Традиционная налоговая система

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 

 

Выдающийся французский правовед, философ Ш. Монтескье писал: "Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных и какую часть оставлять им". Данное изречение может быть адресовано нынешним законодателям, формирующим налоговую политику современной России. И определение той части, которую у подданных забирают, является сегодня проблемой не столько экономической, связанной с установлением конкретных ставок налоговых платежей и перечня налоговых льгот, сколько юридической, предполагающей создание эффективной основы для налоговой системы, базирующейся на значительных достижениях финансово-правовой науки В настоящее время вопросы налогообложения являются наиболее сложными как для начинающих предпринимателей, так и для состоявшихся бизнесменов.

Налоговое законодательство (или законодательство о налогах и сборах) имеет три уровня:

законодательство РФ (федеральное) - состоит из Налогового кодекса (далее - НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов;

законодательство субъектов РФ (региональное) - состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления (местное) - о местных налогах и сборах - принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Таким образом, только налоговое законодательство РФ применяется на всей территории РФ, а в каждом субъекте РФ и даже в каждом населенном пункте имеются свои нормативные акты о налогах и сборах. Однако эти региональные и местные налоги и сборы не могут вводиться произвольным образом: их виды и общая регламентация определяются федеральным законодательством.

Основными федеральными законами о налогах и сборах являются: Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ введена в действие с 1 января 1999 г., часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ введена в действие с 1 января 2001 г.); Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действует до полного введения в действие Налогового кодекса РФ.

В настоящее время налоговое законодательство бурно изменяется: отменяются одни налоги и вводятся другие, а для действующих налогов меняется регламентирующее их законодательство и т.п. Иными словами, происходит плавный переход от системы налогов, определенной Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к системе налогов, определенной Налоговым кодексом РФ, и, следовательно, постоянно изменяется налоговое законодательство на всех трех уровнях.

Действующим налоговым законодательством предусмотрены три системы налогообложения дохода индивидуальных предпринимателей.

1. Традиционная система - уплата налога на доходы физических лиц. С 1 января 2001 г. порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения, регулируется частью второй Налогового кодекса РФ.

2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

3. Вмененная система.

При общепринятой (классической) системе налогообложения индивидуальные предприниматели являются плательщиками прежде всего налога на доходы с физических лиц, уплачиваемого в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса РФ. Исчисление и уплату налога с доходов от предпринимательской деятельности производят следующие налогоплательщики:

физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (ст. 227 НК РФ).

Важным для индивидуальных предпринимателей является следующий вопрос: если гражданин получает доходы не только от предпринимательской деятельности, будет ли это влиять на размер дохода от предпринимательской деятельности? Отметим, что граждане-предприниматели помимо доходов от предпринимательской деятельности могут получать доходы и из других источников, например вознаграждения за выполнение договоров гражданско-правового характера и т.п. Порядок расчета дохода от предпринимательской деятельности от этого зависеть не будет.

Физические лица - индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в этом качестве в установленном порядке, облагаются налогом на доходы, полученные от занятия указанной деятельностью без образования юридического лица, согласно ставкам, установленным п. 1 ст. 224 НК РФ в размере 13%. Налоговая база в отношении этих доходов определяется согласно п. 3 ст. 210 НК РФ как денежное выражение упомянутых доходов, уменьшение на налоговые стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты в порядке, установленном ст. 218 - 221 НК РФ.

Иными словами, чтобы рассчитать размер налога с доходов от предпринимательской деятельности, необходимо предварительно определить следующие показатели.

1. Валовой доход. Он включает в себя все поступления физического лица от выполнения им услуг или действий, произведенных в пользу или по поручению физических или юридических лиц, независимо от формы и характера означенных услуг или действий. У индивидуальных предпринимателей размер валового дохода соответствует полученной в отчетном году выручке по каждому виду деятельности, по которому гражданин имеет свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Однако в валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые не подлежат налогообложению.

2. Расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

3. Совокупный годовой (чистый) доход. Он представляет собой разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечениями этого дохода.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

На практике может возникнуть ситуация, когда индивидуальный предприниматель, осуществляющий несколько видов деятельности, по итогам отчетного налогового периода получил доход по одному из них и убытки по другому. В данном случае у предпринимателя могут возникнуть затруднения при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога на доходы.

