Глава 8. Выполнение государственного бюджета Украины
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23
Статья 42. Организация выполнения государственного бюджета
1. Кабинет Министров Украины обеспечивает выполнения Государственного бюджета Украины. Министерство финансов Украины осуществляет общую организацию и управление исполнением Государственного бюджета Украины, координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета.
Статья 43. Казначейское обслуживание бюджетных средств
1. При выполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Государственное казначейство Украины, которое действует в составе Министерства финансов Украины, обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины.
Казначейское обслуживание бюджетных средств предусматривает:
расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других клиентов в соответствии с законодательством;
контроль за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений бюджета, взятии бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств и осуществлении платежей по этим обязательствам;
ведение бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов с соблюдением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета;
осуществление других операций с бюджетными средствами.
В органах Государственного казначейства Украины бюджетным учреждениям открываются счета в установленном законодательством порядке.
2. Обслуживание Государственным казначейством Украины учреждений Украины, которые функционируют за рубежом, осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.
3. Государственным казначейством Украины не осуществляется оплата услуг по обработке электронных расчетных документов и сообщений в системе электронных переводов Национального банка Украины и по переводу средств через валютные счета, открытые в Национальном банке Украины.
4. Государственное казначейство Украины по согласованию с Министерством финансов Украины имеет право привлекать на возвратной основе средства единого казначейского счета для покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины и для предоставления среднесрочных ссуд местным бюджетам.
5. Объемы временных кассовых разрывов местных бюджетов, связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда, в обязательном порядке покрываются Государственным казначейством Украины в пределах текущего бюджетного периода, а временные кассовые разрывы Пенсионного фонда Украины, связанные с выплатой пенсий, - в пределах фактического дефицита средств на эти цели за счет средств единого казначейского счета на договорных условиях без начисления процентов за пользование этими средствами с обязательным их возвратом до конца текущего бюджетного периода.
Порядок проведения таких операций утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 44. Роспись Государственного бюджета Украины
1. Государственный бюджет Украины выполняется за росписью, которая утверждается Министром финансов Украины в соответствии с бюджетными назначениями в месячный срок со дня принятия закона о Государственном бюджете Украины. До утверждения росписи Государственного бюджета Украины Министром финансов Украины утверждается временная роспись Государственного бюджета Украины на соответствующий период.
Экземпляр утвержденного росписи Государственного бюджета Украины передается в Счетную палату и Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета с дальнейшим информированием о внесенных в него изменения, обусловленные внесением изменений в закон о Государственном бюджете Украины.
2. Министерство финансов Украины на протяжении бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи Государственного бюджета Украины установленным бюджетным назначением, а также соответствие распределения бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по общему фонду государственного бюджета по определенным этим расписанием периодам года соответствующем прогноза поступлений общего фонда государственного бюджета в течение бюджетного периода.
Статья 45. Исполнение Государственного бюджета Украины по доходам
1. Министерство финансов Украины осуществляет прогнозирование и анализ доходов бюджета, а также согласование решений центрального налогового органа о рассрочку или отсрочки денежных обязательств плательщиков налогов или налогового долга на срок, выходящий за пределы одного бюджетного периода, Относительно общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей).
2. Государственное казначейство Украины ведет бухгалтерский учет всех поступлений Государственно бюджета Украины и по представлению органов, контролирующем взимания поступлений бюджета, осуществляет возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет.
3. Органы, контролирующие взимания поступлений бюджета, обеспечивают своевременное и в полном объеме поступления в Государственный бюджет налогов и сборов (обязательных платежей) и друг доходов соответственно законодательства. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы городским (городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) советов координируют деятельность соответствующи органов взыскания по выполнению определенных для территорий показателей доходов бюджета.
4. Налоги и сборы (обязательные платежи) и прочие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейских счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, контролирующем взимания поступлений бюджета (по исключением учреждений Украины, которы функционируют за рубежом).
Порядок зачисления в Государственный бюджет средств, получаемых учреждениями Украины, которы функционируют за рубежом, устанавливается кабинетом министров Украины.
