Ориентации студентов разного пола на сферы трудовой деятельности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

после окончания вуза. Вузы Нижегородской обл. и ПФО  %

Сферы деятельности

Вузы Нижегородской обл.

Вузы ПФО.

 

муж

жен

муж

жен

Наука

20

10

26

14

Педагогика

5

19

5

16

Искусство, культура

6

17

4

18

Социальная работа

4

16

2

10

Информационное обслуживание и коммуникации

27

17

46

33

Государственное и муниципальное управление

18

14

21

21

Силовые структуры

24

5

11

5

Управление предприятием

27

27

41

33

Инженерная

18

5

30

10

Финансы и кредит

18

19

12

23

СМИ

5

10

10

20

Политика

10

4

8

6

Маркетинг

11

15

11

18

Еще не думали об этом

6

7

4

5

 

 

 

 

 

 

            По числу ориентированных студентов впереди управленческая деятельность (управление предприятием), информационное обслуживание, финансы и кредит, маркетинг, рекламное дело и ряд других. Меньше, чем наука, студенческую молодежь привлекает инженерная деятельность, социальная работа, медицина, работа в средствах массовой информации и иные сферы применения своих способностей.

Престижно ли сегодня в России работать преподавателем, научным сотрудником в вузе?

Таблица 2

Представления студентов о престижности научно-педагогической деятельности. Вузы ПФО, %

 Престижно ли быть научно-педагогическим работником?

студенты

Аспиранты

муж

жен

муж

Жен

да, хотя есть много других более престижных видов деятельности

27

23

30

34

достаточно престижно

28

31

29

41

непрестижно

44

45

40

24

 

По меньшей мере половина студентов считает научно-педагогическую деятельность престижной, но…непривлекательной для себя лично. Среди аспирантов практически такое мнение о престижности научно-педагогического работника, тогда как аспирантки проникаются гордостью за свой социально-профессиональный статус. Впрочем, как показал опрос аспирантов, соображения престижности играют третьестепенную роль в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Просьба описать несколькими словами имидж преподавателя в глазах студентов вызвала не больше не меньше как шквал признаний в любви и уважении к своим вузовским наставникам и учителям. Например, типичный доцент получает такие эпитеты как умный, культурный, эрудированный, добрый, многознающий, интересный, вежливый, специалист в своем деле.

Что студентам не нравится в профессии научно-педагогического работника? Студенты во всех обследованных университетах отметили только два недостатка: низкая зарплата и сложная работа. При всем этом желающих конституироваться в качестве умных, интеллектуально развитых и преданных науке и высшей школе доцентов не так уж много. Репутация профессии сильно подмочена, как и у большинства бюджетников, унижающе низкой оплатой труда остепененных работников вузов.

Не стоит думать, что такое положение только в России. Шутка, что «в американских университетах русские профессора учат китайских студентов» возникла не на пустом месте. И в Западной Европе профессорам даже престижных вузов бывает сложно найти молодого человека или девушку – уроженцев своей страны, а не иностранного студента, согласившегося поступить в аспирантуру. Хотя данные по престижу работников высшей школы на Западе достаточно противоречивы.

 Не вызывает удивления, что многие(?) молодые люди, наиболее подходящие для научно-исследовательской и преподавательской работе в вузе. игнорируют эти профессии. Речь об интеллектуально развитых выпускниках вузах, выходцев из средних и выше среднего слоев общества, из обеспеченных и культурных семей, выбирающих иные сферы деятельности после окончания вуза. В Москве и Санкт-Петербурге это настолько заметно, что возникают трудности комплектования аспирантуры коренными жителями этих городов. В Нижегородской области ориентация на аспирантуру сравнительно выше у студентов – выходцев из малых и средних городов, сознание которых более инерционно и медленнее реагирует на трансформирующуюся систему ценностей в обществе рыночного типа, тогда как продвинутая молодежь областного центра уже идет по стопам своих сверстников из столиц. Это первое и самое главное, на наш взгляд, качественное изменение как в условиях работы ученых, закрепляемости их в науке, так и в комплектовании аспирантуры вузов нашей страны. В технических вузах гендерные проблемы воспроизводства кадров для науки уступают просто проблеме привлечения аспирантов, хотя бы среднего рода, как в сердцах выразился зав. кафедрой, отчаявшийся найти аспиранта на выделенное место.

Трудно сказать, как надо реагировать на приведенные выше цифры: выражать удовлетворенность таким количеством молодежи, желающей влиться в ряды научной интеллигенции или сетовать по поводу малого напора студенческой молодежи в научно-педагогическую сферу. Мы считаем, что положительным моментом для науки и не зазорным для остальных сфер было бы приоритетное ориентирование студентов именно на научно-педагогическую работу после получения высшего образования. Это создавало бы большую конкуренцию при отборе выпускников в аспирантуру, поднимало бы планку требований к претендентам и престиж научного труда.

