1.3. Взаимоотношения аудитора и экономического субъекта

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 

Основополагающий принцип аудита – его независимость. Закон

определяет перечень обстоятельств, при которых аудит не может

проводиться:

- аудиторы являются собственниками, учредителями,

руководителями и иными должностными лицами проверяемого

экономического субъекта, ответственными за соблюдение бухгалтерской

отчетности, либо состоят с ними в близком родстве;

- аудиторскими фирмами, по отношению к которым проверяемый

экономический субъект является учредителем, собственником,

акционером, а также экономических субъектов, которые по отношению

к аудиторской фирме являются учредителем, собственником,

акционером;

- в отношении экономических субъектов, являющихся дочерними

предприятиями, филиалами, представительствами, или имеющих в

уставном капитале долю этих аудиторских фирм;

- аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими ранее

данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и

ведению бухгалтерского учета и подготовки отчетности.

Более детально эти ограничения описаны в “Кодексе

профессиональной этики аудитора”, принятом Аудиторской палатой

России.

Независимость аудиторской организации может быть оценена по

следующим группам признаков:

• Организационные__________:

- организационно-правовая форма – любая, кроме акционерного

общества открытого типа;

- учредителями аудиторской фирмы не могут выступать

юридические лица, занимающиеся не аудиторской, а любой другой

предпринимательской деятельностью;

- аудиторские организации не могут находиться в государственной

(муниципальной) собственности, или смешанной с участием государства

или муниципальных органов;

- принимать участие в аудиторских проверках могут только

штатные сотрудники аудиторской организации. Лица, привлекаемые к

работе на основе договоров гражданско-правового характера, могут

осуществлять только консультирование.

• Материально-технические:

- аудиторская фирма должна обладать достаточной финансовой

обеспеченностью, чтобы исключить заинтересованность в выдаче

необоснованных аудиторских заключений, быть в состоянии отвечать по

искам за проведение некачественной аудиторской проверки;

- аудиторская фирма должна обладать определенной материально-

технической базой, обеспечивающей высокое качество и

своевременность подготовки материалов;

- уровень материальной обеспеченности сотрудников должен быть

достаточным, чтобы исключить фальсификацию выводов по результатам

проверки.

•Интеллектуальные:

- в штате аудиторской фирмы должно состоять не менее 50%

сотрудников с соответствующим образованием (экономическим или

юридическим) и значительным практическим стажем работы в

соответствующей области деятельности;

- в штате аудиторской фирмы должно быть не менее 20%

сотрудников – аттестованных аудиторов;

- аудиторская организация должна обладать внутрифирменными

стандартами и методиками проверок;

- аудиторская организация должна поощрять стремление своих

сотрудников к повышению профессионального уровня.

•Моральные:

- отсутствие родственных связей между персоналом аудиторской

организации и руководителями проверяемых экономических субъектов;

- возможные или ведущиеся судебные дела с организацией

клиента;

- финансовое участие аудиторской организации в делах

организации клиента в любой форме, финансовая и имущественная

зависимость аудиторской организации от клиента;

- получение от клиента товаров и услуг по ценам, существенно

более низким относительно реальных рыночных цен;

- участие аудитора (аудиторской фирмы) в любых органах

управления организации клиента и/или его филиалов;

- оказание услуг по управлению организацией.

Аудиторская деятельность – это, прежде всего,

предпринимательская деятельность аудиторских служб в виде проверок

и консультирования клиентов по учетным, налоговым, организационно-

управленческим и другим вопросам с целью подтверждения

достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности

производственно-хозяйственной и финансовой деятельности

предприятий.

Обязательные аудиторские проверки носят резко сезонный

характер, т.е. проводятся по закону по результатам годовой отчетности

организаций. Однако аудиторским службам необходимо иметь объемы

работ не только один раз в году, но и повседневно, причем для

получения прибыли от данного вида предпринимательской

деятельности.

Поэтому, чтобы аудиторская фирма успешно работала, круг ее

деятельности должен быть расширен, т.е. аудиторские фирмы могут

заниматься, кроме основного вида деятельности – проверок, также

налаживанием, восстановлением и совершенствованием бухгалтерского

учета у своих клиентов. Кроме того, аудиторские фирмы могут

заниматься ведением бухгалтерского учета и составлением отчетов

организаций.

