршрутов Luftgansa,SAS, United Airlinesи др. Идея Вебера была проста: уменьшить количество независимых игроков в отрасли, что естественным образом привело бы к увеличению загрузки кресел и оптимизации маршрутов. Реализация этой идеи принесла ощутимые результаты. Так, благодаря альянсу Luftgansaдополнительно заработала 275 млн долл., United Airlines– 200 млн долл., a SAS– 59 млн долл.
Трест– объединение предприятий, в рамках которого участники, вошедшие в его состав, теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра.
Предприниматели, входящие в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству треста. Тресты создаются с целью мощного вхождения в рынок. Цели предприятий, входящих в трест, подчинены главной цели вновь созданного объединения. Лучшая организационная форма треста – комбинат.
Комбинат(лат. combinare– соединять) – объединение технологически связанных между собой предприятий, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой. Эта форма широко используется в пищевой, деревообрабатывающей промышленности. Например, в молочный комбинат входят не только заводы по переработке, но и непосредственно фермы, поставляющие охлажденное молоко, и магазины по продаже готовой продукции.
Союз– это объединение по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях.
Ассоциация– добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью сотрудничества, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Эта форма создается для обмена информацией, сокращения расходов на оплату приглашенных консультантов, лоббирования коллективных интересов предпринимателей, вошедших в объединение. Самостоятельность и независимость входящих в объединение членов сохраняются.
Франчайза– объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.
Холдинг– корпорация или акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций одной или нескольких корпораций, управляющая или контролирующая их деятельность и определяющая общую стратегию развития.
Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации.
Холдинг может контролировать значительное число компаний разной отраслевой принадлежности, суммарный капитал которых во много раз превышает капитал материнской компании (например, нефтеперерабатывающий холдинг). Холдинговая форма организации является технически удобной, так как позволяет руководить группой предприятий, их производственной политикой, осуществлять контроль над ценами, защищая интересы всей группы, а не отдельного предприятия.
Холдинговые компании широко используются в отраслях: естественных монополий; с высокой концентрацией производства; с общей технологической цепочкой (например, нефтедобыча, нефтепереработка); связанных с обслуживанием населения (швейная, авторемонт, автозаправки и пр.). Холдинги могут создавать финансово‑промышленные группы с целью контроля за деятельностью входящих в нее структур или снижения опасности неконтролируемой скупки акций коммерческими структурами.
Преимущество холдинговой компании состоит в том, что она противопоставляет конкурентам свою объединенность и консолидацию. Эта важнейшая особенность холдинговой компании является также и существенным недостатком для потребителей, поскольку чрезмерная консолидация производства и сбыта ведет к монополизму производителя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Положительные стороны обусловлены следующими возможностями холдинговой компании: использование увеличения размеров производства и сбыта; достижение высокой эффективности в международном движении капитала. Отрицательные стороны холдинговой компании: стремление к монополизму и усилению контроля над предприятиями; искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных; потребность в большом количестве высококвалифицированных менеджеров.
Существуют два типа холдинговых компаний – чистые и смешанные. Чистые– это неторговые компании, которые согласно своему уставу не имеют права осуществлять торговые операции или иной бизнес, владеют только капиталом. В России они называются финансовыми холдинговыми компаниями. Их функция заключается в том, чтобы иметь акции, управлять действиями и перераспределять дивиденды дочерних компаний.
Смешанныехолдинговые компании, кроме владения контрольными пакетами акций и права руководить другими компаниями, активно занимаются торговлей или бизнесом и имеют в своем балансовом отчете вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимого и недвижимого имущества.
Наиболее примечательные черты современных форм организации бизнеса – создание и функционирование групп компаний, имеющих определенную внутреннюю структуру.
С одной стороны, требованием времени становится оперативная активность, связанная с рынком (маркетинговая политика, стратегия и т. д.), с финансовой самостоятельностью, с другой – все же требуется единый центр, осуществляющий общее руководство. Мировой опыт подсказывает, что такой структурой может быть холдинг.
В настоящее время холдинги функционируют на Западе практически во всех важнейших отраслях хозяйства: в банковском деле, финансовой сфере, торговле, промышленности, на транспорте и т. д. Это не случайно, ибо практикой доказано, что холдинговая форма организации финансового капитала наиболее жизнеспособна, подвижна и эффективна.
Холдинг, как уже упоминалось, представляет собой особый вид компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Классическая холдинговая компания, как правило, состоит из головной(материнской), дочернихи внучатыхфирм. Дочерние компании обладают статусом самостоятельного юридического лица и организованы по типу обществ с ограниченной ответственностью, т. е. в случае их банкротства или неплатежеспособности они отвечают по своим обязательствам только имуществом своей компании. Нередко дочерние компании являются держателями контрольных пакетов акций подчиненных им внучатых подразделений.
В соответствии с законом дочерней компанией является акционерное общество, в котором приобретено более 50 % акций. Ее взаимоотношения с материнской фирмой строятся на основании специальных положений устава, а также действующего законодательства. Дочерняя компания является самостоятельной хозяйствующей единицей, имеющей устав, расчетный и текущий счета и другие признаки юридического лица.
