Наличные и безналичные расчеты

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 

 

Денежное обращение (наличное и безналичное) не самоцель, а одно из средств, позволяющих функционировать экономическому механизму в стране и в мире в целом, решать социальные задачи. От того, как налажено денежное обращение, насколько оно отражает реальные потребности, зависит экономическое и социальное благосостояние в стране. В процессе осуществления предпринимательской деятельности у индивидуального предпринимателя неизбежно возникают вопросы по порядку осуществления денежных расчетов.

Следует отметить, что, хотя расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1 ст. 861 ГК РФ), порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законом регламентируется весьма жестко. Так, в соответствии с п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между ними могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет основные принципы построения и функционирования денежной системы Российской Федерации. Согласно данному Закону Банк России отвечает за организацию обращения наличных денег. Единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации признаются банкноты и монеты (наличные деньги), эмитируемые банком России как официальная денежная единица Российской Федерации. Все остальные виды расчетно-денежных операций отнесены к категории безналичных расчетов. К нормативным актам, регулирующим порядок ведения кассовых операций и условия работы с денежной наличностью, в настоящее время относятся: Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. N 40); Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (утв. Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г.); Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке".

В соответствии с п. 1, 2 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Указанием ЦБ РФ N 1050-У от 14 ноября 2001 г. предельный размер расчетов наличными деньгами в настоящее время между юридическими лицами по одной сделке составляет 60 тыс. руб.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками (п. 5, 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).

То, что в тексте Порядка ведения кассовых операций упоминаются только предприятия, объединения, организации и учреждения, позволяет считать, что Порядок ведения кассовых операций в РФ на индивидуальных предпринимателей не распространяется.

Однако некоторыми специалистами высказывается точка зрения, что в настоящее время такой вывод неверен. Так, В. Мешалкин приходит к выводу, что порядок ведения кассовых операций также должен распространяться и на индивидуальных предпринимателей, т.е. в настоящее время все предприниматели должны хранить свободные денежные средства в банке, при этом предпринимателю необходимо иметь расчетный счет <*>. Следуя этой логике можно сказать, что за невыполнение вышеизложенного предприниматель может быть привлечен к ответственности согласно ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях.

В обоснование своей позиции указанный автор приводит следующие аргументы. В настоящее время п. 11 разъяснения ЦБ РФ, содержащегося в письме от 17 февраля 1994 г. N 14-4/35, отменен. О чем же шла речь в этом пункте? На вопрос, какие предприятия не применяют порядок ведения кассовых операций, ЦБ РФ давал следующее разъяснение. Порядок ведения кассовых операций не применяют предприятия и организации, на которых не распространяется действие Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, а именно - предприятия и организации, не преследующие цели получения прибыли (лечебно-трудовые, учебно-производственные мастерские и др., организации, которые в силу своей деятельности руководствуются Законом об общественных объединениях, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица).

В настоящее время п. 11 указанного письма согласно письму ЦБ РФ от 28 января 1997 г. N 14-4/50 отменен, однако то, что порядок ведения кассовых операций распространяется на индивидуальных предпринимателей, представляется неверным.

В качестве второго аргумента делается ссылка на изменение п. 19 разъяснений, указанных в письме от 16 марта 1995 г. N 14-4/95. Первая редакция п. 19 имела следующее содержание: "19. Просим разъяснить порядок применения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 (п. 9, абз. 1 и 2) в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Ответ: Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" граждане (физические лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматели), регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации не распространяются на граждан-предпринимателей.

При этом следует учитывать, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Государственной налоговой службой Российской Федерации в порядке, установленном налоговым законодательством (Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 8 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (раздел 8)").

На наш взгляд, в дальнейшем в этом вопросе позиция ЦБ РФ принципиально не изменилась. Письмом ЦБ РФ от 28 января 1997 г. N 14-4/50 п. 19 настоящего письма был изложен в новой редакции:

"В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством. (Раздел IV Инструкции N 35 от 29 июня 1995 г. с изменениями по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц")".