5. Налоги и сборы (обязательные платежи) и прочие доходы государственного бюджета признаются зачисленнымы в Государственный бюджет со дня зачисления на единый казначейских счет.
6. Запрещается проведение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций и зачисления встречных платежных требований в финансовых учреждениях, за исключением операций, связанных с государственным долгом, и случаев, предусмотренных законом о Государственно бюджете Украины.
7. Перечень налогов и сборов (обязательных платежей) и друг доходов бюджета Согласно бюджетной классификации в разрезе органов, контролирующем взимания поступлений бюджета, а также общие требования по учету доходов бюджета определяются кабинетом министров Украины.
8. В случае изменения местонахождения субъектов хозяйствования - налогоплательщиков уплата определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода.
Статья 46. Стадии исполнения бюджета по расходам и кредитованием
1. Стадиями выполнения бюджета по расходам и кредитованием являются:
установления бюджетных ассигнований распорядителем бюджетных средств на основе и в пределах утвержденной росписи бюджета;
утверждение смет, паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), а также порядков использования бюджетных средств;
принятие бюджетных обязательств;
получение товаров, работ и услуг;
осуществление платежей Согласно взятых бюджетных обязательств;
использование товаров, работ и услуг для выполнения мероприятий бюджетных программ;
возврат кредитов в бюджет (по кредитованию бюджета).
Статья 47. Установления бюджетных ассигнований распорядителем бюджетных средств
1. Согласно утвержденным росписи бюджета распорядителем бюджетных средств получают бюджетные ассигнования, которы являются основанием для утверждения смет. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений устанавливается кабинетом министров Украины.
2. Государственное казначейство Украины осуществляет контроль за соответствие смет распорядителем бюджетных средств росписи бюджета.
3. Распорядителем бюджетных средств обеспечивают управление бюджетнымы ассигнования и осуществления контроля за выполнением процедур и требований, установленных настоящим Кодексом.
Статья 48. Взятие бюджетных обязательств
1. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Государственного казначейства Украины; относительно задач (проектов) Национальной программы информатизации - после их согласования с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации - центральным органом исполнительной власти, определенным Кабинетом Министров Украины.
2. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета (с соблюдением требований части второй статьи 57 настоящего Кодекса).
По бюджетным программам, которые осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков, международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов), срок действия которых завершается в текущем бюджетном периоде, распорядители бюджетных средств имеют право принимать соответствующие бюджетные обязательства в четвертом квартале текущего бюджетного периода более фактические поступления таких кредитов (займов) при условии наличия письменного согласия кредитора на оплату этих обязательств в течение первого квартала следующего бюджетного периода.
3. Размещение заказа, заключение договора, приобретения товара, услуги или осуществления других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взяты обязательства без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджет), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность.
4. Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами (кроме расходов, осуществляемых в соответствии с частью шестой настоящей статьи) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.
Требования физических и юридических лиц о возмещении убытков и / или ущерба по обязательствам, взятым распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), взимаемых с лиц, виновных во взятии таких обязательств, в судебном порядке.
5. Государственное казначейство Украины осуществляет регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и отражает их в отчетности об исполнении бюджета. При регистрации и учета бюджетных обязательств осуществляется проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорта бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе).
6. Бюджетные обязательства по выплате субсидий, помощи, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентской платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан , учитываются Государственным казначейством Украины независимо от определенных на эти цели бюджетных назначений.
7. Порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств определяется Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.
Статья 49. Осуществление платежей согласно взятых бюджетных обязательств
1. Распорядитель бюджетных средств после получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и предоставляет доверенность на осуществление платежа органа Государственного казначейства Украины, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, определенным пунктом 5 части первой статьи 4 настоящего Кодекса .
2. Государственное казначейство Украины осуществляет платежи за поручениями распорядителей бюджетных средств в случае:
наличия соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете исполнения бюджета;
наличия утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);
наличия у распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетных ассигнований.
