Глава 3. Финансирование бюджета (дефицит, профицит) и государственный (местный) долг

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 

Статья 14. Дефицит и профицит бюджета, остаток бюджетных средств

1. Утверждение бюджета с дефицитом разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования бюджета с учетом особенностей, определенных статьей 72 настоящего Кодекса.

2. Профицит бюджета утверждается с целью погашения долга, обеспечение установленного размера оборотного остатка бюджетных средств и приобретение ценных бумаг с учетом особенностей, определенных статьей 72 настоящего Кодекса.

3. Оборотный остаток бюджетных средств - часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, образующаяся для покрытия временных кассовых разрывов.

Оборотный остаток бюджетных средств устанавливается в размере не более 2 процентов плановых расходов общего фонда бюджета и утверждается в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете).

На конец бюджетного периода оборотный остаток бюджетных средств должен быть сохранен в установленном размере.

4. Превышения остатка средств общего фонда бюджета над оборотным остатком бюджетных средств на конец бюджетного периода составляет свободный остаток бюджетных средств, который используется на осуществление расходов бюджета согласно закону о Государственном бюджете Украины и / или изменениями к нему (изменениями в решение о местном бюджете).

Статья 15. Источники финансирования бюджета

1. Источниками финансирования бюджета являются:

средства от государственных (местных) внутренних и внешних заимствований;

средства от приватизации государственного имущества (включая прочие поступления, непосредственно связанные с процессом приватизации) - относительно государственного бюджета;

возврата бюджетных средств с депозитов, поступления в результате продажи / предъявление ценных бумаг;

свободный остаток бюджетных средств с соблюдением условий, определенных настоящим Кодексом.

2. Источником финансирования бюджета не могут быть эмиссионные средства Национального банка Украины.

Статья 16. Осуществление государственных (местных) заимствований и управления долговым обязательствам

1. Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в пределах предельного объема государственного долга.

Право на осуществление государственных внутренних и внешних заимствований в границах, определенных законом о Государственном бюджете Украины, принадлежит государству в лице Министра финансов Украины или лицу, которое выполняет его обязанности (далее - Министр финансов Украины), по поручению Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров Украины определяет условия осуществления государственных заимствований, в том числе вид, валюту, срок и процентная ставка государственного заимствования.

В случае уменьшения объема средств от государственных внутренних (внешних) заимствований по сравнению с объемом, определенным законом о Государственном бюджете Украины, в связи с ухудшением условий таких займов и / или конъюнктуры финансового рынка увеличивается объем средств от государственных внешних (внутренних) заимствований с соблюдением предельного объема государственного долга.

В случае уменьшения (увеличения) объема платежей по погашению государственного долга в связи с улучшением (ухудшением) условий на финансовом рынке по сравнению с объемом, определенным законом о Государственном бюджете Украины, уменьшается (увеличивается) объем государственных заимствований с соблюдением определенного законом о Государственном бюджете Украина объема финансирования государственного бюджета по долговым операциям.

2. Кредиты (ссуды), привлекаемых государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов), относятся к государственным внешним заимствованиям. Согласно заключенных кредитных договоров денежные средства для реализации таких инвестиционных программ (проектов), а также расходы на обслуживание и погашение соответствующих кредитов (займов) предусматриваются в законе о Государственном бюджете Украины на протяжении всего срока действия кредитных договоров. Такие кредитные договоры не требуют ратификации, если иное не установлено законом.

3. Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы имеют право осуществлять местные внутренние заимствования (за исключением случаев, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса).

Местные внешние заимствования могут осуществлять лишь городские советы городов с численностью населения более пятисот тысяч жителей по официальным данным органов государственной статистики на время принятия решения об осуществлении местных заимствований. При этом местные внешние заимствования путем получения кредитов (займов) от международных финансовых организаций могут осуществлять все городские советы.

Право на осуществление местных заимствований в пределах, определенных решением о местном бюджете, с учетом статьи 74 настоящего Кодекса принадлежащего Автономной Республике Крым, территориальной общине города в лице руководителя местного финансового органа по поручению Верховной Рады Автономной Республики Крым, городского совета.

4. Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в любой форме (кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей) или предоставлять юридическим или физическим лицам кредиты из бюджета (если не установлены соответствующие бюджетные назначения на предоставление кредитов из бюджета).