Действительно, к предпринимательской деятельности граждан применяются правила Гражданского кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, однако Правила ведения кассовых операций, как прямо следует из буквального смысла названного нормативного акта, распространяются только на юридических лиц.

Если все же соответствующие государственные органы захотят привлечь индивидуального предпринимателя к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, то, возможно, ими будут использованы следующие аргументы.

Ранее в п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и в п. 9.1, 9.2 Порядка применения положений Указа Президента РФ N 1006, утвержденного ГНС РФ N ВГ-4-13/94н, Минфином РФ N 104 от 13 августа 1994 г., ЦБ РФ 16 августа 1994 г. N 104 предприниматели были названы среди субъектов, к которым применяются меры финансовой ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдение Порядка ведения кассовых операций.

Статья 15.1 КоАП РФ также не дает однозначного ответа на вопрос о субъектном составе правонарушения. Хотя санкция ст. 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц, следует помнить о примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, в соответствии с которым лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Из изложенного можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели могли бы быть привлечены к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью, если такая обязанность была бы прямо предусмотрена законом. Однако, учитывая специфику данной формы осуществления предпринимательской деятельности, когда имущество, используемое в хозяйственном обороте, фактически неотделимо от личного имущества индивидуального предпринимателя и членов его семьи, возложение обязанности по хранению всех свободных денежных средств в кредитном учреждении противоречит природе ответственности индивидуального предпринимателя и сущности данной формы осуществления предпринимательской деятельности.

С принятием нового Кодекса об административных правонарушениях можно сделать вывод о том, что законодатель однозначно определил характер нарушений, связанных с нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, как административные правонарушения, а также определил административный порядок производства дел по этим нарушениям.

Ранее Указ Президента РФ N 1006 не определял характер названных нарушений, да и само привлечение к ответственности не на основании закона, а подзаконного акта также вызывал многочисленные споры. Существовала довольно распространенная точка зрения, что нарушения порядка ведения кассовых операций не относятся к административным правонарушениям, следовательно, установленные административные сроки привлечения к ответственности в данном случае неприемлемы. Закономерно возникал вопрос: а какова же вообще природа ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций? <*>

На протяжении нескольких лет в средствах массовой информации велась непрекращающаяся полемика о том, относить ли нарушения порядка ведения кассовых операций к административным правонарушениям. Свои мнения высказывали юристы, специалисты налоговых органов, судьи, налогоплательщики и др. Одни полагали, что вышеперечисленные правонарушения необходимо относить к административным правонарушениям, отсюда следовала необходимость соблюдения порядка привлечения к административной ответственности. Другие отстаивали точку зрения о необходимости отнесения таких нарушений к самостоятельному виду нарушений, установленных специальным актом.

Как уже отмечалось, с принятием нового Кодекса об административных правонарушениях этот вопрос получил свое логическое разрешение.

В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П (с изм. от 3 марта 2003 г.)) (далее - Положение о безналичных расчетах).

Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам (далее - банки), открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Существует несколько форм безналичных расчетов:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор). Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Платежное поручение - это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются при осуществлении платежей за полученные товары и оказанные услуги, для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг, для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража; по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для: осуществления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.; приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т.д.

Расчеты с использованием платежных поручений - наиболее распространенная на практике форма безналичных расчетов, т.к. современные банковские технологии позволяют проводить электронные платежи "день в день". Основной отличительный признак этой формы безналичных расчетов в том, что инициатива платежа исходит от плательщика.

При расчетах платежными поручениями банк, принявший поручение к исполнению, обязуется не только списать требуемую сумму со счета клиента, но и обеспечить ее перевод на счет получателя. Платежное поручение считается надлежаще исполненным банком тогда, когда денежные средства поступят на счет получателя. Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов: общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пределах РФ.

Предъявление в банк платежного поручения - действие, совершаемое клиентом во исполнение договора банковского счета.

Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 865) предоставляет право банку, принявшему поручение, по своему усмотрению с наибольшей выгодой и экономией определять структуру расчетов, в том числе решать, будет ли поручение исполняться банком самостоятельно или с привлечением других банков.

В пункте 3 ст. 865 ГК РФ законодательно закреплена обязанность банка незамедлительно информировать клиента об исполнении поручения.

Наиболее существенные правила, касающиеся ответственности банков за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения, содержатся в п. 2 ст. 866 ГК. Эта норма позволяет при наличии спора применять ответственность непосредственно к допустившему нарушение банку. Процессуально это возможно реализовать путем привлечения банков, участвующих в проведении платежа, при рассмотрении в суде спорной ситуации в качестве соответчиков. В этом случае судом ответственность может возлагаться непосредственно на нарушителя, даже если он не является стороной в договоре с плательщиком. Ответственность может быть возложена с учетом вины каждого из банков.

Безналичные расчеты могут производиться и по аккредитивам. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее - банк-эмитент) по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.

Доля аккредитивной формы в расчетах значительно скромнее по сравнению с банковским переводом и инкассо. Однако именно аккредитив наиболее полно обеспечивает своевременное получение денежных средств от покупателя, т.е. максимально отвечает интересам поставщика, если речь идет об обязательствах, вытекающих из договора поставки. Рассматриваемая форма платежа незаменима прежде всего в случае, когда покупатель и продавец совершают разовую сделку и имеют ограниченную информацию о финансовом состоянии, платежеспособности и добросовестности контрагента по сделке. Это форма расчетов, которая является обещанием банка выплатить поставщику товара (продавцу) за счет покупателя определенную сумму в согласованной валюте, если продавец представит в установленный срок документы, предусмотренные в аккредитиве. Через банк, который в данном случае действует как посредник между продавцом и покупателем, после ряда операций осуществляется платеж: против представления соответствующих документов продавец получает от банка предусмотренную в аккредитиве сумму. Благодаря аккредитиву продавец не зависит от платежеспособности покупателя и его готовности платить, а сразу же после отгрузки товара может получить за него деньги. Естественно, в интересах поставщика (продавца), чтобы аккредитив был покрытый и безотзывный. В рамках аккредитивной формы оплаты для каждой из сторон имеются гарантии исполнения обязательства: продавец уверен, что причитающаяся ему сумма за поставку товара уже поступила в исполняющий банк; покупатель платит за поставляемый товар только после того, как товар действительно будет поставлен в его адрес.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек; плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Расчеты платежными требованиями. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

1) установленных законодательством;

2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Расчеты с использованием платежных требований являются также достаточно распространенной формой безналичных расчетов в предпринимательской деятельности. Определяющая особенность данной формы безналичных расчетов состоит в том, что инициатива в осуществлении платежа исходит от получателя платежа, а не от стороны, обязанной произвести денежный расчет за уже отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги). Для применения данной формы расчетов стороны сделки о приобретении товаров (работ, услуг) должны предусмотреть возможность ее использования в договоре.

Порядок использования расчетов платежными требованиями включает следующие этапы: 1) поставщик (продавец) товаров (работ, услуг) после их отгрузки (отпуска) оформляет в установленном порядке документ, именуемый платежным требованием, и представляет его в обслуживающий банк для осуществления инкассо - специальной банковской операции. К платежному требованию могут прилагаться товарно-транспортные или иные документы, подтверждающие отгрузку (отпуск) товаров (выполнение работ, оказание услуг), либо они направляются непосредственно в адрес плательщика с указанием в платежном поручении даты отправки; 2) обслуживающий получателя банк принимает платежное требование на инкассо, т.е. для выполнения операции по получению от плательщика причитающихся получателю денежных средств и зачисления их на счет последнего. Инкассо осуществляется путем направления платежного требования и прилагаемых к нему документов обслуживающим получателя банком в банк, обслуживающий плательщика; 3) банк плательщика на основании полученных документов и при отсутствии обоснованного отказа плательщика от осуществления платежа (так называемого отказа от акцепта требования) производит перечисление денежных средств со счета плательщика в адрес получателя.