Важным видом сферы деятельности аудиторских фирм может стать

проведение в организациях анализа производственно-хозяйственной и

финансовой деятельности с целью прогнозирования эффективности

развития, принятия оперативных управленческих решений и разработки

различных рекомендаций, видов программ (бизнес-планов, прогнозов на

перспективу, проектов учетной политики и организации учета и др.).

Аудиторские фирмы и аудиторы могут заниматься также

консультационной деятельностью путем текущей организации

консультирования или же абонентского обслуживания клиентов. От того

насколько хорошо организован данный вид деятельности, зависит

эффективность функционирования аудиторской фирмы в течение

каждого календарного года.

В условиях переходного периода к рынку в отдельных

организациях и в целом по стране значительное распространение

получили такие негативные явления, как мошенничество, экономическая

преступность в виде незаконного присвоения собственности, сокрытия

от государственного налогообложения доходов и иных объектов

налогообложения, допущения механических типичных, наследственных

и умышленных ошибок при проведении финансово-хозяйственных

операций и др. Это связано с объективными и субъективными

причинами переходного периода реформирования экономики, которые

сводятся к всеобщему кризису во всей стране.

В этих условиях одна из важнейших задач любой аудиторской

организации – вдумчивый и тщательный выбор клиента. Здесь крайне

необходимо проявлять разборчивость с тем, чтобы не нанести ущерба

репутации аудиторов.

Аудиторы должны предварительно правильно определить и

выбрать исследуемые объекты проверки по степени их важности;

правильно определить объем и трудоемкость предстоящей работы и

последовательность этапов выполнения работ; налаживать деловые и

доверительные отношения с руководством и сотрудниками заказчика;

хорошо знать свои права и обязанности, законодательные и

нормативные акты; разработать план и программу аудита; оценить

эффективность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; в

процессе проверки собрать необходимое количество и необходимого

качества аудиторские доказательства; вести соответствующую

аудиторскую документацию; по результатам проверки составить отчет и

объективное аудиторское заключение о достоверности годовой

бухгалтерской отчетности проверяемой организации.

Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому

субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы

собственности, включая организации, их объединения, учреждения и др.

при этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора,

аудиторскую фирму для оказания аудиторских услуг или проведения

аудиторской проверки. С этой целью заинтересованная в оказании

аудиторских услуг организация составляет и направляет аудиторской

фирме официальное именное письмо-предложение о проведении аудита.

Официальным ответным документом, устанавливающим

взаимоотношения между клиентом и аудитором, является письмо-

обязательство аудиторской организации о согласии на проведение

аудита, которая аудиторская фирма направляет исполнительному органу

экономического субъекта до заключения договора.

Письмо-обязательство аудиторской фирмы, направленное клиенту

документально подтверждает согласие на проведение аудита или

принятие предложенного назначения официальных аудиторов.

Взаимоотношения аудиторской фирмы с клиентом регулирует

договор на оказание аудиторских услуг. Этот документ подтверждает и

фиксирует официальное юридическое соглашение интересов

участвующих сторон.

Договор на оказание аудиторских услуг может иметь существенные

отличия от других договоров, используемых в хозяйственной практике.

Это, прежде всего, учет в договоре уровня аудиторского риска и,

следовательно, разделение ответственности между исполнителем-

аудитором и заказчиком-клиентом, а также интересов третьих лиц

(пользователей информации финансовой отчетности).

Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг

определен в соответствующем правиле (стандарте), одобренным

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России от 20

октября 1999 г. Протокол № 6.

В стандарте указана его цель, которой является определение

взаимоотношений аудитора и экономического субъекта на этапе

подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.

Задачами правила (стандарта) являются:

- определение условий и порядка подготовки договора на оказание

аудиторских услуг между аудитором и экономическим субъектом;

- определение прав, обязательств и ответственности аудиторской

организации и экономического субъекта при заключении договора на

оказание аудиторских услуг.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый или

долгосрочный характер.

