7.3. Социальные и социально‑экономические системы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
По определению организация представляет собой прежде всего совокупность людей, объединенных стремлением к достижению общей цели. Наличие человека в организации делает ее социальной, а стремление людей к достижению экономических целей – еще и экономической.
Для того чтобы социальная система могла обеспечивать достижение поставленных целей, необходима управляющая подсистема, находящаяся внутри организации или за ее пределами. Таким образом, организационную системуможно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.
В управляющей подсистемеможно выделить два блока: блок постановки целей и блок регулирования. Функции управляющей системы выполняет, как правило, система органов управления (определение видения, миссии, целей, содержания стратегического плана, координация в реализации плана, учет и контроль).
Управляемая подсистема,как правило, состоит из трех блоков: основная деятельность, вспомогательная деятельность и блок по обслуживанию деятельности.
Общая схема взаимодействия организационной системы с внешней средой и взаимодействия управляющей и управляемой подсистем представлена на рис. 7.3.
Социально‑экономические системы относятся к открытым системам. Они активно взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней ресурсами и продуктами своей жизнедеятельности.
Рассматриваемые системы имеют границы, которые определяются пределом распространения внутреннего управляющего воздействия самой системы. А в качестве внешней среды системы выступает область, не находящаяся под контролем лица, принимающего решение.
Модель состава свойств организации представлена на рис. 7.4. Из него следует, что свойства хозяйственной организации как системы – это сочетание качеств не только социально‑экономических, проявляющихся в их сложности, связности и организованности, но и требующих управления в условиях неопределенности внешней и внутренней среды организации.
Связностькак свойство взаимной зависимости процессов преобразования ресурсов в полезные результаты определяет границы социально‑экономической системы и позволяет выделить ее из среды. Факторы изменения параметров связности позволяют определить условия, необходимые для выделения социально‑экономических систем различного масштаба. Эти условия следующие [23]:
• наличие специфической функции (цели), обеспечивающей реализацию общей функции хозяйства России;
• определенное единство хозяйственных интересов взаимодействующих субъектов по отношению к их полезным результатам;
• обособление решений, подлежащих согласованию во взаимодействии различных субъектов.
В этом смысле можно выделить три типа социально‑экономических систем: система на уровне хозяйства России; система на уровне региона; система на уровне предприятия.
В теории социально‑экономических систем свобода выбора лица, принимающего решения по преобразованию элементов входа в элементы выхода, рассматривается как неопределенность деятельности,представляемая в трех параметрах – последовательность, состав операции и время на их выполнение. Способы оценки неопределенности деятельности зависят от исследования.
Представление о сложности системыобычно связывается с количеством элементов и связей между элементами. В то же время сложность социально‑экономической системы оценивается не путем анализа числа и характера связей, а с помощью анализа разнообразия свойств и их распределения в частях социально‑экономической системы. То есть сложность организации выражается отношением двух динамических процессов, охватывающих систему в целом: процесс непрерывного изменения состава свойств, которые можно встретить у элементов системы, и процесса непрерывного перераспределения этих свойств между элементами системы [23].
Поэтому сложность можно рассматривать как динамическое свойство, которое характеризует изменение разнообразия свойств элементов системы и распределения этих свойств по элементам. Если все элементы системы различны, то степень сложности системы высока.
Чем больше потенциально возможных связей известно лицу, принимающему решения, тем больше возможностей в деятельности организации отыскать и реализовать такие действия, которые обеспечат наибольший прирост уровня реализации ее функции. Доля известных связей является основным, но не единственным фактором, определяющим управляемость
социально‑экономической системы, поскольку существует множество наборов потенциально возможных связей.
В этом отношении управляемость социально‑экономической системы тем выше, чем больше шансов у лица, принимающего решения, выявить этот эффективный набор связей.
С ростом числа связей естественным образом усложняется система. Но если нарастание сложности самой системы идет быстрее, чем нарастание числа фактически реализуемых связей, с помощью которых она снимается, то в этом случае социально‑экономическая система справится с нарастанием сложности более эффективно.
Можно выделить основные уровни социальных систем: все конкретно‑историческое общество (например, российское); сообщества, представляющие собой объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения); организации в их правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ; уровень подразделений организаций.
Если в основу классификации положить административно‑территориальные показатели, то следует выделить три уровня: Федерация, субъекты РФ (республика, край, область, национальный округ, автономная область, города федерального значения), муниципальные образования (город, поселок, село, деревня, хутор).
