КОЕ-ЧТО О РЕЗЮМЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 

Не может ведь ни бе, ни ме,

А вот — составил резюме!

Из рекрутерского фольклора

Глава, где обсуждается ваша первая (заочная) встреча с будущим соискателем. Здесь автор делится соображениями о том, как с помощью грубого отсева сэкономить время на дальнейшее бесполезное изучение кандидатов.

Еще недавно для большинства российских граждан слово «резюме» означало «краткое содержание», например, книги. Сейчас уже трудно найти такого, кто бы не знал, что резюме — это первое, что необходимо иметь при поиске работы. А некоторые предпочитают еще более изысканный термин CV (curriculum vitae)[34].

Для нас с вами резюме имеет особое значение, поскольку это — практически первое серьезное знакомство с кандидатом (если не считать короткого телефонного звонка или столь же короткого и малоинформативного объявления, которое кандидат разместил в газете). Если вы ищете кандидатов в Интернете, что я горячо рекомендую, то там вы столкнетесь с огромным количеством резюме.

На этом этапе очень легко сделать ошибку: отвергнуть возможно подходящего или пригласить на собеседование непригодного кандидата. Однако ошибка (по крайней мере — второго рода) не фатальна, так как это — только первый, начальный этап отбора.

Тем не менее каждый рекрутер (не важно, работающий в конкретной фирме или в кадровом агентстве) знает: резюме — это бумажный океан, в котором легко утонуть. А приглашение на собеседование — это уже достаточно серьезный шаг, по крайней мере, в плане трудозатрат. Пропустили непригодного — потратили лишний час или более на собеседование. А при хорошем потоке кандидатов это немало. Поэтому стоит научиться грамотно сортировать резюме. Особенно — если прямо из Интернета.

Важное замечание: если вы занимаетесь «пассивным» поиском, то есть изучаете объявления, которые инициативно дают соискатели, то вы имеете дело с особым контингентом. С теми, кто выставил свою кандидатуру на рынок труда.

Это означает, что человек при всех своих возможностях, образовании, опыте и карьере почему-то не доволен нынешним положением и хочет его сменить. С учетом всех моральных и физических потерь, ведь смена места работы — это всегда ШАГ. На него надо решиться!

Кроме того, люди, с которыми вы имеете дело, по тем или иным причинам не могут найти работу ни по знакомствам и связям, ни по иным каналам. Или, по крайней мере, ищут ее сразу везде. Это довольно важный факт, учитывая, что дающие объявления, как правило, расписывают себя с самой лучшей стороны. Нет, я не говорю, что поиск работы через Интернет — криминал. Однако, всегда есть смысл выяснить у человека, почему он воспользовался именно этим способом…

Я вижу несколько случаев, когда сам факт подачи объявления о поиске работы не может вызывать у вас какого-либо сомнения в личных и деловых качествах кандидата.

Мигранты. Когда-то в нашей стране большинство населения было не особенно склонно к перемещениям (разве что с периферии поближе к центру). В тех же США, наоборот, географическая мобильность уже давно является одной из характеристик рынка труда: нет работы здесь — поезжай в другой штат. Теперь очень часто приходится видеть резюме людей, приехавших из ближнего зарубежья или из краев и весей нашей необъятной Родины. Понятно: здесь — ни корней, ни знакомых, ни друзей. Как еще искать работу, если не по объявлениям?

Молодежь. Те, кому еще нет и четверти века. Сначала учились, потом (сейчас — чаще параллельно) работали. Какой-то опыт есть, но со связями плоховато. Вообще это более мобильная и рисковая, по сравнению со старшими возрастными когортами, группа населения. К тому же более близкая к Интернету и верящая в его безграничные возможности…

Отставные офицеры средних лет. В связи со сворачиванием гонки вооружений таких людей на рынке труда сейчас очень много. Кадровый офицер, уволился лет в 30-35, самый расцвет. Если повезло, получил переподготовку по какой-нибудь государственной программе. Конечно, на менеджера (а кого еще можно из офицера сделать?). Теперь надо искать работу, а где? Все связи — в Вооруженных Силах. Половина там и осталась, другая — в таком же положении, сами ищут.

Вот вам абсолютно типичное резюме из этой серии.

Сейчас для того, чтобы составить резюме, большого ума не надо. Соответствующие рекомендации постоянно публикуются в прессе, а на некоторых кадровых сайтах Интернета можно найти готовые шаблоны, которые достаточно заполнить. Это несколько осложняет нам жизнь, однако не так уж сложно с наличием опыта научиться различать перспективные резюме от «пустышек». Об этом и поговорим.

Начнем с того, что резюме имеют две принципиально разные части. Первая — «объективна», то есть анкетные и автобиографические данные кандидата. Второе — это то, что он сам хочет о себе рассказать. Так сказать, самопрезентация. Безусловно, значение имеют обе части, но разное.

Объективные данные легко позволят вам отсеять лиц, не подходящих под требования к кандидатам, которые вы выработали ранее в целях систематизации отбора (почему вы выбрали именно такие критерии — мы здесь не обсуждаем). Возраст: не хотите вы брать сотрудников старше 45 лет — значит, отметаем (кстати, интересный вопрос: а если кандидату 46?). Уверены вы, что мужчина не бывает хорошим бухгалтером, — значит, мужиков выкидываем. Хотите только «профильное» образование — пожалуйста, кандидат обязан указать законченное (или не законченное) им учебное заведение. Ищете на завод главного энергетика — очевидно, что без соответствующего опыта и сертификата людей просто нельзя рассматривать.

Дальше — несколько сложнее. Речь идет о трудовой биографии и опыте кандидата. Иногда несоответствие очевидно. Например, вам нужен менеджер по продаже автозапчастей. А кандидат, хоть и закончил МАДИ, всю жизнь торговал только вафлями. Все ясно: рынка не знает, а если знал — давно забыл. На обучение слишком много времени уйдет, тем более что предложений на рынке труда хватает.

Иногда оно не слишком очевидно. Вы торгуете станками. У вас на руках резюме человека, который торговал сырьем… но на те же самые предприятия, куда вы поставляете свое оборудование. С одной стороны, совсем другая номенклатура. С другой стороны — те же самые клиенты, с которыми кандидат уже умеет разговаривать.

В таких ситуациях надо принимать решения, исходя из кадровой политики вашей компании, а также из предложения на рынке труда. Например, если вы готовы к экспериментам, лучше такого человека пригласить на собеседование. Тем более если предложений у вас не достаточно. И наоборот: если вы завалены предложениями, лучше отнестись построже, чтобы сэкономить трудозатраты.