В правиле (стандарте) указаны основные аспекты и существенные

условия, которые целесообразно раскрыть в тексте договора. К ним

относят:

- предмет договора на оказание аудиторских услуг;

- условия оказания аудиторских услуг;

- права и обязанности аудиторской организации;

- права и обязанности экономического субъекта;

- стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;

- ответственность сторон и порядок разрешения споров;

- другие обязательства.

А так же перечислены другие условия, которые могут быть

включены в текст договора: примерный календарный план, уровень

существенности и т.д.

В договоре должны быть указаны номер и дата выдачи лицензии на

право осуществления аудиторской деятельности, а также орган,

выдавший лицензию аудиторской организации.

Аудиторы должны начинать свою работу с ознакомления с

проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы,

виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую

помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и

специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного

тестирования. Необходимо также ознакомиться с отчетностью, ее

основными показателями, чтобы выяснить масштабы деятельности

организации и результаты ее работы за исследуемый период.

Специфика деятельности организации, объем и сложность работы

требуют определения четкой последовательности этапов при

проведении аудита и правильного распределения обязанностей между

аудиторами. Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для

того, чтобы своевременно и качественно провести аудит, к ней следует

тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки

являет всестороннее продуманное планирование аудита.

Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ

и разработку аудиторской программы. Планирование включает в себя

разработку графиков, определение срок и обсуждение их с клиентом,

проведение инструктажа с аудиторами, организацию связей с

подразделениями клиента, обсуждение стратегии и подготовки к аудиту

с клиентом.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудиторской проверки

обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета; внимательно

изучить его организацию и документооборот клиента, описать эту

систему, проанализировать ее слабые и сильные стороны. Понимание

закономерностей функционирования системы бухгалтерского учета,

способов и методов его ведения, позволит аудитору грамотно

организовать процесс получения аудиторских доказательств и,

соответственно, более эффективно и качественно провести проверку.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Разъяснения,

предоставляемые руководством экономического субъекта»

устанавливает, что аудитор, перед обращением к руководству

проверяемого экономического субъекта с целью получения

официального разъяснения, должен иметь письменное доказательство,

подтверждающее понимание руководством экономического субъекта

того факта, что оно не несет ответственность за предоставление

бухгалтерской отчетности, а также подтверждение осведомленности о

своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой

для аудита точной, относящейся к делу информации.

В стандарте говорится, что отказ руководства экономического

субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может

непосредственным образом повлиять на формирование мнения

аудитора, а в существенных случаях должно расцениваться аудитором

как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к

подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно

положительного.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Общение с

руководством экономического субъекта» определяет основные

требования к общению аудиторской организации с руководством

экономического субъекта и перечисляет основные принципы

профессиональной этики: независимость, честность и объективность,

профессиональная компетентность, конфиденциальность информации,

профессиональное поведение.

Общение с руководством экономического субъекта может

осуществляться как в устной форме, во время посещения

профессиональными сотрудниками аудиторской организации

экономического субъекта, так и в письменной форме, путем направления

аудиторской организацией запросов и других материалов на имя

руководства экономического субъекта.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и

обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических

субъектов» описывает наиболее важные аспекты правовых

взаимоотношений аудиторской деятельности, обеспечивает

дополнительные основы для урегулирования конфликтов между

аудиторскими организациями и пользователями аудиторских

заключений, излагает права и обязанности аудиторских организаций и

проверяемых экономических субъектов.

После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор

должен оценить полноту и качество исполнения всех пунктов плана и

программы аудита, провести классификацию, систематизацию и

аналитических обзор результатов проверки.

После оценки результатов осуществляемой проверки аудитор

приступает к составлению отчета и оформлению аудиторского

заключения. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности

представляет собой мнение аудитора о достоверности этой отчетности.

Оно должно содержать оценку аудитора соответствия во всех

существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам,

регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

Аудиторское заключение является официальным юридическим

документом для всех физических и юридических лиц, органов

государственной власти и управления, органов местного

самоуправления и судебно-следственных органов. Итоговая часть

аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного

аудита бухгалтерской отчетности, является неотъемлемой частью этой

отчетности и имеет юридический статус.

