Аспиранты

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

В последнее десятилетие в России наблюдалось резкое снижение числа рабочих мест в науке, но увеличение подготовки аспирантов. Этот факт представляется парадоксальным, если не учитывать серьезного старения научно-педагогических кадров. Средний возраст кандидата наук в России 49 лет, доктора наук – 58 лет. Оправданием ускоренного роста системы послевузовского дополнительного образования является и мировая тенденция формирования качественного «человеческого капитала», обеспечивающего как наивысшую производительность труда, так и присущую науке инновационную деятельность, дающую мощные импульсы преобразованиям в экономике, технике, образовании и культуре.

Расширенная подготовка молодой научной смены – главный механизм необходимых преобразований в науке и высшей школе. В процессе смены поколений преобразования идут наиболее интенсивно. К. Мангейм писал, что идущие на смену новые поколения обладают свойством «забывать» опыт предыдущих и тем самым обновлять жизненные практики. При этом теряется и нечто полезное, но таковы неизбежные издержки адаптации новых поколений к изменившимся условиям деятельности.

Воспроизводство научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в основном через аспирантуру, которая, как нам представляется, является оправдавшей себя формой подготовки высококвалифицированных кадров для науки, высшей школы и наукоемких отраслей народного хозяйства.

Попытаемся рассмотреть процесс подготовки кадров высшей квалификации в системе послевузовского дополнительного образования, проанализировать деятельность аспирантуры с точки зрения соблюдения равноправия мужчин и женщин во время учебы.

Среди аспирантов, опрошенных практически по сплошной выборке, женщины составили 38% всего изучаемого массива.

Большой прием в аспирантуру и малая привлекательность научного поприща для талантливой молодежи приводят к тому, что в половине случаев конкурса в аспирантуру вузов России нет и вступительные экзамены, следовательно, не выполняют своей функции отбора наилучших из лучших. Опрос аспирантов в университетах ПФО показал, что для трети аспирантов их зачисление было предопределено, еще половина отмечают небольшой конкурс, только пятая часть отметила, что было два и более человек на место. Гендерных различий не зафиксировано. Высота барьеров на пути в науку была одинакова для мужчин и женщин.

Впрочем, это обстоятельство – невыполнение  вступительными экзаменами функции отбора лучших - не представляется научным руководителям драматическим: за время учебы в вузе есть время разглядеть перспективных юношей и девушек и предложить им поступать в аспирантуру. Свыше половины профессоров считают, что сегодня балласта в аспирантуре столько же, сколько и раньше, но весомая доля опрошенных (37%) утверждают, что исходные условия работы аспирантуры (со стороны человеческого материала) стали хуже. Возрастающая доступность аспирантуры имеет обратной стороной снижение планки требований к поступающим в нее.

Сужается социальная база комплектования аспирантуры. Сегодня большинство аспирантов (как и прежде) – выходцы из семей интеллигенции. Хотя одаренные и способные молодые люди присутствуют во всех слоях российского общества, но не имеют равных возможностей для развития своих способностей. Нужно отметить усиливающееся территориальное замыкание аспирантур: в каждом вузе абсолютное большинство аспирантов - свои выпускники. Эти данные совпадают с результатами Ф. Шереги [Cм. 8, 383]. В этом факте можно увидеть как положительные, так и отрицательные стороны.

Обнаружены гендерные различия в том, что касается времени принятие решения о поступлении в аспирантуру: у юношей окончательный выбор происходит значительно раньше, чем у девушек. Скажем, в вузах ПФО только 6% мужчин после окончания вуза решили продолжить образование в аспирантуре, среди женщин – 23%. Аспирантки чаще приходят в аспирантуру обследованных университетов их других вузов, в результате чего у 42% девушек тема диссертации была совсем не связана с темой дипломной работы, им пришлось начинать с нуля, тогда как 57% юношей имели задел в виде дипломной работы (магистерской диссертации). Социальный факт зафиксирован, но нуждается в объяснении.

На прямой вопрос, есть ли элементы дискриминации женщин при обучении в вузе, при поступлении в магистратуру и аспирантуру, 94% аспирантов и 82% аспиранток ответили отрицательно. Результаты ожидаемы и, вообще говоря, не дают оснований для беспокойства.

Научная работа – не проторенный путь, а каменистая дорога. Аспирантам и кандидатам наук было предложено назвать 4-5 главных трудностей в работе над диссертациями. Отбракованы те трудности, которые собрали более 10% голосов в каждой из номинаций. Частота упоминания других дана в нижеприведенной таблице.