Статья 50. Возврат кредитов в бюджет
1. В случае предоставления кредитов из бюджета у заемщиков возникает задолженность перед бюджетом. С момента предоставления кредитов из бюджета на сумму полученных из бюджета средств права кредитора и право требовать от заемщиков возврата таких кредитов в бюджет в полном объеме переходят к государству (Автономной Республики Крым, территориальной общины).
Исковая давность по требованиям относительно погашения такой задолженности не распространяется.
2. Органы государственной налоговой службы Украины определяются органами взыскания просроченной задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым, территориальной общиной) по кредитам из бюджета.
Статья 51. Особенности осуществления отдельных расходов бюджета
1. Руководители бюджетных учреждений содержат численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществляют фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения) , утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.
2. Расходы на бесплатное или льготное материальное и бытовое обеспечение, на которое согласно законодательству Украины имеют право отдельные категории работников бюджетных учреждений, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава (кроме категорий, льготы которым предусматриваются пунктом "й" части первой статьи 77 Основ законодательства Украины о здравоохранение, частью четвертой статьи 29 Основ законодательства Украины о культуре, абзацем первым части четвертой статьи 57 Закона Украины "Об образовании"), а также в части медицинской помощи и санаторно-курортного лечения и отдыха для оздоровления - члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, пенсионеры из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и члены их семей, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований на функционирование этих бюджетных учреждений.
К таким расходам относятся: обеспечение форменной одеждой, вещевым имуществом, служебным обмундированием, обеспечение бесплатной медицинской помощью; предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха для оздоровления; предоставление жилого помещения или выплата денежной компенсации за поднаем (наем) жилого помещения, снижение платы за пользование жильем (квартирной платы), топливом, телефоном и платы за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия); бесплатный проезд и перевозку багажа; бесплатное установление квартирной охранной сигнализации и пользование ею; бесплатное отправление и получение писем военнослужащими срочной службы.
3. Распорядители бюджетных средств обеспечивают в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, которые потребляются бюджетными учреждениями, и заключают договоры по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления .
4. При наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной платы (денежного обеспечения), стипендий, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетные обязательства и не осуществляют платежи за другими мероприятиями, связанными с функционированием бюджетных учреждений (кроме защищенных расходов бюджета, определенных статьей 55 этого Кодекса), до погашения такой задолженности.
5. При предоставлении льгот и осуществлении расходов из бюджета по их выплаты к членам семьи льготника относятся: жена (муж), их несовершеннолетние дети (до 18 лет); неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и II группы или инвалидами I группы; лицо, проживающее вместе с инвалидом войны I группы и присматривает за ним, при условии что инвалид войны не состоит в браке; нетрудоспособные родители; лицо, находящееся под опекой или попечительством гражданина, имеющего право на льготы, и проживает вместе с ним.
6. Вступление в международные организации и присоединении к международным договорам, условия членства в которых предусматривают уплату взносов или осуществления каких-либо других выплат за счет средств государственного бюджета, осуществляются на основании соответствующих объемов, определенных на эти цели в законе о Государственном бюджете Украины, и в порядке , определенном Законом Украины "О международных договорах Украины".
7. Расходы, связанные с функционированием иностранных дипломатических учреждений Украины, включая расходы на содержание их работников (кроме военных атташе), осуществляются исключительно через Министерство иностранных дел Украины.
8. Если фактический объем собственных поступлений по специальному фонду сметы бюджетного учреждения меньше плановых показателей, учитываемых в специальном фонде ее сметы, распорядитель бюджетных средств обязан до окончания бюджетного периода внести изменения в специальный фонд сметы по уменьшению собственных поступлений и расходов с учетом ожидаемого выполнения специального фонда сметы в соответствующем бюджетном периоде. Распорядители бюджетных средств благоустраивают бюджетные обязательства с учетом внесенных изменений в специальный фонд сметы.
9. Если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей.
Если такой задолженности нет, распорядитель бюджетных средств направляет 50 процентов средств на мероприятия, которые осуществляются за счет соответствующих поступлений и 50 процентов средств - на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе.
В таком случае распорядитель бюджетных средств осуществляет перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета.