после окончания вуза. Вузы Нижегородской обл. и ПФО  %

Сферы деятельности

Вузы Нижегородской обл.

Вузы ПФО.

 

муж

жен

муж

жен

Наука

20

10

26

14

Педагогика

5

19

5

16

Искусство, культура

6

17

4

18

Социальная работа

4

16

2

10

Информационное обслуживание и коммуникации

27

17

46

33

Государственное и муниципальное управление

18

14

21

21

Силовые структуры

24

5

11

5

Управление предприятием

27

27

41

33

Инженерная

18

5

30

10

Финансы и кредит

18

19

12

23

СМИ

5

10

10

20

Политика

10

4

8

6

Маркетинг

11

15

11

18

Еще не думали об этом

6

7

4

5

 

 

 

 

 

 

            По числу ориентированных студентов впереди управленческая деятельность (управление предприятием), информационное обслуживание, финансы и кредит, маркетинг, рекламное дело и ряд других. Меньше, чем наука, студенческую молодежь привлекает инженерная деятельность, социальная работа, медицина, работа в средствах массовой информации и иные сферы применения своих способностей.

Престижно ли сегодня в России работать преподавателем, научным сотрудником в вузе?

Таблица 2

Представления студентов о престижности научно-педагогической деятельности. Вузы ПФО, %

 Престижно ли быть научно-педагогическим работником?

студенты

Аспиранты

муж

жен

муж

Жен

да, хотя есть много других более престижных видов деятельности

27

23

30

34

достаточно престижно

28

31

29

41

непрестижно

44

45

40

24

 

По меньшей мере половина студентов считает научно-педагогическую деятельность престижной, но…непривлекательной для себя лично. Среди аспирантов практически такое мнение о престижности научно-педагогического работника, тогда как аспирантки проникаются гордостью за свой социально-профессиональный статус. Впрочем, как показал опрос аспирантов, соображения престижности играют третьестепенную роль в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Просьба описать несколькими словами имидж преподавателя в глазах студентов вызвала не больше не меньше как шквал признаний в любви и уважении к своим вузовским наставникам и учителям. Например, типичный доцент получает такие эпитеты как умный, культурный, эрудированный, добрый, многознающий, интересный, вежливый, специалист в своем деле.

Что студентам не нравится в профессии научно-педагогического работника? Студенты во всех обследованных университетах отметили только два недостатка: низкая зарплата и сложная работа. При всем этом желающих конституироваться в качестве умных, интеллектуально развитых и преданных науке и высшей школе доцентов не так уж много. Репутация профессии сильно подмочена, как и у большинства бюджетников, унижающе низкой оплатой труда остепененных работников вузов.

Не стоит думать, что такое положение только в России. Шутка, что «в американских университетах русские профессора учат китайских студентов» возникла не на пустом месте. И в Западной Европе профессорам даже престижных вузов бывает сложно найти молодого человека или девушку – уроженцев своей страны, а не иностранного студента, согласившегося поступить в аспирантуру. Хотя данные по престижу работников высшей школы на Западе достаточно противоречивы.

 Не вызывает удивления, что многие(?) молодые люди, наиболее подходящие для научно-исследовательской и преподавательской работе в вузе. игнорируют эти профессии. Речь об интеллектуально развитых выпускниках вузах, выходцев из средних и выше среднего слоев общества, из обеспеченных и культурных семей, выбирающих иные сферы деятельности после окончания вуза. В Москве и Санкт-Петербурге это настолько заметно, что возникают трудности комплектования аспирантуры коренными жителями этих городов. В Нижегородской области ориентация на аспирантуру сравнительно выше у студентов – выходцев из малых и средних городов, сознание которых более инерционно и медленнее реагирует на трансформирующуюся систему ценностей в обществе рыночного типа, тогда как продвинутая молодежь областного центра уже идет по стопам своих сверстников из столиц. Это первое и самое главное, на наш взгляд, качественное изменение как в условиях работы ученых, закрепляемости их в науке, так и в комплектовании аспирантуры вузов нашей страны. В технических вузах гендерные проблемы воспроизводства кадров для науки уступают просто проблеме привлечения аспирантов, хотя бы среднего рода, как в сердцах выразился зав. кафедрой, отчаявшийся найти аспиранта на выделенное место.

Трудно сказать, как надо реагировать на приведенные выше цифры: выражать удовлетворенность таким количеством молодежи, желающей влиться в ряды научной интеллигенции или сетовать по поводу малого напора студенческой молодежи в научно-педагогическую сферу. Мы считаем, что положительным моментом для науки и не зазорным для остальных сфер было бы приоритетное ориентирование студентов именно на научно-педагогическую работу после получения высшего образования. Это создавало бы большую конкуренцию при отборе выпускников в аспирантуру, поднимало бы планку требований к претендентам и престиж научного труда.