5. При осуществлении государственных заимствований и предоставлении государственных гарантий Министр финансов Украины по решению Кабинета Министров Украины имеет право принимать обязательства от имени Украины, связанные с осуществлением таких заимствований, в том числе по отказу от суверенного иммунитета в возможных судебных делах, связанных с возвратом кредитов (займов), в течение времени действия обязательства по возврату заемных средств.

6. Расходы на обслуживание и погашение государственного (местного) долга осуществляются Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) в соответствии с кредитными договорами, а также нормативно-правовых актов, по которым возникают государственные долговые обязательства (долговые обязательства Автономной Республики Крым или территориальных громад ), независимо от объема средств, определенного на такую ​​цель законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете).

Если ожидаемый объем расходов на обслуживание и погашение государственного долга превысит объем средств, определенный законом о Государственном бюджете Украины на такую ​​цель, Министерство финансов Украины безотлагательно информирует об этом Кабинет Министров Украины. Кабинет Министров Украины безотлагательно информирует про ожидаемое превышение таких затрат Верховную Раду Украины и подает в двухнедельный срок предложения о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины.

Если ожидаемый объем расходов на обслуживание и погашение местного долга превысит объем средств, определенный решением о местном бюджете на такую ​​цель, Верховная Рада Автономной Республики Крым, городской совет вносят соответствующие изменения в решение о местном бюджете.

7. В целях экономии бюджетных средств Министерство финансов Украины (Верховная Рада Автономной Республики Крым, городской совет или по их решению местный финансовый орган) вправе осуществлять сделки с государственным (местным) долгом, включая обмен, выпуск, покупку, выкуп и продажа государственных долговых обязательств ' язань (долговых обязательств Автономной Республики Крым, территориальной общины города), при условии соблюдения предельного объема государственного (местного) долга на конец бюджетного периода.

8. Министр финансов Украины по согласованию с Национальным банком Украины имеет право в пределах текущего бюджетного периода осуществлять на конкурсной основе и / или путем проведения аукционов размещения временно свободных средств единого казначейского счета и средств валютных счетов государственного бюджета на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг с последующим возвращением таких средств до конца текущего бюджетного периода.

Руководитель местного финансового органа имеет право по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета в пределах текущего бюджетного периода осуществлять на конкурсных принципах размещение временно свободных средств местных бюджетов на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг, ценных бумаг, эмитированных Автономной Республикой Крым, соответствующим городским советом, с дальнейшим возвращением таких средств до конца текущего бюджетного периода.

Порядок осуществление операций, предусмотренных этой частью статьи, определяется Кабинетом Министров Украины с соблюдением следующих требований:

установление минимальной ставки доходности приобретение ценных бумаг, заключение договоров приобретения ценных бумаг - при приобретении ценных бумаг;

заключения договора банковского вклада (депозита) с учреждением банка - при размещении на депозитах.

Договор о приобретении государственных ценных бумаг, ценных бумаг, эмитированных Автономной Республикой Крым, соответствующим городским советом, согласно этой части статьи должен содержать положение о выполнении лицами, заключившими этот договор, обязательства по обратной продажи / покупки таких ценных бумаг до конца текущего бюджетного периода.

Статья 17. Гарантии по выполнению долговых обязательств субъектов хозяйствования

1. Государственные гарантии для обеспечения полного или частичного исполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования - резидентов Украины может оказывать Кабинет Министров Украины исключительно в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины. По поручению Кабинета Министров Украины соответствующие сделки совершает Министр финансов Украины.

2. Местные гарантии могут предоставляться по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего городского совета для обеспечения полного или частичного исполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования - резидентов Украины, которые принадлежат к коммунальному сектору экономики, расположенные на соответствующей территории и осуществляют на этой территории реализацию инвестиционных программ (проектов), целью которых является развитие коммунальной инфраструктуры или внедрения ресурсосберегающих технологий.

3. Гарантии предоставляются лишь на условиях платности, срочности, имущественного обеспечения и встречных гарантий, полученных от других субъектов.

4. Гарантии не предоставляются для обеспечения долговых обязательств субъектов хозяйствования, если источником их возвращения предусматриваются средства государственного (местного) бюджета.

5. Субъекты хозяйствования, относительно которых принимается решение о предоставлении кредитов (займов), привлеченных государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города), или государственных (местных) гарантий, обязаны подать встречные, безотзывную и безусловные гарантии банков, которые в течение трех последних лет соблюдают установленных Национальным банком Украины обязательных экономических нормативов, или предоставить иное надлежащее обеспечение и уплатить в Государственный бюджет Украины (соответствующий местный бюджет) плату за их получение в размере, установленном Кабинетом Министров Украины (Верховной Радой Автономной Республики Крым или городским советом) , если иное не предусмотрено законом о Государственном бюджете Украины.