Статья 42. Организация выполнения государственного бюджета
1. Кабинет Министров Украины обеспечивает выполнения Государственного бюджета Украины. Министерство финансов Украины осуществляет общую организацию и управление исполнением Государственного бюджета Украины, координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета.
Статья 43. Казначейское обслуживание бюджетных средств
1. При выполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Государственное казначейство Украины, которое действует в составе Министерства финансов Украины, обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины.
Казначейское обслуживание бюджетных средств предусматривает:
расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других клиентов в соответствии с законодательством;
контроль за осуществлением бюджетных полномочий при зачислении поступлений бюджета, взятии бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств и осуществлении платежей по этим обязательствам;
ведение бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов с соблюдением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета;
осуществление других операций с бюджетными средствами.
В органах Государственного казначейства Украины бюджетным учреждениям открываются счета в установленном законодательством порядке.
2. Обслуживание Государственным казначейством Украины учреждений Украины, которые функционируют за рубежом, осуществляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.
3. Государственным казначейством Украины не осуществляется оплата услуг по обработке электронных расчетных документов и сообщений в системе электронных переводов Национального банка Украины и по переводу средств через валютные счета, открытые в Национальном банке Украины.
4. Государственное казначейство Украины по согласованию с Министерством финансов Украины имеет право привлекать на возвратной основе средства единого казначейского счета для покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины и для предоставления среднесрочных ссуд местным бюджетам.
5. Объемы временных кассовых разрывов местных бюджетов, связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда, в обязательном порядке покрываются Государственным казначейством Украины в пределах текущего бюджетного периода, а временные кассовые разрывы Пенсионного фонда Украины, связанные с выплатой пенсий, - в пределах фактического дефицита средств на эти цели за счет средств единого казначейского счета на договорных условиях без начисления процентов за пользование этими средствами с обязательным их возвратом до конца текущего бюджетного периода.
Порядок проведения таких операций утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 44. Роспись Государственного бюджета Украины
1. Государственный бюджет Украины выполняется за росписью, которая утверждается Министром финансов Украины в соответствии с бюджетными назначениями в месячный срок со дня принятия закона о Государственном бюджете Украины. До утверждения росписи Государственного бюджета Украины Министром финансов Украины утверждается временная роспись Государственного бюджета Украины на соответствующий период.
Экземпляр утвержденного росписи Государственного бюджета Украины передается в Счетную палату и Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета с дальнейшим информированием о внесенных в него изменения, обусловленные внесением изменений в закон о Государственном бюджете Украины.
2. Министерство финансов Украины на протяжении бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи Государственного бюджета Украины установленным бюджетным назначением, а также соответствие распределения бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по общему фонду государственного бюджета по определенным этим расписанием периодам года соответствующем прогноза поступлений общего фонда государственного бюджета в течение бюджетного периода.
Статья 45. Исполнение Государственного бюджета Украины по доходам
1. Министерство финансов Украины осуществляет прогнозирование и анализ доходов бюджета, а также согласование решений центрального налогового органа о рассрочку или отсрочки денежных обязательств плательщиков налогов или налогового долга на срок, выходящий за пределы одного бюджетного периода, Относительно общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей).
2. Государственное казначейство Украины ведет бухгалтерский учет всех поступлений Государственно бюджета Украины и по представлению органов, контролирующем взимания поступлений бюджета, осуществляет возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет.
3. Органы, контролирующие взимания поступлений бюджета, обеспечивают своевременное и в полном объеме поступления в Государственный бюджет налогов и сборов (обязательных платежей) и друг доходов соответственно законодательства. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы городским (городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения) советов координируют деятельность соответствующи органов взыскания по выполнению определенных для территорий показателей доходов бюджета.
4. Налоги и сборы (обязательные платежи) и прочие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейских счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, контролирующем взимания поступлений бюджета (по исключением учреждений Украины, которы функционируют за рубежом).
Порядок зачисления в Государственный бюджет средств, получаемых учреждениями Украины, которы функционируют за рубежом, устанавливается кабинетом министров Украины.