Другая классификация основана на определении сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Причем духовная сфера, избыточная с точки зрения целесообразности (мораль, религия, нравственность, идеология, мировоззрение), определяет развитие общества не менее жестко, чем сугубо материальные факторы, определяющие развитие социально‑экономических систем.
Если говорить о развитии, то необходимо отметить, что его началом являются случайные изменения, которые, с одной стороны, открывают новые возможности, а с другой – снижают устойчивость системы, что приводит к изменениям системообразующих факторов социально‑экономических систем. К таким факторам можно отнести следующие [7]:
• общая цель всей совокупности компонентов;
• подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;
• выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;
• отношения субординации и координации между компонентами системы;
• наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.
Несмотря на то что деятельность человека является цементирующим фактором всех подсистем организации, каждый элемент организации качественно определен и специфичен. Это означает, что экономическая подсистема в силу своих специфических черт обладает особенностями, отличающими ее от социальной подсистемы и любой другой, входящей в совокупность подсистем организации.
Специфика социальных отношений заключается в том, что они возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей.
Под социальными отношениямипонимаются отношения между людьми и их объединениями в целях обеспечения личных и общественных потребностей. Они складываются между индивидуумами, между ними и общественными структурами разных масштабов, вплоть до общества в целом. Выделяют следующие разновидности социальных отношений [7].
Трудовые отношения,которые складываются в сфере труда. Они связаны с обеспечением общественных и личных потребностей, касающихся использования труда, и возникают как между индивидуумами (работниками), так и между ними и различными общественными структурами – фирмами и другими организациями – носителями функций работодателя, их службами и должностными лицами, учреждениями профессиональной подготовки, службами занятости и трудоустройства, государственными и муниципальными органами, выполняющими функции, связанные с занятостью и трудоустройством.
Управленческие отношения,предусматривающие распорядительство, координацию и исполнение. Ошибочно считать их волевыми или специфически экономическими, политическими или идеологическими отношениями. Начальник и подчиненный, руководитель и руководимый – социальные субъекты, а значит, и отношения между ними носят социальный характер, и, как любые социальные отношения, они складываются с учетом социального статуса, который различен у руководителей и подчиненных ему сотрудников.
Стремление получить благо и ценности по применяемым методам, приемам у этих субъектов тоже будет разным в зависимости от того, в какой области и в отношении чего осуществляется управление – в производстве (товары и услуги), в организации профессиональных и общеобразовательных учреждений (повышение знаний обучающихся), в науке (знания и технологии), в здравоохранении (сохранение и восстановление здоровья) и т. п.
Социальные отношения проявляются в социальной жизни и деятельности. Главная особенность социальной жизни – взаимодействие индивидуумов, образующих посредством своих связей и отношений социальные общности.
Социальная жизньтесно связана с другими формами проявления общественной жизни – экономической, политической и духовной.
Социальная подсистемаорганизации представляет собой одну из ведущих подсистем организации, включающую совокупность индивидуумов, малых и больших групп, профессиональных, статусных, национальных слоев, неформальных сообществ, объединенных социальными отношениями и специфическими интересами, а также ценности, мотивы и ожидания.
Каждый человек как элемент социальной подсистемы имеет определенный круг общения и входит в какую‑либо группу, привнося в нее свои интересы и ценности, обретая в группе определенный статус.
Социальный статус характеризует место индивидуума в организации. Здесь следует отметить предписанный статус, который навязан человеку социумом и не зависит от усилий и заслуг личности. Подобный статус может быть обусловлен местом рождения, происхождением и другими обстоятельствами. Приобретенный, или достигнутый, статус определяется усилиями самого индивидуума. Выделяют также естественный и профессионально‑должностной статусы, которые фиксируют социальное, экономическое положение человека (учредитель предприятия, работодатель или лица, работающие по найму, менеджеры и рядовые исполнители, администраторы и специалисты).
Человек, имеющий определенный статус, вольно или невольно играет соответствующую роль в организации. Совокупность ролей, обусловленных статусом, называют ролевой подсистемой.
Интерескак избирательная направленность индивидуума или социальной группы на приобретение тех или иных знаний (опыта) или выполнение той или иной деятельности является активным источником изменений в организации.
С одной стороны, интересы – причина действий или поступков людей, с другой – человек (социальная группа) может действовать вопреки собственным интересам. Интересы человека, хотя и порождены общественными условиями, базируются на ценностных ориентациях, составляющих внутренний мир личности. Их реализация побуждается мотивами, которые должны учитываться менеджером в процессе управления.