6. В случае принятия решения о предоставлении кредитов (займов), привлеченных государством или под государственные гарантии, субъектам хозяйствования, в ведении которых находится имущество государственной или коммунальной собственности, размер и вид имущественного обеспечения определяет Кабинет Министров Украины (относительно коммунального имущества - по согласованию с Верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующим местным советом.

7. Платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств государства (Автономной Республики Крым или территориальной общины города), осуществляются согласно соответствующим договорам независимо от объема средств, определенных на эти цели в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете), в таком же порядке, в соответствии с частью шестой статьи 16 настоящего Кодекса, и отражаются как предоставление кредитов из бюджета по субъектам хозяйствования, обязательства которых гарантированы.

8. В случае выполнения государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) гарантийных обязательств перед кредиторами путем осуществления платежей за счет средств государственного (местного) бюджета или путем заключения с такими кредиторами договоров о реструктуризации сумм, возврат которых гарантирован, у субъектов хозяйствования , обязательства которых гарантированы, с момента такого исполнения возникает просроченная задолженность перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным под государственные (местные) гарантии, в объеме фактических расходов государственного (местного) бюджета и / или таких реструктурированных сумм, а к государству (Автономной Республики Крым или территориальной общины города) переходят права кредитора и право требовать от таких субъектов хозяйствования погашения задолженности в установленном законом порядке, если такие права не были предусмотрены соответствующими договорами.

Если договором между Кабинетом Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым или исполнительным органом городского совета по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или городского совета) и хозяйствующим субъектом предусматриваются обязательства такого предприятия по погашению и обслуживанию кредитов (займов) , привлеченных государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города), неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств по договору влечет переход к государству (Автономной Республики Крым или территориальной общины города) права взыскания просроченной задолженности в полном объеме независимо от состояния выполнения государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) обязательств по таким кредитам (займам).

9. Просроченная задолженность предприятия перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредиту (займу), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета (включая платы за пользование такими кредитами (займам) и пеню) взимается с такого субъекта хозяйствования органами государственной налоговой службы, являются органами взыскания такой задолженности в порядке, предусмотренном или другим законом, включая погашение такой задолженности за счет имущества этого предприятия. (Абзац первый части девятой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно закону N 2856-VI от 23.12.2010}

Исковая давность по требованиям относительно погашения такой задолженности предприятия перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) не распространяется.

10. Если по решению суда государству (Автономной Республике Крым или территориальной общине города) отказано во взыскании задолженности перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета, органы государственной налоговой службы оспаривают его в установленном законом порядке до принятия решения высшими специализированными судами, Верховным Судом Украины.

11. Министерство финансов Украины имеет право привлекать субъектов хозяйствования для представительства органов государственной власти в судах по делам о взыскании задолженности перед государством по кредитам (займам), привлеченным государством или под государственные гарантии, а также по кредитам из бюджета, в том числе в процессе банкротства о взыскании которой органам налоговой службы отказано.

Министерство финансов Украины осуществляет оплату таких услуг субъектов хозяйствования за счет средств государственного бюджета в пределах соответствующих бюджетных назначений.

12. Министерство финансов Украины имеет право осуществлять на открытых аукционах продажа права требования погашения просроченной более трех лет задолженности перед государством по кредитам (займам), привлеченным государством или под государственные гарантии, а также по кредитам из бюджета в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующие местные советы могут устанавливать порядок продажи прав требования погашения просроченной более трех лет задолженности по кредитам (займам), привлеченным под местные гарантии, а также по кредитам из соответствующих местных бюджетов с соблюдением требований, установленных Кабинетом Министров Украины.

13. Запрещается реструктуризация задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственные (местные) гарантии, по кредитам из бюджета, кроме рассрочки ее уплаты при санации такого предприятия с участием инвестора, который берет на себя солидарные обязательства по погашению такой задолженности, на срок не более трех лет на основании договора, заключенного между таким предприятием, инвестором и органом государственной налоговой службы. При этом сумма пени, начисленная вследствие невыполнения заемщиком таких обязательств на реструктуризированную сумму задолженности, списывается.

