1.1. Место бизнес-плана в бизнес - проекте

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17  19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 

На данном этапе прединвестиционной фазы проведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ, первый этап реализации проекта «Пуховый мир». Теперь возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит Уральскому промыслу не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности социально – инвестиционной программы – бизнес - проекта. В этих целях составляется бизнес-план, являющий­ся главным документом для кредиторов и основным инструментом для нашего предприятия. От правильности составления этого документа зависит - получит ли проект одобрение и какова его жизнеспособность. Составление бизнес-плана заставляет вновь вернуться к вопросам: "Так ли уж хороша моя идея? На кого рассчитан новый продукт (услуга)? Найдет ли этот продукт (услуга) своего покупателя? С кем придется конкурировать?".

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральной фазой в деловом пла­нировании главным содержанием этой фазы является разработка основных компонентов бизнес - проекта и подготовка его к реализации. Основное содержание этого этапа включает в себя следующие моменты:

- развитие концепции и дальнейшая разработка основного содержания бизнес - проекта (ресурсы - ограничения - результат);

- установление деловых контактов и углубление изучения целей участников;

- структурное планирование (определение рисков и бюджета, календарные планы);

-организация и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;

-получение одобрения на продолжение работ. Для локальных, чаще всего инновационных бизнес - проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации - это начальный, этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе делового планирования.

Бизнес - план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказать новую услугу или просто новый метод организации и управления производством (любая инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный пред­приниматель или на основании собственной ответственности), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план.

При подготовке бизнес- плана необходимо прежде всего решить для себя: какую цель (или цели) мы преследуем этой разработкой, постараться сформулировать эту цель в письменном виде. Цели разработки могут быть различными, например;

- уяснить самому степень реальности достижения обозначенных результатов в завершенном проекте или техническом решении;

- убедить коллег в реальности достижения определенных качественных или количественных показателей предлагаемой программы или проекта;

- подготовить общественное мнение к проведению акционирования предприятия по предлагаемой схеме, которую я считаю оптимальной;

- доказать определенному кругу лиц целесообразность перестройки работы и организации существующей или создания новой фирмы;

- для привлечения внимания и усиления заин­тересованности потенциального инвестора и так далее.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес - план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес - планов, фирмы, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые поколения изделий и т.д.

Если фирма, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то она может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым она передает изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов и также разрабатывает соответствующий бизнес - план. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньших средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.

Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании товарищества. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес - план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно - производственной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня централизации и ответственности.

Следует отметить, что бизнес - план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать совместное планирование развития групп фирм, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаи­модополняющих продуктов. В этом случае может иметь место встречный процесс. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития производства у фирм - партнеров, изготавливающих в порядке кооперирования узлы, детали, являющиеся частями технологического процесса. Либо обоснование изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операций по производству финального (конечного) продукта. В любом случае фирмы - участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.

Наиболее активно бизнес - план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсорских вложений и т.д.

Помогает бизнес - план крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив акции существующей фирмы или организовав новую организацион­но - производственную структуру.

Многие инвесторы любят читать одно -   или двухстраничное краткое, содержание бизнес - плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, при приглашении ключевых сотруд­ников, при подписании контрактов с персоналом фирмы.

Бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени заинтересованности своего участия в нем.

Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и областью ее деятельности.

Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Особое внимание следует уделить резюме. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над документом, но помещается он обычно в его начале. Резюме - это часть плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле пред­ставляет собой "визитную карточку" дела.

Как часто должен составляться бизнес-план? Бизнес-план предприятия составляется, как правило, на несколько лет вперед и пересматривается по мере необходимости, но не реже чем раз в год, в моем случае бизнес – план составляется на срок 5 лет. Возможно, первоначальный план придется пересматривать основательно. По мере накопления опыта облегчается не только процесс собственного планирования, но и корректировка плана. Параллельно могут разрабатываться локальные бизнес-планы внутри родительской организации.

В зависимости от конкретной поставленной цели (или ряда целей) необходимо тщательно продумать концепцию бизнес-плана, его логическое развитие, всю идеологию построения своего предложения, проекта, программы.

Автор должен думать, представлять себе круг слушателей (которым адресован этот бизнес-план), представлять себе их реакцию, вопросы, выступления; мысленно им отвечать на вопросы и аплодировать их выступлениям; на какое-то время мысленно меняться с ними местами и стараться объективно оценить свои ответы; автор должен быть одновременно (в своих мыслях) и докладчиком, и аудиторией и все возможное время думать над поставленной задачей, опровергая собственные доводы или убеждаясь в их справедливости.

Это состояние очень точно и кратко сформулировал известный литературный классик "обдумывая, обдумывай и обдумывай, потом ничего не стоит будет написать: а написанное необдуманно само ничего не стоит".

В таких изнуряющих самособеседованиях, мозговом штурме, автоанализе, самокритике постепенно все более четко выявляется сложность проблемы, сильные и слабые стороны предложенного решения, возможные направления или пути совершенствования, постепенно появляются критерии типизации и классификации, а значит, и средства решения, четко ориентированные на проведенную классификацию. В результате структурируется определенная система взглядов, методов, способов, доводов и тому подобное. Затем обязательно прочтите советы российскому предпринимателю (раздел 1.2.).

Как только достигнуто состояние информационной наполненности на заданную тему по перечисленным выше показателям, тогда можно переходить в своей работе к разработке бизнес-плана.