Ценностьвыражает собой особое социальное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека переносятся из мира идей в мир вещей, предметов, услуг и духовных ценностей, придавая им определенные социальные свойства. Различают ценности материальные и духовные.
Индивидуальные ценностиобладают ценностным значением в первую очередь для конкретной личности. Они обусловлены воспитанием, образованием и жизненным опытом конкретного человека.
Групповые, или коллективные, ценностиформируются и утверждаются в процессе совместной деятельности людей и имеют значимость для сплочения группы вокруг них, позволяя членам группы идентифицировать себя с ней и идентифицировать саму группу во внешней среде.
Ценностные ориентации индивидуумов и социальных групп, с одной стороны, имеют национальную окраску, а с другой – оказывают влияние на формирование национальных, классовых и общечеловеческих ценностей в обществе.
Развитие организаций, сопровождаемое изменениями, испытывает мощное сопротивление со стороны социальной подсистемы именно в силу проявления ориентаций работников, отстаивающих свои интересы, статусы и ценности.
Контрольные вопросы
1. К какому классу систем относятся организационные системы?
2. Назовите основные принципы организации.
3. Дайте классификацию организаций по правовой форме.
4. Какие общие черты присущи формальным и неформальным организациям?
5. Классифицируйте организации по отношению к власти, по отношению к прибыли, по принципу самостоятельности принятия решений.
6. Какова классификация организаций по форме собственности?
7. Чем отличаются коммерческие организации от некоммерческих?
8. Приведите определение организации.
9. Что понимается под ресурсами организации?
10. Что понимается под взаимодействием организации с внешней средой?
11. С какой целью осуществляется в организации вертикальное и горизонтальное разделение труда?
12. Что такое подразделение организации?
13. Как связаны между собой управляющая и управляемая системы?
14. Назовите основные свойства хозяйственной организации.
15. Что понимается под управляемостью социально‑экономических систем?
16. Чем характеризуется сложность социально‑экономических систем?
17. Выделите основные уровни социальных систем.
18. Дайте характеристику сферам общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.
19. Назовите системообразующие факторы социально‑экономических систем.
20. Чем отличаются экономические системы от социальных?
21. В чем проявляются социальные отношения?
22. Что представляет собой такая социальная категория, как ценность?
23. Приведите примеры групповых ценностей.
24. Приведите примеры общечеловеческих ценностей.
По определению организация представляет собой прежде всего совокупность людей, объединенных стремлением к достижению общей цели. Наличие человека в организации делает ее социальной, а стремление людей к достижению экономических целей – еще и экономической.
Для того чтобы социальная система могла обеспечивать достижение поставленных целей, необходима управляющая подсистема, находящаяся внутри организации или за ее пределами. Таким образом, организационную системуможно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.
В управляющей подсистемеможно выделить два блока: блок постановки целей и блок регулирования. Функции управляющей системы выполняет, как правило, система органов управления (определение видения, миссии, целей, содержания стратегического плана, координация в реализации плана, учет и контроль).
Управляемая подсистема,как правило, состоит из трех блоков: основная деятельность, вспомогательная деятельность и блок по обслуживанию деятельности.
Общая схема взаимодействия организационной системы с внешней средой и взаимодействия управляющей и управляемой подсистем представлена на рис. 7.3.
Социально‑экономические системы относятся к открытым системам. Они активно взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней ресурсами и продуктами своей жизнедеятельности.
Рассматриваемые системы имеют границы, которые определяются пределом распространения внутреннего управляющего воздействия самой системы. А в качестве внешней среды системы выступает область, не находящаяся под контролем лица, принимающего решение.
Модель состава свойств организации представлена на рис. 7.4. Из него следует, что свойства хозяйственной организации как системы – это сочетание качеств не только социально‑экономических, проявляющихся в их сложности, связности и организованности, но и требующих управления в условиях неопределенности внешней и внутренней среды организации.
Связностькак свойство взаимной зависимости процессов преобразования ресурсов в полезные результаты определяет границы социально‑экономической системы и позволяет выделить ее из среды. Факторы изменения параметров связности позволяют определить условия, необходимые для выделения социально‑экономических систем различного масштаба. Эти условия следующие [23]:
• наличие специфической функции (цели), обеспечивающей реализацию общей функции хозяйства России;
• определенное единство хозяйственных интересов взаимодействующих субъектов по отношению к их полезным результатам;
• обособление решений, подлежащих согласованию во взаимодействии различных субъектов.
В этом смысле можно выделить три типа социально‑экономических систем: система на уровне хозяйства России; система на уровне региона; система на уровне предприятия.
