БЛОК №8

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 

Роль обучения

в развитии отдела продаж

Как найти тренера, который Вам поможет

Трудно спорит с фактом, что в любой професии бывают и мастера и середнячки и любители. Стоит ли, в этом контексте, обсуждать професию бизнес тренера отдельно? Наверно стоит, потому что:

От бизнес тренеров ожидают, если не чуда, то очень многое.

Многие компании, работающие с бизнес тренерами, пришли к выводу, что это пустая трата времени и денег.

Я горжусь откликами моих клиентов (эти отклики доступны) и это, как бы, не моя проблема. С другой стороны, это на прямую касаеться моего бизнеса и , соответственно, это моя, и большая, проблема.

Можно ли определит некоторые характеристики, которыми должен обладать образцовый бизнес тренер? Я не имею ввиду такие как “добрый, умный, интересный”, а более конкретные. Я это обсуждал с коллегами тренерами, и на основе наших разговоров и моих дополнений, появился такой список. Образцового тренера украшают:

Честность и соблюдение высоких этических норм

Знание предметной области (продаж и т.д.)

Навыки по проведению тренингов

Опыт и смикалка в бизнесе

Навыки по управлению проектами

Индивидуальность и обаяние (personality)

Тренеры далеки от образцовых, подпадают под две категории.

Первая категория, это те, которые осознают свой уровень, стремяться к росту и совершенствованию, с реальной самооценкой (не заниженой). Это работоспособный тренер, понимающий свои преимущества и недостатки, профиль и дальность боя. Если он, в добавок, умеет управлять ожиданиями клиента и определять потребности клиента честно, то все в,есте просто работает.

Вторая категория тренеров, к сожалению, пытаеться (негласно, но навязчиво) представить свои качества как эталоные и не считают нужным (иногда даже возможным) расти. Так как таких немало, они находят счастье в сравнении – “посмотри вокруг и ты поймешь, что я еще ничего” . Они сравнивают себя с такими же, либо вообще с полными любителями, которыю дискредитуют саму професию.

Ну, и как, вопреки всему, вторая категория выживает? Есть способы, такие как:

А) Работать все время с новыми клиентами,

Б) Работать только с теми, которым удалось продать идею, что “это и есть то”,

В) Работать с теми, которые преследуют другие цели: взятки, подтверждение того, что они сами умные, а тренеры дураки, потртить бюджет на обучени, НО ничего не изменить и т.д.

Можно ли отличить тренера от “тренера”?

Клиенту, при выборе, стоит обратить внимание на следующее:

За частую цена говорить о многом. “Тренер” всегда любит держать в запасе такой аргумент: если клиент недоволен, стоит ему напомнит, что то что ему нужно и стоит намного дороже. Здесь есть и нюансы. Некоторые “тренеры” удачно подменили тему и продали идею – раз дорого, значить хорошо. И другой нюанс – когда тренера продает тренинговая компания, то трудно судить о его цене.

Кстати, в лучших компаниях мира, из 7        характеристик при выборе программ, у 3 цена была на 6 месте, а у одного на 7.

Можно предложить тренеру пообщаться с будущей аудиторией на часок. Это поможет тренеру определит потребности, а клиенту (зачастую это менеджер по персоналу или руководитель отдела) разделить ответственность за выбор.

Нужно спросить про опыт в бизнесе, а не только в тренинговой деятельности.

Нужно спросить про постоянных клиентов и их отклики.

Нужно спросить про опыт в тренинговой деятельности.

Нужно спросить про происхождение тренингов – откуда они – авторские, лицензионные …

Нужно спросить про процедуру – что происходит до тренинга, на тренинге, после тренинга, что ожидаем, что будем измерять и т.д.

Есть ли сопровождение и поддержка после тренинга – контакты, вопросы, консультации …

Нужно спросить про позицию тренера по важным вопросам – во что верит, чего придерживаеться, что он думает о манипуляции, трюках, неэтичных приемах и т.д.

Нужно спросить какой литературой тренер пользуеться, что ему нравиться, что хотел бы порекомендовать.

Конечно, есть и решение по выбору тренера, которое смахивает на греческий рецепт Deus ex Machina. Просто, надо найти Тренера, так как он точно сможет отличить тренера от “тренера”.

Как то, все туманно и скользко. Правда. С другой стороны, если у организации серьезные проблемы, похоже что ей нужно серьезное лекарство. Неэффективность тренинга сегодня, это удачная комбинация преступной халатности при выборе тренера (со стороны клиента) и отсутствия професиональных стандартов в нашей професии. Мировой рынок обучения весить около 100 миллиардов долларов в год. Это серьезный бизнес. И на российском рынке, это возможность для професионалов проявить себя, сиграть ключевую роль в возрождении страны, помочь (“конкретно”) многим российским компаниям.

Радмило М. Лукич

Кодекс   этики   и практики  обучающих  тренеров

Британская  Ассоциация  Консультирования

1. Статус  настоящего   Кодекса

Настоящий  кодекс  представляет  собой версию  Кодекса 1996 года, пересмотренную с учетом  опыта  членов БАК.

Структура  кодекса

Настоящий  кодекс  содержит четыре  раздела:

А. Кодекс  этики  для   всех  тренеров.

В. Основной  кодекс практики для всех  тренеров.

С. Дополнение  для тренеров, обучающих  консультированию.