Для контроля над дочерней компанией, который дает формальное право интегрировать в общую систему фирменного управления, участие холдинга в капитале дочерней компании может быть значительно менее 100 %. Полный контроль имеет место при владении пакетом акций в 75 %: возможен контроль решения вопросов, требующих не простого, а квалифицированного большинства голосов.
Холдинговые компании могут быть созданы в результате:
• преобразования крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
• объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;
• учреждения новых акционерных обществ.
При формировании холдингов принципиальное значение имеет вопрос о разграничении функций между головной и дочерними компаниями.
Холдинговая компания обычно выполняет следующие функции:
• определяет стратегическое развитие группы в целом и ее отдельных компаний;
• контролирует финансовые результаты работы дочерних компаний и всей группы в целом, составляет консолидированный баланс группы компаний;
• централизует капиталовложения и направляет их на развитие наиболее перспективных и прибыльных направлений бизнеса;
• подбирает и расставляет руководящие кадры группы.
• осуществляет координационные и коммуникационные связи между участниками холдинга;
• осуществляет аудиторскую деятельность.
Основными преимуществами функционирования холдинговых структур являются:
• возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя;
• более гибкое реагирование на колебания конъюнктуры;
• экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах;
• использование преимуществ диверсификации производства;
• единая налоговая и финансово‑кредитная политика;
• возможности варьировать финансовыми и инвестиционными ресурсами;
• облегчение фискального бремени.
По структуре контрольного пакета различают три вида холдингов: портфельный (владеет только контрольным пакетом других предприятий), инвестиционный (владеет и управляет портфелем акций других предприятий), портфельно‑инвестиционный (представляет собой сочетание первого и второго видов).
Портфельныйхолдинг не проводит каких‑либо мероприятий по управлению портфелем ценных бумаг предприятий, входящих в холдинговую компанию. Инвестиционныйхолдинг расширяет свою деятельность внедрением различного рода действий по управлению портфелем ценных бумаг предприятий холдинга, он может осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе продавать и покупать любые ценные бумаги, включая акции.
По характеру деятельности холдинговые компании могут подразделяться на так называемые чистыехолдинги, т. е. компании, занимающиеся исключительно контрольно‑управленческой деятельностью, и смешанные,в ведении которых, кроме функций контроля и управления, находятся также вопросы осуществления предпринимательской деятельности.
Финансово‑промышленная группа (ФПГ),промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа – объединение предприятий, проводящих скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую или консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Иногда члены группы обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия. Вариантом промышленной группы является сетевая организация [20].
Сетевая организация– организация, где часть существенных для бизнеса функций (прежде всего производство) передана на контрактной основе сторонним подрядчикам. В сетевых организациях на первый план выходят информационные кооперационные связи, а обычная производственная интеграция дополняет ее.
Объединения независимых предприятий (предпринимателей) создаются тогда, когда есть несколько (много) предприятий одного профиля, имеющих и осознающих общие интересы и (или) цель и не являющихся прямыми конкурентами. Отношения между членами объединения и объединением чисто договорные, вступить в объединение и выйти из него можно в любой момент без согласия других его членов; члены объединения не теряют своей самостоятельности и прав юридического лица.
В другом случае (объединение частично зависимых предприятий) члены объединения зависят друг от друга, координируют всю деятельность или ее часть, обмениваются акциями, но при этом права в области управления никому не передаются. Структура и здесь симметричная. К таким объединениям относятся синдикат и промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа.
Актуальность формирования ФПГ обусловливают следующие предпосылки:
• необходимость соединения процессов приватизации и структурной перестройки промышленности;
• острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
• рост количества коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности, а также увеличение их финансовых активов;
• наличие серьезного структурного и финансово‑инвестиционного кризиса в промышленности;
• необходимость укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и создания новых кооперационных связей в производстве конкурентоспособной продукции;
• сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных товаропроизводителей на внешний рынок;
• потеря значительной доли внутреннего рынка России из‑за появления на нем крупных зарубежных компаний. Финансово‑промышленные группы, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, являются основой экономики ведущих индустриальных стран и мирового хозяйства в целом. Это диктуется стремлением обеспечить наивысшую экономическую эффективность при сочетании преимуществ концентрации материальных и нематериальных ресурсов с достоинствами децентрализации управления и ответственности.
На основании мирового опыта можно выделить общие закономерности, характерные для ФПГ. К ним относятся:
• широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
• целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
• долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
• высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов внутри группы;
• селективное вмешательство главных акционеров (как правило, при появлении крупных проблем);
• совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально интегрированных групп. Финансово‑промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ [66].
В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Кроме них в их состав могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Но определяющим условием создания ФПГ является объединение промышленного и банковского капиталов. Такое объединение хозяйственных субъектов позволяет решать следующие задачи:
1) повышение конкурентоспособности и эффективности производства;
2) создание рациональных производственных и кооперационных связей;
3) увеличение экспортного потенциала;
4) ускорение научно‑технического прогресса за счет консолидации корпоративных усилий и объединение всей ресурсной базы.
Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. Участие больше чем в одной ФПГ не допускается.
