Вопрос 64. Индекс потребительских цен. Индекс цен производителей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Индекс потребительских цен (ИПЦ) используется для оценки динамики цен на потребительские товары.
Система индексов потребительских цен, которые рассчитываются в России, включает:
1) сводный ИПЦ, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
2) ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, которые показывают изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов;
3) индекс стоимости прожиточного минимума, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;
4) ИПЦ, рассчитываемый по набору из 25 наименований продуктов;
5) сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району.
В основе расчета ИПЦ лежат индивидуальные индексы розничных цен на потребительские товары и тарифы на платные услуги населению, рассчитываемые на основании еженедельной и ежемесячной регистрации цен и тарифов по набору товаров-представителей.
Расчет ИПЦ осуществляется:
1) к предыдущему месяц (или периоду);
2) к декабрю предыдущего года (или кварталу);
3) к соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года.
Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов:
1) на первом этапе рассчитываются индивидуальные индексы цен товара или услуги по городу как частные от деления средних арифметических цен;
2) на втором этапе на основе индивидуальных индексов цен по территориям, участвующим в наблюдении, рассчитываются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, РФ;
3) на третьем этапе на основе агрегатных индексов по товарам и услугам в целом (или группам товаров и услуг) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам потребительских товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, РФ в целом.
ИПЦ рассчитывается по формуле Ласпейраса:
где рj0 и рj1 – цена j-го товара или услуги в базисном и t-ом периоде соответственно.
Весами при расчете ИПЦ являются потребительские расходы населения, получаемые в результате обследования домашних хозяйств.
В составе системы индексов цен производителей выделяют индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную и другую продукцию.
Индексы цен промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции.
Построение индексов цен на промышленную продукцию осуществляется в несколько этапов:
1) на первом этапе отбираются базовые предприятия и товары-представители для наблюдения;
2) на втором этапе определяется порядок регистрации цен;
3) на третьем этапе выбираются веса и расчетные формулы.
Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции представляют собой показатели динамики уровня цен реализации сельскохозяйственной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции состоит из двух групповых индексов:
1) индекса цен реализации продукции растениеводства, который состоит из 14 индексов (зерновые, масличные культуры, картофель, различные виды овощей и др.);
2) индекса цен реализации продукции животноводства, который состоит из 6 индексов (скот и птица, молоко и молочные продукты и др.).
Индекс потребительских цен (ИПЦ) используется для оценки динамики цен на потребительские товары.
Система индексов потребительских цен, которые рассчитываются в России, включает:
1) сводный ИПЦ, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
2) ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, которые показывают изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов;
3) индекс стоимости прожиточного минимума, который показывает изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;
4) ИПЦ, рассчитываемый по набору из 25 наименований продуктов;
5) сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району.
В основе расчета ИПЦ лежат индивидуальные индексы розничных цен на потребительские товары и тарифы на платные услуги населению, рассчитываемые на основании еженедельной и ежемесячной регистрации цен и тарифов по набору товаров-представителей.
Расчет ИПЦ осуществляется:
1) к предыдущему месяц (или периоду);
2) к декабрю предыдущего года (или кварталу);
3) к соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года.
Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов:
1) на первом этапе рассчитываются индивидуальные индексы цен товара или услуги по городу как частные от деления средних арифметических цен;
2) на втором этапе на основе индивидуальных индексов цен по территориям, участвующим в наблюдении, рассчитываются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, РФ;
3) на третьем этапе на основе агрегатных индексов по товарам и услугам в целом (или группам товаров и услуг) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам потребительских товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, РФ в целом.
ИПЦ рассчитывается по формуле Ласпейраса:
где рj0 и рj1 – цена j-го товара или услуги в базисном и t-ом периоде соответственно.
Весами при расчете ИПЦ являются потребительские расходы населения, получаемые в результате обследования домашних хозяйств.
В составе системы индексов цен производителей выделяют индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную и другую продукцию.
Индексы цен промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции.
Построение индексов цен на промышленную продукцию осуществляется в несколько этапов:
1) на первом этапе отбираются базовые предприятия и товары-представители для наблюдения;
2) на втором этапе определяется порядок регистрации цен;
3) на третьем этапе выбираются веса и расчетные формулы.
Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции представляют собой показатели динамики уровня цен реализации сельскохозяйственной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции состоит из двух групповых индексов:
1) индекса цен реализации продукции растениеводства, который состоит из 14 индексов (зерновые, масличные культуры, картофель, различные виды овощей и др.);
2) индекса цен реализации продукции животноводства, который состоит из 6 индексов (скот и птица, молоко и молочные продукты и др.).