1.1. Организация и регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19
Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в настоящее время
в соответствии с нормативными документами четырех уровней:
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа
2001 года №119-ФЗ;
2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
3. Документы (стандарты), принятые профессиональными
аудиторскими объединениями
4. Внутрифирменные стандарты.
Основным актом первого уровня является федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» №119-ФЗ, принятый 7августа 2001 года
(далее Закон), который определяет основы, принципы, участников,
взаимные обязательства, нормативное регулирование, основные понятия
аудиторской деятельности в РФ.
Закон, включающий в себя следующие 22 статьи и регулирует
аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона аудиторская деятельность
(аудит) - это предпринимательская деятельность по независимой
проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей
(аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии
порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской
Федерации.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут
оказывать сопутствующие аудиту услуги:
1. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета,
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское
консультирование;
2. Налоговое консультирование;
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и
индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое
консультирование;
4. Оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам
запрещается заниматься какой-либо предпринимательской
деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих
ему услуг.
Аудитором является физическое лицо, отвечающее
квалификационным требованиям, установленным уполномоченным
федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора
(статья 3).
Аудитор вправе осуществлять свою деятельность в качестве
работника аудиторской организации, либо в качестве индивидуального
предпринимателя.
Аудиторская организация – коммерческая организация,
осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие
аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою
деятельность по проведению аудита после получения лицензии и может
быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением
открытого акционерного общества. Не менее 50 % кадрового состава
должны составлять граждане Российской организации, постоянно
проживающие на территории РФ. В штате аудиторской организации
должно состоять не менее пяти аудиторов.
В статье 5 Закона определены права и обязанности аудиторских
организаций и индивидуальных аудиторов.
Права аудитора:
1. Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2. Проверять в полном объеме документацию, а также фактическое
наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3. Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в
устной и письменной формах;
4. Отказаться от проведения аудиторской проверки или от
выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности а аудиторском заключении;
5. Осуществлять иные права.
Обязанности аудитора:
1. Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с
законодательствам Российской Федерации и настоящим Федеральным
законом;
2. Предоставлять по требованию аудируемого лица информацию о
требованиях законодательства РФ, касающихся проведения проверки;
3. В срок передать аудиторское заключение аудируемому лицу;
4. Обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе
проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица;
Второй уровень составляют в первую очередь правила (стандарты)
аудиторской деятельности.
Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и
качества, которого ожидают от аудитора клиенты и общественность. В
отличии от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и
изменяются в зависимости от отдельных факторов, таких, как масштабы
производства клиента, специализация, система бухгалтерского учета, и
других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения
работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо
от спектра деятельности.
Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные
требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие при их
соблюдении определенный уровень гарантии результатов проверки. По
мере изменения экономической ситуации в стране стандарты
подвергаются периодическому пересмотру.
На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы
для подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов
на право заниматься аудиторской деятельностью.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита,
масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы
методологии, базовые принципы, которым должны следовать все
представители этой профессии независимо от условий, в которых
проводится аудит.
Значение стандартов состоит в том, что они: обеспечивают
приемлемое качество аудиторской проверки; способствуют внедрению в
аудиторскую практику новых научных достижений; помогают
пользователям понять процесс аудиторской проверки; повышают
престиж профессии; облегчают аудиторам ведение переговоров с
клиентами; обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов
аудиторского процесса.
За период 1996 - 2000 гг. в соответствии с Программой
Правительства Российской Федерации при активном участии Минфина
России, представителей аудиторских и научных кругов были
разработаны и затем одобрены Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации 38 правил (стандартов)
аудиторской деятельности и перечень терминов (глоссарий). Но из-за
отсутствия законодательного обоснования обязательности применения
этих правил (стандартов), а также в связи с невозможностью придания в
данном правовом поле правилам (стандартам) аудиторской деятельности
соответствующего правового статуса их применение, контроль за их
соблюдением были в определенной степени затруднены.
На настоящий момент постановлением Правительства РФ от 23
сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности» были приняты только 6 новых
федеральных стандартов, остальные находятся в стадии разработки.