Использование платежных требований как формы безналичных расчетов в предпринимательской деятельности позволяет организовать оперативную и эффективную систему расчетов за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Их применение особенно важно для субъектов хозяйствования, имеющих большую потребительскую сеть оптовых поставок.

Расчеты инкассовыми поручениями. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Как видим, возможность реального использования механизма безакцептного или бесспорного списания денежных средств со счета плательщика, если такой механизм заложен в основном договоре, законодатель связывает с обязательным существованием еще одного условия - предоставления плательщиком обслуживающему банку (т.е. банку, в котором открыт соответствующий расчетный счет плательщика) права на осуществление безакцептного или бесспорного списания денежных средств со счета. Такое право реализуется на практике, как правило, путем заключения дополнительного соглашения к договору банковского счета, открытого плательщику. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, либо инкассовое поручение, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств, либо о бесспорном списании в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта либо инкассового поручения.

Проводя анализ используемых в банковской практике форм безналичных расчетов, нельзя не упомянуть о расчетах с использованием пластиковых карт.

Внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей "технологической революции" банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для владельцев карт это удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег. Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда. Это лишь неполный перечень качеств пластиковых денег, обусловивших их признание на мировом рынке. Международный "пластиковый" бизнес держится на "трех китах": VISA International, EuroCard/MasterCard и American Express - крупнейших международных организациях, объединивших под своими крышами огромное число кредитных организаций разных стран. С 1990 года, когда крупнейшая международная компания VISA International начала принимать в свои ряды российские банки, возможность оценить все преимущества платежных карт появилась и в России. Положение "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", утв. ЦБ РФ 9 апреля 1998 г. N 23-П, регулирует операции, связанные с обращением банковских карт на территории РФ. Успешный опыт проведения расчетов с их использованием позволил убедиться в удобстве и практичности пластиковых денег.

 

 

Денежное обращение (наличное и безналичное) не самоцель, а одно из средств, позволяющих функционировать экономическому механизму в стране и в мире в целом, решать социальные задачи. От того, как налажено денежное обращение, насколько оно отражает реальные потребности, зависит экономическое и социальное благосостояние в стране. В процессе осуществления предпринимательской деятельности у индивидуального предпринимателя неизбежно возникают вопросы по порядку осуществления денежных расчетов.

Следует отметить, что, хотя расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1 ст. 861 ГК РФ), порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законом регламентируется весьма жестко. Так, в соответствии с п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между ними могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет основные принципы построения и функционирования денежной системы Российской Федерации. Согласно данному Закону Банк России отвечает за организацию обращения наличных денег. Единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации признаются банкноты и монеты (наличные деньги), эмитируемые банком России как официальная денежная единица Российской Федерации. Все остальные виды расчетно-денежных операций отнесены к категории безналичных расчетов. К нормативным актам, регулирующим порядок ведения кассовых операций и условия работы с денежной наличностью, в настоящее время относятся: Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. N 40); Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (утв. Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г.); Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке".

В соответствии с п. 1, 2 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Указанием ЦБ РФ N 1050-У от 14 ноября 2001 г. предельный размер расчетов наличными деньгами в настоящее время между юридическими лицами по одной сделке составляет 60 тыс. руб.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками (п. 5, 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).

То, что в тексте Порядка ведения кассовых операций упоминаются только предприятия, объединения, организации и учреждения, позволяет считать, что Порядок ведения кассовых операций в РФ на индивидуальных предпринимателей не распространяется.

Однако некоторыми специалистами высказывается точка зрения, что в настоящее время такой вывод неверен. Так, В. Мешалкин приходит к выводу, что порядок ведения кассовых операций также должен распространяться и на индивидуальных предпринимателей, т.е. в настоящее время все предприниматели должны хранить свободные денежные средства в банке, при этом предпринимателю необходимо иметь расчетный счет <*>. Следуя этой логике можно сказать, что за невыполнение вышеизложенного предприниматель может быть привлечен к ответственности согласно ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях.