У физических лиц объектом налогообложения являются полученные доходы, которые и подлежат отражению в декларации о доходах. Если же по каким-либо видам деятельности предприниматель понес убытки (что можно определить по его книге учета доходов и расходов), то это означает, что по данному виду деятельности у предпринимателя отсутствует налогооблагаемая база, и, следовательно, такой вид деятельности не подлежит отражению в декларации о доходах. Совокупный доход будет складываться из доходов, полученных от осуществления тех видов деятельности, по которым в соответствии с данными книги учета предпринимателем получен доход, а также доходов, полученных из других источников и подлежащих обложению подоходным налогом (если таковые имелись в отчетном календарном году). Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п. 4 ст. 227 НК РФ).

Законом предусмотрены следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Налоговый вычет представляет собой разновидность налоговых льгот, которые предоставляются путем вычета из налоговой базы.

Стандартные налоговые вычеты представляют собой необлагаемый минимум за каждый месяц налогового периода (в зависимости от категории налогоплательщиков). Данная льгота в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется, в частности, для: лиц, принимавших участие в работах по ликвидации радиационных аварий; лиц, получивших в связи с радиационным воздействием лучевую болезнь, иное заболевание или инвалидность; а также инвалидов Великой Отечественной войны и др.

Стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется, например, для Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; бывших узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны; инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп; лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей; граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, и др.

Налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода установлен для всех остальных граждан (которые не имеют права на получение двух указанных ранее вычетов) при получении ими дохода в налоговом периоде до 20000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысит 20000 руб., налоговый вычет не применяется.

Индивидуальные предприниматели, имеющие на иждивении детей, также имеют право на налоговый вычет. Он устанавливается в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход превысил 20000 руб. Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей) производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере.

Таким образом, предприниматель (как и любой налогоплательщик) может иметь право на применение максимум двух стандартных вычетов (одного из первых трех видов и вычет на содержание детей).

Статья 219 Налогового кодекса РФ устанавливает три вида социальных налоговых вычетов.

1. Затраты на благотворительность (благотворительные вычеты) - благотворительная помощь организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям. Данные вычеты предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы доходов, полученных в налоговом периоде.

Следует обратить внимание на то, что указанный налоговый вычет применяется только по денежным суммам, направленным на благотворительные цели. Это означает, что индивидуальный предприниматель, преподнесший, например, коллекцию предметов в дар музею, даже при наличии экспертной оценки данных предметов не может воспользоваться указанной льготой.

2. Затраты на обучение (образовательные вычеты) - предоставляются предпринимателю в случае осуществления им затрат на обучение в образовательных учреждениях (причем образовательные учреждения должны иметь соответствующие лицензии, подтверждающие статус учебного заведения). Помимо самого налогоплательщика-предпринимателя услуги по образованию могут получать его дети до 24 лет.

3. Затраты на лечение (медицинские вычеты). Подчеркнем, что для возникновения права на данный вычет медицинские услуги должны оказываться непосредственно самому налогоплательщику, а также его супруге (супругу), его родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет. При этом вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Право на получение социальных налоговых вычетов предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Налоговым законодательством (ст. 220 НК РФ) предусмотрены имущественные налоговые вычеты.

1. Имущественный вычет при продаже имущества - в части сумм, полученных от продажи имущества, в том числе домов, квартир, ценных бумаг и др. Следует обратить внимание на то, что данный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

2. Имущественный вычет при покупке жилья - в части сумм, израсходованных на новое строительство либо приобретение жилья, уплату процентов, направленных на погашение ипотечного кредита. Для получения данной льготы налогоплательщик должен представить в налоговый орган следующие документы:

письменное заявление о предоставлении льготы;

налоговую декларацию;

документы, подтверждающие право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру;

платежные документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.

Повторное предоставление налогоплательщику имущественного вычета не допускается.

На практике индивидуальные предприниматели часто покупают квартиры с целью осуществления в них предпринимательской деятельности. Поэтому актуальным является вопрос: вправе ли они в таком случае использовать имущественный налоговый вычет? Подчеркнем, что предприниматель теряет право на льготу по приобретению квартиры с момента перевода квартиры в разряд нежилых помещений и использования ее в качестве основного средства.

Вправе ли индивидуальный предприниматель получить льготу по налогу на доходы на строительство жилья, если он получил разрешение на строительство дома в два этажа и на первом у него будет нежилое помещение - магазин?