Стандарты разработаны с учетом международных стандартов аудита.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
являются основными нормативными документами второго уровня. Они
принимаются Правительством РФ и носят обязательный характер для
всех аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно в
качестве индивидуальных предпринимателей. Федеральные правила
детализируют и дополняют положения нормативных документов
вышестоящего уровня, в первую очередь Закона.
Рассмотрим более подробно федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности.
Стандарт 1. «Цель и основные принципы аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности».
Стандарт устанавливает обязательные для всех единые цели и
основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской)
отчетности. Основной целью аудита определено выражение мнения о
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц
и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. В
качестве принципов выделяются: независимость, честность,
объективность, профессиональная компетентность и добросовестность,
конфиденциальность, профессиональное поведение, а так же проявление
профессионального скептицизма. Определяются понятия объема аудита
и разумной уверенности. Указывается, что аудитор только выражает
мнение о достоверности отчетности, ответственность за подготовку и
представление несет руководство аудируемого лица.
Стандарт 2. «Документирование аудита».
Согласно стандарту аудитор должны документально оформлять все
сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств,
подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что
аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными
правилами аудиторской деятельности. Под термином "документация"
понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые
аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в
связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть
представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в
электронном виде или в другой форме. Определен порядок и форма
составления рабочих документов аудитора, являющихся его
собственностью и хранимые не менее 5 лет.
Стандарт 3. «Планирование аудита».
Стандарт устанавливает единые требования по планированию
аудита, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор
проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица.
Согласно стандарту аудитор обязан планировать свою работу так, чтобы
проверка была проведена эффективно. Планирование аудита
предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к
ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских
процедур. Предусматривается составление общего плана аудита и, более
детально раскрывающей его, программы. В стандарте даны общие
рекомендации по составлению общего плана проверки. Разрешено в
ходе аудита уточнение и пересмотр плана и программы по мере
необходимости.
Стандарт 4. «Существенность в аудите».
Стандарт обязывает аудитора в процессе проведения аудита
оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском и
выражать свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности с ее
учетом. Между существенностью и риском существует обратная
зависимость. Аудитор по своему профессиональному суждению
оценивает, является ли совокупность неисправленных искажений
выявленных в ходе проверки существенными, т.е. способными повлиять
на решение пользователя финансовой информацией. Оценка
существенности, риска на начальной стадии планирования может
отличаться от конечной.
Стандарт 5. «Аудиторские доказательства».
Мнение аудитора должно быть обосновано, подтверждено
аудиторскими доказательствами, которые получают в результате
проведения комплекса необходимых аудиторских процедур. К
аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные
документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой
отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных
сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из других
источников. В стандарте определены понятия достаточности и
надлежащего характера аудиторских доказательств. Аудитор получает
аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур
проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос,
подтверждение, пересчет и аналитические процедуры. Длительность
выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока,
отведенного на получение аудиторских доказательств.
Стандарт 6. «Аудиторское заключение по финансовой
(бухгалтерской) отчетности».
Стандарт устанавливает единые требования к форме и содержанию
аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного
аудита.
Стандарт 7. «Внутренний контроль качества аудита».
Стандарт формулирует требования по обеспечению качества аудита
и обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской
проверки.
Стандарт 8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль,
осуществляемый аудируемым лицом».
В стандарте дано определение термину «аудиторский риск» и
основных его компонент, определяет взаимосвязь между оценками
составных частей аудиторского риска.
Стандарт 9. «Аффилированные лица».
Стандарт определяет действие аудитора при изучении информации
об аффилированных лицах.
Стандарт 10. «События после отчетной даты».
Стандарт определяет действия аудитора при отражении событий,
произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до
даты предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской)
отчетности.
Стандарт 11. «Применимость допущения непрерывности
деятельности аудируемого лица».
Стандарт определяет аудиторские процедуры в случае выявления
факторов, касающихся допущения непрерывности деятельности
аудируемого лица.
