2. УЧАСТНИКИ АРЕНДНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24
70. Может ли один из собственников нежилых помещений здания заключить договор аренды
неделимого земельного участка, необходимого для эксплуатации всего здания?
См.: п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11.
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
"О некоторых вопросах, связанных с применением
земельного законодательства" <*>
71. Может ли землепользователь сдать в аренду земельный участок, принадлежащий ему на
праве постоянного (бессрочного) пользования?
См.: п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11.
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
"О некоторых вопросах, связанных с применением
земельного законодательства" <*>
72. Если земельный участок является неделимым, а находящиеся на нем строения и
сооружения принадлежат разным собственникам, то является ли заключение договора аренды
земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора обязательным условием
приобретения каждым из них права аренды такой земли?
См.: п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11; Постановления Президиума
ВАС РФ от 01.07.2003 N 12168/02; от 20.05.2003 N 1971/03.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 20.05.2003 N 1971/03
(Извлечение)
ООО "Шерб" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Москомрегистрации о
признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного
участка от 31.01.02 N М-04-020479, заключенного между истцом и Московским земельным
комитетом (далее - Москомземом), и обязании ответчика совершить такую регистрацию.
Исковые требования мотивированы тем, что заключение договора аренды с
множественностью лиц на стороне арендатора является правом, а не обязанностью арендатора.
Кроме того, истец считает заключение такого договора нецелесообразным и технически
невозможным.
Решением суда первой инстанции от 25.07.02 в удовлетворении исковых требований
отказано на основании того, что оспариваемый отказ в государственной регистрации договора
аренды земельного участка осуществлен в соответствии с Федеральным законом "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.11.02 решение отменено, исковые
требования удовлетворены полностью, поскольку, по мнению суда, доводы ответчика,
приведенные в обоснование отказа в регистрации договора аренды, основаны на ошибочном
толковании пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Московского округа Постановлением от 04.02.03
постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и
кассационной инстанций, признавших отказ в государственной регистрации договора аренды
незаконным, Москомрегистрация полагает, что указанные судебные акты приняты с нарушением
норм действующего законодательства, поэтому подлежат отмене.
Проверив обоснованность содержащихся в заявлении доводов, Президиум считает, что
оспариваемые постановления подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, ответчик отказал истцу в государственной регистрации договора
аренды земли на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признав
представленный на регистрацию договор по форме и содержанию не соответствующим
требованиям пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части
множественности лиц на стороне арендатора.
Согласно статье 13 Федерального закона при проведении государственной регистрации
должна осуществляться правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
Статьей 17 данного Закона установлено, что основанием для государственной регистрации
прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в
соответствии с законодательством.
Договор, представленный на государственную регистрацию, заключен Москомземом с ООО
"Шерб", т.е. только с одним из арендаторов. Основанием для его заключения послужило
распоряжение префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы от 20.12.01 N
3524, согласно которому ООО "Шерб" установлены 47/1000 доли в праве аренды земельного
участка площадью 1,283 гектара, расположенного по адресу: Москва, ул. Привольная, вл. 2, на
условиях аренды сроком на 5 лет для эксплуатации административных и складских помещений и
помещений кафе в составе гаражного комплекса.
Предметом договора аренды от 31.01.02 N М-04-020479 является земельный участок общей
площадью 12830 кв. метров, относительно которого арендатору установлены 47/1000 доли в праве
аренды указанного участка.
Между тем такой объект аренды не соответствует требованиям, установленным статьей 607
Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в аренду могут передаваться
земельные участки и другие обособленные природные объекты, а не доли в праве аренды на них.
В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Кодекса земля и другие природные ресурсы могут
отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их
оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной
или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения,
установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 36 Кодекса в случае, ЕСЛИ ЗДАНИЕ (ПОМЕЩЕНИЕ В НЕМ),
НАХОДЯЩЕЕСЯ НА НЕДЕЛИМОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, ПРИНАДЛЕЖИТ НЕСКОЛЬКИМ
ЛИЦАМ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, ЭТИ ЛИЦА ИМЕЮТ ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ
ДАННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ОБЩУЮ ДОЛЕВУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ В АРЕНДУ С
МНОЖЕСТВЕННОСТЬЮ ЛИЦ НА СТОРОНЕ АРЕНДАТОРА, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
НАСТОЯЩИМ КОДЕКСОМ, ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ.
ДРУГОЙ ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НЕ УСТАНОВЛЕН, ЧТО ИСКЛЮЧАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНЫХ
СПОСОБОВ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ТАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
ПОСКОЛЬКУ СПОРНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЯВЛЯЕТСЯ НЕДЕЛИМЫМ, А
НАХОДЯЩИЕСЯ НА НЕМ СТРОЕНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖАТ РАЗНЫМ
СОБСТВЕННИКАМ, ТО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ПРИОБРЕТЕНИЯ КАЖДЫМ ИЗ НИХ
ПРАВА АРЕНДЫ НА ЗЕМЛЮ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ С
МНОЖЕСТВЕННОСТЬЮ ЛИЦ НА СТОРОНЕ АРЕНДАТОРА.
