| Осуществление правосудия только судомПринцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия. Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов – окружными и судами субъектов рФ. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т. е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты. Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами. Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело. Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело. Законодательством установлено положение, в соответствии с которым каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же составом суда. Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т. е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам). Функционирование системы судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду рФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда РФ. Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаяхправосудие осуществлялось только судом.
 Основные законодательные источники курса | 
Понятие правоохранительной деятельности | 
Основные направления правоохранительной деятельности | 
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | 
Судебная власть: понятие и функции | 
Признаки судебной власти | 
Основные этапы развития российской судебной системы | 
Общая характеристика действующей судебной системы РФ | 
Понятие судебного звена и судебной инстанции | 
Правосудие и его отличительные свойства | 
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | 
Принцип законности правосудия | 
Осуществление правосудия только судом | 
Принцип доступности судебной защиты | 
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | 
Принцип участия граждан в отправлении правосудия | 
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | 
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | 
Принцип презумпции невиновности | 
Независимость судей и подчинение их только закону | 
Принцип гласности в деятельности суда | 
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | 
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | 
Полномочия мировых судей в РФ | 
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | 
Военные суды РФ | 
Полномочия военной коллегии ВС РФ | 
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | 
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | 
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | 
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | 
Высший арбитражный суд РФ | 
Федеральные арбитражные суды округов | 
Арбитражные суды субъектов РФ | 
Компетенция арбитражных судов | 
Порядок образования и деятельности третейских судов | 
Международный коммерческий арбитраж | 
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | 
Принципы конституционного судопроизводства | 
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | 
Полномочия конституционного суда РФ | 
Понятие и состав судейского корпуса | 
Правовой статус судей и его обеспечение | 
Приостановление и прекращение полномочий судьи | 
Система органов судейского сообщества | 
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | 
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | 
Роль и место следственного комитета МВД России | 
Внутренние войска МВД России: задачи и структура | 
Система органов миграционной службы | 
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | 
Система обеспечения безопасности в РФ | 
Правовой статус совета безопасности | 
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | 
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | 
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | 
Органы внешней разведки РФ | 
Федеральные органы государственной охраны | 
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | 
Система таможенных органов, их основные функции | 
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | 
Общая характеристика налоговых органов РФ | 
Федеральная служба по финансовому мониторингу | 
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | 
Служба судебных приставов | 
Правовой статус и полномочия судебных приставов | 
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | 
Предварительное расследование в России: понятие и формы | 
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | 
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | 
Следователи и их полномочия | 
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | 
Надзор за исполнением закона | 
Надзор за соблюдением прав и свобод человека | 
участие прокурора в рассмотрении дел судами | 
Система органов прокуратуры РФ | 
Структура органов прокуратуры РФ | 
Принципы организации и деятельности прокуратуры | 
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | 
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | 
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | 
Порядок назначения на должность нотариуса | 
Права и обязанности нотариуса | 
Порядок совершения нотариальных действий | 
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | 
Правовой статус адвоката | 
Формы адвокатских образований | 
Органы самоуправления адвокатским сообществом | 
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | 
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
 Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
 |