Для получения льготы по строительству жилого дома индивидуальному предпринимателю необходимо вести отдельно сметы на строительство жилого дома и на строительство магазина. При ведении двух смет он вправе дополнительно уменьшить совокупный налогооблагаемый доход на суммы, направленные на строительство жилья - квартиры на втором этаже. Что касается общих затрат по возведению дома, таких как возведение фундамента, расходы на перекрытие, крышу и т.д., они разделяются пропорционально затратам на строительство жилья и магазина. По окончании строительства после обязательной государственной регистрации нежилого помещения, которая осуществляется после определения его стоимости, индивидуальный предприниматель вправе производить амортизационные отчисления по основным фондам, используемым в его деятельности.

Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в ст. 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" увеличен максимальный размер социальных налоговых вычетов на обучение и лечение с 25 тыс. до 38 тыс. руб. С 600 тыс. до 1 млн. руб. увеличен общий размер имущественного налогового вычета, предоставляемого в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилья.

Очевидно, наибольшее значение для индивидуального предпринимателя имеют профессиональные налоговые вычеты. Для их исчисления предусмотрено два порядка - общий и альтернативный.

1. Общий порядок (применяется и индивидуальными предпринимателями, и частными нотариусами). Налоговые вычеты определяются в сумме фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

2. Альтернативный порядок. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Это положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель должен вести учет доходов и расходов в виде Книги учета доходов и расходов <*>. Для этого предприниматель должен самостоятельно за свой счет приобрести Книгу в виде тетради, блокнота и т.п., а налоговые органы должны пронумеровать, прошнуровать и скрепить Книгу печатью.

Предприниматель, осуществляющий несколько видов предпринимательской деятельности, обязан вести учет доходов и расходов отдельно по каждому виду предпринимательской деятельности. Как правило, при этом ведется одна Книга учета, однако налоговые органы могут разрешить предпринимателю вести отдельные книги по каждому виду деятельности (для исчисления сумм налога, подлежащего уплате, это непринципиально).

В современных условиях особенно актуальным является вопрос о возможности компьютеризации учета. Подчеркнем, что предприниматель может вести учет доходов и расходов с использованием компьютера, однако при этом у него сохраняется обязанность вести Книгу учета и ручным способом.

Индивидуальный предприниматель вправе "получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц" (ст. 21 НК РФ).

Авансовые платежи по налогу. По налогу на доходы физических лиц уплата производится авансовыми платежами в течение года, а по окончании налогового периода, т.е. года, когда уже известен фактический годовой доход, производится определение суммы налога и производится перерасчет, - если авансом выплачено больше требуемой суммы налога, то производится возврат излишне уплаченных сумм, а если меньше - доплата.

Авансовые платежи для начинающего предпринимателя. Декларация о предполагаемом доходе. Если физическое лицо только начало свою деятельность, оно обязано на основании первых доходов определить примерную сумму своих будущих доходов до конца года и по истечении месяца со дня появления таких доходов в 5-дневный срок (т.е. не позднее чем через месяц и 5 дней) представить в налоговый орган налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде.

Налоговый орган на основании суммы предполагаемого дохода рассчитывает суммы авансовых платежей по уплате налога (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее 5 дней с момента получения новой налоговой декларации.

Авансовые платежи для предпринимателей, работающих не первый год. В этом случае налоговый орган производит расчет авансовых платежей по налогу от фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период (а не от предполагаемого дохода, как в случае с начинающим предпринимателем) (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Сроки уплаты авансовых платежей. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ):

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Налог на доходы физических лиц не является единственным налогом, уплачиваемым индивидуальными предпринимателями при традиционной системе налогообложения. Глава 24 Налогового кодекса РФ предусматривает уплату единого социального налога. Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).

Практика показывает, что множество вопросов по уплате единого социального налога возникает у предпринимателей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Отметим, что в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства, доходы его членов, которые они получают от производства, переработки и реализации сельхозпродукции, могут не облагаться единым социальным налогом. Это право им предоставляет подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ. Однако если кто-то из членов хозяйства уже пользовался этой льготой ранее, на его доходы она не распространяется.

Индивидуальные предприниматели могут также являться плательщиками налога на добавленную стоимость; акцизов; налога на добычу полезных ископаемых; платы за пользование водными объектами; платежей за загрязнение окружающей среды; земельного налога; налога на имущество физических лиц, а также государственных пошлин.