Все это касается, само собой, распространенных и «простых» вакансий. Если же речь идет о том же финансовом директоре или ином «топе», тогда сложнее. Здесь надо мягче относиться к формальным и прочим признакам резюме. А вдруг вы случайно упустите хорошего кандидата?

Что касается трудовой биографии, я предлагаю обратить внимание на несколько признаков, легко вылавливаемых из резюме.

Все приведенные примеры — реальные резюме из Интернета, естественно, обезличенные. Иногда, дабы вас не утомлять, я привожу их с сокращениями.

Слишком короткие резюме. Читаешь и не понимаешь, то ли человеку совсем нечего о себе сказать, то ли стесняется…

Что здесь скажешь? «Серая мышка». Совершенно не умеет себя подать. Кстати, иногда — неплохой вариант, если речь идет о такой же «скромной» вакансии…

Тем не менее претендентов на «скромные» вакансии в Интернете — пруд пруди. Вот уж что — не дефицит! Поэтому я лучше сэкономлю свое время и вызову на собеседование кого-нибудь другого, о ком могу составить предварительное суждение, изучив нормальное резюме. Сэкономлю часа полтора, да и человека лишний раз дергать не буду.

А вот вам мужской вариант.

Этот претендент хочет уже приличную по нынешним временам сумму, да и на должность претендует не последнюю. Что ему мешало поподробнее рассказать о себе?

Я думаю, следующее: судя по первому образованию, это отставной офицер без особого опыта работы в бизнесе. Поймите правильно, ничего не имею против военных, наоборот, уважаю. Только знаю точно: без опыта, полностью перекраивающего представления о действительности, кадровый офицер не способен быть нормальным руководителем в бизнесе. Слишком разные правила игры. Поэтому на данного кандидата также не стану тратить времени (особенно с учетом его ожиданий по заработной плате). Сравните с приведенным ранее офицерским резюме: тот, по крайней мере, не имеет явно завышенных притязаний…

Вот еще один замечательный пример.

Я так и не понял, чем занимался уважаемый Гарольд последние пять лет (с учетом возраста): был маркетологом, рекламистом, PR-менеджером, руководителем производства или менеджером по оптовым продажам/сбыту: продуктов питания и ТНП. Мне кажется, что если СЕРЬЕЗНО, то это все же разные специальности и профессии.

На самом деле все ясно: стандартная мелкая оптово-розничная фирмешечка, где действительно надо «все в одном». Поэтому и не указывает ни образования, ни мест работы.

Особенно радует финал: Его Высочество Ждет Серьезных Предложений от Производителя… Разработка стратегии развития бренда, управление портфелем брендов…

Знаете, что такое бренд? Это: «Кока-кола», «Версаче», «Майкрософт», «Сникерс», ну, сок «Я» или пельмени «Дарья», наконец. Раскрученный бренд может составлять до 90% коммерческого успеха и рыночной стоимости компании. И затраты такие же немалые, а риска — вагон и маленькая тележка. Как сказал один американский толстосум: «Я точно знаю, что половину денег на рекламу трачу зря. Только не знаю, какую половину».

Стану я приглашать на раскрутку своего бренда, пусть плохонького, такого «супер-профи», который даже не удосужился указать, где работал? Щас. Я скорее тендер устрою. Среди настоящих профи с портфолио[35].

Тоже не приглашу. По крайней мере, на тысячу долларов — железно.

Частота смены мест работы. Мы все понимаем, что время сложное, бизнес нестабилен, и вообще человек ищет, где лучше. Но если кандидат менял места работы с частотой около раза в год или, тем более, чаще — это уже серьезный симптом. Кто вам сказал, что он не покинет вашу фирму с такой же скоростью?

Я не буду приводить здесь примеров. Если вы работаете в подборе персонала хотя бы год, вы таких много видели. Стоит ли тратить бумагу бесконечным:

1996-1997 — ТОО «Страшила», реализация алкогольной продукции, менеджер;

1997-1997 — ООО «Железный дровосек», продажа станков с ЧПУ, старший менеджер;

1997-1998 — СП «Русиш полотенцен», производство текстиля, менеджер;

1998-1999 — ИЧП «Шапокляк», реализация импортной косметики, менеджер…

и т. д. и т. п. по сию пору.

Тут есть нюанс: иногда бывает, что человек на самом деле работу и не менял. Просто работал в группе компаний, руководство которой по каким-то соображениям меняло юридические лица. Формально: прыгал с места на место. На самом деле: работал все время в одной и той же организации, но записи в трудовой книжке менялись, причем не по его воле.

Признак такой ситуации: обычно в подобных случаях в названиях компаний все же сохраняется «фирменный» корень. Например, если ваш кандидат год работая в «Карабас-холдинг», потом — в «Карабас-Трейд», а сейчас — в торговом доме «Карабас», то, скорее всего, смена места работы была чисто формальной.

Любители учиться. Есть у нас такие соискатели, безумно жадные до знаний. «Драмкружок, кружок по фото, да еще и петь охота… Про кружок по рисованью тоже все голосовали…»

Сначала — вуз (у таких людей обычно какой-нибудь «левый»). Потом курсы ландшафтного дизайна. Потом — менеджерские. Дальше — НЛП (ну куда ж без него сейчас!). В итоге — не менее десятка разных дипломов.

В принципе я ничего против тяги к знаниям не имею. Только вот не очень понятно, откуда у людей время берется. А главное — практика собеседований с кандидатами показывает, что в большинстве случаев такие «дипломофилы» ни деловыми, ни личными качествами не блещут.

Вся жизнь на госслужбе. Я стараюсь (кроме отдельных специальных случаев) не иметь дела с кандидатами, трудовая биография которых прошла исключительно в госучреждениях. Особенно — в управленческих (читай — бюрократических) структурах. Оттуда приходят какие-то ужасно плавные и замедленные люди. Без огонька в глазах.

Все-таки работа в коммерческих структурах приучает шевелиться, развивает у людей какую-то другую энергетику. А из государственных контор приходят люди, которым мало денег, но которые решительно не готовы сменить темп работы и уровень ответственности, чтобы зарабатывать больше.

Кроме того, многие из них почему-то уверены, что «им все должны». Если хотите, чтобы я работал, — обеспечьте и то, и это…

Наконец: полное отсутствие навыка счета денег. А без этого в коммерческом предприятии — совсем никак, тем более если человек претендует на руководящую должность.

