Ответственность за нарушение законодательства о регистрации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35
За нарушение законодательства о регистрации индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
В 90-х гг. XX в. законодатель осознал, что для борьбы с правовым нигилизмом необходимо широко использовать административные санкции. Административная ответственность - необходимое средство карательного воздействия на лиц, не соблюдающих действующие нормы права. На сегодняшний день это особенно актуально в области предпринимательской деятельности <*>. Ранее граждане, виновные в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности или занимающиеся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, могли быть привлечены к ответственности на основании п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Данная норма с 1 июля 2002 г. признана утратившей силу. Административная ответственность для должностных лиц и юридических лиц и за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации до 1 июля 2002 г. отсутствовала.
Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрен новый состав административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Статья 14.1 Кодекса является законодательной новеллой. Так, в случае отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя наступает ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Цель данной нормы - охранить интересы государства, граждан, предупредить распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут причинить вред населению, окружающей среде либо иным охраняемым объектам. Анализируя институт административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, следует обратить внимание на следующие моменты.
Объективная сторона данного проступка включает осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом. Субъектом данного административного проступка является любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
В соответствии с п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса, в соответствии со ст. 23.1 рассматривают судьи, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - судьи арбитражных судов.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность не только за осуществление деятельности без регистрации, но и за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3). В связи с тем что именно налоговые органы названы в качестве уполномоченных органов, призванных осуществлять государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, встает вопрос о соотношении обязанности государственной регистрации субъекта и его постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, а также о пределах действия норм КоАП РФ и Налогового кодекса РФ, устанавливающих ответственность за непостановку, несвоевременную постановку на налоговый учет.
Как уже было отмечено, в связи с тем, что с 1 января 2004 г. регистрация индивидуальных предпринимателей производится налоговыми органами, момент государственной регистрации фактически совпадает с моментом постановки на учет в качестве налогоплательщика, т.е. на практике будет реализовываться принцип "единого окна". Иными словами, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" существенно упростил саму процедуру государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Переход на принцип "одного окна" дает возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: а) государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и б) их постановка на учет в налоговые органы. Следовательно, нормы Налогового кодекса, устанавливающие ответственность за непостановку на налоговый учет, становятся неактуальными.
В КоАП не устанавливается ответственность должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию, за задержку в выдаче свидетельства о государственной регистрации. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации, т.е. с момента внесения записи в реестр, выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, - т.е. свидетельство о государственной регистрации. Из соотношения указанных норм следует, что должностное лицо регистрирующего органа может внести запись о регистрации юридического лица в реестр, но при этом значительно задержать выдачу свидетельства о государственной регистрации. Административной ответственности в данном случае должностное лицо регистрирующего органа нести не будет.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Так, в соответствии со ст. 169 УК РФ неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
В современных условиях экономическая преступность, темпы ее распространения и масштабы превратились в фактор, реально угрожающий экономической безопасности страны. При этом все более криминогенной становится предпринимательская сфера <*>. По оценкам некоторых экспертов, объем теневой экономики сегодня соответствует доходной части бюджета. Согласно ст. 171 Уголовного кодекса РФ ответственность за незаконное предпринимательство наступает при осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно при представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (в редакции Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 72-ФЗ).
Указанные деяния наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;
в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
В статьях 171 и 172 УК РФ доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает двести минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Преступление, предусмотренное ст. 171 УК РФ, является оконченным либо после того, как наступили последствия в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству (материальный состав), либо после извлечения в результате занятия незаконным предпринимательством дохода в крупном размере (формальный состав).
Для корректной уголовно-правовой оценки характера и объема общественно опасных последствий незаконного предпринимательства (крупного ущерба, причиняемого гражданам, организациям или государству) необходимо учитывать диалектический характер последствий как соединительного звена между деянием и объектом. Иными словами, последствия следует рассматривать не только в связи с деянием, т.е. как его последствия, но и в связи с объектом преступления, т.е. как ущерб определенному общественному отношению <*>.
Очевидно, поэтому в научной литературе применительно к незаконному предпринимательству указывается на достаточно широкий круг общественно опасных последствий: нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающего нормальное развитие экономики; причинение ущерба финансовым интересам государства, не получающего государственную пошлину, положенную к уплате при регистрации, регистрационный сбор, плату за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии, а также налоги, подлежащие взысканию с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; причинение ущерба гражданам или организациям.