Представленный на государственную регистрацию договор аренды от 31.01.02 N М-04-
020479 не соответствовал указанным требованиям, поэтому Москомрегистрация правомерно
отказала в его регистрации.
Таким образом, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций,
удовлетворивших исковые требования, нарушают единообразие в толковании и применении
арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции сделал правильный
вывод о законности отказа Москомрегистрации в государственной регистрации договора аренды
земельного участка, его решение от 25.07.02 об отказе в удовлетворении исковых требований
ООО "Шерб" следует оставить без изменения.
73. Может ли землепользователь в качестве арендодателя заключить с арендатором после
введения в действие ЗК соглашение о сроке действия договора аренды земельного участка,
заключенного до введения в действие ЗК?
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.03.2006 N 14421/05.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 27.03.2006 N 14421/05
(Извлечение)
Администрация города Перми (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд
Пермской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Квинто", открытому
акционерному обществу "Велта" и Главному управлению Федеральной регистрационной службы
по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее - управление
регистрационной службы) о признании дополнительного соглашения от 10.03.2004 к договору
аренды земельного участка от 01.04.2000 N 14 ничтожным и его государственной регистрации
недействительной.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью
"Оникс".
Решением суда первой инстанции от 15.03.2005 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.05.2005 решение отменено, в иске
отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением от 02.08.2005 оставил
Постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в
порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций ООО "Оникс"
просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и
процессуального права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении ООО "Оникс", Президиум
считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации города Перми от 04.06.1999 N 1132 ОАО "Велта" на праве
постоянного (бессрочного) пользования в порядке перерегистрации предоставлен земельный
участок площадью 6659,14 кв. метра под зданием клуба и мини-рынка, расположенный по адресу:
г. Пермь, ул. Серпуховская, 6.
На основании данного Постановления Пермская областная регистрационная палата
02.06.2000 произвела регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования указанным
земельным участком за названным обществом.
ОАО "Велта" (арендодатель) и ООО "Квинто" (арендатор) заключили договор от 01.04.2000 N
14 аренды земельного участка площадью 1700 кв. метров сроком до 01.04.2001.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА
ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА АРЕНДАТОР ПРОДОЛЖАЛ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ
ПРИ ОТСУТСТВИИ ВОЗРАЖЕНИЙ СО СТОРОНЫ АРЕНДОДАТЕЛЯ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ДОГОВОР
АРЕНДЫ СЧИТАЕТСЯ ВОЗОБНОВЛЕННЫМ НА ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ
СРОК.
Дополнительным соглашением от 10.03.2004 (без номера) к договору аренды от 01.04.2000 N
14 стороны договора предусмотрели продление срока его действия до 01.04.2007. Соглашение
было зарегистрировано Пермской областной регистрационной палатой, что подтверждается
свидетельством от 22.06.2004.
Считая дополнительное соглашение недействительным, а его государственную регистрацию
незаконной, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того факта, что
дополнительное соглашение подписано 10.03.2004, то есть после введения в действие
Земельного кодекса Российской Федерации, а потому должно соответствовать нормам этого
Кодекса.
Между тем, УСТАНАВЛИВАЯ НОВЫЙ СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ, ОАО
"ВЕЛТА" НЕЗАКОННО РАСПОРЯДИЛОСЬ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ, НАХОДЯЩИМСЯ У НЕГО В
ПОСТОЯННОМ (БЕССРОЧНОМ) ПОЛЬЗОВАНИИ, ПОСКОЛЬКУ ТАКОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ
ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 20 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
ОТМЕНЯЯ РЕШЕНИЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ И ОТКАЗЫВАЯ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ
ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СУДЫ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ И КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИЙ УКАЗАЛИ
НА ТО, ЧТО НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ПРИМЕНИМЫ КАК
К ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ОТ 01.04.2000 N 14, ЗАКЛЮЧЕННОМУ ДО ЕГО
ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ, ТАК И К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ СОГЛАШЕНИЮ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ
НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ЭТОГО ДОГОВОРА.
ОДНАКО ВЫВОДЫ СУДОВ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ И КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИЙ
НЕПРАВОМЕРНЫ, так как нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными
судами норм права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации
имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а
также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не
предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об
охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.
Из пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что акт
гражданского законодательства к отношениям, возникшим до введения его в действие,
применяется к правам и обязанностям, которые возникнут после введения в действие такого акта.
ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНО ПОСЛЕ
ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЭТИМ
СОГЛАШЕНИЕМ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН В ЧАСТИ ПРОДЛЕНИЯ ИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА НОВЫЙ СРОК, ДАННОЕ СОГЛАШЕНИЕ ДОЛЖНО
СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ НАЗВАННОГО КОДЕКСА.