Отсутствие роста. Человек меняет места работы с разумными интервалами. Скажем, в 3-5 лет. Но в каждой новой фирме занимает прежнее положение. Не важно какое. От менеджера к менеджеру или от генерального к генеральному. Или еще интереснее: с падением. С уровня генерального директора перешел на менеджерский. Мне в таких случаях всегда представляется, что он уже достиг своего личного «потолка». Хотите — рассматривайте. Но, скорее всего, этот персонаж звезд с неба хватать не будет.

Вот несколько анекдотичный, поэтому и показательный пример:

ОПЫТ РАБОТЫ

2001-2002 ГУП «Горлифт», филиал 2: техник-программист

2001-2001 ООО «Чашки и плошки»: продавец-консультант

1999-2001 ООО «Гюлистан»: коммерческий директор

Чувствуете, какой прогресс? От коммерческого директора через продавца-консультанта — аж до целого техника-программиста какого-то ГУПа! Головокружительная карьера. Главное — человек нигде более года не засиживался.

«Сомнительные» места работы. Я, наверное, старый ретроград. Но что-то мне ужасно не хочется брать на работу людей, которые подвизались до этого в казиношном, лотерейном или прочем игорном бизнесе. Да, законом это не запрещено. Но как-то рука не поднимается… Если только вы не управляющий трудовыми ресурсами казино.

Если вы — «продвинутый» управляющий персоналом, то должны следить за «черными списками» компаний, публикуемыми в Интернете и других источниках. Ничего плохого не могу сказать о сотрудниках таких фирм… но все же, стоит обратить внимание.

Вообще, хороший вариант: прочитав в резюме название компании, где работал кандидат, посмотрите в Интернете, что про нее пишут. Время займет небольшое, а результаты иногда оказываются поразительными. Даже если вы в итоге захотите встретиться с кандидатом, будете вооружены информацией для предстоящего интервью.

Поток лирики. В известном смысле противоположность первому варианту.

Знаете, что больше всего утомляет в работе управляющего персоналом? Бесконечные собеседования (об этом подробнее — в первой главе). Специалисты по психологии общения пишут: в современном мире информации слишком много, больше, чем способен воспринять человеческий разум. Поэтому стоит оберегать себя от лишней информационной нагрузки.

Вот образец. Учтите, это только выдержки из резюме, которое вообще-то занимает б (!) страниц. Я вас просто пожалел. Обратите внимание: это, как и прочие, — точная цитата из «живого» резюме.

Я даже не стану разбирать в деталях это резюме, хотя в нем есть на чем заострить внимание. Вывод простой: если человек так много способен говорить о себе в письменном тексте, что же я получу в устном?! Часа два трепотни, причем ведь не отделаешься… Нет, никакого приглашения. Найдем более лаконичный персонаж.

В этом опусе смущает многое. Первое — то, что человек с «высшим юридическим» образованием не работает по специальности, а всю трудовую биографию возится с компьютерами. Значит, либо образование такое, либо…

Кстати, на айтишников-самоучек без специального образования я тоже нагляделся, спасибо, не надо.

Второе — сама стилистика (см. ниже про «юморные» резюме).

Третье — как-то не сочетается самохарактеристика автора («Исполнителен до идиотизма, честен до отвращения, легко уживчив в любых условиях») и им же излагаемые детали трудовой биографии: «…„папа“ начал валять дурака и перестал нас слушаться»; «…жил за счет различных юридических и физических лиц, достаточно состоятельных и неграмотных, чтобы платить за регулярное внимательное рассматривание их техники, задумчивый взгляд и запуск каких-то страшных программ, перед тем как решить их проблему». Как-то не «бьет» исполнительность, честность и уживчивость с таким высокомерно-пренебрежительным тоном в отношении работодателей.

Нет, и с этим персонажем встречаться я не стану.

Менеджер-супермен.

При изучении резюме вы очень часто будете сталкиваться с людьми, умеющими абсолютно все и в кратчайшие сроки поднявшие компанию-работодателя на невообразимые высоты. Это — нормальная практика. Самое обидное для нашего бизнеса, что такие люди почему-то не задерживаются надолго нигде, максимум — год-два. То есть работодатели явно не в состоянии оценить своих благодетелей.

У меня таких примеров — пруд пруди. Приведу тот, который мне больше всего нравится. Надеюсь, и вы оцените. Установочные данные подавшего объявление и конкретные места работы, как всегда, изменены.

Слушайте, я, ей-богу, завидую этому парню. У большинства моих знакомых и к 40 годам нет стольких регалий и наград.

Хочу только обратить внимание на следующие «мелкие» обстоятельства.

● А что такое «General Manager»? У меня с английским языком вроде неплохо, но про такое не слышал.

● На «штуку» при неполном рабочем дне захотел? Ну-ну, флаг в руки. И еще прямо из Удоева — в Москву. Через объявление в Интернете. Романтик. Думает — в столице своих гениев мало.

● См. пункт «образование»: что, правда, за два года такой сложный факультет одолел? Или это опечатка?[36] С другой стороны, по возрасту — вроде самый раз.

● Курс МВА — он вообще-то 3 года минимум… А мини-МВА — это что-то вроде заочного бокса. Кстати, «дистанционная олимпиада по чего-то-борью» — это из той же оперы?

● О двухмесячной работе в ООО «Мабур» (2002.05-07): честно, мы в нашей достаточно «продвинутой» фирме (из 200 работающих каждый 10-й — кандидат наук) бьемся над решением перечисленных задач уже несколько лет. Пока удалось одолеть на удовлетворительном уровне в лучшем случае треть. Может, у нас просто не было таких крутых специалистов?

● Про увлечения: нет, это просто терминатор какой-то. Драки, мечи, гребля… Когда учиться-то успевал? И еще: он на какую вакансию претендует: менеджера или телохранителя?

● Ну, понятно, не все же сразу… по русскому языку у нас в школе явно не выше тройки.

● С логикой (или приоритетами) — тоже не ахти. Я бы, по крайней мере, не стал перечислять в одном контексте такие достижения, как «Создание корпоративной базы знаний» и «Ассистирование заместителю генерального Директора». Масштаб, знаете ли, разный. Первое — для коллектива на годы (отдельный проект, точно знаю: сам участвовал). Второе — для секретарши.