Принятые на данный момент 11 федеральных стандартов не
охватывают в полном объеме всю аудиторскую деятельность. До
официального вступления в силу остальных федеральных стандартов,
которые готовятся Правительством, сейчас регулируют аудиторскую
деятельность правила (стандарты) аудиторской деятельности, принятые
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Эти
правила законны в части не противоречащей федеральному закону «Об
аудиторской деятельности» и федеральным стандартам, принятым
Правительством РФ. Они заполняют пробелы, образовавшиеся в
нынешнем законодательстве, и потеряют силу с введением остальных
федеральных стандартов.
Третий уровень образуют документы, которые осуществляют
профессиональное регулирование. Законом допускается объединения
аудиторов в аккредитованные профессиональные аудиторские
объединения. Целями их деятельности является обеспечение условий
аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов.
Профессиональное объединение устанавливает обязательные для своих
членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и
профессиональной этики и осуществляет систематический контроль за
их соблюдением.
Этические нормы деятельности аудиторов, зафиксированы в
специальном кодексе. Как и любые требования морали, данные нормы
не могут быть обязательными для суда или арбитража, однако,
поведение аудитора предполагает, что в своих решениях он не
отклоняется от принятых профессиональных норм. В РФ
профессиональным регулированием занимается Аудиторская палата
России, которая работает в тесном сотрудничестве с Институтом
профессиональных бухгалтеров России, а так же аудиторские палаты,
организованные в различных регионах.
Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических
норм – непременная обязанность каждого аудитора, их нарушители
своими действиями наносят моральный и материальный ущерб всему
аудиторскому сообществу. При нарушении этих норм в качестве меры
наказания определяется исключение из палаты, лишение
квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской
деятельности.
Однако, в отличии от западного опыта российские
профессиональные организации выполняют фактически номинальную
функцию, а основным регулированием занимаются государственные
органы. Например, в Уставе Аудиторской палаты России записано, что
она занимается аттестацией, хотя, на самом деле за это отвечают
государственные органы. Такая же ситуация с разработкой стандартов.
Четвертый уровень это непосредственно внутрифирменное
регулирование с помощью правил и методик, создаваемых на основе
федеральных стандартов и правил аудиторской ассоциации, если
аудитор к является ее участником. Сюда же относится и
непосредственно договорная работа. Договора – соглашения двух или
нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении
гражданских прав и обязанностей. Эти соглашения между аудитором и
клиентом являются обязательными к исполнению, регулируют
отношения, не могут нарушать требования нормативных документов ни
при каких обстоятельствах.
В статье 7. Обязательный аудит настоящего Федерального Закона
говорится, что под термином «обязательный аудит» понимается
ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или
индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1. Организация имеет организационно-правовую форму открытого
акционерного общества;
2. Организация является кредитной организацией, страховой
организацией, товарной или фондовой биржей, инвестиционных
фондом, государственным внебюджетным фондом;
3. Объем выручки от реализации продукции за один год превышает
в 500 тысяч раз минимальный размер оплаты труда или сумма активов
баланса превышают на конец отчетного года в 200 тысяч раз
установленный минимальный размер оплаты труда;
4. Организация является государственным унитарным
предприятием, муниципальным унитарным предприятием.
Под термином «аудиторское заключение» (статья 10 настоящего
Федерального Закона) понимается официальный документ,
предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной
форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора
о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета
законодательству РФ.
В статье 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов сказано, что аудит не может
осуществляться:
1. Аудиторами, являющимися учредителями аудируемых лиц, их
руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими
ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2. Аудиторами, состоящими с учредителями аудируемых лиц, их
руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими
ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве;
3. Аудиторскими организациями, руководители и иные
должностные лица которых являются учредителями аудируемых лиц, их
руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими
ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4. Аудиторскими организациями, руководители и иные
должностные лица которых состоят в близком родстве с учредителями
аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами,
несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского
учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5. Аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц,
являющихся их учредителями, в отношении аудируемых лиц, для которых
эти аудиторские организации являются учредителями, в отношении
дочерних организаций, филиалов и представительств указанных
аудируемых лиц;
6. Аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами,
оказывавшими в течении трех лет услуги по восстановлению и ведению
бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской)
отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение
аудита и оказание сопутствующих ему услуг определяются договором и не
может зависеть от выполнения каких-либо требований.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (статья
15 настоящего Федерального закона) – это проверка квалификации
физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Она
осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно
сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный
аттестат без ограничения срока его действия.