14. Запрещается списание задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственные (местные) гарантии, кредитами из бюджета, кроме задолженности субъектов 'ведения хозяйства, признанных в установленном порядке банкротами, требования относительно погашения задолженности которых не были удовлетворены в связи с недостаточностью их активов и относительно которых проведена государственная регистрация прекращения юридического лица в связи с признанием его банкротом, а также кроме задолженности, по взыскание которой судом принято решение не в пользу государства, которое вступило в законную силу, и / или взыскание которой в судебном порядке является невозможным или нецелесообразным. Порядок списания такой задолженности определяется Кабинетом Министров Украины.

15. В течение действия договора о местной гарантию Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы предусматривают в соответствующем решении о местном бюджете средства на выполнение гарантийных обязательств по платежам, срок уплаты которых наступает в соответствующем бюджетном периоде. При этом такие средства предусматриваются:

по обеспеченных гарантией договоров, по которым уже наступил гарантийный случай, в объеме, равном сумме платежей по этим договорам;

относительно других обеспеченных гарантией договоров - не менее 50 процентов сумм платежей по этим договорам.

Статья 18. Предельные объемы долга и гарантий

1. Предельный объем государственного (местного) долга, предельный объем предоставления государственных (местных) гарантий определяются на каждый бюджетный период законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете).

2. Общий объем государственного долга и гарантированного государством долга на конец бюджетного периода не может превышать 60 процентов годового номинального объема валового внутреннего продукта Украины.

При превышении этой предельной величины Кабинет Министров Украины обязан принять меры для приведения такого общего объема долгов в соответствие с положениями настоящего Кодекса.

3. Общий объем местного долга и гарантированного Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города долга по состоянию на конец бюджетного периода не может превышать 100 процентов (для Киева - 400 процентов) среднегодового индикативного прогнозного объема поступлений бюджета развития (без учета объема местных внутренних и внешних заимствований), определенного прогнозу соответствующего местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии с частью четвертой статьи 21 настоящего Кодекса.

При превышении этой предельной величины Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующая городской совет обязаны принять меры для приведения такого общего объема долга в соответствие с положениями настоящего Кодекса.

Статья 14. Дефицит и профицит бюджета, остаток бюджетных средств

1. Утверждение бюджета с дефицитом разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования бюджета с учетом особенностей, определенных статьей 72 настоящего Кодекса.

2. Профицит бюджета утверждается с целью погашения долга, обеспечение установленного размера оборотного остатка бюджетных средств и приобретение ценных бумаг с учетом особенностей, определенных статьей 72 настоящего Кодекса.

3. Оборотный остаток бюджетных средств - часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, образующаяся для покрытия временных кассовых разрывов.

Оборотный остаток бюджетных средств устанавливается в размере не более 2 процентов плановых расходов общего фонда бюджета и утверждается в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете).

На конец бюджетного периода оборотный остаток бюджетных средств должен быть сохранен в установленном размере.

4. Превышения остатка средств общего фонда бюджета над оборотным остатком бюджетных средств на конец бюджетного периода составляет свободный остаток бюджетных средств, который используется на осуществление расходов бюджета согласно закону о Государственном бюджете Украины и / или изменениями к нему (изменениями в решение о местном бюджете).

Статья 15. Источники финансирования бюджета

1. Источниками финансирования бюджета являются:

средства от государственных (местных) внутренних и внешних заимствований;

средства от приватизации государственного имущества (включая прочие поступления, непосредственно связанные с процессом приватизации) - относительно государственного бюджета;

возврата бюджетных средств с депозитов, поступления в результате продажи / предъявление ценных бумаг;

свободный остаток бюджетных средств с соблюдением условий, определенных настоящим Кодексом.

2. Источником финансирования бюджета не могут быть эмиссионные средства Национального банка Украины.

Статья 16. Осуществление государственных (местных) заимствований и управления долговым обязательствам

1. Государственные внутренние и внешние заимствования осуществляются в пределах предельного объема государственного долга.

Право на осуществление государственных внутренних и внешних заимствований в границах, определенных законом о Государственном бюджете Украины, принадлежит государству в лице Министра финансов Украины или лицу, которое выполняет его обязанности (далее - Министр финансов Украины), по поручению Кабинета Министров Украины.

Кабинет Министров Украины определяет условия осуществления государственных заимствований, в том числе вид, валюту, срок и процентная ставка государственного заимствования.