Ладно, Сан Саныч, говорю я себе. Хватит издеваться над молодым человеком. Ну, хочет он отчаянно из Удоева в Москву. Не первый и не последний. Может, из него и получится программун или сисадмин… когда-нибудь. Хотя общее впечатление, конечно, грустное. Нет, никакого собеседования, ВИДЕТЬ НЕ ЖЕЛАЮ!!!

Это — крик души после прочтения 30-го бесперспективного резюме. Тут всякий такт и гуманизм потеряешь.

«Невнятность». Иногда люди составляют резюме так, что не сразу поймешь, какими соображениями они руководствовались.

У меня есть небольшая коллекция цитат из резюме этого типа. Похвастаюсь жемчужиной. Человек подробно описывает свою карьеру на неком заводе. Заключительный пассаж:

Как вы полагаете, какой работодатель захочет специалиста, который будет «иметь» предприятие, «как хочет»? Лично меня — увольте.

«Юмористы» — как вариант невнятности. Иногда и в резюме проявляется чувство юмора автора. Примерно в такой форме:

Это при том, что человек претендует на не самую слабую вакансию (кому интересно — менеджер по персоналу. Ха-ха!).

Может, вам такой нужен, особенно в систему типа «Гербалайфа»?

Если вы внимательно читаете эту книгу, то уже поняли, что я поострить люблю. И вроде (скромность — моя главная черта!) умею иногда. Но, слушайте, есть же ситуации, когда стоит оставаться серьезным. Подобные выходки в резюме меня смущают. Мало ли как он начнет шутить на работе. У нас серьезный бизнес. Еще «сострит» в хозяйственном договоре или хуже — в счете-фактуре…

Посему — и этого не приглашу. Хотя на собеседованиях с кандидатами обязательно слежу за проявлениями юмора и отмечаю их как положительное качество.

Долгое зависание объявления. Тут и объяснять нечего. Если я вижу в Интернете резюме, не исчезающее (повторяющееся) несколько недель, — значит, с кандидатом не о чем говорить, иначе он давно бы уже нашел себе работу.

***

Вообще говоря, даже симпатичное на первый взгляд резюме совсем не гарантирует вас от кандидатов, чья профнепригодность выявляется за первые полчаса личной встречи. Самый занятный из моих примеров. В резюме: возраст — 32, образование — высшее, претензии по зарплате —600 долларов. Приходит на интервью: «Вы, — говорит, — на резюме не смотрите. Написал, чтобы на собеседование пригласили». На самом деле: 45, высшее, но не законченное, денег хочет от тысячи и более.

Зачем врал в резюме? Очень просто: с его данными, совершенно не соответствующими запросу работодателя, могли не вызвать. А он был уверен, что при встрече произведет такое неизгладимое впечатление, что на несоответствие закроют глаза.

Я специально для вас составил сводную табличку, вроде словаря, переводящую текст резюме в то, что вы можете получить при встрече с кандидатом. На ней и завершаю эту главу.

Что написано в резюме… и что вы узнаете на собеседовании

Образование: высшее. Окончил факультет менеджмента Российско-американского университета им. Соломона Кацмана

Это единственное место, где не надо сдавать экзаменов, а диплом оказался мне по карману

Цель: поиск места работы, адекватного профессиональному потенциалу

Потому что кроме потенциала ничем особым не располагаю

Опыт работы: ООО «Оргалит-Трейд», зам. генерального директора, член совета директоров

Состав совета директоров: Серега и я

Неоднократно замещал генерального директора

Два раза, пока Серега выходил из запоев

Профессиональные достижения: за год увеличил объем продаж оргалита в 10 раз

Я мог бы написать и в 100 раз, потому что до меня продаж не было вообще, а нуль, умноженный на что угодно, — все равно нуль

Навыки: анализ рынка, позиционирование товара, создание и поддержание бренда, разработка рекламной стратегии, определение целевой аудитории, выбор СМИ, планирование рекламных кампаний, расчет эффективности. Получение выгодных условий, резервирование рекламных площадей, закупка СМИ

Размещал бесплатные объявления о продаже оргалита в «Из рук в руки»

Подбор и расстановка кадров

Нанимал и увольнял всех продавцов, где-то по одному в месяц

Оптимизация расходов на оплату труда

Часть зарплаты мы выдавали пустыми бутылками

Большой опыт личных продаж

Самому пришлось стоять на рынке, потому что не мог найти продавцов на такую зарплату

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

До сих пор не можем выяснить, кто забрал из сейфа последние 50 баксов

Поиск поставщиков, заключение договоров на поставку продукции

На фабрике в Бубенцово-Скотинино, где мы покупаем оргалит

Опыт внешнеэкономической деятельности

Пару раз брали оргалит у каких-то хохлов

Логистика складского запаса и товародвижения

Уж натаскался я этого оргалита — мало не покажется

Работа с государственными контролирующими органами

Платил «откаты» ментам на рынке

Отслеживание сроков оплат, работа с просроченной задолженностью (подача исков, исполнительное производство)

На пару с Серегой набили морду одному «прянику», который задолжал 500 рублей за оргалит

Разработка схем по минимизации налоговой нагрузки

Просто не показывали прибыль — и все…

Комплексная автоматизация предприятия

Купил для фирмы на «Горбушке» единственный компьютер

Работа с VIP-клиентами

Впарил грузовик оргалита соседу по даче, новому русскому

Компьютер: Windows, MS Office, Internet — грамотный пользователь

Умею раскладывать пасьянс, тюкать двумя пальцами в «Ворде» и давать объявления о поиске работы на Job.ru

Рекомендации: генеральный директор ООО «Оргалит-Трейд»

Что, мне Серега в рекомендации откажет? Тем более что не знает, как от меня избавиться

Причина смены места работы: неоднократные задержки зарплаты

Фирма третий месяц получает зарплату оргалитом, потому что все бабки уходят на ремонт разбитого по пьяни Серегиного «джипа»

Без вредных привычек

Пью, как все, но в вытрезвитель пока не попадал

Хобби: восточные единоборства, водный туризм, акваланг, парашют, стихосложение…

Из которых приходится, хочешь не хочешь, выкраивать время для работы

… йога, здоровый образ жизни, психология, нетрадиционная медицина

О чем готов болтать день и ночь напролет.

Черты характера: — стремление к профессиональному и личностному совершенствованию; — коммуникабельность; — ответственность; — инициативность; — умение принятия решений в сложных ситуациях; — развитое творческое мышление.