СОГЛАСНО ПУНКТУ 4 СТАТЬИ 20 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ОБЛАДАЮЩИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ НА ПРАВЕ ПОСТОЯННОГО
(БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ, НЕ ВПРАВЕ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ЭТИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ
УЧАСТКАМИ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДОВ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ И КАССАЦИОННОЙ
ИНСТАНЦИЙ ВЫНЕСЕНЫ С НАРУШЕНИЕМ НОРМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО И
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НАРУШАЮТ ЕДИНООБРАЗИЕ В ТОЛКОВАНИИ И
ПРИМЕНЕНИИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ НОРМ ПРАВА, В СВЯЗИ С ЧЕМ ПОДЛЕЖАТ ОТМЕНЕ
В СИЛУ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 304 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
74. Кто не может выступать в качестве арендодателя земельного участка, относящегося к
землям полосы отвода железных дорог?
См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2002 N 9104/00; от 17.04.2002 N 9111/00;
от 17.04.2002 N 9103/00; от 17.04.2002 N 9102/00; от 17.04.2002 N 670/01, п. 11 информационного
письма Президиума ВАС РФ от 27.02.2001 N 61.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 17.04.2002 N 9104/00
(Извлечение)
Первый заместитель прокурора обратился в арбитражный суд в защиту государственных и
общественных интересов, а также интересов ГУП с иском о признании частично ничтожным
договора аренды земельного участка, заключенного между КУГИ субъекта РФ и ООО в части
передачи в аренду земельного участка, находящегося в полосе отвода железной дороги.
Решением иск удовлетворен. Суд кассационной инстанции своим постановлением решение
отменил, в иске отказал.
Президиум ВАС РФ посчитал, что Постановление кассационной инстанции надлежит
отменить, а решение суда оставить в силе по следующим основаниям.
При рассмотрении спора судами установлено, что СПОРНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
НАХОДИТСЯ В ПОЛОСЕ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. Это обстоятельство никем не
оспаривалось, в том числе и после выдачи отделению железной дороги временного свидетельства
о фактическом землепользовании, на основании которого оно производило платежи за землю.
КУГИ субъекта РФ не представлены доказательства выделения указанных земель какому-
либо иному пользователю и наличия спора между ним и отделением железной дороги.
В соответствии со ст. 5 Закона "О федеральном железнодорожном транспорте" ЗЕМЛИ
ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОТНОСЯТСЯ К ЗЕМЛЯМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЗЕМЛЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ БЕЗВОЗМЕЗДНО В ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО
ПРЕДПРИЯТИЯМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НИХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
ПРИ ТАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРАВОМЕРНО ПРИЗНАЛ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ДОГОВОР АРЕНДЫ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ МЕЖДУ КУГИ СУБЪЕКТА РФ И
ООО.
75. Если орган одного публичного образования, действуя в пределах предоставленной ему
компетенции и в интересах другого публичного образования, заключил договор аренды
земельного участка, означает ли это, что в случае перераспределения полномочий по
распоряжению таким участком новый распорядительный орган может в судебном порядке
взыскать арендную задолженность, только если будут внесены соответствующие изменения в
договор аренды?
См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 10348/05; от 31.01.2006 N
10331/05.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 31.01.2006 N 10348/05
(Извлечение)
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской
Федерации по Ульяновской области (в настоящее время - Территориальное управление
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области;
далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с
иском к обществу с ограниченной ответственностью "Продовольствие 21 век" (далее - общество) о
взыскании 31403 рублей 60 копеек задолженности по арендной плате, 5326 рублей 50 копеек
пеней за просрочку платежа и 13121 рубля 80 копеек штрафа за неисполнение пункта 2.4.9
договора аренды федерального недвижимого имущества от 07.10.2002 N 150/Ф-1780.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Ульяновская государственная
сельскохозяйственная академия".
Решением суда первой инстанции от 12.11.2004 территориальному управлению в иске
отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.01.2005 решение оставлено без
изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением от 17.05.2005
указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в
порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций территориальное управление просит отменить названные судебные акты, поскольку
судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении
присутствующего в заседании представителя заявителя, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой
инстанции по следующим основаниям.
Департаментом имущественных отношений Ульяновской области, действующим в интересах
Российской Федерации - собственника объекта недвижимости общей площадью 113 кв. метров,
расположенного по адресу: Чердаклинский р-н, пос. Октябрьский, ул. Студенческая, 18, заключен с
обществом договор от 07.10.2002 N 150/Ф-1780 о передаче последнему в аренду указанного
федерального недвижимого имущества.