5. Налоги и сборы (обязательные платежи) и прочие доходы государственного бюджета признаются зачисленнымы в Государственный бюджет со дня зачисления на единый казначейских счет.
6. Запрещается проведение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций и зачисления встречных платежных требований в финансовых учреждениях, за исключением операций, связанных с государственным долгом, и случаев, предусмотренных законом о Государственно бюджете Украины.
7. Перечень налогов и сборов (обязательных платежей) и друг доходов бюджета Согласно бюджетной классификации в разрезе органов, контролирующем взимания поступлений бюджета, а также общие требования по учету доходов бюджета определяются кабинетом министров Украины.
8. В случае изменения местонахождения субъектов хозяйствования - налогоплательщиков уплата определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода.
Статья 46. Стадии исполнения бюджета по расходам и кредитованием
1. Стадиями выполнения бюджета по расходам и кредитованием являются:
установления бюджетных ассигнований распорядителем бюджетных средств на основе и в пределах утвержденной росписи бюджета;
утверждение смет, паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), а также порядков использования бюджетных средств;
принятие бюджетных обязательств;
получение товаров, работ и услуг;
осуществление платежей Согласно взятых бюджетных обязательств;
использование товаров, работ и услуг для выполнения мероприятий бюджетных программ;
возврат кредитов в бюджет (по кредитованию бюджета).
Статья 47. Установления бюджетных ассигнований распорядителем бюджетных средств
1. Согласно утвержденным росписи бюджета распорядителем бюджетных средств получают бюджетные ассигнования, которы являются основанием для утверждения смет. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений устанавливается кабинетом министров Украины.
2. Государственное казначейство Украины осуществляет контроль за соответствие смет распорядителем бюджетных средств росписи бюджета.
3. Распорядителем бюджетных средств обеспечивают управление бюджетнымы ассигнования и осуществления контроля за выполнением процедур и требований, установленных настоящим Кодексом.
Статья 48. Взятие бюджетных обязательств
1. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Государственного казначейства Украины; относительно задач (проектов) Национальной программы информатизации - после их согласования с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации - центральным органом исполнительной власти, определенным Кабинетом Министров Украины.
2. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета (с соблюдением требований части второй статьи 57 настоящего Кодекса).
По бюджетным программам, которые осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков, международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов), срок действия которых завершается в текущем бюджетном периоде, распорядители бюджетных средств имеют право принимать соответствующие бюджетные обязательства в четвертом квартале текущего бюджетного периода более фактические поступления таких кредитов (займов) при условии наличия письменного согласия кредитора на оплату этих обязательств в течение первого квартала следующего бюджетного периода.
3. Размещение заказа, заключение договора, приобретения товара, услуги или осуществления других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взяты обязательства без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджет), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность.
4. Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами (кроме расходов, осуществляемых в соответствии с частью шестой настоящей статьи) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.
Требования физических и юридических лиц о возмещении убытков и / или ущерба по обязательствам, взятым распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), взимаемых с лиц, виновных во взятии таких обязательств, в судебном порядке.
5. Государственное казначейство Украины осуществляет регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и отражает их в отчетности об исполнении бюджета. При регистрации и учета бюджетных обязательств осуществляется проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорта бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе).
6. Бюджетные обязательства по выплате субсидий, помощи, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентской платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан , учитываются Государственным казначейством Украины независимо от определенных на эти цели бюджетных назначений.
7. Порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств определяется Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.
Статья 49. Осуществление платежей согласно взятых бюджетных обязательств
1. Распорядитель бюджетных средств после получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и предоставляет доверенность на осуществление платежа органа Государственного казначейства Украины, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, определенным пунктом 5 части первой статьи 4 настоящего Кодекса .
2. Государственное казначейство Украины осуществляет платежи за поручениями распорядителей бюджетных средств в случае:
наличия соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете исполнения бюджета;
наличия утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);
наличия у распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетных ассигнований.
