50. Выбытие основных средств
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Объекты основных средств выбывают вследствие:
– продажи;
– безвозмездной передачи;
– списания в случае морального и физического износа;
– ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
– передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
– передачи по договорам мены, дарения;
– передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;
– недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
– частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
– в иных случаях.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Операционные доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» по субсчетам.
При выбытии объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 «Амортизация основных средств» в кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».
1. Списана первоначальная стоимость объектов основных средств вследствие реализации сторонней организации:
Дебет счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» Кредит счета 01 «Основные средства».
2. Списана сумма амортизации по выбывшим основным средствам:
Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» Кредит счета 01 «Основные средства».
3. Списана остаточная стоимость основных средств:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
Кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».
4. Отражена прибыль (убыток) от реализации основных средств:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» (99 «Прибыли и убытки»)
Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»).
Списание объектов основных средств осуществляется на основании акта на списание объекта основных средств. В акте указываются дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
На основании оформленного акта в бухгалтерии в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.
Объекты основных средств выбывают вследствие:
– продажи;
– безвозмездной передачи;
– списания в случае морального и физического износа;
– ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
– передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
– передачи по договорам мены, дарения;
– передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;
– недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
– частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
– в иных случаях.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Операционные доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» по субсчетам.
При выбытии объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 «Амортизация основных средств» в кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».
1. Списана первоначальная стоимость объектов основных средств вследствие реализации сторонней организации:
Дебет счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» Кредит счета 01 «Основные средства».
2. Списана сумма амортизации по выбывшим основным средствам:
Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» Кредит счета 01 «Основные средства».
3. Списана остаточная стоимость основных средств:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
Кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».
4. Отражена прибыль (убыток) от реализации основных средств:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» (99 «Прибыли и убытки»)
Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»).
Списание объектов основных средств осуществляется на основании акта на списание объекта основных средств. В акте указываются дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
На основании оформленного акта в бухгалтерии в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.