Участники ФПГ (юридические лица) учреждают центральную компанию ФПГ, которая является юридическим лицом и (по отношению к создавшим ФПГ участникам) основным обществом, уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел ФПГ. Центральная компания ФПГ, действующая на основании Федерального закона «О финансово‑промышленных группах», как правило, является инвестиционным институтом, однако Законом допускается создание центральной компании ФПГ в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза [7].
Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих ФПГ, включающий представителей всех ее участников, компетенция каждого из которых устанавливается договором о создании ФПГ. Контроль за деятельностью ФПГ осуществляет полномочный государственный орган. Годовой отчет о деятельности ФПГ публикуется.
Группа юридических лиц может быть признана ФПГ при наличии двух обязательных условий:
1) решение государственного органа о ее государственной регистрации;
2) нахождение в составе группы организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Формирование ФПГ имеет свои преимущества:
• снижение вероятности банкротства и повышение устойчивости предприятий, финансово‑кредитных и других учреждений к воздействиям экономического и политического характера за счет объединения капитала;
• возможность создания мощной материально‑финансовой и научной базы, достаточной не только для выживания предприятий, организаций и финансовых институтов в условиях кризиса, но и для дальнейшего их развития и совершенствования;
• расширение возможности производства высококачественной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции и ее реализации, кооперации между предприятиями внутри России и в странах СНГ, развития социальной сферы;
• перераспределение управленческих функций государства за счет передачи части полномочий министерств и ведомств руководящим органам ФПГ;
• стабилизация процессов налогообложения и ценообразования, снижение инфляции;
• возможность противодействия неуправляемому проникновению крупных зарубежных монополий в экономику России и в оборонный комплекс путем создания высокоэффективной импортозамещающей продукции;
• концентрация на межотраслевой основе действенной конкуренции между несколькими ФПГ за государственные заказы;
• диверсификация предприятий и организация оборонного комплекса, интеграция их в ФПГ, что частично снимает проблемы социальной напряженности и структурной безработицы. Основная цель ФПГ в России – преодоление кризиса и стагнации производства, создание условий для повышения эффективности функционирования предприятий.
В России создана законодательная база для формирования ФПГ, но в постоянно меняющихся экономических условиях ее необходимо постоянно совершенствовать.
Организационно‑правовые формы ФПГ и состав участников могут быть разными в зависимости от этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно‑производственного потенциала предприятий, положения на рынке. Предприятия – участники ФПГ объединяются вокруг коммерческого банка, промышленного предприятия. Однако на участие в ФПГ имеются определенные ограничения [27]:
• дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом, а дочерние унитарные предприятия – с унитарным предприятием‑учредителем;
• государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником имущества;
• участие более чем в одной ФПГ не допускается;
• не допускается участие в ФПГ общественных и религиозных организаций (объединений).
ФПГ классифицируются [48]:
• по отраслевой принадлежности – отраслевые, межотраслевые;
• по масштабам деятельности – региональные, национальные, международные;
• по степени диверсификации – моно– и многопрофильные;
• по формам производственной интеграции – горизонтальные, вертикальные, конгломераты.
ВертикальныеФПГ представляют собой объединение под единым контролем предприятий, осуществляющих разные стадии производства того или иного товара, т. е. функционирующих по принципу замкнутой технологической цепочки. Замкнутая технологическая цепочка подразумевает полный цикл – от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя через собственную транспортную и сбытовую сеть.
ГоризонтальныеФПГ – это объединение под единым контролем двух и более предприятий, располагающих полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях. Горизонтальные ФПГ возникли в ответ на стремительное развитие новых отраслей производства, как попытка укрепить свои позиции на рынке посредством внедрения в новые сферы деятельности и включения современных видов производств в состав уже сформировавшихся ФПГ.
Под влиянием процессов диверсификации формируются конгло‑меративные ФПГ, которые образуются посредством объединения различных предприятий, находящихся на разных стадиях производства, функционирующих в различных отраслях и не связанных между собой. Такие объединения ориентированы на развитие и максимизацию прибылей. При этом происходит объединение целой сети разнородных предприятий, которые не имеют целевого и технологического единства, финансового контроля со стороны управляющей компании. Конгломераты отличаются значительной децентрализацией управления, причем главными средствами управления в них являются экономические и финансовые рычаги, методы косвенного регулирования деятельности подразделений. Благодаря диверсифицированной структуре, уменьшающей риск убытков от циклических, конъюнктурных и структурных колебаний, конгломераты более устойчивы к конкуренции.
Таким образом, главные различия между ФПГ и холдинговой компанией (в рамках российского законодательства) состоят в следующем. Во‑первых, ФПГ может не владеть контрольными пакетами акций участников группы. Во‑вторых, в холдингах не обязательно наличие кредитно‑финансовых организаций.
Классификация ФПГ, как правило, осуществляется по таким характеристикам, как: способ формирования, тип организационного строения, форма собственности, способ внутригруппового управления, границы осуществления деятельности. Классификация ФПГ приведена на рис. 10.3 [38].
Кэйрэцу– объединение фирм в устойчивые промышленнофи‑нансовые группы, характерные для Японии [2]. Объединившись в кэйрэцу, несколько десятков разнопрофильных фирм образуют универсальный многоотраслевой концерн. Из 100 крупнейших промышленных фирм Японии 70 являются членами той или иной кэйрэцу.