Таблица 8

Трудности работы над диссертацией, вузы ПФО, %

Главные трудности в работе

над диссертацией

Аспиранты

Кандидаты наук

муж

Жен

Муж

жен

Нехватка литературы

45

53

30

30

Семейные проблемы

9

12

12

25

Материальные трудности

51

43

58

39

Плохие жилищные условия

16

10

23

18

Трудности с публикацией своих работ

12

20

16

29

слабая материально-техническая база в вузе       

35

26

15

26

нехватка средств на проведение исследований

33

27

27

11

обилие домашних дел

12

19

18

23

загруженность преподавательской работой

12

20

21

19

загруженность подработками по специальности

20

21

10

16

загруженность подработками не по специальности

29

16

12

5

недостаточное знание иностранного языка

14

17

30

14

Трудности с копированием материалов

7

11

20

19

Собственная неорганизованность

21

25

21

15

Дефицит научного общения

26

27

18

41

 

Среди аспирантов различия, обусловленные гендером, касаются только загруженностью мужчин подработками не по специальности. Ссылки мужчин-аспирантов на слабую материальную базу, на нехватку средств на проведение исследований обусловлены большей частью их научной специальностью (технического и физико-математического профиля), необходимостью более дорогого и современного оборудования для постановки экспериментов.

У современных аспиранток в лидеры вышла проблема необходимой литературы.

Такого же рода гендерные различия существовали и у предыдущего поколения аспирантов – ныне кандидатов наук. У мужчин – материальные трудности, нехватка литературы и недостаточное знание иностранного языка. У женщин – дефицит научного общения, материальные трудности, нехватка литературы и трудности с публикациями.

С годами уходят одни проблемы - знание иностранного языка, трудности копирования материалов исследований, семейные, жилищные проблемы и т.п., но на первый план выходят иные, связанные с финансированием вузов и состоянием материально-технической базы. Мощно вырастает проблема необходимости подработок как по специальности, так и не по специальности для мужчин – сегодня на аспирантскую стипендию прожить невозможно. Половина мужчин и 37% женщин вынуждены тратить драгоценное время на свое жизнеобеспечение.

В последнее десятилетие в России наблюдалось резкое снижение числа рабочих мест в науке, но увеличение подготовки аспирантов. Этот факт представляется парадоксальным, если не учитывать серьезного старения научно-педагогических кадров. Средний возраст кандидата наук в России 49 лет, доктора наук – 58 лет. Оправданием ускоренного роста системы послевузовского дополнительного образования является и мировая тенденция формирования качественного «человеческого капитала», обеспечивающего как наивысшую производительность труда, так и присущую науке инновационную деятельность, дающую мощные импульсы преобразованиям в экономике, технике, образовании и культуре.

Расширенная подготовка молодой научной смены – главный механизм необходимых преобразований в науке и высшей школе. В процессе смены поколений преобразования идут наиболее интенсивно. К. Мангейм писал, что идущие на смену новые поколения обладают свойством «забывать» опыт предыдущих и тем самым обновлять жизненные практики. При этом теряется и нечто полезное, но таковы неизбежные издержки адаптации новых поколений к изменившимся условиям деятельности.

Воспроизводство научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в основном через аспирантуру, которая, как нам представляется, является оправдавшей себя формой подготовки высококвалифицированных кадров для науки, высшей школы и наукоемких отраслей народного хозяйства.

Попытаемся рассмотреть процесс подготовки кадров высшей квалификации в системе послевузовского дополнительного образования, проанализировать деятельность аспирантуры с точки зрения соблюдения равноправия мужчин и женщин во время учебы.

Среди аспирантов, опрошенных практически по сплошной выборке, женщины составили 38% всего изучаемого массива.

Большой прием в аспирантуру и малая привлекательность научного поприща для талантливой молодежи приводят к тому, что в половине случаев конкурса в аспирантуру вузов России нет и вступительные экзамены, следовательно, не выполняют своей функции отбора наилучших из лучших. Опрос аспирантов в университетах ПФО показал, что для трети аспирантов их зачисление было предопределено, еще половина отмечают небольшой конкурс, только пятая часть отметила, что было два и более человек на место. Гендерных различий не зафиксировано. Высота барьеров на пути в науку была одинакова для мужчин и женщин.

