ТРИ ОСНОВНЫХ УМЕНИЯ И МОТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ РИССА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16Итак, 3 основных умения в коучинге:
« Контакт
« Ясность
« Обязательства
Какие уровни присутствуют, когда мы говорим о контакте, ясности и обязательствах?
« Уровень опыта (переживания)
« Уровень концепции
« Уровень намерения
« Уровень мотивации
« Уровень развития
Уровень развития. К этому уровню мы тоже, к сожалению, привязываемся, и это мешает нам двигаться дальше и работать с клиентом в его реальности.
Например, есть учитель, и он начинает создавать свою школу, скажем, школу лидерства. Он готовит базовые курсы, набирает специалистов, которые будут их проводить, а сам начинает вести более продвинутый курс, позже он переходит к еще более продвинутому курсу. И бывает так, что люди перестают приходить к нему на базовый курс, потому что он слишком сложно излагает – ему самому не интересно этот базовый курс проводить. Ему не интересно работать с новичками, а они не понимают его. Это означает, что у этого человека уровень развития недостаточный для того, чтобы работать с учениками там, где находятся они. Или же специалисты, которых он же набрал, начинают думать, что они и без него справятся, не такой уж он и профессионал. Тогда вся система разваливается.
Подобная «болезнь роста» присуща практически всем, и ее нужно знать. Вы можете работать кем угодно – коучем, консультантом, менеджером, руководителем предприятия, – но если вы слишком увлекаетесь своим ростом, отрываетесь от людей и не понимаете, как с ними общаться, это минус вам, чем меньше у вас уровень осознанности, тем труднее что-то изменить.
Это что касается уровня развития. Конечно же, контакт легче устанавливается, если у людей примерно одинаковый уровень развития или человек с более высоким уровнем понимает уровень другого и сознательно общается с ним в его реальности. «Выше» или «ниже» в данном случае не несут оценочности, это означает знание другой реальности – как подросток 14 лет, у которого «играют гормоны» и ребенок 10 лет – у них уже разные реальности, разные взгляды на мир. Точно так же женщина, у которой есть дети, имеет совсем иной опыт, чем женщина, у которой детей нет. Для того, чтобы говорить об уровне развития, влияния опыта на принятие решений должно быть осознанным.
Уровень мотивации. Несколько слов по поводу мотивационной теории Рисса. Доктор Рисс и его помощники составили огромный список того, что люди могут в принципе хотеть, провели очень большое количество анонимных вопросов людей из разных социальных и возрастных слоев, а также разных национальностей, чтобы выяснить, чего из этого списка они хотят и насколько. После этого к списку был применен математический анализ, и они пришли к выводу, что подобно таблице Менделеева в химии существует нечто похожее в мотивации: базовые элементы, которые повторяются, их всего 16, и желания человека можно выразить с их помощью. При этом, при анализе каждого конкретного человека, они рассматривают только сильно выраженные мотивации, потому что именно они могут помочь предсказать поведение.
Мотивации, которые находятся в этой средней зоне, удовлетворены, они не влияют на восприятие, внимание и принятие решений. Если цифровые показатели мотивации выходят за среднюю зону, то это влияет на него. Обычно у человека выделяется от 3-х до 10-ти ярко выраженных мотиваций, больше бывает редко. Чем больше ярко выраженных мотиваций, тем более страстно человек относится к жизни, тем более она ему интересна.
Пример. Человек с сильной мотивацией к общественному положению, входя в магазин, будет обращать внимание на более дорогие предметы, находясь в коллективе людей, он обратит внимание на тех, кто выше по должности, статусу, уровню и т.д. Так мотивация влияет на внимание. Дальше мотивация влияет на познание, на то, какое значение человек придает определенным вещам, например, титулам.
Кстати, сейчас, оказывается, легко получить титул – покупается кусочек земли в каком-нибудь английском поместье, и покупателю присваивается титул барона и т.д. Так что в настоящее время многие английские или французские графы или бароны оказываются родом откуда-нибудь из Грузии. Такие люди готовы тратить деньги за то, чтобы только иметь этот титул. Для другого человека это покажется смешным, потому что у него совершенно другая реальность. Но для этого человека такие вещи важны: он будет чувствовать себя лучше, если его имя будет первым в списке, если его специально похвалят или отметят, если офис будет больше, чем у кого-то и место для парковки именное.