Несмотря на то что буквальный перевод этого слова с японского означает «объединение без руководителя», кэйрэцу – это секретное оружие японской промышленности, означающее объединение большого числа фирм вокруг торговых компаний и/или банков [63]. Кэйрэцу характеризуется замысловатой системой перекрестного владения акциями, когда банк владеет акциями всех коммерческих компаний, а последние владеют акциями друг друга.
Кэйрэцу объединены на основе общей лояльности, взаимодействия и взаимного дополнения. Его члены действуют сообща, помогая друг другу увеличить долю рынка, особенно компаниям, действующим «на передовой», т. е. конкурирующим на мировых рынках. Они помогают друг другу приобретать дешевое сырье, делятся технологией, повышают стандарты качества, обмениваются информацией о рынке и оказывают друг другу финансовую поддержку.
Кэйрэцу представляют собой современные объединения, но в то же время сохранили многие черты дзайбацу.
Запрет на холдинги, действующий до настоящего времени в Японии, привел к тому, что каждая из компаний, входящих в группу, владеет небольшим (в несколько процентов) пакетом акций многих из партнеров группы, однако вместе взятые участники группы владеют достаточным пакетом акций какой‑либо компании и могут влиять на ее действия. Поэтому проводимые регулярно совещания президентов компаний, образующих кэйрэцу, фактически представляют собой собрания крупнейших акционеров этих компаний. Такое относительно мягкое управление делами позволяет им, с одной стороны, пользоваться преимуществами объединения, а с другой – не лишает самостоятельности.
Для кэйрэцу характерно:
• наличие собственной системы финансовых учреждений;
• взаимное владение акциями;
• объединение фирм внутри группы для реализации крупных или перспективных проектов;
• наличие обязательств о взаимных поставках внутри группы;
• организация общей универсальной торговой фирмы;
• наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм, входящих в кэйрэцу;
• взаимный обмен сотрудниками, в том числе руководителями разного уровня [2].
В кэйрэцу холдинг заменен советом президентов компаний‑участниц, который и осуществляет контроль и координацию посредством владения частью акций.
Наряду с такими терминами, как «предприятие», «организация», «учреждение», в кругу специалистов по управлению часто употребляются и такие термины, как «компания», «корпорация», «холдинг», «трест», «концерн», «конгломерат», «консорциум», «синдикат». Необходимо заметить, что термины «компания» и «корпорация» имеют то же содержание, что и предприятие по российскому законодательству.
Однако законодательство не предусматривает некоторых форм объединения юридических лиц с целью совместного осуществления коммерческой деятельности.
Проведем классификацию систем объединения физических и юридических лиц, положив в основу вид деятельности объединения (коммерческий и некоммерческий) и сочетание объединяющихся лиц (физических и юридических). Полученные результаты приведены в табл. 10.2.
Концерн– объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе централизации функций научно‑технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности с целью снижения издержек. Кроме того, в концернах обычно присутствует координационный центр.
Концерн имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно‑технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями.
Концерны могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперативных связях.
Участниками концерна могут быть отдельные предприятия, компании, фирмы, которые объединяют свои усилия для решения каких‑либо общих целей: выравнивание определенных отраслевых сезонных колебаний и рисков, перемещение капитала из менее перспективных отраслей промышленности в более прогрессивные, осуществление капиталовложений при наличии крупных ликвидных средств, создание «экономической империи».
Нередко в промышленных и торговых концернах участвуют банки. Это делается для того, чтобы теснее привязать предприятия к банкам в качестве клиентов.
Партнеры, входящие в концерн, формально сохраняют свою самостоятельность, но при этом подвергаются контролю со стороны возглавляющей концерн финансовой группы.
Концерн образуется вокруг крупной материнской компании или холдинга, контролирующего несколько юридически самостоятельных компаний [48].
Концерн может быть создан в форме вертикальной интеграции, диверсификации или конгломерации – в зависимости от процессов, на основе которых происходит объединение отдельных участников [7].
Крупные мировые концерны, имеющие десятки предприятий, филиалов и представительств в разных странах мира, называются транснациональными корпорациями (ТНК) [4].
Консорциум(лат. consortium– соучастие) – временное объединение (соглашение) между несколькими банками, предприятиями, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или для осуществления наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе международных. Консорциум – одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала.
Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных объединений. Консорциумы создают единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников, бюджетных средств и кредитов банка.
Консорциумы бывают национальными и международными.
Исследовательские консорциумы представляют собой форму сотрудничества промышленных и других организаций, используемую при проведении крупномасштабных НИОКР [2].
Создание консорциума дает следующие преимущества:
• возможность проведения работ, которые нельзя провести самостоятельно;
• распределение расходов и снижение риска;
• объединение с фирмами – участниками дефицитных людских и материальных ресурсов для выполнения исследований;
• повышение технического уровня и конкурентоспособности. Чаще всего консорциумы создаются для разработки месторождений полезных ископаемых, реже – в обрабатывающей промышленности. При этом предприятие может участвовать в конкретном консорциуме частью своих ресурсов, а остальные использовать в других областях бизнеса.