Впрочем, это обстоятельство – невыполнение  вступительными экзаменами функции отбора лучших - не представляется научным руководителям драматическим: за время учебы в вузе есть время разглядеть перспективных юношей и девушек и предложить им поступать в аспирантуру. Свыше половины профессоров считают, что сегодня балласта в аспирантуре столько же, сколько и раньше, но весомая доля опрошенных (37%) утверждают, что исходные условия работы аспирантуры (со стороны человеческого материала) стали хуже. Возрастающая доступность аспирантуры имеет обратной стороной снижение планки требований к поступающим в нее.

Сужается социальная база комплектования аспирантуры. Сегодня большинство аспирантов (как и прежде) – выходцы из семей интеллигенции. Хотя одаренные и способные молодые люди присутствуют во всех слоях российского общества, но не имеют равных возможностей для развития своих способностей. Нужно отметить усиливающееся территориальное замыкание аспирантур: в каждом вузе абсолютное большинство аспирантов - свои выпускники. Эти данные совпадают с результатами Ф. Шереги [Cм. 8, 383]. В этом факте можно увидеть как положительные, так и отрицательные стороны.

Обнаружены гендерные различия в том, что касается времени принятие решения о поступлении в аспирантуру: у юношей окончательный выбор происходит значительно раньше, чем у девушек. Скажем, в вузах ПФО только 6% мужчин после окончания вуза решили продолжить образование в аспирантуре, среди женщин – 23%. Аспирантки чаще приходят в аспирантуру обследованных университетов их других вузов, в результате чего у 42% девушек тема диссертации была совсем не связана с темой дипломной работы, им пришлось начинать с нуля, тогда как 57% юношей имели задел в виде дипломной работы (магистерской диссертации). Социальный факт зафиксирован, но нуждается в объяснении.

На прямой вопрос, есть ли элементы дискриминации женщин при обучении в вузе, при поступлении в магистратуру и аспирантуру, 94% аспирантов и 82% аспиранток ответили отрицательно. Результаты ожидаемы и, вообще говоря, не дают оснований для беспокойства.

Научная работа – не проторенный путь, а каменистая дорога. Аспирантам и кандидатам наук было предложено назвать 4-5 главных трудностей в работе над диссертациями. Отбракованы те трудности, которые собрали более 10% голосов в каждой из номинаций. Частота упоминания других дана в нижеприведенной таблице.

Таблица 8

Трудности работы над диссертацией, вузы ПФО, %

Главные трудности в работе

над диссертацией

Аспиранты

Кандидаты наук

муж

Жен

Муж

жен

Нехватка литературы

45

53

30

30

Семейные проблемы

9

12

12

25

Материальные трудности

51

43

58

39

Плохие жилищные условия

16

10

23

18

Трудности с публикацией своих работ

12

20

16

29

слабая материально-техническая база в вузе       

35

26

15

26

нехватка средств на проведение исследований

33

27

27

11

обилие домашних дел

12

19

18

23

загруженность преподавательской работой

12

20

21

19

загруженность подработками по специальности

20

21

10

16

загруженность подработками не по специальности

29

16

12

5

недостаточное знание иностранного языка

14

17

30

14

Трудности с копированием материалов

7

11

20

19

Собственная неорганизованность

21

25

21

15

Дефицит научного общения

26

27

18

41

 

Среди аспирантов различия, обусловленные гендером, касаются только загруженностью мужчин подработками не по специальности. Ссылки мужчин-аспирантов на слабую материальную базу, на нехватку средств на проведение исследований обусловлены большей частью их научной специальностью (технического и физико-математического профиля), необходимостью более дорогого и современного оборудования для постановки экспериментов.

У современных аспиранток в лидеры вышла проблема необходимой литературы.

Такого же рода гендерные различия существовали и у предыдущего поколения аспирантов – ныне кандидатов наук. У мужчин – материальные трудности, нехватка литературы и недостаточное знание иностранного языка. У женщин – дефицит научного общения, материальные трудности, нехватка литературы и трудности с публикациями.

С годами уходят одни проблемы - знание иностранного языка, трудности копирования материалов исследований, семейные, жилищные проблемы и т.п., но на первый план выходят иные, связанные с финансированием вузов и состоянием материально-технической базы. Мощно вырастает проблема необходимости подработок как по специальности, так и не по специальности для мужчин – сегодня на аспирантскую стипендию прожить невозможно. Половина мужчин и 37% женщин вынуждены тратить драгоценное время на свое жизнеобеспечение.