Вопрос 54. Понятие товарооборота. Статистическое изучение динамики товарооборота
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Под товарооборотом понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения от производителя к конечному потребителю.
Выделяют следующие направления статистического изучения товарооборота:
1) оценка результатов деятельности торговой фирмы товарооборот используется как показатель выручки от реализации товаров;
2) в статистике уровня жизни товарооборот используется для анализа размера денежных расходов населения на приобретение товаров и для оценки уровня индивидуального потребления;
3) при расчете ВВП по направлениям конечного использования в макроэкономической статистике товарооборот является базой при определении расходов домашних хозяйств на конечное потребление.
Структура товарооборота изучается по нескольким направлениям:
1) по натурально-вещественному составу (по товарным группам);
2) по экономическому назначению реализуемых товаров (товарооборот средств производства, товаров конечного потребления, объем закупок сельскохозяйственной продукции);
3) по формам собственности;
4) по территориальной составляющей.
Выделяют следующие категории товарооборота:
1) оптовый – объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям;
2) розничный – сумма продаж товаров населению за наличный расчет через различные каналы реализации;
3) валовой – сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота;
4) чистый – сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или фирмы. Он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым покупателям и торговым посредникам.
Объем товарооборота рассчитывается по формуле:
S=?pq,
где р – цены товаров;
q – количество проданных товаров.
Динамика товарооборота изучается с помощью индексного метода.
Общий индекс товарооборота определяется по формуле:
где p1, p0 – цены на товары в отчетном и базисном периодах;
q1, q0 – количество проданного товара в отчетном и базисном периодах.
Данный индекс характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров в среднем в одном периоде по сравнению с другим.
Общий индекс физического объема товарооборота определяется по формуле:
где р – сопоставимые цены товаров.
Данный индекс характеризует влияние изменения объема продажи товаров на динамику товарооборота.
Общий индекс товарооборота связан с общим индексом цен:
где IрП – общий индекс цен по Пааше.
Данный индекс отражает влияние изменения цен на динамику товарооборота, т. е. показывает, на сколько в среднем повысились цены по совокупности товаров.
Взаимосвязь между общим индексом товарооборота, общим индексом физического объема товарооборота и индексом цен выражается равенством:
IS = Iq ? IрП.
Под товарооборотом понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения от производителя к конечному потребителю.
Выделяют следующие направления статистического изучения товарооборота:
1) оценка результатов деятельности торговой фирмы товарооборот используется как показатель выручки от реализации товаров;
2) в статистике уровня жизни товарооборот используется для анализа размера денежных расходов населения на приобретение товаров и для оценки уровня индивидуального потребления;
3) при расчете ВВП по направлениям конечного использования в макроэкономической статистике товарооборот является базой при определении расходов домашних хозяйств на конечное потребление.
Структура товарооборота изучается по нескольким направлениям:
1) по натурально-вещественному составу (по товарным группам);
2) по экономическому назначению реализуемых товаров (товарооборот средств производства, товаров конечного потребления, объем закупок сельскохозяйственной продукции);
3) по формам собственности;
4) по территориальной составляющей.
Выделяют следующие категории товарооборота:
1) оптовый – объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям;
2) розничный – сумма продаж товаров населению за наличный расчет через различные каналы реализации;
3) валовой – сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота;
4) чистый – сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или фирмы. Он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым покупателям и торговым посредникам.
Объем товарооборота рассчитывается по формуле:
S=?pq,
где р – цены товаров;
q – количество проданных товаров.
Динамика товарооборота изучается с помощью индексного метода.
Общий индекс товарооборота определяется по формуле:
где p1, p0 – цены на товары в отчетном и базисном периодах;
q1, q0 – количество проданного товара в отчетном и базисном периодах.
Данный индекс характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров в среднем в одном периоде по сравнению с другим.
Общий индекс физического объема товарооборота определяется по формуле:
где р – сопоставимые цены товаров.
Данный индекс характеризует влияние изменения объема продажи товаров на динамику товарооборота.
Общий индекс товарооборота связан с общим индексом цен:
где IрП – общий индекс цен по Пааше.
Данный индекс отражает влияние изменения цен на динамику товарооборота, т. е. показывает, на сколько в среднем повысились цены по совокупности товаров.
Взаимосвязь между общим индексом товарооборота, общим индексом физического объема товарооборота и индексом цен выражается равенством:
IS = Iq ? IрП.