Практически нет претензий в адрес научных руководителей аспирантов.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Традиционное объяснение причин отставания женщин на пути в науку и в научном росте – двойная нагрузка в семье и на работе. Действительно, женщина получила право работать в сфере общественного производства, но никто, в том числе она сама, не снимает с себя ответственность за семейную сферу – социальные роли жены, матери, хозяйки дома не могут для женщины быть второстепенными по сравнению с исполнением роли научно-педагогического работника. В этом плане у женщины меньше возможности для того, чтобы успешно конкурировать с мужчинами в науке. Эти «само собою разумеющиеся положения» вошли в гипотезы исследования. Было высказано предположение о том. что гендерное разделение труда, необходимость исполнять традиционные социальные роли хозяйки дома, жены и матери свои детей будут главными «дискриминирующими» факторами в успешности работы над диссертации представительницами слабого пола. Однако приведенные данные не дают, казалось бы, оснований для вывода, что быт и нехватка денег негативно отражается на научной работе аспирантов и аспиранток.

Просьба оценить затраты времени на разного рода подработки убедительно показали, что материальные трудности тесно коррелируют с затратами времени. У аспирантов только 20% опрошенных не подрабатывают, у аспиранток – 26%. Две трети мужчин и 55% женщин тратят на труд с целью заработка более 20 часов в неделю. В этом плане аспирантура как форма экономии времени аспирантов слабо выполняет свое предназначение – создать условия для полноценной работы над диссертацией.

Основную статью личного дохода как мужчин, так и женщин составляют приработки разного рода. 56% мужчин зарабатывают и получают из иных источников средств существования более 2000 рублей в месяц, среди женщин имеют такие доходы 38% опрошенных аспиранток. И те и другие аспиранты считают, что для того, чтобы не отвлекаться на подработки и заниматься только диссертацией, требуется в среднем 3,5 тыс. рублей. 36% молодых людей и 12% женщин-аспиранток уже вышли на этот уровень, но нельзя сказать словами поэта что «их пример – другим наука».

Еще более выпукло на первый план выходят проблемы материального плана по сравнению с академическими, когда аспиранты высказывают свои пожелания руководству вузов для привлечения в науку талантливой молодежи и ее поддержки во время учебы. Предложения по улучшению материального обеспечения аспирантов встречается в каждой второй анкете. Это повышение стипендии, система льгот, введение материального поощрения, увеличение именных стипендий и др. Мужская часть аспирантов активнее высказывается за более строгий отбор молодых людей при поступлении в аспирантуру. Женщины несколько чаще обращают внимание на обеспечение хорошего научного руководства, что можно истолковать как относительно низкий уровень самостоятельности аспиранток и ожидание наставничества и помощи извне.

С большим удовольствием аспиранты делятся своим, по-видимому, отрицательным опытом, давая советы следующему поколению, как не надо работать над диссертацией. Главные из них давно известны, но каждое поколение упорно наступает на одни и те же грабли, учится не на чужих, а на своих ошибках. Беглый перечень выстраданных советов: «рассчитывать свое время, не затягивать, не откладывать, сразу начинать работать над диссертацией, больше общаться с научным руководителем и специалистами, организованность, дисциплинированность, строгое соблюдение плана работы, сосредоточиться на главном, не отвлекаться на работу и семью(?) и т.д.».

Поскольку распределение аспирантов и аспиранток по годам обучения тождественное, то есть возможность сравнить плоды их работы за последние полтора года

Таблица 9

Показатели достижений аспирантов в научной работе. Вузы ПФО. %

Достижения за последние полтора года работы над диссертацией

муж

жен

опубликовали статью в солидном журнале

45

32

получили грант

10

5

выступали с сообщением на конференции высокого уровня

34

35

вы именной стипендиат

15

10

лауреат конкурса на лучшую научную работу

7

3

ездили за границу на учебу, стажировку, научную конференцию

10

3

участвовали в международном научном проекте

8

3

работаете по хоздоговору во временном научном коллективе

18

10

 

Можно видеть, что мужская часть аспирантского сообщества отличается от женской лучшими результатами в работе над диссертацией, однако различия невелики.