Люди, у которых высокое стремление к власти, общественному положению и соревновательности, часто добиваются успеха в бизнесе, потому что у них регулярно выделяется на это энергии. Зная, какие мотивации у человека сильные, легче понять, как с ним общаться, какие комфортные условия ему можно создать, чтобы его работа была эффективнее.
Рисс дает определение счастью, основанному на ценностях: если базовые мотивации человека удовлетворяются, он чувствует себя счастливым, он удовлетворен своей жизнью. Однако, это может мешать человеку перейти на другой уровень. Он даже может прийти к коучу с задачей изменения финансового положения, но он ничего не сделает по этому поводу, потому что его базовые желания удовлетворяются, и у него нет дополнительной энергии, чтобы что-то кардинально менять. Если это не осознанно, то человек всегда будет только мечтать.
Для того, чтобы перейти в чем-то на другой уровень, человеку необходимо будет сознательно себя зажать в кулак, решить весь год напряженно работать, вставать раньше, ложиться позже, не ходить в рестораны, чтобы иметь возможность сделать это и вновь расслабиться.
Рисс говорит, что основывался он на идеях Маслоу, но в более практичном ключе. У Маслоу мотивации выстраиваются в пирамиду: базовые, более высокие, высокие. Рисс их рассматривает в развернутом виде, вне иерархии. Они следующие:
1. Власть (желание оказывать влияние);
2. Независимость (желание полагаться на себя самого);
3. Любознательность (желание знания, интеллектуальной активности);
4. Приятие (желание одобрения);
5. Порядок (желание все упорядочить);
6. Сбережения (желание собирать, запасать и хранить);
7. Честь (желание соблюдать традиционные кодексы морали);
8. Идеализм (желание социальной справедливости);
9. Социальные контакты (желание взаимодействия с другими людьми);
10. Семья (желание растить детей);
11. Общественное положение (желание престижа);
12. Соревновательность (желание отомстить за обиду и всегда быть первым);
13. Романтические отношения (желание сексуальных отношений);
14. Насыщение (желание потреблять пищу);
15. Физическая активность (желание мускульной активности);
16. Покой (желание эмоционального спокойствия);
Таковы 16 базовых желаний. Рисс считает, что мы можем быть мотивированы либо к ним, либо от них, поэтому у нас получается не 16, а 32 фактора. Если независимость находится в красной зоне, это значит, что человек будет стремиться к взаимозависимости, к работе в команде. Если она в зеленой зоне, ситуация прямо противоположная, если в средней, желтой зоне, она никак не будет на человека влиять.
Возвращаясь к контакту: он может легче установиться, когда у коуча и клиента схожие мотивации. Говоря о семейном консультировании, когда у мужа и жены 3 и более пика в мотивационном профиле расходятся в прямо противоположные стороны, им будет очень сложно ужиться вместе. Исключение составляет власть, когда один командует, а другой подчиняется, тогда они друг друга дополняют.
На ремесленном уровне коуч может выяснить, какие у человека мотивации, понять, какую линию поведения нужно с ним вести. На более высоком уровне осознанности коуч может просто слушать, что говорит клиент, присоединиться к нему и вместе с ним идти, понимая, что для него является бензином, стимулом к действиям. Иначе, каким бы замечательным ни был план, у клиента не будет желания его исполнять. Базовые мотивации работают на уровне инстинкта, но, осознавая их, можно удовлетворять их разными способами. Также мотивации не одно и то же, что способности: у человека может быть высокая мотивация к любознательности, но его умственные способности слабы, или человек с сильной мотивацией к власти не обязательно будет хорошим руководителем, такие люди часто добиваются высоких постов, но они не способны приносить пользу, потому что они уже добились, чего хотели - власти.
Часто мотивации вступают конфликт друг с другом через средства их достижения: если, допустим, у человека высокая мотивация к романтическим отношениям, но низкая – к социальным контактам. Хорошо, если ему повезет, и он найдет своего партнера. Но если этого не получается, его мотивации вступают в конфликт: чтобы найти партнера, нужно общаться, а этого делать человек не хочет. В этом случае коучинг направлен на то, чтобы найти такой способ удовлетворения мотивации, который не противоречит другой мотивации. Это называется дизайн жизни. Мотивации заложены в человеке, бессмысленно их подавлять, если у монаха высокая мотивация к романтическим отношениям, часто это не приводит ни к чему хорошему. Известно, что очень многие сексуальные отклонения вышли из монастырей. С возрастом степень мотивации может меняться, уменьшаться или увеличиваться, но на одном возрастном уровне она будет оставаться постоянной. Например, известно, что стремление к общению с возрастом становится меньше, но по сравнению со сверстниками оно будет все равно низким, высоким или средним – то есть пропорционально не изменится.
