Аспиранты
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11В последнее десятилетие в России наблюдалось резкое снижение числа рабочих мест в науке, но увеличение подготовки аспирантов. Этот факт представляется парадоксальным, если не учитывать серьезного старения научно-педагогических кадров. Средний возраст кандидата наук в России 49 лет, доктора наук – 58 лет. Оправданием ускоренного роста системы послевузовского дополнительного образования является и мировая тенденция формирования качественного «человеческого капитала», обеспечивающего как наивысшую производительность труда, так и присущую науке инновационную деятельность, дающую мощные импульсы преобразованиям в экономике, технике, образовании и культуре.
Расширенная подготовка молодой научной смены – главный механизм необходимых преобразований в науке и высшей школе. В процессе смены поколений преобразования идут наиболее интенсивно. К. Мангейм писал, что идущие на смену новые поколения обладают свойством «забывать» опыт предыдущих и тем самым обновлять жизненные практики. При этом теряется и нечто полезное, но таковы неизбежные издержки адаптации новых поколений к изменившимся условиям деятельности.
Воспроизводство научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в основном через аспирантуру, которая, как нам представляется, является оправдавшей себя формой подготовки высококвалифицированных кадров для науки, высшей школы и наукоемких отраслей народного хозяйства.
Попытаемся рассмотреть процесс подготовки кадров высшей квалификации в системе послевузовского дополнительного образования, проанализировать деятельность аспирантуры с точки зрения соблюдения равноправия мужчин и женщин во время учебы.
Среди аспирантов, опрошенных практически по сплошной выборке, женщины составили 38% всего изучаемого массива.
Большой прием в аспирантуру и малая привлекательность научного поприща для талантливой молодежи приводят к тому, что в половине случаев конкурса в аспирантуру вузов России нет и вступительные экзамены, следовательно, не выполняют своей функции отбора наилучших из лучших. Опрос аспирантов в университетах ПФО показал, что для трети аспирантов их зачисление было предопределено, еще половина отмечают небольшой конкурс, только пятая часть отметила, что было два и более человек на место. Гендерных различий не зафиксировано. Высота барьеров на пути в науку была одинакова для мужчин и женщин.
Впрочем, это обстоятельство – невыполнение вступительными экзаменами функции отбора лучших - не представляется научным руководителям драматическим: за время учебы в вузе есть время разглядеть перспективных юношей и девушек и предложить им поступать в аспирантуру. Свыше половины профессоров считают, что сегодня балласта в аспирантуре столько же, сколько и раньше, но весомая доля опрошенных (37%) утверждают, что исходные условия работы аспирантуры (со стороны человеческого материала) стали хуже. Возрастающая доступность аспирантуры имеет обратной стороной снижение планки требований к поступающим в нее.
Сужается социальная база комплектования аспирантуры. Сегодня большинство аспирантов (как и прежде) – выходцы из семей интеллигенции. Хотя одаренные и способные молодые люди присутствуют во всех слоях российского общества, но не имеют равных возможностей для развития своих способностей. Нужно отметить усиливающееся территориальное замыкание аспирантур: в каждом вузе абсолютное большинство аспирантов - свои выпускники. Эти данные совпадают с результатами Ф. Шереги [Cм. 8, 383]. В этом факте можно увидеть как положительные, так и отрицательные стороны.
Обнаружены гендерные различия в том, что касается времени принятие решения о поступлении в аспирантуру: у юношей окончательный выбор происходит значительно раньше, чем у девушек. Скажем, в вузах ПФО только 6% мужчин после окончания вуза решили продолжить образование в аспирантуре, среди женщин – 23%. Аспирантки чаще приходят в аспирантуру обследованных университетов их других вузов, в результате чего у 42% девушек тема диссертации была совсем не связана с темой дипломной работы, им пришлось начинать с нуля, тогда как 57% юношей имели задел в виде дипломной работы (магистерской диссертации). Социальный факт зафиксирован, но нуждается в объяснении.
На прямой вопрос, есть ли элементы дискриминации женщин при обучении в вузе, при поступлении в магистратуру и аспирантуру, 94% аспирантов и 82% аспиранток ответили отрицательно. Результаты ожидаемы и, вообще говоря, не дают оснований для беспокойства.
Научная работа – не проторенный путь, а каменистая дорога. Аспирантам и кандидатам наук было предложено назвать 4-5 главных трудностей в работе над диссертациями. Отбракованы те трудности, которые собрали более 10% голосов в каждой из номинаций. Частота упоминания других дана в нижеприведенной таблице.