Это я списал из одного резюме: уж больно понравилось — прямо про меня…

Не может ведь ни бе, ни ме,

А вот — составил резюме!

Из рекрутерского фольклора

Глава, где обсуждается ваша первая (заочная) встреча с будущим соискателем. Здесь автор делится соображениями о том, как с помощью грубого отсева сэкономить время на дальнейшее бесполезное изучение кандидатов.

Еще недавно для большинства российских граждан слово «резюме» означало «краткое содержание», например, книги. Сейчас уже трудно найти такого, кто бы не знал, что резюме — это первое, что необходимо иметь при поиске работы. А некоторые предпочитают еще более изысканный термин CV (curriculum vitae)[34].

Для нас с вами резюме имеет особое значение, поскольку это — практически первое серьезное знакомство с кандидатом (если не считать короткого телефонного звонка или столь же короткого и малоинформативного объявления, которое кандидат разместил в газете). Если вы ищете кандидатов в Интернете, что я горячо рекомендую, то там вы столкнетесь с огромным количеством резюме.

На этом этапе очень легко сделать ошибку: отвергнуть возможно подходящего или пригласить на собеседование непригодного кандидата. Однако ошибка (по крайней мере — второго рода) не фатальна, так как это — только первый, начальный этап отбора.

Тем не менее каждый рекрутер (не важно, работающий в конкретной фирме или в кадровом агентстве) знает: резюме — это бумажный океан, в котором легко утонуть. А приглашение на собеседование — это уже достаточно серьезный шаг, по крайней мере, в плане трудозатрат. Пропустили непригодного — потратили лишний час или более на собеседование. А при хорошем потоке кандидатов это немало. Поэтому стоит научиться грамотно сортировать резюме. Особенно — если прямо из Интернета.

Важное замечание: если вы занимаетесь «пассивным» поиском, то есть изучаете объявления, которые инициативно дают соискатели, то вы имеете дело с особым контингентом. С теми, кто выставил свою кандидатуру на рынок труда.

Это означает, что человек при всех своих возможностях, образовании, опыте и карьере почему-то не доволен нынешним положением и хочет его сменить. С учетом всех моральных и физических потерь, ведь смена места работы — это всегда ШАГ. На него надо решиться!

Кроме того, люди, с которыми вы имеете дело, по тем или иным причинам не могут найти работу ни по знакомствам и связям, ни по иным каналам. Или, по крайней мере, ищут ее сразу везде. Это довольно важный факт, учитывая, что дающие объявления, как правило, расписывают себя с самой лучшей стороны. Нет, я не говорю, что поиск работы через Интернет — криминал. Однако, всегда есть смысл выяснить у человека, почему он воспользовался именно этим способом…

Я вижу несколько случаев, когда сам факт подачи объявления о поиске работы не может вызывать у вас какого-либо сомнения в личных и деловых качествах кандидата.

Мигранты. Когда-то в нашей стране большинство населения было не особенно склонно к перемещениям (разве что с периферии поближе к центру). В тех же США, наоборот, географическая мобильность уже давно является одной из характеристик рынка труда: нет работы здесь — поезжай в другой штат. Теперь очень часто приходится видеть резюме людей, приехавших из ближнего зарубежья или из краев и весей нашей необъятной Родины. Понятно: здесь — ни корней, ни знакомых, ни друзей. Как еще искать работу, если не по объявлениям?

Молодежь. Те, кому еще нет и четверти века. Сначала учились, потом (сейчас — чаще параллельно) работали. Какой-то опыт есть, но со связями плоховато. Вообще это более мобильная и рисковая, по сравнению со старшими возрастными когортами, группа населения. К тому же более близкая к Интернету и верящая в его безграничные возможности…

Отставные офицеры средних лет. В связи со сворачиванием гонки вооружений таких людей на рынке труда сейчас очень много. Кадровый офицер, уволился лет в 30-35, самый расцвет. Если повезло, получил переподготовку по какой-нибудь государственной программе. Конечно, на менеджера (а кого еще можно из офицера сделать?). Теперь надо искать работу, а где? Все связи — в Вооруженных Силах. Половина там и осталась, другая — в таком же положении, сами ищут.

Вот вам абсолютно типичное резюме из этой серии.

Сейчас для того, чтобы составить резюме, большого ума не надо. Соответствующие рекомендации постоянно публикуются в прессе, а на некоторых кадровых сайтах Интернета можно найти готовые шаблоны, которые достаточно заполнить. Это несколько осложняет нам жизнь, однако не так уж сложно с наличием опыта научиться различать перспективные резюме от «пустышек». Об этом и поговорим.

Начнем с того, что резюме имеют две принципиально разные части. Первая — «объективна», то есть анкетные и автобиографические данные кандидата. Второе — это то, что он сам хочет о себе рассказать. Так сказать, самопрезентация. Безусловно, значение имеют обе части, но разное.

Объективные данные легко позволят вам отсеять лиц, не подходящих под требования к кандидатам, которые вы выработали ранее в целях систематизации отбора (почему вы выбрали именно такие критерии — мы здесь не обсуждаем). Возраст: не хотите вы брать сотрудников старше 45 лет — значит, отметаем (кстати, интересный вопрос: а если кандидату 46?). Уверены вы, что мужчина не бывает хорошим бухгалтером, — значит, мужиков выкидываем. Хотите только «профильное» образование — пожалуйста, кандидат обязан указать законченное (или не законченное) им учебное заведение. Ищете на завод главного энергетика — очевидно, что без соответствующего опыта и сертификата людей просто нельзя рассматривать.

Дальше — несколько сложнее. Речь идет о трудовой биографии и опыте кандидата. Иногда несоответствие очевидно. Например, вам нужен менеджер по продаже автозапчастей. А кандидат, хоть и закончил МАДИ, всю жизнь торговал только вафлями. Все ясно: рынка не знает, а если знал — давно забыл. На обучение слишком много времени уйдет, тем более что предложений на рынке труда хватает.

Иногда оно не слишком очевидно. Вы торгуете станками. У вас на руках резюме человека, который торговал сырьем… но на те же самые предприятия, куда вы поставляете свое оборудование. С одной стороны, совсем другая номенклатура. С другой стороны — те же самые клиенты, с которыми кандидат уже умеет разговаривать.

В таких ситуациях надо принимать решения, исходя из кадровой политики вашей компании, а также из предложения на рынке труда. Например, если вы готовы к экспериментам, лучше такого человека пригласить на собеседование. Тем более если предложений у вас не достаточно. И наоборот: если вы завалены предложениями, лучше отнестись построже, чтобы сэкономить трудозатраты.