Суды трех инстанций отказали территориальному управлению в удовлетворении заявленных
им исковых требований, основанных на названном договоре, указав, что согласно Приказу
Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.12.2003 N 591 создано
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по
Ульяновской области, которое является уполномоченным территориальным органом по
управлению и распоряжению федеральным имуществом на территории Ульяновской области. При
этом суды сослались на недоказанность истцом того, что он является правопреемником
Департамента имущественных отношений Ульяновской области (далее - департамент) в силу
закона или внесения соответствующих изменений в договор аренды в установленном законом
порядке.
МЕЖДУ ТЕМ СУДЫ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРИМЕНИЛИ НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРИМЕНЕНИЮ
НОРМЫ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРЕЕМСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В
ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПРИ ИХ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ, СОЧТЯ
ДЕПАРТАМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СУБЪЕКТОМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АРЕНДАТОРА
И СОБСТВЕННИКА-АРЕНДОДАТЕЛЯ, В ТО ВРЕМЯ КАК В УПОМЯНУТОМ ДОГОВОРЕ ОН
ВЫСТУПАЛ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ ЛИЦА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 125 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Следовательно, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННИКОМ ИМУЩЕСТВА ПОЛНОМОЧИЙ
ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ ЭТИМ ИМУЩЕСТВОМ НЕ ЗАТРАГИВАЕТ УСТАНОВЛЕННЫХ С ЕГО
УЧАСТИЕМ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И НЕ ЛИШАЕТ НОВОЕ ЛИЦО,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ СОБСТВЕННИКА, ПРАВА НА ЗАЯВЛЕНИЕ ИСКА В АРБИТРАЖНЫЙ СУД В
СВЯЗИ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1
статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку исковые требования не рассмотрены по существу, дело подлежит направлению
на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 31.01.2006 N 10331/05
(Извлечение)
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской
Федерации по Ульяновской области (в настоящее время - Территориальное управление
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области;
далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с
иском к обществу с ограниченной ответственностью "Инфо-Центр" (далее - общество) о взыскании
295 рублей 10 копеек задолженности по арендной плате, 473 рублей 10 копеек пеней за просрочку
платежа, расторжении договора аренды федерального недвижимого имущества от 10.02.2003 N
40/Ф-2244 и обязании ответчика освободить помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск,
ул. Гагарина, 34, комн. 313.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие "Ульяновский центр
микроэлектроники и автоматизации" (далее - предприятие).
Решением суда первой инстанции от 29.10.2004 территориальному управлению в иске
отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.01.2005 решение оставлено без
изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением от 17.05.2005
указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в
порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций территориальное управление просит отменить названные судебные акты, поскольку
судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на заявление предприятие просит удовлетворить исковые требования
территориального управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении
присутствующего в заседании представителя заявителя, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой
инстанции по следующим основаниям.
Департаментом имущественных отношений Ульяновской области, действующим в интересах
Российской Федерации - собственника объекта недвижимости общей площадью 18 кв. метров,
расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Гагарина, 34, комн. 313, заключен с обществом
договор от 10.02.2003 N 40/Ф-2244 о передаче последнему в аренду указанного федерального
недвижимого имущества.
Суды трех инстанций отказали территориальному управлению в удовлетворении заявленных
им исковых требований, основанных на названном договоре, указав, что согласно Приказу
Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.12.2003 N 591 создано
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по
Ульяновской области, которое является уполномоченным территориальным органом по
управлению и распоряжению федеральным имуществом на территории Ульяновской области. При
этом суды сослались на недоказанность истцом того, что он является правопреемником
Департамента имущественных отношений Ульяновской области (далее - департамент) в силу
закона или внесения в договор аренды соответствующих изменений в установленном законом
порядке.
Между тем суды в данном случае применили не подлежащие применению нормы права,
регулирующие вопросы правопреемства юридических лиц в гражданских правоотношениях при их
ликвидации и реорганизации, сочтя департамент самостоятельным субъектом во
взаимоотношениях арендатора и собственника-арендодателя, в то время как в упомянутом
договоре он выступал только в качестве лица, представляющего собственника имущества в
соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННИКОМ ИМУЩЕСТВА ПОЛНОМОЧИЙ
ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ ЭТИМ ИМУЩЕСТВОМ НЕ ЗАТРАГИВАЕТ УСТАНОВЛЕННЫХ С ЕГО
УЧАСТИЕМ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И НЕ ЛИШАЕТ НОВОЕ ЛИЦО,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ СОБСТВЕННИКА, ПРАВА НА ЗАЯВЛЕНИЕ ИСКА В АРБИТРАЖНЫЙ СУД В
СВЯЗИ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1
статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку исковые требования не рассмотрены по существу, дело подлежит направлению
на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
76. Вправе ли покупатель строения требовать оформления соответствующих прав на
земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же
условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости?
См.: п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11.