Особого внимания заслуживает вопрос уплаты налога с продаж (гл. 27 НК РФ) индивидуальными предпринимателями, реализующими товары (работы, услуги) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. До 1 января 2002 г., т.е. до вступления в силу гл. 27 НК РФ, правовое регулирование взимания налога с продаж осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ". Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П были признаны не соответствующими Конституции РФ положения подп. "д" п. 1 и п. 3 ст. 20 Закона N 2118-1 (действовавшего в 2001 г.), согласно которым реализация индивидуальным предпринимателям товаров (работ, услуг), которые приобретаются для осуществления предпринимательской деятельности, за наличный расчет признавалась объектом налогообложения налогом с продаж. Конституционный Суд указал, что применение налога с продаж в отношениях между собой двух хозяйствующих субъектов (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей) противоречит сущности налога с продаж, а принцип равного налогового бремени в сфере налоговых отношений не допускает установления носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщика. При этом Конституционный Суд РФ постановил, что положения Закона N 2118-1 относительно налога с продаж должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.

С 1 января 2002 г. вступила в действие гл. 27 Налогового кодекса "Налог с продаж", в которой не была принята во внимание указанная правовая позиция Конституционного Суда. Таким образом, исходя из положений налогового законодательства, реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателям являлась объектом обложения налогом с продаж.

14 января 2003 г. налог с продаж вновь стал объектом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Статья 349 Налогового кодекса была признана не соответствующей Конституции РФ в части, допускающей налогообложение налогом с продаж реализации индивидуальным предпринимателям товаров (работ, услуг) за наличный расчет для осуществления ими предпринимательской деятельности <*>.

Однако вновь, так же как и в Постановлении N 2-П, указано, что, несмотря на то что данное положение признано не соответствующим Конституции РФ, оно не утрачивает силу немедленно после провозглашения названного решения, а, как определил КС РФ, продолжает действовать до 1 января 2004 г. Это связано с тем, что немедленное исполнение названного Определения КС РФ может повлечь негативные последствия для региональных и местных бюджетов, источником доходной части которых в 2003 г. является действующий налог с продаж.

Авторы присоединяются к высказанной в юридической литературе позиции о том, что в подобных случаях Конституционный Суд допускает нарушение прав гражданина, лишь ограничивая подобные нарушения во времени. Данная ситуация отнюдь не дискредитирует Конституционный Суд, однако в очередной раз демонстрирует, насколько важно иметь четко сформулированную и юридически обоснованную концепцию установления и введения тех или иных налогов и сборов <*>.

Для тех, кто заплатил налог с продаж, актуальным остается вопрос о возврате незаконно взимаемого налога.

Следует также отметить, что с 1 января 2003 г. физические лица - собственники транспортных средств уплачивают транспортный налог в соответствии с гл. 28 Налогового кодекса РФ. Исчисленная сумма налога предъявляется налогоплательщику - физическому лицу (в том числе индивидуальному предпринимателю) налоговым уведомлением в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Описанная традиционная система налогообложения индивидуальных предпринимателей не является в настоящее время широко распространенной. В России, как и во многих зарубежных странах, действуют специальные налоговые режимы.

Так, например, французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Применяемый режим зависит от оборота налогоплательщика.

На Украине действует единый налог для малых предприятий. Право на уплату фиксированного налога имеют физические лица, на предприятиях которых количество работников не превышает 10 человек, а годовой оборот не превышает 500 тыс. гривен. Величина налога устанавливается органом местной власти по месту регистрации налогоплательщика с учетом вида деятельности. Плательщик единого налога освобождается от уплаты подоходного налога, НДС, налога на фонд заработной платы и др.

В Литве действует специальный режим для индивидуальных предпринимателей - это лицензии на занятие хозяйственной деятельностью. Плата за лицензию заменяет личный подоходный налог.

В Белоруссии плательщики единого налога освобождаются от уплаты: подоходного налога с физических лиц; налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь; налога за пользование природными ресурсами (экологического налога); местных налогов и сборов. В законодательстве предусмотрена возможность понижения ставок единого налога: для граждан, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, - на 25% в первые три месяца со дня получения ими свидетельства о государственной регистрации; для индивидуальных предпринимателей - пенсионеров по возрасту или инвалидности - на 20%. При реализации не произведенных в Беларуси товаров (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками) к установленной ставке налога применяется повышающий коэффициент 1,3 независимо от удельного веса этих товаров в ассортименте. При осуществлении деятельности менее 15 дней в календарном месяце размер единого налога определяется путем умножения установленной ставки единого налога на коэффициент 0,04 и на количество дней осуществления деятельности. Перерасчет (возврат либо зачет) единого налога производится в случае временного неосуществления деятельности индивидуальным предпринимателем (продолжительностью не более 30 календарных дней в году). Фактически предприниматели получают право на отпуск без финансовых издержек.