Во втором пункте статьи 15 перечислены обязательные требования к
претендентам на получение аттестата. Ими являются:
- высшее экономическое и (или) юридическое образование;
- наличие стажа работы по экономической или юридической
специальности не менее трех лет.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона квалификационный
аттестат аудитора аннулируется в случая, если:
1. установлен факт получения аттестата с использованием подложных
документов;
2. вступил в законную силу договор суда, предусматривающий
наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью;
3. установлен факт несоблюдения требований статей 8 и 12
настоящего Федерального Закона;
4. установлен факт систематического нарушения аудитором
требований, установленных законодательством РФ или федеральными
правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
5. установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения
без проведения проверки;
6. установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд
аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
7. аудитор нарушает требование о прохождении обучения по
программам повышения квалификации.
Лицензирование аудиторской деятельности (статья 17)
осуществляется в соответствии с законодательством РФ о
лицензировании отдельных видов деятельности.
В статье 20 настоящего Федерального Закона дано определение
аккредитованного профессионального аудиторского объединения, под
которым понимается объединение аудиторов, индивидуальных
аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с
законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской
деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на
некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих
членов правила (стандарты) осуществления профессиональной
деятельности и профессиональной этики, получившего аккредитацию в
уполномоченном федеральном органе.
В пункте 4 данной статьи перечислены права аудиторских
объединений:
- участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской
деятельности;
- разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять
профессиональную подготовку аудиторов;
- проводить проверки качества работы аудиторских организаций
или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по
аудиту и сопутствующим ему услугам;
- другие права, предусмотренные настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 21 данного Федерального закона
аудиторские организации и их руководители, индивидуальные
аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту,
несут уголовную, административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим Федеральным законом.
Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в настоящее время
в соответствии с нормативными документами четырех уровней:
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа
2001 года №119-ФЗ;
2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
3. Документы (стандарты), принятые профессиональными
аудиторскими объединениями
4. Внутрифирменные стандарты.
Основным актом первого уровня является федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» №119-ФЗ, принятый 7августа 2001 года
(далее Закон), который определяет основы, принципы, участников,
взаимные обязательства, нормативное регулирование, основные понятия
аудиторской деятельности в РФ.
Закон, включающий в себя следующие 22 статьи и регулирует
аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона аудиторская деятельность
(аудит) - это предпринимательская деятельность по независимой
проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей
(аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии
порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской
Федерации.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут
оказывать сопутствующие аудиту услуги:
1. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета,
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское
консультирование;
2. Налоговое консультирование;
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и
индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое
консультирование;
4. Оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам
запрещается заниматься какой-либо предпринимательской
деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих
ему услуг.
Аудитором является физическое лицо, отвечающее
квалификационным требованиям, установленным уполномоченным
федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора
(статья 3).
Аудитор вправе осуществлять свою деятельность в качестве
работника аудиторской организации, либо в качестве индивидуального
предпринимателя.
Аудиторская организация – коммерческая организация,
осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие
аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою
деятельность по проведению аудита после получения лицензии и может
быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением
открытого акционерного общества. Не менее 50 % кадрового состава
должны составлять граждане Российской организации, постоянно
проживающие на территории РФ. В штате аудиторской организации
должно состоять не менее пяти аудиторов.
В статье 5 Закона определены права и обязанности аудиторских
организаций и индивидуальных аудиторов.
Права аудитора:
1. Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2. Проверять в полном объеме документацию, а также фактическое
наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3. Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в
устной и письменной формах;
4. Отказаться от проведения аудиторской проверки или от
выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности а аудиторском заключении;
5. Осуществлять иные права.