D. Дополнение для  тренеров, обучающих   консультативным  навыкам.

2. Введение

2.1 Цель  настоящего Кодекса этики и практики – закрепить  правила  работы  тренеров-членов БАК, информировать и защищать членов общества, обратившихся за обучением консультированию и консультативным навыкам, независимо от уровня и продолжительности программы обучения. Обучение  и консультации по приобретению  навыков  включает  в себя  обучении супервизии, групповой работе, навыкам  межличностного общения  и  другие  темы, использующие  теорию и практику консультирования.

Разделы   А и В адресованы всем  тренерам. Раздел С  содержит дополнение для тренеров, обучающих  консультированию. Раздел D содержит дополнения для тренеров, обучающих консультативным навыкам.

2.2 Данный  документ следует  рассматривать в  совокупности с остальными Кодексами  практики и этики БАК и  процедурами  аккредитации в  БАК.

2.3 Отношения  между организацией-нанимателем  обучающего тренера  и проходящими обучение  имеют  большое  значение. Настоящий Кодекс подтверждает принцип, согласно которому   организации, являющиеся

учредителями БАК, подчиняются существующим правилам всех кодексов  БАК.

2.4 Этические нормы  включают в себя такие ценности, как целостность, справедливость и уважение. Основные  ценности консультирования и обучения находят выражение в анти-дискриминационной практике. Согласно настоящему  Кодексу, члены БАК признают свою ответственность, в качестве обучающих  тренеров, по отношению к обучающимся консультантам и их клиентам, по отношению к  коллегам  настоящей      Ассоциации  и обществу в целом.

2.5 В настоящем Кодексе обучающими  тренерами называются те, кто обучает  консультированию и навыкам  консультирования.

2.6 Тренеры должны  понимать различия между обучением  консультированию и консультативным навыкам. Они обязаны ознакомить  обучаемых с этими различиями и сделать все возможное, чтобы они обучались по программе,   соответствующей  их запросу.

2.7. Методика  обучения и методы оценки и аттестации должны логически  согласовываться с теоретической  основой  программы.

2.8Обучение наиболее  эффективно, когда    работает двое или более обучающих  тренеров. Тренеры и организация – заказчик должны  стараться  обеспечить это по мере возможности.

2.9 Численность группы  должна  соответствовать  целям обучения и модели  работы. При решении  о количестве обучаемых должны  учитываться цели  обучения, методы аттестации и возможность   уделять внимание  каждому  обучаемому.  В случае если  непосредственная    обратная  связь  между  обучающим тренером  и обучаемым  является частью обучения, максимальное  рекомендованное  соотношение между обучающими и обучаемым  составляет 1:12.

А. КОДЕКС  ЭТИКИ ДЛЯ ВСЕХ  ОБУЧАЮЩИХ  ТРЕНЕРОВ

А.1Ценности

Обучение и  эксплуатация не совместимы. Обучение  основано на таких ценностях, как целостность, справедливость и уважение. Обучающие  тренеры несут равную этическую ответственность за  свою работу независимо  от того, является ли обучение платным или нет.

А.2Анти-дискриминация

Обучающие  тренеры  должны  осознавать  свои  предубеждения и стереотипы   восприятия. Они должны также  учитывать  наличие  предубеждений и

стереотипов у обучаемых. Они должны обеспечить  соблюдение принципа  антидискриминации в ходе всего  проводимого ими  обучения.

А.3 Безопасность

Тренеры несут ответственность за обеспечение  безопасности  обучаемых и их клиентов  в течение всего обучения.

А.4 Компетенция

Тренеры должны  оценивать и совершенствовать  свой профессионализм и действовать в пределах своей профессиональной  компетенции.

А.5 Конфиденциальность

В самом начале обучения обучающие тренеры должны  довести до сведения обучающихся, каковы  границы  конфиденциальности  в ходе обучения.

А.6 Контракт

Сроки и условия предоставляемого обучения должны   быть ясны  обучающимся до начала обучения. Последующие  изменения  должны  быть предварительно согласованы.

А.7 Границы

Тренеры должны установить  необходимую  границу между собой и обучаемыми и поддерживать ее таким образом, чтобы  рабочие отношения не смешивались с  дружбой  и другими личными связями.

В. ОСНОВНОЙ КОДЕКС ПРАКТИКИ  ДЛЯ ВСЕХ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНЕРОВ

В.1 Обязанности

В.1 Тренеры  сознательно берут на себя задачу обучения консультированию и консультативным  навыкам.

В.1.2 Тренеры обязаны соблюдать все принципы  настоящего Кодекса этики и практики и всех действующих  Кодексов БАК и в начале обучения ознакомить всех  обучаемых  с Кодексами этики и практики БАК.

В.1.3 Тренеры обязаны признавать ценность и достоинство  обучаемых  и относиться с должным  уважением  к  проявлениям, обусловленным  их происхождением, социальным  положением, полом, возрастом, сексуальной  ориентацией  и физическим  здоровьем.  Тренеры также  должны  осознавать 

свои предубеждения  и стереотипы восприятия и особенно  внимательно следить за  тем, как они  могут влиять на процесс  обучения.

В.1.4Тренеры  должны  способствовать  саморазвитию и самосознанию обучаемых, с тем, чтобы  они  научились  интегрировать  личные  открытия и практику.

В.1.5 Тренеры должны  ознакомить  обучаемых  с различиями  между обучением, супервизией, терапией, консультированием и использованием  консультативных навыков.