В случае уменьшения объема средств от государственных внутренних (внешних) заимствований по сравнению с объемом, определенным законом о Государственном бюджете Украины, в связи с ухудшением условий таких займов и / или конъюнктуры финансового рынка увеличивается объем средств от государственных внешних (внутренних) заимствований с соблюдением предельного объема государственного долга.

В случае уменьшения (увеличения) объема платежей по погашению государственного долга в связи с улучшением (ухудшением) условий на финансовом рынке по сравнению с объемом, определенным законом о Государственном бюджете Украины, уменьшается (увеличивается) объем государственных заимствований с соблюдением определенного законом о Государственном бюджете Украина объема финансирования государственного бюджета по долговым операциям.

2. Кредиты (ссуды), привлекаемых государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов), относятся к государственным внешним заимствованиям. Согласно заключенных кредитных договоров денежные средства для реализации таких инвестиционных программ (проектов), а также расходы на обслуживание и погашение соответствующих кредитов (займов) предусматриваются в законе о Государственном бюджете Украины на протяжении всего срока действия кредитных договоров. Такие кредитные договоры не требуют ратификации, если иное не установлено законом.

3. Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы имеют право осуществлять местные внутренние заимствования (за исключением случаев, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса).

Местные внешние заимствования могут осуществлять лишь городские советы городов с численностью населения более пятисот тысяч жителей по официальным данным органов государственной статистики на время принятия решения об осуществлении местных заимствований. При этом местные внешние заимствования путем получения кредитов (займов) от международных финансовых организаций могут осуществлять все городские советы.

Право на осуществление местных заимствований в пределах, определенных решением о местном бюджете, с учетом статьи 74 настоящего Кодекса принадлежащего Автономной Республике Крым, территориальной общине города в лице руководителя местного финансового органа по поручению Верховной Рады Автономной Республики Крым, городского совета.

4. Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в любой форме (кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей) или предоставлять юридическим или физическим лицам кредиты из бюджета (если не установлены соответствующие бюджетные назначения на предоставление кредитов из бюджета).

5. При осуществлении государственных заимствований и предоставлении государственных гарантий Министр финансов Украины по решению Кабинета Министров Украины имеет право принимать обязательства от имени Украины, связанные с осуществлением таких заимствований, в том числе по отказу от суверенного иммунитета в возможных судебных делах, связанных с возвратом кредитов (займов), в течение времени действия обязательства по возврату заемных средств.

6. Расходы на обслуживание и погашение государственного (местного) долга осуществляются Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) в соответствии с кредитными договорами, а также нормативно-правовых актов, по которым возникают государственные долговые обязательства (долговые обязательства Автономной Республики Крым или территориальных громад ), независимо от объема средств, определенного на такую ​​цель законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете).

Если ожидаемый объем расходов на обслуживание и погашение государственного долга превысит объем средств, определенный законом о Государственном бюджете Украины на такую ​​цель, Министерство финансов Украины безотлагательно информирует об этом Кабинет Министров Украины. Кабинет Министров Украины безотлагательно информирует про ожидаемое превышение таких затрат Верховную Раду Украины и подает в двухнедельный срок предложения о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины.

Если ожидаемый объем расходов на обслуживание и погашение местного долга превысит объем средств, определенный решением о местном бюджете на такую ​​цель, Верховная Рада Автономной Республики Крым, городской совет вносят соответствующие изменения в решение о местном бюджете.

7. В целях экономии бюджетных средств Министерство финансов Украины (Верховная Рада Автономной Республики Крым, городской совет или по их решению местный финансовый орган) вправе осуществлять сделки с государственным (местным) долгом, включая обмен, выпуск, покупку, выкуп и продажа государственных долговых обязательств ' язань (долговых обязательств Автономной Республики Крым, территориальной общины города), при условии соблюдения предельного объема государственного (местного) долга на конец бюджетного периода.

8. Министр финансов Украины по согласованию с Национальным банком Украины имеет право в пределах текущего бюджетного периода осуществлять на конкурсной основе и / или путем проведения аукционов размещения временно свободных средств единого казначейского счета и средств валютных счетов государственного бюджета на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг с последующим возвращением таких средств до конца текущего бюджетного периода.

Руководитель местного финансового органа имеет право по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета в пределах текущего бюджетного периода осуществлять на конкурсных принципах размещение временно свободных средств местных бюджетов на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг, ценных бумаг, эмитированных Автономной Республикой Крым, соответствующим городским советом, с дальнейшим возвращением таких средств до конца текущего бюджетного периода.