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
"О некоторых вопросах, связанных с применением
земельного законодательства" <*>
70. Может ли один из собственников нежилых помещений здания заключить договор аренды
неделимого земельного участка, необходимого для эксплуатации всего здания?
См.: п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11.
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
"О некоторых вопросах, связанных с применением
земельного законодательства" <*>
71. Может ли землепользователь сдать в аренду земельный участок, принадлежащий ему на
праве постоянного (бессрочного) пользования?
См.: п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11.
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
"О некоторых вопросах, связанных с применением
земельного законодательства" <*>
72. Если земельный участок является неделимым, а находящиеся на нем строения и
сооружения принадлежат разным собственникам, то является ли заключение договора аренды
земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора обязательным условием
приобретения каждым из них права аренды такой земли?
См.: п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11; Постановления Президиума
ВАС РФ от 01.07.2003 N 12168/02; от 20.05.2003 N 1971/03.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 20.05.2003 N 1971/03
(Извлечение)
ООО "Шерб" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Москомрегистрации о
признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного
участка от 31.01.02 N М-04-020479, заключенного между истцом и Московским земельным
комитетом (далее - Москомземом), и обязании ответчика совершить такую регистрацию.
Исковые требования мотивированы тем, что заключение договора аренды с
множественностью лиц на стороне арендатора является правом, а не обязанностью арендатора.
Кроме того, истец считает заключение такого договора нецелесообразным и технически
невозможным.
Решением суда первой инстанции от 25.07.02 в удовлетворении исковых требований
отказано на основании того, что оспариваемый отказ в государственной регистрации договора
аренды земельного участка осуществлен в соответствии с Федеральным законом "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.11.02 решение отменено, исковые
требования удовлетворены полностью, поскольку, по мнению суда, доводы ответчика,
приведенные в обоснование отказа в регистрации договора аренды, основаны на ошибочном
толковании пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Московского округа Постановлением от 04.02.03
постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и
кассационной инстанций, признавших отказ в государственной регистрации договора аренды
незаконным, Москомрегистрация полагает, что указанные судебные акты приняты с нарушением
норм действующего законодательства, поэтому подлежат отмене.
Проверив обоснованность содержащихся в заявлении доводов, Президиум считает, что
оспариваемые постановления подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, ответчик отказал истцу в государственной регистрации договора
аренды земли на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признав
представленный на регистрацию договор по форме и содержанию не соответствующим
требованиям пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части
множественности лиц на стороне арендатора.
Согласно статье 13 Федерального закона при проведении государственной регистрации
должна осуществляться правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
Статьей 17 данного Закона установлено, что основанием для государственной регистрации
прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в
соответствии с законодательством.
Договор, представленный на государственную регистрацию, заключен Москомземом с ООО
"Шерб", т.е. только с одним из арендаторов. Основанием для его заключения послужило
распоряжение префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы от 20.12.01 N
3524, согласно которому ООО "Шерб" установлены 47/1000 доли в праве аренды земельного
участка площадью 1,283 гектара, расположенного по адресу: Москва, ул. Привольная, вл. 2, на
условиях аренды сроком на 5 лет для эксплуатации административных и складских помещений и
помещений кафе в составе гаражного комплекса.
Предметом договора аренды от 31.01.02 N М-04-020479 является земельный участок общей
площадью 12830 кв. метров, относительно которого арендатору установлены 47/1000 доли в праве
аренды указанного участка.
Между тем такой объект аренды не соответствует требованиям, установленным статьей 607
Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в аренду могут передаваться
земельные участки и другие обособленные природные объекты, а не доли в праве аренды на них.
В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Кодекса земля и другие природные ресурсы могут
отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их
оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной
или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения,
установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 36 Кодекса в случае, ЕСЛИ ЗДАНИЕ (ПОМЕЩЕНИЕ В НЕМ),
НАХОДЯЩЕЕСЯ НА НЕДЕЛИМОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, ПРИНАДЛЕЖИТ НЕСКОЛЬКИМ
ЛИЦАМ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, ЭТИ ЛИЦА ИМЕЮТ ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ
ДАННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ОБЩУЮ ДОЛЕВУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ИЛИ В АРЕНДУ С
МНОЖЕСТВЕННОСТЬЮ ЛИЦ НА СТОРОНЕ АРЕНДАТОРА, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
НАСТОЯЩИМ КОДЕКСОМ, ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ.
ДРУГОЙ ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НЕ УСТАНОВЛЕН, ЧТО ИСКЛЮЧАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНЫХ
СПОСОБОВ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ТАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
ПОСКОЛЬКУ СПОРНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЯВЛЯЕТСЯ НЕДЕЛИМЫМ, А
НАХОДЯЩИЕСЯ НА НЕМ СТРОЕНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖАТ РАЗНЫМ
СОБСТВЕННИКАМ, ТО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ПРИОБРЕТЕНИЯ КАЖДЫМ ИЗ НИХ
ПРАВА АРЕНДЫ НА ЗЕМЛЮ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ С
МНОЖЕСТВЕННОСТЬЮ ЛИЦ НА СТОРОНЕ АРЕНДАТОРА.