В.1.6. Тренеры  ответственны  за  формирование  существующих  границ.

  1.6.1 Во время  обучения роли обучаемого и клиента должны различаться. В случае обнаружения  болезненных личных  областей   обучаемого, обучающий   тренер  должен предложить  ему   продолжить  углубленную  работу  над ними  с  другим консультантом  вне контекста  обучения.

   1.6.2 Те, кто консультирует обучающихся   во  время  обучения, не должны  иметь отношения к   обучению и  процедурам аттестации.

  1.6.3  Тренеры должны  следить за тем, чтобы личные  или социальные    контакты между ними и  обучаемыми не оказывали неблагоприятного  влияния на эффективность обучения.

В.1.7 Тренеры не могут принимать в  качестве  обучаемых тех, кто в настоящее время  проходит у них  консультирование как клиент. Проходившие  обучение не должны  становиться  клиентами. Бывшие  клиенты  не должны  начинать обучение до тех пор, пока не пройдет  необходимый  для рефлексии  период времени, и не пройдет  консультация  с  супервизором.

В.1.8 Тренеры должны  обеспечивать  свои  эмоциональные потребности  за  пределами  обучающей  работы и независимо  от отношений  с  обучаемыми.

В.1.9. Тренеры  не имеют права  эксплуатировать  обучающихся в  финансовом, сексуальном или каком-либо другом  отношении. Вступать  в  сексуальные  контакты  с обучаемыми  считается  неэтичным.

В.1.10 Тренеры должны позаботиться,   чтобы  было уделено  должное внимание условиям, в  которых  обучаемые  предположительно  будут  работать  по окончании  обучения.

В.1.11 В случае необходимости тренеры должны подготовить обучаемых к эффективной  работе  в  существующем  сеттинге.

В.1.12 Если частью обучения  является  работа с клиентами, обучающие тренеры  несут  ответственность за обеспечение   и организацию  соответствующей  супервизии для  обучаемых.

В.1.13  Приглашенные или замещающие  тренеры  принимают  на себя  ответственность  за любые  предшествующие  и настоящие, профессиональные и личные  отношения с  каждым  членом обучаемой группы.

В.1.14 Тренеры должны  признавать  личный  жизненный  опыт и индивидуальность  обучаемых. Вызов их  взглядам,  позиции  и   представлениям  должен делаться  с уважением,  в  соответствующей с  установленными задачами обучения  форме и являться примером хорошей практики.

В.1.15 Тренеры отвечают за то, чтобы  обучаемые   могли  обсудить  с ними  любую  потребность  в  индивидуальном  консультировании и воздействие, которое оно   может оказать на  их работу,   как во  время, так и после обучения.

В.1.16 Поведение  обучающих  тренеров в ходе  обучения  ни  при  каких  условиях не должно   подрывать  доверие общества к их работе, работе других  тренеров БАК.

В.2 Профессионализм

В.2.1 Тренерам  настоятельно  рекомендуется  по окончании их собственного обучения  пройти,  по меньшей  мере,  годичную  практику  в  соответствующей  области.  Им следует  взять на себя   обязательство  по  дальнейшему  профессиональному  самосовершенствованию  в качестве обучающих  тренеров.

В.2.2 Тренеры  должны  следить за  ходом  своей  работы и быть  готовыми  дать отчет  обучающим и  коллегам   о  том, что  и  какой  целью  они  делают.

В.2.3 Тренеры  должны   проверять   и  определять   границы  своей  профессиональной   компетенции  с  помощью  регулярной   супервизии  или  консультаций.

В.2.4 Тренеры   несут ответственность   перед  собой  и обучаемыми  за  поддержание  себя  в  рабочей  форме, восстановление  физических и  душевных  сил,  а  также за  эффективность   своей  работы.

В.3  Конфиденциальность

В.3.1 Тренеры  несут  ответственность  за  заключение  контракта о  конфиденциальности,  в  котором оговаривается    ответственность,  как  тренера, так и обучающихся.

В.3.2  В начале  обучения  тренер   должен  сообщить   обучающимся  обо  всех  возможных  обстоятельствах,  при  которых   договоренность   о конфиденциальности  перестает  действовать.

В.3.3 Тренер не имеет права   раскрывать  конфиденциальную  информацию  о  проходящем  обучении  в  настоящее  время  или  проходившем в  прошлом,  без разрешения  самого  обучающегося,  за  исключением  следующих  случаев:

При обсуждении с теми,  к  кому  тренер   обращается  за  профессиональной  поддержкой или  супервизией (такое  обсуждение, как  правило, анонимно и  супервизор  следует  правилу конфиденциальности),

Во  избежание нанесения  серьезного  ущерба  самому   обучающемуся, либо кому-то другому,

Когда  по  закону требуется  раскрытие  конфиденциальности,

В  ходе  отбора, аттестации, рассмотрения  жалоб  и  дисциплинарных процедур  в порядке  предотвращения  или расследования  нарушений  этических норм   обучающимися.

Если  согласие  на  раскрытие  конфиденциальной  информации   не было  получено,   обучающий  тренер  должен заранее  предупредить  обучающихся  о том,  что  он собирается  раскрыть  конфиденциальную информацию.

В.3.4 Подробная  информация  об отдельных  обучающихся  или  прошедших   обучение  может  быть  использована  в  публикациях или  выступлениях  только  с   разрешения  обучающегося и  с  соблюдением  анонимности. Если  в ходе   обучения  тренеры  приводят  примеры  из   своей  работы, эти  примеры  должны  быть  уважительными, краткими и  анонимными.