Однако следует отметить, что эти последствия не являются равноценными. Основное последствие незаконного предпринимательства будет носить материальный характер, т.к. основной непосредственный объект этого посягательства - установленный порядок предпринимательской деятельности - представляет собой нематериальное благо. Посягательство на непосредственный объект (в многообъектных преступлениях) всегда причиняет или по крайней мере создает опасность причинения ущерба дополнительному объекту. Так, незаконная предпринимательская деятельность наряду с причинением организационного нематериального вреда основному непосредственному объекту влечет нанесение материального (неимущественного) ущерба финансовым интересам государства, страдающим от неуплаты государственной регистрационной пошлины, регистрационного сбора, платы за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии.
Кроме того, необходимо учитывать, что незаконное предпринимательство - это длящееся преступление. Благодаря своей протяженности во времени незаконная предпринимательская деятельность может быть сопряжена с нарушением финансовых интересов государства в сфере формирования доходной части бюджета от поступления налоговых платежей, нарушением интересов легальных предпринимателей. Ведь лица, занимающиеся теневой экономической деятельностью, не платят государству никаких налогов, платежей и сборов и, находясь в более выгодном экономическом положении, вытесняют с рынка легальных предпринимателей. Тем самым нарушается принцип добросовестной конкуренции, который в условиях рыночного хозяйства является главным рычагом его процесса.
Как показало изучение уголовных дел, правоприменители, затрудняясь с толкованием такого оценочного признака, как "крупный ущерб", стараются указанный состав вменять в основном по признакам крупного (особо крупного) дохода, легальное толкование которых содержится в примечании к ст. 171 УК РФ. Однако следственно-судебная практика в этой части весьма противоречива. Так, доходом в некоторых случаях признавалась общая выручка, полученная от реализации товара, в других случаях - разница между продажной и покупной ценой товара. Иногда доход от незаконного предпринимательства подсчитывался в виде разницы между продажной и покупной ценой товара с учетом затрат на транспортировку и хранение, естественной убыли и т.д.
Возникает вопрос: что следует понимать под доходом, о котором идет речь в ст. 171 УК РФ? Какую сумму поступлений от незаконной предпринимательской деятельности следует понимать доходом, а именно: без учета каких-либо расходов или все-таки какие-то расходы учитываются?
Следует заметить, что одни и те же термины в различных отраслях права наполнены различным содержанием. Ранее в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" под доходом законодатель понимал общую сумму поступлений от реализации товаров, работ, услуг (выручку). В статье 171 УК РФ понятие дохода смешано с понятием "прибыль" и понимается как разница между выручкой (доходом) от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
В Определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 1998 г. указано, что для определения размера дохода от незаконной предпринимательской деятельности из суммы всей выручки следует производить вычеты документально подтвержденных и фактически произведенных в соответствии с законом затрат по осуществлению предпринимательской деятельности. Следовательно, под доходом в смысле УК РФ понимается разница между доходом и затратами. Таким образом, ответственность по ст. 171 УК РФ наступает в случае извлечения прибыли (доходы минус затраты) в размере, превышающем 200 МРОТ.
Однако данная точка зрения разделялась не всеми, в том числе органами налоговой полиции, поэтому свою точку зрения предпринимателю не редко приходилось отстаивать в суде.
Общественная опасность незаконного предпринимательства состоит в выходе из сферы государственного контроля за предпринимательской деятельностью, который предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей и играет в современных условиях важную роль в становлении рыночной экономики. Размах же, масштабы незарегистрированной, безлицензионной, с нарушением условий лицензирования деятельности предпринимателя определяются размером полученных доходов, исчисляемых без учета расходов, понесенных предпринимателем в ходе такой деятельности. К подобному же выводу приводит анализ базового гражданского законодательства, которое признает доход, извлеченный от незарегистрированной предпринимательской деятельности, незаконным и подлежащим не налогообложению, а полному изъятию в доход государства (ст. 169 ГК РФ).
Поскольку отечественное законодательство придерживается разрешительной системы, возлагающей на каждого предпринимателя обязанность пройти государственную регистрацию, то наказываться должно незаконное предпринимательство совершенно независимо от наступления или отсутствия вредных последствий от действий виновного. Единственным условием уголовной наказуемости незарегистрированной деятельности предпринимателя должны служить ее масштабы, определяемые размером полученных доходов, исчисляемых без учета расходов, понесенных предпринимателем в ходе данной деятельности.
То же можно сказать и о безлицензионной деятельности. Лицензирование, наряду с государственной регистрацией, является формой легитимации предпринимательской деятельности гражданина. Поэтому индивидуальный предприниматель должен четко знать, какие именно виды деятельности подлежат лицензированию. Об этом пойдет речь в следующей главе.