Таблица 8
Трудности работы над диссертацией, вузы ПФО, %
Главные трудности в работе над диссертацией |
Аспиранты |
Кандидаты наук |
||
муж |
Жен |
Муж |
жен |
|
Нехватка литературы |
45 |
53 |
30 |
30 |
Семейные проблемы |
9 |
12 |
12 |
25 |
Материальные трудности |
51 |
43 |
58 |
39 |
Плохие жилищные условия |
16 |
10 |
23 |
18 |
Трудности с публикацией своих работ |
12 |
20 |
16 |
29 |
слабая материально-техническая база в вузе |
35 |
26 |
15 |
26 |
нехватка средств на проведение исследований |
33 |
27 |
27 |
11 |
обилие домашних дел |
12 |
19 |
18 |
23 |
загруженность преподавательской работой |
12 |
20 |
21 |
19 |
загруженность подработками по специальности |
20 |
21 |
10 |
16 |
загруженность подработками не по специальности |
29 |
16 |
12 |
5 |
недостаточное знание иностранного языка |
14 |
17 |
30 |
14 |
Трудности с копированием материалов |
7 |
11 |
20 |
19 |
Собственная неорганизованность |
21 |
25 |
21 |
15 |
Дефицит научного общения |
26 |
27 |
18 |
41 |
Среди аспирантов различия, обусловленные гендером, касаются только загруженностью мужчин подработками не по специальности. Ссылки мужчин-аспирантов на слабую материальную базу, на нехватку средств на проведение исследований обусловлены большей частью их научной специальностью (технического и физико-математического профиля), необходимостью более дорогого и современного оборудования для постановки экспериментов.
У современных аспиранток в лидеры вышла проблема необходимой литературы.
Такого же рода гендерные различия существовали и у предыдущего поколения аспирантов – ныне кандидатов наук. У мужчин – материальные трудности, нехватка литературы и недостаточное знание иностранного языка. У женщин – дефицит научного общения, материальные трудности, нехватка литературы и трудности с публикациями.
С годами уходят одни проблемы - знание иностранного языка, трудности копирования материалов исследований, семейные, жилищные проблемы и т.п., но на первый план выходят иные, связанные с финансированием вузов и состоянием материально-технической базы. Мощно вырастает проблема необходимости подработок как по специальности, так и не по специальности для мужчин – сегодня на аспирантскую стипендию прожить невозможно. Половина мужчин и 37% женщин вынуждены тратить драгоценное время на свое жизнеобеспечение.
В последнее десятилетие в России наблюдалось резкое снижение числа рабочих мест в науке, но увеличение подготовки аспирантов. Этот факт представляется парадоксальным, если не учитывать серьезного старения научно-педагогических кадров. Средний возраст кандидата наук в России 49 лет, доктора наук – 58 лет. Оправданием ускоренного роста системы послевузовского дополнительного образования является и мировая тенденция формирования качественного «человеческого капитала», обеспечивающего как наивысшую производительность труда, так и присущую науке инновационную деятельность, дающую мощные импульсы преобразованиям в экономике, технике, образовании и культуре.
Расширенная подготовка молодой научной смены – главный механизм необходимых преобразований в науке и высшей школе. В процессе смены поколений преобразования идут наиболее интенсивно. К. Мангейм писал, что идущие на смену новые поколения обладают свойством «забывать» опыт предыдущих и тем самым обновлять жизненные практики. При этом теряется и нечто полезное, но таковы неизбежные издержки адаптации новых поколений к изменившимся условиям деятельности.
Воспроизводство научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в основном через аспирантуру, которая, как нам представляется, является оправдавшей себя формой подготовки высококвалифицированных кадров для науки, высшей школы и наукоемких отраслей народного хозяйства.
Попытаемся рассмотреть процесс подготовки кадров высшей квалификации в системе послевузовского дополнительного образования, проанализировать деятельность аспирантуры с точки зрения соблюдения равноправия мужчин и женщин во время учебы.
Среди аспирантов, опрошенных практически по сплошной выборке, женщины составили 38% всего изучаемого массива.
Большой прием в аспирантуру и малая привлекательность научного поприща для талантливой молодежи приводят к тому, что в половине случаев конкурса в аспирантуру вузов России нет и вступительные экзамены, следовательно, не выполняют своей функции отбора наилучших из лучших. Опрос аспирантов в университетах ПФО показал, что для трети аспирантов их зачисление было предопределено, еще половина отмечают небольшой конкурс, только пятая часть отметила, что было два и более человек на место. Гендерных различий не зафиксировано. Высота барьеров на пути в науку была одинакова для мужчин и женщин.
