Осуществление правосудия только судом
Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия. Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов – окружными и судами субъектов рФ. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т. е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты. Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами. Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело. Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело. Законодательством установлено положение, в соответствии с которым каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же составом суда. Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т. е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам). Функционирование системы судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду рФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда РФ. Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаяхправосудие осуществлялось только судом.
Основные законодательные источники курса |
Понятие правоохранительной деятельности |
Основные направления правоохранительной деятельности |
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ |
Судебная власть: понятие и функции |
Признаки судебной власти |
Основные этапы развития российской судебной системы |
Общая характеристика действующей судебной системы РФ |
Понятие судебного звена и судебной инстанции |
Правосудие и его отличительные свойства |
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система |
Принцип законности правосудия |
Осуществление правосудия только судом |
Принцип доступности судебной защиты |
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом |
Принцип участия граждан в отправлении правосудия |
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе |
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту |
Принцип презумпции невиновности |
Независимость судей и подчинение их только закону |
Принцип гласности в деятельности суда |
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах |
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия |
Полномочия мировых судей в РФ |
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия |
Военные суды РФ |
Полномочия военной коллегии ВС РФ |
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции |
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ |
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции |
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ |
Высший арбитражный суд РФ |
Федеральные арбитражные суды округов |
Арбитражные суды субъектов РФ |
Компетенция арбитражных судов |
Порядок образования и деятельности третейских судов |
Международный коммерческий арбитраж |
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме |
Принципы конституционного судопроизводства |
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ |
Полномочия конституционного суда РФ |
Понятие и состав судейского корпуса |
Правовой статус судей и его обеспечение |
Приостановление и прекращение полномочий судьи |
Система органов судейского сообщества |
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ |
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ |
Роль и место следственного комитета МВД России |
Внутренние войска МВД России: задачи и структура |
Система органов миграционной службы |
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе |
Система обеспечения безопасности в РФ |
Правовой статус совета безопасности |
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи |
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ |
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков |
Органы внешней разведки РФ |
Федеральные органы государственной охраны |
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели |
Система таможенных органов, их основные функции |
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями |
Общая характеристика налоговых органов РФ |
Федеральная служба по финансовому мониторингу |
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности |
Служба судебных приставов |
Правовой статус и полномочия судебных приставов |
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России |
Предварительное расследование в России: понятие и формы |
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система |
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция |
Следователи и их полномочия |
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры |
Надзор за исполнением закона |
Надзор за соблюдением прав и свобод человека |
участие прокурора в рассмотрении дел судами |
Система органов прокуратуры РФ |
Структура органов прокуратуры РФ |
Принципы организации и деятельности прокуратуры |
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры |
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации |
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ |
Порядок назначения на должность нотариуса |
Права и обязанности нотариуса |
Порядок совершения нотариальных действий |
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности |
Правовой статус адвоката |
Формы адвокатских образований |
Органы самоуправления адвокатским сообществом |
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы |
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
|