В обоснование своей позиции указанный автор приводит следующие аргументы. В настоящее время п. 11 разъяснения ЦБ РФ, содержащегося в письме от 17 февраля 1994 г. N 14-4/35, отменен. О чем же шла речь в этом пункте? На вопрос, какие предприятия не применяют порядок ведения кассовых операций, ЦБ РФ давал следующее разъяснение. Порядок ведения кассовых операций не применяют предприятия и организации, на которых не распространяется действие Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, а именно - предприятия и организации, не преследующие цели получения прибыли (лечебно-трудовые, учебно-производственные мастерские и др., организации, которые в силу своей деятельности руководствуются Законом об общественных объединениях, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица).

В настоящее время п. 11 указанного письма согласно письму ЦБ РФ от 28 января 1997 г. N 14-4/50 отменен, однако то, что порядок ведения кассовых операций распространяется на индивидуальных предпринимателей, представляется неверным.

В качестве второго аргумента делается ссылка на изменение п. 19 разъяснений, указанных в письме от 16 марта 1995 г. N 14-4/95. Первая редакция п. 19 имела следующее содержание: "19. Просим разъяснить порядок применения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 (п. 9, абз. 1 и 2) в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Ответ: Согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" граждане (физические лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматели), регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации не распространяются на граждан-предпринимателей.

При этом следует учитывать, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Государственной налоговой службой Российской Федерации в порядке, установленном налоговым законодательством (Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 8 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (раздел 8)").

На наш взгляд, в дальнейшем в этом вопросе позиция ЦБ РФ принципиально не изменилась. Письмом ЦБ РФ от 28 января 1997 г. N 14-4/50 п. 19 настоящего письма был изложен в новой редакции:

"В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством. (Раздел IV Инструкции N 35 от 29 июня 1995 г. с изменениями по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц")".

Действительно, к предпринимательской деятельности граждан применяются правила Гражданского кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, однако Правила ведения кассовых операций, как прямо следует из буквального смысла названного нормативного акта, распространяются только на юридических лиц.

Если все же соответствующие государственные органы захотят привлечь индивидуального предпринимателя к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, то, возможно, ими будут использованы следующие аргументы.

Ранее в п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и в п. 9.1, 9.2 Порядка применения положений Указа Президента РФ N 1006, утвержденного ГНС РФ N ВГ-4-13/94н, Минфином РФ N 104 от 13 августа 1994 г., ЦБ РФ 16 августа 1994 г. N 104 предприниматели были названы среди субъектов, к которым применяются меры финансовой ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдение Порядка ведения кассовых операций.

Статья 15.1 КоАП РФ также не дает однозначного ответа на вопрос о субъектном составе правонарушения. Хотя санкция ст. 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц, следует помнить о примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, в соответствии с которым лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Из изложенного можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели могли бы быть привлечены к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью, если такая обязанность была бы прямо предусмотрена законом. Однако, учитывая специфику данной формы осуществления предпринимательской деятельности, когда имущество, используемое в хозяйственном обороте, фактически неотделимо от личного имущества индивидуального предпринимателя и членов его семьи, возложение обязанности по хранению всех свободных денежных средств в кредитном учреждении противоречит природе ответственности индивидуального предпринимателя и сущности данной формы осуществления предпринимательской деятельности.

С принятием нового Кодекса об административных правонарушениях можно сделать вывод о том, что законодатель однозначно определил характер нарушений, связанных с нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, как административные правонарушения, а также определил административный порядок производства дел по этим нарушениям.