Уровень намерения. Он связан с уровнем мотивации. Но если второй – это цель, то намерение – это средство достижения цели. Один человек может удовлетворить мотивацию власти, когда становится руководителем, другой, когда становится преподавателем, третий, когда может доминировать в семье, четвертый еще как-нибудь. На этом уровне контакт коуча и клиента достигается за счет присоединения: клиент хочет чего-то достичь, а коуч хочет ему в этом помочь.
Далее уровень концепции. Условно говоря, это уровень развития, умноженный на уровень мотивации и умноженный на идеи: чего человек в жизни хочет, насколько комплексно он может мыслить, и какие у него будут идеи о том, как в жизни все работает – вселенная, общество и т.д.
Наконец, уровень опыта. Он у всех индивидуальный. Схожесть переживаний облегчает взаимопонимание, но и здесь все зависит от того, что люди интерпретируют свой опыт по-разному.
Ясность на всех этих уровнях – хороший признак работы коуча с клиентом. На уровне контакта важно понимать их, на уровне ясности важно, чтобы она у клиента возникала.
Третье умение – это обязательства. На них клиента нужно вдохновить, к ним ни в коем случае не следует подталкивать, в каждой сессии важно выяснить, какие обязательства могут последовать и не пытаться клиента подталкивать к невозможному (может не хватать информации, времени, мотивации и т.д.). Концентрироваться все-таки нужно больше на контакте и ясности, рассчитывая, что обязательства последуют сами собой. В этом случае клиент не чувствует давления и будет естественным образом приходить к обязательствам сам за исключением того случая, когда он все понимает, но очень нерешительный, тогда возможно поставить перед ним вызов, некий «толчок», но нужно понимать, что любой такой «толчок» – это ваша ответственность.
Итак, 3 основных умения в коучинге:
« Контакт
« Ясность
« Обязательства
Какие уровни присутствуют, когда мы говорим о контакте, ясности и обязательствах?
« Уровень опыта (переживания)
« Уровень концепции
« Уровень намерения
« Уровень мотивации
« Уровень развития
Уровень развития. К этому уровню мы тоже, к сожалению, привязываемся, и это мешает нам двигаться дальше и работать с клиентом в его реальности.
Например, есть учитель, и он начинает создавать свою школу, скажем, школу лидерства. Он готовит базовые курсы, набирает специалистов, которые будут их проводить, а сам начинает вести более продвинутый курс, позже он переходит к еще более продвинутому курсу. И бывает так, что люди перестают приходить к нему на базовый курс, потому что он слишком сложно излагает – ему самому не интересно этот базовый курс проводить. Ему не интересно работать с новичками, а они не понимают его. Это означает, что у этого человека уровень развития недостаточный для того, чтобы работать с учениками там, где находятся они. Или же специалисты, которых он же набрал, начинают думать, что они и без него справятся, не такой уж он и профессионал. Тогда вся система разваливается.
Подобная «болезнь роста» присуща практически всем, и ее нужно знать. Вы можете работать кем угодно – коучем, консультантом, менеджером, руководителем предприятия, – но если вы слишком увлекаетесь своим ростом, отрываетесь от людей и не понимаете, как с ними общаться, это минус вам, чем меньше у вас уровень осознанности, тем труднее что-то изменить.
Это что касается уровня развития. Конечно же, контакт легче устанавливается, если у людей примерно одинаковый уровень развития или человек с более высоким уровнем понимает уровень другого и сознательно общается с ним в его реальности. «Выше» или «ниже» в данном случае не несут оценочности, это означает знание другой реальности – как подросток 14 лет, у которого «играют гормоны» и ребенок 10 лет – у них уже разные реальности, разные взгляды на мир. Точно так же женщина, у которой есть дети, имеет совсем иной опыт, чем женщина, у которой детей нет. Для того, чтобы говорить об уровне развития, влияния опыта на принятие решений должно быть осознанным.
