6.5. ПРиМ‑анализ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
Внутренняя среда организации представляет собой стратегический ресурс ее развития.
Как и любая система, организация допускает описание ее содержания с помощью различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического и т. д.) и представление ее с помощью различных подсистем: это обусловлено постановкой конкретной задачи. Поэтому анализ внутренней среды организации всегда индивидуален, неповторим. Но общими для всех организаций являются полнота анализа и его многофакторность.
Иногда анализ проводится по функциональному принципу, когда объектом анализа выступают функциональные подразделения организации, однако такой подход не обеспечивает требуемой полноты и целостности результата. Или же проводится стратегический анализ по отдельным видам бизнеса или бизнес‑процессам.
Целесообразнее проводить анализ внутренней среды организации по двум направлениям: анализ эффективности переработки основных видов ресурсов в организации (рис. 6.6) и анализ уровня (параметров) менеджмента в организации (рис. 6.7).
В качестве ресурсов следует рассматривать время, энергию, финансы, материалы, информацию и людские ресурсы. Анализ характеристик менеджмента в организации включает анализ уровня стратегии, качества торговой марки, организационной структуры, имиджа, структуры затрат и инновационности организации. Подобный анализ внутренней среды назовем ПРиМ‑анализом (переработка ресурсов и менеджмент).
Приведем в качестве примера перечень угроз, содержащий результаты анализа параметров внешней и внутренней среды, полученный в процессе консультационной деятельности в период разработки стратегий развития муниципальных образований (Гусевского района Владимирской области и девяти поселков, входящих в район) в 2003–2004 гг.
Перечень угроз
1. Зависимость (экономическая, политическая) от государства, перекос межбюджетных отношений в сторону центра.
2. Старение населения и его уменьшение.
3. Неверие в проводимые реформы и апатия населения.
4. Конкуренция со стороны муниципальных образований.
5. Вероятность насыщения российского рынка подобной продукцией, появление новых конкурентов.
6. Высокий удельный вес импорта.
7. Недостаток объектов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков.
8. Высокий износ инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, теплоснабжение).
9. Низкий уровень общественной безопасности. 10. Высокий риск для предпринимателей.
Результаты SWOT‑анализаобрабатываются следующим образом. Проблемное поле упорядочивается, и методом парных сравнений определяются наиболее значимые проблемы.
Возможности и угрозы, а также сильные стороны организации не имеют между собой ярко выраженных причинно‑следственных связей. Поэтому определение наиболее значимых параметров из числа сильных сторон и параметров внешней среды осуществляется методом экспертных оценок.
Выявленные из полученных перечней наиболее значимые параметры SWOT‑анализа позволяют составить матрицу решений.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой внешняя среда организации?
2. В чем проявляется адаптация организации к внешней среде?
3. Как расшифровывается аббревиатура SWOT?
4. В чем заключается основное содержание SWOT‑анализа?
5. Что представляют собой сильные стороны организации?
6. Можно ли сказать, что слабые стороны организации являются ее проблемами?
7. В чем проявляются возможности организации?
8. Могут ли одни и те же события внешней среды нести в себе как возможности, так и угрозы?
9. Из каких подсистем состоит макроокружение организации?
10. Как влияет на организацию дальняя внешняя среда?
11. Что представляет собой _РДОТ‑анализ?
12. Как влияют на организацию поставщики?
13. Какова может быть сила потребителей продукции организации?
14. В чем состоит анализ конкурентных сил?
15. Какова структура анализа внутренней среды организации?
16. Из каких элементов состоит анализ менеджмента в организации?
17. Что включает анализ эффективности трансформации ресурсов в готовую продукцию?
18. Как можно использовать результаты SWOT‑анализа?
Внутренняя среда организации представляет собой стратегический ресурс ее развития.
Как и любая система, организация допускает описание ее содержания с помощью различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического и т. д.) и представление ее с помощью различных подсистем: это обусловлено постановкой конкретной задачи. Поэтому анализ внутренней среды организации всегда индивидуален, неповторим. Но общими для всех организаций являются полнота анализа и его многофакторность.
Иногда анализ проводится по функциональному принципу, когда объектом анализа выступают функциональные подразделения организации, однако такой подход не обеспечивает требуемой полноты и целостности результата. Или же проводится стратегический анализ по отдельным видам бизнеса или бизнес‑процессам.
Целесообразнее проводить анализ внутренней среды организации по двум направлениям: анализ эффективности переработки основных видов ресурсов в организации (рис. 6.6) и анализ уровня (параметров) менеджмента в организации (рис. 6.7).
В качестве ресурсов следует рассматривать время, энергию, финансы, материалы, информацию и людские ресурсы. Анализ характеристик менеджмента в организации включает анализ уровня стратегии, качества торговой марки, организационной структуры, имиджа, структуры затрат и инновационности организации. Подобный анализ внутренней среды назовем ПРиМ‑анализом (переработка ресурсов и менеджмент).
Приведем в качестве примера перечень угроз, содержащий результаты анализа параметров внешней и внутренней среды, полученный в процессе консультационной деятельности в период разработки стратегий развития муниципальных образований (Гусевского района Владимирской области и девяти поселков, входящих в район) в 2003–2004 гг.
Перечень угроз
1. Зависимость (экономическая, политическая) от государства, перекос межбюджетных отношений в сторону центра.
2. Старение населения и его уменьшение.
3. Неверие в проводимые реформы и апатия населения.
4. Конкуренция со стороны муниципальных образований.
5. Вероятность насыщения российского рынка подобной продукцией, появление новых конкурентов.
6. Высокий удельный вес импорта.
7. Недостаток объектов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков.
8. Высокий износ инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, теплоснабжение).
9. Низкий уровень общественной безопасности. 10. Высокий риск для предпринимателей.
Результаты SWOT‑анализаобрабатываются следующим образом. Проблемное поле упорядочивается, и методом парных сравнений определяются наиболее значимые проблемы.
Возможности и угрозы, а также сильные стороны организации не имеют между собой ярко выраженных причинно‑следственных связей. Поэтому определение наиболее значимых параметров из числа сильных сторон и параметров внешней среды осуществляется методом экспертных оценок.
Выявленные из полученных перечней наиболее значимые параметры SWOT‑анализа позволяют составить матрицу решений.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой внешняя среда организации?
2. В чем проявляется адаптация организации к внешней среде?
3. Как расшифровывается аббревиатура SWOT?
4. В чем заключается основное содержание SWOT‑анализа?
5. Что представляют собой сильные стороны организации?
6. Можно ли сказать, что слабые стороны организации являются ее проблемами?
7. В чем проявляются возможности организации?
8. Могут ли одни и те же события внешней среды нести в себе как возможности, так и угрозы?
9. Из каких подсистем состоит макроокружение организации?
10. Как влияет на организацию дальняя внешняя среда?
11. Что представляет собой _РДОТ‑анализ?
12. Как влияют на организацию поставщики?
13. Какова может быть сила потребителей продукции организации?
14. В чем состоит анализ конкурентных сил?
15. Какова структура анализа внутренней среды организации?
16. Из каких элементов состоит анализ менеджмента в организации?
17. Что включает анализ эффективности трансформации ресурсов в готовую продукцию?
18. Как можно использовать результаты SWOT‑анализа?