За нарушение законодательства о регистрации индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
В 90-х гг. XX в. законодатель осознал, что для борьбы с правовым нигилизмом необходимо широко использовать административные санкции. Административная ответственность - необходимое средство карательного воздействия на лиц, не соблюдающих действующие нормы права. На сегодняшний день это особенно актуально в области предпринимательской деятельности <*>. Ранее граждане, виновные в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности или занимающиеся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, могли быть привлечены к ответственности на основании п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Данная норма с 1 июля 2002 г. признана утратившей силу. Административная ответственность для должностных лиц и юридических лиц и за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации до 1 июля 2002 г. отсутствовала.
Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрен новый состав административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Статья 14.1 Кодекса является законодательной новеллой. Так, в случае отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя наступает ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Цель данной нормы - охранить интересы государства, граждан, предупредить распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут причинить вред населению, окружающей среде либо иным охраняемым объектам. Анализируя институт административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, следует обратить внимание на следующие моменты.
Объективная сторона данного проступка включает осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом. Субъектом данного административного проступка является любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
В соответствии с п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса, в соответствии со ст. 23.1 рассматривают судьи, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - судьи арбитражных судов.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность не только за осуществление деятельности без регистрации, но и за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3). В связи с тем что именно налоговые органы названы в качестве уполномоченных органов, призванных осуществлять государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, встает вопрос о соотношении обязанности государственной регистрации субъекта и его постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, а также о пределах действия норм КоАП РФ и Налогового кодекса РФ, устанавливающих ответственность за непостановку, несвоевременную постановку на налоговый учет.
Как уже было отмечено, в связи с тем, что с 1 января 2004 г. регистрация индивидуальных предпринимателей производится налоговыми органами, момент государственной регистрации фактически совпадает с моментом постановки на учет в качестве налогоплательщика, т.е. на практике будет реализовываться принцип "единого окна". Иными словами, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" существенно упростил саму процедуру государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Переход на принцип "одного окна" дает возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: а) государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и б) их постановка на учет в налоговые органы. Следовательно, нормы Налогового кодекса, устанавливающие ответственность за непостановку на налоговый учет, становятся неактуальными.
В КоАП не устанавливается ответственность должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию, за задержку в выдаче свидетельства о государственной регистрации. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации, т.е. с момента внесения записи в реестр, выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, - т.е. свидетельство о государственной регистрации. Из соотношения указанных норм следует, что должностное лицо регистрирующего органа может внести запись о регистрации юридического лица в реестр, но при этом значительно задержать выдачу свидетельства о государственной регистрации. Административной ответственности в данном случае должностное лицо регистрирующего органа нести не будет.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Так, в соответствии со ст. 169 УК РФ неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
В современных условиях экономическая преступность, темпы ее распространения и масштабы превратились в фактор, реально угрожающий экономической безопасности страны. При этом все более криминогенной становится предпринимательская сфера <*>. По оценкам некоторых экспертов, объем теневой экономики сегодня соответствует доходной части бюджета. Согласно ст. 171 Уголовного кодекса РФ ответственность за незаконное предпринимательство наступает при осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно при представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (в редакции Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 72-ФЗ).
Указанные деяния наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;
в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
В статьях 171 и 172 УК РФ доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает двести минимальных размеров оплаты труда, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Преступление, предусмотренное ст. 171 УК РФ, является оконченным либо после того, как наступили последствия в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству (материальный состав), либо после извлечения в результате занятия незаконным предпринимательством дохода в крупном размере (формальный состав).
Для корректной уголовно-правовой оценки характера и объема общественно опасных последствий незаконного предпринимательства (крупного ущерба, причиняемого гражданам, организациям или государству) необходимо учитывать диалектический характер последствий как соединительного звена между деянием и объектом. Иными словами, последствия следует рассматривать не только в связи с деянием, т.е. как его последствия, но и в связи с объектом преступления, т.е. как ущерб определенному общественному отношению <*>.
Очевидно, поэтому в научной литературе применительно к незаконному предпринимательству указывается на достаточно широкий круг общественно опасных последствий: нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающего нормальное развитие экономики; причинение ущерба финансовым интересам государства, не получающего государственную пошлину, положенную к уплате при регистрации, регистрационный сбор, плату за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии, а также налоги, подлежащие взысканию с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; причинение ущерба гражданам или организациям.