Статья 50. Возврат кредитов в бюджет
1. В случае предоставления кредитов из бюджета у заемщиков возникает задолженность перед бюджетом. С момента предоставления кредитов из бюджета на сумму полученных из бюджета средств права кредитора и право требовать от заемщиков возврата таких кредитов в бюджет в полном объеме переходят к государству (Автономной Республики Крым, территориальной общины).
Исковая давность по требованиям относительно погашения такой задолженности не распространяется.
2. Органы государственной налоговой службы Украины определяются органами взыскания просроченной задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым, территориальной общиной) по кредитам из бюджета.
Статья 51. Особенности осуществления отдельных расходов бюджета
1. Руководители бюджетных учреждений содержат численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществляют фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения) , утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.
2. Расходы на бесплатное или льготное материальное и бытовое обеспечение, на которое согласно законодательству Украины имеют право отдельные категории работников бюджетных учреждений, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава (кроме категорий, льготы которым предусматриваются пунктом "й" части первой статьи 77 Основ законодательства Украины о здравоохранение, частью четвертой статьи 29 Основ законодательства Украины о культуре, абзацем первым части четвертой статьи 57 Закона Украины "Об образовании"), а также в части медицинской помощи и санаторно-курортного лечения и отдыха для оздоровления - члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, пенсионеры из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и члены их семей, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований на функционирование этих бюджетных учреждений.
К таким расходам относятся: обеспечение форменной одеждой, вещевым имуществом, служебным обмундированием, обеспечение бесплатной медицинской помощью; предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха для оздоровления; предоставление жилого помещения или выплата денежной компенсации за поднаем (наем) жилого помещения, снижение платы за пользование жильем (квартирной платы), топливом, телефоном и платы за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия); бесплатный проезд и перевозку багажа; бесплатное установление квартирной охранной сигнализации и пользование ею; бесплатное отправление и получение писем военнослужащими срочной службы.
3. Распорядители бюджетных средств обеспечивают в полном объеме проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, которые потребляются бюджетными учреждениями, и заключают договоры по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств обоснованных лимитов потребления .
4. При наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной платы (денежного обеспечения), стипендий, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетные обязательства и не осуществляют платежи за другими мероприятиями, связанными с функционированием бюджетных учреждений (кроме защищенных расходов бюджета, определенных статьей 55 этого Кодекса), до погашения такой задолженности.
5. При предоставлении льгот и осуществлении расходов из бюджета по их выплаты к членам семьи льготника относятся: жена (муж), их несовершеннолетние дети (до 18 лет); неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и II группы или инвалидами I группы; лицо, проживающее вместе с инвалидом войны I группы и присматривает за ним, при условии что инвалид войны не состоит в браке; нетрудоспособные родители; лицо, находящееся под опекой или попечительством гражданина, имеющего право на льготы, и проживает вместе с ним.
6. Вступление в международные организации и присоединении к международным договорам, условия членства в которых предусматривают уплату взносов или осуществления каких-либо других выплат за счет средств государственного бюджета, осуществляются на основании соответствующих объемов, определенных на эти цели в законе о Государственном бюджете Украины, и в порядке , определенном Законом Украины "О международных договорах Украины".
7. Расходы, связанные с функционированием иностранных дипломатических учреждений Украины, включая расходы на содержание их работников (кроме военных атташе), осуществляются исключительно через Министерство иностранных дел Украины.
8. Если фактический объем собственных поступлений по специальному фонду сметы бюджетного учреждения меньше плановых показателей, учитываемых в специальном фонде ее сметы, распорядитель бюджетных средств обязан до окончания бюджетного периода внести изменения в специальный фонд сметы по уменьшению собственных поступлений и расходов с учетом ожидаемого выполнения специального фонда сметы в соответствующем бюджетном периоде. Распорядители бюджетных средств благоустраивают бюджетные обязательства с учетом внесенных изменений в специальный фонд сметы.
9. Если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей.
Если такой задолженности нет, распорядитель бюджетных средств направляет 50 процентов средств на мероприятия, которые осуществляются за счет соответствующих поступлений и 50 процентов средств - на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе.
В таком случае распорядитель бюджетных средств осуществляет перераспределение объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду бюджета для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета.