Ориентации студентов разного пола на сферы трудовой деятельности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11после окончания вуза. Вузы Нижегородской обл. и ПФО %
Сферы деятельности |
Вузы Нижегородской обл. |
Вузы ПФО. |
||
|
муж |
жен |
муж |
жен |
Наука |
20 |
10 |
26 |
14 |
Педагогика |
5 |
19 |
5 |
16 |
Искусство, культура |
6 |
17 |
4 |
18 |
Социальная работа |
4 |
16 |
2 |
10 |
Информационное обслуживание и коммуникации |
27 |
17 |
46 |
33 |
Государственное и муниципальное управление |
18 |
14 |
21 |
21 |
Силовые структуры |
24 |
5 |
11 |
5 |
Управление предприятием |
27 |
27 |
41 |
33 |
Инженерная |
18 |
5 |
30 |
10 |
Финансы и кредит |
18 |
19 |
12 |
23 |
СМИ |
5 |
10 |
10 |
20 |
Политика |
10 |
4 |
8 |
6 |
Маркетинг |
11 |
15 |
11 |
18 |
Еще не думали об этом |
6 |
7 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
По числу ориентированных студентов впереди управленческая деятельность (управление предприятием), информационное обслуживание, финансы и кредит, маркетинг, рекламное дело и ряд других. Меньше, чем наука, студенческую молодежь привлекает инженерная деятельность, социальная работа, медицина, работа в средствах массовой информации и иные сферы применения своих способностей.
Престижно ли сегодня в России работать преподавателем, научным сотрудником в вузе?
Таблица 2
Представления студентов о престижности научно-педагогической деятельности. Вузы ПФО, %
Престижно ли быть научно-педагогическим работником? |
студенты |
Аспиранты |
||
муж |
жен |
муж |
Жен |
|
да, хотя есть много других более престижных видов деятельности |
27 |
23 |
30 |
34 |
достаточно престижно |
28 |
31 |
29 |
41 |
непрестижно |
44 |
45 |
40 |
24 |
По меньшей мере половина студентов считает научно-педагогическую деятельность престижной, но…непривлекательной для себя лично. Среди аспирантов практически такое мнение о престижности научно-педагогического работника, тогда как аспирантки проникаются гордостью за свой социально-профессиональный статус. Впрочем, как показал опрос аспирантов, соображения престижности играют третьестепенную роль в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Просьба описать несколькими словами имидж преподавателя в глазах студентов вызвала не больше не меньше как шквал признаний в любви и уважении к своим вузовским наставникам и учителям. Например, типичный доцент получает такие эпитеты как умный, культурный, эрудированный, добрый, многознающий, интересный, вежливый, специалист в своем деле.
Что студентам не нравится в профессии научно-педагогического работника? Студенты во всех обследованных университетах отметили только два недостатка: низкая зарплата и сложная работа. При всем этом желающих конституироваться в качестве умных, интеллектуально развитых и преданных науке и высшей школе доцентов не так уж много. Репутация профессии сильно подмочена, как и у большинства бюджетников, унижающе низкой оплатой труда остепененных работников вузов.
Не стоит думать, что такое положение только в России. Шутка, что «в американских университетах русские профессора учат китайских студентов» возникла не на пустом месте. И в Западной Европе профессорам даже престижных вузов бывает сложно найти молодого человека или девушку – уроженцев своей страны, а не иностранного студента, согласившегося поступить в аспирантуру. Хотя данные по престижу работников высшей школы на Западе достаточно противоречивы.
Не вызывает удивления, что многие(?) молодые люди, наиболее подходящие для научно-исследовательской и преподавательской работе в вузе. игнорируют эти профессии. Речь об интеллектуально развитых выпускниках вузах, выходцев из средних и выше среднего слоев общества, из обеспеченных и культурных семей, выбирающих иные сферы деятельности после окончания вуза. В Москве и Санкт-Петербурге это настолько заметно, что возникают трудности комплектования аспирантуры коренными жителями этих городов. В Нижегородской области ориентация на аспирантуру сравнительно выше у студентов – выходцев из малых и средних городов, сознание которых более инерционно и медленнее реагирует на трансформирующуюся систему ценностей в обществе рыночного типа, тогда как продвинутая молодежь областного центра уже идет по стопам своих сверстников из столиц. Это первое и самое главное, на наш взгляд, качественное изменение как в условиях работы ученых, закрепляемости их в науке, так и в комплектовании аспирантуры вузов нашей страны. В технических вузах гендерные проблемы воспроизводства кадров для науки уступают просто проблеме привлечения аспирантов, хотя бы среднего рода, как в сердцах выразился зав. кафедрой, отчаявшийся найти аспиранта на выделенное место.
Трудно сказать, как надо реагировать на приведенные выше цифры: выражать удовлетворенность таким количеством молодежи, желающей влиться в ряды научной интеллигенции или сетовать по поводу малого напора студенческой молодежи в научно-педагогическую сферу. Мы считаем, что положительным моментом для науки и не зазорным для остальных сфер было бы приоритетное ориентирование студентов именно на научно-педагогическую работу после получения высшего образования. Это создавало бы большую конкуренцию при отборе выпускников в аспирантуру, поднимало бы планку требований к претендентам и престиж научного труда.
