Ориентированность студентов на научную деятельность после окончания вуза

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

           

Подготовка специалистов для работы в сфере науки и в высшей школе России предполагает наличие студентов, желающих трудиться в этой сфере и способных к научной работе. Точнее, речь будет идти о научной и научно-педагогической работе. Доля студентов, готовых посвятить свою жизнь науке, может, по-видимому, варьироваться в достаточно широком диапазоне в зависимости от множества различных социально-экономических, социокультурных и психологических факторов. Но для исследования воспроизводства научно-педагогических кадров в вузе исходной точкой отсчета или, напротив, результатом взаимодействия множества факторов является определенное число студентов, ориентированных на научно-педагогическую деятельность в вузе.

Ориентация на науку может проявляться еще в довузовский период жизни молодых людей, но в вузе, особенно по мере приближения к выпуску, актуализируется социально-профессиональная ориентация студенческой молодежи на сферу деятельности после окончания учебного заведения. Она становится более четкой, осознанной, поскольку студенты становятся более информированными, в учебном процессе и НИРС испытывают (диагностируют) свою способность к научной деятельности, видят условия труда и оплату преподавателей вузов, перспективы научной работы.

В ходе опроса студентам было предложено из нескольких возможных сфер будущей трудовой деятельности отметить 3-4 сферы, которые сегодня привлекают их внимание как возможный способ трудоустройства.

На момент опроса 14% юношей и девушек хотели бы попробовать свои силы в науке. Это средний уровень предпочтительности на фоне еще 16 предложенных сфер трудовой деятельности. Факт, который можно интерпретировать как неблагоприятный для воспроизводства кадров для науки. Длительное время научно-педагогическое поприще считалось в СССР и России одним из самых почетных! Из 308 наукоориентированных нижегородских студентов юноши составляют 60%, девушки- 40%. Гендерный состав всех нижегородских студентов представляет противоположное распределение: 42% -юноши, 58% - девушки.

Таблица 1

           

Подготовка специалистов для работы в сфере науки и в высшей школе России предполагает наличие студентов, желающих трудиться в этой сфере и способных к научной работе. Точнее, речь будет идти о научной и научно-педагогической работе. Доля студентов, готовых посвятить свою жизнь науке, может, по-видимому, варьироваться в достаточно широком диапазоне в зависимости от множества различных социально-экономических, социокультурных и психологических факторов. Но для исследования воспроизводства научно-педагогических кадров в вузе исходной точкой отсчета или, напротив, результатом взаимодействия множества факторов является определенное число студентов, ориентированных на научно-педагогическую деятельность в вузе.

Ориентация на науку может проявляться еще в довузовский период жизни молодых людей, но в вузе, особенно по мере приближения к выпуску, актуализируется социально-профессиональная ориентация студенческой молодежи на сферу деятельности после окончания учебного заведения. Она становится более четкой, осознанной, поскольку студенты становятся более информированными, в учебном процессе и НИРС испытывают (диагностируют) свою способность к научной деятельности, видят условия труда и оплату преподавателей вузов, перспективы научной работы.

В ходе опроса студентам было предложено из нескольких возможных сфер будущей трудовой деятельности отметить 3-4 сферы, которые сегодня привлекают их внимание как возможный способ трудоустройства.

На момент опроса 14% юношей и девушек хотели бы попробовать свои силы в науке. Это средний уровень предпочтительности на фоне еще 16 предложенных сфер трудовой деятельности. Факт, который можно интерпретировать как неблагоприятный для воспроизводства кадров для науки. Длительное время научно-педагогическое поприще считалось в СССР и России одним из самых почетных! Из 308 наукоориентированных нижегородских студентов юноши составляют 60%, девушки- 40%. Гендерный состав всех нижегородских студентов представляет противоположное распределение: 42% -юноши, 58% - девушки.

Таблица 1