В.3.5 Если  тренеру необходимо  обсудить  обучаемых  с  коллегами, такое обсуждение  должно носить   профессиональный и  целенаправленный   характер.

В.3.6 в  случае,  если  обучающий   тренер  считает,  что  другой  тренер  ведет  себя  не  должным  образом, и это  нельзя  исправить, обсудив  с ним  его  поведение,  следует  подать  жалобу в соответствующие  инстанции, либо  прибегнуть   к  процедуре  подачи жалоб в БАК. В этой  ситуации  конфиденциальная  информация   может  быть   раскрыта лишь  той мере,  в  какой  это необходимо для  рассмотрения  жалобы.

В.4 Административные вопросы  обучения.

В.4.1 До начала  обучения  обучающие тренеры  должны  подготовить  основные  сведения  для  будущих  обучаемых  в  письменной  форме или с  использованием  других средств  коммуникаций. Эти  сведения  включают  следующее:

Сведения  об  оплате обучения и  других  расходах,  которые  понадобятся в  ходе  обучения,

Сведения  о  сроках и  времени  обучения,

Сведения  о   вступительных процедурах,  требования  к  поступающим и о том,  каким  образом  принимается решение о поступлении,

Основные сведения  о содержании программы, ее  философских и теоретических основах и методах  обучения,

Сведения о квалификации обучающих  тренеров,

Сведения  о супервизии   и  индивидуальном  консультировании,  которые   обучающиеся  должны  пройти  в  ходе  обучения,

Сведения  о практике или  стажировке, включенных  в обучение,

Сведения об аттестации и методах оценки, используемых в ходе  обучения и их  следствиях.

В.4.2 Тренеры  должны  выяснить, является ли  обучение  добровольным  или  принудительным. В  случае  необходимости привлечь  внимание  заказчика к тому  факту, что добровольное обучение  значительно эффективнее.

 

В.4.3 Тренеры  должны  следить, чтобы  обучаемые  получали  регулярную  обратную  связь  и регулярно   оценивали  свою   работу  самостоятельно  и  с  помощью   других  участников группы.

В.4.4 Тренеры  должны чутко улавливать  проявления  нетерпимости  со  стороны  обучаемых и побуждать  их  к  развитию  сознательности  и  уважения  различий  в  системах ценностей  разных людей.

В.4.5 Тренеры  должны  предоставить обучаемым  возможность  обсудить  и оценить  полученный  в  ходе  обучения  опыт  индивидуально и/или в группах, по крайней  мере,  один раз  за время обучения.

В.4.6 Если  тренеры  обнаружат  противоречия   между  своими обязательствами  по  отношению  к обучаемым  и  обязательствами  по  отношению  к  организации-заказчику, они  должны  разъяснить как  обучаемым, так и организации-заказчику,  в чем  заключается это  противоречие, и постараться разрешить его.

В.4.7 В случае, если разногласие  между  тренером и обучаемым или между  тренерами  не может быть  разрешено, тренер   или, при необходимости, его руководитель должны  проконсультироваться с  независимым  экспертом.

С. ДОПОЛНЕНИЕ ДЛЯ  ТРЕНЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

С.1 обучающие  тренеры должны позаботиться, чтобы

Практический опыт  консультирования  во  внешнем сеттинге входил, по возможности,  в  программу обучения,

Консультативная  практика  обучающихся  проходила  в  надлежащих  условиях,  и особое  внимание  уделялось  конфиденциальности, закрытости  и  супервизии.

D. ДОПОЛНЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХ  КОНСУЛЬТАТИВНЫМ  НАВЫКАМ

D.1 Тренеры должны  убедиться, что обучающиеся  уяснили, в  каких  случаях  и при  каких условиях  они  будут использовать  полученные  консультативные  навыки.

D.2 Тренерам  надлежит   убедиться, что обучаемые  понимают, что использование  консультативных  навыков  может  привести  к возникновению  противоречия  между различными обстоятельствами. Возможные противоречия должны быть  обсуждены  в  ходе  обучения и супервизии.

ПОЛИТИКА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Британская Ассоциация  консультирования (БАК)  обязуется  предоставить  всем своим  членам  равные  возможности  вступления  в любое свое подразделение и участия в их  работе. БАК с должным  уважением  относится  к  группам населения, имеющим особые характеристики, которые  скрытым  или  явным  способом  могли  бы  воспрепятствовать  их  втуплению или  полноправному  участию в БАК. К числу  таких  характеристик  могут  относиться  возраст, цвет кожи, убеждения, физическая  недееспособность, образование,  этническая группа, пол,  информированнность, знания,  возможность передвижения, деньги, национальность, раса, религия, сексуальная  ориентация, социальное  происхождение  и положение.

БАК имеет  целью  проводить  в  жизнь  это  обстоятельство  во  все  сферах своей  деятельности,  включая  услуги  членам,  вопросы отвкетственности  нанимателей, набор добровольцев и работу  с ними, установление условий  работы, аттестацию,проверку  и оценку  выыполнения  правил  и  осуществление  работы  с  жалобами.  Это  приобретает  особую  важность  с  учетом  того,  что БАК  выступает как “голос  консультирования”  в  мире.

БАК  обеспечивает    и поощряет  проведение политики  равных возможностей  всеми ее  членами. 

