23. Аудит депозитных операций кредитной организации.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93
Цель проведения проверки депозитных операций:
1) Оценка полноты и своевременности исполнения обязательств кредитных организаций перед вкладчиками.
2) Проверка соблюдения норм гражданского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ и внутренних положений кредитной организации.
При осуществлении депозитных операций должны быть соблюдены следующие условия: 1) Депозитные операции осуществляются только на основании выданной Банком России лицензии (лицензии на осуществлении депозитных операций выдается истечении двух лет со дня регистрации кредитной организации).
2) Отношения между вкладчиками и кредитной организацией регулируются договором банковского вклада. Дополнительно вкладчику может выдаваться сберкнижка.
3) Изменения условий вкладов должно быть оговорено в дополнительном соглашении.
4) Депозиты физических и юридических лиц должны учитываться на отдельных лицевых счетах и дифференцироваться в зависимости от сроков и процентных ставок.
5) Списание или зачисление денежных средств с депозитного счёта для вкладчика юридического лица должно осуществляться только через расчётный счёт.
Документы необходимые для проверки:
1) Договор банковского вклада.
2) Книга регистрации счетов вкладчика.
3) Внутренние положения по осуществлению депозитных операций (отдельные по каждому виду вкладов, как в филиале, так и в головной организации).
4) Лицевые счета вкладчиков (регистр аналитического учёта).
5) Оборотная ведомость или ведомость остатков с указанием всех счетов (регистры синтетического учета, итоги которых должны быть равны).
6) Отчёт о прибылях и убытках для проверки отнесения начисленного процента на расходы банка.
Порядок проведения проверки депозитных операций предусматривает проверку следующих направлений:
1) Проверку наличия внутренних положений по осуществлению депозитных операций и его соответствия гражданскому кодексу РФ и действующим норматив актам ЦБ РФ.
2) Проверка наличия и правильности оформления договора банковского вклада.
3) Сверка количества и заключенных договоров с открытыми лицевыми счёта вкладчиков по книге регистрации.
4) Сверка данных аналитического учета с синтетическим (сверяются остатки в лицевых счетах вкладчиков с данными ведомостями остатков).
5) Проверка правильности присвоения номера счета второго порядка балансовым счетам.
6) Проверка корреспонденции счетов (депозитные счета корреспондируют со счетам и 20202, 30102, расчетные счета клиентов).
7) Проверка наличия справок от юридических лиц об уведомлении налоговой инспекции о фактах открытия депозитных счетов.
8) Проверка правильности начисления процентов.
9) Наличия фактов расчётов по депозитам с юридическими лицами наличными деньгами. 10) Проверка своевременности и правильности отражения в балансе кредитной организации выплачиваемых процентов (для этого данные лицевых счетов по учету процентов сопоставляются с данными оборотной ведомости и отчета о прибылях и убытках).
11) Проверка соответствия подписей на расходных документах клиентов заявленных образцам подписей.
Цель проведения проверки депозитных операций:
1) Оценка полноты и своевременности исполнения обязательств кредитных организаций перед вкладчиками.
2) Проверка соблюдения норм гражданского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ и внутренних положений кредитной организации.
При осуществлении депозитных операций должны быть соблюдены следующие условия: 1) Депозитные операции осуществляются только на основании выданной Банком России лицензии (лицензии на осуществлении депозитных операций выдается истечении двух лет со дня регистрации кредитной организации).
2) Отношения между вкладчиками и кредитной организацией регулируются договором банковского вклада. Дополнительно вкладчику может выдаваться сберкнижка.
3) Изменения условий вкладов должно быть оговорено в дополнительном соглашении.
4) Депозиты физических и юридических лиц должны учитываться на отдельных лицевых счетах и дифференцироваться в зависимости от сроков и процентных ставок.
5) Списание или зачисление денежных средств с депозитного счёта для вкладчика юридического лица должно осуществляться только через расчётный счёт.
Документы необходимые для проверки:
1) Договор банковского вклада.
2) Книга регистрации счетов вкладчика.
3) Внутренние положения по осуществлению депозитных операций (отдельные по каждому виду вкладов, как в филиале, так и в головной организации).
4) Лицевые счета вкладчиков (регистр аналитического учёта).
5) Оборотная ведомость или ведомость остатков с указанием всех счетов (регистры синтетического учета, итоги которых должны быть равны).
6) Отчёт о прибылях и убытках для проверки отнесения начисленного процента на расходы банка.
Порядок проведения проверки депозитных операций предусматривает проверку следующих направлений:
1) Проверку наличия внутренних положений по осуществлению депозитных операций и его соответствия гражданскому кодексу РФ и действующим норматив актам ЦБ РФ.
2) Проверка наличия и правильности оформления договора банковского вклада.
3) Сверка количества и заключенных договоров с открытыми лицевыми счёта вкладчиков по книге регистрации.
4) Сверка данных аналитического учета с синтетическим (сверяются остатки в лицевых счетах вкладчиков с данными ведомостями остатков).
5) Проверка правильности присвоения номера счета второго порядка балансовым счетам.
6) Проверка корреспонденции счетов (депозитные счета корреспондируют со счетам и 20202, 30102, расчетные счета клиентов).
7) Проверка наличия справок от юридических лиц об уведомлении налоговой инспекции о фактах открытия депозитных счетов.
8) Проверка правильности начисления процентов.
9) Наличия фактов расчётов по депозитам с юридическими лицами наличными деньгами. 10) Проверка своевременности и правильности отражения в балансе кредитной организации выплачиваемых процентов (для этого данные лицевых счетов по учету процентов сопоставляются с данными оборотной ведомости и отчета о прибылях и убытках).
11) Проверка соответствия подписей на расходных документах клиентов заявленных образцам подписей.