Ранее Указ Президента РФ N 1006 не определял характер названных нарушений, да и само привлечение к ответственности не на основании закона, а подзаконного акта также вызывал многочисленные споры. Существовала довольно распространенная точка зрения, что нарушения порядка ведения кассовых операций не относятся к административным правонарушениям, следовательно, установленные административные сроки привлечения к ответственности в данном случае неприемлемы. Закономерно возникал вопрос: а какова же вообще природа ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций? <*>

На протяжении нескольких лет в средствах массовой информации велась непрекращающаяся полемика о том, относить ли нарушения порядка ведения кассовых операций к административным правонарушениям. Свои мнения высказывали юристы, специалисты налоговых органов, судьи, налогоплательщики и др. Одни полагали, что вышеперечисленные правонарушения необходимо относить к административным правонарушениям, отсюда следовала необходимость соблюдения порядка привлечения к административной ответственности. Другие отстаивали точку зрения о необходимости отнесения таких нарушений к самостоятельному виду нарушений, установленных специальным актом.

Как уже отмечалось, с принятием нового Кодекса об административных правонарушениях этот вопрос получил свое логическое разрешение.

В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П (с изм. от 3 марта 2003 г.)) (далее - Положение о безналичных расчетах).

Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам (далее - банки), открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Существует несколько форм безналичных расчетов:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор). Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Платежное поручение - это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются при осуществлении платежей за полученные товары и оказанные услуги, для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг, для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража; по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для: осуществления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.; приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т.д.

Расчеты с использованием платежных поручений - наиболее распространенная на практике форма безналичных расчетов, т.к. современные банковские технологии позволяют проводить электронные платежи "день в день". Основной отличительный признак этой формы безналичных расчетов в том, что инициатива платежа исходит от плательщика.

При расчетах платежными поручениями банк, принявший поручение к исполнению, обязуется не только списать требуемую сумму со счета клиента, но и обеспечить ее перевод на счет получателя. Платежное поручение считается надлежаще исполненным банком тогда, когда денежные средства поступят на счет получателя. Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов: общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пределах РФ.

Предъявление в банк платежного поручения - действие, совершаемое клиентом во исполнение договора банковского счета.

Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 865) предоставляет право банку, принявшему поручение, по своему усмотрению с наибольшей выгодой и экономией определять структуру расчетов, в том числе решать, будет ли поручение исполняться банком самостоятельно или с привлечением других банков.

В пункте 3 ст. 865 ГК РФ законодательно закреплена обязанность банка незамедлительно информировать клиента об исполнении поручения.

Наиболее существенные правила, касающиеся ответственности банков за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения, содержатся в п. 2 ст. 866 ГК. Эта норма позволяет при наличии спора применять ответственность непосредственно к допустившему нарушение банку. Процессуально это возможно реализовать путем привлечения банков, участвующих в проведении платежа, при рассмотрении в суде спорной ситуации в качестве соответчиков. В этом случае судом ответственность может возлагаться непосредственно на нарушителя, даже если он не является стороной в договоре с плательщиком. Ответственность может быть возложена с учетом вины каждого из банков.

Безналичные расчеты могут производиться и по аккредитивам. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее - банк-эмитент) по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.

Доля аккредитивной формы в расчетах значительно скромнее по сравнению с банковским переводом и инкассо. Однако именно аккредитив наиболее полно обеспечивает своевременное получение денежных средств от покупателя, т.е. максимально отвечает интересам поставщика, если речь идет об обязательствах, вытекающих из договора поставки. Рассматриваемая форма платежа незаменима прежде всего в случае, когда покупатель и продавец совершают разовую сделку и имеют ограниченную информацию о финансовом состоянии, платежеспособности и добросовестности контрагента по сделке. Это форма расчетов, которая является обещанием банка выплатить поставщику товара (продавцу) за счет покупателя определенную сумму в согласованной валюте, если продавец представит в установленный срок документы, предусмотренные в аккредитиве. Через банк, который в данном случае действует как посредник между продавцом и покупателем, после ряда операций осуществляется платеж: против представления соответствующих документов продавец получает от банка предусмотренную в аккредитиве сумму. Благодаря аккредитиву продавец не зависит от платежеспособности покупателя и его готовности платить, а сразу же после отгрузки товара может получить за него деньги. Естественно, в интересах поставщика (продавца), чтобы аккредитив был покрытый и безотзывный. В рамках аккредитивной формы оплаты для каждой из сторон имеются гарантии исполнения обязательства: продавец уверен, что причитающаяся ему сумма за поставку товара уже поступила в исполняющий банк; покупатель платит за поставляемый товар только после того, как товар действительно будет поставлен в его адрес.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек; плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Расчеты платежными требованиями. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