Обязанности аудитора:
1. Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с
законодательствам Российской Федерации и настоящим Федеральным
законом;
2. Предоставлять по требованию аудируемого лица информацию о
требованиях законодательства РФ, касающихся проведения проверки;
3. В срок передать аудиторское заключение аудируемому лицу;
4. Обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе
проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица;
Второй уровень составляют в первую очередь правила (стандарты)
аудиторской деятельности.
Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и
качества, которого ожидают от аудитора клиенты и общественность. В
отличии от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и
изменяются в зависимости от отдельных факторов, таких, как масштабы
производства клиента, специализация, система бухгалтерского учета, и
других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения
работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо
от спектра деятельности.
Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные
требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие при их
соблюдении определенный уровень гарантии результатов проверки. По
мере изменения экономической ситуации в стране стандарты
подвергаются периодическому пересмотру.
На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы
для подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов
на право заниматься аудиторской деятельностью.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита,
масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы
методологии, базовые принципы, которым должны следовать все
представители этой профессии независимо от условий, в которых
проводится аудит.
Значение стандартов состоит в том, что они: обеспечивают
приемлемое качество аудиторской проверки; способствуют внедрению в
аудиторскую практику новых научных достижений; помогают
пользователям понять процесс аудиторской проверки; повышают
престиж профессии; облегчают аудиторам ведение переговоров с
клиентами; обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов
аудиторского процесса.
За период 1996 - 2000 гг. в соответствии с Программой
Правительства Российской Федерации при активном участии Минфина
России, представителей аудиторских и научных кругов были
разработаны и затем одобрены Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации 38 правил (стандартов)
аудиторской деятельности и перечень терминов (глоссарий). Но из-за
отсутствия законодательного обоснования обязательности применения
этих правил (стандартов), а также в связи с невозможностью придания в
данном правовом поле правилам (стандартам) аудиторской деятельности
соответствующего правового статуса их применение, контроль за их
соблюдением были в определенной степени затруднены.
На настоящий момент постановлением Правительства РФ от 23
сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности» были приняты только 6 новых
федеральных стандартов, остальные находятся в стадии разработки.
Стандарты разработаны с учетом международных стандартов аудита.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
являются основными нормативными документами второго уровня. Они
принимаются Правительством РФ и носят обязательный характер для
всех аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно в
качестве индивидуальных предпринимателей. Федеральные правила
детализируют и дополняют положения нормативных документов
вышестоящего уровня, в первую очередь Закона.
Рассмотрим более подробно федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности.
Стандарт 1. «Цель и основные принципы аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности».
Стандарт устанавливает обязательные для всех единые цели и
основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской)
отчетности. Основной целью аудита определено выражение мнения о
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц
и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. В
качестве принципов выделяются: независимость, честность,
объективность, профессиональная компетентность и добросовестность,
конфиденциальность, профессиональное поведение, а так же проявление
профессионального скептицизма. Определяются понятия объема аудита
и разумной уверенности. Указывается, что аудитор только выражает
мнение о достоверности отчетности, ответственность за подготовку и
представление несет руководство аудируемого лица.
Стандарт 2. «Документирование аудита».
Согласно стандарту аудитор должны документально оформлять все
сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств,
подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что
аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными
правилами аудиторской деятельности. Под термином "документация"
понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые
аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в
связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть
представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в
электронном виде или в другой форме. Определен порядок и форма
составления рабочих документов аудитора, являющихся его
собственностью и хранимые не менее 5 лет.
Стандарт 3. «Планирование аудита».
Стандарт устанавливает единые требования по планированию
аудита, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор
проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица.
Согласно стандарту аудитор обязан планировать свою работу так, чтобы
проверка была проведена эффективно. Планирование аудита
предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к
ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских
процедур. Предусматривается составление общего плана аудита и, более
детально раскрывающей его, программы. В стандарте даны общие
рекомендации по составлению общего плана проверки. Разрешено в
ходе аудита уточнение и пересмотр плана и программы по мере
необходимости.
Стандарт 4. «Существенность в аудите».