Основополагающий принцип аудита – его независимость. Закон

определяет перечень обстоятельств, при которых аудит не может

проводиться:

- аудиторы являются собственниками, учредителями,

руководителями и иными должностными лицами проверяемого

экономического субъекта, ответственными за соблюдение бухгалтерской

отчетности, либо состоят с ними в близком родстве;

- аудиторскими фирмами, по отношению к которым проверяемый

экономический субъект является учредителем, собственником,

акционером, а также экономических субъектов, которые по отношению

к аудиторской фирме являются учредителем, собственником,

акционером;

- в отношении экономических субъектов, являющихся дочерними

предприятиями, филиалами, представительствами, или имеющих в

уставном капитале долю этих аудиторских фирм;

- аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими ранее

данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и

ведению бухгалтерского учета и подготовки отчетности.

Более детально эти ограничения описаны в “Кодексе

профессиональной этики аудитора”, принятом Аудиторской палатой

России.

Независимость аудиторской организации может быть оценена по

следующим группам признаков:

• Организационные__________:

- организационно-правовая форма – любая, кроме акционерного

общества открытого типа;

- учредителями аудиторской фирмы не могут выступать

юридические лица, занимающиеся не аудиторской, а любой другой

предпринимательской деятельностью;

- аудиторские организации не могут находиться в государственной

(муниципальной) собственности, или смешанной с участием государства

или муниципальных органов;

- принимать участие в аудиторских проверках могут только

штатные сотрудники аудиторской организации. Лица, привлекаемые к

работе на основе договоров гражданско-правового характера, могут

осуществлять только консультирование.

• Материально-технические:

- аудиторская фирма должна обладать достаточной финансовой

обеспеченностью, чтобы исключить заинтересованность в выдаче

необоснованных аудиторских заключений, быть в состоянии отвечать по

искам за проведение некачественной аудиторской проверки;

- аудиторская фирма должна обладать определенной материально-

технической базой, обеспечивающей высокое качество и

своевременность подготовки материалов;

- уровень материальной обеспеченности сотрудников должен быть

достаточным, чтобы исключить фальсификацию выводов по результатам

проверки.

•Интеллектуальные:

- в штате аудиторской фирмы должно состоять не менее 50%

сотрудников с соответствующим образованием (экономическим или

юридическим) и значительным практическим стажем работы в

соответствующей области деятельности;

- в штате аудиторской фирмы должно быть не менее 20%

сотрудников – аттестованных аудиторов;

- аудиторская организация должна обладать внутрифирменными

стандартами и методиками проверок;

- аудиторская организация должна поощрять стремление своих

сотрудников к повышению профессионального уровня.

•Моральные:

- отсутствие родственных связей между персоналом аудиторской

организации и руководителями проверяемых экономических субъектов;

- возможные или ведущиеся судебные дела с организацией

клиента;

- финансовое участие аудиторской организации в делах

организации клиента в любой форме, финансовая и имущественная

зависимость аудиторской организации от клиента;

- получение от клиента товаров и услуг по ценам, существенно

более низким относительно реальных рыночных цен;

- участие аудитора (аудиторской фирмы) в любых органах

управления организации клиента и/или его филиалов;

- оказание услуг по управлению организацией.

Аудиторская деятельность – это, прежде всего,

предпринимательская деятельность аудиторских служб в виде проверок

и консультирования клиентов по учетным, налоговым, организационно-

управленческим и другим вопросам с целью подтверждения

достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности

производственно-хозяйственной и финансовой деятельности

предприятий.

Обязательные аудиторские проверки носят резко сезонный

характер, т.е. проводятся по закону по результатам годовой отчетности

организаций. Однако аудиторским службам необходимо иметь объемы

работ не только один раз в году, но и повседневно, причем для

получения прибыли от данного вида предпринимательской

деятельности.

Поэтому, чтобы аудиторская фирма успешно работала, круг ее

деятельности должен быть расширен, т.е. аудиторские фирмы могут

заниматься, кроме основного вида деятельности – проверок, также

налаживанием, восстановлением и совершенствованием бухгалтерского

учета у своих клиентов. Кроме того, аудиторские фирмы могут

заниматься ведением бухгалтерского учета и составлением отчетов

организаций.