Конгломераткак объединение разнородных предприятий представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных хозяйствующих субъектов, вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Другими словами, конгломератная диверсификация предусматривает выход компании в сферы деятельности, прямо не связанные с основной номенклатурой производства.
Важнейшими инструментами конгломератной диверсификации являются слияние и поглощение других компаний. Конгломераты появились в период усиления диверсификации производства в условиях динамических изменений конъюнктуры рынка, спроса и предложения.
В 60–70‑е гг. XX в. в США конгломератные слияния составляли около 70 % всех слияний [2]. Руководство многих фирм преуспело на базе строительства конгломератов. Например, ИТТ из безвестной телефонной компании превратилась в широко дифференцированный конгломерат, в состав которого входят телефонная и космическая связь, потребительские товары, гостиничное дело, прокат автомобилей и страхование. Прибыль на акцию возросла до 15 % годовых.
Конгломератам свойственна децентрализация управления. Однако в настоящее время распространены конгломераты, имеющие единый финансовый контроль со стороны холдинга.
Картель(франц. cartelот carta– бумага, документ) – форма объединения, участники которого заключают соглашение о разделе рынка, предполагающее координацию бизнес‑планов в части планов продаж. Соглашения касаются монополизации и раздела рынка, объемов (квот) производства и реализации продукции, условий сбыта товаров и найма рабочей силы, цен и сроков платежа, рационализации производства и управления, обмена партнерами. В последнее время картельные соглашения предусматривают патентные соглашения, договоры об обмене научно‑технической информацией, ноу‑хау и т. п. Ряд стран использует картель как форму, способную вывести из кризиса какую‑либо отрасль. Различают внутренние, экспортные, импортные и международные картели.
Участники картеля сохраняют производственную и хозяйственную самостоятельность, но нарушение соглашения ведет к штрафам участников.
Картели создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.
Корнер– форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого‑либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.
Синдикат(лат. sindicatus, sindicus– поверенный, представитель) – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть, а также закупки сырья, что в целом ведет к получению монопольно высокой прибыли. Объединившиеся корпорации теряют свою коммерческую самостоятельность, сохраняя самостоятельность юридическую.
Синдикат осуществляет общее планирование в части сбыта и маркетинга. При этом сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган – сбытовую контору, которая принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья по монопольно низким ценам, диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг [41].
Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. Наряду с отдельными предприятиями участниками синдиката могут быть тресты и концерны. Синдикаты вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими аналогичную продукцию. Взаимоотношения внутри синдиката тоже носят конкурентный характер: различные подразделения, входящие в синдикат, борются за заказы и квоты, что нередко ведет к его ослаблению и распаду.
В современных условиях, когда действует система антимонопольных инструментов, синдикат утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам организации [2].
Альянс– аналог синдиката в финансовой (инвестиционной, банковской) области.
В качестве иллюстрации можно привести пример: в 1997 г. главе авиакомпании LuftgansaЮ. Веберу пришла в голову достаточно эксцентричная идея: предложить своим конкурентам организовать в отрасли единый центр планирования и управления – такое своеобразное мировое министерство авиации. По его инициативе возник первый в мире глобальный альянс – Star Alliance– объединивший сети маршрутов Luftgansa,SAS, United Airlinesи др. Идея Вебера была проста: уменьшить количество независимых игроков в отрасли, что естественным образом привело бы к увеличению загрузки кресел и оптимизации маршрутов. Реализация этой идеи принесла ощутимые результаты. Так, благодаря альянсу Luftgansaдополнительно заработала 275 млн долл., United Airlines– 200 млн долл., a SAS– 59 млн долл.
Трест– объединение предприятий, в рамках которого участники, вошедшие в его состав, теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра.
Предприниматели, входящие в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству треста. Тресты создаются с целью мощного вхождения в рынок. Цели предприятий, входящих в трест, подчинены главной цели вновь созданного объединения. Лучшая организационная форма треста – комбинат.
Комбинат(лат. combinare– соединять) – объединение технологически связанных между собой предприятий, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой. Эта форма широко используется в пищевой, деревообрабатывающей промышленности. Например, в молочный комбинат входят не только заводы по переработке, но и непосредственно фермы, поставляющие охлажденное молоко, и магазины по продаже готовой продукции.
Союз– это объединение по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях.
Ассоциация– добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью сотрудничества, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Эта форма создается для обмена информацией, сокращения расходов на оплату приглашенных консультантов, лоббирования коллективных интересов предпринимателей, вошедших в объединение. Самостоятельность и независимость входящих в объединение членов сохраняются.
Франчайза– объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.
Холдинг– корпорация или акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций одной или нескольких корпораций, управляющая или контролирующая их деятельность и определяющая общую стратегию развития.
Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации.
Холдинг может контролировать значительное число компаний разной отраслевой принадлежности, суммарный капитал которых во много раз превышает капитал материнской компании (например, нефтеперерабатывающий холдинг). Холдинговая форма организации является технически удобной, так как позволяет руководить группой предприятий, их производственной политикой, осуществлять контроль над ценами, защищая интересы всей группы, а не отдельного предприятия.