1) установленных законодательством;

2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Расчеты с использованием платежных требований являются также достаточно распространенной формой безналичных расчетов в предпринимательской деятельности. Определяющая особенность данной формы безналичных расчетов состоит в том, что инициатива в осуществлении платежа исходит от получателя платежа, а не от стороны, обязанной произвести денежный расчет за уже отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги). Для применения данной формы расчетов стороны сделки о приобретении товаров (работ, услуг) должны предусмотреть возможность ее использования в договоре.

Порядок использования расчетов платежными требованиями включает следующие этапы: 1) поставщик (продавец) товаров (работ, услуг) после их отгрузки (отпуска) оформляет в установленном порядке документ, именуемый платежным требованием, и представляет его в обслуживающий банк для осуществления инкассо - специальной банковской операции. К платежному требованию могут прилагаться товарно-транспортные или иные документы, подтверждающие отгрузку (отпуск) товаров (выполнение работ, оказание услуг), либо они направляются непосредственно в адрес плательщика с указанием в платежном поручении даты отправки; 2) обслуживающий получателя банк принимает платежное требование на инкассо, т.е. для выполнения операции по получению от плательщика причитающихся получателю денежных средств и зачисления их на счет последнего. Инкассо осуществляется путем направления платежного требования и прилагаемых к нему документов обслуживающим получателя банком в банк, обслуживающий плательщика; 3) банк плательщика на основании полученных документов и при отсутствии обоснованного отказа плательщика от осуществления платежа (так называемого отказа от акцепта требования) производит перечисление денежных средств со счета плательщика в адрес получателя.

Использование платежных требований как формы безналичных расчетов в предпринимательской деятельности позволяет организовать оперативную и эффективную систему расчетов за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Их применение особенно важно для субъектов хозяйствования, имеющих большую потребительскую сеть оптовых поставок.

Расчеты инкассовыми поручениями. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Как видим, возможность реального использования механизма безакцептного или бесспорного списания денежных средств со счета плательщика, если такой механизм заложен в основном договоре, законодатель связывает с обязательным существованием еще одного условия - предоставления плательщиком обслуживающему банку (т.е. банку, в котором открыт соответствующий расчетный счет плательщика) права на осуществление безакцептного или бесспорного списания денежных средств со счета. Такое право реализуется на практике, как правило, путем заключения дополнительного соглашения к договору банковского счета, открытого плательщику. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, либо инкассовое поручение, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств, либо о бесспорном списании в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта либо инкассового поручения.

Проводя анализ используемых в банковской практике форм безналичных расчетов, нельзя не упомянуть о расчетах с использованием пластиковых карт.

Внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей "технологической революции" банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для владельцев карт это удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег. Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда. Это лишь неполный перечень качеств пластиковых денег, обусловивших их признание на мировом рынке. Международный "пластиковый" бизнес держится на "трех китах": VISA International, EuroCard/MasterCard и American Express - крупнейших международных организациях, объединивших под своими крышами огромное число кредитных организаций разных стран. С 1990 года, когда крупнейшая международная компания VISA International начала принимать в свои ряды российские банки, возможность оценить все преимущества платежных карт появилась и в России. Положение "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", утв. ЦБ РФ 9 апреля 1998 г. N 23-П, регулирует операции, связанные с обращением банковских карт на территории РФ. Успешный опыт проведения расчетов с их использованием позволил убедиться в удобстве и практичности пластиковых денег.