В настоящее время российские предприниматели, как правило, уплачивают налоги по упрощенной системе либо системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

 

 

Выдающийся французский правовед, философ Ш. Монтескье писал: "Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных и какую часть оставлять им". Данное изречение может быть адресовано нынешним законодателям, формирующим налоговую политику современной России. И определение той части, которую у подданных забирают, является сегодня проблемой не столько экономической, связанной с установлением конкретных ставок налоговых платежей и перечня налоговых льгот, сколько юридической, предполагающей создание эффективной основы для налоговой системы, базирующейся на значительных достижениях финансово-правовой науки В настоящее время вопросы налогообложения являются наиболее сложными как для начинающих предпринимателей, так и для состоявшихся бизнесменов.

Налоговое законодательство (или законодательство о налогах и сборах) имеет три уровня:

законодательство РФ (федеральное) - состоит из Налогового кодекса (далее - НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов;

законодательство субъектов РФ (региональное) - состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления (местное) - о местных налогах и сборах - принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Таким образом, только налоговое законодательство РФ применяется на всей территории РФ, а в каждом субъекте РФ и даже в каждом населенном пункте имеются свои нормативные акты о налогах и сборах. Однако эти региональные и местные налоги и сборы не могут вводиться произвольным образом: их виды и общая регламентация определяются федеральным законодательством.

Основными федеральными законами о налогах и сборах являются: Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ введена в действие с 1 января 1999 г., часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ введена в действие с 1 января 2001 г.); Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действует до полного введения в действие Налогового кодекса РФ.

В настоящее время налоговое законодательство бурно изменяется: отменяются одни налоги и вводятся другие, а для действующих налогов меняется регламентирующее их законодательство и т.п. Иными словами, происходит плавный переход от системы налогов, определенной Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к системе налогов, определенной Налоговым кодексом РФ, и, следовательно, постоянно изменяется налоговое законодательство на всех трех уровнях.

Действующим налоговым законодательством предусмотрены три системы налогообложения дохода индивидуальных предпринимателей.

1. Традиционная система - уплата налога на доходы физических лиц. С 1 января 2001 г. порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения, регулируется частью второй Налогового кодекса РФ.

2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

3. Вмененная система.

При общепринятой (классической) системе налогообложения индивидуальные предприниматели являются плательщиками прежде всего налога на доходы с физических лиц, уплачиваемого в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса РФ. Исчисление и уплату налога с доходов от предпринимательской деятельности производят следующие налогоплательщики:

физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (ст. 227 НК РФ).

Важным для индивидуальных предпринимателей является следующий вопрос: если гражданин получает доходы не только от предпринимательской деятельности, будет ли это влиять на размер дохода от предпринимательской деятельности? Отметим, что граждане-предприниматели помимо доходов от предпринимательской деятельности могут получать доходы и из других источников, например вознаграждения за выполнение договоров гражданско-правового характера и т.п. Порядок расчета дохода от предпринимательской деятельности от этого зависеть не будет.

Физические лица - индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в этом качестве в установленном порядке, облагаются налогом на доходы, полученные от занятия указанной деятельностью без образования юридического лица, согласно ставкам, установленным п. 1 ст. 224 НК РФ в размере 13%. Налоговая база в отношении этих доходов определяется согласно п. 3 ст. 210 НК РФ как денежное выражение упомянутых доходов, уменьшение на налоговые стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты в порядке, установленном ст. 218 - 221 НК РФ.

Иными словами, чтобы рассчитать размер налога с доходов от предпринимательской деятельности, необходимо предварительно определить следующие показатели.

1. Валовой доход. Он включает в себя все поступления физического лица от выполнения им услуг или действий, произведенных в пользу или по поручению физических или юридических лиц, независимо от формы и характера означенных услуг или действий. У индивидуальных предпринимателей размер валового дохода соответствует полученной в отчетном году выручке по каждому виду деятельности, по которому гражданин имеет свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Однако в валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые не подлежат налогообложению.

2. Расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

3. Совокупный годовой (чистый) доход. Он представляет собой разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечениями этого дохода.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

На практике может возникнуть ситуация, когда индивидуальный предприниматель, осуществляющий несколько видов деятельности, по итогам отчетного налогового периода получил доход по одному из них и убытки по другому. В данном случае у предпринимателя могут возникнуть затруднения при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога на доходы.