В теории социально‑экономических систем свобода выбора лица, принимающего решения по преобразованию элементов входа в элементы выхода, рассматривается как неопределенность деятельности,представляемая в трех параметрах – последовательность, состав операции и время на их выполнение. Способы оценки неопределенности деятельности зависят от исследования.
Представление о сложности системыобычно связывается с количеством элементов и связей между элементами. В то же время сложность социально‑экономической системы оценивается не путем анализа числа и характера связей, а с помощью анализа разнообразия свойств и их распределения в частях социально‑экономической системы. То есть сложность организации выражается отношением двух динамических процессов, охватывающих систему в целом: процесс непрерывного изменения состава свойств, которые можно встретить у элементов системы, и процесса непрерывного перераспределения этих свойств между элементами системы [23].
Поэтому сложность можно рассматривать как динамическое свойство, которое характеризует изменение разнообразия свойств элементов системы и распределения этих свойств по элементам. Если все элементы системы различны, то степень сложности системы высока.
Чем больше потенциально возможных связей известно лицу, принимающему решения, тем больше возможностей в деятельности организации отыскать и реализовать такие действия, которые обеспечат наибольший прирост уровня реализации ее функции. Доля известных связей является основным, но не единственным фактором, определяющим управляемость
социально‑экономической системы, поскольку существует множество наборов потенциально возможных связей.
В этом отношении управляемость социально‑экономической системы тем выше, чем больше шансов у лица, принимающего решения, выявить этот эффективный набор связей.
С ростом числа связей естественным образом усложняется система. Но если нарастание сложности самой системы идет быстрее, чем нарастание числа фактически реализуемых связей, с помощью которых она снимается, то в этом случае социально‑экономическая система справится с нарастанием сложности более эффективно.
Можно выделить основные уровни социальных систем: все конкретно‑историческое общество (например, российское); сообщества, представляющие собой объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения); организации в их правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ; уровень подразделений организаций.
Если в основу классификации положить административно‑территориальные показатели, то следует выделить три уровня: Федерация, субъекты РФ (республика, край, область, национальный округ, автономная область, города федерального значения), муниципальные образования (город, поселок, село, деревня, хутор).
Другая классификация основана на определении сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Причем духовная сфера, избыточная с точки зрения целесообразности (мораль, религия, нравственность, идеология, мировоззрение), определяет развитие общества не менее жестко, чем сугубо материальные факторы, определяющие развитие социально‑экономических систем.
Если говорить о развитии, то необходимо отметить, что его началом являются случайные изменения, которые, с одной стороны, открывают новые возможности, а с другой – снижают устойчивость системы, что приводит к изменениям системообразующих факторов социально‑экономических систем. К таким факторам можно отнести следующие [7]:
• общая цель всей совокупности компонентов;
• подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;
• выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;
• отношения субординации и координации между компонентами системы;
• наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.
Несмотря на то что деятельность человека является цементирующим фактором всех подсистем организации, каждый элемент организации качественно определен и специфичен. Это означает, что экономическая подсистема в силу своих специфических черт обладает особенностями, отличающими ее от социальной подсистемы и любой другой, входящей в совокупность подсистем организации.
Специфика социальных отношений заключается в том, что они возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей.
Под социальными отношениямипонимаются отношения между людьми и их объединениями в целях обеспечения личных и общественных потребностей. Они складываются между индивидуумами, между ними и общественными структурами разных масштабов, вплоть до общества в целом. Выделяют следующие разновидности социальных отношений [7].
Трудовые отношения,которые складываются в сфере труда. Они связаны с обеспечением общественных и личных потребностей, касающихся использования труда, и возникают как между индивидуумами (работниками), так и между ними и различными общественными структурами – фирмами и другими организациями – носителями функций работодателя, их службами и должностными лицами, учреждениями профессиональной подготовки, службами занятости и трудоустройства, государственными и муниципальными органами, выполняющими функции, связанные с занятостью и трудоустройством.
Управленческие отношения,предусматривающие распорядительство, координацию и исполнение. Ошибочно считать их волевыми или специфически экономическими, политическими или идеологическими отношениями. Начальник и подчиненный, руководитель и руководимый – социальные субъекты, а значит, и отношения между ними носят социальный характер, и, как любые социальные отношения, они складываются с учетом социального статуса, который различен у руководителей и подчиненных ему сотрудников.