 

 

Роль обучения

в развитии отдела продаж

Как найти тренера, который Вам поможет

Трудно спорит с фактом, что в любой професии бывают и мастера и середнячки и любители. Стоит ли, в этом контексте, обсуждать професию бизнес тренера отдельно? Наверно стоит, потому что:

От бизнес тренеров ожидают, если не чуда, то очень многое.

Многие компании, работающие с бизнес тренерами, пришли к выводу, что это пустая трата времени и денег.

Я горжусь откликами моих клиентов (эти отклики доступны) и это, как бы, не моя проблема. С другой стороны, это на прямую касаеться моего бизнеса и , соответственно, это моя, и большая, проблема.

Можно ли определит некоторые характеристики, которыми должен обладать образцовый бизнес тренер? Я не имею ввиду такие как “добрый, умный, интересный”, а более конкретные. Я это обсуждал с коллегами тренерами, и на основе наших разговоров и моих дополнений, появился такой список. Образцового тренера украшают:

Честность и соблюдение высоких этических норм

Знание предметной области (продаж и т.д.)

Навыки по проведению тренингов

Опыт и смикалка в бизнесе

Навыки по управлению проектами

Индивидуальность и обаяние (personality)

Тренеры далеки от образцовых, подпадают под две категории.

Первая категория, это те, которые осознают свой уровень, стремяться к росту и совершенствованию, с реальной самооценкой (не заниженой). Это работоспособный тренер, понимающий свои преимущества и недостатки, профиль и дальность боя. Если он, в добавок, умеет управлять ожиданиями клиента и определять потребности клиента честно, то все в,есте просто работает.

Вторая категория тренеров, к сожалению, пытаеться (негласно, но навязчиво) представить свои качества как эталоные и не считают нужным (иногда даже возможным) расти. Так как таких немало, они находят счастье в сравнении – “посмотри вокруг и ты поймешь, что я еще ничего” . Они сравнивают себя с такими же, либо вообще с полными любителями, которыю дискредитуют саму професию.

Ну, и как, вопреки всему, вторая категория выживает? Есть способы, такие как:

А) Работать все время с новыми клиентами,

Б) Работать только с теми, которым удалось продать идею, что “это и есть то”,

В) Работать с теми, которые преследуют другие цели: взятки, подтверждение того, что они сами умные, а тренеры дураки, потртить бюджет на обучени, НО ничего не изменить и т.д.

Можно ли отличить тренера от “тренера”?

Клиенту, при выборе, стоит обратить внимание на следующее:

За частую цена говорить о многом. “Тренер” всегда любит держать в запасе такой аргумент: если клиент недоволен, стоит ему напомнит, что то что ему нужно и стоит намного дороже. Здесь есть и нюансы. Некоторые “тренеры” удачно подменили тему и продали идею – раз дорого, значить хорошо. И другой нюанс – когда тренера продает тренинговая компания, то трудно судить о его цене.

Кстати, в лучших компаниях мира, из 7        характеристик при выборе программ, у 3 цена была на 6 месте, а у одного на 7.

Можно предложить тренеру пообщаться с будущей аудиторией на часок. Это поможет тренеру определит потребности, а клиенту (зачастую это менеджер по персоналу или руководитель отдела) разделить ответственность за выбор.

Нужно спросить про опыт в бизнесе, а не только в тренинговой деятельности.

Нужно спросить про постоянных клиентов и их отклики.

Нужно спросить про опыт в тренинговой деятельности.

Нужно спросить про происхождение тренингов – откуда они – авторские, лицензионные …

Нужно спросить про процедуру – что происходит до тренинга, на тренинге, после тренинга, что ожидаем, что будем измерять и т.д.

Есть ли сопровождение и поддержка после тренинга – контакты, вопросы, консультации …

Нужно спросить про позицию тренера по важным вопросам – во что верит, чего придерживаеться, что он думает о манипуляции, трюках, неэтичных приемах и т.д.

Нужно спросить какой литературой тренер пользуеться, что ему нравиться, что хотел бы порекомендовать.

Конечно, есть и решение по выбору тренера, которое смахивает на греческий рецепт Deus ex Machina. Просто, надо найти Тренера, так как он точно сможет отличить тренера от “тренера”.

Как то, все туманно и скользко. Правда. С другой стороны, если у организации серьезные проблемы, похоже что ей нужно серьезное лекарство. Неэффективность тренинга сегодня, это удачная комбинация преступной халатности при выборе тренера (со стороны клиента) и отсутствия професиональных стандартов в нашей професии. Мировой рынок обучения весить около 100 миллиардов долларов в год. Это серьезный бизнес. И на российском рынке, это возможность для професионалов проявить себя, сиграть ключевую роль в возрождении страны, помочь (“конкретно”) многим российским компаниям.

Радмило М. Лукич

Кодекс   этики   и практики  обучающих  тренеров

Британская  Ассоциация  Консультирования

1. Статус  настоящего   Кодекса

Настоящий  кодекс  представляет  собой версию  Кодекса 1996 года, пересмотренную с учетом  опыта  членов БАК.

Структура  кодекса

Настоящий  кодекс  содержит четыре  раздела:

А. Кодекс  этики  для   всех  тренеров.

В. Основной  кодекс практики для всех  тренеров.

С. Дополнение  для тренеров, обучающих  консультированию.