 

На данном этапе прединвестиционной фазы проведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ, первый этап реализации проекта «Пуховый мир». Теперь возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит Уральскому промыслу не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности социально – инвестиционной программы – бизнес - проекта. В этих целях составляется бизнес-план, являющий­ся главным документом для кредиторов и основным инструментом для нашего предприятия. От правильности составления этого документа зависит - получит ли проект одобрение и какова его жизнеспособность. Составление бизнес-плана заставляет вновь вернуться к вопросам: "Так ли уж хороша моя идея? На кого рассчитан новый продукт (услуга)? Найдет ли этот продукт (услуга) своего покупателя? С кем придется конкурировать?".

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральной фазой в деловом пла­нировании главным содержанием этой фазы является разработка основных компонентов бизнес - проекта и подготовка его к реализации. Основное содержание этого этапа включает в себя следующие моменты:

- развитие концепции и дальнейшая разработка основного содержания бизнес - проекта (ресурсы - ограничения - результат);

- установление деловых контактов и углубление изучения целей участников;

- структурное планирование (определение рисков и бюджета, календарные планы);

-организация и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;

-получение одобрения на продолжение работ. Для локальных, чаще всего инновационных бизнес - проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации - это начальный, этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе делового планирования.

Бизнес - план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказать новую услугу или просто новый метод организации и управления производством (любая инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный пред­приниматель или на основании собственной ответственности), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план.

При подготовке бизнес- плана необходимо прежде всего решить для себя: какую цель (или цели) мы преследуем этой разработкой, постараться сформулировать эту цель в письменном виде. Цели разработки могут быть различными, например;

- уяснить самому степень реальности достижения обозначенных результатов в завершенном проекте или техническом решении;

- убедить коллег в реальности достижения определенных качественных или количественных показателей предлагаемой программы или проекта;

- подготовить общественное мнение к проведению акционирования предприятия по предлагаемой схеме, которую я считаю оптимальной;

- доказать определенному кругу лиц целесообразность перестройки работы и организации существующей или создания новой фирмы;

- для привлечения внимания и усиления заин­тересованности потенциального инвестора и так далее.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес - план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес - планов, фирмы, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые поколения изделий и т.д.

Если фирма, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то она может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым она передает изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов и также разрабатывает соответствующий бизнес - план. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньших средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.

Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании товарищества. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес - план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно - производственной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня централизации и ответственности.

Следует отметить, что бизнес - план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать совместное планирование развития групп фирм, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаи­модополняющих продуктов. В этом случае может иметь место встречный процесс. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития производства у фирм - партнеров, изготавливающих в порядке кооперирования узлы, детали, являющиеся частями технологического процесса. Либо обоснование изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операций по производству финального (конечного) продукта. В любом случае фирмы - участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.

Наиболее активно бизнес - план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсорских вложений и т.д.

Помогает бизнес - план крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив акции существующей фирмы или организовав новую организацион­но - производственную структуру.

Многие инвесторы любят читать одно -   или двухстраничное краткое, содержание бизнес - плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, при приглашении ключевых сотруд­ников, при подписании контрактов с персоналом фирмы.

Бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени заинтересованности своего участия в нем.

Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и областью ее деятельности.

Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Особое внимание следует уделить резюме. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над документом, но помещается он обычно в его начале. Резюме - это часть плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле пред­ставляет собой "визитную карточку" дела.

Как часто должен составляться бизнес-план? Бизнес-план предприятия составляется, как правило, на несколько лет вперед и пересматривается по мере необходимости, но не реже чем раз в год, в моем случае бизнес – план составляется на срок 5 лет. Возможно, первоначальный план придется пересматривать основательно. По мере накопления опыта облегчается не только процесс собственного планирования, но и корректировка плана. Параллельно могут разрабатываться локальные бизнес-планы внутри родительской организации.

В зависимости от конкретной поставленной цели (или ряда целей) необходимо тщательно продумать концепцию бизнес-плана, его логическое развитие, всю идеологию построения своего предложения, проекта, программы.

Автор должен думать, представлять себе круг слушателей (которым адресован этот бизнес-план), представлять себе их реакцию, вопросы, выступления; мысленно им отвечать на вопросы и аплодировать их выступлениям; на какое-то время мысленно меняться с ними местами и стараться объективно оценить свои ответы; автор должен быть одновременно (в своих мыслях) и докладчиком, и аудиторией и все возможное время думать над поставленной задачей, опровергая собственные доводы или убеждаясь в их справедливости.

Это состояние очень точно и кратко сформулировал известный литературный классик "обдумывая, обдумывай и обдумывай, потом ничего не стоит будет написать: а написанное необдуманно само ничего не стоит".

В таких изнуряющих самособеседованиях, мозговом штурме, автоанализе, самокритике постепенно все более четко выявляется сложность проблемы, сильные и слабые стороны предложенного решения, возможные направления или пути совершенствования, постепенно появляются критерии типизации и классификации, а значит, и средства решения, четко ориентированные на проведенную классификацию. В результате структурируется определенная система взглядов, методов, способов, доводов и тому подобное. Затем обязательно прочтите советы российскому предпринимателю (раздел 1.2.).

Как только достигнуто состояние информационной наполненности на заданную тему по перечисленным выше показателям, тогда можно переходить в своей работе к разработке бизнес-плана.