 

Традиционное объяснение причин отставания женщин на пути в науку и в научном росте – двойная нагрузка в семье и на работе. Действительно, женщина получила право работать в сфере общественного производства, но никто, в том числе она сама, не снимает с себя ответственность за семейную сферу – социальные роли жены, матери, хозяйки дома не могут для женщины быть второстепенными по сравнению с исполнением роли научно-педагогического работника. В этом плане у женщины меньше возможности для того, чтобы успешно конкурировать с мужчинами в науке. Эти «само собою разумеющиеся положения» вошли в гипотезы исследования. Было высказано предположение о том. что гендерное разделение труда, необходимость исполнять традиционные социальные роли хозяйки дома, жены и матери свои детей будут главными «дискриминирующими» факторами в успешности работы над диссертации представительницами слабого пола. Однако приведенные данные не дают, казалось бы, оснований для вывода, что быт и нехватка денег негативно отражается на научной работе аспирантов и аспиранток.

Просьба оценить затраты времени на разного рода подработки убедительно показали, что материальные трудности тесно коррелируют с затратами времени. У аспирантов только 20% опрошенных не подрабатывают, у аспиранток – 26%. Две трети мужчин и 55% женщин тратят на труд с целью заработка более 20 часов в неделю. В этом плане аспирантура как форма экономии времени аспирантов слабо выполняет свое предназначение – создать условия для полноценной работы над диссертацией.

Основную статью личного дохода как мужчин, так и женщин составляют приработки разного рода. 56% мужчин зарабатывают и получают из иных источников средств существования более 2000 рублей в месяц, среди женщин имеют такие доходы 38% опрошенных аспиранток. И те и другие аспиранты считают, что для того, чтобы не отвлекаться на подработки и заниматься только диссертацией, требуется в среднем 3,5 тыс. рублей. 36% молодых людей и 12% женщин-аспиранток уже вышли на этот уровень, но нельзя сказать словами поэта что «их пример – другим наука».

Еще более выпукло на первый план выходят проблемы материального плана по сравнению с академическими, когда аспиранты высказывают свои пожелания руководству вузов для привлечения в науку талантливой молодежи и ее поддержки во время учебы. Предложения по улучшению материального обеспечения аспирантов встречается в каждой второй анкете. Это повышение стипендии, система льгот, введение материального поощрения, увеличение именных стипендий и др. Мужская часть аспирантов активнее высказывается за более строгий отбор молодых людей при поступлении в аспирантуру. Женщины несколько чаще обращают внимание на обеспечение хорошего научного руководства, что можно истолковать как относительно низкий уровень самостоятельности аспиранток и ожидание наставничества и помощи извне.

С большим удовольствием аспиранты делятся своим, по-видимому, отрицательным опытом, давая советы следующему поколению, как не надо работать над диссертацией. Главные из них давно известны, но каждое поколение упорно наступает на одни и те же грабли, учится не на чужих, а на своих ошибках. Беглый перечень выстраданных советов: «рассчитывать свое время, не затягивать, не откладывать, сразу начинать работать над диссертацией, больше общаться с научным руководителем и специалистами, организованность, дисциплинированность, строгое соблюдение плана работы, сосредоточиться на главном, не отвлекаться на работу и семью(?) и т.д.».

Поскольку распределение аспирантов и аспиранток по годам обучения тождественное, то есть возможность сравнить плоды их работы за последние полтора года

Таблица 9

Показатели достижений аспирантов в научной работе. Вузы ПФО. %

Достижения за последние полтора года работы над диссертацией

муж

жен

опубликовали статью в солидном журнале

45

32

получили грант

10

5

выступали с сообщением на конференции высокого уровня

34

35

вы именной стипендиат

15

10

лауреат конкурса на лучшую научную работу

7

3

ездили за границу на учебу, стажировку, научную конференцию

10

3

участвовали в международном научном проекте

8

3

работаете по хоздоговору во временном научном коллективе

18

10

 

Можно видеть, что мужская часть аспирантского сообщества отличается от женской лучшими результатами в работе над диссертацией, однако различия невелики.