D. Дополнение для  тренеров, обучающих   консультативным  навыкам.

2. Введение

2.1 Цель  настоящего Кодекса этики и практики – закрепить  правила  работы  тренеров-членов БАК, информировать и защищать членов общества, обратившихся за обучением консультированию и консультативным навыкам, независимо от уровня и продолжительности программы обучения. Обучение  и консультации по приобретению  навыков  включает  в себя  обучении супервизии, групповой работе, навыкам  межличностного общения  и  другие  темы, использующие  теорию и практику консультирования.

Разделы   А и В адресованы всем  тренерам. Раздел С  содержит дополнение для тренеров, обучающих  консультированию. Раздел D содержит дополнения для тренеров, обучающих консультативным навыкам.

2.2 Данный  документ следует  рассматривать в  совокупности с остальными Кодексами  практики и этики БАК и  процедурами  аккредитации в  БАК.

2.3 Отношения  между организацией-нанимателем  обучающего тренера  и проходящими обучение  имеют  большое  значение. Настоящий Кодекс подтверждает принцип, согласно которому   организации, являющиеся

учредителями БАК, подчиняются существующим правилам всех кодексов  БАК.

2.4 Этические нормы  включают в себя такие ценности, как целостность, справедливость и уважение. Основные  ценности консультирования и обучения находят выражение в анти-дискриминационной практике. Согласно настоящему  Кодексу, члены БАК признают свою ответственность, в качестве обучающих  тренеров, по отношению к обучающимся консультантам и их клиентам, по отношению к  коллегам  настоящей      Ассоциации  и обществу в целом.

2.5 В настоящем Кодексе обучающими  тренерами называются те, кто обучает  консультированию и навыкам  консультирования.

2.6 Тренеры должны  понимать различия между обучением  консультированию и консультативным навыкам. Они обязаны ознакомить  обучаемых с этими различиями и сделать все возможное, чтобы они обучались по программе,   соответствующей  их запросу.

2.7. Методика  обучения и методы оценки и аттестации должны логически  согласовываться с теоретической  основой  программы.

2.8Обучение наиболее  эффективно, когда    работает двое или более обучающих  тренеров. Тренеры и организация – заказчик должны  стараться  обеспечить это по мере возможности.

2.9 Численность группы  должна  соответствовать  целям обучения и модели  работы. При решении  о количестве обучаемых должны  учитываться цели  обучения, методы аттестации и возможность   уделять внимание  каждому  обучаемому.  В случае если  непосредственная    обратная  связь  между  обучающим тренером  и обучаемым  является частью обучения, максимальное  рекомендованное  соотношение между обучающими и обучаемым  составляет 1:12.

А. КОДЕКС  ЭТИКИ ДЛЯ ВСЕХ  ОБУЧАЮЩИХ  ТРЕНЕРОВ

А.1Ценности

Обучение и  эксплуатация не совместимы. Обучение  основано на таких ценностях, как целостность, справедливость и уважение. Обучающие  тренеры несут равную этическую ответственность за  свою работу независимо  от того, является ли обучение платным или нет.

А.2Анти-дискриминация

Обучающие  тренеры  должны  осознавать  свои  предубеждения и стереотипы   восприятия. Они должны также  учитывать  наличие  предубеждений и

стереотипов у обучаемых. Они должны обеспечить  соблюдение принципа  антидискриминации в ходе всего  проводимого ими  обучения.

А.3 Безопасность

Тренеры несут ответственность за обеспечение  безопасности  обучаемых и их клиентов  в течение всего обучения.

А.4 Компетенция

Тренеры должны  оценивать и совершенствовать  свой профессионализм и действовать в пределах своей профессиональной  компетенции.

А.5 Конфиденциальность

В самом начале обучения обучающие тренеры должны  довести до сведения обучающихся, каковы  границы  конфиденциальности  в ходе обучения.

А.6 Контракт

Сроки и условия предоставляемого обучения должны   быть ясны  обучающимся до начала обучения. Последующие  изменения  должны  быть предварительно согласованы.

А.7 Границы

Тренеры должны установить  необходимую  границу между собой и обучаемыми и поддерживать ее таким образом, чтобы  рабочие отношения не смешивались с  дружбой  и другими личными связями.

В. ОСНОВНОЙ КОДЕКС ПРАКТИКИ  ДЛЯ ВСЕХ ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНЕРОВ

В.1 Обязанности

В.1 Тренеры  сознательно берут на себя задачу обучения консультированию и консультативным  навыкам.

В.1.2 Тренеры обязаны соблюдать все принципы  настоящего Кодекса этики и практики и всех действующих  Кодексов БАК и в начале обучения ознакомить всех  обучаемых  с Кодексами этики и практики БАК.

В.1.3 Тренеры обязаны признавать ценность и достоинство  обучаемых  и относиться с должным  уважением  к  проявлениям, обусловленным  их происхождением, социальным  положением, полом, возрастом, сексуальной  ориентацией  и физическим  здоровьем.  Тренеры также  должны  осознавать 

свои предубеждения  и стереотипы восприятия и особенно  внимательно следить за  тем, как они  могут влиять на процесс  обучения.

В.1.4Тренеры  должны  способствовать  саморазвитию и самосознанию обучаемых, с тем, чтобы  они  научились  интегрировать  личные  открытия и практику.

В.1.5 Тренеры должны  ознакомить  обучаемых  с различиями  между обучением, супервизией, терапией, консультированием и использованием  консультативных навыков.