Важным видом сферы деятельности аудиторских фирм может стать

проведение в организациях анализа производственно-хозяйственной и

финансовой деятельности с целью прогнозирования эффективности

развития, принятия оперативных управленческих решений и разработки

различных рекомендаций, видов программ (бизнес-планов, прогнозов на

перспективу, проектов учетной политики и организации учета и др.).

Аудиторские фирмы и аудиторы могут заниматься также

консультационной деятельностью путем текущей организации

консультирования или же абонентского обслуживания клиентов. От того

насколько хорошо организован данный вид деятельности, зависит

эффективность функционирования аудиторской фирмы в течение

каждого календарного года.

В условиях переходного периода к рынку в отдельных

организациях и в целом по стране значительное распространение

получили такие негативные явления, как мошенничество, экономическая

преступность в виде незаконного присвоения собственности, сокрытия

от государственного налогообложения доходов и иных объектов

налогообложения, допущения механических типичных, наследственных

и умышленных ошибок при проведении финансово-хозяйственных

операций и др. Это связано с объективными и субъективными

причинами переходного периода реформирования экономики, которые

сводятся к всеобщему кризису во всей стране.

В этих условиях одна из важнейших задач любой аудиторской

организации – вдумчивый и тщательный выбор клиента. Здесь крайне

необходимо проявлять разборчивость с тем, чтобы не нанести ущерба

репутации аудиторов.

Аудиторы должны предварительно правильно определить и

выбрать исследуемые объекты проверки по степени их важности;

правильно определить объем и трудоемкость предстоящей работы и

последовательность этапов выполнения работ; налаживать деловые и

доверительные отношения с руководством и сотрудниками заказчика;

хорошо знать свои права и обязанности, законодательные и

нормативные акты; разработать план и программу аудита; оценить

эффективность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; в

процессе проверки собрать необходимое количество и необходимого

качества аудиторские доказательства; вести соответствующую

аудиторскую документацию; по результатам проверки составить отчет и

объективное аудиторское заключение о достоверности годовой

бухгалтерской отчетности проверяемой организации.

Аудиторские услуги могут быть оказаны любому экономическому

субъекту независимо от организационно-правовой формы и формы

собственности, включая организации, их объединения, учреждения и др.

при этом экономические субъекты самостоятельно выбирают аудитора,

аудиторскую фирму для оказания аудиторских услуг или проведения

аудиторской проверки. С этой целью заинтересованная в оказании

аудиторских услуг организация составляет и направляет аудиторской

фирме официальное именное письмо-предложение о проведении аудита.

Официальным ответным документом, устанавливающим

взаимоотношения между клиентом и аудитором, является письмо-

обязательство аудиторской организации о согласии на проведение

аудита, которая аудиторская фирма направляет исполнительному органу

экономического субъекта до заключения договора.

Письмо-обязательство аудиторской фирмы, направленное клиенту

документально подтверждает согласие на проведение аудита или

принятие предложенного назначения официальных аудиторов.

Взаимоотношения аудиторской фирмы с клиентом регулирует

договор на оказание аудиторских услуг. Этот документ подтверждает и

фиксирует официальное юридическое соглашение интересов

участвующих сторон.

Договор на оказание аудиторских услуг может иметь существенные

отличия от других договоров, используемых в хозяйственной практике.

Это, прежде всего, учет в договоре уровня аудиторского риска и,

следовательно, разделение ответственности между исполнителем-

аудитором и заказчиком-клиентом, а также интересов третьих лиц

(пользователей информации финансовой отчетности).

Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг

определен в соответствующем правиле (стандарте), одобренным

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России от 20

октября 1999 г. Протокол № 6.

В стандарте указана его цель, которой является определение

взаимоотношений аудитора и экономического субъекта на этапе

подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.

Задачами правила (стандарта) являются:

- определение условий и порядка подготовки договора на оказание

аудиторских услуг между аудитором и экономическим субъектом;

- определение прав, обязательств и ответственности аудиторской

организации и экономического субъекта при заключении договора на

оказание аудиторских услуг.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый или

долгосрочный характер.