после окончания вуза. Вузы Нижегородской обл. и ПФО %
Сферы деятельности |
Вузы Нижегородской обл. |
Вузы ПФО. |
||
|
муж |
жен |
муж |
жен |
Наука |
20 |
10 |
26 |
14 |
Педагогика |
5 |
19 |
5 |
16 |
Искусство, культура |
6 |
17 |
4 |
18 |
Социальная работа |
4 |
16 |
2 |
10 |
Информационное обслуживание и коммуникации |
27 |
17 |
46 |
33 |
Государственное и муниципальное управление |
18 |
14 |
21 |
21 |
Силовые структуры |
24 |
5 |
11 |
5 |
Управление предприятием |
27 |
27 |
41 |
33 |
Инженерная |
18 |
5 |
30 |
10 |
Финансы и кредит |
18 |
19 |
12 |
23 |
СМИ |
5 |
10 |
10 |
20 |
Политика |
10 |
4 |
8 |
6 |
Маркетинг |
11 |
15 |
11 |
18 |
Еще не думали об этом |
6 |
7 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
По числу ориентированных студентов впереди управленческая деятельность (управление предприятием), информационное обслуживание, финансы и кредит, маркетинг, рекламное дело и ряд других. Меньше, чем наука, студенческую молодежь привлекает инженерная деятельность, социальная работа, медицина, работа в средствах массовой информации и иные сферы применения своих способностей.
Престижно ли сегодня в России работать преподавателем, научным сотрудником в вузе?
Таблица 2
Представления студентов о престижности научно-педагогической деятельности. Вузы ПФО, %
Престижно ли быть научно-педагогическим работником? |
студенты |
Аспиранты |
||
муж |
жен |
муж |
Жен |
|
да, хотя есть много других более престижных видов деятельности |
27 |
23 |
30 |
34 |
достаточно престижно |
28 |
31 |
29 |
41 |
непрестижно |
44 |
45 |
40 |
24 |
По меньшей мере половина студентов считает научно-педагогическую деятельность престижной, но…непривлекательной для себя лично. Среди аспирантов практически такое мнение о престижности научно-педагогического работника, тогда как аспирантки проникаются гордостью за свой социально-профессиональный статус. Впрочем, как показал опрос аспирантов, соображения престижности играют третьестепенную роль в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Просьба описать несколькими словами имидж преподавателя в глазах студентов вызвала не больше не меньше как шквал признаний в любви и уважении к своим вузовским наставникам и учителям. Например, типичный доцент получает такие эпитеты как умный, культурный, эрудированный, добрый, многознающий, интересный, вежливый, специалист в своем деле.
Что студентам не нравится в профессии научно-педагогического работника? Студенты во всех обследованных университетах отметили только два недостатка: низкая зарплата и сложная работа. При всем этом желающих конституироваться в качестве умных, интеллектуально развитых и преданных науке и высшей школе доцентов не так уж много. Репутация профессии сильно подмочена, как и у большинства бюджетников, унижающе низкой оплатой труда остепененных работников вузов.
Не стоит думать, что такое положение только в России. Шутка, что «в американских университетах русские профессора учат китайских студентов» возникла не на пустом месте. И в Западной Европе профессорам даже престижных вузов бывает сложно найти молодого человека или девушку – уроженцев своей страны, а не иностранного студента, согласившегося поступить в аспирантуру. Хотя данные по престижу работников высшей школы на Западе достаточно противоречивы.
Не вызывает удивления, что многие(?) молодые люди, наиболее подходящие для научно-исследовательской и преподавательской работе в вузе. игнорируют эти профессии. Речь об интеллектуально развитых выпускниках вузах, выходцев из средних и выше среднего слоев общества, из обеспеченных и культурных семей, выбирающих иные сферы деятельности после окончания вуза. В Москве и Санкт-Петербурге это настолько заметно, что возникают трудности комплектования аспирантуры коренными жителями этих городов. В Нижегородской области ориентация на аспирантуру сравнительно выше у студентов – выходцев из малых и средних городов, сознание которых более инерционно и медленнее реагирует на трансформирующуюся систему ценностей в обществе рыночного типа, тогда как продвинутая молодежь областного центра уже идет по стопам своих сверстников из столиц. Это первое и самое главное, на наш взгляд, качественное изменение как в условиях работы ученых, закрепляемости их в науке, так и в комплектовании аспирантуры вузов нашей страны. В технических вузах гендерные проблемы воспроизводства кадров для науки уступают просто проблеме привлечения аспирантов, хотя бы среднего рода, как в сердцах выразился зав. кафедрой, отчаявшийся найти аспиранта на выделенное место.
Трудно сказать, как надо реагировать на приведенные выше цифры: выражать удовлетворенность таким количеством молодежи, желающей влиться в ряды научной интеллигенции или сетовать по поводу малого напора студенческой молодежи в научно-педагогическую сферу. Мы считаем, что положительным моментом для науки и не зазорным для остальных сфер было бы приоритетное ориентирование студентов именно на научно-педагогическую работу после получения высшего образования. Это создавало бы большую конкуренцию при отборе выпускников в аспирантуру, поднимало бы планку требований к претендентам и престиж научного труда.