Все это касается, само собой, распространенных и «простых» вакансий. Если же речь идет о том же финансовом директоре или ином «топе», тогда сложнее. Здесь надо мягче относиться к формальным и прочим признакам резюме. А вдруг вы случайно упустите хорошего кандидата?

Что касается трудовой биографии, я предлагаю обратить внимание на несколько признаков, легко вылавливаемых из резюме.

Все приведенные примеры — реальные резюме из Интернета, естественно, обезличенные. Иногда, дабы вас не утомлять, я привожу их с сокращениями.

Слишком короткие резюме. Читаешь и не понимаешь, то ли человеку совсем нечего о себе сказать, то ли стесняется…

Что здесь скажешь? «Серая мышка». Совершенно не умеет себя подать. Кстати, иногда — неплохой вариант, если речь идет о такой же «скромной» вакансии…

Тем не менее претендентов на «скромные» вакансии в Интернете — пруд пруди. Вот уж что — не дефицит! Поэтому я лучше сэкономлю свое время и вызову на собеседование кого-нибудь другого, о ком могу составить предварительное суждение, изучив нормальное резюме. Сэкономлю часа полтора, да и человека лишний раз дергать не буду.

А вот вам мужской вариант.

Этот претендент хочет уже приличную по нынешним временам сумму, да и на должность претендует не последнюю. Что ему мешало поподробнее рассказать о себе?

Я думаю, следующее: судя по первому образованию, это отставной офицер без особого опыта работы в бизнесе. Поймите правильно, ничего не имею против военных, наоборот, уважаю. Только знаю точно: без опыта, полностью перекраивающего представления о действительности, кадровый офицер не способен быть нормальным руководителем в бизнесе. Слишком разные правила игры. Поэтому на данного кандидата также не стану тратить времени (особенно с учетом его ожиданий по заработной плате). Сравните с приведенным ранее офицерским резюме: тот, по крайней мере, не имеет явно завышенных притязаний…

Вот еще один замечательный пример.

Я так и не понял, чем занимался уважаемый Гарольд последние пять лет (с учетом возраста): был маркетологом, рекламистом, PR-менеджером, руководителем производства или менеджером по оптовым продажам/сбыту: продуктов питания и ТНП. Мне кажется, что если СЕРЬЕЗНО, то это все же разные специальности и профессии.

На самом деле все ясно: стандартная мелкая оптово-розничная фирмешечка, где действительно надо «все в одном». Поэтому и не указывает ни образования, ни мест работы.

Особенно радует финал: Его Высочество Ждет Серьезных Предложений от Производителя… Разработка стратегии развития бренда, управление портфелем брендов…

Знаете, что такое бренд? Это: «Кока-кола», «Версаче», «Майкрософт», «Сникерс», ну, сок «Я» или пельмени «Дарья», наконец. Раскрученный бренд может составлять до 90% коммерческого успеха и рыночной стоимости компании. И затраты такие же немалые, а риска — вагон и маленькая тележка. Как сказал один американский толстосум: «Я точно знаю, что половину денег на рекламу трачу зря. Только не знаю, какую половину».

Стану я приглашать на раскрутку своего бренда, пусть плохонького, такого «супер-профи», который даже не удосужился указать, где работал? Щас. Я скорее тендер устрою. Среди настоящих профи с портфолио[35].

Тоже не приглашу. По крайней мере, на тысячу долларов — железно.

Частота смены мест работы. Мы все понимаем, что время сложное, бизнес нестабилен, и вообще человек ищет, где лучше. Но если кандидат менял места работы с частотой около раза в год или, тем более, чаще — это уже серьезный симптом. Кто вам сказал, что он не покинет вашу фирму с такой же скоростью?

Я не буду приводить здесь примеров. Если вы работаете в подборе персонала хотя бы год, вы таких много видели. Стоит ли тратить бумагу бесконечным:

1996-1997 — ТОО «Страшила», реализация алкогольной продукции, менеджер;

1997-1997 — ООО «Железный дровосек», продажа станков с ЧПУ, старший менеджер;

1997-1998 — СП «Русиш полотенцен», производство текстиля, менеджер;

1998-1999 — ИЧП «Шапокляк», реализация импортной косметики, менеджер…

и т. д. и т. п. по сию пору.

Тут есть нюанс: иногда бывает, что человек на самом деле работу и не менял. Просто работал в группе компаний, руководство которой по каким-то соображениям меняло юридические лица. Формально: прыгал с места на место. На самом деле: работал все время в одной и той же организации, но записи в трудовой книжке менялись, причем не по его воле.

Признак такой ситуации: обычно в подобных случаях в названиях компаний все же сохраняется «фирменный» корень. Например, если ваш кандидат год работая в «Карабас-холдинг», потом — в «Карабас-Трейд», а сейчас — в торговом доме «Карабас», то, скорее всего, смена места работы была чисто формальной.

Любители учиться. Есть у нас такие соискатели, безумно жадные до знаний. «Драмкружок, кружок по фото, да еще и петь охота… Про кружок по рисованью тоже все голосовали…»

Сначала — вуз (у таких людей обычно какой-нибудь «левый»). Потом курсы ландшафтного дизайна. Потом — менеджерские. Дальше — НЛП (ну куда ж без него сейчас!). В итоге — не менее десятка разных дипломов.

В принципе я ничего против тяги к знаниям не имею. Только вот не очень понятно, откуда у людей время берется. А главное — практика собеседований с кандидатами показывает, что в большинстве случаев такие «дипломофилы» ни деловыми, ни личными качествами не блещут.

Вся жизнь на госслужбе. Я стараюсь (кроме отдельных специальных случаев) не иметь дела с кандидатами, трудовая биография которых прошла исключительно в госучреждениях. Особенно — в управленческих (читай — бюрократических) структурах. Оттуда приходят какие-то ужасно плавные и замедленные люди. Без огонька в глазах.

Все-таки работа в коммерческих структурах приучает шевелиться, развивает у людей какую-то другую энергетику. А из государственных контор приходят люди, которым мало денег, но которые решительно не готовы сменить темп работы и уровень ответственности, чтобы зарабатывать больше.

Кроме того, многие из них почему-то уверены, что «им все должны». Если хотите, чтобы я работал, — обеспечьте и то, и это…

Наконец: полное отсутствие навыка счета денег. А без этого в коммерческом предприятии — совсем никак, тем более если человек претендует на руководящую должность.