У физических лиц объектом налогообложения являются полученные доходы, которые и подлежат отражению в декларации о доходах. Если же по каким-либо видам деятельности предприниматель понес убытки (что можно определить по его книге учета доходов и расходов), то это означает, что по данному виду деятельности у предпринимателя отсутствует налогооблагаемая база, и, следовательно, такой вид деятельности не подлежит отражению в декларации о доходах. Совокупный доход будет складываться из доходов, полученных от осуществления тех видов деятельности, по которым в соответствии с данными книги учета предпринимателем получен доход, а также доходов, полученных из других источников и подлежащих обложению подоходным налогом (если таковые имелись в отчетном календарном году). Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п. 4 ст. 227 НК РФ).

Законом предусмотрены следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Налоговый вычет представляет собой разновидность налоговых льгот, которые предоставляются путем вычета из налоговой базы.

Стандартные налоговые вычеты представляют собой необлагаемый минимум за каждый месяц налогового периода (в зависимости от категории налогоплательщиков). Данная льгота в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется, в частности, для: лиц, принимавших участие в работах по ликвидации радиационных аварий; лиц, получивших в связи с радиационным воздействием лучевую болезнь, иное заболевание или инвалидность; а также инвалидов Великой Отечественной войны и др.

Стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется, например, для Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; бывших узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны; инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп; лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей; граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, и др.

Налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода установлен для всех остальных граждан (которые не имеют права на получение двух указанных ранее вычетов) при получении ими дохода в налоговом периоде до 20000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысит 20000 руб., налоговый вычет не применяется.

Индивидуальные предприниматели, имеющие на иждивении детей, также имеют право на налоговый вычет. Он устанавливается в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход превысил 20000 руб. Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей) производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере.

Таким образом, предприниматель (как и любой налогоплательщик) может иметь право на применение максимум двух стандартных вычетов (одного из первых трех видов и вычет на содержание детей).

Статья 219 Налогового кодекса РФ устанавливает три вида социальных налоговых вычетов.

1. Затраты на благотворительность (благотворительные вычеты) - благотворительная помощь организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям. Данные вычеты предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы доходов, полученных в налоговом периоде.

Следует обратить внимание на то, что указанный налоговый вычет применяется только по денежным суммам, направленным на благотворительные цели. Это означает, что индивидуальный предприниматель, преподнесший, например, коллекцию предметов в дар музею, даже при наличии экспертной оценки данных предметов не может воспользоваться указанной льготой.

2. Затраты на обучение (образовательные вычеты) - предоставляются предпринимателю в случае осуществления им затрат на обучение в образовательных учреждениях (причем образовательные учреждения должны иметь соответствующие лицензии, подтверждающие статус учебного заведения). Помимо самого налогоплательщика-предпринимателя услуги по образованию могут получать его дети до 24 лет.

3. Затраты на лечение (медицинские вычеты). Подчеркнем, что для возникновения права на данный вычет медицинские услуги должны оказываться непосредственно самому налогоплательщику, а также его супруге (супругу), его родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет. При этом вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Право на получение социальных налоговых вычетов предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Налоговым законодательством (ст. 220 НК РФ) предусмотрены имущественные налоговые вычеты.

1. Имущественный вычет при продаже имущества - в части сумм, полученных от продажи имущества, в том числе домов, квартир, ценных бумаг и др. Следует обратить внимание на то, что данный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

2. Имущественный вычет при покупке жилья - в части сумм, израсходованных на новое строительство либо приобретение жилья, уплату процентов, направленных на погашение ипотечного кредита. Для получения данной льготы налогоплательщик должен представить в налоговый орган следующие документы:

письменное заявление о предоставлении льготы;

налоговую декларацию;

документы, подтверждающие право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру;

платежные документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.

Повторное предоставление налогоплательщику имущественного вычета не допускается.

На практике индивидуальные предприниматели часто покупают квартиры с целью осуществления в них предпринимательской деятельности. Поэтому актуальным является вопрос: вправе ли они в таком случае использовать имущественный налоговый вычет? Подчеркнем, что предприниматель теряет право на льготу по приобретению квартиры с момента перевода квартиры в разряд нежилых помещений и использования ее в качестве основного средства.

Вправе ли индивидуальный предприниматель получить льготу по налогу на доходы на строительство жилья, если он получил разрешение на строительство дома в два этажа и на первом у него будет нежилое помещение - магазин?