Уровень мотивации. Несколько слов по поводу мотивационной теории Рисса. Доктор Рисс и его помощники составили огромный список того, что люди могут в принципе хотеть, провели очень большое количество анонимных вопросов людей из разных социальных и возрастных слоев, а также разных национальностей, чтобы выяснить, чего из этого списка они хотят и насколько. После этого к списку был применен математический анализ, и они пришли к выводу, что подобно таблице Менделеева в химии существует нечто похожее в мотивации: базовые элементы, которые повторяются, их всего 16, и желания человека можно выразить с их помощью. При этом, при анализе каждого конкретного человека, они рассматривают только сильно выраженные мотивации, потому что именно они могут помочь предсказать поведение.
Мотивации, которые находятся в этой средней зоне, удовлетворены, они не влияют на восприятие, внимание и принятие решений. Если цифровые показатели мотивации выходят за среднюю зону, то это влияет на него. Обычно у человека выделяется от 3-х до 10-ти ярко выраженных мотиваций, больше бывает редко. Чем больше ярко выраженных мотиваций, тем более страстно человек относится к жизни, тем более она ему интересна.
Пример. Человек с сильной мотивацией к общественному положению, входя в магазин, будет обращать внимание на более дорогие предметы, находясь в коллективе людей, он обратит внимание на тех, кто выше по должности, статусу, уровню и т.д. Так мотивация влияет на внимание. Дальше мотивация влияет на познание, на то, какое значение человек придает определенным вещам, например, титулам.
Кстати, сейчас, оказывается, легко получить титул – покупается кусочек земли в каком-нибудь английском поместье, и покупателю присваивается титул барона и т.д. Так что в настоящее время многие английские или французские графы или бароны оказываются родом откуда-нибудь из Грузии. Такие люди готовы тратить деньги за то, чтобы только иметь этот титул. Для другого человека это покажется смешным, потому что у него совершенно другая реальность. Но для этого человека такие вещи важны: он будет чувствовать себя лучше, если его имя будет первым в списке, если его специально похвалят или отметят, если офис будет больше, чем у кого-то и место для парковки именное.
Люди, у которых высокое стремление к власти, общественному положению и соревновательности, часто добиваются успеха в бизнесе, потому что у них регулярно выделяется на это энергии. Зная, какие мотивации у человека сильные, легче понять, как с ним общаться, какие комфортные условия ему можно создать, чтобы его работа была эффективнее.
Рисс дает определение счастью, основанному на ценностях: если базовые мотивации человека удовлетворяются, он чувствует себя счастливым, он удовлетворен своей жизнью. Однако, это может мешать человеку перейти на другой уровень. Он даже может прийти к коучу с задачей изменения финансового положения, но он ничего не сделает по этому поводу, потому что его базовые желания удовлетворяются, и у него нет дополнительной энергии, чтобы что-то кардинально менять. Если это не осознанно, то человек всегда будет только мечтать.
Для того, чтобы перейти в чем-то на другой уровень, человеку необходимо будет сознательно себя зажать в кулак, решить весь год напряженно работать, вставать раньше, ложиться позже, не ходить в рестораны, чтобы иметь возможность сделать это и вновь расслабиться.
Рисс говорит, что основывался он на идеях Маслоу, но в более практичном ключе. У Маслоу мотивации выстраиваются в пирамиду: базовые, более высокие, высокие. Рисс их рассматривает в развернутом виде, вне иерархии. Они следующие:
1. Власть (желание оказывать влияние);
2. Независимость (желание полагаться на себя самого);
3. Любознательность (желание знания, интеллектуальной активности);
4. Приятие (желание одобрения);
5. Порядок (желание все упорядочить);
6. Сбережения (желание собирать, запасать и хранить);
7. Честь (желание соблюдать традиционные кодексы морали);
8. Идеализм (желание социальной справедливости);
9. Социальные контакты (желание взаимодействия с другими людьми);
10. Семья (желание растить детей);
11. Общественное положение (желание престижа);
12. Соревновательность (желание отомстить за обиду и всегда быть первым);
13. Романтические отношения (желание сексуальных отношений);
14. Насыщение (желание потреблять пищу);
15. Физическая активность (желание мускульной активности);
16. Покой (желание эмоционального спокойствия);
Таковы 16 базовых желаний. Рисс считает, что мы можем быть мотивированы либо к ним, либо от них, поэтому у нас получается не 16, а 32 фактора. Если независимость находится в красной зоне, это значит, что человек будет стремиться к взаимозависимости, к работе в команде. Если она в зеленой зоне, ситуация прямо противоположная, если в средней, желтой зоне, она никак не будет на человека влиять.