Отсутствие роста. Человек меняет места работы с разумными интервалами. Скажем, в 3-5 лет. Но в каждой новой фирме занимает прежнее положение. Не важно какое. От менеджера к менеджеру или от генерального к генеральному. Или еще интереснее: с падением. С уровня генерального директора перешел на менеджерский. Мне в таких случаях всегда представляется, что он уже достиг своего личного «потолка». Хотите — рассматривайте. Но, скорее всего, этот персонаж звезд с неба хватать не будет.

Вот несколько анекдотичный, поэтому и показательный пример:

ОПЫТ РАБОТЫ

2001-2002 ГУП «Горлифт», филиал 2: техник-программист

2001-2001 ООО «Чашки и плошки»: продавец-консультант

1999-2001 ООО «Гюлистан»: коммерческий директор

Чувствуете, какой прогресс? От коммерческого директора через продавца-консультанта — аж до целого техника-программиста какого-то ГУПа! Головокружительная карьера. Главное — человек нигде более года не засиживался.

«Сомнительные» места работы. Я, наверное, старый ретроград. Но что-то мне ужасно не хочется брать на работу людей, которые подвизались до этого в казиношном, лотерейном или прочем игорном бизнесе. Да, законом это не запрещено. Но как-то рука не поднимается… Если только вы не управляющий трудовыми ресурсами казино.

Если вы — «продвинутый» управляющий персоналом, то должны следить за «черными списками» компаний, публикуемыми в Интернете и других источниках. Ничего плохого не могу сказать о сотрудниках таких фирм… но все же, стоит обратить внимание.

Вообще, хороший вариант: прочитав в резюме название компании, где работал кандидат, посмотрите в Интернете, что про нее пишут. Время займет небольшое, а результаты иногда оказываются поразительными. Даже если вы в итоге захотите встретиться с кандидатом, будете вооружены информацией для предстоящего интервью.

Поток лирики. В известном смысле противоположность первому варианту.

Знаете, что больше всего утомляет в работе управляющего персоналом? Бесконечные собеседования (об этом подробнее — в первой главе). Специалисты по психологии общения пишут: в современном мире информации слишком много, больше, чем способен воспринять человеческий разум. Поэтому стоит оберегать себя от лишней информационной нагрузки.

Вот образец. Учтите, это только выдержки из резюме, которое вообще-то занимает б (!) страниц. Я вас просто пожалел. Обратите внимание: это, как и прочие, — точная цитата из «живого» резюме.

Я даже не стану разбирать в деталях это резюме, хотя в нем есть на чем заострить внимание. Вывод простой: если человек так много способен говорить о себе в письменном тексте, что же я получу в устном?! Часа два трепотни, причем ведь не отделаешься… Нет, никакого приглашения. Найдем более лаконичный персонаж.

В этом опусе смущает многое. Первое — то, что человек с «высшим юридическим» образованием не работает по специальности, а всю трудовую биографию возится с компьютерами. Значит, либо образование такое, либо…

Кстати, на айтишников-самоучек без специального образования я тоже нагляделся, спасибо, не надо.

Второе — сама стилистика (см. ниже про «юморные» резюме).

Третье — как-то не сочетается самохарактеристика автора («Исполнителен до идиотизма, честен до отвращения, легко уживчив в любых условиях») и им же излагаемые детали трудовой биографии: «…„папа“ начал валять дурака и перестал нас слушаться»; «…жил за счет различных юридических и физических лиц, достаточно состоятельных и неграмотных, чтобы платить за регулярное внимательное рассматривание их техники, задумчивый взгляд и запуск каких-то страшных программ, перед тем как решить их проблему». Как-то не «бьет» исполнительность, честность и уживчивость с таким высокомерно-пренебрежительным тоном в отношении работодателей.

Нет, и с этим персонажем встречаться я не стану.

Менеджер-супермен.

При изучении резюме вы очень часто будете сталкиваться с людьми, умеющими абсолютно все и в кратчайшие сроки поднявшие компанию-работодателя на невообразимые высоты. Это — нормальная практика. Самое обидное для нашего бизнеса, что такие люди почему-то не задерживаются надолго нигде, максимум — год-два. То есть работодатели явно не в состоянии оценить своих благодетелей.

У меня таких примеров — пруд пруди. Приведу тот, который мне больше всего нравится. Надеюсь, и вы оцените. Установочные данные подавшего объявление и конкретные места работы, как всегда, изменены.

Слушайте, я, ей-богу, завидую этому парню. У большинства моих знакомых и к 40 годам нет стольких регалий и наград.

Хочу только обратить внимание на следующие «мелкие» обстоятельства.

● А что такое «General Manager»? У меня с английским языком вроде неплохо, но про такое не слышал.

● На «штуку» при неполном рабочем дне захотел? Ну-ну, флаг в руки. И еще прямо из Удоева — в Москву. Через объявление в Интернете. Романтик. Думает — в столице своих гениев мало.

● См. пункт «образование»: что, правда, за два года такой сложный факультет одолел? Или это опечатка?[36] С другой стороны, по возрасту — вроде самый раз.

● Курс МВА — он вообще-то 3 года минимум… А мини-МВА — это что-то вроде заочного бокса. Кстати, «дистанционная олимпиада по чего-то-борью» — это из той же оперы?

● О двухмесячной работе в ООО «Мабур» (2002.05-07): честно, мы в нашей достаточно «продвинутой» фирме (из 200 работающих каждый 10-й — кандидат наук) бьемся над решением перечисленных задач уже несколько лет. Пока удалось одолеть на удовлетворительном уровне в лучшем случае треть. Может, у нас просто не было таких крутых специалистов?

● Про увлечения: нет, это просто терминатор какой-то. Драки, мечи, гребля… Когда учиться-то успевал? И еще: он на какую вакансию претендует: менеджера или телохранителя?

● Ну, понятно, не все же сразу… по русскому языку у нас в школе явно не выше тройки.

● С логикой (или приоритетами) — тоже не ахти. Я бы, по крайней мере, не стал перечислять в одном контексте такие достижения, как «Создание корпоративной базы знаний» и «Ассистирование заместителю генерального Директора». Масштаб, знаете ли, разный. Первое — для коллектива на годы (отдельный проект, точно знаю: сам участвовал). Второе — для секретарши.