Для получения льготы по строительству жилого дома индивидуальному предпринимателю необходимо вести отдельно сметы на строительство жилого дома и на строительство магазина. При ведении двух смет он вправе дополнительно уменьшить совокупный налогооблагаемый доход на суммы, направленные на строительство жилья - квартиры на втором этаже. Что касается общих затрат по возведению дома, таких как возведение фундамента, расходы на перекрытие, крышу и т.д., они разделяются пропорционально затратам на строительство жилья и магазина. По окончании строительства после обязательной государственной регистрации нежилого помещения, которая осуществляется после определения его стоимости, индивидуальный предприниматель вправе производить амортизационные отчисления по основным фондам, используемым в его деятельности.

Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в ст. 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" увеличен максимальный размер социальных налоговых вычетов на обучение и лечение с 25 тыс. до 38 тыс. руб. С 600 тыс. до 1 млн. руб. увеличен общий размер имущественного налогового вычета, предоставляемого в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилья.

Очевидно, наибольшее значение для индивидуального предпринимателя имеют профессиональные налоговые вычеты. Для их исчисления предусмотрено два порядка - общий и альтернативный.

1. Общий порядок (применяется и индивидуальными предпринимателями, и частными нотариусами). Налоговые вычеты определяются в сумме фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

2. Альтернативный порядок. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Это положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель должен вести учет доходов и расходов в виде Книги учета доходов и расходов <*>. Для этого предприниматель должен самостоятельно за свой счет приобрести Книгу в виде тетради, блокнота и т.п., а налоговые органы должны пронумеровать, прошнуровать и скрепить Книгу печатью.

Предприниматель, осуществляющий несколько видов предпринимательской деятельности, обязан вести учет доходов и расходов отдельно по каждому виду предпринимательской деятельности. Как правило, при этом ведется одна Книга учета, однако налоговые органы могут разрешить предпринимателю вести отдельные книги по каждому виду деятельности (для исчисления сумм налога, подлежащего уплате, это непринципиально).

В современных условиях особенно актуальным является вопрос о возможности компьютеризации учета. Подчеркнем, что предприниматель может вести учет доходов и расходов с использованием компьютера, однако при этом у него сохраняется обязанность вести Книгу учета и ручным способом.

Индивидуальный предприниматель вправе "получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц" (ст. 21 НК РФ).

Авансовые платежи по налогу. По налогу на доходы физических лиц уплата производится авансовыми платежами в течение года, а по окончании налогового периода, т.е. года, когда уже известен фактический годовой доход, производится определение суммы налога и производится перерасчет, - если авансом выплачено больше требуемой суммы налога, то производится возврат излишне уплаченных сумм, а если меньше - доплата.

Авансовые платежи для начинающего предпринимателя. Декларация о предполагаемом доходе. Если физическое лицо только начало свою деятельность, оно обязано на основании первых доходов определить примерную сумму своих будущих доходов до конца года и по истечении месяца со дня появления таких доходов в 5-дневный срок (т.е. не позднее чем через месяц и 5 дней) представить в налоговый орган налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде.

Налоговый орган на основании суммы предполагаемого дохода рассчитывает суммы авансовых платежей по уплате налога (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее 5 дней с момента получения новой налоговой декларации.

Авансовые платежи для предпринимателей, работающих не первый год. В этом случае налоговый орган производит расчет авансовых платежей по налогу от фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период (а не от предполагаемого дохода, как в случае с начинающим предпринимателем) (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Сроки уплаты авансовых платежей. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ):

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Налог на доходы физических лиц не является единственным налогом, уплачиваемым индивидуальными предпринимателями при традиционной системе налогообложения. Глава 24 Налогового кодекса РФ предусматривает уплату единого социального налога. Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).

Практика показывает, что множество вопросов по уплате единого социального налога возникает у предпринимателей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Отметим, что в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства, доходы его членов, которые они получают от производства, переработки и реализации сельхозпродукции, могут не облагаться единым социальным налогом. Это право им предоставляет подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ. Однако если кто-то из членов хозяйства уже пользовался этой льготой ранее, на его доходы она не распространяется.

Индивидуальные предприниматели могут также являться плательщиками налога на добавленную стоимость; акцизов; налога на добычу полезных ископаемых; платы за пользование водными объектами; платежей за загрязнение окружающей среды; земельного налога; налога на имущество физических лиц, а также государственных пошлин.