В правиле (стандарте) указаны основные аспекты и существенные

условия, которые целесообразно раскрыть в тексте договора. К ним

относят:

- предмет договора на оказание аудиторских услуг;

- условия оказания аудиторских услуг;

- права и обязанности аудиторской организации;

- права и обязанности экономического субъекта;

- стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;

- ответственность сторон и порядок разрешения споров;

- другие обязательства.

А так же перечислены другие условия, которые могут быть

включены в текст договора: примерный календарный план, уровень

существенности и т.д.

В договоре должны быть указаны номер и дата выдачи лицензии на

право осуществления аудиторской деятельности, а также орган,

выдавший лицензию аудиторской организации.

Аудиторы должны начинать свою работу с ознакомления с

проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы,

виды деятельности, учетную политику организации и т.д. Большую

помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и

специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного

тестирования. Необходимо также ознакомиться с отчетностью, ее

основными показателями, чтобы выяснить масштабы деятельности

организации и результаты ее работы за исследуемый период.

Специфика деятельности организации, объем и сложность работы

требуют определения четкой последовательности этапов при

проведении аудита и правильного распределения обязанностей между

аудиторами. Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для

того, чтобы своевременно и качественно провести аудит, к ней следует

тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки

являет всестороннее продуманное планирование аудита.

Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ

и разработку аудиторской программы. Планирование включает в себя

разработку графиков, определение срок и обсуждение их с клиентом,

проведение инструктажа с аудиторами, организацию связей с

подразделениями клиента, обсуждение стратегии и подготовки к аудиту

с клиентом.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудиторской проверки

обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета; внимательно

изучить его организацию и документооборот клиента, описать эту

систему, проанализировать ее слабые и сильные стороны. Понимание

закономерностей функционирования системы бухгалтерского учета,

способов и методов его ведения, позволит аудитору грамотно

организовать процесс получения аудиторских доказательств и,

соответственно, более эффективно и качественно провести проверку.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Разъяснения,

предоставляемые руководством экономического субъекта»

устанавливает, что аудитор, перед обращением к руководству

проверяемого экономического субъекта с целью получения

официального разъяснения, должен иметь письменное доказательство,

подтверждающее понимание руководством экономического субъекта

того факта, что оно не несет ответственность за предоставление

бухгалтерской отчетности, а также подтверждение осведомленности о

своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой

для аудита точной, относящейся к делу информации.

В стандарте говорится, что отказ руководства экономического

субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может

непосредственным образом повлиять на формирование мнения

аудитора, а в существенных случаях должно расцениваться аудитором

как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к

подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно

положительного.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Общение с

руководством экономического субъекта» определяет основные

требования к общению аудиторской организации с руководством

экономического субъекта и перечисляет основные принципы

профессиональной этики: независимость, честность и объективность,

профессиональная компетентность, конфиденциальность информации,

профессиональное поведение.

Общение с руководством экономического субъекта может

осуществляться как в устной форме, во время посещения

профессиональными сотрудниками аудиторской организации

экономического субъекта, так и в письменной форме, путем направления

аудиторской организацией запросов и других материалов на имя

руководства экономического субъекта.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и

обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических

субъектов» описывает наиболее важные аспекты правовых

взаимоотношений аудиторской деятельности, обеспечивает

дополнительные основы для урегулирования конфликтов между

аудиторскими организациями и пользователями аудиторских

заключений, излагает права и обязанности аудиторских организаций и

проверяемых экономических субъектов.

После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор

должен оценить полноту и качество исполнения всех пунктов плана и

программы аудита, провести классификацию, систематизацию и

аналитических обзор результатов проверки.

После оценки результатов осуществляемой проверки аудитор

приступает к составлению отчета и оформлению аудиторского

заключения. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности

представляет собой мнение аудитора о достоверности этой отчетности.

Оно должно содержать оценку аудитора соответствия во всех

существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам,

регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

Аудиторское заключение является официальным юридическим

документом для всех физических и юридических лиц, органов

государственной власти и управления, органов местного

самоуправления и судебно-следственных органов. Итоговая часть

аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного

аудита бухгалтерской отчетности, является неотъемлемой частью этой

отчетности и имеет юридический статус.