Ладно, Сан Саныч, говорю я себе. Хватит издеваться над молодым человеком. Ну, хочет он отчаянно из Удоева в Москву. Не первый и не последний. Может, из него и получится программун или сисадмин… когда-нибудь. Хотя общее впечатление, конечно, грустное. Нет, никакого собеседования, ВИДЕТЬ НЕ ЖЕЛАЮ!!!

Это — крик души после прочтения 30-го бесперспективного резюме. Тут всякий такт и гуманизм потеряешь.

«Невнятность». Иногда люди составляют резюме так, что не сразу поймешь, какими соображениями они руководствовались.

У меня есть небольшая коллекция цитат из резюме этого типа. Похвастаюсь жемчужиной. Человек подробно описывает свою карьеру на неком заводе. Заключительный пассаж:

Как вы полагаете, какой работодатель захочет специалиста, который будет «иметь» предприятие, «как хочет»? Лично меня — увольте.

«Юмористы» — как вариант невнятности. Иногда и в резюме проявляется чувство юмора автора. Примерно в такой форме:

Это при том, что человек претендует на не самую слабую вакансию (кому интересно — менеджер по персоналу. Ха-ха!).

Может, вам такой нужен, особенно в систему типа «Гербалайфа»?

Если вы внимательно читаете эту книгу, то уже поняли, что я поострить люблю. И вроде (скромность — моя главная черта!) умею иногда. Но, слушайте, есть же ситуации, когда стоит оставаться серьезным. Подобные выходки в резюме меня смущают. Мало ли как он начнет шутить на работе. У нас серьезный бизнес. Еще «сострит» в хозяйственном договоре или хуже — в счете-фактуре…

Посему — и этого не приглашу. Хотя на собеседованиях с кандидатами обязательно слежу за проявлениями юмора и отмечаю их как положительное качество.

Долгое зависание объявления. Тут и объяснять нечего. Если я вижу в Интернете резюме, не исчезающее (повторяющееся) несколько недель, — значит, с кандидатом не о чем говорить, иначе он давно бы уже нашел себе работу.

***

Вообще говоря, даже симпатичное на первый взгляд резюме совсем не гарантирует вас от кандидатов, чья профнепригодность выявляется за первые полчаса личной встречи. Самый занятный из моих примеров. В резюме: возраст — 32, образование — высшее, претензии по зарплате —600 долларов. Приходит на интервью: «Вы, — говорит, — на резюме не смотрите. Написал, чтобы на собеседование пригласили». На самом деле: 45, высшее, но не законченное, денег хочет от тысячи и более.

Зачем врал в резюме? Очень просто: с его данными, совершенно не соответствующими запросу работодателя, могли не вызвать. А он был уверен, что при встрече произведет такое неизгладимое впечатление, что на несоответствие закроют глаза.

Я специально для вас составил сводную табличку, вроде словаря, переводящую текст резюме в то, что вы можете получить при встрече с кандидатом. На ней и завершаю эту главу.

Что написано в резюме… и что вы узнаете на собеседовании

Образование: высшее. Окончил факультет менеджмента Российско-американского университета им. Соломона Кацмана

Это единственное место, где не надо сдавать экзаменов, а диплом оказался мне по карману

Цель: поиск места работы, адекватного профессиональному потенциалу

Потому что кроме потенциала ничем особым не располагаю

Опыт работы: ООО «Оргалит-Трейд», зам. генерального директора, член совета директоров

Состав совета директоров: Серега и я

Неоднократно замещал генерального директора

Два раза, пока Серега выходил из запоев

Профессиональные достижения: за год увеличил объем продаж оргалита в 10 раз

Я мог бы написать и в 100 раз, потому что до меня продаж не было вообще, а нуль, умноженный на что угодно, — все равно нуль

Навыки: анализ рынка, позиционирование товара, создание и поддержание бренда, разработка рекламной стратегии, определение целевой аудитории, выбор СМИ, планирование рекламных кампаний, расчет эффективности. Получение выгодных условий, резервирование рекламных площадей, закупка СМИ

Размещал бесплатные объявления о продаже оргалита в «Из рук в руки»

Подбор и расстановка кадров

Нанимал и увольнял всех продавцов, где-то по одному в месяц

Оптимизация расходов на оплату труда

Часть зарплаты мы выдавали пустыми бутылками

Большой опыт личных продаж

Самому пришлось стоять на рынке, потому что не мог найти продавцов на такую зарплату

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

До сих пор не можем выяснить, кто забрал из сейфа последние 50 баксов

Поиск поставщиков, заключение договоров на поставку продукции

На фабрике в Бубенцово-Скотинино, где мы покупаем оргалит

Опыт внешнеэкономической деятельности

Пару раз брали оргалит у каких-то хохлов

Логистика складского запаса и товародвижения

Уж натаскался я этого оргалита — мало не покажется

Работа с государственными контролирующими органами

Платил «откаты» ментам на рынке

Отслеживание сроков оплат, работа с просроченной задолженностью (подача исков, исполнительное производство)

На пару с Серегой набили морду одному «прянику», который задолжал 500 рублей за оргалит

Разработка схем по минимизации налоговой нагрузки

Просто не показывали прибыль — и все…

Комплексная автоматизация предприятия

Купил для фирмы на «Горбушке» единственный компьютер

Работа с VIP-клиентами

Впарил грузовик оргалита соседу по даче, новому русскому

Компьютер: Windows, MS Office, Internet — грамотный пользователь

Умею раскладывать пасьянс, тюкать двумя пальцами в «Ворде» и давать объявления о поиске работы на Job.ru

Рекомендации: генеральный директор ООО «Оргалит-Трейд»

Что, мне Серега в рекомендации откажет? Тем более что не знает, как от меня избавиться

Причина смены места работы: неоднократные задержки зарплаты

Фирма третий месяц получает зарплату оргалитом, потому что все бабки уходят на ремонт разбитого по пьяни Серегиного «джипа»

Без вредных привычек

Пью, как все, но в вытрезвитель пока не попадал

Хобби: восточные единоборства, водный туризм, акваланг, парашют, стихосложение…

Из которых приходится, хочешь не хочешь, выкраивать время для работы

… йога, здоровый образ жизни, психология, нетрадиционная медицина

О чем готов болтать день и ночь напролет.

Черты характера: — стремление к профессиональному и личностному совершенствованию; — коммуникабельность; — ответственность; — инициативность; — умение принятия решений в сложных ситуациях; — развитое творческое мышление.

Это я списал из одного резюме: уж больно понравилось — прямо про меня…