Особого внимания заслуживает вопрос уплаты налога с продаж (гл. 27 НК РФ) индивидуальными предпринимателями, реализующими товары (работы, услуги) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. До 1 января 2002 г., т.е. до вступления в силу гл. 27 НК РФ, правовое регулирование взимания налога с продаж осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ". Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П были признаны не соответствующими Конституции РФ положения подп. "д" п. 1 и п. 3 ст. 20 Закона N 2118-1 (действовавшего в 2001 г.), согласно которым реализация индивидуальным предпринимателям товаров (работ, услуг), которые приобретаются для осуществления предпринимательской деятельности, за наличный расчет признавалась объектом налогообложения налогом с продаж. Конституционный Суд указал, что применение налога с продаж в отношениях между собой двух хозяйствующих субъектов (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей) противоречит сущности налога с продаж, а принцип равного налогового бремени в сфере налоговых отношений не допускает установления носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщика. При этом Конституционный Суд РФ постановил, что положения Закона N 2118-1 относительно налога с продаж должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.

С 1 января 2002 г. вступила в действие гл. 27 Налогового кодекса "Налог с продаж", в которой не была принята во внимание указанная правовая позиция Конституционного Суда. Таким образом, исходя из положений налогового законодательства, реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателям являлась объектом обложения налогом с продаж.

14 января 2003 г. налог с продаж вновь стал объектом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Статья 349 Налогового кодекса была признана не соответствующей Конституции РФ в части, допускающей налогообложение налогом с продаж реализации индивидуальным предпринимателям товаров (работ, услуг) за наличный расчет для осуществления ими предпринимательской деятельности <*>.

Однако вновь, так же как и в Постановлении N 2-П, указано, что, несмотря на то что данное положение признано не соответствующим Конституции РФ, оно не утрачивает силу немедленно после провозглашения названного решения, а, как определил КС РФ, продолжает действовать до 1 января 2004 г. Это связано с тем, что немедленное исполнение названного Определения КС РФ может повлечь негативные последствия для региональных и местных бюджетов, источником доходной части которых в 2003 г. является действующий налог с продаж.

Авторы присоединяются к высказанной в юридической литературе позиции о том, что в подобных случаях Конституционный Суд допускает нарушение прав гражданина, лишь ограничивая подобные нарушения во времени. Данная ситуация отнюдь не дискредитирует Конституционный Суд, однако в очередной раз демонстрирует, насколько важно иметь четко сформулированную и юридически обоснованную концепцию установления и введения тех или иных налогов и сборов <*>.

Для тех, кто заплатил налог с продаж, актуальным остается вопрос о возврате незаконно взимаемого налога.

Следует также отметить, что с 1 января 2003 г. физические лица - собственники транспортных средств уплачивают транспортный налог в соответствии с гл. 28 Налогового кодекса РФ. Исчисленная сумма налога предъявляется налогоплательщику - физическому лицу (в том числе индивидуальному предпринимателю) налоговым уведомлением в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Описанная традиционная система налогообложения индивидуальных предпринимателей не является в настоящее время широко распространенной. В России, как и во многих зарубежных странах, действуют специальные налоговые режимы.

Так, например, французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Применяемый режим зависит от оборота налогоплательщика.

На Украине действует единый налог для малых предприятий. Право на уплату фиксированного налога имеют физические лица, на предприятиях которых количество работников не превышает 10 человек, а годовой оборот не превышает 500 тыс. гривен. Величина налога устанавливается органом местной власти по месту регистрации налогоплательщика с учетом вида деятельности. Плательщик единого налога освобождается от уплаты подоходного налога, НДС, налога на фонд заработной платы и др.

В Литве действует специальный режим для индивидуальных предпринимателей - это лицензии на занятие хозяйственной деятельностью. Плата за лицензию заменяет личный подоходный налог.

В Белоруссии плательщики единого налога освобождаются от уплаты: подоходного налога с физических лиц; налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь; налога за пользование природными ресурсами (экологического налога); местных налогов и сборов. В законодательстве предусмотрена возможность понижения ставок единого налога: для граждан, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, - на 25% в первые три месяца со дня получения ими свидетельства о государственной регистрации; для индивидуальных предпринимателей - пенсионеров по возрасту или инвалидности - на 20%. При реализации не произведенных в Беларуси товаров (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками) к установленной ставке налога применяется повышающий коэффициент 1,3 независимо от удельного веса этих товаров в ассортименте. При осуществлении деятельности менее 15 дней в календарном месяце размер единого налога определяется путем умножения установленной ставки единого налога на коэффициент 0,04 и на количество дней осуществления деятельности. Перерасчет (возврат либо зачет) единого налога производится в случае временного неосуществления деятельности индивидуальным предпринимателем (продолжительностью не более 30 календарных дней в году). Фактически предприниматели получают право на отпуск без финансовых издержек.

В настоящее время российские предприниматели, как правило, уплачивают налоги по упрощенной системе либо системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.