Возвращаясь к контакту: он может легче установиться, когда у коуча и клиента схожие мотивации. Говоря о семейном консультировании, когда у мужа и жены 3 и более пика в мотивационном профиле расходятся в прямо противоположные стороны, им будет очень сложно ужиться вместе. Исключение составляет власть, когда один командует, а другой подчиняется, тогда они друг друга дополняют.
На ремесленном уровне коуч может выяснить, какие у человека мотивации, понять, какую линию поведения нужно с ним вести. На более высоком уровне осознанности коуч может просто слушать, что говорит клиент, присоединиться к нему и вместе с ним идти, понимая, что для него является бензином, стимулом к действиям. Иначе, каким бы замечательным ни был план, у клиента не будет желания его исполнять. Базовые мотивации работают на уровне инстинкта, но, осознавая их, можно удовлетворять их разными способами. Также мотивации не одно и то же, что способности: у человека может быть высокая мотивация к любознательности, но его умственные способности слабы, или человек с сильной мотивацией к власти не обязательно будет хорошим руководителем, такие люди часто добиваются высоких постов, но они не способны приносить пользу, потому что они уже добились, чего хотели - власти.
Часто мотивации вступают конфликт друг с другом через средства их достижения: если, допустим, у человека высокая мотивация к романтическим отношениям, но низкая – к социальным контактам. Хорошо, если ему повезет, и он найдет своего партнера. Но если этого не получается, его мотивации вступают в конфликт: чтобы найти партнера, нужно общаться, а этого делать человек не хочет. В этом случае коучинг направлен на то, чтобы найти такой способ удовлетворения мотивации, который не противоречит другой мотивации. Это называется дизайн жизни. Мотивации заложены в человеке, бессмысленно их подавлять, если у монаха высокая мотивация к романтическим отношениям, часто это не приводит ни к чему хорошему. Известно, что очень многие сексуальные отклонения вышли из монастырей. С возрастом степень мотивации может меняться, уменьшаться или увеличиваться, но на одном возрастном уровне она будет оставаться постоянной. Например, известно, что стремление к общению с возрастом становится меньше, но по сравнению со сверстниками оно будет все равно низким, высоким или средним – то есть пропорционально не изменится.
Уровень намерения. Он связан с уровнем мотивации. Но если второй – это цель, то намерение – это средство достижения цели. Один человек может удовлетворить мотивацию власти, когда становится руководителем, другой, когда становится преподавателем, третий, когда может доминировать в семье, четвертый еще как-нибудь. На этом уровне контакт коуча и клиента достигается за счет присоединения: клиент хочет чего-то достичь, а коуч хочет ему в этом помочь.
Далее уровень концепции. Условно говоря, это уровень развития, умноженный на уровень мотивации и умноженный на идеи: чего человек в жизни хочет, насколько комплексно он может мыслить, и какие у него будут идеи о том, как в жизни все работает – вселенная, общество и т.д.
Наконец, уровень опыта. Он у всех индивидуальный. Схожесть переживаний облегчает взаимопонимание, но и здесь все зависит от того, что люди интерпретируют свой опыт по-разному.
Ясность на всех этих уровнях – хороший признак работы коуча с клиентом. На уровне контакта важно понимать их, на уровне ясности важно, чтобы она у клиента возникала.
Третье умение – это обязательства. На них клиента нужно вдохновить, к ним ни в коем случае не следует подталкивать, в каждой сессии важно выяснить, какие обязательства могут последовать и не пытаться клиента подталкивать к невозможному (может не хватать информации, времени, мотивации и т.д.). Концентрироваться все-таки нужно больше на контакте и ясности, рассчитывая, что обязательства последуют сами собой. В этом случае клиент не чувствует давления и будет естественным образом приходить к обязательствам сам за исключением того случая, когда он все понимает, но очень нерешительный, тогда возможно поставить перед ним вызов, некий «толчок», но нужно понимать, что любой такой «толчок» – это ваша ответственность.