Стандарт обязывает аудитора в процессе проведения аудита
оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском и
выражать свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности с ее
учетом. Между существенностью и риском существует обратная
зависимость. Аудитор по своему профессиональному суждению
оценивает, является ли совокупность неисправленных искажений
выявленных в ходе проверки существенными, т.е. способными повлиять
на решение пользователя финансовой информацией. Оценка
существенности, риска на начальной стадии планирования может
отличаться от конечной.
Стандарт 5. «Аудиторские доказательства».
Мнение аудитора должно быть обосновано, подтверждено
аудиторскими доказательствами, которые получают в результате
проведения комплекса необходимых аудиторских процедур. К
аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные
документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой
отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных
сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из других
источников. В стандарте определены понятия достаточности и
надлежащего характера аудиторских доказательств. Аудитор получает
аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур
проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос,
подтверждение, пересчет и аналитические процедуры. Длительность
выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока,
отведенного на получение аудиторских доказательств.
Стандарт 6. «Аудиторское заключение по финансовой
(бухгалтерской) отчетности».
Стандарт устанавливает единые требования к форме и содержанию
аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного
аудита.
Стандарт 7. «Внутренний контроль качества аудита».
Стандарт формулирует требования по обеспечению качества аудита
и обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской
проверки.
Стандарт 8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль,
осуществляемый аудируемым лицом».
В стандарте дано определение термину «аудиторский риск» и
основных его компонент, определяет взаимосвязь между оценками
составных частей аудиторского риска.
Стандарт 9. «Аффилированные лица».
Стандарт определяет действие аудитора при изучении информации
об аффилированных лицах.
Стандарт 10. «События после отчетной даты».
Стандарт определяет действия аудитора при отражении событий,
произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до
даты предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской)
отчетности.
Стандарт 11. «Применимость допущения непрерывности
деятельности аудируемого лица».
Стандарт определяет аудиторские процедуры в случае выявления
факторов, касающихся допущения непрерывности деятельности
аудируемого лица.
Принятые на данный момент 11 федеральных стандартов не
охватывают в полном объеме всю аудиторскую деятельность. До
официального вступления в силу остальных федеральных стандартов,
которые готовятся Правительством, сейчас регулируют аудиторскую
деятельность правила (стандарты) аудиторской деятельности, принятые
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Эти
правила законны в части не противоречащей федеральному закону «Об
аудиторской деятельности» и федеральным стандартам, принятым
Правительством РФ. Они заполняют пробелы, образовавшиеся в
нынешнем законодательстве, и потеряют силу с введением остальных
федеральных стандартов.
Третий уровень образуют документы, которые осуществляют
профессиональное регулирование. Законом допускается объединения
аудиторов в аккредитованные профессиональные аудиторские
объединения. Целями их деятельности является обеспечение условий
аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов.
Профессиональное объединение устанавливает обязательные для своих
членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и
профессиональной этики и осуществляет систематический контроль за
их соблюдением.
Этические нормы деятельности аудиторов, зафиксированы в
специальном кодексе. Как и любые требования морали, данные нормы
не могут быть обязательными для суда или арбитража, однако,
поведение аудитора предполагает, что в своих решениях он не
отклоняется от принятых профессиональных норм. В РФ
профессиональным регулированием занимается Аудиторская палата
России, которая работает в тесном сотрудничестве с Институтом
профессиональных бухгалтеров России, а так же аудиторские палаты,
организованные в различных регионах.
Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических
норм – непременная обязанность каждого аудитора, их нарушители
своими действиями наносят моральный и материальный ущерб всему
аудиторскому сообществу. При нарушении этих норм в качестве меры
наказания определяется исключение из палаты, лишение
квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской
деятельности.
Однако, в отличии от западного опыта российские
профессиональные организации выполняют фактически номинальную
функцию, а основным регулированием занимаются государственные
органы. Например, в Уставе Аудиторской палаты России записано, что
она занимается аттестацией, хотя, на самом деле за это отвечают
государственные органы. Такая же ситуация с разработкой стандартов.