В.1.6. Тренеры  ответственны  за  формирование  существующих  границ.

  1.6.1 Во время  обучения роли обучаемого и клиента должны различаться. В случае обнаружения  болезненных личных  областей   обучаемого, обучающий   тренер  должен предложить  ему   продолжить  углубленную  работу  над ними  с  другим консультантом  вне контекста  обучения.

   1.6.2 Те, кто консультирует обучающихся   во  время  обучения, не должны  иметь отношения к   обучению и  процедурам аттестации.

  1.6.3  Тренеры должны  следить за тем, чтобы личные  или социальные    контакты между ними и  обучаемыми не оказывали неблагоприятного  влияния на эффективность обучения.

В.1.7 Тренеры не могут принимать в  качестве  обучаемых тех, кто в настоящее время  проходит у них  консультирование как клиент. Проходившие  обучение не должны  становиться  клиентами. Бывшие  клиенты  не должны  начинать обучение до тех пор, пока не пройдет  необходимый  для рефлексии  период времени, и не пройдет  консультация  с  супервизором.

В.1.8 Тренеры должны  обеспечивать  свои  эмоциональные потребности  за  пределами  обучающей  работы и независимо  от отношений  с  обучаемыми.

В.1.9. Тренеры  не имеют права  эксплуатировать  обучающихся в  финансовом, сексуальном или каком-либо другом  отношении. Вступать  в  сексуальные  контакты  с обучаемыми  считается  неэтичным.

В.1.10 Тренеры должны позаботиться,   чтобы  было уделено  должное внимание условиям, в  которых  обучаемые  предположительно  будут  работать  по окончании  обучения.

В.1.11 В случае необходимости тренеры должны подготовить обучаемых к эффективной  работе  в  существующем  сеттинге.

В.1.12 Если частью обучения  является  работа с клиентами, обучающие тренеры  несут  ответственность за обеспечение   и организацию  соответствующей  супервизии для  обучаемых.

В.1.13  Приглашенные или замещающие  тренеры  принимают  на себя  ответственность  за любые  предшествующие  и настоящие, профессиональные и личные  отношения с  каждым  членом обучаемой группы.

В.1.14 Тренеры должны  признавать  личный  жизненный  опыт и индивидуальность  обучаемых. Вызов их  взглядам,  позиции  и   представлениям  должен делаться  с уважением,  в  соответствующей с  установленными задачами обучения  форме и являться примером хорошей практики.

В.1.15 Тренеры отвечают за то, чтобы  обучаемые   могли  обсудить  с ними  любую  потребность  в  индивидуальном  консультировании и воздействие, которое оно   может оказать на  их работу,   как во  время, так и после обучения.

В.1.16 Поведение  обучающих  тренеров в ходе  обучения  ни  при  каких  условиях не должно   подрывать  доверие общества к их работе, работе других  тренеров БАК.

В.2 Профессионализм

В.2.1 Тренерам  настоятельно  рекомендуется  по окончании их собственного обучения  пройти,  по меньшей  мере,  годичную  практику  в  соответствующей  области.  Им следует  взять на себя   обязательство  по  дальнейшему  профессиональному  самосовершенствованию  в качестве обучающих  тренеров.

В.2.2 Тренеры  должны  следить за  ходом  своей  работы и быть  готовыми  дать отчет  обучающим и  коллегам   о  том, что  и  какой  целью  они  делают.

В.2.3 Тренеры  должны   проверять   и  определять   границы  своей  профессиональной   компетенции  с  помощью  регулярной   супервизии  или  консультаций.

В.2.4 Тренеры   несут ответственность   перед  собой  и обучаемыми  за  поддержание  себя  в  рабочей  форме, восстановление  физических и  душевных  сил,  а  также за  эффективность   своей  работы.

В.3  Конфиденциальность

В.3.1 Тренеры  несут  ответственность  за  заключение  контракта о  конфиденциальности,  в  котором оговаривается    ответственность,  как  тренера, так и обучающихся.

В.3.2  В начале  обучения  тренер   должен  сообщить   обучающимся  обо  всех  возможных  обстоятельствах,  при  которых   договоренность   о конфиденциальности  перестает  действовать.

В.3.3 Тренер не имеет права   раскрывать  конфиденциальную  информацию  о  проходящем  обучении  в  настоящее  время  или  проходившем в  прошлом,  без разрешения  самого  обучающегося,  за  исключением  следующих  случаев:

При обсуждении с теми,  к  кому  тренер   обращается  за  профессиональной  поддержкой или  супервизией (такое  обсуждение, как  правило, анонимно и  супервизор  следует  правилу конфиденциальности),

Во  избежание нанесения  серьезного  ущерба  самому   обучающемуся, либо кому-то другому,

Когда  по  закону требуется  раскрытие  конфиденциальности,

В  ходе  отбора, аттестации, рассмотрения  жалоб  и  дисциплинарных процедур  в порядке  предотвращения  или расследования  нарушений  этических норм   обучающимися.

Если  согласие  на  раскрытие  конфиденциальной  информации   не было  получено,   обучающий  тренер  должен заранее  предупредить  обучающихся  о том,  что  он собирается  раскрыть  конфиденциальную информацию.

В.3.4 Подробная  информация  об отдельных  обучающихся  или  прошедших   обучение  может  быть  использована  в  публикациях или  выступлениях  только  с   разрешения  обучающегося и  с  соблюдением  анонимности. Если  в ходе   обучения  тренеры  приводят  примеры  из   своей  работы, эти  примеры  должны  быть  уважительными, краткими и  анонимными.