Представленный на государственную регистрацию договор аренды от 31.01.02 N М-04-
020479 не соответствовал указанным требованиям, поэтому Москомрегистрация правомерно
отказала в его регистрации.
Таким образом, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций,
удовлетворивших исковые требования, нарушают единообразие в толковании и применении
арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции сделал правильный
вывод о законности отказа Москомрегистрации в государственной регистрации договора аренды
земельного участка, его решение от 25.07.02 об отказе в удовлетворении исковых требований
ООО "Шерб" следует оставить без изменения.
73. Может ли землепользователь в качестве арендодателя заключить с арендатором после
введения в действие ЗК соглашение о сроке действия договора аренды земельного участка,
заключенного до введения в действие ЗК?
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.03.2006 N 14421/05.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 27.03.2006 N 14421/05
(Извлечение)
Администрация города Перми (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд
Пермской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Квинто", открытому
акционерному обществу "Велта" и Главному управлению Федеральной регистрационной службы
по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее - управление
регистрационной службы) о признании дополнительного соглашения от 10.03.2004 к договору
аренды земельного участка от 01.04.2000 N 14 ничтожным и его государственной регистрации
недействительной.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью
"Оникс".
Решением суда первой инстанции от 15.03.2005 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.05.2005 решение отменено, в иске
отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением от 02.08.2005 оставил
Постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в
порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций ООО "Оникс"
просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и
процессуального права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении ООО "Оникс", Президиум
считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации города Перми от 04.06.1999 N 1132 ОАО "Велта" на праве
постоянного (бессрочного) пользования в порядке перерегистрации предоставлен земельный
участок площадью 6659,14 кв. метра под зданием клуба и мини-рынка, расположенный по адресу:
г. Пермь, ул. Серпуховская, 6.
На основании данного Постановления Пермская областная регистрационная палата
02.06.2000 произвела регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования указанным
земельным участком за названным обществом.
ОАО "Велта" (арендодатель) и ООО "Квинто" (арендатор) заключили договор от 01.04.2000 N
14 аренды земельного участка площадью 1700 кв. метров сроком до 01.04.2001.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА
ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА АРЕНДАТОР ПРОДОЛЖАЛ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ
ПРИ ОТСУТСТВИИ ВОЗРАЖЕНИЙ СО СТОРОНЫ АРЕНДОДАТЕЛЯ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ДОГОВОР
АРЕНДЫ СЧИТАЕТСЯ ВОЗОБНОВЛЕННЫМ НА ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ
СРОК.
Дополнительным соглашением от 10.03.2004 (без номера) к договору аренды от 01.04.2000 N
14 стороны договора предусмотрели продление срока его действия до 01.04.2007. Соглашение
было зарегистрировано Пермской областной регистрационной палатой, что подтверждается
свидетельством от 22.06.2004.
Считая дополнительное соглашение недействительным, а его государственную регистрацию
незаконной, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того факта, что
дополнительное соглашение подписано 10.03.2004, то есть после введения в действие
Земельного кодекса Российской Федерации, а потому должно соответствовать нормам этого
Кодекса.
Между тем, УСТАНАВЛИВАЯ НОВЫЙ СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ, ОАО
"ВЕЛТА" НЕЗАКОННО РАСПОРЯДИЛОСЬ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ, НАХОДЯЩИМСЯ У НЕГО В
ПОСТОЯННОМ (БЕССРОЧНОМ) ПОЛЬЗОВАНИИ, ПОСКОЛЬКУ ТАКОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ
ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 20 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
ОТМЕНЯЯ РЕШЕНИЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ И ОТКАЗЫВАЯ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ
ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СУДЫ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ И КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИЙ УКАЗАЛИ
НА ТО, ЧТО НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ПРИМЕНИМЫ КАК
К ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ОТ 01.04.2000 N 14, ЗАКЛЮЧЕННОМУ ДО ЕГО
ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ, ТАК И К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ СОГЛАШЕНИЮ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ
НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ЭТОГО ДОГОВОРА.
ОДНАКО ВЫВОДЫ СУДОВ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ И КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИЙ
НЕПРАВОМЕРНЫ, так как нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными
судами норм права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации
имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а
также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не
предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об
охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.
Из пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что акт
гражданского законодательства к отношениям, возникшим до введения его в действие,
применяется к правам и обязанностям, которые возникнут после введения в действие такого акта.
ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНО ПОСЛЕ
ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЭТИМ
СОГЛАШЕНИЕМ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН В ЧАСТИ ПРОДЛЕНИЯ ИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА НОВЫЙ СРОК, ДАННОЕ СОГЛАШЕНИЕ ДОЛЖНО
СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ НАЗВАННОГО КОДЕКСА.