Порядок осуществление операций, предусмотренных этой частью статьи, определяется Кабинетом Министров Украины с соблюдением следующих требований:

установление минимальной ставки доходности приобретение ценных бумаг, заключение договоров приобретения ценных бумаг - при приобретении ценных бумаг;

заключения договора банковского вклада (депозита) с учреждением банка - при размещении на депозитах.

Договор о приобретении государственных ценных бумаг, ценных бумаг, эмитированных Автономной Республикой Крым, соответствующим городским советом, согласно этой части статьи должен содержать положение о выполнении лицами, заключившими этот договор, обязательства по обратной продажи / покупки таких ценных бумаг до конца текущего бюджетного периода.

Статья 17. Гарантии по выполнению долговых обязательств субъектов хозяйствования

1. Государственные гарантии для обеспечения полного или частичного исполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования - резидентов Украины может оказывать Кабинет Министров Украины исключительно в пределах, определенных законом о Государственном бюджете Украины. По поручению Кабинета Министров Украины соответствующие сделки совершает Министр финансов Украины.

2. Местные гарантии могут предоставляться по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего городского совета для обеспечения полного или частичного исполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования - резидентов Украины, которые принадлежат к коммунальному сектору экономики, расположенные на соответствующей территории и осуществляют на этой территории реализацию инвестиционных программ (проектов), целью которых является развитие коммунальной инфраструктуры или внедрения ресурсосберегающих технологий.

3. Гарантии предоставляются лишь на условиях платности, срочности, имущественного обеспечения и встречных гарантий, полученных от других субъектов.

4. Гарантии не предоставляются для обеспечения долговых обязательств субъектов хозяйствования, если источником их возвращения предусматриваются средства государственного (местного) бюджета.

5. Субъекты хозяйствования, относительно которых принимается решение о предоставлении кредитов (займов), привлеченных государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города), или государственных (местных) гарантий, обязаны подать встречные, безотзывную и безусловные гарантии банков, которые в течение трех последних лет соблюдают установленных Национальным банком Украины обязательных экономических нормативов, или предоставить иное надлежащее обеспечение и уплатить в Государственный бюджет Украины (соответствующий местный бюджет) плату за их получение в размере, установленном Кабинетом Министров Украины (Верховной Радой Автономной Республики Крым или городским советом) , если иное не предусмотрено законом о Государственном бюджете Украины.

6. В случае принятия решения о предоставлении кредитов (займов), привлеченных государством или под государственные гарантии, субъектам хозяйствования, в ведении которых находится имущество государственной или коммунальной собственности, размер и вид имущественного обеспечения определяет Кабинет Министров Украины (относительно коммунального имущества - по согласованию с Верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующим местным советом.

7. Платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств государства (Автономной Республики Крым или территориальной общины города), осуществляются согласно соответствующим договорам независимо от объема средств, определенных на эти цели в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете), в таком же порядке, в соответствии с частью шестой статьи 16 настоящего Кодекса, и отражаются как предоставление кредитов из бюджета по субъектам хозяйствования, обязательства которых гарантированы.

8. В случае выполнения государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) гарантийных обязательств перед кредиторами путем осуществления платежей за счет средств государственного (местного) бюджета или путем заключения с такими кредиторами договоров о реструктуризации сумм, возврат которых гарантирован, у субъектов хозяйствования , обязательства которых гарантированы, с момента такого исполнения возникает просроченная задолженность перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным под государственные (местные) гарантии, в объеме фактических расходов государственного (местного) бюджета и / или таких реструктурированных сумм, а к государству (Автономной Республики Крым или территориальной общины города) переходят права кредитора и право требовать от таких субъектов хозяйствования погашения задолженности в установленном законом порядке, если такие права не были предусмотрены соответствующими договорами.

Если договором между Кабинетом Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым или исполнительным органом городского совета по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или городского совета) и хозяйствующим субъектом предусматриваются обязательства такого предприятия по погашению и обслуживанию кредитов (займов) , привлеченных государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города), неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств по договору влечет переход к государству (Автономной Республики Крым или территориальной общины города) права взыскания просроченной задолженности в полном объеме независимо от состояния выполнения государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) обязательств по таким кредитам (займам).