В.3.5 Если  тренеру необходимо  обсудить  обучаемых  с  коллегами, такое обсуждение  должно носить   профессиональный и  целенаправленный   характер.

В.3.6 в  случае,  если  обучающий   тренер  считает,  что  другой  тренер  ведет  себя  не  должным  образом, и это  нельзя  исправить, обсудив  с ним  его  поведение,  следует  подать  жалобу в соответствующие  инстанции, либо  прибегнуть   к  процедуре  подачи жалоб в БАК. В этой  ситуации  конфиденциальная  информация   может  быть   раскрыта лишь  той мере,  в  какой  это необходимо для  рассмотрения  жалобы.

В.4 Административные вопросы  обучения.

В.4.1 До начала  обучения  обучающие тренеры  должны  подготовить  основные  сведения  для  будущих  обучаемых  в  письменной  форме или с  использованием  других средств  коммуникаций. Эти  сведения  включают  следующее:

Сведения  об  оплате обучения и  других  расходах,  которые  понадобятся в  ходе  обучения,

Сведения  о  сроках и  времени  обучения,

Сведения  о   вступительных процедурах,  требования  к  поступающим и о том,  каким  образом  принимается решение о поступлении,

Основные сведения  о содержании программы, ее  философских и теоретических основах и методах  обучения,

Сведения о квалификации обучающих  тренеров,

Сведения  о супервизии   и  индивидуальном  консультировании,  которые   обучающиеся  должны  пройти  в  ходе  обучения,

Сведения  о практике или  стажировке, включенных  в обучение,

Сведения об аттестации и методах оценки, используемых в ходе  обучения и их  следствиях.

В.4.2 Тренеры  должны  выяснить, является ли  обучение  добровольным  или  принудительным. В  случае  необходимости привлечь  внимание  заказчика к тому  факту, что добровольное обучение  значительно эффективнее.

 

В.4.3 Тренеры  должны  следить, чтобы  обучаемые  получали  регулярную  обратную  связь  и регулярно   оценивали  свою   работу  самостоятельно  и  с  помощью   других  участников группы.

В.4.4 Тренеры  должны чутко улавливать  проявления  нетерпимости  со  стороны  обучаемых и побуждать  их  к  развитию  сознательности  и  уважения  различий  в  системах ценностей  разных людей.

В.4.5 Тренеры  должны  предоставить обучаемым  возможность  обсудить  и оценить  полученный  в  ходе  обучения  опыт  индивидуально и/или в группах, по крайней  мере,  один раз  за время обучения.

В.4.6 Если  тренеры  обнаружат  противоречия   между  своими обязательствами  по  отношению  к обучаемым  и  обязательствами  по  отношению  к  организации-заказчику, они  должны  разъяснить как  обучаемым, так и организации-заказчику,  в чем  заключается это  противоречие, и постараться разрешить его.

В.4.7 В случае, если разногласие  между  тренером и обучаемым или между  тренерами  не может быть  разрешено, тренер   или, при необходимости, его руководитель должны  проконсультироваться с  независимым  экспертом.

С. ДОПОЛНЕНИЕ ДЛЯ  ТРЕНЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

С.1 обучающие  тренеры должны позаботиться, чтобы

Практический опыт  консультирования  во  внешнем сеттинге входил, по возможности,  в  программу обучения,

Консультативная  практика  обучающихся  проходила  в  надлежащих  условиях,  и особое  внимание  уделялось  конфиденциальности, закрытости  и  супервизии.

D. ДОПОЛНЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХ  КОНСУЛЬТАТИВНЫМ  НАВЫКАМ

D.1 Тренеры должны  убедиться, что обучающиеся  уяснили, в  каких  случаях  и при  каких условиях  они  будут использовать  полученные  консультативные  навыки.

D.2 Тренерам  надлежит   убедиться, что обучаемые  понимают, что использование  консультативных  навыков  может  привести  к возникновению  противоречия  между различными обстоятельствами. Возможные противоречия должны быть  обсуждены  в  ходе  обучения и супервизии.

ПОЛИТИКА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Британская Ассоциация  консультирования (БАК)  обязуется  предоставить  всем своим  членам  равные  возможности  вступления  в любое свое подразделение и участия в их  работе. БАК с должным  уважением  относится  к  группам населения, имеющим особые характеристики, которые  скрытым  или  явным  способом  могли  бы  воспрепятствовать  их  втуплению или  полноправному  участию в БАК. К числу  таких  характеристик  могут  относиться  возраст, цвет кожи, убеждения, физическая  недееспособность, образование,  этническая группа, пол,  информированнность, знания,  возможность передвижения, деньги, национальность, раса, религия, сексуальная  ориентация, социальное  происхождение  и положение.

БАК имеет  целью  проводить  в  жизнь  это  обстоятельство  во  все  сферах своей  деятельности,  включая  услуги  членам,  вопросы отвкетственности  нанимателей, набор добровольцев и работу  с ними, установление условий  работы, аттестацию,проверку  и оценку  выыполнения  правил  и  осуществление  работы  с  жалобами.  Это  приобретает  особую  важность  с  учетом  того,  что БАК  выступает как “голос  консультирования”  в  мире.

БАК  обеспечивает    и поощряет  проведение политики  равных возможностей  всеми ее  членами.