Холдинговые компании широко используются в отраслях: естественных монополий; с высокой концентрацией производства; с общей технологической цепочкой (например, нефтедобыча, нефтепереработка); связанных с обслуживанием населения (швейная, авторемонт, автозаправки и пр.). Холдинги могут создавать финансово‑промышленные группы с целью контроля за деятельностью входящих в нее структур или снижения опасности неконтролируемой скупки акций коммерческими структурами.
Преимущество холдинговой компании состоит в том, что она противопоставляет конкурентам свою объединенность и консолидацию. Эта важнейшая особенность холдинговой компании является также и существенным недостатком для потребителей, поскольку чрезмерная консолидация производства и сбыта ведет к монополизму производителя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Положительные стороны обусловлены следующими возможностями холдинговой компании: использование увеличения размеров производства и сбыта; достижение высокой эффективности в международном движении капитала. Отрицательные стороны холдинговой компании: стремление к монополизму и усилению контроля над предприятиями; искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных; потребность в большом количестве высококвалифицированных менеджеров.
Существуют два типа холдинговых компаний – чистые и смешанные. Чистые– это неторговые компании, которые согласно своему уставу не имеют права осуществлять торговые операции или иной бизнес, владеют только капиталом. В России они называются финансовыми холдинговыми компаниями. Их функция заключается в том, чтобы иметь акции, управлять действиями и перераспределять дивиденды дочерних компаний.
Смешанныехолдинговые компании, кроме владения контрольными пакетами акций и права руководить другими компаниями, активно занимаются торговлей или бизнесом и имеют в своем балансовом отчете вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимого и недвижимого имущества.
Наиболее примечательные черты современных форм организации бизнеса – создание и функционирование групп компаний, имеющих определенную внутреннюю структуру.
С одной стороны, требованием времени становится оперативная активность, связанная с рынком (маркетинговая политика, стратегия и т. д.), с финансовой самостоятельностью, с другой – все же требуется единый центр, осуществляющий общее руководство. Мировой опыт подсказывает, что такой структурой может быть холдинг.
В настоящее время холдинги функционируют на Западе практически во всех важнейших отраслях хозяйства: в банковском деле, финансовой сфере, торговле, промышленности, на транспорте и т. д. Это не случайно, ибо практикой доказано, что холдинговая форма организации финансового капитала наиболее жизнеспособна, подвижна и эффективна.
Холдинг, как уже упоминалось, представляет собой особый вид компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Классическая холдинговая компания, как правило, состоит из головной(материнской), дочернихи внучатыхфирм. Дочерние компании обладают статусом самостоятельного юридического лица и организованы по типу обществ с ограниченной ответственностью, т. е. в случае их банкротства или неплатежеспособности они отвечают по своим обязательствам только имуществом своей компании. Нередко дочерние компании являются держателями контрольных пакетов акций подчиненных им внучатых подразделений.
В соответствии с законом дочерней компанией является акционерное общество, в котором приобретено более 50 % акций. Ее взаимоотношения с материнской фирмой строятся на основании специальных положений устава, а также действующего законодательства. Дочерняя компания является самостоятельной хозяйствующей единицей, имеющей устав, расчетный и текущий счета и другие признаки юридического лица.
Для контроля над дочерней компанией, который дает формальное право интегрировать в общую систему фирменного управления, участие холдинга в капитале дочерней компании может быть значительно менее 100 %. Полный контроль имеет место при владении пакетом акций в 75 %: возможен контроль решения вопросов, требующих не простого, а квалифицированного большинства голосов.
Холдинговые компании могут быть созданы в результате:
• преобразования крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
• объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;
• учреждения новых акционерных обществ.
При формировании холдингов принципиальное значение имеет вопрос о разграничении функций между головной и дочерними компаниями.
Холдинговая компания обычно выполняет следующие функции:
• определяет стратегическое развитие группы в целом и ее отдельных компаний;
• контролирует финансовые результаты работы дочерних компаний и всей группы в целом, составляет консолидированный баланс группы компаний;
• централизует капиталовложения и направляет их на развитие наиболее перспективных и прибыльных направлений бизнеса;
• подбирает и расставляет руководящие кадры группы.
• осуществляет координационные и коммуникационные связи между участниками холдинга;
• осуществляет аудиторскую деятельность.
Основными преимуществами функционирования холдинговых структур являются:
• возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя;
• более гибкое реагирование на колебания конъюнктуры;
• экономия на торговых, маркетинговых и прочих услугах;
• использование преимуществ диверсификации производства;
• единая налоговая и финансово‑кредитная политика;
• возможности варьировать финансовыми и инвестиционными ресурсами;
• облегчение фискального бремени.
По структуре контрольного пакета различают три вида холдингов: портфельный (владеет только контрольным пакетом других предприятий), инвестиционный (владеет и управляет портфелем акций других предприятий), портфельно‑инвестиционный (представляет собой сочетание первого и второго видов).
Портфельныйхолдинг не проводит каких‑либо мероприятий по управлению портфелем ценных бумаг предприятий, входящих в холдинговую компанию. Инвестиционныйхолдинг расширяет свою деятельность внедрением различного рода действий по управлению портфелем ценных бумаг предприятий холдинга, он может осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе продавать и покупать любые ценные бумаги, включая акции.