СОГЛАСНО ПУНКТУ 4 СТАТЬИ 20 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ОБЛАДАЮЩИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ НА ПРАВЕ ПОСТОЯННОГО
(БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ, НЕ ВПРАВЕ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ЭТИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ
УЧАСТКАМИ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДОВ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ И КАССАЦИОННОЙ
ИНСТАНЦИЙ ВЫНЕСЕНЫ С НАРУШЕНИЕМ НОРМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО И
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НАРУШАЮТ ЕДИНООБРАЗИЕ В ТОЛКОВАНИИ И
ПРИМЕНЕНИИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ НОРМ ПРАВА, В СВЯЗИ С ЧЕМ ПОДЛЕЖАТ ОТМЕНЕ
В СИЛУ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 304 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
74. Кто не может выступать в качестве арендодателя земельного участка, относящегося к
землям полосы отвода железных дорог?
См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2002 N 9104/00; от 17.04.2002 N 9111/00;
от 17.04.2002 N 9103/00; от 17.04.2002 N 9102/00; от 17.04.2002 N 670/01, п. 11 информационного
письма Президиума ВАС РФ от 27.02.2001 N 61.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 17.04.2002 N 9104/00
(Извлечение)
Первый заместитель прокурора обратился в арбитражный суд в защиту государственных и
общественных интересов, а также интересов ГУП с иском о признании частично ничтожным
договора аренды земельного участка, заключенного между КУГИ субъекта РФ и ООО в части
передачи в аренду земельного участка, находящегося в полосе отвода железной дороги.
Решением иск удовлетворен. Суд кассационной инстанции своим постановлением решение
отменил, в иске отказал.
Президиум ВАС РФ посчитал, что Постановление кассационной инстанции надлежит
отменить, а решение суда оставить в силе по следующим основаниям.
При рассмотрении спора судами установлено, что СПОРНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
НАХОДИТСЯ В ПОЛОСЕ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. Это обстоятельство никем не
оспаривалось, в том числе и после выдачи отделению железной дороги временного свидетельства
о фактическом землепользовании, на основании которого оно производило платежи за землю.
КУГИ субъекта РФ не представлены доказательства выделения указанных земель какому-
либо иному пользователю и наличия спора между ним и отделением железной дороги.
В соответствии со ст. 5 Закона "О федеральном железнодорожном транспорте" ЗЕМЛИ
ПОЛОСЫ ОТВОДА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОТНОСЯТСЯ К ЗЕМЛЯМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЗЕМЛЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ БЕЗВОЗМЕЗДНО В ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО
ПРЕДПРИЯТИЯМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НИХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
ПРИ ТАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРАВОМЕРНО ПРИЗНАЛ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ДОГОВОР АРЕНДЫ, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ МЕЖДУ КУГИ СУБЪЕКТА РФ И
ООО.
75. Если орган одного публичного образования, действуя в пределах предоставленной ему
компетенции и в интересах другого публичного образования, заключил договор аренды
земельного участка, означает ли это, что в случае перераспределения полномочий по
распоряжению таким участком новый распорядительный орган может в судебном порядке
взыскать арендную задолженность, только если будут внесены соответствующие изменения в
договор аренды?
См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 10348/05; от 31.01.2006 N
10331/05.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 31.01.2006 N 10348/05
(Извлечение)
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской
Федерации по Ульяновской области (в настоящее время - Территориальное управление
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области;
далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с
иском к обществу с ограниченной ответственностью "Продовольствие 21 век" (далее - общество) о
взыскании 31403 рублей 60 копеек задолженности по арендной плате, 5326 рублей 50 копеек
пеней за просрочку платежа и 13121 рубля 80 копеек штрафа за неисполнение пункта 2.4.9
договора аренды федерального недвижимого имущества от 07.10.2002 N 150/Ф-1780.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Ульяновская государственная
сельскохозяйственная академия".
Решением суда первой инстанции от 12.11.2004 территориальному управлению в иске
отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.01.2005 решение оставлено без
изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением от 17.05.2005
указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в
порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций территориальное управление просит отменить названные судебные акты, поскольку
судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении
присутствующего в заседании представителя заявителя, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой
инстанции по следующим основаниям.
Департаментом имущественных отношений Ульяновской области, действующим в интересах
Российской Федерации - собственника объекта недвижимости общей площадью 113 кв. метров,
расположенного по адресу: Чердаклинский р-н, пос. Октябрьский, ул. Студенческая, 18, заключен с
обществом договор от 07.10.2002 N 150/Ф-1780 о передаче последнему в аренду указанного
федерального недвижимого имущества.