Четвертый уровень это непосредственно внутрифирменное
регулирование с помощью правил и методик, создаваемых на основе
федеральных стандартов и правил аудиторской ассоциации, если
аудитор к является ее участником. Сюда же относится и
непосредственно договорная работа. Договора – соглашения двух или
нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении
гражданских прав и обязанностей. Эти соглашения между аудитором и
клиентом являются обязательными к исполнению, регулируют
отношения, не могут нарушать требования нормативных документов ни
при каких обстоятельствах.
В статье 7. Обязательный аудит настоящего Федерального Закона
говорится, что под термином «обязательный аудит» понимается
ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или
индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1. Организация имеет организационно-правовую форму открытого
акционерного общества;
2. Организация является кредитной организацией, страховой
организацией, товарной или фондовой биржей, инвестиционных
фондом, государственным внебюджетным фондом;
3. Объем выручки от реализации продукции за один год превышает
в 500 тысяч раз минимальный размер оплаты труда или сумма активов
баланса превышают на конец отчетного года в 200 тысяч раз
установленный минимальный размер оплаты труда;
4. Организация является государственным унитарным
предприятием, муниципальным унитарным предприятием.
Под термином «аудиторское заключение» (статья 10 настоящего
Федерального Закона) понимается официальный документ,
предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной
форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора
о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета
законодательству РФ.
В статье 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и
индивидуальных аудиторов сказано, что аудит не может
осуществляться:
1. Аудиторами, являющимися учредителями аудируемых лиц, их
руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими
ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2. Аудиторами, состоящими с учредителями аудируемых лиц, их
руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими
ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве;
3. Аудиторскими организациями, руководители и иные
должностные лица которых являются учредителями аудируемых лиц, их
руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими
ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и
составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4. Аудиторскими организациями, руководители и иные
должностные лица которых состоят в близком родстве с учредителями
аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами,
несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского
учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5. Аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц,
являющихся их учредителями, в отношении аудируемых лиц, для которых
эти аудиторские организации являются учредителями, в отношении
дочерних организаций, филиалов и представительств указанных
аудируемых лиц;
6. Аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами,
оказывавшими в течении трех лет услуги по восстановлению и ведению
бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской)
отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение
аудита и оказание сопутствующих ему услуг определяются договором и не
может зависеть от выполнения каких-либо требований.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (статья
15 настоящего Федерального закона) – это проверка квалификации
физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Она
осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно
сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный
аттестат без ограничения срока его действия.
Во втором пункте статьи 15 перечислены обязательные требования к
претендентам на получение аттестата. Ими являются:
- высшее экономическое и (или) юридическое образование;
- наличие стажа работы по экономической или юридической
специальности не менее трех лет.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона квалификационный
аттестат аудитора аннулируется в случая, если:
1. установлен факт получения аттестата с использованием подложных
документов;
2. вступил в законную силу договор суда, предусматривающий
наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью;
3. установлен факт несоблюдения требований статей 8 и 12
настоящего Федерального Закона;
4. установлен факт систематического нарушения аудитором
требований, установленных законодательством РФ или федеральными
правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
5. установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения
без проведения проверки;
6. установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд
аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
7. аудитор нарушает требование о прохождении обучения по
программам повышения квалификации.
Лицензирование аудиторской деятельности (статья 17)
осуществляется в соответствии с законодательством РФ о
лицензировании отдельных видов деятельности.
В статье 20 настоящего Федерального Закона дано определение
аккредитованного профессионального аудиторского объединения, под
которым понимается объединение аудиторов, индивидуальных
аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с
законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской
деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на
некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих
членов правила (стандарты) осуществления профессиональной
деятельности и профессиональной этики, получившего аккредитацию в
уполномоченном федеральном органе.
В пункте 4 данной статьи перечислены права аудиторских
объединений:
- участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской
деятельности;
- разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять
профессиональную подготовку аудиторов;
- проводить проверки качества работы аудиторских организаций
или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по
аудиту и сопутствующим ему услугам;
- другие права, предусмотренные настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 21 данного Федерального закона
аудиторские организации и их руководители, индивидуальные
аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту,
несут уголовную, административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим Федеральным законом.