По характеру деятельности холдинговые компании могут подразделяться на так называемые чистыехолдинги, т. е. компании, занимающиеся исключительно контрольно‑управленческой деятельностью, и смешанные,в ведении которых, кроме функций контроля и управления, находятся также вопросы осуществления предпринимательской деятельности.
Финансово‑промышленная группа (ФПГ),промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа – объединение предприятий, проводящих скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую или консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Иногда члены группы обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия. Вариантом промышленной группы является сетевая организация [20].
Сетевая организация– организация, где часть существенных для бизнеса функций (прежде всего производство) передана на контрактной основе сторонним подрядчикам. В сетевых организациях на первый план выходят информационные кооперационные связи, а обычная производственная интеграция дополняет ее.
Объединения независимых предприятий (предпринимателей) создаются тогда, когда есть несколько (много) предприятий одного профиля, имеющих и осознающих общие интересы и (или) цель и не являющихся прямыми конкурентами. Отношения между членами объединения и объединением чисто договорные, вступить в объединение и выйти из него можно в любой момент без согласия других его членов; члены объединения не теряют своей самостоятельности и прав юридического лица.
В другом случае (объединение частично зависимых предприятий) члены объединения зависят друг от друга, координируют всю деятельность или ее часть, обмениваются акциями, но при этом права в области управления никому не передаются. Структура и здесь симметричная. К таким объединениям относятся синдикат и промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа.
Актуальность формирования ФПГ обусловливают следующие предпосылки:
• необходимость соединения процессов приватизации и структурной перестройки промышленности;
• острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
• рост количества коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности, а также увеличение их финансовых активов;
• наличие серьезного структурного и финансово‑инвестиционного кризиса в промышленности;
• необходимость укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и создания новых кооперационных связей в производстве конкурентоспособной продукции;
• сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных товаропроизводителей на внешний рынок;
• потеря значительной доли внутреннего рынка России из‑за появления на нем крупных зарубежных компаний. Финансово‑промышленные группы, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, являются основой экономики ведущих индустриальных стран и мирового хозяйства в целом. Это диктуется стремлением обеспечить наивысшую экономическую эффективность при сочетании преимуществ концентрации материальных и нематериальных ресурсов с достоинствами децентрализации управления и ответственности.
На основании мирового опыта можно выделить общие закономерности, характерные для ФПГ. К ним относятся:
• широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
• целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
• долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
• высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов внутри группы;
• селективное вмешательство главных акционеров (как правило, при появлении крупных проблем);
• совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально интегрированных групп. Финансово‑промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ [66].
В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Кроме них в их состав могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Но определяющим условием создания ФПГ является объединение промышленного и банковского капиталов. Такое объединение хозяйственных субъектов позволяет решать следующие задачи:
1) повышение конкурентоспособности и эффективности производства;
2) создание рациональных производственных и кооперационных связей;
3) увеличение экспортного потенциала;
4) ускорение научно‑технического прогресса за счет консолидации корпоративных усилий и объединение всей ресурсной базы.
Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. Участие больше чем в одной ФПГ не допускается.
Участники ФПГ (юридические лица) учреждают центральную компанию ФПГ, которая является юридическим лицом и (по отношению к создавшим ФПГ участникам) основным обществом, уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел ФПГ. Центральная компания ФПГ, действующая на основании Федерального закона «О финансово‑промышленных группах», как правило, является инвестиционным институтом, однако Законом допускается создание центральной компании ФПГ в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза [7].
Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих ФПГ, включающий представителей всех ее участников, компетенция каждого из которых устанавливается договором о создании ФПГ. Контроль за деятельностью ФПГ осуществляет полномочный государственный орган. Годовой отчет о деятельности ФПГ публикуется.
Группа юридических лиц может быть признана ФПГ при наличии двух обязательных условий:
1) решение государственного органа о ее государственной регистрации;
2) нахождение в составе группы организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Формирование ФПГ имеет свои преимущества:
• снижение вероятности банкротства и повышение устойчивости предприятий, финансово‑кредитных и других учреждений к воздействиям экономического и политического характера за счет объединения капитала;
• возможность создания мощной материально‑финансовой и научной базы, достаточной не только для выживания предприятий, организаций и финансовых институтов в условиях кризиса, но и для дальнейшего их развития и совершенствования;
• расширение возможности производства высококачественной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции и ее реализации, кооперации между предприятиями внутри России и в странах СНГ, развития социальной сферы;
• перераспределение управленческих функций государства за счет передачи части полномочий министерств и ведомств руководящим органам ФПГ;
• стабилизация процессов налогообложения и ценообразования, снижение инфляции;
• возможность противодействия неуправляемому проникновению крупных зарубежных монополий в экономику России и в оборонный комплекс путем создания высокоэффективной импортозамещающей продукции;
• концентрация на межотраслевой основе действенной конкуренции между несколькими ФПГ за государственные заказы;
• диверсификация предприятий и организация оборонного комплекса, интеграция их в ФПГ, что частично снимает проблемы социальной напряженности и структурной безработицы. Основная цель ФПГ в России – преодоление кризиса и стагнации производства, создание условий для повышения эффективности функционирования предприятий.
В России создана законодательная база для формирования ФПГ, но в постоянно меняющихся экономических условиях ее необходимо постоянно совершенствовать.