Стремление получить благо и ценности по применяемым методам, приемам у этих субъектов тоже будет разным в зависимости от того, в какой области и в отношении чего осуществляется управление – в производстве (товары и услуги), в организации профессиональных и общеобразовательных учреждений (повышение знаний обучающихся), в науке (знания и технологии), в здравоохранении (сохранение и восстановление здоровья) и т. п.
Социальные отношения проявляются в социальной жизни и деятельности. Главная особенность социальной жизни – взаимодействие индивидуумов, образующих посредством своих связей и отношений социальные общности.
Социальная жизньтесно связана с другими формами проявления общественной жизни – экономической, политической и духовной.
Социальная подсистемаорганизации представляет собой одну из ведущих подсистем организации, включающую совокупность индивидуумов, малых и больших групп, профессиональных, статусных, национальных слоев, неформальных сообществ, объединенных социальными отношениями и специфическими интересами, а также ценности, мотивы и ожидания.
Каждый человек как элемент социальной подсистемы имеет определенный круг общения и входит в какую‑либо группу, привнося в нее свои интересы и ценности, обретая в группе определенный статус.
Социальный статус характеризует место индивидуума в организации. Здесь следует отметить предписанный статус, который навязан человеку социумом и не зависит от усилий и заслуг личности. Подобный статус может быть обусловлен местом рождения, происхождением и другими обстоятельствами. Приобретенный, или достигнутый, статус определяется усилиями самого индивидуума. Выделяют также естественный и профессионально‑должностной статусы, которые фиксируют социальное, экономическое положение человека (учредитель предприятия, работодатель или лица, работающие по найму, менеджеры и рядовые исполнители, администраторы и специалисты).
Человек, имеющий определенный статус, вольно или невольно играет соответствующую роль в организации. Совокупность ролей, обусловленных статусом, называют ролевой подсистемой.
Интерескак избирательная направленность индивидуума или социальной группы на приобретение тех или иных знаний (опыта) или выполнение той или иной деятельности является активным источником изменений в организации.
С одной стороны, интересы – причина действий или поступков людей, с другой – человек (социальная группа) может действовать вопреки собственным интересам. Интересы человека, хотя и порождены общественными условиями, базируются на ценностных ориентациях, составляющих внутренний мир личности. Их реализация побуждается мотивами, которые должны учитываться менеджером в процессе управления.
Ценностьвыражает собой особое социальное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека переносятся из мира идей в мир вещей, предметов, услуг и духовных ценностей, придавая им определенные социальные свойства. Различают ценности материальные и духовные.
Индивидуальные ценностиобладают ценностным значением в первую очередь для конкретной личности. Они обусловлены воспитанием, образованием и жизненным опытом конкретного человека.
Групповые, или коллективные, ценностиформируются и утверждаются в процессе совместной деятельности людей и имеют значимость для сплочения группы вокруг них, позволяя членам группы идентифицировать себя с ней и идентифицировать саму группу во внешней среде.
Ценностные ориентации индивидуумов и социальных групп, с одной стороны, имеют национальную окраску, а с другой – оказывают влияние на формирование национальных, классовых и общечеловеческих ценностей в обществе.
Развитие организаций, сопровождаемое изменениями, испытывает мощное сопротивление со стороны социальной подсистемы именно в силу проявления ориентаций работников, отстаивающих свои интересы, статусы и ценности.
Контрольные вопросы
1. К какому классу систем относятся организационные системы?
2. Назовите основные принципы организации.
3. Дайте классификацию организаций по правовой форме.
4. Какие общие черты присущи формальным и неформальным организациям?
5. Классифицируйте организации по отношению к власти, по отношению к прибыли, по принципу самостоятельности принятия решений.
6. Какова классификация организаций по форме собственности?
7. Чем отличаются коммерческие организации от некоммерческих?
8. Приведите определение организации.
9. Что понимается под ресурсами организации?
10. Что понимается под взаимодействием организации с внешней средой?
11. С какой целью осуществляется в организации вертикальное и горизонтальное разделение труда?
12. Что такое подразделение организации?
13. Как связаны между собой управляющая и управляемая системы?
14. Назовите основные свойства хозяйственной организации.
15. Что понимается под управляемостью социально‑экономических систем?
16. Чем характеризуется сложность социально‑экономических систем?
17. Выделите основные уровни социальных систем.
18. Дайте характеристику сферам общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.
19. Назовите системообразующие факторы социально‑экономических систем.
20. Чем отличаются экономические системы от социальных?
21. В чем проявляются социальные отношения?
22. Что представляет собой такая социальная категория, как ценность?
23. Приведите примеры групповых ценностей.
24. Приведите примеры общечеловеческих ценностей.