Суды трех инстанций отказали территориальному управлению в удовлетворении заявленных
им исковых требований, основанных на названном договоре, указав, что согласно Приказу
Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.12.2003 N 591 создано
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по
Ульяновской области, которое является уполномоченным территориальным органом по
управлению и распоряжению федеральным имуществом на территории Ульяновской области. При
этом суды сослались на недоказанность истцом того, что он является правопреемником
Департамента имущественных отношений Ульяновской области (далее - департамент) в силу
закона или внесения соответствующих изменений в договор аренды в установленном законом
порядке.
МЕЖДУ ТЕМ СУДЫ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРИМЕНИЛИ НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРИМЕНЕНИЮ
НОРМЫ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРЕЕМСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В
ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ ПРИ ИХ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ, СОЧТЯ
ДЕПАРТАМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СУБЪЕКТОМ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ АРЕНДАТОРА
И СОБСТВЕННИКА-АРЕНДОДАТЕЛЯ, В ТО ВРЕМЯ КАК В УПОМЯНУТОМ ДОГОВОРЕ ОН
ВЫСТУПАЛ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ ЛИЦА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 125 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Следовательно, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННИКОМ ИМУЩЕСТВА ПОЛНОМОЧИЙ
ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ ЭТИМ ИМУЩЕСТВОМ НЕ ЗАТРАГИВАЕТ УСТАНОВЛЕННЫХ С ЕГО
УЧАСТИЕМ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И НЕ ЛИШАЕТ НОВОЕ ЛИЦО,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ СОБСТВЕННИКА, ПРАВА НА ЗАЯВЛЕНИЕ ИСКА В АРБИТРАЖНЫЙ СУД В
СВЯЗИ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1
статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку исковые требования не рассмотрены по существу, дело подлежит направлению
на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 31.01.2006 N 10331/05
(Извлечение)
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской
Федерации по Ульяновской области (в настоящее время - Территориальное управление
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области;
далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с
иском к обществу с ограниченной ответственностью "Инфо-Центр" (далее - общество) о взыскании
295 рублей 10 копеек задолженности по арендной плате, 473 рублей 10 копеек пеней за просрочку
платежа, расторжении договора аренды федерального недвижимого имущества от 10.02.2003 N
40/Ф-2244 и обязании ответчика освободить помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск,
ул. Гагарина, 34, комн. 313.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие "Ульяновский центр
микроэлектроники и автоматизации" (далее - предприятие).
Решением суда первой инстанции от 29.10.2004 территориальному управлению в иске
отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.01.2005 решение оставлено без
изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением от 17.05.2005
указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в
порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций территориальное управление просит отменить названные судебные акты, поскольку
судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на заявление предприятие просит удовлетворить исковые требования
территориального управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении
присутствующего в заседании представителя заявителя, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой
инстанции по следующим основаниям.
Департаментом имущественных отношений Ульяновской области, действующим в интересах
Российской Федерации - собственника объекта недвижимости общей площадью 18 кв. метров,
расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Гагарина, 34, комн. 313, заключен с обществом
договор от 10.02.2003 N 40/Ф-2244 о передаче последнему в аренду указанного федерального
недвижимого имущества.
Суды трех инстанций отказали территориальному управлению в удовлетворении заявленных
им исковых требований, основанных на названном договоре, указав, что согласно Приказу
Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.12.2003 N 591 создано
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по
Ульяновской области, которое является уполномоченным территориальным органом по
управлению и распоряжению федеральным имуществом на территории Ульяновской области. При
этом суды сослались на недоказанность истцом того, что он является правопреемником
Департамента имущественных отношений Ульяновской области (далее - департамент) в силу
закона или внесения в договор аренды соответствующих изменений в установленном законом
порядке.
Между тем суды в данном случае применили не подлежащие применению нормы права,
регулирующие вопросы правопреемства юридических лиц в гражданских правоотношениях при их
ликвидации и реорганизации, сочтя департамент самостоятельным субъектом во
взаимоотношениях арендатора и собственника-арендодателя, в то время как в упомянутом
договоре он выступал только в качестве лица, представляющего собственника имущества в
соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННИКОМ ИМУЩЕСТВА ПОЛНОМОЧИЙ
ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ ЭТИМ ИМУЩЕСТВОМ НЕ ЗАТРАГИВАЕТ УСТАНОВЛЕННЫХ С ЕГО
УЧАСТИЕМ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И НЕ ЛИШАЕТ НОВОЕ ЛИЦО,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ СОБСТВЕННИКА, ПРАВА НА ЗАЯВЛЕНИЕ ИСКА В АРБИТРАЖНЫЙ СУД В
СВЯЗИ С НЕИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1
статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку исковые требования не рассмотрены по существу, дело подлежит направлению
на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
76. Вправе ли покупатель строения требовать оформления соответствующих прав на
земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же
условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости?
См.: п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11.
Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
"О некоторых вопросах, связанных с применением
земельного законодательства" <*>