Организационно‑правовые формы ФПГ и состав участников могут быть разными в зависимости от этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно‑производственного потенциала предприятий, положения на рынке. Предприятия – участники ФПГ объединяются вокруг коммерческого банка, промышленного предприятия. Однако на участие в ФПГ имеются определенные ограничения [27]:
• дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом, а дочерние унитарные предприятия – с унитарным предприятием‑учредителем;
• государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником имущества;
• участие более чем в одной ФПГ не допускается;
• не допускается участие в ФПГ общественных и религиозных организаций (объединений).
ФПГ классифицируются [48]:
• по отраслевой принадлежности – отраслевые, межотраслевые;
• по масштабам деятельности – региональные, национальные, международные;
• по степени диверсификации – моно– и многопрофильные;
• по формам производственной интеграции – горизонтальные, вертикальные, конгломераты.
ВертикальныеФПГ представляют собой объединение под единым контролем предприятий, осуществляющих разные стадии производства того или иного товара, т. е. функционирующих по принципу замкнутой технологической цепочки. Замкнутая технологическая цепочка подразумевает полный цикл – от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя через собственную транспортную и сбытовую сеть.
ГоризонтальныеФПГ – это объединение под единым контролем двух и более предприятий, располагающих полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях. Горизонтальные ФПГ возникли в ответ на стремительное развитие новых отраслей производства, как попытка укрепить свои позиции на рынке посредством внедрения в новые сферы деятельности и включения современных видов производств в состав уже сформировавшихся ФПГ.
Под влиянием процессов диверсификации формируются конгло‑меративные ФПГ, которые образуются посредством объединения различных предприятий, находящихся на разных стадиях производства, функционирующих в различных отраслях и не связанных между собой. Такие объединения ориентированы на развитие и максимизацию прибылей. При этом происходит объединение целой сети разнородных предприятий, которые не имеют целевого и технологического единства, финансового контроля со стороны управляющей компании. Конгломераты отличаются значительной децентрализацией управления, причем главными средствами управления в них являются экономические и финансовые рычаги, методы косвенного регулирования деятельности подразделений. Благодаря диверсифицированной структуре, уменьшающей риск убытков от циклических, конъюнктурных и структурных колебаний, конгломераты более устойчивы к конкуренции.
Таким образом, главные различия между ФПГ и холдинговой компанией (в рамках российского законодательства) состоят в следующем. Во‑первых, ФПГ может не владеть контрольными пакетами акций участников группы. Во‑вторых, в холдингах не обязательно наличие кредитно‑финансовых организаций.
Классификация ФПГ, как правило, осуществляется по таким характеристикам, как: способ формирования, тип организационного строения, форма собственности, способ внутригруппового управления, границы осуществления деятельности. Классификация ФПГ приведена на рис. 10.3 [38].
Кэйрэцу– объединение фирм в устойчивые промышленнофи‑нансовые группы, характерные для Японии [2]. Объединившись в кэйрэцу, несколько десятков разнопрофильных фирм образуют универсальный многоотраслевой концерн. Из 100 крупнейших промышленных фирм Японии 70 являются членами той или иной кэйрэцу.
Несмотря на то что буквальный перевод этого слова с японского означает «объединение без руководителя», кэйрэцу – это секретное оружие японской промышленности, означающее объединение большого числа фирм вокруг торговых компаний и/или банков [63]. Кэйрэцу характеризуется замысловатой системой перекрестного владения акциями, когда банк владеет акциями всех коммерческих компаний, а последние владеют акциями друг друга.
Кэйрэцу объединены на основе общей лояльности, взаимодействия и взаимного дополнения. Его члены действуют сообща, помогая друг другу увеличить долю рынка, особенно компаниям, действующим «на передовой», т. е. конкурирующим на мировых рынках. Они помогают друг другу приобретать дешевое сырье, делятся технологией, повышают стандарты качества, обмениваются информацией о рынке и оказывают друг другу финансовую поддержку.
Кэйрэцу представляют собой современные объединения, но в то же время сохранили многие черты дзайбацу.
Запрет на холдинги, действующий до настоящего времени в Японии, привел к тому, что каждая из компаний, входящих в группу, владеет небольшим (в несколько процентов) пакетом акций многих из партнеров группы, однако вместе взятые участники группы владеют достаточным пакетом акций какой‑либо компании и могут влиять на ее действия. Поэтому проводимые регулярно совещания президентов компаний, образующих кэйрэцу, фактически представляют собой собрания крупнейших акционеров этих компаний. Такое относительно мягкое управление делами позволяет им, с одной стороны, пользоваться преимуществами объединения, а с другой – не лишает самостоятельности.
Для кэйрэцу характерно:
• наличие собственной системы финансовых учреждений;
• взаимное владение акциями;
• объединение фирм внутри группы для реализации крупных или перспективных проектов;
• наличие обязательств о взаимных поставках внутри группы;
• организация общей универсальной торговой фирмы;
• наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм, входящих в кэйрэцу;
• взаимный обмен сотрудниками, в том числе руководителями разного уровня [2].
В кэйрэцу холдинг заменен советом президентов компаний‑участниц, который и осуществляет контроль и координацию посредством владения частью акций.