Однако следует отметить, что эти последствия не являются равноценными. Основное последствие незаконного предпринимательства будет носить материальный характер, т.к. основной непосредственный объект этого посягательства - установленный порядок предпринимательской деятельности - представляет собой нематериальное благо. Посягательство на непосредственный объект (в многообъектных преступлениях) всегда причиняет или по крайней мере создает опасность причинения ущерба дополнительному объекту. Так, незаконная предпринимательская деятельность наряду с причинением организационного нематериального вреда основному непосредственному объекту влечет нанесение материального (неимущественного) ущерба финансовым интересам государства, страдающим от неуплаты государственной регистрационной пошлины, регистрационного сбора, платы за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии.
Кроме того, необходимо учитывать, что незаконное предпринимательство - это длящееся преступление. Благодаря своей протяженности во времени незаконная предпринимательская деятельность может быть сопряжена с нарушением финансовых интересов государства в сфере формирования доходной части бюджета от поступления налоговых платежей, нарушением интересов легальных предпринимателей. Ведь лица, занимающиеся теневой экономической деятельностью, не платят государству никаких налогов, платежей и сборов и, находясь в более выгодном экономическом положении, вытесняют с рынка легальных предпринимателей. Тем самым нарушается принцип добросовестной конкуренции, который в условиях рыночного хозяйства является главным рычагом его процесса.
Как показало изучение уголовных дел, правоприменители, затрудняясь с толкованием такого оценочного признака, как "крупный ущерб", стараются указанный состав вменять в основном по признакам крупного (особо крупного) дохода, легальное толкование которых содержится в примечании к ст. 171 УК РФ. Однако следственно-судебная практика в этой части весьма противоречива. Так, доходом в некоторых случаях признавалась общая выручка, полученная от реализации товара, в других случаях - разница между продажной и покупной ценой товара. Иногда доход от незаконного предпринимательства подсчитывался в виде разницы между продажной и покупной ценой товара с учетом затрат на транспортировку и хранение, естественной убыли и т.д.
Возникает вопрос: что следует понимать под доходом, о котором идет речь в ст. 171 УК РФ? Какую сумму поступлений от незаконной предпринимательской деятельности следует понимать доходом, а именно: без учета каких-либо расходов или все-таки какие-то расходы учитываются?
Следует заметить, что одни и те же термины в различных отраслях права наполнены различным содержанием. Ранее в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" под доходом законодатель понимал общую сумму поступлений от реализации товаров, работ, услуг (выручку). В статье 171 УК РФ понятие дохода смешано с понятием "прибыль" и понимается как разница между выручкой (доходом) от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
В Определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 1998 г. указано, что для определения размера дохода от незаконной предпринимательской деятельности из суммы всей выручки следует производить вычеты документально подтвержденных и фактически произведенных в соответствии с законом затрат по осуществлению предпринимательской деятельности. Следовательно, под доходом в смысле УК РФ понимается разница между доходом и затратами. Таким образом, ответственность по ст. 171 УК РФ наступает в случае извлечения прибыли (доходы минус затраты) в размере, превышающем 200 МРОТ.
Однако данная точка зрения разделялась не всеми, в том числе органами налоговой полиции, поэтому свою точку зрения предпринимателю не редко приходилось отстаивать в суде.
Общественная опасность незаконного предпринимательства состоит в выходе из сферы государственного контроля за предпринимательской деятельностью, который предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей и играет в современных условиях важную роль в становлении рыночной экономики. Размах же, масштабы незарегистрированной, безлицензионной, с нарушением условий лицензирования деятельности предпринимателя определяются размером полученных доходов, исчисляемых без учета расходов, понесенных предпринимателем в ходе такой деятельности. К подобному же выводу приводит анализ базового гражданского законодательства, которое признает доход, извлеченный от незарегистрированной предпринимательской деятельности, незаконным и подлежащим не налогообложению, а полному изъятию в доход государства (ст. 169 ГК РФ).
Поскольку отечественное законодательство придерживается разрешительной системы, возлагающей на каждого предпринимателя обязанность пройти государственную регистрацию, то наказываться должно незаконное предпринимательство совершенно независимо от наступления или отсутствия вредных последствий от действий виновного. Единственным условием уголовной наказуемости незарегистрированной деятельности предпринимателя должны служить ее масштабы, определяемые размером полученных доходов, исчисляемых без учета расходов, понесенных предпринимателем в ходе данной деятельности.
То же можно сказать и о безлицензионной деятельности. Лицензирование, наряду с государственной регистрацией, является формой легитимации предпринимательской деятельности гражданина. Поэтому индивидуальный предприниматель должен четко знать, какие именно виды деятельности подлежат лицензированию. Об этом пойдет речь в следующей главе.