9. Просроченная задолженность предприятия перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредиту (займу), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета (включая платы за пользование такими кредитами (займам) и пеню) взимается с такого субъекта хозяйствования органами государственной налоговой службы, являются органами взыскания такой задолженности в порядке, предусмотренном или другим законом, включая погашение такой задолженности за счет имущества этого предприятия. (Абзац первый части девятой статьи 17 с изменениями, внесенными согласно закону N 2856-VI от 23.12.2010}

Исковая давность по требованиям относительно погашения такой задолженности предприятия перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) не распространяется.

10. Если по решению суда государству (Автономной Республике Крым или территориальной общине города) отказано во взыскании задолженности перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета, органы государственной налоговой службы оспаривают его в установленном законом порядке до принятия решения высшими специализированными судами, Верховным Судом Украины.

11. Министерство финансов Украины имеет право привлекать субъектов хозяйствования для представительства органов государственной власти в судах по делам о взыскании задолженности перед государством по кредитам (займам), привлеченным государством или под государственные гарантии, а также по кредитам из бюджета, в том числе в процессе банкротства о взыскании которой органам налоговой службы отказано.

Министерство финансов Украины осуществляет оплату таких услуг субъектов хозяйствования за счет средств государственного бюджета в пределах соответствующих бюджетных назначений.

12. Министерство финансов Украины имеет право осуществлять на открытых аукционах продажа права требования погашения просроченной более трех лет задолженности перед государством по кредитам (займам), привлеченным государством или под государственные гарантии, а также по кредитам из бюджета в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующие местные советы могут устанавливать порядок продажи прав требования погашения просроченной более трех лет задолженности по кредитам (займам), привлеченным под местные гарантии, а также по кредитам из соответствующих местных бюджетов с соблюдением требований, установленных Кабинетом Министров Украины.

13. Запрещается реструктуризация задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственные (местные) гарантии, по кредитам из бюджета, кроме рассрочки ее уплаты при санации такого предприятия с участием инвестора, который берет на себя солидарные обязательства по погашению такой задолженности, на срок не более трех лет на основании договора, заключенного между таким предприятием, инвестором и органом государственной налоговой службы. При этом сумма пени, начисленная вследствие невыполнения заемщиком таких обязательств на реструктуризированную сумму задолженности, списывается.

14. Запрещается списание задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственные (местные) гарантии, кредитами из бюджета, кроме задолженности субъектов 'ведения хозяйства, признанных в установленном порядке банкротами, требования относительно погашения задолженности которых не были удовлетворены в связи с недостаточностью их активов и относительно которых проведена государственная регистрация прекращения юридического лица в связи с признанием его банкротом, а также кроме задолженности, по взыскание которой судом принято решение не в пользу государства, которое вступило в законную силу, и / или взыскание которой в судебном порядке является невозможным или нецелесообразным. Порядок списания такой задолженности определяется Кабинетом Министров Украины.

15. В течение действия договора о местной гарантию Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы предусматривают в соответствующем решении о местном бюджете средства на выполнение гарантийных обязательств по платежам, срок уплаты которых наступает в соответствующем бюджетном периоде. При этом такие средства предусматриваются:

по обеспеченных гарантией договоров, по которым уже наступил гарантийный случай, в объеме, равном сумме платежей по этим договорам;

относительно других обеспеченных гарантией договоров - не менее 50 процентов сумм платежей по этим договорам.

Статья 18. Предельные объемы долга и гарантий

1. Предельный объем государственного (местного) долга, предельный объем предоставления государственных (местных) гарантий определяются на каждый бюджетный период законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете).

2. Общий объем государственного долга и гарантированного государством долга на конец бюджетного периода не может превышать 60 процентов годового номинального объема валового внутреннего продукта Украины.

При превышении этой предельной величины Кабинет Министров Украины обязан принять меры для приведения такого общего объема долгов в соответствие с положениями настоящего Кодекса.

3. Общий объем местного долга и гарантированного Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города долга по состоянию на конец бюджетного периода не может превышать 100 процентов (для Киева - 400 процентов) среднегодового индикативного прогнозного объема поступлений бюджета развития (без учета объема местных внутренних и внешних заимствований), определенного прогнозу соответствующего местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии с частью четвертой статьи 21 настоящего Кодекса.

При превышении этой предельной величины Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующая городской совет обязаны принять меры для приведения такого общего объема долга в соответствие с положениями настоящего Кодекса.