Впрочем, это обстоятельство – невыполнение вступительными экзаменами функции отбора лучших - не представляется научным руководителям драматическим: за время учебы в вузе есть время разглядеть перспективных юношей и девушек и предложить им поступать в аспирантуру. Свыше половины профессоров считают, что сегодня балласта в аспирантуре столько же, сколько и раньше, но весомая доля опрошенных (37%) утверждают, что исходные условия работы аспирантуры (со стороны человеческого материала) стали хуже. Возрастающая доступность аспирантуры имеет обратной стороной снижение планки требований к поступающим в нее.
Сужается социальная база комплектования аспирантуры. Сегодня большинство аспирантов (как и прежде) – выходцы из семей интеллигенции. Хотя одаренные и способные молодые люди присутствуют во всех слоях российского общества, но не имеют равных возможностей для развития своих способностей. Нужно отметить усиливающееся территориальное замыкание аспирантур: в каждом вузе абсолютное большинство аспирантов - свои выпускники. Эти данные совпадают с результатами Ф. Шереги [Cм. 8, 383]. В этом факте можно увидеть как положительные, так и отрицательные стороны.
Обнаружены гендерные различия в том, что касается времени принятие решения о поступлении в аспирантуру: у юношей окончательный выбор происходит значительно раньше, чем у девушек. Скажем, в вузах ПФО только 6% мужчин после окончания вуза решили продолжить образование в аспирантуре, среди женщин – 23%. Аспирантки чаще приходят в аспирантуру обследованных университетов их других вузов, в результате чего у 42% девушек тема диссертации была совсем не связана с темой дипломной работы, им пришлось начинать с нуля, тогда как 57% юношей имели задел в виде дипломной работы (магистерской диссертации). Социальный факт зафиксирован, но нуждается в объяснении.
На прямой вопрос, есть ли элементы дискриминации женщин при обучении в вузе, при поступлении в магистратуру и аспирантуру, 94% аспирантов и 82% аспиранток ответили отрицательно. Результаты ожидаемы и, вообще говоря, не дают оснований для беспокойства.
Научная работа – не проторенный путь, а каменистая дорога. Аспирантам и кандидатам наук было предложено назвать 4-5 главных трудностей в работе над диссертациями. Отбракованы те трудности, которые собрали более 10% голосов в каждой из номинаций. Частота упоминания других дана в нижеприведенной таблице.
Таблица 8
Трудности работы над диссертацией, вузы ПФО, %
Главные трудности в работе над диссертацией |
Аспиранты |
Кандидаты наук |
||
муж |
Жен |
Муж |
жен |
|
Нехватка литературы |
45 |
53 |
30 |
30 |
Семейные проблемы |
9 |
12 |
12 |
25 |
Материальные трудности |
51 |
43 |
58 |
39 |
Плохие жилищные условия |
16 |
10 |
23 |
18 |
Трудности с публикацией своих работ |
12 |
20 |
16 |
29 |
слабая материально-техническая база в вузе |
35 |
26 |
15 |
26 |
нехватка средств на проведение исследований |
33 |
27 |
27 |
11 |
обилие домашних дел |
12 |
19 |
18 |
23 |
загруженность преподавательской работой |
12 |
20 |
21 |
19 |
загруженность подработками по специальности |
20 |
21 |
10 |
16 |
загруженность подработками не по специальности |
29 |
16 |
12 |
5 |
недостаточное знание иностранного языка |
14 |
17 |
30 |
14 |
Трудности с копированием материалов |
7 |
11 |
20 |
19 |
Собственная неорганизованность |
21 |
25 |
21 |
15 |
Дефицит научного общения |
26 |
27 |
18 |
41 |
Среди аспирантов различия, обусловленные гендером, касаются только загруженностью мужчин подработками не по специальности. Ссылки мужчин-аспирантов на слабую материальную базу, на нехватку средств на проведение исследований обусловлены большей частью их научной специальностью (технического и физико-математического профиля), необходимостью более дорогого и современного оборудования для постановки экспериментов.
У современных аспиранток в лидеры вышла проблема необходимой литературы.
Такого же рода гендерные различия существовали и у предыдущего поколения аспирантов – ныне кандидатов наук. У мужчин – материальные трудности, нехватка литературы и недостаточное знание иностранного языка. У женщин – дефицит научного общения, материальные трудности, нехватка литературы и трудности с публикациями.
С годами уходят одни проблемы - знание иностранного языка, трудности копирования материалов исследований, семейные, жилищные проблемы и т.п., но на первый план выходят иные, связанные с финансированием вузов и состоянием материально-технической базы. Мощно вырастает проблема необходимости подработок как по специальности, так и не по специальности для мужчин – сегодня на аспирантскую стипендию прожить невозможно. Половина мужчин и 37% женщин вынуждены тратить драгоценное время на свое жизнеобеспечение.